|
Умение находить ударение в словах
А. Исследование умения определять ударный слог в словах. Регевой материал - слова: месяц, километр, букет, существительное, лесовичок, унесенные. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, раздели их на слоги и назови ударный слог в каждом слове. 141 Оценка результатов: высокий уровень — самостоятельное и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — единичные ошибки при назывании ударного слога (звука), самостоятельное нахождение и исправление неправильных ответов; средний уровень - ударные слоги (звуки) называются в половине предложенных слов; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, интенсивная помощь педагога позволяет назвать лишь отдельные ударные слоги (звуки); низкий уровень — задание полностью не выполняется или отказ от его выполнения. Б. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах. Регевой материал — слова: школа, средства, участок, документы, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный. Процедура и инструкция: внимательно прослушай произнесенные слова и назови ударный звук. Оценка результатов: см. п. З.2.А. В. Исследование умения выделять ударный гласный в письменных упражнениях. Регевой материал — слова: машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, затем запиши только гласные буквы с выделением гласной, соответствующей ударному звуку, например, вместо слова машина — аИа, рубашка — уАа и т.д. Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — правильное определение количества гласных букв, единичные ошибки в обозначении ударных звуков прописными буквами, неударных — строчными, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок; средний уровень — неоднократное уточнение задания педагогом, правильное кодирование гласных лишь в половине предложенных слов; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, интенсивная помощь логопеда позволяет «зашифровать» ударные и неударные гласные в отдельных случаях; низкий уровень — задание полностью не выполняется или отказ от его выполнения. 142
Исследование языкового анализа, синтеза, представлений 1. Анализ состава предложения предложения на слова и синтез слов в предложения А. Анализ структуры предложения. Регевой материал — предложения: Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы. (Второй класс). На улице идет дождь. В класс пришел новый ученик. В саду созрел новый урожай. На уроках школьники узнают много интересного. (Третий класс). Процедура и инструкция. Логопед читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов. Оценка результатов: высокий уровень — правильное определение количества слов во всех предложениях; уровень выше среднего — определение слов в предложениях требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно; средний уровень — допускаются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог; уровень ниже среднего — задания выполняются только с помощью логопеда при неоднократном исправлении им ошибок, с привлечением либо моторного компонента в виде загибания пальцев рук, либо наглядного материала в виде полосок; низкий уровень — задание не выполняется, помощь неэффективна. Б. Составление предложения из слов, данных в беспорядке. Данное задание позволяет уточнить, насколько правильно ученик устанавливает смысловую и синтаксическую связь между словами. Регевой материал — слова: в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, постарайся изменить некоторые из них, порядок их расположения и составить предложение. 143 Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — для правильного выполнения задания ученик неоднократно повторяет слова, отдельные ошибки замечаются им и исправляются самостоятельно; средний уровень — безошибочное составление половины предложений с помощью логопеда; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов в предложении, предложение составляется при предъявлении заданных словоформ в письменном виде, с помощью логопеда; низкий уровень — задание не выполняется даже при многократном повторении слов, а также при предъявлении их в письменном виде, помощь неэффективна. 2. Деление слов на слоги А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги. Регевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (второй класс); стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (третий класс). Процедура и инструкция: внимательно прослушать последовательно названные слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове. Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы — замедленный; средний уровень - ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью логопеда; низкий уровень — задание не выполнено, помощь неэффективна. 144 Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником. Регевой материал — слова: лист, компот, вермишель, сороконожка (второй класс); тумба, сковорода, примчался, велосипедист (третий класс); карточки с цифрами. Процедура и инструкция. Педагог говорит: «Сейчас я буду называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов». Оценка результатов: см. п. 2.А. В. Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником. Регевой материал — слова: дать, правило, жаворонок, красивее. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и скажи, сколько слогов в каждом из них. Оценка результатов: см. п. 2. А. Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений. 1. Определение количества слогов в названиях предметов, изображенных на картинках. Материал — картинки со следующими изображениями: мяч, лодка, парашют, самосвал; карточки с цифрами. Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и определи, сколько слогов в названиях предметов, изображенных на этих картинках (предметы вслух не называются, задание выполняется посредством выкладывания определенной цифры). Оценка результатов: высокий уровень — задание выполняется быстро и безошибочно; уровень выше среднего — картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопроверка помогает найти ошибки; средний уровень — для определения количества слогов требуется произнесение названия предмета, изображенного на картинке, самим учеником или логопедом, при этом цифры в половине случаев соответствуют числу слогов; уровень ниже среднего — отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достигаются при помощи логопеда в виде называния предметов и уточнения содержания инструкций; низкий уровень — все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна. 145 2. Определение количества слогов с помощью цифр. Материал — картинки с изображениями следующих предметов: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами. Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки, определи количество слогов в словах и положи под каждую картинку соответствующую цифру. Оценка результатов: см. п. 2.Г. 1. Д. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги. Регевой материал — слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (второй класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (третий класс). Процедура и инструкция: внимательно прочти слова, напечатанные на карточках, а затем раздели их вертикальными черточками на слоги. Оценка результатов: высокий уровень — деление слов на слоги не вызывает затруднений; уровень выше среднего — выполнение задания сопровождается комментированием, отдельные ошибки исправляются самостоятельно, темп работы замедленный; средний уровень — ошибки допущены почти в половине слов, не все из них исправляются в ходе самопроверки; уровень ниже среднего — медленный темп работы, неправильное деление слов на слоги в большинстве предложенных слов, самопроверка не выявляет ошибок, смешение понятий «слог», «звук», «буква»; низкий уровень — стойкие затруднения не позволяют справиться с заданием, помощь неэффективна, отказ от выполнения задания. Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса. Регевой материал — слова, напечатанные на карточках: собирать, покрывать, прогремел, наступила. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, напечатанные на карточке, и раздели их на слоги с учетом правил переноса, затем объясни выполнение задания. Оценка результатов: высокий уровень — задание выполняется быстро и без исправлений; уровень выше среднего — зада-146 ние выполняется самостоятельно, самопроверка приводит к исправлению допущенных ошибок, темп работы замедленный; средний уровень — нарушение основных правил переноса в половине предложенных слов, самопроверка не ведет к исправлению допущенных ошибок; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, смешение таких понятий, как «слог» — «буква», «слог» — «звук»; низкий уровень — беспорядочное, неаргументированное деление слов, повторение и уточнение инструкции логопедом не ведет к исправлению ошибок, отказ от выполнения задания. Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предложении. Регевой материал — предложения: Кошка пьет из миски молоко. (Второй класс). Солнечные лучи лились ослепительным потоком. (Третий класс). Процедура и инструкция: внимательно прослушай предложение и запиши его, проговаривая вслух по слогам. Педагог фиксирует правильность выполнения работы. Дополнительно предлагается разделить некоторые слова на слоги с помощью вертикальных черточек. Оценка результатов: высокий уровень — четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы быстрый; уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, имеют место отдельные ошибки, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок; средний уровень — деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь логопеда помогает довести работу до конца; низкий уровень — с заданием не справляется, отказ от выполнения задания. 147
3. Фонематический анализ, синтез, представления А. Выделение звука на фоне слова. Регевой материал — слова: окно, крыша, дом, кора, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы. Процедура и инструкция. Логопед просит учащегося поднять карточку-сигнал, если тот услышит условленный звук. Оценка результатов: высокий уровень — быстрое и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает педагог; средний уровень — наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь логопеда; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником; низкий уровень -неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания. Б. Определение первого и последнего звуков в словах. Регевой материал — слова: пар, крыса, пригорок, принесло, белила, красивый. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и назови первый и последний звуки в произнесенном слове. Оценка результатов: см. п. З.А. В. Определение количества звуков в словах. Регевой материал — слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слово и определи, сколько в нем звуков. Оценка результатов: см. п. З.А. Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова. Регевой материал — слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник. Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого слова логопед называет определенный звук, затем просит учаще- 148 гося определить место данного звука в слове. Например: «Ка-' кой по счету звук [iiij в слове кошка?» и т.д. Оценка результатов: см. п. З.А. Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук. Материал - набор картинок, на которых изображены сыр, куст, корова, молоток, ложка, лимон, цыпленок, сито, халат, носки, кольцо, крыша, карандаш и т.д. Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки, а затем отбери те, в названии которых есть звуки [с], [р], [л] и т.д. Оценка результатов: высокий уровень — выполнение задания не вызывает затруднений; уровень выше среднего — правильное выполнение задания с активной помощью логопеда в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление ошибок после уточнения задания; средний уровень — неправильный подбор слов, состоящих из шести и более звуков; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в большинстве названных слов; низкий уровень — правильные ответы единичны, подобранные слова элементарны по звуковой структуре и входят в обиходный словарь ученика. Е. Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений). Материал — карточки с цифрами 3,4,5,6,7 и схемы слов с обозначением количества звуков:...,....,.....,......,........ Процедура и инструкция: придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указано на карточке или схеме. Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки исправляются самостоятельно или после подсказки логопеда; средний уровень — половина предъявленных слов не соответствует содержанию задания; уровень ниже среднего — придуманные слова в большинстве случаев ошибочны, самопроверка или подсказка педагога не приводят к правильному результату; низкий уровень — придуманные слова не соответствуют карточке с цифрой или схеме, нет аргументации выполнения задания. 149 4. Определение характера звука в словах A. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах. Регевой материал — слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь. Процедура и инструкция: внимательно послушать последовательно произнесенные логопедом слова и назвать сначала гласные, а затем — согласные звуки, входящие в эти слова, объяснить свой выбор. Оценка результатов: высокий уровень — звуки классифицируются правильно, уверенно; уровень выше среднего — в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке логопеда; средний уровень — выраженные трудности при классификации смысло-различитель-ных признаков звуков в словах, обучающая инструкция логопеда в большинстве случаев приводит к правильным ответам; уровень ниже среднего — значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциации звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы медленный; низкий уровень — задание не выполняется, помощь неэффективна. Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости. Регевой материал — слова: дочка, подушка, квадрат, браконьер, правило. Процедура и инструкция: определить принадлежность согласных к звонким или глухим звукам в произнесенных логопедом словах по вопросам: «Какие в этом слове согласные глухие? Какие звонкие?». Оценка результатов: см. п. 4. А. B. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания. Процедура и инструкция: вспомни и назови способы обозначения мягкости согласных на письме, приведи примеры, а 150 |также примеры тех согласных, которые являются всегда твердыми или всегда мягкими согласными звуками. Оценка результатов: высокий уровень — правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего — знания основных способов обозначения мягкости на письме, отдельные недочеты в назывании всегда твердых и всегда мягких согласных звуков; средний уровень — знания фрагментарны, ответы не аргументированы, преобладают штампы; низкий уровень — знания не соответствуют программным требованиям, отказ от выполнения задания. Исследование процесса чтения (Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) 11. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечени-I ем согласных), слов (односложных, двусложных, многосложных простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), текста. 2. Определить понимание прочитанных ребенком слов, предложений, текста. 3. Определить скорость чтения. 4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами). Исследование процесса письма (Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Определить количество и характер ошибок при списывании (с печатного и рукописного текста), при письме под диктовку, при изложении, при письме предложений или текста с дефектно произносимыми и не дифференцируемыми учащимся на слух звуками, при письме предложений или текстов с оптически сходными буквами. 151 Исследование орфографических знаний, умений и навыков
1. Исследование состояния письменной речи Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|