Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ





После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания [2]:

3.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите точки зрения западников и славянофилов – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

3.1.1. Каково место России в мировой истории? В чем заключаются особенности русской истории, русской культуры, русского национального характера?

Россия служит колыбелью православия, христианских ценностей. Она соединяет в себе черты и Запада и Востока, поэтому путь ее во многом противоречив и самобытен. Западники считают, что Россия должна принять европейские ценности, а славянофилы настаивают на том, чтобы Россия шла по своему пути развития. Особенности русской истории заключаются в том, что Россия претерпела и влияние Востока (монголо-татарское иго, турецкое влияние), и Запада (реформы Петра I), а также шла по своему пути, особенно во время войн и сражений. Русская культура соединяет в себе и традиции Востока, и Запада, переняв христианство, а также немалую роль в становление обычаев сыграло язычество. Отличительной особенностью русского характера считается «широта души», коллективизм, добродетель, смирение.

 

3.1.2. Является ли Россия частью Запада (западной цивилизации и культуры)? В чем проявляется общее и особенное в соотношении России и Запада? Каковы были и каковы должны быть их взаимоотношения?

России ближе ценности Запада и европейской культуры, поскольку их объединяет религия (христианство). В историческом развитии России Запад сыграл огромную роль на ее становление, поскольку политические, культурные и религиозные отношения во многом были связаны именно с ним. Это касается и культурного обмена, и спорных территорий, и то, что среди российского дворянства находились представители европейских высших слоев.

В целом, между Россией и Западом возникали как противоречия, так и согласия. На сегодняшний день, Россия должна взаимодействовать с Западом, перенимая положительный культурный, экономический опыт, но и не забывая о своей самобытности.

 

3.1.3. Какую роль играет православие в отечественной и мировой истории? Чем оно отличается от других направлений христианства (католицизма, протестантизма)? Каким должен быть диалог с другими религиями и конфессиями?

Православие способствовало развитию культуры, письменности, духовности. Немалое влияние на развитие культуры оказала сама Византийская империя, в которой и зародилось православие. В философии православие развило идею личности, внутренней борьбы и очищения, главным оно провозгласило гармонию личности и духа.

От католицизма и протестантизма оно отличается наличием коллективизма, смирением перед Богом, неверием в догмат о чистилище, патриархальностью и т. д.

Православие не должно полностью отрицать иные религии и конфессии, принимать выбор человеком религии, взаимодействовать с другими религиями, делиться с ними культурой и обычаями.

3.1.4. Какой должна быть власть в России? Как должны строиться взаимоотношения государства, общества и личности в России?

Власть в России должна основываться на согласии народа и правителя, тем не менее исторически России присущ патриархальный стиль правления, когда народ видит в правителе источник решения всех существующих проблем. На мой взгляд, государство в России должно взаимодействовать с народом в политических, социальных и культурных вопросах, а также учитывать его интересы. Также государство должно обращать внимание и на отдельную личность, признавать его права и свободы. Также и сама личность должна знать свои обязанности, следовать законам, держать долг перед государством, быть ответственным перед народом и государством за свои действия и поступки.

3.1.5. Каким представляется будущее России? Возможен ли ее самобытный путь?

Россия, на сегодняшний день, начинает признавать свою самобытность, отстаивая свои духовные и культурные ценности, поддерживая свой язык и культуру, следуя обычаям и традициям предком. Тем не менее, в условиях глобализации Россия не может не взаимодействовать с Западом и Востоком, иначе это чревато изоляцией России от всего мира, деградации ее развития.

3.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.2. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

3.2.1. Нужна ли в современном государстве и обществе смертная казнь?

Существуют две точки зрения на необходимость смертной казни. Согласно первой, она является средством предупреждения новых тяжких преступлений как со стороны преступника путем его физического устранения, так и со стороны потенциальных преступников путем их устрашения реальной угрозой смерти. Признание необходимости смертной казни здесь относительно, поскольку обусловлено успехом в предотвращении тяжких преступлений. В соответствии с другой точкой зрения, смертная казнь служит возмездием за совершенное преступление, которое должно последовать независимо от каких-либо соображений целесообразности.

На мой взгляд, в современном обществе смертная казнь применима только в самых крайних случаях и при согласии большинства народа, когда другие виды наказания не являются применимыми. Тем не менее, цивилизационное общество требует выработки более гуманных методов наказания.

3.2.2. Нужно ли в современном государстве и обществе легализовать эвтаназию?

В современном обществе, в котором господствуют права и свободы человека, эвтаназия должна осуществляться только при добровольном согласии пациента и только в том случае, если спасти самого пациента уже не представляется возможным, а сам пациент испытывает болезненные мучения. Тем не менее, задача врача до последнего сохранять жизнь пациента. В то же время антигуманно оставлять человека в муках, зная, что уже ничего нельзя сделать. Поэтому, до сих пор нельзя точно сказать стоит ли легализовать эвтаназию.

 

3.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

3.3.1.

философская периодизация истории автор (имя, фамилия)
«доистория» – «древние культуры» – «осевое время» – «технический век» Карл Ясперс
первобытнообщинный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм Карл Маркс
«эпоха богов» – «эпоха героев» – «эпоха людей» Джамбаттиста Вико
«первичная простота» – «цветущая сложность» – «упрощение» Константин Леонтьев
пассионарный взрыв – подъем – акматическая фаза – надлом – инерция – обскурация – мемориальная фаза – обрыв этноса Лев Гумилев

3.3.2.

название философского произведения автор (имя, фамилия)
«Этногенез и биосфера Земли» Лев Гумилев
«Закат Европы» Освальд Шпенглер
«Россия и Европа» Николай Данилевский
«Византизм и славянство» Константин Леонтьев
«Постижение истории» Арнольд Тойнби
«О граде Божьем» Аврелий Августин
«Феноменология духа» Георг Гегель
«Капитал» Карл Маркс
«Истоки истории и ее цель» Карл Ясперс
«Курс позитивной философии» Огюст Конт
«Конец идеологии» Дэниел Белл
«Восстание масс» Хосе Ортега-и-Гассет
«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Эдмунд Гуссерль
«Основания новой науки об общей природе наций» Джамбаттиста Вико
«Исповедь» Лев Толстой

3.3.3.

цитата автор (имя, фамилия)
«Культура – это лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом» Фридрих Ницше
«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа…» Освальд Шпенглер
«Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача…» Николай Бердяев
«Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» Питирим Сорокин
«В истории человеческого духа я различаю эпохи обустроенности и бездомности» Мартин Бубер
«Умирая, культура превращается в цивилизацию» Освальд Шпенглер
«Несомненно, что война была естественным состоянием человека, пока не образовалось общество, и притом не просто война, а война всех против всех». Томас Гоббс
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» Карл Маркс, Фридрих Энгельс
«Греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей начальной стадии, а именно – в стадии перехода от закрытого общества к открытому» Карл Поппер
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» Владимир Ленин

3.3.4.

философ век, философское направление, названия основных трудов, ключевые идеи    
Георг Гегель 1770 — 1831 гг., романтизм, немецкая классическая философия, «Наука логики», «Философия природы», «Феноменология духа». - мировой дух является первичным, а природа вторична и производна от абсолютной идеи; - принципы: переход количества в качество, закон отрицания отрицания, противоречие как источник развития; - существуют закономерности общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеипрошли длинный путь исторического развития.    
Огюст Конт 1798 — 1857 гг., позитивизм, «Дух позитивной философии», «Общий обзор позитивизма». - классифицировал науки на абстрактные (астрология, физика, химия, биология, социология) и конкретные; - социология состоит из социальной статики (структура общества) и социальной динамики (изменения в обществе); - три стадии общественного прогресса: теологическая, метафизическая и позитивная.    
Карл Маркс 1818 — 1883 гг., диалектический и исторический материализм, «Капитал», «Манифест коммунистической партии». - движущей силой общественного развития является борьба классов; - в процессе производства люди вступают в социальные отношения, образуя два класса (пролетариат и буржуазия), между которыми существуют радикальные различия; - выделил стадии общественного прогресса: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.    
Аврелий Августин 354 — 430 гг., теология, христианский неоплатонизм, «Об обучении оглашаемых», «Исповедь», «Проповеди». - ход истории, жизнь общества — это борьба двух противопо­ложных царств - Земного (грешного) и Божественного; - Церковь — единственная сила, способная объединить мир; - главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; - Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на­стоящее время, будет творить в будущем; - знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается только при познании Бога.
Николай Данилевский 1822 — 1885 гг., панславизм, цивилизационный подход, «Россия и Европа», «О движении народонаселения в России». - человечество - отвлеченное понятие, реальными носителями исторической жизни выступают «естественные» системы, обособленные «культурно-исторические типы», представляющие собой сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков; - каждый культурно-исторический тип есть совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития; - ход истории заключается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые могут существовать как последовательно, сменяя друг друга, так и параллельно; - развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам.
Константин Леонтьев 1831 — 1891 гг., регилиозно-консервативное направление, «Подлипки», «В своем краю», «Византизм и славянство», «Грамотность и народность». - европейская мысль поклоняется не личности, достигшей особой степени развития, но просто индивидуальности всякой, и всякого человека желает сделать равноправным и счастливым человеческие помыслы социально опасны, а потому свободу человека должно уравновешивать различными политическими и религиозными институтами - либерализм считал опасным для России, поддерживал византизм.
Освальд Шпенглер 1880 — 1936 гг., философия жизни, консервативно-националистическое направление, «Закат Европы». - характерными свойствами цивилизации является разгул страстей, упадок нравственности, оскудение духовной жизни; - вместе с фазой цивилизации каждая культура может существовать неопределенно долго. Культура «коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются» и тогда она становится цивилизацией; - когда-то все культуры на Земле были примитивными, но около третьего тысячелетия до н.э. произошел по неизвестным причинам сдвиг, в ходе которого появились первые высокие культуры – египетская и вавилонская.
Арнольд Тойнби 1889 — 1975 гг., цивилизационная теория, «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории», «Роль личности в истории». - цивилизация представляет собой общность людей, проживающих на общей территории и обладающих общими духовными традициями и сходным образом жизни; - между некоторыми из цивилизаций существуют родственные отношения. Цивилизации также взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга; - существуют цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, христианская, исламская и др.; - каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути стадии: стадию зарождения - генезис. За стадией генезиса следует стадия роста, в которой цивилизация из зародыша превращается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, сменяющейся стадией распада. Распавшись, цивилизация или исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков), или дает жизнь новым цивилизациям.
Карл Ясперс 1883 — 1969 гг., экзистенциализм, «Психология мировоозрения», «Смысл и назначение истории», «Введение в философию». - основным фактором, задающим психологическую жизнь человека, является субъектно-объектная оппозиция; - в мировоззрении выражается отношение между внутренними переживаниями человека и объективными феноменами. Формирование мировоззрения не является нейтральным процессом, оно включает защитные реакции, стратегии подавления и вытеснения; - задачей психологического исследования является выявление человеческой экзистенции за пределы ограничительных антиномий, которыми она окружает себя.
Карл Юнг 1875 — 1961 гг., аналитическая психология, «Психологические типы», «Архетип и символ», «Либидо, его метаморфозы и символы». - каждый индивидуум обращен к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт). Экстраверсия исключает интроверсию, но ни один из этих типов не имеет предпочтений перед другим; - выделил четыре психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию; - помимо личного бессознательного есть еще и коллективное бессознательное, содержащее в себе опыт развития всего человечества и передающееся от поколения к поколению; - выделил основные элементы (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.

 

3.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения):

3.4.13. « Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова».

ЗАДАНИЕ № ______

ОТВЕТ: Автором данного изречения является Будда. Смысл его состоит в том, что совершая ошибки и не исправляя их, человек снова и снова будет на них натыкаться, пока не осознает свои действия и поступки и не исправится. Многие обстоятельства и ситуации в прошлом даются человеку для того, чтобы он умел решать возникающие проблемы и тем самым совершенствовать свое внутреннее «Я».

 

3.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса):

3.5.13. Какие глобальные проблемы угрожают современному человечеству?

ВОПРОС № _____

ОТВЕТ: Современному человечеству угрожают экологические проблемы (нехватка ресурсов, загрязнение атмосферы), перенаселение, неконтролируемый поток мигрантов из стран Востока, деградация и массовизация культуры, виртуализация жизни, стирание языковых границ, разрушение семейных ценностей.

ЧАСТЬ 4

4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ НА ДИСКЕ ТЕКСТ №4.*... [3]

и выполните следующие задания:

Определите примерные (насколько возможно точные) время и место создания приведенного текста, охарактеризуйте вклад его автора в историю мировой философии и культуры (укажите его ключевые идеи и основные произведения).

1910 г. в журнале «Вопросы психологии и философии». Произведения С.Н. Булгакова «Капитализм и земледелие», «Два града. Исследование о природе общественных идеалов», «Свет невечерний», «Тихие думы», «Купалина неопалимая», «О Богочеловечестве», «Философия имени».

Идеи: 1) София — это сверхтварный личностный аспект, который персонифицирован в принципе женственности, именуемый "Вечной женственностью", представляющей собой своеобразное "материнское лоно бытия", принимающее творческую силу Бога и воплощающее ее в мире;

2) София лежит в основании «всеединства» и собственно составляет «всеединство», поскольку она содержит в себе всё, являя собою умопостигаемый мир, одно и все, всеединое, становясь началом мира и его высшим совершенством;

3) центральной проблемой софиологии, как мировоззрения, является проблема отношений между Богом и миром, между Богом и человеком. Человек, соединяющий в себе божественное и тварное начала, способен исполнить подобную миссию. Если в человеке возобладает относительное, то он превратит свое потенциальное человекобожие в эгоизм и демонизм. Следовательно задача человека состоит в том, чтобы соединить человеческое относительное с божественным абсолютным;

4) история человечества представляет собой историю хаоса отчужденного от Софии мира. Поэтому, земная человеческая история есть всего лишь момент бытия Софии тварной, момент, который должен обязательно закончиться;

5) Мир представляет собой процесс Богочеловеческий, в ходе которого человек возвращается к Богу. Морально человек является тем, что должно вернуться к утраченному совершенству путем уничтожения старой природы и приобретения новой природы.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.