|
ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась лишь с 90-х годов XX столетия, это неверно. Необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И, разумеется, такая помощь осуществлялась в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы. Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии осуществлено было в разных странах в разное время. Далее, социальная работа становится актуальной тогда, когда общество, страна переживают тяжелые периоды, когда резко обостряются социальные проблемы. Причем решение этих проблем зависит от возможностей материальной базы социальной работы, а также от сущности и содержания социальной политики в обществе. Ведь многие проблемы социальной защиты обостряются не только в силу экономического положения в обществе, но и в результате социальной политики государства, осуществляемой в интересах только определенных групп населения. Вот почему социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение социальных проблем, т. е. иметь опережающий характер. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.) методы. Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. Метод системного анализа предполагает типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности по роли государства в решении проблем социальной защиты населения. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм помощи и поддержки населения). Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального (т. е. по направлениям) подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы. Наряду с названными общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы используют и частные методы (наблюдения, анализа документов и т. д.) как в совокупности, так и каждого в отдельности. Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы, как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т. д. Указанные выше методологические и методические аспекты очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира. 10.1. Социальная работа в США Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны. Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах, к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14% доходов), а государственное вспомоществование − за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти. С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования − пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем − пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся. Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т. д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном выплачивается частными страховыми компаниями. Что касается помощи бедным, то она получила распространение в стране с 60-х годов XX в. и нацелена на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи. Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов. Продовольственная помощь осуществляется в основном путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи – школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т. д. Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью. Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы – коллективную по месту работы и индивидуальную. Частным пенсионным обеспечением, имеющим большое значение для большей части трудящихся страны (1/3 из всех обеспеченных пенсиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная – независимо от места работы. В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги). В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными категориями населения. Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и т. д. Определенную долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т. д. Как и в ряде других стран, в США практикуется помощь пожилым в условиях домашней обстановки, что не исключает их помещения в стационар. В последние годы стали широко практиковаться такие новые формы обслуживания в домах-интернатах, как дневные больницы, периодические курсы оздоровительного лечения, сочетание стационарного обслуживания с диспансерным и т. д. Особое внимание уделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. Как и в других странах, в США также имеются проблемы с социальным обеспечением пожилых. Так, исследованиями правительства в начале 80-х годов XX столетия установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого – многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность. Другая проблема, как отмечают американские исследователи, состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн. граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугубить конфликт поколений, чего нельзя допустить. Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т. д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот. Социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними несовершеннолетними. В США, как и в ряде других западных стран, проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми, и т. д. Существует также служба «телефонов доверия», оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции (они, в частности, предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков. Созданные в 1967 г. бюро социальных услуг молодежи выступают в роли посредников и контролируют деятельность сервисных организаций с целью соответствия ее потребностям несовершеннолетних. Некоторые такие бюро (например, в Калифорнии и других штатах) сами оказывают услуги. Если иметь в виду социальную работу с неполными семьями, то можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера». Она объединяет более 210 тыс. человек, большинство которых (65%) разведенные женщины из средних слоев общества. Группы поддержки на уровне социально-территориальных сообществ состоят из 12-15 человек. Главные направления работы указанных групп – обмен педагогическим опытом, помощь в проведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т. д. Одной из важных проблем американского общества остается проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни, в основном чернокожие американцы, американские индейцы, туземцы Аляски, американцы латиноамериканского и азиатского происхождения. Практическая работа с этническими меньшинствами основывается на концепции «двойного подхода». Ее суть заключается, с одной стороны, в сознательном и систематическом восприятии и изучении ценностей, взглядов особенностей поведения, присущих более крупной общественной структуре, а с другой, в их сравнении с аналогичными характеристиками, относящимися к ближайшему семейному и общинному окружению клиента. Практика социальной работы с этническими группами в США строится, во-первых, на ценностях, присущих социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе, в-четвертых, на практическом опыте. Иначе говоря, эти концепции предполагают необходимость приспособления общих основ и методов социальной работы к этническим реалиям страны. 10.2. Развитие социальной работы в Канаде Профессия социального работника и ее образовательная система в Канаде и в других западных промышленно развитых странах (в частности, США) имеют много общего, хотя по многим признакам и отличаются. Эти отличия сильно повлияли на развитие социальной работы и социальных программ в стране. Для Канады характерно многообразие этнических групп. Основными демографическими группами населения являются англичане и французы. Кроме того, здесь проживают также граждане почти из всех стран мира. Например, провинция Калгари, расположенная в Западной Канаде, исторически заселена выходцами из Украины, Словакии и России. Такое богатое смешение культур обусловило некоторые особенности социальной работы в Канаде, где большое значение имеет равенство всех граждан. Канаду можно с уверенностью назвать социальным государством. Уже в середине 60-х годов Канада ввела всеобщую систему здравоохранения для своих граждан. Обучение в средних и высших учебных заведениях является бесплатным для всех студентов. Программа университетов и других высших образовательных учреждений в значительной степени финансируется правительством. После второй мировой войны Канада выделила огромные средства на развитие социальных программ (семейные пособия, защита пожилых, законодательные программы поддержания дохода, страхования на случай безработицы и др.). Провинции Канады несут ответственность за выполнение программ здравоохранения, образования и социальной защиты. Например, брошенные родителями дети или дети, которым не уделяется в семье должного внимания, получают государственную помощь в соответствии с законом о благосостоянии детей. Социальная работа как профессия вышла из филантропических движений в Канаде в начале XX в. Эта работа осуществлялась тогда церковью и благотворительными организациями. Они предоставляли гуманитарные услуги брошенным детям, женщинам, которых оставили мужья, а во время экономического кризиса 30-х годов помогали семьям, оказавшимся в нищете, или безработным мужчинам. Члены добровольческих организаций понимали, что те знания, которые они приобретают в ходе работы с группами населения, следует обобщать и систематизировать. По мере расширения социальных услуг все больше людей стало работать по полной программе социальной работы. Правительство начало пользоваться их услугами. Были созданы частные, неприбыльные организации и социальные агентства, которые стали предоставлять более последовательно и более качественно помощь нуждающимся людям. Новые масштабы деятельности добровольческих организаций и частных неприбыльных компаний привели к созданию банка данных по проблемам социальной работы, к повышению качества обучения социальных работников. В Канаде уже в 20-30-х годах XX в. в ряде университетов открылись факультеты или школы социальной работы, в которых первоначально основой обучения были программы социологии (университеты Мак Гил и Торонто). Сейчас обучение социальной работе проводится в 26 университетах страны. Социальные работники, окончившие университет с дипломом бакалавра или магистра, получают статус профессионала. Они могут работать в правительственных учреждениях, частных неприбыльных компаниях или самостоятельно, выступать в качестве советников. Социальные работники помогают людям, имеющим социальные, экономические, психологические и другие проблемы. Клиентами социальных работников могут быть и дети, и молодежь, и взрослые, и пожилые люди. Разработка социальных программ, в которых заняты социальные работники, зависит от сущности проблемы, которая в свою очередь определяет масштаб и направление оказания услуги. Социальные услуги можно разделить на услуги, оказываемые «законодательной правительственной службой», и услуги, оказываемые добровольческими организациями. Обучение социальной работе в университетах Канады проходит в течение 4-6 лет. Студенты могут дополнительно обучаться от 3 до 5 лет для получения научной степени доктора социальной работы. Университетские программы включают два курса обучения, необходимого для профессионального социального работника. Обучение в первые годы дает возможность получить базовые знания, касающиеся общей практики социальной работы. В частности, на курсах обучают работе в качестве консультантов у отдельных граждан, либо в семье, с группами населения, либо на уровне общины и управления социальными службами. · Большинство учебных программ включает курсы по содержанию социальных программ страны, в том числе изучаются основные направления социальной политики. Практикум – составная часть учебной программы: студент должен работать в социальном учреждении под наблюдением опытного профессионального социального работника. За последние 30 лет профессия социального работника получила в Канаде широкое распространение. Многие ежегодно повышают свою квалификацию, для этого существует 26 центров обучения. Канада занимает первое место в списке стран – членов ООН по уровню жизни населения. Социальная комиссия ООН ежегодно оценивает рейтинг стран-членов по трем основным критериям: доход на душу населения, средняя продолжительность жизни и средний уровень образования. Канада лидирует в этом списке в течение последних лет, начиная с 1992 г. Канадцы часто называют свою систему социального страхования «системой безопасности». В стране действуют различные законы, регулирующие предоставление правительственной помощи. Согласно этим законам житель Канады имеет право на получение льгот по программам государственной материальной помощи и никто не может быть подвергнут дискриминации в какой бы то ни было форме. Программы помощи рассчитаны на все слои общества, в частности на детей, безработных и людей старшего возраста. Государство гарантирует каждому жителю страны прожиточный минимум, т. е. минимально необходимые средства для достойного существования в условиях одной из самых развитых стран мира. В Канаде существует программа WELFARE («Вэлфер»), направленная на оказание денежной помощи тем, кто временно лишен средств к существованию. Эта программа дополняет другие программы, основанные на соответствующих законах. Предусмотрено страхование по безработице, компенсация рабочим, страхование по причине автомобильной катастрофы и т. д. Действуют закон о пожилых людях, закон о помощи семьям, детям и др. Средства на осуществление программы «Вэлфер» выделяются из федерального бюджета, но каждая провинция устанавливает свои критерии, определяя круг граждан, которые имеют право на получение такой помощи. Размер пособия на семью из трех человек составляет около 1100 дол. в месяц. Этих средств достаточно для того, чтобы оплатить аренду квартиры или автомобиля, расходы на питание, одежду, бензин, на обучение и т. д. Все это позволяет заключить, что в Канаде уделяют большое внимание социальной работе. 10.3. Социальная работа в Великобритании В 90-е годы XX столетия английская социальная работа переживала самые бурные времена. Рост числа обнищавших англичан и резкое сокращение финансовой базы сопровождались враждебностью и оппозицией к социальной работе со стороны государства. При этом 90% всех социальных работников в Англии (а их в начале 90-х годов насчитывалось 25 тыс.) было занято в государственных учреждениях. Хотя Англия числится в рядах наиболее процветающих стран мира, социальные и экономические условия ее 55-миллионного населения характеризуются неравенством. В старейшей капиталистической стране большинство населения проживает в городах и лишь 2% рабочих занято в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве. Многие из главных характеристик неравенства (по классовому признаку, по признакам пола и расы) оставались заметными в течение всего XX в., несмотря на развитие широкой сети государственных социальных служб. Неравенство особенно заметно в главных промышленных центрах, в которых большие группы населения живут в условиях постоянной нищеты и нужды. Страна разделена по региональному принципу на север и юг. Нищета и социальная незащищенность характерны для старых промышленных центров (север Англии, Ирландия, Уэльс, Шотландия), а процветание присуще лишь Лондону и южной Англии с их быстро развивающейся микроэкономикой, опирающейся на новую высокотехнологическую промышленность и финансовые услуги. Эти различия накладывают определенный отпечаток на условия, в которых приходится трудиться социальным работникам. Например, социальные работники, занятые во внутренних районах или центрах городов, в которых безработица составляет 55%, жилищные условия и окружающая среда не соответствуют норме, а уровень преступности и насилия остается высоким, вынуждены работать в совершенно других условиях, нежели те, кто работает в процветающих и безопасных пригородных зонах. Социальная работа в Великобритании получила сильное развитие во время второй мировой войны и превратилась в важный сектор всех социальных услуг. Она быстро (хотя и неравномерно) развивалась с 1948 по 1975 г. Вершиной ее подъема стал закон 1970 г. о социальных службах местных властей, в котором говорилось о создании агентств по социальной работе в местных органах власти. За этот период государственные расходы наличные социальные услуги выросли более чем на 400%. Что касается общих основ политики, важно подчеркнуть, что все правительства начиная с 1945 г. рассматривали социальную работу как социальную службу, ориентированную на бедные и маргинальные слои общества. Огромная часть (более 90%) социальных работников Великобритании занята в государственных или общественных социальных службах департаментов местных правительств. Преобладающая часть других социальных работников занята в добровольческом секторе и лишь крайне незначительная часть − в частном секторе. Департаменты социальных служб являются частью английской правительственной системы, которая финансируется совместно центральным правительством и через систему местного налогообложения. Их цель – оказать населению широкий спектр услуг, включая предоставление жилья, образования, услуги для отдыха и библиотечное обслуживание, а также личные социальные услуги. Поскольку вся система социальной работы основана на едином законодательстве и финансируется из правительственных источников, в ее практике существует значительная доля единообразия. После создания в начале 70-х годов департаментов социальных служб большинство социальных работников стало работать в небольших группах, клиентами которых были одновременно дети, пожилые, семьи и т. д. В последнее время социальные работники стали ориентироваться на работу с различными группами населения (в большинстве это дети, пожилые, умственно отсталые люди). До середины 70-х годов в департаментах социальных служб применялся широкий набор методов, включая групповой и общинный. Однако вследствие финансовых ограничений большинство социальных работников переключилось на работу с индивидуальными клиентами. Вмешательство социального работника теперь имеет кратковременный характер, и социальная работа носит не профилактический характер, она скорее следует за событием. Создание департаментов социальных служб привело к изменению структуры профессиональной карьеры социального работника в Великобритании. Профессионально подготовленные социальные работники могут быстро продвинуться по служебной лестнице и получить должность менеджера или администратора. Кроме того, их заработная плата такова, что ставит социального работника на уровень учителя школы. Однако результаты и влияние в обществе профессиональной организации социальной работы – Британской ассоциации социальных работников (БАСР) невелики. Лишь небольшая часть социальных работников является ее членами, большинство же состоит в профсоюзах. С 1970 г. вопросами обучения социальных работников занимается Центральный совет по обучению социальных работников, который финансируется государством. По решению Совета профессиональную квалификацию социальных работников подтверждает либо сертификат социальной службы, либо квалификационный сертификат социального работника. Более 85% всех социальных работников, занятых в департаментах социальных служб, имеют такие сертификаты. Без них практически невозможно получить работу в департаментах. Обладатели первого сертификата, как правило, работают в центрах дневного пребывания клиентов и в социальных службах по месту жительства. Обладатели второго сертификата в основном заняты в департаментах социальных служб общин и муниципалитетов. Обладатели первых сертификатов − это выпускники колледжей, обладатели вторых − выпускники университетов. В программах учебных заведений половина учебного времени идет на изучение теории, другая половина − на практическую деятельность. Оба сертификата в конце 90-х годов были заменены на единый национальный документ, называемый дипломом социальной работы. Новый диплом выдается студентам после двух лет обучения. По новой учебной программе студенты могут выбирать узкую специализацию социального работника. В отличие от прошлой практики учебная программа колледжей и университетов разрабатывается учебными заведениями не самостоятельно, а в сотрудничестве с социальными службами. Несмотря на возникшие в последние годы финансовые и иные трудности, социальная работа как профессия является популярной и привлекает множество студентов. В 80-е годы консервативное правительство М. Тэтчер предприняло беспрецедентную кампанию по дискредитации всей системы государственной благотворительности и в особенности социальной работы. Под лозунгом «сбросить с себя обузу государства» М. Тэтчер и ее сторонники пытались «загнать» решение социальных проблем в рамки семьи без помощи государства. Итогом этой политики стало резкое уменьшение роли государства в решении социальных проблем, сокращение социального бюджета страны. Английская пресса резко ополчилась против социальной роли государства и самих социальных работников, обвинив их в том, что они не смогли сократить масштаба социальных проблем, связанных с изменившейся структурой семьи, увеличением числа беспризорных детей и т. д. Не прекращая нападки на социальные функции местных органов власти, неоконсерваторы занялись перестройкой их структуры и сокращением роли и численности социальных работников в этих органах. В результате обострились противоречия между социальными работниками и клиентами, которых они обслуживают. Социальные работники стали объектом критики со стороны клиентов, так как сократились возможности в оказании помощи последним. На этой почве появились даже случаи убийств социальных работников. В последние годы усилилась напряженность и в отношениях между социальными работниками и руководством Департамента полиции, других министерств Великобритании. Все это свидетельствует о кризисе, в котором находится система социальной работы в Великобритании. Однако, несмотря на все осложнения, социальная работа в Великобритании как профессия выжила и продолжает играть важную роль в жизни общества. 10.4. Развитие социальной работы в Германии XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальными услугами. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере. С 1880 г. существует Германский благотворительный союз заботы о бедных. Он служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990г.) число участников Союза возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы. Главная его цель – воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Основными задачами Союза являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы. Союз и сегодня играет существенную роль как центр социальной работы ФРГ, имеющий значительное влияние не только в юридических кругах Федеративной Республики Германии. С ним считаются, его мнение весомо, к нему прислушиваются самые высокие инстанции на федеральном уровне. В 1898 г. в Берлине был основан «Союз по защите детей от жестокого обращения и эксплуатации». Этот орган выступал в то время против непосильного детского труда, за надлежащий уход за детьми, настаивал на продолжительном времени учебы в школе и был тесно связан с образованием и государственной благотворительностью. Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. Во время первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в Германии перешла от независимых благотворительных организаций к государству. После войны все социальное обеспечение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х годов XX столетия независимые благотворительные союзы объединялись в Имперское Сообщество независимых основных союзов по благотворительности. В середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разделялось на благотворительное ведомство (городской отдел социального обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи. Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения. Расширенная концепция этого метода включала в себя, прежде всего, вопрос о причинах нужды. Позаимствованный из США метод базируется на принципах уважения человеческой личности, активности и сознательного участия клиентов в преодолении своих трудностей, знания социальным работником собственных сильных и слабых сторон, ответственности отдельных лиц перед обществом. С приходом фашистов к власти в Германии было приостановлено демократическое развитие страны. Человеконенавистничество имело тогда место и в социальной сфере. Так, благотворительность была подменена «гигиеной расы». Социальная работа была сведена к жесткому контролю над населением и стала одним из политических орудий нацистов. После освобождения немецкого народа от фашизма в Германии началось возрождение демократических основ жизни и вместе с этим демократических норм социальной жизни. Интенсивно использовался опыт социальной работы США. Патронажный метод получил свое дальнейшее развитие, особенно в середине 50-х годов XX в., когда социальные работники перешли от взаимодействия с отдельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США работа с семьями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации. С середины 60-х годов в социальной сфере был выработан единый подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и, степени социального поражения. Смысл единого подхода заключался в том, что в коллективы нуждающихся в психологической социальной поддержке подбирали людей с одинаковыми или близкими социальными проблемами, для того чтобы индивидуумы, вз Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|