Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ





1. Понятие и основные направления социального управления

Управление социальной работой является необходимым усло­вием для функционирования любой общественной организации, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставлен­ных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Социальное управление в широком смысле означает управ­ление всеми и любыми общественными процессами, а в узком − управление процессами и явлениями социальной сферы обществен­ной жизни.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами. В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в уп­равлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руко­водители, хорошо владеющие искусством управления, − ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отно­шения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодина­ков и зависит от их статуса, активности и т. д.

Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.

Объекты управления в социальной работе − социальные работ­ники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения. Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленчес­кими функциями.

Процесс управления социальной работой предполагает опреде­ленную организационную структуру, под которой понимается со­вокупность органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальной работе в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управле­ния, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Важнейшее условие эффективности системы социальной защиты населения − структурное совершенствование деятельности уровней управления органов социальной работы.

Выделяют три уровня управления:

1) верхний, институциональный − Российская Федерация и автономная республика;

2) средний − регион, т. е. органы социальной защиты краев,
областей, автономных образований, городов, районов, округов,
префектур, муниципалитетов;

3) низший − социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управ­ления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организа­ции и управления. В то же время, теория управления социальной работой мало исследована. В числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

· разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;

· исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях;

· моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

· разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

· исследование информационных основ управления в социальной работе, создание современного банка данных;

· разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных ме­тодов прогнозирования;

· разработка алгоритмов организации личной работы социаль­ных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

· исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и про­цессуальных теорий мотивации.

Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач. Так, соци­ально-экономическое развитие любого административно-территориального района включает комплекс экономических реформ, социальный и жилищный комплексы, а также комплексы потре­бительского рынка, экологии и инженерной инфраструктуры, раз­вития культуры, охраны памятников и улучшения архитектурного облика территории.

Социальный комплекс предусматривает:

· конкретную социальную защиту определенных категорий
жителей;

· развитие системы медицинского обслуживания (в том числе
страховой медицины);

· борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;

· разработку и реализацию программ по трудоустройству и за­нятости населения;

· разработку и реализацию отдельных программ по работе с
молодежью;

· реализацию программ общего и специального образования
и воспитания детей;

· торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;

· развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.

2. Функции управления

Функции управления − это виды деятельности органов управле­ния и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Одним из первых авторов развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель класси­ческой школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, и функции в его класси­фикации были представлены как последовательные этапы: пред­видение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:

• предварительное управление (целеполагание, прогнозирование,
планирование);

• оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

• заключительное управление (контроль, учет, анализ).
Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для управления социальной работой: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

Целеполагание.

Целеполагание − это начальный момент управ­ления, в который устанавливаются цели управления на определен­ный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет пред­ставлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактичес­ких и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений ми­ровой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетво­рение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долго­срочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С дру­гой стороны, если на первый план выдвигаются тактические цели в ущерб стратегическим целям, это тормозит развитие социальной работы.

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование.

Прогнозирование социальной работы − одна из главных функций социального управления − это научно-ана­литический этап социального планирования, основа для составле­ния перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

Прогнозирование социальной работы − это выработка обоснован­ного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масшта­бах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов.

Программно-целевой критерий предполагает разделение про­гнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование − это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозиро­вание − это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения по­ставленных целей.

По времени упреждения прогнозирование социальной работы может быть оперативным (на месяц), краткосроч­ным (от месяца до года), среднесрочным (от года до 5 лет), долгосрочным (от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет).

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качест­венными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дель­фийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки:

При прогнозировании социальной работы могут быть исполь­зованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные модели. В нормативном прогнозировании могут успешно приме­няться сетевые модели.

Например, с использованием метода прогнозирования в пре­фектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управ­лениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовал выявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. В насто­ящее время действуют следующие информационные системы:

«Пенсионер − справка» − позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, о компенсационных выплатах каждого получателя;

«Пенсионер − транспорт» − дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;

«Пенсионер − путевка» − содержит данные о выдаче санаторно-курортных путевок и выплате компенсаций за неиспользованную путевку;

«Льготы − справка» − позволяет получить информацию о пре­доставляемых льготах отдельным категориям граждан;

«Пенсия − норма» − информирует о пенсионном законодатель­стве;

«Платежные поручения» − дает возможность печатать и регист­рировать платежные поручения;

«Адрес − справка» − помогает определить, к какому муници­пальному округу относится та или иная улица Москвы;

«Баланс» − позволяет вести пенсионный бухгалтерский баланс;

«Архив» − содержит фамилии и адреса пенсионных дел умер­ших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсио­неров, перешедших на другой вид пенсии;

«Обращение − учет» − содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социаль­но-бытовому обслуживанию.

Организация.

Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организаци­онной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требо­вания к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линей­ные, функциональные, дивизиональные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организаци­онные структуры управления, на верхних− дивизиональные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наи­более прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совер­шенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.

Для создания эффективной системы социальной защиты насе­ления важнейшим условием является структурное совершенство­вание на различных уровнях управления социальной работой.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных рес­публиках является Министерство труда и социального развития, в функции которого входит:

• разработка положения по основам федеральной политики для
нуждающихся в государственной помощи;

• анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;

• подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ, таких как:

- организации обслуживания и обеспечения пособиями;

- социальному обслуживанию;

- медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи;

- социальной помощи семье и детям;

- международному сотрудничеству.

Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев, об­ластей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:

• центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

• центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;

• центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

• центр помощи детям, оставшимся без родителей;

• социальные гостиницы и т. д.

Управление социальной защитой населения по линии законо­дательной власти осуществляется Государственной Думой РФ, областными думами и думами автономных рес­публик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных ин­ститутах и т. д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллек­тивов (в вузах, например, студенческие советы).

Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций, имеющих свои структуры управ­ления, свои учредительные документы (Устав, Положение и т.д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.

Мотивация.

Мотивация труда работников социальных служб имеет большое значение в повышении эффективности управления социальной работой.

Мотивация − это совокупность внутренних и внешних движу­щих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направлен­ность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.

В современной науке управления разработано много теорий мотивации, которые можно поделить на две категории: содержа­тельные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на иденти­фикации тех внутренних потребностей, которые заставляют дейст­вовать людей так, а не иначе. В основе содержательных теорий мотивации лежат такие понятия, как потребность и вознаграждение.

Потребности, т. е. ощущение человеком недостатка чего-либо, бывают первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими (потребности в пище, воде, одежде, безопасности и т. д.). Вторичные потребности − по природе своей психо­социальные: успех, уважение, власть и т. д.

Вознаграждение − это все, что человек считает ценным для себя. Однако понятия ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна и оценка вознаграждения. Таким образом, ценность воз­награждения относительна.

Известно, что множество различных потребностей можно разде­лить на пять основных категорий: физиологические потребности, потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности (потребности в причастности), потребности в ува­жении, потребности в самовыражении. Практическая ценность содержательных теорий мотивации для управления социальной работой заключается в том, что она позволяет руководителям со­циальных служб различных рангов понимать, что лежит в основе стремления людей к работе.

Процессуальные теории мотивации включают теорию ожида­ний и теорию справедливости. Теория ожиданий базируется на том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на достижение опре­деленной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбран­ные им типы поведения действительно приведут к удовлетворению или приобретению желаемого. При этом наивысшая эффективность мотивации достигается при одновременной реализации трех по­следовательных групп ожидания: ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты; ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение; ожидаемая валентность (цен­ность для конкретного человека) вознаграждения.

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно оп­ределяют отношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, в результате чего у него возникает психологическое напряжение. Руководителю необходимо восстановить справедливость, повысив вознагражде­ние сотруднику или разъяснив, что его коллега получил большее вознаграждение за более производительный труд.

Мотивации могут быть использованы руководителями соци­альных служб для повышения, эффективности управления и опти­мального решения поставленных задач.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.