Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Анализ структуры, организации и работы ресторана японской кухни «Две палочки»





Первый ресторан японской кухни 'Две палочки' был открыт в Петербурге в 2003 году, а сегодня сеть насчитывает уже 20 заведений, три из которых находятся в Москве. Дальнейшие планы развития компании выглядят амбициозно: помимо открытия ресторанов в крупнейших городах России, 'Две палочки' намерены выйти на зарубежный рынок, но сейчас глубже «окапываются» в Москве и Петербурге[1].

От других суши-баров «Две палочки» отличает нежелание подражать Японии во всем. Здесь официанты не надевают традиционные в стране восходящего солнца одеяния и персонал не отбирают по разрезу глаз. Все официанты - молодые люди. Форма одежды - красные футболки с остроумными надписями на спине, типа «говорю то, что думаю, и поэтому молчу»[2].

Интерьер достаточно прост, деревянные столы стоят достаточно близко друг к другу, что порой, к сожалению, вызывает дискомфорт. Хотя, в некоторых ресторанах сети можно попросить отгородиться небольшими шторками - довольно оригинальное решение. В оформлении интерьера найдено много интересных решений. Например, на плазменных панелях показывают фильмы про птиц, а в разных концах ресторана табло прилетов и отлетов авиарейсов. Со столов в недавнем прошлом исчезли те самые две палочки, а вместо них появился буклет про панд. Оказывается, бамбуковые леса вырубаются, в том числе, и ради производства палочек для суши, и это приводит к исчезновению панд. Каждый посетитель ресторана может внести свой вклад в дело помощи исчезающему виду, для этого необходимо лишь есть все блюда одними и теми же палочками.

Меню в «Двух Палочках» очень разнообразно. Здесь и суши, и свинина в панировке, и десерты. Очень вкусно делают запеченные суши, есть много вариантов готовых наборов на 1 - 4 человек. Каждую позицию в меню сопровождают картинки, так что даже те, кто только открывает для себя японскую кухню, смогут разобраться, что к чему [III. 5] В ресторане «Две палочки» часто проводятся разнообразные акции. Например, акция, устроенная в ресторане 31 октября, в день работников СИЗО и тюрьм. Официанты были одеты в тюремную робу а администраторы в полицейскую. На столиках лежали словари тюремного жаргона, а чай подавался в алюминиевых кружках. А в день сотрудника ГИБДД каждый водитель мог оставить в специальном рапорте пожелания сотрудникам инспекции дорожного движения, лучшие из которых были опубликованы на сайте ресторана [III. 5].

 

Адреса ресторанов «Две палочки» в Санкт-Петербурге:

 

 


Две палочки

Санкт-Петербург,

ул. Итальянская, 6

+7 (812) 570-62-62

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

Невский просп., 22

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

ул. Восстания, 15

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

 

Санкт-Петербург,

П.С., Большой просп., 74

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

ул. Одоевского, 34

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

Московский просп., 4

+7 (812) 335-02-22

Www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

Невский просп., 47

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

Коломяжский просп., 20

+7 (812) 301-53-15

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

Московский просп., 64

+7 (812) 318-53-57

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

Ленинский просп., 127

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Индустриальный, 24

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Энгельса, 124

+7 (812) 335-02-22

+7 (812) 333-13-13

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Славы, 43

+7 (812) 318-58-55

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

Московский просп., 205

+7 (812) 335-02-22

+7 (812) 318-77-32

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

В.О., Средний просп., 16

+7 (812) 323-14-14

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Испытателей, 2/15

+7 (812) 702-72-60

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Энгельса, 134

+7 (812) 333-13-13

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Большевиков, 3

+7 (812) 493-49-75

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Науки, 14

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Просвещения, 87

+7 (812) 335-02-22

www.dvepalochki.ru

 

Санкт-Петербург,

просп. Испытателей, 37

+7 (812) 335-02-22

+7 (812) 640-20-08

www.dvepalochki.ru


 

В данном дипломном проекте в качестве примера изучается круглосуточный ресторан «Две палочки», находящийся по адресу Московский просп., 4

 

Организационная структура

На первый взгляд может показаться, что организационная структура ресторана предельно проста. Что вся структура ресторана заключается в команде поваров и официантов, над которыми стоит владелец заведения. Но на самом деле все несколько сложнее.

Во главе ресторанного предприятия стоит или сам владелец, или назначенный владельцем управляющий. Работой с различного рода документами занимается личный секретарь руководителя предприятия. Непосредственно под контролем руководителя находится бухгалтерский отдел. Бухгалтерия включает в себя: старшего бухгалтера, бухгалтера-кассира и бухгалтера-калькулятора. На бухгалтерской группе лежит огромная ответственность. Небольшая неточность в расчетах может привести к финансовому краху всего предприятия.

Контроль над работой персонала осуществляется заместителем руководителя по персоналу. Этот человек контролирует работу всех штатных групп: сервисной, технической, кухонной, складской.

В сервисную группу входят официанты, швейцары, гардеробщики, бармены.

Техническая группа — это мойщики посуды, уборщики, завхоз. Если ресторан достаточно большой, то в техническую группу также может входить ещё и инженер.

Во главе кухонной группы стоит старший повар, который руководит командой поваров и отчитывается о работе всей группы заместителю руководителя.

Складская группа — это кладовщики и подсобные рабочие.

Отдельно в организационную структуру заведения общественного питания входят кассиры и водители[3].

 

Кадровый состав.

Управляющий рестораном

Формирование штата заведения начинается с подбо­ра управляющего и шеф-повара. Именно они определя­ют концепцию ресторана, направленность кухни, осуще­ствляют-подбор и покупку оборудования, разрабатывают технологический план. Более того, без их участия при­нимать на работу весь остальной персонал не имеет ни смысла, ни оправданности.

Управляющий рестораном должен обладать набо­ром необходимых личностных и деловых качеств, кото­рые гарантируют успешное руководство коллективом. Но главное, без чего невозможно эффективно управлять кол­лективом, — это умение воздействовать на людей, други­ми словами, управляющий должен быть лидером.

Лидерские качества, которыми должен обладать со­временный руководитель:

· инициативность;

· ответственность;

· уверенность в себе;

· уравновешенность;

· настойчивость и упорство;

· работоспособность;

· умение четко и доказательно формулировать свои идеи;

· тактичность и участливость;

· требовательность;

· оптимизм, чувство юмора

 

Приведенный перечень вовсе не означает, что руко­водитель должен обладать всеми перечисленными каче­ствами. Многие можно развить в результате существу­ющих методик по развитию личности. Есть, однако, не­пременные качества: руководитель должен быть умелым организатором. Это ценится особенно высоко. Такой че­ловек легче и скорее добьется от подчиненных выполне­ния поставленной задачи.

Сторонник авторитарного метода руководства может не рассчитывать на успех. Гораздо эффективнее исполь­зовать различные формы влияния, соотнося их с пра­вильной мотивацией сотрудников.

Требовать от сотрудников четкого выполнения сво­их обязанностей, при этом не выполняя или выполняя «спустя рукава» свои, не приведет к нужному результа­ту. Руководитель прежде всего сам должен быть испол­нительным, его кредо — «сказано-сделано».

Итак, руководитель ресторанного заведения должен быть человеком неординарным, способным не только про­работать все технические стороны бизнеса, но создать единый коллектив и нацелить его на долговременное и успешного существование.

Что должен знать управляющий:

· законодательные и нормативные акты;

· финансовые аспекты ресторанного бизнеса;

· технологические и производственные процессы;

· основы кадрового дела;

· договорную документацию;

· ведение коммерческих переговоров;

· требования налоговых и других проверяющих го­сударственных органов;

· психологические аспекты общения.

Функции управляющего рестораном.

Финансовые:

· контроль работы бухгалтерии;

· подпись счетов;

· контроль поступления денежных средств и уро­вень продаж;

· составление табелей учета и контроль выплаты заработной платы;

· контроль статей расходов заведения.

Административные:

· составление текущих торгово-административных планов;

· разработка и организация системы отчетности по выполнению плановых экономических показателей (объем продаж по отдельным позициям ассортимента; объем продаж на официанта/бармена и на бригаду; сред­ний чек на гостя, средний чек на стол; нормы затрат по кухне и бару и т.д.);

· осуществление связи с инвесторами, поставщика­ми, рекламными агентствами;

· организация рекламных и PR-акций, проведение торжественных и праздничных мероприятий.

Кадровые:

· прием на работу и увольнение персонала;

· участие в тренингах вместе с персоналом;

· организация мероприятий по повышению квали­фикации и аттестации персонала;

· формирование кадрового резерва;

· разработка и утверждение внутреннего распорядка работы предприятия;

· разработка и утверждение графика сменной ра­боты персонала и отпусков;

· разработка и контроль системы поощрений и взыс­каний персонала

· формирование корпоративной культуры сотруд­ников.

Маркетинговые:

· руководство маркетинговой деятельностью заве­дения;

· организация и проведение мероприятий по про­движению заведения на рынке услуг.

Ответственность:

· перед учредителями за рентабельность и дело­вую репутацию заведения;

· за выполнение торгово-финансового плана заве­дения (выручка, прямые и косвенные затраты и т.д.);

· за организацию работы служб и подразделений заведения (кадры, бухгалтерия, производственные цеха, ин­женерно-техническая служба).

Права:

Управляющий рестораном обладает всей полнотой распорядительной власти, включающей в себя админис­тративные, финансовые, правовые, хозяйственные аспек­ты, предоставленной ему учредителями по трудовому до­говору в соответствии с уставом предприятия и в рам­ках законодательства РФ.

Служебное взаимодействие:

Управляющий рестораном подотчетен в своих действиях учредителям, если другое не предусмотрено его трудовым договором и уставом предприятия.

Управляющему рестораном подчиняется весь персо­нал предприятия, если другое не оговорено в коллектив­ном договоре или уставе предприятия

 

Шеф-повар

К подбору шеф-повара следует приступать с того момента, как прояснится концепция заведения и будет понятно, чем и как привлекать клиентов.

Учитывая, что хороший шеф-повар — это кулинар­ное имя заведения, поиск кандидата следует вести по всем возможным направлениям.

1. Посещение конкурентных заведений. Если сыщется достойный кандидат, стоит встретиться с ним лично, уз­нать условия его работы, выяснить требования и предло­жить лучший вариант трудоустройства.

2. Размещение объявлений в профессиональных изда­ниях, Интернете, массовых изданиях, на радио и т.д. Упор следует сделать на профиздания: кандидат должен заранее знать, что открывающееся заведение соответствует уров­ню. Ни в коем случае не надо надеяться на расклеенные там и сям листки. Ожидать, что по такому рекламному призыву придет специалист высокого класса, не стоит.

3. Посещение профессиональных конкурсов. Это ре­альная возможность пообщаться с мастерами кулинарно­го искусства, увидеть их творения, понаблюдать в работе.

4. Обратиться за помощью в кадровое агентство.

Основные типовые требования, предъявляемые к шеф-

повару:

· практический опыт не менее 3-5 лет;

· опыт участия в открытии ресторана с «нуля»;

· организационные способности;

· уровень профессиональной подготовленности;

· творческие способности;

· ответственность, честность, исполнительность и т.д.

 

Принимая работника на должность шеф-повара, сто­ит непременно поинтересоваться, курит ли он. Курящий не имеет столь тонкого обоняния и вкуса, которые не­обходимы на этом специфическом поприще. Мало быть прекрасным знатоком кулинарии, нужны еще и способ­ности руководителя. В подчинении шеф-повара находит­ся определенный штат кухонных работников, и от того, какую атмосферу создаст кулинарный мастер, будет за­висеть уровень изделий.

Оценивая кандидата на должность шеф-повара, стоит обратить внимание на его опыт работы, профессионализм и творческую фантазию. Последнее качество является не менее важным, чем уровень подготовки, так как раз­работка фирменных блюд требует определенной смелос­ти и неординарных решений.

Что должен знать шеф-повар:

· организацию и технологию производства;

· ассортимент и требования к качеству блюд и кулинарных изделий;

· основы рационального и диетического питания;

· порядок составления меню;

· правила учета и нормы выдачи продуктов;

· нормы расхода сырья и полуфабрикатов;

· калькуляцию блюд и кулинарных изделий и цены на них;

· стандарты и технические условия на продукты, сырье и полуфабрикаты;

· правила и сроки хранения продуктов, сырья и полуфабрикатов;

· виды технологического оборудования, принцип работы, технические характеристики и условия его эксп­луатации;

· экономику общественного питания.

Основные обязанности:

· руководство производственно-хозяйственной де­ятельностью ресторанного заведения;

· обеспечение продуктового ряда, необходимого для работы ресторана (оформление заказа на продовольственкухонного инвентаря;

· за работу подчиненного персонала. Служебное взаимодействие: Шеф-повар подотчетен управляющему ресторана, в свою очередь ему подчиняются все работники кухни.

Метрдотель (абминистратор зала)

Должность метрдотеля — одна из ключевых в рес­торане. Независимо от специфики заведения основные функции администратора сводятся к организации рабо­ты персонала в зале и взаимодействию с посетителями. Профессионализм метрдотеля определяется именно по этим позициям. Все остальное: внешний вид, манеры, зна­ние языков — важное дополнение к главному.

Что должен знать метрдотель:

· правила и технику обслуживания клиентов;

· правила этикета;

· порядок приема заказа и организацию обслужи­вания торжеств;

· основы технологии приготовления блюд, требова­ния к их качеству и оформлению;

· формы обслуживания;

· правила работы на контрольно-кассовых аппара­тах;

· ценообразование.

Основные обязанности:

· Встреча гостей ресторана, оценка их настроения, выяснение предпочитаемого стиля отдыха, передача кли­ентов официантам.

· Контроль и поддержание состояния зала в макси­мально пригодном для приема гостей виде.

· Организация работы официантов (проведение ин­структажа перед началом смены, расстановка официан­тов).

· Контроль качества обслуживания посетителей (сер­вировка стола, принятие заказа, расчет, работа бармена).

· Работа по предотвращению конфликтных ситуа­ций, в случае возникновения таковых — локализация и немедленное разрешение спорных моментов.

· Рассмотрение любых претензий клиентов.

· Индивидуальная работа с VIP-гостями.

· Подготовка и проведение банкетов. (Перед нача­лом банкета метрдотель разъясняет официантам форботающие в зале), уборщицы, работники кухни, работни­ки сервизной службы.

 

Официант

Решить, кто главный в ресторане, очень затрудни­тельно, в заведении высокого уровня успех дела зависят от работы всех и каждого. Но все-таки официант зани­мает одну из ключевых позиций.

Подбирая кандидатов на работу официантами, сле­дует сразу отбраковывать «временщиков». Это. как пра­вило, люди, нацеленные на подработку, а не на длитель­ную успешную работу. Просчитать таких нетрудно, дос­таточно на предварительном собеседовании задать вое- рое: «Чем Вас привлекает работа официанта?» Если на первое место выносится возможность заработать хорешие деньги и, кроме того, никакие иные причины не на­зываются, то брать такого человека на работу не стоит.

Профессия официанта налагает определенную ответ­ственность за выполнение своих обязанностей. В ресторан люди приходят не только вкусно поесть, но и приятно пооб­щаться, потому им так важна окружающая обстановка.

Основные обязанности:

· сервировка стола в соответствии с установлен­ными стандартами;

· контроль за чистотой, состоянием и комплектнос­тью приборов, посуды и за скатертями и салфетками на закрепленных за официантом столах;

· знание основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям;

· консультирование гостей ресторана об особенно­стях блюд и напитков;

· прием заказов у клиентов;

· подача блюд и напитков согласно установлен­ным правилам обслуживания;

· соблюдение корпоративного стиля общения (от­ношение к гостям, манера поведения, внешний вид).

· предоставление счета и получение оплаты.

Ответственность:

· за сервировку закрепленных столиков;

· за точность принимаемого заказа;

· за своевременность и правильность подачи блюд и напитков;

· за создание атмосферы гостеприимства и соблю­дение культуры обслуживания;

· за правильность составления счета.

Права:

· поддержание общения с гостями, начатого по их инициативе;

· напоминание гостям о правилах, установленных в ресторанном заведении [II. 7. с. 129];

Кадровый вопрос в ресторанном бизнесе стоит если не на первом месте, то уж на втором точно. Причем остроты своей он не теряет вне зависимости, давно ра­ботает заведение или только открылось. Особенно сложно бывает найти соответствующий требованиям сферы ус­луг персонал низшего звена: официантов, барменов. При внимательном и радушном обслуживании клиент мо­жет не обратить внимания на мелкие просчеты в при­готовлении или оформлении блюд. А вот неквалифици­рованный официант, допустивший грубость или бестакт­ность, надолго оставит неприятный осадок у посетителя, а то и вовсе отобьет охоту посещать данное заведение. При конкуренции на рынке ресторанных услуг клиенту нетрудно компенсировать такую «потерю».

Где найти хорошего специалиста? Можно обратить­ся за помощью в кадровое агентство, но, как показывает практика, надежнее действовать самостоятельно через знакомых. Начинать работу по подбору персонала сле­дует одновременно с проработкой концепции ресторана, тогда наверняка к моменту открытия будет сформирован достойный штат сотрудников.

При приеме сотрудников на работу стоит пола­гаться на:

— профессиональные навыки;

— опыт работы по специальности;

— рекомендации с прежних мест работы.

Трудовая книжка также может служить определен­ным подспорьем в выборе того или иного кандидата. От человека, часто меняющего место работы, вряд ли можно ожидать серьезного отношения к своим обязан­ностям.

Нельзя пренебрегать и собственной первоначальной оценкой качеств кандидата. Коммуникабельность, откры­тость могут произвести благоприятное впечатление, что потом нередко и оправдывается.

Что должно насторожить в кандидате чисто с внеш­ней стороны?

— Вызывающе яркая одежда, обувь;

— массивные или многочисленные украшения у мужчин;

— грязная или неопрятная одежда, обувь;

— испуганный взгляд, неловкость в жестах;

— очень тихий или, наоборот, чересчур громкий голос [II. 7, с. 69].

На сегодняшний день, существует великое множество ресторанов. Все они отличаются друг от друга и масштабами, и направлением деятельности, и уровнем. Все это, безусловно, влияет на организационную структуру каждого из этих ресторанов. Таким образом, можно сказать, что единой схемы организационной структуры ресторана не существует.

Организационная структура ресторана «Две палочки» на Московском проспекте дом 4 выглядит следующим образом (Рисунок 3):

 

Рисунок 3 – «Организационная структура ресторана «Две палочки»

 

Во главе организационной структуры находится управляющий рестораном. В его распоряжении находятся 6 человек: бухгалтер, шеф-повар, кладовщик и 3 менеджера ресторана. В подчинении у бухгалтера находятся 4 кассира. Под руководством шеф-повара – 3 су-шефа, отвечающие за 10 поваров горячего цеха, 10 сушистов, 6 поваров холодного цеха. Под руководством менеджеров ресторана находятся порковщик, мойщица, 2 уборщицы, 4 бармена и старший официант, руководящий 24 официантами. Отдельно стоит сказать о кладовщике, так как он непосредственно находится в подчинении у управляющего, однако косвенно подчиняется как менеджерам ресторана, так и шеф-повару и су-шеф поварам.

Данная организационная структура позволяет максимально эффективно распределить рабочие нагрузки на персонал и обеспечивает качество предоставления услуг.

На рисунке 4 представлен график работы для каждой позиции в ресторане «Две палочки» на Московском проспекте дом 4.

 

Рисунок 4 – «Графики работы сотрудников»

 

Управляющий рестораном – пять дней в неделю,

Бухгалтер – пять дней в неделю,

Шеф повар – пять дней в неделю,

Менеджер – два дня через два дня,

Кассир – сутки через трое,

Су-шеф – Сутки через трое,

Кладовщик – пять дней в неделю,

Бармен – сутки через трое,

Старший официант – пять дней в неделю,

Уборщица – Сутки через двое,

Мойщица – сутки через трое,

Парковщик – пять дней в неделю

Повар – два дня через два дня,

Официант – Смены сутки через двое,

Стилулы:

Для организации высокоэффективной работы у каждого сотрудника должен быть стимул, который будет провоцировать его на качественное выполнение своей работы. Руководство ресторана «Две палочки», как и руководство любого крупного ресторана, уделяет этому аспекту организации работы персонала большое внимание. В создании комфортной обстановки в коллективе особое место принадлежит правильно сориентированной социальной сфере. К сожалению, ресторанные заведения, работающие в жестких финансовых рамках, не могут предусмотреть достаточных денежных средств на реше­ние социальных вопросов. Это заставляет руководство проявлять особую изобретательность и искать эффек­тивные косвенные методы.

Работа обслуживающего персонала сопряжена с оп­ределенными физическими и психологическими нагруз­ками — это и работа в ночное время, и длительный кон­такт с посетителями, и напряженный график работы. Поэтому руководство должно решить вопрос с питани­ем сотрудников. Можно приветствовать систему доти­руемого питания, когда предприятия берет часть оплаты на себя. Отлично, когда предприятие заботится о приоб­ретении льготных путевок на отдых и лечение, когда не забывает о детях сотрудников: подарки к Новому году, поощрение достижений в школе.

Хороший результат дает проведение различных кон­курсов и соревнований.Здесь в действующей системе поощрений важно совместить материальные и мораль­ные стимулы.

Причем отмечать пусть небольшие, но значимые улуч­шения на промежуточных этапах конкурсных заданий. Например, грамоты и дипломы «За победу над собой», «За оригинальность и изобретательность* подтолкнутработ­ников кдостижению более высоких показателей врабо­те. Должна быть продумана система карьерного роста

Одним из действенных рычагов должен стать адек­ватный уровень оплаты труда. Для каждой категории работников желательно предусмотреть резерв для по­степенного повышения зарплаты. Нецелесообразно пред­лагать максимальный уровень оплаты вновь принятому работнику. Задача руководителя — ознакомить сотруд­ника с возможностью увеличения заработка. Критерий оценки труда работника должен находиться в прямойсвязи скачеством выполнения профессиональных обя­занностей [II. 7. с.133].

 

Конфликтные ситуации

Подобрать стабильный коллектив, где отношения между сотрудниками основываются на взаимном уваже­нии, где ценится труд работника любого ранга, — основ­ная задача кадровой политики.

На начальном этапе формирования бригад официан­тов, барменов, поваров и т.д. обязательно следует учиты­вать психологическую совместимость сотрудников.

Чтобы определиться с этим немаловажным обстоя­тельством, можно предложить анкеты с примерным на­бором таких вопросов:

1. Нравится ли Вам Ваша работа?

2. Хотели бы Вы перейти на другую работу?

3. Кто из членов Вашего коллектива пользуется наи­большим уважением у коллег?

4. Какие человеческие качества Вы цените больше всего?

5. Назовите наиболее привлекательные черты своего характера?

6. Могли бы Вы дать достаточно полную характерис­тику деловых и личностных качеств большинства чле­нов коллектива?

Все аспекты работы кадровой службы заведения дол­жны быть рассчитаны на предотвращение конфликтных ситуаций. Работающий коллектив — живой организм, где кипят страсти и неизбежно случаются конфликты. Важно провести тщательный анализ критической ситуа­ции, оценить масштаб конфликта, выявить его прямых участников. Следует проявить особую деликатность в беседе со спорными сторонами. Совершенно недопусти­мо устраивать допросы с пристрастием, такая форма об­щения вызовет озлобление, и дальнейшие, даже самые добрые, намерения не дадут результата.

Грамотный разбор ситуации нацелен на выявление причин конфликта и разработку мер по выходу из него. Решение, которое бы не задело амбиций хотя бы одного участника конфликта, найти вряд ли удастся. Здесь важ­но убедить стороны в компромиссном решении, вынес­ти на обсуждение не столько личные обиды, сколько спро­воцированный ими ущерб имиджу предприятия.

Причины, которые могут породить конфликт:

• претензии к качеству обслуживания со стороны посетителей и руководства;

• уровень оплаты обслуживающего персонала;

• неравные условия работы разных подразделений;

• нечеткое распределение обязанностей;

• чрезмерная загруженность, превышающая физичес­кие и моральные возможности сотрудника;

• психологическая несовместимость членов коллек­тива;

• отсутствие четкой кадровой политики и корпора­тивной культуры;

• отсутствие социальной политики и т.д.

Проанализировав работу во всех подразделениях пред­приятия в свете вышеизложенных моментов, можно при­ступать к определению эффективных методов улучше­ния ситуации, начиная с особо сложных подразделений.

Наиболее эффективны в коллективе такие методы психологического воздействия:

· беседы;

· тренинги;

· корпоративные собрания;

· семинары;

· обучающие занятия [II. 7,с. 157]

 

Корпоративная этика

Большое значение для создания успешного бизнеса играет корпоративная этика ресторана. На всяком предприятии существуют определенные правила взаимоотношений в коллективе. Если таковых нет, то неформальные лидеры создадут их сами, но тогда уже все остальные, в том числе и руководитель, вынуж­дены будут им подчиняться. Поэтому руководитель дол­жен проработать все позиции корпоративной этики до массового набора сотрудников.

Задача состоит в том, чтобы учесть интересы и ру­ководства, и коллектива. При авторитарном режиме уп­равления правило одно: беспрекословно подчиняться ру­ководителю, без обсуждения его действий. Практика по­казывает, что в таком заведении текучесть кадров га­рантирована.

Современный уровень делового общения и корпора­тивной этики подразумевает контроль и сочетание мо­тивов и интересов. Одной из основных целей управле­ния является реализация идеи максимального сплочения коллектива, когда приходит понимание, что все вместе — единое целое, но каждый — индивидуален.

Грамотно разработанная система контроля — необ­ходимое условие этического поведения. Причем подкон­трольными должны быть все службы, в том числе и руководящий состав.

Критика работы сотрудников должна быть разум­ной и обоснованной, нельзя «вешать ярлыки» и осуждать человеческие слабости.

Руководитель должен со всеми сотрудниками выст­раивать ровные деловые отношения. В наши дни это положение особенно актуально, так как многие руково­дители предпочитают семейный бизнес и устраивают на работу родственников и знакомых [II. 7,с. 161].

Хорошая идея отмечать День рождения ресторана. На этом празднике всех присутствующих знакомят с историей предприятия, представляют новых сотрудников, объявляют о повышениях, премируют особо ценных ра­ботников, т. е. обыгрывают наново все значимые собы- тия, происшедшие за год.

Руководитель, заинтересованный в стабильной ра­боте обслуживающего персонала, должен эффективно от­рабатывать обратную связь. Только требованиями и кон­тролем добиться успешного результата невозможно. Уз­нать мнение сотрудников по тем или иным режимным и профессиональным вопросам можно с помощью анке­тирования. Результаты опросов целесообразно обсуж­дать на общих собраниях, где каждый может высказать свое мнение, рассчитывая на понимание и поддержку.

Привлекательная форма — проведение профессио­нальных конкурсов. В них могут принять участие работ­ники всех подразделений.

Обязательно следует заранее проработать всю необ­ходимую документацию, тематику, назначить время прове­дения, состав жюри. Нужно определиться с системой пре­мирования победителей, денежным вознаграждением, ин­формационным обеспечением проводимого мероприятия.

Можно, например, устроить конкурс на звание луч­шего официанта недели. Победитель получает денежный приз, нагрудный знак и право обслужить VIP-гостей за­ведения. Клиентов наверняка заинтересует объявление такого содержания: «Сегодня за столиком № 5 Вас об­служит лучший официант нашего ресторана!».

Подобного рода мероприятия должны проводиться не от случая к случаю, а регулярно. Это позволит под­держивать профессионализм сотрудников на высоком уровне [II. 7, с.165].

 

Текучесть кадров

Любой руководитель рано или поздно сталкивается с проблемой текучести кадров. Более успешные и рас­крученные рестораны без труда перекупают сотрудни­ков. Удержать ценного работника, бесконечно повышая ему зарплату, невозможно, всегда найдется тот, кто запла­тит больше. Поэтому необходимо искать другие формы кадровой заинтересованности.

Прежде всего надо изучить наиболее распространен­ные причины увольнения среди персонала ресторанных заведений.

И второе — разработать четкую программу кадро­вой политики, в которой будут отражены следующие разделы:

• адаптационный период новых сотрудников;

• преемственность традиций;

• корпоративная этика;

• требования к внешнему облику сотрудников.

Принимая на работу новичка, работник кадровой службы должен ознакомить его с режимом работы за­ведения и профессиональными требованиями, представить его коллективу, в общем, сделать все, чтобы адаптацион­ный период прошел наиболее комфортно. Новоиспечен­ный работник должен быть уверен, что вливается в друж­ный коллектив единомышленников, где дорожат своими кадрами и готовы помочь в трудную минуту.

Важно создать условия не только для продуктивной работы, но и для отдыха. Очень сплачивают коллектив общие праздники. Частью корпоративной культуры дол­жны стать чествования именинников, корпоративные ве­черинки, поздравления с рождением ребенка и т.д

 

 

Структура услуг

Услуги (продукт) предоставляемые рестораном - это те блюда и напитки, которые может попробовать клиент, придя в данный ресторан. Меню заведения находится в прямой зависимости от клиентской базы, ценовой политики заведения, выбора кухни. Составляется меню шеф-поваром совместно с руководителем заведения.

Чтобы грамотно определить примерный выбор блюд, необходимо провести маркетинговые исследования и уз­нать:

· кулинарные предпочтения клиентов;

· уровень и вид обслуживания, наиболее подходя­щие для данной категории клиентов;

· количество посадочных мест заведения;

· тип кухни конкурентов, их ценовую политику;

· популярные направления кулинарных предпочте­ний;

· стоимость продуктов,

· сезонность продуктов;

· наиболее часто используемые и наиболее прода­ваемые продукты.

На начальной стадии работы, пока с посещаемостью ресторана и с популярностью блюд не будет полной яс­ности, не следует слишком перегружать меню сложны­ми блюдами, их следует вводить постепенно, отслеживая частоту заказов у клиентов. Иначе расходы по кухне будут слишком убыточны.

В зависимости от типа ресторанного заведения и категории клиентов практикуют такие виды меню:

· со свободным выбором блюд;

· комплексных обедов

· диетического и детского питания;

· банкетное.

В ресторанах, барах, кафе с обслуживанием офици­антами разновидностью меню со свободным выбором является меню заказных блюд, которое составляется в соответствии с прейскурантом заказных блюд.

При составлении меню блюда для удобства объеди­няют в группы:

· Первые блюда.

· Вторые блюда.

· Гарниры.

· Десерты.

· Напитки.

Кроме того, каждая группа может делиться на под­группы.

Закуски традиционно располагаются в следующем порядке:

· горячие;

· холодные;

· рыбные;

· мясные;

· овощные;

· сырные;

· фирменные;

· от шефа;

· дегустационные;

· национальных кухонь.

Включать в меню дегустационные блюда или нет, решать руководству ресторана. Специфика приготовле­ния этой группы блюд предполагает наличие большого ассортимента дорогих продуктов, так сказать под заказ клиента. Поэтому на начальном этапе работы рестора­на стоит ограничиться блюдами от шефа.

Однако, меню ресторана так же зависит от категории и вида кухни ресторана. Оформление меню — это целая наука, где важно все: цвет бумаги, шрифт, расположение на листе, наличие фотографий и т.д. Меню — это визитная карточка любого ресторанного заведения. Меню, оформленное тускло и неинтересно, не сможет привлечь клиентов, они просто не воспримут его.Наконец, меню должно соответствовать стилю рес­торанного заведения.

Важные детали при оформлении меню:

· текст, удобный для чтения и восприятия;

· продуманная цветовая гамма;

· единство стиля при описании различных кушаний;

· отсутствие ошибок при переводе названий блюд с иностранного языка;

· все позиции меню должны четко соотноситься с ценой.

В меню должны быть представлены все основные сведения о ресторанном заведении:

· логотип и название;

· адрес и номер контактного телефона;

· время работы;

· выходной день;

· предложения по оказанию специальных услуг или по проведению банкетов..

Формат и оформление меню зависят от класса рес­торанного заведения:

· в ресторанах fast-food допускается много фото и символических слов;

· в пиццерии названия блюд должны быть как можно короче;

· в ресторанах типа «люкс» можно предложить спе­циальное меню для VIP-клиентов.

Если в ресторанном заведении клиентская база до­вольно обширная, имеет смысл разработать несколько видов меню:

· для бизнес-лан







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.