Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Методические рекомендации для преподавателя





Программа состоит из ряда разделов, посвященных формированию представлений о художественном образе и разнообразных средствах его воплощения в условиях сцены, что соответствует основным компетенциям ГОС по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников. Сценография представляет собой сложный комплекс изобразительных, выразительных и технических средств преображения пространства в контексте художественного действа. Преподавателю очень важно акцентировать внимание студента – будущего режиссера – на роли сценографии в формировании художественного замысла. Режиссер должен уметь интегрировать выразительные средства различных видов художественного творчества, а также представлять себе активное действие, декорации и зрительские впечатления в неразрывной связи.

Постановщик зрелища должен уметь заключить творческий союз со всеми силами, задействованными в постановочном проекте: артистами и реальными героями, композитором и звукорежиссером, сценографом и заведующим постановочной частью. Режиссер направляет и контролирует весь творческий процесс по созданию целостного, выразительного и наполненного идейным содержанием действа.

Преподавателю сценографии следует использовать методы обучения, дающие представление об основных тенденциях развития современной сценографии, а также формировать навыки грамотного подбора и обработки изобразительной информации к художественному проекту, использования выразительных средств современной сценографии в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств.

Содержание дисциплины составляют шесть основных разделов: в первом разделе дается представление о сценографии как художественном явлении, излагаются основные принципы композиции художественного решения театрализованного представления; во втором – даются основные сведения об истории и основных этапах развития сценографии, сценического пространства и оборудования; в третьем изучаются различные типы декораций; четвертый раздел предполагает изучение особенностей сценографии массовых зрелищ в условиях окружающей среды; в пятом постигается технология поиска образного решения пространства; заключает изучение шестой раздел, посвященный методике преподавания дисциплины «Сценография». Нормами учебного плана предусмотрены как теоретические, так и практические занятия (групповые и мелкогрупповые).

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия используются методики интерактивных форм обучения, которые должны быть направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. С первых учебных занятий студентов следует ставить в условия необходимости решать творческие задачи, проявлять инициативу, изобретательность, оригинальность во время исполнения тренингов, упражнений, этюдов, постановочных проектов по темам дисциплины.

В процессе изучения различных тем дисциплины важно развивать способность графического закрепления информации. У учащихся должна быть выработана привычка зарисовывать в конспектах схемы, эскизы, планы, чертежи декораций и т. д.

Последовательность действий на занятии может быть примерно следующей. Вначале преподаватель предъявляет объект изучения в общем виде, в эскизе, фотографиях, слайдах репродукций, рисунке на доске, раздаточном наглядном материале. Затем повторяет рисунок на доске, следя за тем, чтобы работа с учащимися была максимально синхронизирована. В это время преподаватель управляет последовательностью действий, поясняя логику и задавая темп производимых процедур, периодически просматривая стадии работы в конспектах учащихся, чтобы немедленно исправить возникшие ошибки. По окончании зарисовки обращается с просьбой сверить рисунок с оригиналом, уточнить детали.

Преподавателю необходимо систематически давать объяснения основных закономерностей сценической композиции, не дожидаясь специально назначенных часов по данной теме. При этом теоретический материал следует постоянно сопровождать изо-, видео-иллюстрациями, натурными объектами промышленного дизайна, предметов интерьера, моделей костюма, примерами из постановочной практики, а также собственными наблюдениями.

В ходе объяснения тем, посвященных композиции и художественному образу, следует представлять несколько различных вариантов решения одной проблемы, предложенных известными художниками, дизайнерами. При этом будут уместны сравнения, сопоставления, аналогии.

Вся наглядная информация должна быть безукоризненного визуального качества, процесс ее демонстрации четко «срежиссирован». Если иллюстрации выполнены на бумажных носителях, то листы должны быть сложены в строгой последовательности. Наглядно-словесные образы необходимо синхронизировать, т. е. каждый учащийся должен видеть во время объяснения один и тот же видеоряд.

Во время учебных занятий по темам различных типов декораций, их уникальных постановочных качеств, особенностей сценографии массовых зрелищ в условиях окружающей среды наиболее целесообразны экскурсии. Накануне и во время лекции-экскурсии необходимо провести дополнительную беседу о нормах безопасности и о сценической этике.

По темам, посвященным истории и перспективам развития сценографического искусства, следует привлекать студентов к поиску информации в печатных и электронных средствах информации, в различных публикациях и искусствоведческой литературе. Необходимо обращать их внимание на альбомы театральных художников России и зарубежья, по разному интерпретирующими хрестоматийные драматические сюжеты.

Практические методы обучения включают в себя: задания по воспроизведению схем, рисунков, чертежей; творческие упражнения по созданию собственных композиционных разработок (аппликационного, коллажного, макетного порядка), а также сочинения художественного оформления к различным постановочным проектам.

Итогом каждого занятия должен быть анализ и оценка выполненной работы, рекомендации по качественному самостоятельному изучению теоретических вопросов, выполнению практических заданий, а также указания разнообразных источников необходимой информации.

 

 

II. Методические указания для студентов

 

Комплексное изучение студентами дисциплины «Сценография (художественно-декорационное оформление)» предполагает овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе проведения практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.

Основной целью практических занятий является выработка навыков формулирования художественного замысла и реализации его в конкретном изобразительном материале. Во время практических занятий студент осваивает технологию перевода литературного слова в сценическую наглядность; выполняет упражнения, развивающие его творческую самостоятельность.

Как правило, студент, обучающийся по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» не имеет специального художественного образования. Поэтому изучение дисциплины начинается с вводной лекции «Сценография как художественное явление». В ней кратко излагается суть дисциплины, ее связь с основными дисциплинами специальности, такими как Режиссура, Сценарное мастерство и др. Студентам очень важно научиться ассоциировать знания, полученные на параллельно изучаемых дисциплинах, и уметь проецировать их на свои творческие проекты.

В сложном процессе создания сценического произведения театральный художник – одно из главных действующих лиц. В пустой сценической коробке он возводит целый мир, который должен стать органичным для действующих лиц представления. Качества и свойства этого мира во многом определяют их поведение, пластику, способ существования на сцене.

Театральный художник может использовать выразительные средства самых разных видов искусства: и живописи, и графики, и скульптуры. Но все эти средства являются дополнительными. Они накладываются на тот специфический материал, который дает художнику только театр. Этим материалом является сценическое пространство, которое обладает способностью к трансформации, к изменению во времени, к всевозможным преобразованиям с помощью света и движения. Материал театрального художника – пространство, свет, время, движение – неосязаем, его невозможно потрогать руками, как холст или мрамор. Он раскрывается только в ходе зрелища. Истинное бытие сценического образа измеряется исключительно тем временем, в течение которого идет сценическое действие. Преобразование нейтрального пространства в пространство образное и есть чудо искусства, творимое театральным художником.

Его творчество тесно связано и с драматургом, с режиссером, актером, зрителем и, наконец, со временем, искусством времени, сменой эстетических вкусов и жизненных представлений, традициями. В современной сценографии живут приемы, техника, методы оформления сценического действия давно ушедших эпох. Лишь проследив эти связи с прошлым, мы сможем понять и выявить принципиальную новизну, неповторимость сегодняшнего театра. Сегодня в театральном художнике ценятся профессионализм, способность не только придумывать, но и находить технологии воплощения придумок; умение мыслить целым, умение подчинить себя интересам целого.

Студенту, изучающему курс «Сценография» (художественно-декорационное оформление), предстоит выполнить ряд заданий. Выполняя их, следует обращаться к источникам многих дисциплин и таким образом учиться видеть и оценивать художественный мир в его целостности и многообразии;

выражать скрытые связи явлений, событий жизни действующих лиц в той или иной драматургии;

отбирать и выявлять в драматургии обоснованные критические пиковые, экстремальные обстоятельства, которые не могут оставить наши чувства холодными и равнодушными;

владеть изобразительными приемами расширения круга предлагаемых обстоятельств;

приобретать способность выводить воображение за рамки непосредственного действия литературного сценария;

понимать специфику работы художника – сценографа изнутри, вырабатывать умение работать с художником;

формулировать задачу (образную мысль) сценографического решения зрелища.

приучить себя к постоянному пополнению собственных интеллектуальных и эмоциональных ресурсов образцами мирового культурного наследия.

В первом разделе «Основы художественного решения театрализованного представления» рассматриваются вопросы теории основ композиции, цветоведения и перспективы; свойства пространственной формы; отношения и пропорции; ритм. Изучаются: фронтальная композиция; объемная композиция; глубинно-пространственная композиция; особенности построения пространственной композиции на сценической площадке. Знания, полученные на теоретических занятиях, студенты закрепляют в ходе выполнения упражнений и творческих заданий. Студенты придумывают и исполняют по нескольку вариантов композиционных построений на плоскости и в объеме по темам «Равновесие в композиции цвета, фактуры, формы, размеров деталей оформления»; «Перспектива и ее законы». Учатся определять картинную и предметную плоскости; линии горизонта на плоскости и в сценическом пространстве при использовании в представлении живописных и объемных декораций. Пробуют свои силы в эскизах художественного оформления и исполнении несложных чертежей примерах перспективного рисования интерьера.

Такие факторы, как форма, направление, месторасположение, в уравновешенной композиции обусловливают друг друга. В этом случае ни одно изменение невозможно, и в целом данная композиция выглядит нуждающейся во всех составляющих ее частях. Несбалансированная композиция всегда случайна, временна и, следовательно, необоснованна. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы, с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общую структуру. В таких условиях мысль и ее образ, созданный художником, становятся весьма невнятными. Модель оказывается неопределенной, и нельзя решить, к какому из возможных очертаний ее можно отнести. Создается впечатление, что процесс работы над оформлением зрелища прерван на половине пути. Возникает потребность в изменении композиции, ее неподвижность становится помехой для восприятия. Временная неопределенность дает повод для болезненного ощущения остановленного времени. Впрочем, иногда композиционная незавершенность используется как режиссерский прием стоп-кадра, в котором декорации и актеры замирают в момент активного действия.

Режиссер должен уметь графически закреплять элементы художественного замысла в виде схем, чертежей, планов; разбираться в законах линейной перспективы, масштабах, технологии создания макета. Режиссеру также необходимо знание законов перспективы, которые помогут правильно организовать сценическое пространство.

Надо научиться выполнять эскиз декорационного оформления отдельных сцен и эпизодов зрелища. Его можно выполнить с различных точек зрения при помощи линии горизонта, точек схода и вспомогательных линий.

Во втором разделе «Архитектура и механическое оборудование сцены» рассматриваются основные формы организации зрелищного пространства: сцена-арена античного театра; симультанная сцена средних веков; пространственная сцена XV-XVI вв.; ярусный театр; возникновение и развитие сцены-коробки; поиски новых форм сцены XIX – начала XX веков; архитектура современной сцены (глубинной колосниковой сцены), а также особенности оформления художественных действ в различных пространственных системах.

При изучении программного материала надо обратить внимание на особенности организации зрелищного пространства в различные периоды исторической эволюции:

Расположение зрителей вдоль оси, по которой движутся актеры в пеших процессиях, либо на передвижных помостах, лодках (Древний Египет).

Расположение зрителей вокруг актеров (Античная Греция):

а) на одном уровне с актерами;

б) на разных уровнях: либо выше актеров в амфитеатре, либо ниже, при беседочных сценах (Европа Средневековья).

Расположение зрителей и актеров друг против друга.

Расположение зрителей среди нескольких игровых площадок.

Следование зрителей за актерами от одной игровой точки к другой и т.д. (Средневековые мистерии, паломничества Питера Брука XX в.).

Расположение зрителей с трех сторон, полуамфитеатром (Возрождение).

Следует отметить, что каждый из названных вариантов формирования пространства обладает рядом как положительных, так и отрицательных черт, способных существенно отразиться на представляемом зрелище.

Основное внимание уделяется изучению классической сцены-коробки, освоению студентами различных частей сцены, пониманию их назначения, навыкам работы с оборудованием сцены и использования имеющейся в наличии театральной техники в качестве одного из выразительных средств художественного решения спектакля. С помощью сценического оборудования режиссер обогащает действо выразительными ракурсами, динамикой, планами (крупным, средним, общим), информативностью, происходящих перемен, расширяет функциональность декораций. Зачастую постановщики используют старинную механику, заставляющую играть декорации новыми красками, например, фурки прямолинейные, круговые (осевые), телари.

Сценическое пространство характеризуется тремя составляющими: игровой площадкой, зрительным залом, прилегающими к зрительному залу и игровой площадке помещениями. Каждая из этих составляющих имеет свою ширину, высоту и глубину. Глубина ограничивается, как правило, 27 метрами. По ширине принято считать идеальным пространство, равное глубине. Высота может быть в 1,5- 2,5 раза меньше ширины зрелищного пространства.

Сценография включает многообразные формы работы художника над сценическим пространством, над декорацией и световой партитурой, над деталями и костюмом, над пластикой мизансцен.

В третьем разделе курса подробно рассматриваются декорации:

Мягкие декорации: одежда сцены (кулисы, падуги, задники, горизонты, половики); занавесы – основной антрактовый (раздвижной, подъемно-опускной), фигурный, эффектный, занавес-раздержка; театральные драпировки. На практических занятиях изучаются различные технологии декора, расчет и раскрой тканей.

Жесткие декорации: станки дежурные; складные; сборно-разборные; рундуки; лестницы; перила; балки; ширмы; колонны.

Изучаются способы создания театрального интерьера, различные технологии создания предметов бутафории, способы художественной обработки. Студенты осваивают различные способы крепления декораций.

Важно понимание роли декорационного оформления в создании атмосферы театрализованного события как одного из приемов выделения центрального события и идеи драматургического произведения. Главное может быть выделено цветом, объемом, уровнем расположения, имеющими смысловое значение.

Декорационное оформление может быть мягким (из сукон), жестким, состоящим из павильонных рам, и смешанным (сочетание первого и второго вида). Режиссер должен знать технологию изготовления различного декорационного оформления. Например, дерево можно изготовить плоское, объемное, полуобъемное. Пейзажные декорации служат основным фоном театрализованных форм зрелища в закрытом пространстве. Их дополняют лесные арки, падуги.

Интересными в зрелище могут быть различные технологические приемы, например, аппликативные работы. Они могут быть транспарантными (просвечиваемыми насквозь).

Режиссер должен быть знаком с основным технологическим процессом изготовления декораций, материалами и инструментами, приспособлениями для изготовления бутафории, влияющими на качественные характеристики стилевой целостности всего зрелища. Роль и значение бутафорских предметов в представлении раскрываются в таких понятиях, как условность зрелищного искусства и масштаб. Художественная обработка, используемая в сценических условиях, во многом определяется средой представления, его жанрово-стилевыми характеристиками.

В изготовлении драпировок одежды сцены, отделки мебели, костюмов важно учитывать свойства различных тканей – от легких шелковых до грубых конопляных. Художественная обработка ткани для сцены начинается с определения рисунка орнамента. Разработанный рисунок должен сочетаться с основным декоративным (изобразительным) приемом декораций.

Самый доступный способ обработки ткани и готовых изделий – с помощью трафарета. Орнамент или рисунок необходимо делать крупнее натурального, чтобы он органично смотрелся на большом расстоянии от зрителя.

В четвертом разделе изучаются образные средства сценографии массовых зрелищ, т.е. на открытых площадках, рассчитанных на использование в условиях естественного ландшафтного окружения. Такими зрелищами могут быть театрализованные представления и спортивно-художественные праздники на сцене-арене, стадионе, в спортивно-концертном комплексе, городской площади, парковой площадке. Декорации могут выступать как в качестве художественного фона, так и приемом изобразительного решения. В масштабном пространстве существуют единовременно большое количество самых разнородных зрелищных площадок. Все их могут объединить в цветовой, изобразительный, декоративный, пространственный, шрифтовой, конструктивный ключи решения.Студенту следует научиться учитывать специфические условия сценографического решения в условиях естественной среды. Уметь выполнить замеры разнообразных площадок, уточнить задачу художнику, работающему над эскизами и планировками. Моделировать будущий проект в трехмерном макете. Знать особенности монтировки деталей оформления. Определять масштаб больших площадей и находить способ подчеркивания выразительности действа.Уметь использовать сценическую маску, куклу, грим.

Курс этого раздела предполагает активное использование знаний, полученных на занятиях по предыдущим разделам дисциплины: основам композиции, особенностям построения пространственных форм искусства, созданию художественного образа театрализованного представления в классическом пространстве. Основной целью можно считать преобразование естественного окружения в художественную среду.

На теоретических занятиях студент знакомится с использованием широкого спектра выразительных средств и явлений, находящихся вне сферы искусства. Такими средствами становится движущаяся или стационарно используемая автомобильная, водная, воздухоплавательная техника, а также различные подъемно-транспортные, строительные и промышленные приспособления. Особенно яркими элементами зрелища запоминаются животные, птицы. Грамотно построенное зрелище должно учитывать и такие факторы, как явления природы, огня, воды, ветра.

Основное внимание уделяется практическому освоению пространства как драматургического фактора, учитывающего осознанный выбор места для свершения того или иного зрелищно-художественного акта. При этом зрелище становится органическим продолжением естественной среды. Иными словами, происходит погружение некоего события в среду конкретной местности с историческими или психологическими характеристиками.

Сценографическое решение особого рода осуществляется при помощи, так называемой игровой сценографии. Ее составляют предметы-символы – воплощение основных образов мира и человеческого бытия. Костры, огненные колеса, горящие деревянные диски – символы солнца и жизнетворения, деревья и другие растения – символы умирания и возрождения природы и многие другие. Кукла, маска, костюм, бытовые предметы – все они человеком издавна определены как носители образа того или иного явления. Так, например, кукла в обрядах воплощает образ смерти, темных сил и проч.

В пятом разделе «Зрительный образ театрализованного представления» рассматриваются: основные этапы работы режиссера над образным решением зрелищного события; разработка принципа оформления проекта на основе драматургии и режиссерского замысла; работа с художником; понятие «Сценографический образ»; изучение иконографического и литературного материала, связанного с эпохой, бытом и событиями в драматургической основе.

Во время теоретических и практических занятий студенты знакомятся с различными способами решения сценического пространства (получают краткие сведения о них). Студенты изучают тенденции декорационного искусства драматических и шоу-действ. Все их условно можно поделить на шесть направлений: декорация-натюрморт; декорация-портрет; декорация-плакат; декорация-черный квадрат; декорация-станок; декорация-аттракцион. На практических занятиях студенты изучают способы исполнения декораций: живописный, объемно-живописный, объемно-конструктивный; овладевают архитектоникой и функциональностью образного решения представления; постигают особенности формирования образа действа на малой сцене с учетом таких ее особенностей как камерный масштаб, реализм пропорций, статика, открытость пространства.

Практические навыки приобретаются в работе над планами, планировками, схемами мизансцен, чертежами декораций; в создании эскизов, чернового макета; в формировании архивов художественного замысла.

Студентам нужно уяснить, что поиск и реализация сценографического решения представления происходит параллельно и внутри всего творческого процесса разработки и постановки зрелища. Формула режиссерского решения диктует художественно-образную стилистику предметного мира представления так же, как точно найденная формула декоративно-образной ткани способна определить логику драматургических акцентов; архитектонику и функциональность образного решения представления.

Сценографическое решение есть модель Среды обитания героев, воссозданная средствами зрелищных видов искусства в сценическом или другом постановочном пространстве. Среда подвижна, динамична, развивающаяся, наполняет собой ту или иную оболочку и обусловливает единственно возможное произрастание и развитие событий. При этом учитываются функциональные достоинства данного сценографического решения, а именно:

степень выраженности идейно-художественного замысла представления, спектакля или игровой программы;

объединяющий монтаж разрозненных элементов зрелища;

потенциал пластической выразительности объемно-конструктивных или живописных декораций в создании образных мизансцен;

приспособляемость к созданию темпо-ритмической основы зрелища (изменения в декорациях – показатель времени);

декоративно-эстетизирующая ценность в преобразовании окружающей среды;

степень участия в образном решении (интерпретации) действия;

информационная насыщенность о времени и месте действия и т. п.

В шестом разделе «Методика преподавания дисциплины» даются рекомендации по организации обучения одной из дисциплин творческого направления. Студенты овладевают навыками обучения сценографии учащихся средних специальных учебных заведений театрального направления, а также участников творческих коллективов. Студенты должны научиться выстроить план работы по дисциплине «Сценография (художественно-декорационное оформление)» как по всему циклу, так и по одному уроку.

На практических занятиях студенты должны провести комбинированный урок по одной из тем. Он должен содержать теоретическую часть, вопросы для закрепления полученных знаний, практическое задание для самостоятельной подготовки. При изучении данного раздела следует обратить внимание на особенности преподавания дисциплины «Сценография» слушателям без специального художественного образования.

Студентам важно научиться пользоваться наглядными материалами при объяснении новых тем, помня о том, что сценография как художественное явление оперирует исключительно наглядными образами. Это обусловливает постоянное обращение преподавателей сценографии к репродукциям, фотографиям, схемам, чертежам, мультимедиа.

 

III. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций

3.1. Задания для практических занятий (групповых, мелкогрупповых), методика их выполнения

Задания к первому разделу.

Тема 1.1.

Задание 1. Просмотрите видеозапись концерта, посвященного празднованию Дня Победы. Опишите декорации, их значение в раскрытии образа героев, основных событий сценария.

Задание 2. Вглядитесь в фотографии декорационного оформления концертов и спектаклей, выставочных экспозиций, витрин магазинов. Письменно ответьте на вопрос: «В чем отличие декораций драматического спектакля от художественного оформления экспозиции музея, витрины магазина?»

Тема 1.2.

Задание 1. Составьте композицию цветовых пятен и объемов в модульном пространстве с элементами статики, динамики, ритма, контрастов, нюансов.

Задание 2. Составьте композицию в листе на: а) равновесие одноцветных пятен, б) равновесие 2, 3-цветных пятен: в) напряженное равновесие 2, 3-цветных пятен в смешанной технике (аппликация, графика, живопись).

Тема 1.3.

Задание 1. Просмотрите репродукции картин художников-абстракционистов. Письменно, используя схематические зарисовки, поясните взаимодействие цвета и формы в композиции.

Задание 2. Изучите сценическую композицию художника В. Рындина к пьесе В.Шекспира «Гамлет». Раскройте содержание понятия «модуль». Поясните мотивы обращения художника к модульному построению пространства.

Задание 3. Создайте композицию плоских форм, используя выразительные возможности фактуры различных материалов.

Задание 4. Составьте композицию из предметов различных по цвету, форме, протяженности, построенных на контрасте, гармонии, пропорциональных изменениях, структурности (каждый случай 5-6 вариантов).

Тема 1.4.

Задание 1. Изобразите интерьер учебной аудитории, своей комнаты по правилам линейной перспективы.

Задание 2. Изобразите сценическую площадку с учетом перспективных искажений.

Тема 1.5.

Задание 1. Нарисуйте сцену, нанесите масштабную сетку. Разместите предметы правильной геометрической формы в пространстве с учетом масштаба.

Задание 2. Нарисуйте сцену к одной из учебных постановок в виде сверху (план) и в виде спереди (ортогональную проекцию). На их основе создайте эскиз сцены в цвете.

Задания ко второму разделу.

Тема 2.1.

Задание 1. Зарисуйте схему размещения зрительских мест и сценической площадки античного тетра, елизаветинского театра, театра Кабуки.

Задание 2. Зарисуйте схему размещения зрительских мест и сценических площадок средневековой симультанной сцены.

Тема 2.2.

Задание 1. Нарисуйте схематично итальянскую сцену XVIII века с кулисными декорациями. Поясните принцип оформления трагедий, комедий.

Тема 2.3.

Задание 1. Зарисуйте в трех различных проекциях устройство театрального пространства сцены-коробки. Укажите все известные вам элементы архитектуры сцены.

Тема 2.4.

Задание 1. Назовите архитектурные нормы, влияющие на проектирование в зрелищных сооружениях оборудования противопожарной безопасности.

Задание 2. Зарисуйте схему оборудования верхней сцены.

Задание 3. Зарисуйте схему оборудования портала.

Задание 4. Зарисуйте схему нижнего оборудования сцены.

Тема 2.5.

Задание 1. Нарисуйте несколько вариантов использования телари в современной постановке.

Задание 2. Выполните обмер учебной сцены, сделайте план и вертикальный разрез.

Задания к третьему разделу.

Тема 3.1.

Задание 1. Составьте перечень декораций, необходимых для проведения учебных занятий и репетиций в творческих студиях. Аргументируйте свой выбор.

Задание 2. Нарисуйте схему и начертите чертеж одной разборной декорации, например, театрального станка.

Тема 3.2.

Задание 1. Предложите оригинальное оформление художественного действа различными драпировками.

Задание 2. На плане сцены сделайте вариант планировки полного комплектаодежды сцены по индивидуальному замыслу. Произведите примерный расчет количества ткани, требуемого на лицевую поверхность одежды сцены.

Задание 3. Придумайте и выполните в эскизе пространственное решение творческой работы по режиссуре с использованием мягких декораций.

Задание 4. Скопируйте репродукцию интерьера, в котором преобладают драпировки. Исследуйте мотивы использования драпировок, их роль в раскрытии образа.

Тема 3.3.

Задание 1. Изобразите принципиальную схему работы раздвижного занавеса.

Задание 2. Опишите один-два случая использования игрового занавеса в профессиональных зрелищных учреждениях. Раскройте роль игрового занавеса в раскрытии характеров образов.

Тема 3.4.

Задание 1. Нарисуйте 3-4 варианта оформления сценического действа с использованием трансформации ширм.

Задание 2. Нарисуйте 3-4 варианта сценического пространства, преобразованного жесткими декорациями.

Задание 3. Нарисуйте 3-4 варианта декорационного решения, выполненного с помощью различных драпировок.

Тема 3.5.

Задание 1. Выполните эскиз и изготовьте по нему бутафорский театральный предмет (подсвечник, блюдо с дичью, кувшин).

Тема 3.6.

Задание 1. Составьте план монтировки декораций на сцене к Вашему учебному проекту.

Задание 2. Составьте монтировочную опись декораций к учебному художественному проекту.

Задания к четвертому разделу.

Тема 4.1.

Задание 1. Изобразите архитектурные и конструктивные элементы, используемые в праздничных шествиях в Европе и в России в XVIII веке. Предложите варианты использования их в наши дни.

Задание 2. Нарисуйте схемы основных видов орнаментальных композиций. Предложите один-два варианта решения действа на основе орнамента.

Задание 3. Просмотрите фотографии, видеозаписи с видами улицы Кирова города Челябинска. Составьте соответствующую цветовую гамму праздничного оформления.

Тема 4.2.

Задание 1. Предложите несколько вариантов создания художественного фона зрелища в условиях открытого пространства, например, стадиона.

Задание 2. Произведите замеры площади у административного корпуса ЧГАКИ. По замерам вычертите план. Ориентируйте по сторонам света. Разместите на плане основные зрелищные площадки в контексте большого академического праздника по Вашему выбору.

Тема 4.3.

Задание 1. Нарисуйте схемы 3-4 ростовых кукол в контексте уличного действа.

Задание 2. Предложите масочное решение уличного карнавала на произвольную тему.

Задание 3. Нарисуйте эскиз сказочного грима с учетом контрастов естественного освещения. По эскизу выполните гримирование. Сделайте фото.

Задания к пятому разделу.

Тема 5.1.

Задание 1. Разработайте эскизы, чертежи, планы декорационного оформления в целом и отдельных деталей своего постановочного проекта.

Задание 2. Сформируйте папку технической документации и образного решения собственного постановочного проекта.

Тема 5.2.

Задание 1. Опишите изобразительное (сценографическое) решение собственной постановки, отметьте его достоинства.

Задание 2. Изготовьте макет творческой работы по режиссуре.

Тема 5.3.

Задание 1. Предложите вариант технического оснащения малой сцены с учетом потребностей творческой студии. Начертите примерную схему размещения оборудования.

Задания к шестому разделу.

Тема 6.1.

Задание 1. Составьте план лекции по теме «Выразительные возможности декораций в реализации художественного замысла драмы».

Задание 2. Разработайте задание для самостоятельной работы по теме «Объемно-пространственная композиция», содержащее изучение теоретического вопроса и выполнение упражнения.

Задание 3. Выполните расчет часов, необходимый для изучения одной из тем сценографии (по выбору). Аргументируйте Ваш расчет.

Задание 4. Составьте 5-6 вопросов с тремя вариантами ответов (два из них должны содержать ошибочное утверждение) для тестирования приобретенных знаний по теме «Декорации, их роль в раскрытии образа художественного действа».

 

3.2. Темы и задания контрольных работ

Контрольная работа выполняется в течение шестого семестра в виде разработки макета по теме «Основы решения театрализованного представления». Ее итоги подводятся во время контрольного урока.

Контрольный урок проводится в форме показа (презентации).

Цель: показать знания, умения и навыки, приобретенные за данный период освоения дисциплины; стимулировать творчество студентов в период подготовки к показу. На показ выставляются макеты, разработанные по тем







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.