|
Лекция 11. Аварий с элементами колонны бурильных труб
Многочисленными теоретическими исследованиями и практикой доказано, что аварии вследствие поломки элементов бурильной колонны вызваны в основном усталостью металла. Явления усталости возникают главным образом под действием следующих основных переменных нагрузок: изгиба, колебаний бурильной колонны, крутильных ударов. Усталость металла ускоряют следующие факторы: 1) дефекты материала труб – расслоение и структурная неоднородность металла, незаметные (на глаз) инородные включения в металле и конструктивные дефекты, т.е. резкие переходы в сечении, острые надрезы, царапины и т.д.; 2) малые радиусы закругления восьминиточных резьб (трубных); 3) применение безупорного соединения трубы с замком или соединительной муфтой; 4) неблагоприятные геологические и технологические условия бурения и нарушения запроектированных режимов бурения. К таким неблагоприятным условиям относятся: - частое переслаивание пород, различных по крепости, крутые углы падения пластов; - работа колонн в средах с агрессивными химическими добавками (соли, кислоты, щелочи), способствующими возникновению коррозии; - работа бурильной колонны в скважинах, имеющих по стволу большие каверны, особенно при роторном бурении; - несоответствие размера долота диаметру бурильных труб; - несоответствие типа долота крепости разбуриваемых пород; - возникновение резонанса при совпадении частоты колебаний колонны от пульсации давления на выкидной линии насоса с частотой собственных колебаний колонн; - эксплуатация бурильной колонны в состоянии чрезмерного сжатия, т.е. при бурении без УБТ или с УБТ незначительной длины, тогда как вес УБТ должен превышать нагрузку на долото на 25%; - установка над УБТ труб группы прочности Е, К, а также ЛБТ; - применение труб несоответствующего класса для бурения на данной глубине; - вмятины на трубах от инородных тел (шарошек, долот, крепких пород и т.д.); - эксцентричность вышки, ротора по отношению к скважине. Перечисленные факторы способствуют возникновению аварий, вызванных: - в ведущих трубах поломкой по телу и срывом трубной резьбы; - в бурильных трубах поломками и по телу на участках с номинальной толщиной стенки, в концевых утолщениях, в зоне сварного шва и трубной резьбы, а также срывом резьбы, соединяющей трубу с бурильным замком; - в бурильных замках поломками по телу на участках, заключенных между резьбовыми концами и в зоне замковой резьбы ниппеля или муфты, а также срывом по замковой резьбе; - в УБТ и переводниках поломками по телу в зоне замковой резьбы и срывом по замковой резьбе; - в соединительных муфтах поломкой по телу. Кроме этого, встречаются аварии, вызванные развинчиванием резьб в замковых соединениях бурильных замков, УБТ, переводников и ведущих труб. Поломки по телу Поломки по телу характерны для всех видов труб (ведущих, бурильных и утяжеленных) и элементов (бурильных замков, переводников и соединительных муфт), соединяющих их в колонну. Ведущие трубы применяются цельные и сборной конструкции. Цельная ведущая труба на концах имеет высадки, на которых вверху нарезается внутренняя замковая левая резьба, а на нижнем конце — наружная замковая правая резьба. Ведущая труба сборной конструкции состоит из квадратной штанги и переводников. На концах квадратной штанги нарезается наружная коническая резьба с шагом 8 ниток на длине 25,4 мм и конусностью 1:16 с левым направлением резьбы вверху и с правым направлением нарезки резьбы внизу. На резьбы соответственно навинчиваются переводники под замковую резьбу. С цельными ведущими трубами отмечены единичные аварии. Они, как правило, вызваны длительной работой с ведущей трубой без дефектоскопических проверок. Поломки приходятся на тело в зоне резьбы ниппеля и очень редко по муфте. Ведущие трубы сборной конструкции ломаются в зоне конической резьбы и, за редким исключением, на участке, прилегающем к ней. Поломка приходится на первый виток полного сопряжения резьбы, обычно на 5-6 нитке от торца ведущей трубы. Развитию усталости и последующей поломке трубы способствует несовершенство конструкции соединения ведущей трубы с переводником. На ускоренное развитие усталости этого узла влияют переменные нагрузки, неравномерный характер распределения которых по резьбе приводит к концентрации напряжений во впадинах и отклонению элементов резьбы. Бурильные трубы. Буровые предприятия оснащаются бурильными трубами как с приваренными соединительными концами, так и сборной конструкции, изготовляемыми из стали или легких сплавов. Бурильные трубы с приваренными соединительными концами во время эксплуатации ломаются по сварному шву и телу. Распространенная причина аварий с трубами по сварному шву и телу - промывы в местах наличия дефектов (посторонние включения в металле, расслоения, раковины и т.д.). Аварии с трубами в виде поломок их по сварным швам могут быть вызваны также недоброкачественным изготовлением труб, т.е. отсутствием соосности трубы и привариваемого полузамка, низкой ударной вязкостью сварного шва по сравнению с ударной вязкостью металла трубы, что объясняется образованием (в большинстве случаев в сварном соединении) окисных пленок, трудностью получения высококачественной термической обработки сварного шва, недостаточной площадью сварного шва по сравнению с площадью сечения труб. Основная причина многих аварий со сломом труб по сварным швам и телу - использование труб не по назначению, например бурение с применением труб III класса в интервалах, где по расчетам следует устанавливать трубы I и II классов или бурить роторным способом с трубами типа ТБПВ. Если крутящие моменты очень велики, то возможно разрушение труб по спирали и в поперечном направлении. Спиральный слом труб возникает в скважинах, диаметр которых не более чем на 100мм превышает диаметр бурильных труб, причем чаще всего слом приходится на обсаженный участок скважины. При спиральном сломе труба разрушается по винтовой линии. Он возникает от поперечной трещины на поверхности трубы и имеет усталостный характер. Направление спирали совпадает с направлением вращения бурильной колонны. Угол подъема спирали составляет приблизительно 45° к оси трубы, что соответствует наибольшим нормальным напряжениям при кручении. Широко распространен поперечный излом труб, вызванный концентрацией напряжений в местах повреждений особенно от работы клиньями ПКР, а также на участках с дефектами проката. В зоне сварки и ее термического влияния развивается усталость металла, приводящая к поперечному излому труб. В поперечном направлении трубы ломаются и от скручивания в результате приложения чрезмерных крутящих моментов. В месте слома труба имеет форму скручивания по спирали, однако ломаются трубы по спирали и в поперечном направлении в основном при ликвидации аварий. В продольном направлении трубы ломаются, как правило, из-за дефектов изготовления труб, т.е. при наличии в теле трубы раковин и других дефектов, а также из-за нарушения режима проката и термообработки, которые образуют значительные внутренние напряжения, приводящие к усталостным поломкам. Бурильные трубы сборной конструкции, имеющие на концах утолщения с конической резьбой, широко применяются, хотя конструкция их неудачна. Помимо поломок, присущих трубам с приваренными замками (промыва труб в зоне дефектов, разрушения по спирали и в поперечном направлении), бурильным трубам сборной конструкции свойственны поломки, приуроченные к утолщениям и нарезке трубной резьбы на концах труб. Технология изготовления труб с утолщениями на концах не позволяет достигнуть равномерного охлаждения трубы во время закалки, и, как следствие, образуются мелкие трещины, направленные вдоль и поперек трубы, которые способствуют ускоренному развитию усталости. В соединении труба - замок концентрируются большие напряжения со знакопеременными нагрузками. Наибольшие напряжения концентрируются около первого витка резьбы на трубе, находящегося в полном сопряжении с резьбой бурильного замка. Такая концентрация напряжений в соединении замок - труба и наличие микротрещин от закалки трубы приводят во время работы к поломкам, приуроченным к этому участку трубы. Сломы по утолщенному концу происходят и на других участках резьбы, находящихся рядом с первым витком полного сопряжения. Увеличение толщины стенки трубы в зоне резьбы не предохраняет от распространения трещин в теле трубы, а как бы увеличивает время работы трубы до излома. Для труб из легких сплавов (ЛБТ) сборной конструкции характерны аварии, присущие стальным трубам сборной конструкции. Помимо этого, для них свойственно развитие эрозии вблизи муфт соединений, которые при ослаблении их прочности приводят к разрушению. Эрозия возникает под действием турбулентного движения промывочной жидкости в зоне муфтовых и замковых соединений, где внутренняя поверхность более шероховата, чем в остальной части трубы. Кроме того, конструкция муфтовых и замковых соединений труб способствует образованию местных сопротивлений, а следовательно, и более сложному характеру движения жидкости, которая интенсивно размывает трубу на этом участке. Кроме того, ЛБТ ломаются из-за несвоевременного выявления износа тела трубы. Бурильные замки и соединительные муфты разрушаются по телу при ликвидации аварий вследствие приложения значительных нагрузок. Концы разрушенных деталей имеют увеличенные диаметры и воронкообразную форму. Такие аварии происходят в основном с бурильными замками диаметром 118мм и менее, а также с соединительными муфтами диаметром 140мм и менее. Разрушение муфт и замков по телу в поперечном направлении отмечается также при неправильной их термической обработке: торцы сломанных деталей в поперечном направлении обладают мелкозернистой структурой. В утяжеленных бурильных трубах и переводниках так же, как и в бурильных замках, отламываются кольца ниппеля и муфты. Причины этих поломок аналогичны причинам слома замковых деталей по резьбе и труб по утолщенному концу. Срыв резьбы Наиболее часто аварии происходят из-за срыва замковой резьбы в бурильных замках, УБТ и переводниках. Основные причины разрушения замковых резьбовых соединений - их размыв и износ после многократного свинчивания и развинчивания. При работе на забое бурильная колонна подвергается различным знакопеременным напряжениям, отчего одна часть резьбового соединения перемещается по другой. Нагрузки, передаваемые на резьбу, зависят от степени жесткости и плотности свинчивания. Недокрепление соединения способствует интенсивному перемещению плоскостей резьбы относительно друг друга, что ускоряет износ резьбы. На износ резьбы влияют также качество и давление промывочной жидкости в момент прокачки. Чем больше давление в жидкости и чем больше в ней инородных тел, обладающих абразивными свойствами, тем скорее изнашивается резьба. В результате размыва плоскость соприкосновения витков резьбы уменьшается, увеличиваются силы, действующие на ослабленную резьбу, и она разрушается. Неотцентрированный фонарь вышки, а также недоброкачественная смазка труб способствуют ускорению износа резьб при свинчивании. Большое число аварий с утяжеленными бурильными трубами происходит также вследствие разрушения резьбовых соединений, поскольку они работают в более тяжелых условиях, чем замковые соединения бурильных труб. К тому же резьбовые соединения в УБТ менее прочны, чем в замках, переводниках и долотах. Аварии в результате заедания или ослабления прочности резьбы при размыве возникают реже, так как места размыва на внешней части тела соединяемых элементов можно легко обнаружить. Резьбовые соединения разрушаются вследствие заедания трубной резьбы под действием на нее увеличенных нагрузки и температуры, возникающих на поверхности резьбы в процессе свинчивания и работы замка в скважине. Разрушения резьбовых соединений также могут быть вызваны несоответствием размеров элементов резьбы (особенно по конусности), поскольку значительные отклонения размеров приводят к неравномерному распределению нагрузки по ее виткам и, следовательно, к интенсивному износу. Падение колонны труб в скважину Падение бурильных колонн в скважину в основном происходит вследствие нарушения технологических требований к спуску и подъему колонны, а также в результате неисправностей спуско-подъемного инструмента и механизмов. Наиболее часто встречаются следующие нарушения и неисправности: 1) подъем бурильной колонны на одном штропе; 2) несоответствие грузоподъемности элеватора массе колонны и наличие трещин в верхней проушине; 3) слабое крепление защелки элеватора завода "Красное Сормово", в результате чего при отходе элеватора от муфты защелка открывается, и колонна падает в скважину; 4) несовершенство конструкции защелки подъемного крюка; 5) поломка боковых серег и ствола крюка; 6) неисправность тормозной системы - разрыв тормозной ленты и тормозного шкива, чрезмерный износ тормозных колодок, отключение гидродинамического тормоза, износ шарнирных соединений тормозной системы, заклинивание тормозного рычага, неисправность предохранительного устройства тормозного рычага, нарушение резьбового соединения натяжных болтов тормозной ленты; 7) слом и разрушение сопряжений элементов бурильной колонны во время спускоподъемных операций вследствие динамических напряжений, возникающих при резкой посадке колонны на ротор или на уступ; 8) работы штропами несоответствующей грузоподъемности и при наличии износа выше нормы. В процессе эксплуатации поломки и разрушения сопряжений элементов бурильной колонны происходят в местах ослабленной прочности трубы или соединения. Нарушение трудовой и технологической дисциплины; недостаточная автоматизация спускоподъемных операций (отсутствие АКБ, клиньев, встроенных в ротор, конструктивные недостатки элеваторов и защелок крюка), отсутствие достаточного опыта членов буровой бригады - главные причины, приводящие к падению колонн в скважину. Таким образом, можно отметить, что аварии происходят не только из-за недостатков конструкции бурильных труб, но и в результате слабого технического надзора и недостаточной квалификации работников. Это приводит к несвоевременной профилактике бурильных колонн, слабому креплению замковых соединений, неудовлетворительной сборке бурильных колонн, спуску их в скважину с недопустимой сработкой отдельных элементов, плохому состоянию поверхностного оборудования, несоответствию прочности колонны условиям бурения, слабому учету работы бурильных колонн.
ОСН1 [стр.165-173], ДОП 1 [стр.30-38] Контрольные вопросы: 1. Какие факторы ускоряют усталость металла? 2. Назовите поломки по телу труб и их причины. 3. Из-за чего могут возникнуть разрушения резьбовых соединений?
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|