Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





 

Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в оп­ределенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех стра­нах. Не является исключением и Россия. И хотя многие исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась лишь с 90-х годов XX столетия, это неверно.

Необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная ра­бота появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный ха­рактер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценива­лась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И, разумеется, такая помощь осуществлялась в России, на Руси, о чем свидетельствуют истори­ческие документы.

Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официаль­ное признание социальной работы как профессии осуществлено было в разных странах в разное время.

Далее, социальная работа становится актуальной тогда, когда общество, страна переживают тяжелые периоды, когда резко обост­ряются социальные проблемы. Причем решение этих проблем зависит от возможностей материальной базы соци­альной работы, а также от сущности и содержания социальной политики в обществе. Ведь многие проблемы социальной защиты обостряются не только в силу экономического положения в об­ществе, но и в результате социальной политики государства, осу­ществляемой в интересах только определенных групп населения. Вот почему социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение социальных проблем, т. е. иметь опережающий характер.



Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.) методы.

Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных стра­нах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.

Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития.

Метод системного анализа предполагает типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности по роли государства в решении проблем соци­альной защиты населения. Именно по этому признаку ныне раз­личают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм по­мощи и поддержки населения). Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социаль­ной работы как целостную систему, включающую в себя такие эле­менты (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, сред­ства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наи­более важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального (т. е. по направлениям) подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы.

Наряду с названными общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы используют и частные методы (наблюдения, анализа документов и т. д.) как в совокупности, так и каждого в отдельности.

Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы, как проведение международных конференций, кол­локвиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебни­ков и учебных пособий и т. д.

Указанные выше методологические и методические аспекты очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира.

10.1. Социальная работа в США

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реали­зовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах, к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14% доходов), а государственное вспомоществование − за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюд­жетов штатов и местных органов власти.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были ус­тановлены два вида страхования − пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем − пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не свя­занной с производственными травмами), медицинское страхова­ние лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхо­ванием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов су­ществуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т. д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном выплачивается частными страховыми компаниями.

Что касается помощи бедным, то она получила распространение в стране с 60-х годов XX в. и нацелена на обес­печение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, пре­старелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольст­венной, жилищной и медицинской помощи.

Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов.

Продовольственная помощь осуществляется в основном путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их по­лучают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от до­хода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной по­мощи – школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т. д.

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы – кол­лективную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим большое значение для большей части трудящихся страны (1/3 из всех обеспеченных пенсиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсион­ные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выпла­чивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная – независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными категориями населения.

Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское об­служивание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и т. д.

Определенную долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т. д. Как и в ряде других стран, в США практикуется помощь пожилым в условиях домашней обстановки, что не исключает их помещения в стационар. В последние годы стали широко практиковаться та­кие новые формы обслуживания в домах-интернатах, как дневные больницы, периодические курсы оздоровительного лечения, соче­тание стационарного обслуживания с диспансерным и т. д.

Особое внимание уделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. Как и в других странах, в США также имеются проблемы с со­циальным обеспечением пожилых. Так, исследованиями правитель­ства в начале 80-х годов XX столетия установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого – многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность.

Другая проблема, как отмечают американские исследователи, состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн. граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугу­бить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям пре­доставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обу­чения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адапта­цией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении до­машнего хозяйства и т. д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновле­ния детей-сирот.

Социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними несовершеннолетними.

В США, как и в ряде других западных стран, проводится сле­дующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функ­ционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвра­щения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объ­единившимся с детьми, и т. д. Существует также служба «телефонов доверия», оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» строится на основе целого ряда про­грамм: базовых программ полиции (они, в частности, предусмат­ривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних); базовых программ су­дов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормаль­ных и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

Созданные в 1967 г. бюро социальных услуг молодежи выступают в роли посредников и контролируют деятельность сервисных орга­низаций с целью соответствия ее потребностям несовершеннолет­них. Некоторые такие бюро (например, в Калифорнии и других штатах) сами оказывают услуги.

Если иметь в виду социальную работу с неполными семьями, то можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера». Она объединяет более 210 тыс. человек, большинство которых (65%) разведенные женщины из средних слоев общества. Группы поддержки на уровне социально-территориальных сооб­ществ состоят из 12-15 человек. Главные направления работы указанных групп – обмен педагогическим опытом, помощь в про­ведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т. д.

Одной из важных проблем американского общества остается проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни, в основном чернокожие американцы, амери­канские индейцы, туземцы Аляски, американцы латиноамери­канского и азиатского происхождения. Практическая работа с этническими меньшинствами основы­вается на концепции «двойного подхода». Ее суть заключается, с одной стороны, в сознательном и систематическом восприятии и изучении ценностей, взглядов особенностей поведения, при­сущих более крупной общественной структуре, а с другой, в их сравнении с аналогичными характеристиками, относящимися к ближайшему семейному и общинному окружению клиента.

Практика социальной работы с этническими группами в США строится, во-первых, на ценностях, присущих социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе, в-четвертых, на практическом опыте. Иначе говоря, эти концепции предполагают необходимость приспособления общих основ и методов социальной работы к этническим реалиям страны.

10.2. Развитие социальной работы в Канаде

Профессия социального работника и ее образовательная система в Канаде и в других западных промышленно развитых странах (в частности, США) имеют много общего, хотя по многим призна­кам и отличаются. Эти отличия сильно повлияли на развитие социальной работы и социальных программ в стране.

Для Канады характерно многообразие этнических групп. Основ­ными демографическими группами населения являются англичане и французы. Кроме того, здесь проживают также граждане почти из всех стран мира. Например, провинция Калгари, расположенная в Западной Канаде, исторически заселена выходцами из Украины, Словакии и России. Такое богатое смешение культур обусловило некоторые особенности социальной работы в Канаде, где большое значение имеет равенство всех граждан.

Канаду можно с уверенностью назвать социальным государ­ством. Уже в середине 60-х годов Канада ввела всеобщую систему здравоохранения для своих граждан.

Обучение в средних и высших учебных заведениях является бесплатным для всех студентов. Программа университетов и других высших образовательных учреждений в значительной степени фи­нансируется правительством. После второй мировой войны Канада выделила огромные средства на развитие социальных программ (семейные пособия, защита пожилых, законодательные программы поддержания дохода, страхования на случай безработицы и др.).

Провинции Канады несут ответственность за выполнение про­грамм здравоохранения, образования и социальной защиты. Напри­мер, брошенные родителями дети или дети, которым не уделяется в семье должного внимания, получают государственную помощь в соответствии с законом о благосостоянии детей.

Социальная работа как профессия вышла из филантропических движений в Канаде в начале XX в. Эта работа осуществлялась тогда церковью и благотворительными организациями. Они предостав­ляли гуманитарные услуги брошенным детям, женщинам, которых оставили мужья, а во время экономического кризиса 30-х годов помогали семьям, оказавшимся в нищете, или безработным муж­чинам.

Члены добровольческих организаций понимали, что те знания, которые они приобретают в ходе работы с группами населения, следует обобщать и систематизировать. По мере расширения социальных услуг все больше людей стало работать по полной программе социальной работы. Правительство начало пользоваться их услугами. Были созданы частные, неприбыльные организации и социальные агентства, которые стали предоставлять более по­следовательно и более качественно помощь нуждающимся людям. Новые масштабы деятельности добровольческих организаций и частных неприбыльных компаний привели к созданию банка дан­ных по проблемам социальной работы, к повышению качества обучения социальных работников.

В Канаде уже в 20-30-х годах XX в. в ряде университетов откры­лись факультеты или школы социальной работы, в которых перво­начально основой обучения были программы социологии (универ­ситеты Мак Гил и Торонто). Сейчас обучение социальной работе проводится в 26 университетах страны. Социальные работники, окончившие университет с дипломом бакалавра или магистра, по­лучают статус профессионала. Они могут работать в правительствен­ных учреждениях, частных неприбыльных компаниях или самосто­ятельно, выступать в качестве советников. Социальные работники помогают людям, имеющим социальные, экономические, психологические и другие проблемы.

Клиентами социальных работников могут быть и дети, и моло­дежь, и взрослые, и пожилые люди. Разработка социальных про­грамм, в которых заняты социальные работники, зависит от сущ­ности проблемы, которая в свою очередь определяет масштаб и направление оказания услуги. Социальные услуги можно разделить на услуги, оказываемые «законодательной правительственной служ­бой», и услуги, оказываемые добровольческими организациями.

Обучение социальной работе в университетах Канады проходит в течение 4-6 лет. Студенты могут дополнительно обучаться от 3 до 5 лет для получения научной степени доктора социальной работы. Университетские программы включают два курса обучения, необходимого для профессионального социального работника. Обучение в первые годы дает возможность получить базовые знания, касающиеся общей практики социальной работы. В част­ности, на курсах обучают работе в качестве консультантов у от­дельных граждан, либо в семье, с группами населения, либо на уровне общины и управления социальными службами.

· Большинство учебных программ включает курсы по содержа­нию социальных программ страны, в том числе изучаются основ­ные направления социальной политики.

Практикум – составная часть учебной программы: студент должен работать в социальном учреждении под наблюдением опыт­ного профессионального социального работника.

За последние 30 лет профессия социального работника получила в Канаде широкое распространение. Многие ежегодно повышают свою квалификацию, для этого существует 26 центров обучения.

Канада занимает первое место в списке стран – членов ООН по уровню жизни населения. Социальная комиссия ООН ежегодно оценивает рейтинг стран-членов по трем основным критериям: доход на душу населения, средняя продолжительность жизни и средний уровень образования. Канада лидирует в этом списке в течение последних лет, начиная с 1992 г.

Канадцы часто называют свою систему социального страхова­ния «системой безопасности». В стране действуют различные за­коны, регулирующие предоставление правительственной помощи. Согласно этим законам житель Канады имеет право на получение льгот по программам государственной материальной помощи и никто не может быть подвергнут дискриминации в какой бы то ни было форме. Программы помощи рассчитаны на все слои об­щества, в частности на детей, безработных и людей старшего возраста. Государство гарантирует каждому жителю страны прожи­точный минимум, т. е. минимально необходимые средства для достойного существования в условиях одной из самых развитых стран мира.

В Канаде существует программа WELFARE («Вэлфер»), направ­ленная на оказание денежной помощи тем, кто временно лишен средств к существованию. Эта программа дополняет другие программы, основанные на соответствующих законах. Предусмотрено страхование по безработице, компенсация рабочим, страхование по причине автомобильной катастрофы и т. д. Действуют закон о пожилых людях, закон о помощи семьям, детям и др.

Средства на осуществление программы «Вэлфер» выделяются из федерального бюджета, но каждая провинция устанавливает свои критерии, определяя круг граждан, которые имеют право на полу­чение такой помощи.

Размер пособия на семью из трех человек составляет около 1100 дол. в месяц. Этих средств достаточно для того, чтобы оплатить аренду квартиры или автомобиля, расходы на питание, одежду, бензин, на обучение и т. д.

Все это позволяет заключить, что в Канаде уделяют большое внимание социальной работе.

10.3. Социальная работа в Великобритании

В 90-е годы XX столетия английская социальная работа пере­живала самые бурные времена. Рост числа обнищавших англичан и резкое сокращение финансовой базы сопровождались враждеб­ностью и оппозицией к социальной работе со стороны государ­ства. При этом 90% всех социальных работников в Англии (а их в начале 90-х годов насчитывалось 25 тыс.) было занято в государствен­ных учреждениях.

Хотя Англия числится в рядах наиболее процветающих стран мира, социальные и экономические условия ее 55-миллионного населения характеризуются неравенством. В старейшей капиталистической стране большинство населения проживает в городах и лишь 2% рабочих занято в сельском хозяйстве, рыболов­стве и лесном хозяйстве. Многие из главных характеристик не­равенства (по классовому признаку, по признакам пола и расы) оставались заметными в течение всего XX в., несмотря на развитие широкой сети государственных социальных служб. Неравенство особенно заметно в главных промышленных центрах, в которых большие группы населения живут в условиях постоянной нищеты и нужды.

Страна разделена по региональному принципу на север и юг. Нищета и социальная незащищенность характерны для старых промышленных центров (север Англии, Ирландия, Уэльс, Шот­ландия), а процветание присуще лишь Лондону и южной Англии с их быстро развивающейся микроэкономикой, опирающейся на новую высокотехнологическую промышленность и финансовые услуги. Эти различия накладывают определенный отпечаток на условия, в которых приходится трудиться социальным работни­кам. Например, социальные работники, занятые во внутренних районах или центрах городов, в которых безработица составляет 55%, жилищные условия и окружающая среда не соответствуют норме, а уровень преступности и насилия остается высоким, вы­нуждены работать в совершенно других условиях, нежели те, кто работает в процветающих и безопасных пригородных зонах.

Социальная работа в Великобритании получила сильное раз­витие во время второй мировой войны и превратилась в важный сектор всех социальных услуг. Она быстро (хотя и неравномерно) развивалась с 1948 по 1975 г. Вершиной ее подъема стал закон 1970 г. о социальных службах местных властей, в котором говорилось о создании агентств по социальной работе в местных органах влас­ти. За этот период государственные расходы наличные социальные услуги выросли более чем на 400%. Что касается общих основ политики, важно подчеркнуть, что все правительства начиная с 1945 г. рассматривали социальную работу как социальную службу, ориентированную на бедные и маргинальные слои общества.

Огромная часть (более 90%) социальных работников Велико­британии занята в государственных или общественных социальных службах департаментов местных правительств. Преобладающая часть других социальных работников занята в добровольческом секторе и лишь крайне незначительная часть − в частном секторе.

Департаменты социальных служб являются частью английской правительственной системы, которая финансируется совместно центральным правительством и через систему местного налогооб­ложения. Их цель – оказать населению широкий спектр услуг, включая предоставление жилья, образования, услуги для отдыха и библиотечное обслуживание, а также личные социальные услуги.

Поскольку вся система социальной работы основана на едином законодательстве и финансируется из правительственных источ­ников, в ее практике существует значительная доля единообразия. После создания в начале 70-х годов департаментов социальных служб большинство социальных работников стало работать в не­больших группах, клиентами которых были одновременно дети, пожилые, семьи и т. д. В последнее время социальные работники стали ориентироваться на работу с различными группами населе­ния (в большинстве это дети, пожилые, умственно отсталые люди).

До середины 70-х годов в департаментах социальных служб применялся широкий набор методов, включая групповой и общин­ный. Однако вследствие финансовых ограничений большинство социальных работников переключилось на работу с индивидуаль­ными клиентами. Вмешательство социального работника теперь имеет кратковременный характер, и социальная работа носит не профилактический характер, она скорее следует за событием.

Создание департаментов социальных служб привело к изменению структуры профессиональной карьеры социального работника в Великобритании. Профессионально подготовленные социальные работники могут быстро продвинуться по служебной лестнице и получить должность менеджера или администратора. Кроме того, их заработная плата такова, что ставит социального работника на уровень учителя школы.

Однако результаты и влияние в обществе профессиональной организации социальной работы – Британской ассоциации со­циальных работников (БАСР) невелики. Лишь небольшая часть социальных работников является ее членами, большинство же состоит в профсоюзах.

С 1970 г. вопросами обучения социальных работников занима­ется Центральный совет по обучению социальных работников, который финансируется государством. По решению Совета про­фессиональную квалификацию социальных работников подтверж­дает либо сертификат социальной службы, либо квалификационный сертификат социального работника. Более 85% всех социальных работников, занятых в департаментах социальных служб, имеют такие сертификаты. Без них практически невозможно получить работу в департаментах. Обладатели первого сертификата, как правило, работают в центрах дневного пребывания клиентов и в социальных службах по месту жительства. Обладатели второго сертификата в основном заняты в департаментах социальных служб общин и муниципалитетов. Обладатели первых сертификатов − это выпускники колледжей, обладатели вторых − выпускники университетов. В программах учебных заведений половина учеб­ного времени идет на изучение теории, другая половина − на прак­тическую деятельность.

Оба сертификата в конце 90-х годов были заменены на единый национальный документ, называемый дипломом социальной ра­боты. Новый диплом выдается студентам после двух лет обучения. По новой учебной программе студенты могут выбирать узкую специализацию социального работника. В отличие от прошлой практики учебная программа колледжей и университетов разраба­тывается учебными заведениями не самостоятельно, а в сотрудни­честве с социальными службами.

Несмотря на возникшие в последние годы финансовые и иные трудности, социальная работа как профессия является популярной и привлекает множество студентов.

В 80-е годы консервативное правительство М. Тэтчер предпри­няло беспрецедентную кампанию по дискредитации всей системы государственной благотворительности и в особенности социальной работы.

Под лозунгом «сбросить с себя обузу государства» М. Тэтчер и ее сторонники пытались «загнать» решение социальных проблем в рамки семьи без помощи государства. Итогом этой политики стало резкое уменьшение роли государства в ре­шении социальных проблем, сокращение социального бюджета страны. Английская пресса резко ополчилась против социальной роли государства и самих социальных работников, обвинив их в том, что они не смогли сократить масштаба социальных проблем, связанных с изменившейся структурой семьи, увеличением числа беспризорных детей и т. д.

Не прекращая нападки на социальные функции местных орга­нов власти, неоконсерваторы занялись перестройкой их структуры и сокращением роли и численности социальных работников в этих органах. В результате обострились противоречия между социаль­ными работниками и клиентами, которых они обслуживают.

Социальные работники стали объектом критики со стороны клиентов, так как сократились возможности в оказании помощи последним. На этой почве появились даже случаи убийств соци­альных работников. В последние годы усилилась напряженность и в отношениях между социальными работниками и руководством Департамента полиции, других министерств Великобритании.

Все это свидетельствует о кризисе, в котором находится система социальной работы в Великобритании. Однако, несмотря на все осложнения, социальная работа в Ве­ликобритании как профессия выжила и продолжает играть важ­ную роль в жизни общества.

10.4. Развитие социальной работы в Германии

XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Ста­новлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало поль­зоваться социальными услугами. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

С 1880 г. существует Германский благотворительный союз заботы о бедных. Он служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социаль­ной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990г.) число участников Союза возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входят Объединения благотворительности для рабочих, ка­толический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заве­дения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.

Главная его цель – воплощение идей соци­альной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Основными задачами Союза являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятель­ность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кад­ров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития соци­альной работы в других странах, развитие международного сотруд­ничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Союз и сегодня играет существенную роль как центр социальной работы ФРГ, имеющий значительное влияние не только в юридических кругах Федеративной Республики Германии. С ним считаются, его мнение весомо, к нему прислушиваются самые высокие инстанции на федеральном уровне.

В 1898 г. в Берлине был основан «Союз по защите детей от жес­токого обращения и эксплуатации». Этот орган выступал в то время против непосильного детского труда, за надлежащий уход за детьми, настаивал на продолжительном времени учебы в школе и был тесно связан с образованием и государственной благотворитель­ностью.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечитель­ницы благотворительного учреждения.

Во время первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в Германии перешла от независимых благотворительных организаций к государству. После войны все социальное обеспе­чение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х годов XX столетия независимые благотворительные союзы объединялись в Имперское Сообщество независимых основных со­юзов по благотворительности. В середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разделялось на благотворительное ведом­ство (городской отдел социального обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, мас­совым обнищанием населения. Расширенная концепция этого метода включала в себя, прежде всего, вопрос о причинах нужды. Позаимствованный из США метод базируется на принципах ува­жения человеческой личности, активности и сознательного учас­тия клиентов в преодолении своих трудностей, знания социальным работником собственных сильных и слабых сторон, ответствен­ности отдельных лиц перед обществом.

С приходом фашистов к власти в Германии было приостановлено демократическое развитие страны. Человеконенавистничество имело тогда место и в социальной сфере. Так, благотворительность была подменена «гигиеной расы». Социальная работа была сведена к жесткому контролю над населением и стала одним из полити­ческих орудий нацистов.

После освобождения немецкого народа от фашизма в Германии началось возрождение демократических основ жизни и вместе с этим демократических норм социальной жизни. Интенсивно ис­пользовался опыт социальной работы США. Патронажный метод получил свое дальнейшее развитие, особенно в середине 50-х годов XX в., когда социальные работники перешли от взаимодействия с отдельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США работа с семь­ями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.