Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 12. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)





1. Общее понятие и составляющие эффективности

Под эффективностью понимается следствие, результат какого-нибудь действия. Эффективность за­висит от вида деятельности, поэтому важно провести логический анализ понятия «деятельность», его интерпретацию и операционализацию. Поскольку различные виды деятельности существенно отлича­ются друг от друга, эффективность как результат деятельности выражается по-разному. Например, результатом эконо­мической деятельности может быть повышение или понижение жизненного уровня людей, уменьшение или увеличение числа ма­лообеспеченных и бедных и т. д. В медицине таким результатом может быть состояние здоровья пациента после его лечения, близ­кое или далекое от нормы. Результатом социально-психологической работы может явиться улучшение или ухудшение психического и социального здоровья человека, тех или иных социально-демогра­фических групп и т. д.

Эффективность − сложный феномен, она складывается из цели, результата, затрат, условий деятельности. Два первых компонента являются главными, определяющими, поэтому эффективность в целом можно рассматривать как степень реализации цели, что выражается формулой:

Э = Р/Ц, где Р − результат, а Ц − цель.

Эффективность может быть как положительной, так и отрица­тельной.

Учитывая, что результат зависит от затрат (3) и условий дея­тельности (У), формулу эффективности следует уточнить. В этом случае она примет вид:

Э = Р/Ц + 3 + У.

Результат означает конечный итог, завершающий собой что-либо. Учитывая специфику социальной работы как определенного вида деятельности, результат ее должно видеть в оказании помощи, поддержки, в защите всех людей и особенно «слабых» слоев насе­ления.

Результат всякой деятельности сопряжен с ее целью, которая интерпретируется как планируемый результат. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных воз­можностей субъекта и применяемых средств. Выделяются различ­ные типы целей: конкретные и абстрактные, стратегические и тактические, индивидуальные, групповые и общественные, цели, поставленные самим субъектом деятельности, и цели, заданные ему извне.

Применительно к социальной работе цели могут быть конкре­тизированы следующим образом. Главная цель социальной работы − удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она диф­ференцируется на подцели, а именно: усиление степени самосто­ятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону; адапта­ция и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собствен­ного достоинства и уважение со стороны окружающих; достижение такого положения, когда у клиента отпадает необходимость в по­мощи социальных работников.

Цели могут быть также конкретизированы с учетом специфики объекта (клиентов, групп), направлений и уровней социальной работы. В последнем случае речь должна идти о социальной работе в стране, регионе, области, крае, городе, сельской местности, на уровне отдельных социальных служб, социальных институтов и социальных работников.

Следующей составляющей эффективности являются затраты. Вид затрат, их совокупность зависят от вида деятельности и реализации тех или иных целей.

Применительно к социальной работе затраты могут быть: затраты на устройство различного рода социальных служб и учреждений, финансовое обеспечение потреб­ностей клиентов (в том числе реальные доходы, потребляемые блага и услуги, продовольственные и непродовольственные товары, жи­лищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.), физическими и умственными (в том числе нравственного, психологического характера), а также временными (дни, недели, месяцы, годы).

Важнейшим компонентом эффективности деятельности явля­ются ее условия. Условия деятельности можно трактовать как совокупность особенностей орудий и предметов труда, состояние производственной среды и организации труда, которые существенно влияют на здоровье, настроение и работоспособность индивида. Выделяют четыре группы элементов условий труда: 1) санитарно-гигиенические (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, состояние воздушной среды, ультразвук, разнообразные излучения, контакт с водой, маслом, токсичными веществами, общие и профессиональные заболевания); 2) психофизиологические (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, моно­тонность работы, рабочая поза и т. д.); 3) социально-психологические (социально-психологический климат в обществе в целом, в трудовом коллективе, семье и т. д.); 4) эстетические (художественно-конст­рукторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера, применение функциональной музыки и т. д.). Создание нормальных условий труда − важнейший фактор со­циальной защищенности людей, самих социальных работников. Наличие тех или иных условий может сказываться положительно или отрицательно на деятельности самих социономов. Что касается условий труда и жизнедеятельности клиентов социальной службы, то надо различать две их группы. В первой − клиенты, работа­ющие в государственном, частном или смешанном секторе. В этом случае социальные службы обязаны активно воздейст­вовать на соответствующие управленческие структуры в целях создания (и контроля) надлежащих условий труда работникам. Во второй − группа клиентов (включая семьи), которые не заняты по тем или иным причинам в общественном производстве. Для того чтобы в этом случае создать нормальные условия для домаш­него труда, проживания в семье, доме, микрорайоне, особенно важен контроль над такими элементами условий жизнедеятельности, как шум, состояние воздушной среды, разнообразные излучения и другие компоненты санитарно-гигиенических условий. Кроме того, немаловажен также социально-психологический микроклимат в тех или иных социальных службах, в которые вынуждены обращаться клиенты.

2. Эффективность, социальные нормы и потребности

В определении эффективности важную роль играют такие по­казатели, как общепринятые нормы (или идеалы).

Норма есть установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Нормативы являются производным понятием от нормы и означают расчетные величины затрат рабо­чего времени, материальных и денежных ресурсов. Применяют их в нормировании труда и планировании деятельности (например, сколько за день необходимо обслужить пенсионеров-одиночек и т. д.).

Социальные процессы очень сложны, поэтому для определения их оптимального состояния используется также понятие социаль­ного ориентира, который отражает развитие и функционирование социальных процессов с учетом передовых показателей развития и функционирования аналогичных процессов. Социальные ориен­тиры и нормативы классифицируются главным образом по сферам жизнедеятельности человека (труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностные отношения) и отражают, прежде всего, обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. че­ловек населения.

Социальные ориентиры обусловлены объективными и субъек­тивными факторами. В частности, можно отметить, что опреде­ленные социальные нормативы (минимальная заработная плата, пенсии, расходы на человека в больнице и др.) в России явно за­нижены. Даже при со­блюдении этих нормативов эффективность социальной работы будет низкой.

Несомненно, что такие ориентиры и нормативы далеки от иде­ала и не обеспечивают оптимальной защиты людей. Поэтому с учетом объективных факторов в первую очередь необходимо различать прак­тические цели и цели-идеалы. Следовательно, эффективность деятельности − динамичная величина. То, что сегодня «устраивает» общество, группы, клиента, завтра (в других условиях) может уже не удовлетворить их. Появляются новые потребности или качест­венно видоизменяются старые. Поэтому сравнивать эффективность следует по формуле: что было − что стало − что должно быть.

Рассмотрим эффективность социальной работы в трех ее формах: как науки, как учебной дисциплины и как специфического вида практической деятельности. Заметим, что и наука, и учеба также являются видами деятельности.

Эффективность социальной работы как науки может быть вы­ражена в уровне знаний, степени приобретенных умений, созда­нии новых технологий, овладении инновационными подходами, в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки, в освоении закономерностей, принципов и методов социальной работы.

Эффективность социальной работы как учебной дисциплины может быть выражена как целостное представление обучающихся о социальной работе, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях и организации. В данном случае эффективность − это степень выполнения требований Государственного стандарта по образова­нию в области социальной работы.

Эффективность социальной работы как практической деятель­ности отражает степень изученности и удовлетворенности соци­альных потребностей различных категорий людей, нуждающихся в помощи, социальной поддержке, степень их социальной защи­щенности.

Во всех трех случаях эффективность рассчитывается по формуле:

Э = Р/Ц + 3 + У.

В количественном и качественном измерении эффективности социальной работы важнейшим компонентом вы­ступают социальные потребности. Это особый вид потребностей человека. Потребности − это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой лич­ности, социальной группы и общества в целом.

Различают два вида потребностей: 1) естественные − повсе­дневные нужды человека в еде, одежде, жилье, сне, отдыхе и т. д.; 2) социальные − потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные по­требности служат основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности людей. Естест­венные и собственно социальные потребности людей органически взаимосвязаны. Вместе с тем при узком понимании социальной работы как социальной защиты, помощи, защищенности социально слабых слоев населения имеются в виду естествен­ные потребности людей и их удовлетворение. При широком пони­мании социальной работы как социальной защищенности всех людей речь идет и о тех и о других потребностях, но, в первую очередь, о социальных потребностях.

Потребности человека дифференцируются в зависимости от объектов социальной работы и ее основных направлений.

Работа с малоимущими предусматривает в первую очередь удов­летворение их потребностей в нормальном питании, минималь­ных жилищных условиях, в обеспечении возможности учиться в школе их детям и т. д. Работа с инвалидами требует удовлетво­рения потребностей в выздоровлении, в поддержании здоровья, решения других задач, обусловленных их ограниченной физической и умственной трудоспособностью. В социальной работе с лицами и группами, для которых характерно девиантное поведение, удов­летворение потребностей (здоровых) или формирование новых зависит от вида девиантности. При этом необходимо учитывать потребности как общества (укрепление основ здорового образа жизни, что связано с уменьшением преступности, наркомании, пьянства и т. д.), так и людей с девиантным поведением, объектив­ные потребности которых должны заключаться в преодолении зависимости от наркотиков, алкоголя, в отказе от паразитических форм жизни и т. д., в формировании и закреплении здоро­вых потребностей социального характера.

Те или иные направления социальной работы предусматривают удовлетворение разнообразных потребностей. Так, социальная реа­билитация предполагает удовлетворение потребностей, в частности, в восстановлении (или компенсации) нарушенных функций орга­низма и трудоспособности больных и инвалидов. Социальное обес­печение способствует реализации потребностей, жизненно важных для престарелых и нетрудоспособных граждан. Социальное обслу­живание на дому престарелых удовлетворяет их потребность в раз­нообразных надомных услугах, как-то: организация питания, по­мощь в приобретении медикаментов, оформлении документов и т. п.

Эффективность социальной работы зависит также от технологии, применяемой различными службами, отдельными профессиональ­ными и непрофессиональными работниками, лицами, участву­ющими в благотворительных и других акциях.

3. Критерии эффективности социальной работы

Для практического определения эффективности социальной работы необходимы надежные критерии. Критерий − это признак, на основе которого проводится оценка, определение или класси­фикация чего-нибудь. Можно сказать также, что критерии − это наиболее общие показатели. В широком смысле к ним относят демогра­фические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свой­ства, количественные − меру их выраженности, развития.

Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависи­мость его от алкоголя, наркотиков и т. д.

Поскольку показатели могут быть общими, то ис­пользуют индикаторы, т. е. простые свойства, образующие соци­альные показатели, доступные наблюдению и измерению характе­ристики социальных объектов (например, процент принимающих наркотики подростков как показатель девиантного поведения).

Представляет определенный интерес «Бланк получения статистической информации по вопросам социальной защиты (на примере трудовых коллективов железнодорожного транспорта)», который можно рассматривать как своеобразную методику определения эффективности соци­альной работы применительно к работающему населению. Бланк содержит четыре основных раздела.

В первый раздел «Занятость и условия труда» включены следу­ющие социальные показатели: 1) изменение социального состава работников; 1) изменение социально-демографического состава работников (по полу и возрасту); 3) совершенствование квали­фикационной и профессиональной структуры рабочих отрасли; 4) структура служащих, научно-технических работников и ее совер­шенствование; 5) повышение общего и профессионального обра­зования работников; 6) подготовка и повышение квалификации работников; 7) основные мероприятия по планомерному изменению социально-профессиональной структуры работников; 8) обеспече­ние кадрами, регулирование их движения и сокращение текучести; 9) улучшение условий труда по основным производственным фак­торам в соответствии с требованиями и нормами; 10) основные мероприятия по совершенствованию условий труда, его охраны и укреплению здоровья работников; 11) охрана окружающей среды; 12) совершенствование условий труда женщин; 13) совершенство­вание работы по профориентации и профотбору; 14) оптимизация психологических факторов труда.

Во второй раздел «Уровень жизни и его повышение» входят такие показатели: 1) заработная плата, формы и виды оплаты труда; 2) моральные и материальные стимулы коллективов и работников; 3)развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь); 4) размер фонда развития производства; 5) часть фондов экономического стимулирования, передаваемая для долевого финансирования строительства и других мероприятий, проводимых по территориальным планам; 6) меро­приятия, направленные на повышение материального благосостояния; 7) количество малых предприятий, товариществ с огра­ниченной ответственностью, в которых участвуют работники вне рабочего времени.

Третий раздел «Жилищно-бытовые условия» представлен такими главными показателями: 1) общее число работников и закрепленная за ними жилая площадь (общая и средняя); 2) количество работ­ников, имеющих дома, квартиры в государственных, кооператив­ных домах, и работников, живущих в общежитиях, снимающих жилье; 3) количество работников, стоящих в очереди на получение жилья; требуемая для них жилая площадь; 4) перспективы ввода в действие жилья; 5) количество столовых и посадочных мест в них, потребность в столовых; 6) количество детских учреждений и мест в них, потребность в них; 7) количество профилакториев, домов отдыха и т. д. и мест в них, потребность в них; 8) строительство и ввод в действие жилых, бытовых объектов; 9) услуги сферы торговли и потребность в них; 10) бытовые услуги и потребность в них; 11) размер фонда жилищного строительства (в рублях) и потреб­ность в нем; 12) размер фонда развития торговли и сферы бытовых услуг; 13) строительство и ввод в действие столовых, в том числе диетических; 14) строительство и ввод в действие санитарно-бытовых помещений; 15) мероприятия по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей.

Четвертый раздел «Социально-культурные гарантии» включает такие показатели: 1) размер фонда культурно-бытового и медицин­ского обслуживания; 2) размер фонда на строительство клубов, домов отдыха, санаториев, детских учреждений и других объектов; 3) количество мест в больницах, поликлиниках, санаториях, на стадионах, в спортивных залах, потребность в них; 4) строительство и ввод в действие оздоровительных учреждении; 5) строительство и ввод в действие медицинских учреждений, медико-санитарных частей; 6) строительство и ввод в действие культурных и спортив­ных учреждений (дома культуры, клубы, кинотеатры, стадионы, спортзалы и т. д.); 7) мероприятия по удовлетворению социально-культурных потребностей работников; 8) мероприятия просвети­тельского характера; 9) строительство и ввод в действие учебных заведений; 10) строительство и ввод в действие народных музеев и других учреждений культуры; 11) мероприятия по развитию научно-технического творчества работников; 12) развитие общественных организаций (научно-технические общества и др.).

Каждый из указанных социальных показателей операционализирован с учетом его специфики, сроков исполнения, затрат по годам и т. д. Несмотря на то что «Бланк» нацелен на выяснение степени социальной защищенности работающих, он позволяет учитывать и социальную защищенность неработающих − членов семей работающих, их детей, пенсионеров-родителей, инвалидов.

Кроме статистического анализа (примером может быть описанный выше «Бланк»), для определения эффективности соци­альной работы необходимо использовать также и другие методы: сравнительный анализ, целенаправленное наблюдение и другие способы социологических исследований, математическое модели­рование, прогнозирование и т. д.

Нужно разрабатывать подробные методики для определения эф­фективности социальной работы с учетом специфики каждого от­дельного объекта, каждого вида социальной работы, ее системного характера, применяемых технологий, зарубежного и отечественно­го опыта социальной деятельности.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.