Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ И УПРАЖНЕНИЙ





ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ ДАКТИЛИРОВАНИЯ

И ЧТЕНИЯ С РУКИ

Занятие первое

Тема: «Дактильный алфавит».

Цель: ознакомление с дактильным алфавитом и обучение дактилированию букв.

Содержание и ход занятия

I. Краткая беседа о задачах «Практикума», программных требованиях, плане работы, требованиях к студентам в процессе работы. Знакомство с группой (выявление знания студентами дактильного алфавита).

П. Изучение дактильного алфавита.

В процессе изучения дактильного алфавита практикуются следующие виды работ.

1. Показ и сравнение наиболее легко дактилируемых знаков
с соответствующими буквами алфавита (г, з, л, м, о, с).

Преподаватель воспроизводит тот или иной дактильный знак и при этом сравнивает его с записываемой на доске или заранее написанной на отдельной карточке буквой.

2. Воспроизведение дактильных знаков (г, з, л, м, о, с) сту­
дентами. Выявление допущенных ошибок и их устранение.

Преподаватель предлагает студентам дактилировать указан­ные знаки, обращает внимание на допущенные ошибки, а затем помогает их устранить.

3. Упражнение в передаче дактильных знаков г, з, л, м, о, с
с проговариванием и без проговаривания.

Сначала указанный вид работы проводится вместе с препо-давателем, а затем студенты упражняются самостоятельно.

4. Проверка уровня усвоения отдельными студентами дак­
тильных знаков. Выявление и устранение недостатков в дакти­
лировании букв.

5. Упражнение в дактилировании букв и слов.

а) Студентам предлагается поупражняться в дактилировании букв г, з, л, м, о, с в среднем темпе. Последовательность дакти-лирования носит произвольный характер, например: л, о, с, г, з, м; о, з, м, г, с, л.


б) Затем дактилируются слова гол, сом, лом, мозг с прогова­риванием и без проговаривания. Сначала указанные слова дак­тилируются преподавателем. Затем этот вид работы одновремен­но с преподавателем осуществляют и студенты. После этого сту­дентам предлагается поупражняться самостоятельно.



6. Дактилирование преподавателем всех дактильных знаков.
Преподаватель дактилирует алфавит по частям: а, б, в, г, д, е,

ё, ж, з, и, и, к; л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х; ц, ч, ш, щ, ы, ь, ъ, э, ю, я. Дактилирование сопровождается записью букв на доске. В од­ном случае дактилирование сопровождается проговариванием, в другом происходит без него.

7. Выявление сходства и различия дактильного знака с бук­
венным знаком печатного алфавита.

Преподаватель последовательно воспроизводит дактильные знаки и сравнивает их с соответствующими буквами алфавита.

8. Воспроизведение дактильных знаков студентами с исполь­
зованием таблиц.

9. Проверка усвоения отдельными студентами дактильных
знаков. Выявление ошибок в передаче дактильных знаков и их
устранение в ходе дактил«рования.

10. Упражнение в дактилировании букв и небольших слов.

Студенты упражняются в дактилировании букв в прямой, об­ратной и произвольной последовательности. После дактилирова-ния букв алфавита '(по частям) воспроизводится ряд слов. Вся эта работа осуществляется в три (А, Б и В) этапа.

а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, и, к;

к, и, и, з, ж, ё, е, д, г, в, б, а; а, г, в, д, б, ж, и, з, ё, и, е, к

год, век, века, газ, глаз, гид, зал, база, бег, еда, еж, два, бал, мак, бак, вода, ваза, виза, вика, ива, как, код.

л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х;

х, ф, у, т, с, р, п, о, н, м, л;

с, х, ф, л, р, н, т, у, м, п, о

сон, лом, лес, нос, река, Ока, стол, стул, сумка, свет, сад, сок, ток, бал, Дон, дым; дом, дуб, Днепр, Днестр, дети, урок, утро, кино, роса, оса, нора, фильм, фонтан, флаг, хлеб, хлопок.

В

у, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я; я, ю, э, ъ, ь, ы, щ, ш, ч, ц; э, ь, ы, ъ, я, ю, ч, щ, ц, ш


юг, Юля, Люся, утюг, учебник, ящик, щетка, щека, щит, шуба, Шура, честь, мяч, игрушки, чай, папка, чайник, час, часть, рыба, рынок, Эльбрус, цемент, цапля, рожь, ячмень, ясень, ясли, ябло­ня, сын, сыр, весы, часы, соль.

11. Следующий вид работы — тренировочные упражнения в
передаче всех знаков дактильного алфавита. Дактилирование
сопровождается проговариванием, которое осуществляется в
медленном темпе. Студенты дактилируют и проговаривают вме­
сте с преподавателем.

12. На следующем этапе студентам предлагается самостоя­
тельно поупражняться в дактилировании букв алфавита, ис­
пользуя при этом таблицы с дактильными знаками.

13. Затем преподаватель просит студентов осуществить само­
контроль — проверку правильности дактилирования отдельных
знаков и алфавита в целом. При этом предлагается пользоваться
таблицами.

Преподаватель наблюдает за работой студентов и в случае необходимости оказывает помощь в усвоении дактильного ал­фавита, способствует закреплению правильного обозначения букв, устраняет неточности в дактилировании.

14. Упражнение в дактилировании небольших слов с прого­
вариванием.

Учащиеся упражняются в дактилировании следующих слов: сон, сок, сад, дом, Дон, день, дочь, ночь, нос, сом, роса, мяч, юг, еж, мед, год, гид, час, век, чай, кто, что, лето, лось, река, лес, бал, зал, бак, бег, бор.

15. Проверка усвоения дактильных знаков.
Преподаватель вызывает отдельных студентов и просит их

дактилировать перед группой. По ходу дактилирования проис­ходит выявление и устранение типичных ошибок.

16. Чтение с руки букв дактильного алфавита.
Преподаватель дактилирует буквы алфавита. Студенты (по

отдельности и всей группой) считывают с руки. Сначала мате­риал дактилируется преподавателем в произвольной последова­тельности, а затем им воспроизводятся наиболее трудные для восприятия с руки знаки (д, е, ж, и, н, р, с, у, ф, ь, ъ, э).

17. Выявление, анализ и устранение типичных ошибок, допу­
скаемых при считывании с руки.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Выполнять гимнастические упражнения, имеющие целью
развитие кисти.

2. Закрепить знание дактильного алфавита.

3. Упражняться в дактилировании букв алфавита в прямой и
произвольной последовательности без проговаривания и с про­
говариванием.

4. Выявить и выписать наиболее трудные для дактилирова­
ния знаки. Определить причины возникающих трудностей. Ра­
ботать над устранением этих трудностей.


 

5. Выписать двадцать небольших слов, содержащих трудные
для дактилирования знаки. Продактилировать эти слова в мед­
ленном темпе.

6. Читать с дактилирующей руки все буквы алфавита в про­
извольной последовательности в среднем темпе.

Занятие второе

Тема: «Дактилирование и чтение с руки букв и небольших слов».

Цель: проверка правильности усвоения дактильных знаков; закрепление навыка дактилирования букв алфавита и небольших слов; упражнения в чтении с дактилирующей руки.

Содержание и ход занятия

1. Проверка усвоения отдельными студентами дактильных
знаков.

а) Преподаватель поочередно вызывает к своему столу от­
дельных студентов и предлагает им продактилировать, напри­
мер: от а до к, от л до у, от ф до я, от а до я.

б) Затем студентам предлагается воспроизвести и записать
на доске те буквы, Дактилирование которых им давалось с наи­
большим трудом при подготовке домашнего задания.

Группа следит за дактильным проговариванием букв и слов отвечающим студентом и одновременно с ним выполняет за­дание.

В ходе дактилирования букв алфавита выявляются и исправ­ляются ошибки, даются дополнительные задания.

2. Подведение итогов усвоения дактильного алфавита.
Преподаватель предлагает студентам читать с руки дактиль-

ные знаки, анализирует допущенные ошибки и исправляет не­точности в передаче букв, слов.

3. Тренировочные упражнения в дактилировании букв ал­
фавита.

Совместно с преподавателем студенты дактилируют: а) наи­более легкие дактильные знаки (а, в, г, з, п, л, м, о, к, т, е); б) наиболее трудные дактильные знаки (б, н, р, у, ф, ж, д, ю, я, э, ъ, ы, ь, и, и, ц, щ); в) все буквы алфавита.

Буквы дактилируются в прямой, обратной и в произвольной последовательности (с проговариванием и без проговаривания).

Дактилирование осуществляется в медленном и среднем темпе.

В ходе выполнения упражнения преподаватель наблюдает за точностью дактилирования букв, оказывает помощь студентам, ликвидирует ошибки.

4. Тренировочные упражнения в дактилировании букв ал­
фавита.


Обучающихся разбивают на подгруппы (по три человека). Каждая из подгрупп тренируется в передаче дактильных букв и небольших слов.

Один из подгруппы дактилирует буквы алфавита, двое других читают с руки и следят за качеством воспроизведения дактиль­ных знаков. При этом читающие с руки студенты указывают на допущенные ошибки. Каждый из студентов практикуется в дак­тилировании и считывании с руки.

Преподаватель следит за работой студентов и оказывает не­обходимую помощь.

Совместно с преподавателем студенты дактилируют в сред­нем темпе легкие буквы; трудные буквы; все буквы алфавита (в прямой и произвольной последовательности).

5. Дактилирование в разных темпах (медленном, среднем,
ускоренном) небольших слов: я, ты, он, мы, вы, они, кто, что,
когда, почему, зачем, куда, дом, Дон, дым, дочь, ночь, рожь, еж,
ель, час, мяч, мак, лак.

6. Самостоятельная работа студентов над темпом дактилиро-
вания букв, слов.

Разбившимся на подгруппы студентам предлагается выявить и самостоятельно устранить ошибки, допускаемые при передаче отдельных дактильных знаков и коротких слов (лес, лето, лист, мост, ветка, еж, ель, цех, цирк, лед, день, час, Дон, дом, порт, ночь, дочь, дети, дача, лифт, метр, парк, дом, дым, бал, кран, клуб, корм, конь).

7. Проверка усвоения дактильных знаков и устранение вы­
явленных неточностей в процессе индивидуального опроса сту­
дентов.

Преподаватель просит студентов дактилировать буквы алфа­вита, выявляет и помогает устранить типичные ошибки.

8. Упражнения в чтении букв с дактилирующей руки.
Преподаватель дактилирует буквы в медленном, среднем и

ускоренном темпах. Буквы считываются с руки всей группой и отдельными студентами.

9. Проверка состояния навыка чтения с руки преподавателя
букв дактильного алфавита и небольших слов (сосна, семь, эк­
замен, фильм, сон, сено, флаг, хлеб, сирень, осень, этап, финал,
хорошо, семена, Эльбрус, финиш, химия].

Проверка носит индивидуальный характер. В ходе опроса происходит анализ и устранение допущенных ошибок.

10. Упражнение в чтении с руки букв и небольших- слов.

Преподаватель поочередно вызывает к столу отдельных сту­дентов. Каждый из них молча дактилирует шесть букв и три— пять слов. В это время остальные считывают дактилируемый материал. Потом студентам предлагается называть считываемые ими слова.

11. Упражнения в дактилировании и чтении с руки: гласных
букв а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я; согласных букв б, в, г, д, ж, з, к,


л, м, н, п, р, с, т, ф, х, у, ч, ш, щ; глухих согласных к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ; звонких согласных б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; шипя­щих — ж, ш, ч, щ.

12. Упражнение в передаче трудных дактильных знаков: б, д,
ж, е, ы, я, к, н, р, у, ф, х, ц, ш, щ, ъ, ь, з, ю.

13. Упражнение в передаче всех дактильных знаков в выбо­
рочном, прямом и обратном порядке.

14. Чтение букв с дактилирующей руки в произвольной по­
следовательности, например: ж, н, ф, ъ, ы, у, м, е, я, щ, ё, т, л,
д, ю, ш, с, к, г, э, р, и, в, ь, ц, п, б, о, и, х, а, з.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Повторить дактильный алфавит. Работать над четкостью
дактилирования букв алфавита.

2. Дактилировать все буквы алфавита в произвольной после­
довательности в среднем темпе.

3. Выявить трудные для дактилирования сочетания букв. По­
добрать двадцать слов, содержащих трудные для дактилирова­
ния знаки.

Подчеркнуть трудные для дактилирования сочетания букв, отработать эти сочетания. Дактилировать слова в среднем темпе.

4. Читать с дактилирующей руки весь алфавит и слова.

Занятие третье

Тема: «Дактильная передача слов и предложений». Цель: ознакомление с правилами дактилирования; упраж­нение в дактилировании.

Содержание и ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

2. Дактильная передача букв и небольших слов (предложен­
ных преподавателем) в определенном темпе.

3. Упражнение в передаче дактильных знаков в разных
темпах.

Преподаватель дактилирует буквы алфавита в разных тем­пах в выборочном, прямом и обратном порядке.

4. Упражнение в дактилировании небольших слов и предло­
жений.

Преподаватель предлагает студентам продактилировать (с проговариванием) слова: луна, река, год, день, кто, они, куда, лист, рука, число, я, что, это, когда, лето, лес, час, ты, мы, это, почему, зонт, дети, он, вы, зачем.

Затем он просит продактилировать небольшие предложения: Где ты был? Я был дома. Ты был в клубе? Иди сюда. Стой пря­мо. Говори тихо. Пиши красиво.

5. Проверка правильности (точная передача знака и нужный
темп) дактилирования алфавита, трудных для дактилирования
букв и небольших слов.


Проверка носит индивидуальный характер. Сначала предла­гается продактилировать буквы: б, и, и, м, н, р, ф, у, ю, х, ы, э. Затем преподаватель просит продактилировать следующие сло­ва: басня, баян, билет, улица, ужин, Иван, икра, Индия, мел, мак, мука, мяч, флаг, фильм, финал, фикус, экзамен, экскурсия, хлеб, холод.

6. Объяснение правил дактилирования слов и предложений,
сопровождаемое их дактилированием.

Сначала преподаватель объясняет правила дактилирования слов типа Москва, столица, Родина, город, сложносокращенных слов (например, СССР, КПСС, ВЛКСМ, МГУ), слов с удвоен­ными согласными (например, коллектив, комиссия, телеграмма). После этого объясняются правила дактилирования предложений (например, Москва столица нашей Родины. Пролетарии всех стран, соединяйтесь/ Я с гордостью гляжу на Родину свою.).

7. Тренировочные упражнения в дактилировании слов и пред­
ложений.

Сначала слова и предложения студенты дактилируют вместе с преподавателем. Затем студенты разбиваются на подгруппы. Кто-либо дактилирует. Другие считывают и называют восприня­тый материал. Дактилируемые слова: Москва, столица, город, Родина, школа, класс, директор, учитель, дети, пионеры, комсо­мольцы, молодежь. Дактилируемые предложения: Москва столица нашей Родины. Студенты учатся в городе Москве.

8. Проверка состояния навыка дактилирования слов и пред­
ложений.

С целью проверки состояния навыка преподаватель опраши­вает 4—5 человек. В ходе опроса происходит анализ и исправ­ление допущенных при дактилировании неточностей.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Выучить правила дактилирования.

2. Написать 20 слов и 10 предложений, продактилировать
их с учетом правил дактилирования и требований, указанных
преподавателем во время упражнений.

Згнятие четвертое

Тема: «Дактилирование слов и предложений».

Цель: закрепить навыки по технике дактилирования слов.

Содержание и ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

Студенты по очереди вызываются к столу для дактильной передачи написанных и отработанных дома слов. После передачи того или иного слова преподаватель делает необходимые заме­чания.

2. Дактильная зарядка — передача дактильных букв алфа­
вита в прямом и обратном порядке (по два раза).


3. Тренировочные упражнения в дактилировании и чтении с
руки слов в среднем темпе (без проговаривания, с проговари-
ванием).

Для дактилирования и чтения предлагаются слова: а) я, ты, он, мы, вы, они, кто, что, когда, почему, зачем, куда; б) Лена, лес, река, день, ночь, дочь, кино, театр, клуб, весна, осень, зима.

Сначала каждый из студентов упражняется в дактилирова­нии. Затем отдельные студенты (по очереди) дактилируют, а остальные считывают. Преподаватель помогает студентам устра­нить допущенные ими ошибки.

4. Самостоятельное дактилирование слов в среднем темпе с
проговариванием.

Студентам предлагается продактилировать слова: Москва, столица, Родина, государство, школа, звонок, перемена, учитель­ница, комсомольцы, дети, ребята.

5. Упражнение в дактилировании сложносокращенных слов:
СССР, ВЛКСМ, РСФСР, ВЦСПС, БСЭ, ТАСС, МГУ, ЦДСА,
ДОСААФ, ЦДРИ, МХАТ, ВДНХ, ВОГ.

6. Упражнение в выявлении трудных для дактилирования со­
четаний букв.

Студентам предлагается написать десять слов. После этого требуется выявить и записать трудные для дактилирования со­четания букв.

7. Упражнение в дактилировании слов, содержащих трудные
для дактилирования сочетания букв.

Упражнение выполняется с проговариванием и без него. Задание для самостоятельной работы дома.

1. Написать 20 слов с трудными для дактилирования сочета­
ниями букв, расположенными в начале и середине слова. Под­
черкнуть трудные для дактилирования сочетания букв. Отрабо­
тать эти сочетания.

2. Дактилировать слова в среднем темпе с проговариванием.

3. Составить пять предложений с трудными сочетаниями
букв. Выразительно продактилировать их с проговариванием.

Занятие пятое

Тема: «Дактильная передача предложений». Цель: провести дополнительные тренировочные упражнения в дактилировании и считывании слов и предложений.

Содержание и ход занятия

1. Дактильная зарядка: а) дактильная передача алфавита в
прямом и обратном порядке в быстром темпе; б) дактильная пе­
редача слов с постепенно нарастающей скоростью.

2. Проверка домашнего задания.

Преподаватель просит нескольких студентов продактилиро­вать выписанные и отработанные слова. Группа считывает дак-


тилируемые слова с руки товарища, наблюдает за техникой дак­тилирования, принимает участие в анализе допущенных неточ­ностей. Дактилирование сопровождается проговариванием.

3. Анализ выполнения домашнего задания.

Преподаватель обобщает недостатки в технике дактилирова­ния и считывания с руки словесного материала. Вместе с тем указывает и на положительные стороны.

4. Тренировочные упражнения в дактилировании и считыва­
нии с руки слов.

У обучающихся уже имеется достаточный навык в передаче и считывании часто встречающихся в повседневной речи слов. В результате возникает недостаточно обоснованное представле­ние, что они уже в полной мере овладели техникой считы­вания и дактилирования. Для дальнейшего усовершенствования техники дактилирования и считывания используются более труд­ные слова. К ним относятся: термины, фамилии, названия госу­дарств, новых строек, городов и т. д. При выполнении таких упражнений отпадает элемент догадки.

Такие задания помогают уточнить:

а) Установился ли у студентов необходимый темп дактили­
рования и не снижается ли он при дактилировании малознако­
мых слов.

б) Овладел ли студент чтением с дактилирующей руки.

в) Какие ошибки допустил читающий .с руки.

5. Дактилирование и чтение слов.

а) Студенты по очереди дактилируют 5—6 новых слов, кото­
рые записаны на карточках. Группа читает и записывает слова.
По окончании производится проверка записей и подсчет оши­
бок, допущенных при дактилировании и считывании с руки.

б) Студенты по очереди выходят к столу преподавателя и
дактилируют по пять слов.

Другие студенты по очереди называют считываемый ими ма­териал.

Проведение таких упражнений позволяет:

а) Разнообразить учебный процесс.

б) Считывать со многих рук.

в) Проверить состояние навыка дактилирования и считыва­
ния у большого количества студентов.

Учесть полученные результаты в ходе дальнейшей работы.

6. Самостоятельная работа над техникой дактилирования.

Разбитые на подгруппы студенты получают карточки с зада­ниями для самостоятельной работы. Каждый студент должен ародактилировать предложенные слова по три раза. Потом сту­дент дактилирует несколько из предложенных ему слов. Това­рищи по подгруппе считывают эти слова.

7. Проверочный диктант.

Преподаватель по одному разу в медленном темпе дактили­рует два варианта слов (включая и трудные слова). Студенты Ю


записывают свой вариант и сдают работу для проверки. Резуль­таты проверки сообщаются на следующем занятии.

Первый вариант слов: Москва, город, Киров, Астрахань, шко­ла, урок, пионеры, учащиеся, директор, журнал, бумага, доска, ручка, секретарь, Кузнецов, экскурсия, МГУ, молодежь, канику­лы, весна.

Второй вариант слов: столица, Родина, Киев, Житомир, класс, звонок, комсомольцы, школьники, учительница, тетрадь, дневник, шкаф, карандаш, сентябрь, Федоров, экзамен, МВТУ, жизнь, от­дых, осень.

Занятие шестое

Тема: «Дактилирование и чтение с дактилирующей руки». Цель: упражнение в дактилиро'ваяии и чтении с руки.

Содержание и ход занятия

1. Дактильная зарядка.

Преподаватель предлагает студентам поупражняться в пере­даче алфавита в предложенном им темпе. Алфавит передается по два-три раза в прямом и обратном порядке.

2. Проверка состояния навыка дактилирования и чтения слов.
Проверкой охватываются четыре-пять человек. Преподава­
тель помогает исправить допущенные ошибки.

3. Тренировочные упражнения в скорости дактилирования
слов и предложений.

Первая группа слов: СССР, КПСС, ВЛКСМ, РСФСР, УССР, МГУ, ВЦСПС, ВДНХ.

Вторая группа слов: я, ты, он, мы, вы, они, кто, что, когда, почему, зачем, куда.

Предложения: Мы будем читать. Сейчас будем играть. Сколь­ко тебе лет? Где ты живешь? Как ты учишься?

Первая и вторая группы слов дактилируются студентами по три-четыре раза в последовательно возрастающем темпе. Затем предлагается выполнить все задания в достигнутом ими темпе. Теперь Дактилирование сопровождается проговариванием. После небольшого отдыха учащиеся дактилируют по два-три раза на­званные выше группы слов. Затем приступают к дактилирова-нию предложений (по два-три раза).

4. Самостоятельная работа студентов (по подгруппам) с
целью выработать навык быстрого и четкого дактилирования
слов и предложений.

Сначала предлагается поупражняться в дактилировании слов: коммунисты, ребята, директор, комсомольцы, учащиеся, завуч, пионеры, школьники, учительница, молодежь, дети, вожатая. Потом студенты упражняются в дактилировании предложений: Где ты живешь? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как ты учишься?


5. Проверка преподавателем техники дактилирования.

а) Вызванный студент дактилирует предложенное слово.
Преподаватель и остальные студенты делают по ходу дакти­
лирования необходимые замечания.

б) Преподаватель последовательно произносит от десяти до
пятнадцати слов. Студенты дактялируют названные слова. Пре­
подаватель может произнести такие, например, слова: школа,
класс, урок, этаж, звонок, перемена, сбор, клуб, собрание, кру­
жок, экскурсия, поход, соревнование, каникулы, экзамены.

в) Чтение слов с дакгилирующей руки.

6. Упражнение в беглом дактилировании слов.

Студентам раздаются карточки, на которых написано по де­сять слов.

Каждый из них несколько раз дактильно проговаривает сло­ва в течение 3—5 минут. Преподаватель определяет уровень овладения умением быстро и четко дактилировать эти слова.

7. Упражнение в беглом чтении слов.

Вызванному студенту даются четыре карточки, на каждой из которых записано по одному новому слову. Затем ему предла­гается четко продактилировать эти слова. Остальные считывают с руки.

8. Чтение с дактилирующей руки предложений: Где вы учи­
тесь? Где вы будете работать? Как вы провели воскресенье?
Куда вы пойдете вечером? Какую книгу вы читаете?

9. Самостоятельные упражнения в дактилировании и считы­
вании слов.

Работа проводится в подгруппах. Студент передает своему товарищу ряд слов, которые тот должен считать. Потом их роли меняются.

Хорошими помощниками при проведении этих упражнений являются наиболее подготовленные студенты. Они помогают своим товарищам исправить неточности, которые какое-то время . имеют место при дактилировании и чтении -с руки.

При выполнении заданных упражнений передачу слов целе­сообразно сочетать с проговариванием.

10. Упражнение в считывании слов, содержащих трудно вос­
принимаемые знаки: ж, и, о, ь, ъ, р, с, н, ы, х, э.

Слова: столица, лес, снег, солнце, Сибирь, орнамент, Ольга, осень, октябрь, Аркадий, река, апрель, арбуз, кино, ночь, неделя, окно, юг, утюг, рыбаки, рынок, рыба, дым, рысь, июнь, Ира, ива, икра, электричество, этаж, эфир, Эльбрус. Задания для самостоятельной работы дома.

1. Написать тридцать слов, содержащих трудные для чтения
с руки дактильные знаки.

2. Написать десять самостоятельных предложений или связ­
ный текст.

3. Продактилировать написанный материал в близком к уст­
ной речи темпе.


Занятие седьмое

Тема: «Дактильная передача и чтение с руки слов и пред­ложений».

Цель: закрепить навыки по технике дактилирования слов; выработать беглость в чтении слов с дактилирующей руки.

Содержание и ход занятия

1. Дактильная зарядка.

Преподаватель предлагает студентам поупражняться в быст­ром дактилировании слов и предложений. Слова: я, ты, он, мы, вы, они, кто, что, когда, почему, зачем, куда, урок, звонок, класс, Родина, город, столица. Предложения: Говори спокойно. Пиши красиво. Отвечай правильно. Смотри внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

Студенты по очереди вызываются к столу для дактильной пе­редачи слов и предложений, записанных и отработанных дома. Остальные считывают и записывают материал в свои рабочие тетради. Преподаватель указывает на ошибки, допущенные при дактилировании и считывании.

3. Тренировочные упражнения в дактилировании слов с труд­
ными сочетаниями букв: ни, ги, ин, тя.

4. Проверка состояния навыка дактилирования.
Преподаватель опрашивает трех-четырех студентов. При этом

он исправляет допущенные ими неточности при передаче слов и предложений.

5. Упражнение в дактилировании предложений: Составь пред­
ложения. Произноси слова правильно. Прочитай вопрос и скажи
ответ. Дай мне, пожалуйста, тетрадь.

6. Проверка техники дактилирования предложений. Препода­
ватель предлагает нескольким студентам продактилировать пе­
речисленные выше предложения.

7. Чтение с дактилирующей руки предложений.
Студентам предлагается считать ряд предложений.
Задание для самостоятельной работы дома.

1. Составить текст на тему «Мой класс». . 2. .Проставить в тексте орфоэпические знаки. 3. Дактилировать текст со скоростью двести знаков в минуту.

Занятие восьмое

Тема: «Дактилирование предложений». Цель: упражнение в дактилировании и считывании слов и предложений.

Содержание и ход занятия

1. Дактильная зарядка.

а) Сначала студенты упражняются в передаче дактильного алфавита.

0<?

3 Заказ 126


б) На следующем этапе происходит дактильная передача слов и предложений (2—3 раза) с разной скоростью. Переда­ваемые слова: Москва, столица, город, район, улица, школа, ди­ректор, учительница, пионеры, комсомольцы, учащиеся, школьни­ки, ребята, учебники, тетради. Передаваемые предложения: Бу­дем писать. Будем считать. Будем решать задачу. Иди сюда. Читай. Пиши здесь.

2. Проверка домашнего задания.

Преподаватель просит (поочередно) трех-четырех человек продактилировать составленный ими текст. Другие считывают с руки и отмечают встречающиеся неточности.

В ходе проверки домашнего задания выявляется отношение студентов к выполнению заданий по технике дактилирования. Одновременно исправляются»допущенные ошибки и указываются пути их исправления.

3. Самостоятельная работа студентов (по подгруппам).

Студенты поочередно передают слова и предложения, содер­жащиеся в составленном ими дома тексте. Группа считывает их с руки и делает необходимые замечания.

Перед выполнением этого вида работы дается инструкция, содержащая следующие пункты.

1) Дактилировать четко.

2) Все дактилируемые слова считывать правильно.

3) Постепенно увеличивать скорость дактилирования.

 

4) Каждому студенту передать и прочитать слова не менее
чем два раза.

5) Произвести индивидуальный учет прочитанных слов.

4. Дактилирование и считывание предложений и небольших
текстов.

При переходе к этому виду работы преподаватель сообщает студентам, что при дактилировании предложений необходимо: четко и выразительно передавать каждое слово, делать паузы между словами и предложениями, соблюдать темп, ритм, инто­нацию, акцентировать внимание на логическом ударении.

Преподаватель демонстрирует дактилирование предложений и небольших текстов.

5. Упражнение в дактилировании предложений под устную
диктовку.

Преподаватель диктует предложения. Студенты дактилируют воспринятые на слух предложения. Приведем примерные пред­ложения: Советские люди проложили дорогу в космос. Народ славит героев. Вся наша страна, весь советский народ живут сейчас одним стремлением выполнить решения XXIV съезда КПСС, внести свой вклад в великое дело построения коммуниз­ма в нашей стране. Юноши и девушки! Настойчиво учитесь ра­ботать и жить по-коммунистически! Формирование нового челове­ка одна из главных задач партии в коммунистическом строи­тельстве.


6. Упражнение в самостоятельном дактилировании предло­
жений.

Студентам раздаются отпечатанные на карточках предложе­ния. После этого предлагается поупражняться в их дактилиро­вании. Предложения дактилируются по два-три раза. Остальные должны считать передаваемое и указать на имевшие место недо­статки.

В результате этого вида работы каждый студент дактильно передает и прочитывает от двадцати до тридцати слов. Если студент не справляется на данном этапе с этим видом работы, он может дактилировать другие предложения.

7. Упражнение в дактилировании предложений с проговари-
ванием.

Данное упражнение выполняется совместно с преподавате­лем, самостоятельно, перед группой.

Дактилируются и произносятся следующие предложения: Здравствуйте, ребята! Сейчас будет урок развития речи. Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Какая сегодня погода?

Задания для самостоятельной работы дома.

1. Написать текст и отработать его с учетом всех требований
к дактильной речи в среднем темпе с проговаривавшем. Проста­
вить орфоэпические знаки.

2. Уточнить (по часам) максимальную скорость дактилиро­
вания.

Занятие девятое

Тема: «Дактилирование предложений и текстов». Цель занятия: упражнения в дактилировании и считы­вании предложений и текстов.

Содержание и ход занятия

1. Дактильная зарядка.

а) Студентам предлагается передавать алфавит в прямом и
выборочном порядке.

б) Затем они упражняются в передаче слов с разной скоро­
стью (2 раза).

Дактилируются следующие слова: школа, ребята, пионеры, комсомольцы, директор, вожатая, урок, звонок, диктант, слово, предложение, праздник.

в) В конце дактильной зарядки студенты упражняются в
дактилировании в разном темпе трех предложений: Москва —•
столица нашей Родины. Ребята учатся в школе. Завтра будет
комсомольское собрание.

2. Проверка домашнего задания.

Поочередно вызываются пять человек. Каждый из них дак-
тилирует составленные дома тексты. Остальные студенты счи­
тывают их и отмечают недостатки. Определяется количество
3* 35


продактилированных слов и затраченное на это время. Студенты следят за четкостью, выразительностью и скоростью дактили-рования. Взаимоконтроль и помощь со стороны студентов поло­жительно сказываются на ходе работы, способствуют более ответственному отношению к выполнению заданий и помогают добиваться прочных знаний и навыков.

3. Дактильная передача предложений .и текстов.
Преподаватель с определенной скоростью диктует небольшой

текст, а студенты его дактилируют.

Лучше использовать тексты из периодической печати и газет.. Студенты внимательно и с желанием выполняют этот вид ра­боты, если в предложенном тексте находят для себя что-то новое.

4. Проверка качества дактилирования и результатов считы­
вания.

Для этого вида работы подбираются предложения, состоя­щие из восьми—десяти слов. Предложения напечатаны на спе­циальных карточках. Каждый студент должен передать по два-три предложения. В это время остальные члены группы читают и записывают их. Преподаватель распределяет по очереди кар­точки-задания, потом поочередно вызывает студентов. По ходу дактилирования и его восприятия преподаватель фиксирует их качественную и количественную стороны. После того как все сту­денты передадут дактильно свои предложения, преподаватель подводит итоги. Он уточняет количество слов, которые они не смогли прочитать. Выясняет, кто из студентов хорошо передавал. и был понят группой.

Подобные занятия помогают выявить пробелы в технике дак­тилирования и считывания с руки. В результате таких занятий-проверок преподаватель может лучше спланировать индивиду­альную помощь студентам или дополнительные занятия.

Во время проведения этих занятий можно использовать та­кой, например, материал: Если дружба велика, будет Родина крепка. Лучший воспитатель трудовой коллектив. Почин все­го дороже.

Задания для самостоятельной работы дома.

1. Написать текст из трехсот знаков.

2. Четко и выразительно продактилировать текст.

3. Определить время, которое было затрачено на дактили-
рование.

Занятие десятое

Тема: «Проверка техники дактилирования с синхронным проговариванием».

Цель: подведение итогов проведенной работы; выявить ре­зультаты овладения техникой дактилирования с проговарива­нием и указать на недостатки в дактилировании. 36


Содержание и ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

Преподаватель знакомится с содержанием составленного сту­дентами текста.

2. Самостоятельная работа студентов (по подгруппам) над
техникой дактилирования текста и устранением ошибок.

3. Проверка техники дактилирования составленных текстов.
Каждый студент по очереди дактилирует и одновременно

проговаривает свой текст. В тексте 300 знаков-букв.

Двое определяют (по часам) начало и конец выполнения за­дания, количество переданных за одну минуту знаков. Препода­ватель и группа следят за качеством дактилирования, отмечают недостатки, анализируют полученные результаты.

Преподаватель сообщает оценку, дает указания для дальней­шей работы.

4. Подведение итогов проверки техники дактилирования.
Задание для самостоятельной работы дома.

1. Подобрать пословицы, поговорки, загадки.

2. Работать над техникой дактилирования (четкостью и тем­
пом), передавая 250 знаков в минуту.

Занятие одиннадцатое

Тема: «Контрольный диктант».

Цель: подведение итогов проведенной работы.

Содержание и ход занятия

1. Тренировочные упражнения в чтении с руки и передаче
предложений и текстов.

Предложения и тексты пишутся заранее на специальных карточках.

Студенты по очереди передают по два предложения. Осталь­ные считывают с руки и делают соответствующие записи. После дактильного перевода предложения проводится проверка пра­вильности считывания.

2. Тренировочные упражнения в чтении с руки преподавателя.

3. Контрольный диктант.

Диктант состоит из ста слов. Каждое предложение дакгили-руется по одному разу (без проговаривания).

Темп дактилирования средний. Текст подбирается препода­вателем.

Студенты читают с руки и записывают текст на листочках. На следующем занятии студентам сообщаются ошибки и оценки.

Задание для самостоятельной работы дома:

1. Работать над чтением с руки и техникой дактилирования.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.