Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 12. Аварии при креплении скважин





Аварии с обсадными колоннами

При креплении скважин обсадны­ми колоннами встречаются сле­дующие группы аварий: прихваты обсадных колонн, падение отдель­ных труб и секций колонн в скважину, смятие обсадных колонн, разъединение обсадной колонны по резьбовому соединению и дру­гие аварии.

Прихваты обсадных колонн

Аварии этой группы происходят в основном из-за:

- недоброкачественной подготов­ки ствола скважины перед спус­ком колонны — проработка ство­ла проводилась не с жесткой ком­поновкой бурильной колонны, за­вышенная скорость проработки, спуск компоновки в осложнен­ных участках без проработки;

- применение бурового раствора несоответствующего качества – недостаточное количество противоприхватных добавок, несоответ­ствующие проекту параметры бу­рового раствора;

- наличия в стволе резких изме­нений кривизны и азимута;

- недостаточно продуманного плана работ по спуску колонны или его невыполнения.

Причины других случаев при­хвата обсадных колонн подобны причинам прихватов бурильных колонн.

Падение труб и секций обсад­ных колонн. Обсадные колонны падают в скважину по ряду при­чин. Основные из них:

1. Неисправность спускоподъемного инструмента (элеваторов, клиньев, встроенных в ротор и т.д.) — частая причина падения об­садной колонны и отдельных труб в скважину. В последнее время для спуска обсадных колонн, осо­бенно сварных, стали широко при­менять спайдер-элеваторы. Одна­ко слабое закрепление трубы или плохое состояние сухарей спайдера вызывает проскальзывание тру­бы в спайдере, что приводит к па­дению колонны в скважину. Дли­тельная эксплуатация спайдер-элеваторов без проверки их состоя­ния ультразвуковой дефектоско­пией не позволяет выявить свое­временно развитие усталостных трещин, в результате происходит разрушение элеватора и падение колонны в скважину.

2. Наличие уступов в стволе скважины нередко способствует остановке на них спускаемой ко­лонны, что приводит к открытию элеватора и падению труб в сква­жину.

3. Вырыв труб из муфты - од­на из частых причин падения ко­лонн в скважину. Этой подгруппе аварий способствуют:

некачественная нарезка резьбы, особенно в подгоночных патрубках, переходниках с одного диаметра труб на другой (напри­мер, с 140 на 146 мм). Как прави­ло, некачественная нарезка резьбы осуществляется там, где трубная резьба нарезается в местных мас­терских с применением в качестве калибра ниппеля или муфты тру­бы. Встречаются случаи вырыва трубы из муфты из-за заводских браков (несоответствие профиля резьбы и погрешности в конус­ности).

Недостаточное крепление трубы в муфте. Особенно час­ты такие случаи в местах крепле­ния трубы с муфтой на заводе. Не­закрепленное резьбовое соедине­ние не в состоянии удержать вес колонны, и происходит выход трубы из сопряжения с муфтой. Чаще всего это наблюдается при снятии с клиньев большого веса спущенной колонны. Как прави­ло, вырыв приходится на первую муфту или муфты, находящиеся недалеко от устья скважины. Эти соединения испытывают наиболь­шие растягивающие нагрузки.

Свинчивание резьбовых соединений с перекосом их осей. При этом происходит неправильные сопряжений резьбы, которая деформируется, или два-три витка ее разрушаются полно­стью, и труба выходит из сопряже­ния с муфтой. Свинчивание с пере­косом отмечается в основном при креплении муфты с трубой буро­вой бригадой.

Приложение растягиваю­щих нагрузок, превышающих допустимые. Чрезмерные на­грузки, как правило, прилагают­ся, когда колонна оказалась, за­клинена или прихвачена. Желание освободить ее быстрее порождает приложение недопустимых нагру­зок, которые приводят к вырыву трубы из муфты.

Во всех случаях выход резьбы из сопряжения сопровождается пластической деформацией резьбы и незначительным расширением муфты. Образующая резьба имеет форму изогнутой кривой, шаг резьбы несколько растянут, а про­филь витков приобретает наклон­ную форму, направленную в сто­рону, противоположную выходу трубы из муфты.

Отсутствие повсеместного контроля моментомерами, устанавливаемыми на ключе, за величиной крутящего момен­та при свинчивании обсадных труб в колонну.

Известны случаи падения ко­лонн в скважину из-за поперечно­го обрыва труб по телу вне труб­ной резьбы. Исследование аварий­ных труб показало, что они имеют относительное удлинение меньше допустимых норм и местное упрочнение металла, вызванное местной закалкой. Перезакалка приводит к обрыву трубы по телу.

При безрезьбовом соединении труб в колонне с помощью сварки отмечены случаи разрушения труб в зоне сварки из-за нарушения технических правил сварки (нали­чия непроваров в корке шва, несплавления кромок, наличия боль­шого количества газовых пор и других дефектов сварного соединения), а также несоблюдения ре­жима сварки по току и напряже­нию, неточное направление электрода в разделку кромки, плохая газовая защита или влажный угле­кислый газ.

Нарушения технических правил сварки приводят к обрыву резьбо­вых труб, когда для упрочнения соединения трубы с муфтой про­изводят дополнительную привар­ку трубы к муфте. Группа прочно­сти стали муфты, всегда выше группы прочности стали трубы. Соединение сталей разных групп прочности в условиях буровой приводит не к упрочнению, а к ослаблению прочности трубы в месте сварки.

Смятие обсадных труб. Аварии этой группы многочислен­ны, а причины их разнообразны. Характерно, что смятия происхо­дят преимущественно с колонна­ми, спускаемыми с применением тарельчатого обратного клапана. Несвоевременный долив спускае­мой колонны приводит к смятию трубы над обратным клапаном. На величину гидродинамического давления влияют скорость спуска колонны, разность диаметров скважины и спускаемой колонны, чистота стенок скважины, пара­метры бурового раствора.

Обсадная колонна часто смина­ется в нижней части из-за чрезмер­ной ее разгрузки, особенно в ин­тервалах, осложненных кавернами и при большой разнице диаметров скважины и колонны.

Нередко причиной смятия об­садной колонны является плохое крепление спущенной колонны на устье. В таком случае колонна проскальзывает или проседает с последующим разрушением трубы.

При работе в скважинах, за­крепленных промежуточными ко­лоннами, возникают смятия по­следних от наружного давления, возникающего выше цементного кольца вследствие обвала пород, вызванного боковыми давле­ниями.

Известны случаи смятия обсад­ных колонн от наружного давле­ния, возникающего в результате опорожнения скважины при подъ­еме бурильной колонны. Такие аварии характерны для кондукто­ров и первых промежуточных ко­лонн, затрубные пространства ко­торых зацементированы не до устья.

Прочие аварии с обсадными колоннами.

Редко, но встречается отсоеди­нение нескольких нижних труб от кондукторов или проме­жуточной колонны после цементи­рования или во время работы в ней. Эта подгруппа аварий харак­терна для роторного бурения. Они происходят, как правило, там, где колонна не спущена до забоя или до места перехода на меньший диаметр, а также при установке башмака колонны в мягкие поро­ды, легко поддающиеся размыву.

Ускорению отсоединения спо­собствуют наличие каверн под башмаком, кривизна скважины, несоосность бурильной и обсадной колонн.

Невозможность отсоедине­ния секции обсадной колонны от колонны бурильных труб, на которых она спускалась. Такое довольно частое явление происходит по следующим при­чинам:

применение резьбовых разъеди­нителей, у которых трудно опре­делить нейтральное нагружение ле­вой резьбы (она бывает или сжата частью веса бурильных труб, или растянута);

применение разъединителей с левой термически незакаленной резьбой, которая при большом ве­се подвешенной колонны дефор­мируется и не отвинчивается.

В связи с все большим распро­странением спуска секционных обсадных колонн появилась новая подгруппа аварий — прорезание обсадной колонны и забуривание нового ствола при разбуривании оснастки и узлов со­единения секций. Частицы металла от них, оседая на забое нижеустановленной секции, образуют как бы клинья, которые в начале буре­ния (если их не удалить) приво­дят к прорезанию стенок трубы.

Аварии из-за неудачного цементи­рования

 

При цементировании обсадных ко­лонн наиболее частыми являются аварии из-за разрушения обсадных колонн под действи­ем внутреннего давления. Происходят они при восстановле­нии циркуляции бурового раство­ра после спуска обсадной колон­ны; при продавке цементного раствора, особенно в момент его выдавливания в затрубное про­странство; при преждевременном схватывании цементного раство­ра; во время создания внутренне­го давления при испытании колонны на герметичность, а также при ликвидации водогазонефтепроявлений.

Создаваемые давления в мо­мент аварии, как правило, бывают выше допустимых. В тех случаях, когда давления в момент аварии были ниже допустимых, разруше­ниям способствовали заводские дефекты в трубах (закаты метал­ла, плены, раковины и т.д.).

Аварии этой группы являются типовыми и многократно повто­ряются. Например:

1. Во время закачивания продавочной жидкости при цементиро­вании первой секции обсадной колонны был обнаружен преждевре­менный выход через устье цемент­ного раствора. Впоследствии вы­яснилось, что спущены неопрессо­ванные обсадные трубы: цемент­ный раствор при закачке был про­давлен через продольную трещину в трубе длиной около 300 мм.

2. Приготовление цементного раствора с замедлителем схваты­вания проводилось непосредствен­но в мерниках цементировочных агрегатов без достаточного конт­роля. При этом порции цементной смеси имели неоднородную кон­центрацию и различные сроки схватывания, которые привели к преждевременному схватыванию цементного раствора в колонне и последующему разрыву трубы от внутреннего давления.

К преждевременному схватыва­нию цементного раствора иногда приводят остатки цемента и растворенного замедлителя схватыва­ния в цементно-смесительных ма­шинах и цементировочных агре­гатах.

Посадка башмака и нижней час­ти обсадной колонны в шлам, а также несвоевременная остановка цементировочных агрегатов по до­стижению давления "стоп" неред­ко являются причиной разрыва обсадной колонны от внутреннего давления.

Рассмотрим другие типовые причины аварий из-за неудачного цементирования.

Установка неправильно со­бранного перед спуском разъединительного устройст­ва между обсадной колонной и бурильными трубами не позволя­ла продавить цементный раствор в затрубное пространство. В резуль­тате он был оставлен внутри об­садной колонны.

Спуск секции обсадной колонны на неопрессован­ных бурильных трубах при­вел во время продавливания це­ментного раствора к продольному разрыву бурильной трубы и после­дующему зацементированию бу­рильной колонны.

Цементирование без продавочных пробок, особенно при спуске секционных колонн, а также с пробками, не отвечающи­ми требованиям надежного разде­ления цементного раствора и продавочной жидкости, часто являет­ся причиной образования цемент­ных стаканов высотой до несколь­ких сот метров, при разбуривании которых нарушаются обсадные колонны.

Удаление цементного раст­вора, находящегося над разъеди­нителем секции обсадной колон­ны, и последующая промывка скважины одним насосом с малой подачей приводят к одно­стороннему движению цементного раствора и зацементированию бу­рильных труб.

Ошибки в расчетах объема продавочной жидкости, обра­зование воздушных пробок меж­ду цементным раствором и прода­вочной жидкостью, насыщение продавочной жидкости воздухом приводят к оголению башмака об­садной колонны.

Как видно из сказанного, не­удачному цементированию способ­ствуют: несоответствие качества цементного раствора температур­ным условиям скважины; приме­нение для затворения цементного раствора и воды, загрязненной примесями, которые ускоряют сроки схватывания; применение плохого качества продавочных пробок и стоп-кольца и другой оснастки обсадных колонн; слабый контроль за качеством приго­товления цементного раствора и соблюдением технологических требований по спуску колонны и ее цементированию.

К неудачному цементированию очень часто приводит разрыв во времени между окончанием закачивания цементного раствора и началом закачи­вания продавочной жидко­сти. Нередко в подобных случаях сразу же после закачки 5-10 м3 продавочной жидкости наблюдает­ся резкое повышение давления до сверхдопустимых норм. В таких случаях работы по цементирова­нию прекращаются, а колонна оказывается почти полностью за­полненной цементным раствором.

ОСН1 [стр.173-184], ОСН3 [стр.6-27]

Контрольные вопросы:

1.Какие группы аварии встречаются при креплении скважин обсадными колоннами?

2. По каким причинам обсадные колонны падают в скважину?

3. Какие аварии часто встречаются при цементировании обсадных колонн?

4. Какие факторы способствуют неудачному цементированию?







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.