Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ





Гласные ы и

Конспект занятия

Тема: «Слуховое восприятие звуков и и ы».

Цель: уточнение артикуляции данных звуков, развитие фонематического слуха, логического мышления.

Ход занятия

1) Чтобы речь наша была четкой и внятной, мы должны глубоко дышать. Сделаем дыхательную гимнастику:

а) с движением рук: на вдохе—руки поднять через стороны вверх, на выдохе—руки опустить: ааааа. На вдохе— в стороны, на выдохе — обхватить плечи, скрестив руки, - ооо. На вдохе — руки перед собой, на выдохе — руки вниз – уууу;

б) слитное произнесение гласных аоу.

2) В названных логопедом словах выделить гласные звуки:

сыр – мир

Рассмотреть артикуляцию обоих гласных звуков.

Найти соответствующие буквы ы, и.

3) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласному звуку букву:

мыть, бить, пир, мы, пили, ты, спи, иди, тыл, пыль, мир, вы, сыр, писк, тир, визг.

4) Чтение слоговой таблицы (вспомнить о свойстве гласных второго ряда).

ми-мы си-сы ни-ны ли-лы

ти-ты ри-ры ди-ды ви-вы

Задание. Прослушать стихотворение.

ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ

- Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

- Мишка-лодырь через а

Написал карова,

Напишите вы

Мишка через ы,

Проучите Мишку -

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать!

Будет лодырь знать. С. Погореловский

Задание. Придумать слова с данными слогами. Записать их.

гу ди ма ло

си мы

ло ла ра ши

Задание. Сгруппировать предметные картинки, содержащие ы, и в 2 ряда (зубы, сито, усы, рыба, лиса и т.д.).

Задание. Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:

нИть, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.

Задание. Списать слова, вставляя пропущенные буквы ы, и.

сл-в- к-т- н-тк- л-п-

р-б- в-шн- м-ш- хр-п-

в-лк- пл-т- л-ж- п-л-

пт-ц- с-льн-й с-т-й г-р-

х-л-й м-л-й ж-р- ш-н-

Задание. Вставить пропущенные буквы ы или и. Записать слова. Сравнить по смыслу и звучанию. Устно составить предложение.

и и и и

п лил пил вил в ли

ы ы ы ы

Игра «Один-много» (с перекидыванием мяча).

Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук ы или и, например:

Рама – рамы (ы), тетрадь – тетради (и), стена – стены (ы) и т.д.

Задание. Разложить картинки, изображающие множество предметов, в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:

столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ …

яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ …

Задание. Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:

У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и ёлка) зелёные иголки. У (берёза и ольха) серёжки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.

Задание. Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и:

а) Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-.

Эти куст-к- мал-н- сам- пол-вал-.

б) У М-ш- ж-л- бел-е м-ш-. У Люс- с-н-е бус-. На р-нке много гр-бов. Кур- склевал-

зёрн- шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-ц- покр-л- снегом. У рек- шурш-т кам-ш. Д-на несёт в сумке д-ню.

Конспект занятия

Тема: «Дифференциация звуков ы и в словах, близких то звучанию, ив словах множественногочисла».

План занятия

1) Дыхательная гимнастика. Гимнастикагуб. Повторение артикуляции звуков ы, и.

2) Звуковой анализ предложений с последующей записью в тетради.

3) Подчеркнуть цветными карандашами вставленные буквы.

У М-лы м-ло. Мама будет м-ть М-тю. Дет- с-ты. На столе с-то.

Игра «Один—много».

Логопед показывает натуральные предметы по одному (либо картинку с изображением одного предмета). Учащиеся должныназвать множественное число и указать гласную в конце слова. Позднее ведущим может стать ученик.

Например:

Рама — рамы.

Парта —..., спичка —..., тетрадь —..., стена —... и т. д.

5) Детям более подготовленным можно предложить раз­ложить картинки с изображением множества предметов в две группы: а) имеющие окончание и; б) имеющие окончание ы.

Конспект занятия

Тема: «Различение гласных ы, и в окончаниях родительного падежа единственного числа и в словах со слогами ши, жи».

План занятия

I. Рассмотреть картинку с зимнимсюжетом. Дать имена детям.

Ответить на вопросы:

1) У кого коньки? (У Нины.)

2) У когосанки? (У Вали.)

3) У кого снежки? (У Пети.)

Записать ответы после устного анализа в тетрадь. Под­черкнуть цветными карандашами окончания ы и и.

II. Ответить на вопросы логопеда (подчеркнуть голосом окончание):

1) У какой птицы глаза хорошо видят ночью? (У совы.)

2) У кого пушистый хвост? (У лисы.)

3) У какого дерева зеленые иголки? (У сосны, у ели.)

4) У какого дерева сережки? (У березы.)

III. Логопед обращается к детям и предлагает им послу­шать, как звучат слова лыжи, мыши. Затем дети должны про­изнести их сами.

— Какой гласный-звук слышится, ипроизносится в концеслов? (ы.)

А теперь прочтите на доске окончание в словах.

Повторение правила правописания данныхслогов.

Задание. Запишите следующие слова в тетрадь, выделяя цветными карандашами слоги жи, ши.

лыжи камыши мыши шалаши ножи жиры

шина тужил машина тушил решил сушил

Задание. Комментированное письмо или диктант.

Мы наловили много рыбы. Были тут и ерши, и окуни, и лини. Домой мы плыли в лодке. Наши мамы были рады. Они наварили ухи. Мы были сыты.

Гласные а — о

ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение гласных а и о из слов.

2) Сравнение по артикуляции.

3) Сопоставление звуков с буквами а и о. Сравнение букв по начертанию. Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами. Отработка соединения букв о, а с дру­гими буквами: ол, ос, ом, ал, ас, ам.

4) Чтение слогов.

ма — мо та — то ра — ро

са — со па — по ла — ло

5) Вставить пропущенные буквы а и о. Записать слова. Сравнить их по звучанию и смыслу.

о

Образец: дом-дам. Д- -М

а

 

о о о о

д м с м в л ст л

а а а а

 

а о о

кр тко м жет п чка

о а а

а а

т чка п лки

о о

6) Запись слогов под диктовку.

7) Дифференциация а — о в словах устно (поднять соответ­ствующую букву).

Мох, мать, парки, сурок, варежки, крошки, ночи, лось, марка, море, чаша, ложки, норы, весна, осень, зима, скорый.

8) Запись слов под диктовку.

Сок, сказка, конь, поле, плакса, галки, ослик, совы, просит, палец, рот, рука, горы, лампа, кошки, дождик, краски, помню, ломтик, песок, камин, ранка.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ

АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО

Гласные Ё — Ю (О - У)

Эти согласные смешиваются по акустико-артикуляционному сходству. Для облегчения их дифференциации надо выделить простые гласные звуки, лежащие в основе этих сложных гласных.

Дети знакомятся с таблицей. Проверяют ее протяжным произнесением гласных и записывают в тетрадь.

Я – ЙА Е – ЙЭ Ё – ЙО Ю - ЙУ

Внимательное рассмотрение артикуляции гласных о и у.

Сравнение их по степени раскрытия рта и сужения губ.

 

1. Рассмотреть табличку: ё=йо | ю=йу

Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком и сужения губ) у (ю) — «узкий» звук, подбородок не опускается,

о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается подбородок).

2. Прочитать, затем записать под диктовку слоги:

а) от — ут ну — но

ум - ом ро — ру

ус - ос гу — го

ох - ух то — ту

б) ёт - ют юм — ём юн — ён ёс - юс

мё — мю тю - тё рю – рё лё — лю

3. Дифференциация гласных о — у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв):

сор, сук, пух, сох, сок, сух, спорт, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск.

4. Сопоставить по смыслу и звучанию слова:

гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок ход - худ трос - трус стол - стул струйка - стройка

5. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву):

ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий, водоём.

6. Сопоставить по значению и звучанию слова:

клюв — клёв плюс — плёс

7. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов.

Образец: Я даю - он даёт Мы даём - они дают

Я пою -... Мы поём -...

Я шью - … Мы шьём - …

8. Изменить слова по образцу. Гласные ё и ю подчеркнуть цветными карандашами.

Образец: я да ю – мы да ё м; он да ё т – они да ю т.

я пою – мы … он поёт – они …

я полью – мы … он польёт – они …

я шью – мы … он шьёт – они …

я вью – мы … он вьёт – они …

я бью – мы … он бьёт – они …

я клюю – мы … он клюёт – они …

9. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок:

Подай... полотенце и... расчёску (мою, моё).

Возьми... мыло и... щётку (своё, свою).

Погладь... платье и... кофту (твою, моё).

10. Составить предложения с данными словами и слово­сочетаниями. Подчеркнуть буквы ё, ю:

на земл ю, над земл ё й; вс ё поле, вс ю речку;

вс ё море, вс ю земл ю; вс ю дорогу, вс ё время;

вс ю сметану, вс ё масло.

11. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку:

Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в тёмный трюм. Солнце льёт лучи на землю.

Осенью льют дожди. Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём

спелую клюкву.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.