Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Умение находить ударение в словах





А. Исследование умения определять удар­ный слог в словах.

Регевой материал - слова: месяц, кило­метр, букет, существительное, лесовичок, уне­сенные.

Процедура и инструкция: внимательно про­слушай слова, раздели их на слоги и назови ударный слог в каждом слове.

141

Оценка результатов: высокий уровень — самостоятельное и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — единичные ошибки при назывании ударного слога (звука), са­мостоятельное нахождение и исправление неправильных отве­тов; средний уровень - ударные слоги (звуки) называются в половине предложенных слов; уровень ниже среднего — стой­кие ошибки, интенсивная помощь педагога позволяет назвать лишь отдельные ударные слоги (звуки); низкий уровень — за­дание полностью не выполняется или отказ от его выполнения.

Б. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.

Регевой материал — слова: школа, средства, участок, доку­менты, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай произне­сенные слова и назови ударный звук.

Оценка результатов: см. п. З.2.А.

В. Исследование умения выделять ударный гласный в пись­менных упражнениях.

Регевой материал — слова: машина, рубашка, крыльцо, све­тофор, светлеет, задание.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, затем запиши только гласные буквы с выделением гласной, со­ответствующей ударному звуку, например, вместо слова маши­на — аИа, рубашка — уАа и т.д.

Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше средне­го — правильное определение количества гласных букв, единич­ные ошибки в обозначении ударных звуков прописными бук­вами, неударных — строчными, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок; средний уровень — неоднократное уточ­нение задания педагогом, правильное кодирование гласных лишь в половине предложенных слов; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, интенсивная помощь логопеда позволяет «за­шифровать» ударные и неударные гласные в отдельных случа­ях; низкий уровень — задание полностью не выполняется или отказ от его выполнения. 142

Исследование языкового анализа, синтеза, представлений

1. Анализ состава предложения предложения на слова и синтез слов в предложения

А. Анализ структуры предложения. Регевой материал — предложения: Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребя­та собирают в лесу грибы. (Второй класс). На улице идет дождь. В класс пришел новый уче­ник. В саду созрел новый урожай. На уроках школьники узна­ют много интересного. (Третий класс).

Процедура и инструкция. Логопед читает вслух предложе­ния и просит ученика внимательно их прослушать и опреде­лить, сколько в них слов.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное опре­деление количества слов во всех предложениях; уровень выше среднего — определение слов в предложениях требует неоднок­ратного их повторения, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно; средний уровень — допуска­ются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог; уровень ниже среднего — задания выполняются только с помощью логопеда при неоднок­ратном исправлении им ошибок, с привлечением либо мотор­ного компонента в виде загибания пальцев рук, либо наглядно­го материала в виде полосок; низкий уровень — задание не выполняется, помощь неэффективна.

Б. Составление предложения из слов, данных в беспорядке.

Данное задание позволяет уточнить, насколько правильно ученик устанавливает смысловую и синтаксическую связь меж­ду словами.

Регевой материал — слова: в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, по­старайся изменить некоторые из них, порядок их расположе­ния и составить предложение.

143

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше сред­него — для правильного выполнения задания ученик нео­днократно повторяет слова, отдельные ошибки замечаются им и исправляются самостоятельно; средний уровень — бе­зошибочное составление половины предложений с помощью логопеда; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в уста­новлении смысловой и синтаксической связи слов в предло­жении, предложение составляется при предъявлении задан­ных словоформ в письменном виде, с помощью логопеда; низкий уровень — задание не выполняется даже при много­кратном повторении слов, а также при предъявлении их в письменном виде, помощь неэффективна.

2. Деление слов на слоги

А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги.

Регевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, сто­ляр, пригревает (второй класс); стенка, фиалка, котельная, квад­рат, электричество (третий класс).

Процедура и инструкция: внимательно прослушать после­довательно названные слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и са­мостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — для определения количества слогов ученику требуется повто­рение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы — замед­ленный; средний уровень - ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает по­ложительных результатов, наблюдается смешение понятий сло­га и звука; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, правиль­ное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью логопеда; низкий уровень — задание не выполнено, помощь неэффективна.

144

Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником.

Регевой материал — слова: лист, компот, вермишель, соро­коножка (второй класс); тумба, сковорода, примчался, велоси­педист (третий класс); карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Педагог говорит: «Сейчас я буду называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов».

Оценка результатов: см. п. 2.А.

В. Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником.

Регевой материал — слова: дать, правило, жаворонок, кра­сивее.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и скажи, сколько слогов в каждом из них.

Оценка результатов: см. п. 2. А.

Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

1. Определение количества слогов в названиях предметов, изображенных на картинках.

Материал — картинки со следующими изображениями: мяч, лодка, парашют, самосвал; карточки с цифрами.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и определи, сколько слогов в названиях предметов, изображен­ных на этих картинках (предметы вслух не называются, задание выполняется посредством выкладывания определенной цифры).

Оценка результатов: высокий уровень — задание выполня­ется быстро и безошибочно; уровень выше среднего — картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопро­верка помогает найти ошибки; средний уровень — для опреде­ления количества слогов требуется произнесение названия пред­мета, изображенного на картинке, самим учеником или логопедом, при этом цифры в половине случаев соответствуют числу слогов; уровень ниже среднего — отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достига­ются при помощи логопеда в виде называния предметов и уточ­нения содержания инструкций; низкий уровень — все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.

145

2. Определение количества слогов с помощью цифр.

Материал — картинки с изображениями следующих пред­метов: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картин­ки, определи количество слогов в словах и положи под каждую картинку соответствующую цифру.

Оценка результатов: см. п. 2.Г. 1.

Д. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги.

Регевой материал — слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (второй класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (третий класс).

Процедура и инструкция: внимательно прочти слова, напе­чатанные на карточках, а затем раздели их вертикальными чер­точками на слоги.

Оценка результатов: высокий уровень — деление слов на слоги не вызывает затруднений; уровень выше среднего — вы­полнение задания сопровождается комментированием, отдель­ные ошибки исправляются самостоятельно, темп работы замед­ленный; средний уровень — ошибки допущены почти в половине слов, не все из них исправляются в ходе самопровер­ки; уровень ниже среднего — медленный темп работы, непра­вильное деление слов на слоги в большинстве предложенных слов, самопроверка не выявляет ошибок, смешение понятий «слог», «звук», «буква»; низкий уровень — стойкие затрудне­ния не позволяют справиться с заданием, помощь неэффектив­на, отказ от выполнения задания.

Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса.

Регевой материал — слова, напечатанные на карточках: со­бирать, покрывать, прогремел, наступила.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, на­печатанные на карточке, и раздели их на слоги с учетом правил переноса, затем объясни выполнение задания.

Оценка результатов: высокий уровень — задание выполня­ется быстро и без исправлений; уровень выше среднего — зада-146

ние выполняется самостоятельно, самопроверка приводит к исправлению допущенных ошибок, темп работы замедленный; средний уровень — нарушение основных правил переноса в половине предложенных слов, самопроверка не ведет к исправ­лению допущенных ошибок; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, смешение таких понятий, как «слог» — «буква», «слог» — «звук»; низкий уровень — беспо­рядочное, неаргументированное деление слов, повторение и уточнение инструкции логопедом не ведет к исправлению оши­бок, отказ от выполнения задания.

Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предло­жении.

Регевой материал — предложения: Кошка пьет из миски молоко. (Второй класс). Солнечные лучи лились ослепитель­ным потоком. (Третий класс).

Процедура и инструкция: внимательно прослушай предло­жение и запиши его, проговаривая вслух по слогам. Педагог фиксирует правильность выполнения работы. Дополнительно предлагается разделить некоторые слова на слоги с помощью вертикальных черточек.

Оценка результатов: высокий уровень — четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы быстрый; уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, имеют место отдельные ошибки, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок; средний уро­вень — деление слов на слоги вызывает многочисленные ошиб­ки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев увеличивает, самопроверка ошибок не выявля­ет; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь логопеда помогает довести работу до конца; низкий уровень — с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

147

3. Фонематический анализ, синтез, представления

А. Выделение звука на фоне слова. Регевой материал — слова: окно, крыша, дом, кора, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.

Процедура и инструкция. Логопед просит учащегося поднять карточку-сигнал, если тот услышит условленный звук.

Оценка результатов: высокий уровень — быстрое и безо­шибочное выполнение задания; уровень выше среднего — еди­ничные ошибки, которые исправляются, если на них указыва­ет педагог; средний уровень — наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь логопеда; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником; низкий уровень -неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполне­ния задания.

Б. Определение первого и последнего звуков в словах. Регевой материал — слова: пар, крыса, пригорок, принес­ло, белила, красивый.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и назови первый и последний звуки в произнесенном слове. Оценка результатов: см. п. З.А.

В. Определение количества звуков в словах.

Регевой материал — слова: рак, шуба, крыша, степи, журав­ли, паркет, снеговик.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слово и определи, сколько в нем звуков.

Оценка результатов: см. п. З.А.

Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.

Регевой материал — слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник.

Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого сло­ва логопед называет определенный звук, затем просит учаще-

148

гося определить место данного звука в слове. Например: «Ка-' кой по счету звук [iiij в слове кошка?» и т.д. Оценка результатов: см. п. З.А.

Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.

Материал - набор картинок, на которых изображены сыр, куст, корова, молоток, ложка, лимон, цыпленок, сито, халат, носки, кольцо, крыша, карандаш и т.д.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки, а затем отбери те, в названии которых есть звуки [с], [р], [л] и т.д.

Оценка результатов: высокий уровень — выполнение зада­ния не вызывает затруднений; уровень выше среднего — пра­вильное выполнение задания с активной помощью логопеда в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление оши­бок после уточнения задания; средний уровень — неправиль­ный подбор слов, состоящих из шести и более звуков; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве названных слов; низкий уровень — правильные ответы единичны, подо­бранные слова элементарны по звуковой структуре и входят в обиходный словарь ученика.

Е. Придумывание слов, состоящих из определенного коли­чества звуков (исследование фонематических представлений).

Материал — карточки с цифрами 3,4,5,6,7 и схемы слов с обозначением количества звуков:...,....,.....,......,........

Процедура и инструкция: придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указано на карточке или схеме.

Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - еди­ничные ошибки исправляются самостоятельно или после под­сказки логопеда; средний уровень — половина предъявленных слов не соответствует содержанию задания; уровень ниже сред­него — придуманные слова в большинстве случаев ошибочны, самопроверка или подсказка педагога не приводят к правиль­ному результату; низкий уровень — придуманные слова не со­ответствуют карточке с цифрой или схеме, нет аргументации выполнения задания.

149

4. Определение характера звука в словах

A. Исследование умения дифференцировать гласные и со­гласные звуки в словах.

Регевой материал — слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь.

Процедура и инструкция: внимательно послушать последо­вательно произнесенные логопедом слова и назвать сначала гласные, а затем — согласные звуки, входящие в эти слова, объяснить свой выбор.

Оценка результатов: высокий уровень — звуки классифи­цируются правильно, уверенно; уровень выше среднего — в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке логопеда; средний уровень — вы­раженные трудности при классификации смысло-различитель-ных признаков звуков в словах, обучающая инструкция лого­педа в большинстве случаев приводит к правильным ответам; уровень ниже среднего — значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциа­ции звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы медленный; низкий уровень — задание не выпол­няется, помощь неэффективна.

Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости.

Регевой материал — слова: дочка, подушка, квадрат, бра­коньер, правило.

Процедура и инструкция: определить принадлежность со­гласных к звонким или глухим звукам в произнесенных лого­педом словах по вопросам: «Какие в этом слове согласные глу­хие? Какие звонкие?».

Оценка результатов: см. п. 4. А.

B. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме.

Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания.

Процедура и инструкция: вспомни и назови способы обо­значения мягкости согласных на письме, приведи примеры, а

150

|также примеры тех согласных, которые являются всегда твер­дыми или всегда мягкими согласными звуками.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и ар­гументированное выполнение задания; уровень выше средне­го — знания основных способов обозначения мягкости на пись­ме, отдельные недочеты в назывании всегда твердых и всегда мягких согласных звуков; средний уровень — знания фрагмен­тарны, ответы не аргументированы, преобладают штампы; низ­кий уровень — знания не соответствуют программным требо­ваниям, отказ от выполнения задания.

Исследование процесса чтения

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) 11. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечени-I ем согласных), слов (односложных, двусложных, много­сложных простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных и распро­страненных, сложносочиненных и сложноподчиненных), текста.

2. Определить понимание прочитанных ребенком слов, пред­ложений, текста.

3. Определить скорость чтения.

4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами).

Исследование процесса письма

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Определить количество и характер ошибок при списывании (с печатного и рукописного текста), при письме под диктовку, при изложении, при письме предложений или текста с дефект­но произносимыми и не дифференцируемыми учащимся на слух звуками, при письме предложений или текстов с опти­чески сходными буквами.

151

Исследование орфографических знаний, умений и навыков

1. Исследование состояния письменной речи







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.