Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Дистресс плода. Асфиксия новорожденных





Тема: Дистресс плода. Асфиксия новорожденных

 

I. Научно-методическое обоснование темы

Конечной целью всякой беременности является рождение здорового ребенка. Дистресс плода и асфиксия новорожденного занимают одно из ведущих мест среди причин перинатальной заболеваемости и смертности. Они приводят к тяжелым последствиям со стороны центральной нервной системы и других органов не только в постнатальном периоде, но и в дальнейшей жизни ребенка. Поэтому профилактика и лечение кислородной недостаточности плода чрезвычайно важны для обеспечения здоровья будущего поколения.

Знание этиопатогенетических факторов дистресса плода и асфиксии новорожденного, основных организационных и лечебных мероприятий позволяет своевременно и эффективно проводить борьбу с этой патологией, что является важным моментом снижения перинатальной смертности.

 

II. Учебно-воспитательные цели

Для формирования умений студент должен знать:

1. Понятие терминов «дистресс плода» и «асфиксия новорожденного».

2. Причины и факторы риска развития дистресса плода и асфиксии новорожденного.

3. Методы диагностики этих состояний.

4. Алгоритм ведения беременности при дистрессе плода.

5. Алгоритм ведения родов при дистрессе плода.

6. Этапы реанимации новорожденных.

7. Профилактику дистресса плода и асфиксии новорожденного.

В результате практического занятия студент должен уметь:

1. Провести аускультацию сердцебиение плода при беременности и оценить ее результаты.

2. Провести оценку функционального состояния плода при беременности по данным кардиотокографии.

3. Провести оценку функционального состояния плода при беременности по данным биофизического профиля плода.

4. Провести оценку функционального состояния плода при беременности по данным доплеромерии кровотока в артерии пуповины при беременности.

5. Провести оценку функционального состояния плода по данным аускультации и кардиотокографии в родах;

6. Оценить цвет околоплодных вод, наличие в них примесей мекония.

7. Определить тактику ведения беременности у пациенток с дистрессом плода.

8. Определить показания для оперативного родоразрешения беременных с дистрессом плода.

9. Проводить туалет дыхательных путей новорожденного.

10. Проводить искусственную вентиляцию легких через маску.

 

III. Базовые знания

1. Основные понятия про интегративные параметры функционального состояния плода (ЧСС, двигательная активность плода, количество околоплодных вод).

2. Понятие о гипоксию, ее патогенез и методы исследования кислородной недостаточности.

3. Понятие про УЗИ и допплерометрию кровотока в сосудах.

4. Основные понятия о физиологии плодово-плацентарного кровообращения.

 

IV. Содержание учебного материала

Дистресс плода. Асфиксия новорожденных

В настоящее время все нарушения функционального состояния плода обозначают термином "дистресс плода". Следует отметить, что с помощью современных неинвазивных методов исследования истинные причины нарушений сердечной деятельности плода, его биофизического профиля и пуповинного кровотока установить невозможно. Поэтому в клинической практике следует применять термин "дистресс плода", а не термины "хроническая гипоксия плода" и "острая гипоксия плода", которые не являются клиническими.

В свою очередь под термином внутриутробная гипоксия плода понимают состояние, обусловленное причинами, ведущими к острому или повторному ограничению доступа кислорода к плоду или к нарушению способности плода использовать кислород в клеточном метаболизме. Необходимо четко определять понятие "гипоксия плода" и "асфиксия новорожденного". Следует отметить, что относительно внутриутробного состояния плода надо применять термин "гипоксия", так как, несмотря на существенные биохимические изменения при исследовании крови, оказывается не гипер-, а гипокапния. Относительно новорожденных более правильно применять термин "асфиксия", что означает нарушение газообмена с развитием гипоксии, гиперкапнии и ацидоза.

Этиологические факторы дистреса плода делят на предплацентарные, плацентарные и постплацентарные.

 

1. Предплацентарные - Группа патологических состояний, приводящих к нарушению транспорта кислорода к матке и плаценте:

- Нарушение оксигенации материнской крови (сердечно-сосудистая и легочная патология матери);

- Гемическая гипоксия матери - анемии беременных;

- Циркуляторные нарушении генерализованного характера (гипотония беременных, гипертоническая болезнь, преэклампсия с преимущественно гипергензивним синдромом);

2. Циркуляторные расстройства в маточных сосудах:

- Патологические изменения спиральных артериол в зоне плацентарной площадки как следствие перенесенных ранее воспалительных заболеваний эндометрия и абортов;

- Окклюзионные васкулярные нарушении спиральных артериол в зоне плацентарной площадки и периферический вазоспазм (преэклампсия, перенашивание беременности, диабетическая ангиопатия).

3. Собственно плацентарные факторы:

- Первичная плацентарная недостаточность вследствие нарушения развития и созревания плаценты (ангиомы, кисты плаценты и т. д.);

- Инфекционно-токсические повреждения плаценты в поздние сроки беременности;

- Отслойка плаценты.

4. Постплацентарные – патологические состояния плода и пуповины:

- Нарушение пупочного кровообращения (выпадение, сдавление, обвитие, узел);

- Аномалии развития плода и патология плода.

 

Асфиксия новорожденных

Асфиксия новорожденного является синдромом, при котором происходит нарушение газообмена, что сопровождается гипоксией, гиперкапнией и ацидозом.

Причины возникновения асфиксии могут быть классифицированы следующим образом:

I. Центральные причины, сопровождающиеся первичным подавлением дыхательных центров в следствие:

а) гипоксия плода;

б) незрелость ЦНС плода;

в) травмы ЦНС плода;

г) фармакологическая депрессия.

II. Периферические причины, обусловленные нарушением поступления кислорода к мозгу плода сразу после его рождения:

а) непроходимость дыхательных путей в результате аспирации вод, мекония, крови, обрывков плодных оболочек;

б) анатомическая или функциональная незрелость легких плода;

в) дисфункция сердечно-сосудистой системы плода (врожденные пороки сердца, гиповолемия, шок, задержка перестройки фетального типа кровообращения на внеутробный тип);

г) тяжелая анемия плода;

д) врожденные аномалии (атрезия хоан, диафрагмальные грыжи и т.д.).

Независимо от причин, вызвавших гипоксию плода, в результате их действия снижается содержание в его крови кислорода, развивается респираторный и метаболический ацидоз, усиливающий подавление дыхательных центров, сопровождается дальнейшим ухудшением легочной вентиляции, нарастанием гемодинамических и метаболических расстройств.

Асфиксия новорожденного чаще всего является следствием гипоксии плода. Поэтому к моменту рождения уже имеет место перенапряжение или срыв адаптационных механизмов его организма в ответ на внутриутробную гипоксию.

Степень асфиксии оценивается по шкале Апгар на первой и пятой минутах после рождения. Однако если на пятой минуте жизни оценка не превышает 7 баллов, дополнительные определения следует проводить каждые 5 минут до двадцатой минуты жизни (окончательное решение о неэффективности реанимационных мероприятий), или до двукратной отметки в 8 и более баллов.

На современном этапе считается, что оценка по шкале Апгар является недостаточно информативной в прогнозе развития асфиксии. Более точную информацию дает определение так называемой множественной недостаточности органов (МНО), как следствие перенесенной тяжелой асфиксии при рождении.

Основными критериями МНО являются: нарушение показателей сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нервной системы, системы гемостаза, мочевой, пищеварительной системы, метаболические расстройства (РНА 7,1 и менее; Веа 15ммоль / л и менее; уровень натрия в плазме крови <130 ммоль / л или> 150ммоль / л; уровень калия в плазме крови <3 ммоль / л или> 7 ммоль / л; уровень глюкозы в крови, при условии полного парентерального питания, <3,5 ммоль / л или> 12 ммоль / л).

Лечение новорожденных, родившихся в асфиксии, проводится в три этапа:

1-й - реанимация;

2-й - посиндромна интенсивная терапия;

3-й - реабилитация.

Подготовка к реанимации новорожденных при наличии высокой степени перинатального риска, а также при осложненных родах еще до рождения ребенка: нужно подготовить место и средства для реанимации, проверить наличие и полную готовность аппаратуры и инструментария, набора медикаментозных средств, заранее включить систему обогрева реанимационного столике и кондиционирования дыхательной смеси. После оценки состояния новорожденного следует сигнализировать в отделение реанимации новорожденных о необходимости включения кувеза.

Особого внимания заслуживает проблема температурного режима. В процессе реанимации новорожденного легко переохлаждается. Этому способствует и то, что в спешке его обычно даже не вытирают, а при испарении околоплодных вод потеря тепла усиливается (для испарения 1 мл воды теряется около 540 кал).

Внутривенное введение растворов, температура которых не контролируется, тоже способствует охлаждению новорожденного. При проведении ИВЛ происходит усиление потери организмом не только воды, но и тепла. Реанимация и интенсивная терапия без специальных мероприятий по оптимизации температурных режимов сопровождается усилением спазма периферических сосудов, что увеличивает степень ацидоза.

На современном этапе реанимацию новорожденных проводит неонатолог-реаниматолог.

Основные компоненты реанимационной помощи новорожденному известные как "АВС-шаги" реанимации.

А. Восстановление проходимости дыхательных путей

(А - airways - дыхательные пути).

В. Стимуляция или восстановления дыхания

(В-breathing - дыхание).

С. Поддержание кровообращения

(С - circulation - циркуляция, кровообращение).

Этапы реанимации:

1. Обеспечение проходимости дыхательных путей:

а) отсосать содержимое полости рта и глотки с момента рождения головки плода, не дожидаясь рождения плечиков;

б) продолжать данную манипуляцию в "дренажном" положении после рождения плода;

в) при массивной аспирации туалет проводить под контролем ларингоскопа;

г) туалет закончить отсосом содержимого желудка для предупреждения вторичной аспирации после регургитации или рвоты.

2. Искусственная вентиляция легких проводится после туалета дыхательных путей, если в течение 40-60 сек. после рождения самостоятельное дыхание отсутствует. Для этого используют дыхательные аппараты различных типов. При проведении ИВЛ рекомендуется придерживаться следующих правил:

а) предоставить головке новорожденного положение разгибания, для этого лучше всего уложить его на специальный столик с подвижным подголовником или подложить под плечики валик с пеленок;

б) после начала ИВЛ провести аускультацию легких и убедиться в полноценности туалета и эффективности вентиляции, что позволяет своевременно изменить при необходимости режим ИВЛ. У новорожденных с гипоперфузией легочных сосудов более эффективная КВД в режиме "активный вдох - активный выдох" (с отрицательным давлением на выдохе), а при чрезмерном кровенаполнения легких и при ателектазе показано применение ИВЛ с повышенным сопротивлением на выдохе, равным 5-6 мм вод ст.;

в) при неэффективности ИВЛ через маску в течение 2-3 минут делают интубацию трахеи под контролем ларингоскопа (при тяжелой асфиксии, массивной аспирации и даже при наличии просто зеленых околоплодных вод - сразу после рождения), правильное положение интубационной трубки контролируется аускультативно;

г) при необходимости проводят повторные туалеты дыхательных путей и санацию трахеобронхиального дерева через интубационную трубку (диаметр катетера должен составлять 2 / 3 диаметра трубки). При густом аспирате в интубационную трубку предварительно вводят стерильным шприцем изотонический раствор натрия хлорида, а затем отсасывают;

д) при неэффективности ИВЛ через интубационную трубку в незрелых новорожденных показано применение гелиево-кислородной смеси, содержащей 30% кислорода, в течение 10-15 вдохов;
е) при отсутствии или неисправности аппарата ИВЛ необходимо проводить дыхание изо рта в рот, соблюдая особую осторожность при вдыхании воздуха в интубационную трубку.

3. Восстановление сердечной деятельности. При клинической смерти, единичных сердечных сокращениях и даже при ЧСС <60 уд. / мин необходимо проведение наружного массажа сердца, его проводят только одновременно с ИВЛ. Кончиками двух пальцев во время выдоха 2-3 раза прижимают грудину к позвоночнику так, чтобы углубления составляло 1 см. Если сердечная деятельность не восстанавливается, то в пупочную вену струйно вводят 0,2 мл 0,1% раствора адреналина гидрохлорида, 3-5 мг / кг 10% раствора глюкозы, 1-2 мл 10% раствора кальция глюконата, глюкортикоиды (10 мг / кг или гидрокортизон 4 мг / кг - преднизолон).

При отсутствии эффекта 0,2 мл 0,1% раствора адреналина и 1-2 мл 4% раствора натрия гидрокарбоната вводят в полость сердца и продолжают массаж сердца. Массаж сердца с ИВЛ у новорожденных целесообразно проводить в течение 10 мин.

4. Коррекция волемических и метаболических нарушений.


V. Этапы проведения занятия

А. Подготовительный - мотивация темы, контроль исходного уровня знаний, задания для самостоятельной работы.

Б. Основной - самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя в отделении патологии беременных (женской консультации), в кабинете функциональной диагностики плода, в родильном зале или палате. После получения задания для самостоятельной работы студенты под руководством преподавателя проводят аускультацию сердцебиение плода с помощью акушерского стетоскопа, кардиомонитора, участвуют в исследовании биофизического профиля плода и допплерометрии кровотока в артерии пуповины. В родильном отделении - оценивают цвет околоплодных вод при их отхождении и определяют наличие примесей мекония.

При диагностике дистресса плода - студенты определяют тактику ведения беременности и родов.

В. Заключительный - контроль усвоения материала, опрос студентов, решение ситуационных задач. Обобщение преподавателя, оценка работы студентов, задание на дом.

 

Тема: Дистресс плода. Асфиксия новорожденных

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.