|
Используемые в Советском Союзе дантильныг алфавитыСтр 1 из 3Следующая ⇒ Геранкина А. Г. Г37 Практикум по дактильной речи. Пособие для преподавателей дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1972. 64с. В книге приводятся сведения о возникновении, развитии и применении дактильной речи при обучении глухих, об особенностях дактильной речи, правилах дактилирования и чтения с руки. В практической части пособия даются разработки занятий по технике дактилирования, чтения с дактилирующей руки, приводится материал для упражнений. Пособие рассчитано на преподавателей дефектологических факультетов и может быть использовано студентами. 371.9
От автора Нарушение слуховой функции затрудняет или даже исключает возможность общения на основе слухового восприятия устной речи. Это вызывает необходимость налаживать специфические формы общения. К таким формам, в частности, относится общение при посредстве пальцевой (дактильной) и жестовой речи. Этим и обусловлено наличие в программе дефектологических факультетов педагогических институтов «Практикума по дактильной и жестовой речи». Этот практикум проходится студентами-дефектологами, избравшими своей специальностью сурдопедагогику, на IV курсе в течение одного семестра. В предлагаемом вниманию преподавателей пособии освещается часть этого курса. Отсюда и его название «Практикум по дактильной речи». Содержание практикума отрабатывалось и апробировалось автором пособия в процессе обучения студентов Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина и Московского государственного заочного педагогического института. На этой основе автором пособия была составлена программа обучения студентов. Эта программа была утверждена Учебно-методическим управлением высших учебных заведений (1966 г.). Содержание «Практикума по дактильной речи» соответствует этой программе и учебному плану. В процессе изучения курса студентам сообщается ряд теоретических сведений по дактильной речи. Вместе с тем под руководством преподавателя они овладевают необходимыми навыками и умениями. Работа состоит из трех разделов. Материал, входящий в первый раздел, излагается студентам в лекционной форме. Это по существу лекции-беседы по отдельным вопросам, касающимся теории дактильной речи. Во время этих бесед преподаватель знакомит студентов с историей возникновения и развития дактильной азбуки и дактильной речи. Здесь же освещается вопрос об особенностях дактильной речи и используемых в Советском Союзе дактильных алфавитах. В конце этой части курса раскрываются правила и особенности дактилирования и чтения с дак-тилирующей руки. В этой связи преподаватель знакомит студентов с теми трудностями, которые им будет необходимо преодолеть во время обучения дактильной речи своих будущих воспитанников — школьников с дефектами слуха. Преподаватель приводит типичные ошибки учащихся и освещает пути их предупреждения и преодоления. Все названные выше вопросы освещены автором пособия в первом его разделе. После усвоения слушателями теоретической части курса преподаватель' переходит к формированию у студентов навыков дактилирования и чтения с руки, без овладения которыми они не смогут общаться с учащимися школ для детей с недостатками слуха и обучать их дактильной речи. Во втором разделе «Практикума по дактильной речи» как раз и излагается разработанная и апробированная автором система занятий (типа поурочных разработок), в процессе усвоения которой студенты за сравнительно короткий срок (22 часа) овладевают знанием дактильного алфавита, навыками дактилирования и чтения с руки букв, слов, словосочетаний, предложений и разнообразных текстов. Во время проведения этих занятий имеют место такие, например, виды работ, как показ преподавателем и отраженное воспроизведение студентами отдельных дактильных знаков, считывание с руки преподавателя "и товарищей по группе слов с одновременным проговариванием и без него. Во время занятий практикуется фронтальная и индивидуальная работа. В пособии представлен и такой вид организации работы, при котором студенты практикуются в овладении дактильной речью, объединившись в небольшие подгруппы. Существенное значение для успешного овладения дактильной речью имеет выполнение студентами домашних заданий, содержание которых приводится в конце каждого из описываемых занятий. Преподаватель найдет в книге подробные описания, относящиеся к организации и содержанию зачета, который сдается каждым из студентов в конце курса. Третий раздел пособия носит характер приложения. В нем сосредоточено довольно большое количество слов, словосочетаний, предложений и т. п., которые студенты должны использовать по указанию преподавателя во время выполнения аудиторных и домашних заданий. Пособие, как уже говорилось, в первую очередь предназначено для преподавателей. Вместе с тем оно, естественно, может быть использовано и студентами дефектологических факультетов педагогических институтов. РАЗДЕЛ I О ДАКТИЛОЛОГИИ !. История возникновения и развития данталышй азбуки и дактильной речи Пальцевые знаки возникли в далеком прошлом. Специфическое использование пальцев сыграло существенную роль в появлении числовых понятий и букв. Впервые руки стали использоваться в качестве средства для счета в VII веке. Пальцевый счет — обозначение чисел при помощи пальцев — обладал не только большой наглядностью, но и был вызван практическими потребностями. Пальцевые знаки широко использовались в средние века для понимания счета при изучении арифметики. Можно предполагать, что система счета на пальцах оказала влияние и на появление ручной (дактильной) азбуки, или дактильного алфавита. Алфавит —• это совокупность расположенных, в определенном порядке графических знаков — букв,.которыми пользуются при письме на том или ином языке. Дактильный алфавит, или дактильная азбука, — это совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков — букв, которыми пользуются при разговоре на том или ином языке. Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В основе дактильных азбук лежит буквенный алфавит. В дактилологии (пальцевой речи) столько знаков, сколько букв в алфавите того или другого языка. В средние века люди, дававшие обет молчания, часто прибегали к ручной азбуке в целях безмолвного общения между собой. В XVI веке появились работы, в которых были описаны способы изображения букв с помощью одной руки, ладони, двух рук, всего тела. Педро Понсе (Испания), обучавший глухих словесной речи, заимствовал существовавшие тогда ручные азбуки и на их основе создал одноручную дактильную азбуку для испанского языка. В 1620 году П. Бонет издал в Мадриде книгу, в которой 'впервые был опубликован одноручный испанский дактильный алфавит. Одноручная дактилология получила наибольшее распространение и широко употреблялась и употребляется в странах Европы.и Америки при обучении глухих и слепоглухих. В XVIII веке дактильный алфавит проник во Францию. Французский дактильный алфавит формировался на основе испанского. В его создании принимали участие учителя глухих Я- Р- Перейра и Ш. М. Делепе. Из Франции испанский -и французский дактильные алфавиты распространились в другие страны Европы и в Америку. Первые американские учителя проходили подготовку для работы с глухими в Париже у Ш. М. Делепе. Они ввели в США и ручную азбуку. Великобритания в создании дактильного алфавита шла своим путем. Английский ручной алфавит основан на использовании движений пальцев обеих-рук. Каждая из букв алфавита изображается двумя руками одновременно. Созданный Д. Вал-лисом двуручный английский дактильный алфавит получил распространение в Австралии и в других странах. Ладонный алфавит был создан в Англии Д. Дальгарно. Здесь все буквы алфавита распределены по частям пальцев и ладони и разговор производится путем нажима одним или сразу несколькими пальцами одной руки на соответствующие места суставов и ладони другой. Буквы износились на специальные перчатки, которые давались людям с поражением слуха. В 1806 году в городе Павловске под Петербургом открылось первое в России училище для глухих. Первые учителя глухих создали на основе французского русский дактильный алфавит. В 1935 году В. И. Флери опубликовал в приложении к своей книге русскую и французскую ручные азбуки. Слово «дактилология» происходит от греческих слов dacti-los — палец и logos — слово, т. е. дословно — пальцевая речь. Дактильная речь начинает использоваться в процессе обучения глухих с XVI века. Посредством этого вида речи глухие могут объясняться друг с другом и со слышащими. Первые учителя глухих пользовались дактилологией как вспомогательным средством при обучении устной и письменной речи. Одним из первых учителей глухих детей считается испанский монах Педро Понсе (1508—1584). Он использовал дактилологию при обучении глухих устной речи, грамоте, чтению и общеобразовательным предметам. Испанский учитель П. Бонет (1579—1633) в работе «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» (1620) опубликовал рисунки дактильных обозначений и дал общие указания относительно их использования при обучении глухих. Созданная П. Бонетом методика предусматривала употребление дактильнои речи при обучении глухих устной и письменной речи. В XVIII веке широко пользовался дактилологией француз-6 ский учитель Я. Р. Перейра (1715—1780). Дактильная речь применялась им при обучении глухих детей устной речи. Организатор первого училища для глухих во Франции Ш. М. Делепе (1712—1789) использовал дактильную речь преимущественно для обозначения имен собственных и различных терминов. Она применялась им и тогда, когда для слова или его части не было жестового знака. Его ученик и преемник Р. А. Сикар (1742—1822) использовал дактильную речь в качестве вспомогательного средства при переводе с жестовой речи на словесную и обратно. Немецкие сурдопедагоги считали, что дактильная речь является разновидностью жестовой речи. Дактильную речь они вообще не использовали. Лишь в специальных училищах Америки и России дактильная речь продолжала употребляться в качестве вспомогательного средства при обучении. В дореволюционной России дактильная речь применялась, как правило, при обучении глухих неуспевающих учащихся устной речи. Эти учащиеся выделялись в особые классы. Дактильная речь использовалась и в условиях мастерских с целью ускорить приобретение учащимися соответствующей специальности. В Советском Союзе в школах глухих дактильная речь долгие годы использовалась лишь как средство обучения глухих подростков и взрослых грамоте и основам общеобразовательных предметов. Вопрос о применении дактильнои речи при обучении глухих ЛАДОННЫЙ АЛФАВИТ особенно остро встал на Всероссийском совещании сурдопедагогов в 1938 году. Необходимость использования дактильной речи была убедительно доказана профессором И. А. Соколянским и его сотрудниками. И. А. Соколянский использовал дактильную речь в процессе общения со слепоглухонемыми. В настоящее время дактильная речь широко используется в нашей стране в процессе обучения глухих учащихся. В последние годы сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (С. А. Зыков, Б. Д. Кор-сунская и другие) проделали огромную работу по изучению эффективности использования дактильной речи на начальном этапе обучения глухих. Данные этих исследований помогли сформировать единый взгляд на место и роль дактильной речи в учебном процессе на всех годах обучения. В одной из своих работ С. А. Зыков пишет: «Дактильная речь отвечает задаче формирования речевого общения глухих школьников и открывает пути более естественного обучения языку» Ч В советской сурдопедагогике дактильная речь является исходным средством в процессе формирования словесной речи на первоначальном этапе обучения глухих детей (дошкольного и младшего школьного возраста) и вспомогательным средством на последующих этапах обучения в школе. Применение дактильной речи на первоначальном этапе обучения глухих способствует усвоению устной и письменной речи и стимулирует их общее развитие. Для того чтобы в общении с глухими во время учебных занятий и в быту гарантировать полную и точную передачу речевой информации, необходимо умелое и педагогически оправданное пользование дактильной речью. Правила дактилирования При дактилированйи надо придерживаться ряда правил. Рассмотрим эти правила. 1. Дактилирование надо производить правой рукой. 2. Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику. 3. При дактилированйи рука, согнутая в локте, выносится 4. Не следует делать лишних движений, замедляющих дак- 5. Дактильная речь должна быть четкой, ясной, вырази 6. Дактильную речь следует сопровождать четким произнесе 7. Темп дактилирования должен максимально приближаться 8. Техника дактилирования должна поддерживаться на неиз 9. Дактилировать надо синхронно с устным проговариванием.
10. Темп дактилирования и проговаривания необходимо опре 11. Наиболее четко передаются те дактильные знаки, которые 12. Дактилировать необходимо слева направо, делая неболь 13. В словах с удвоенными согласными следует четко дакти- 14. Сложносокращенные слова надо Дактилировать четко, вы При обучении письменной и устной речи в учебных целях целесообразно: 1) обозначать ударение в словах путем небольшого опускания вниз кисти руки в момент дактилирования буквы, находящейся под ударением; 2) выделять заглавные буквы небольшим поднятием вверх кисти руки; 3) делать небольшие паузы перед пунктуационными знаками; 4) передавать жестами все пунктуационные знаки. Чтение с дантидирующей руки Чтение с руки не адекватно процессу дактилирования. Овладеть дактильным алфавитом и техникой дактилирования проще, чем научиться читать с дактилирующей руки. На результаты чтения с дактилирующей руки оказывают влияние темп дактилирования и его техника, четкость артикуляции, состояние навыка чтения с руки, запас слов, уровень общего развития читающего. Восприятие и понимание сопровождаемой дактилированием устной речи учителя во многом зависит от знания учащимися дактильного алфавита, состояния навыков дактилирования и чтения с руки. Если учащиеся школы слабо владеют знанием дактильных знаков, то это неизбежно отразится на качестве восприятия и усвоения программного материала, на восприятии словесной речи в процессе обучения. Наиболее распространенными ошибками при чтении дактильного алфавита с руки являются пропуски и замены букв. Многие учащиеся не дифференцируют дактильные буквы: э, х, ь, ъ, ш, щ, ж, ф, ё; при этом они путают воспринимаемые изображения с другими. Так, например, предъявленное им э они воспринимают как х, и наоборот, предъявленное им ж они воспринимают как ф или е. Отдельные учащиеся свое сомнение отражают в своеобразной двойной записи: ё1 — её, ее; ь — ьъ, ъ — эх. Учащиеся младших классов неправильно и своеобразно записывают буквы: э—е; ъ —е; х— о; с —• у. При записи считываемого с руки наблюдаются пропуски букв. Пропуски и замены букв можно объяснить не только сходством дактильного изображения данных знаков, но и тем, что они слабо усвоены учащимися при изучении дактильного алфавита. Эти замены^1 пропуски могут быть вызваны: 1. Незнанием дактильных знаков: ъ — d, с — о; ъ — е, э; х — о 2. Нетвердым знанием дактильных знаков, неумением соотне 3. Уподоблением одного дактильного знака другому только 4. Отсутствием прочного навыка и умения различать дактиль 1 Здесь и в аналогичных случаях перед тире ставится предъявленный знак, а после тире даются воспроизводимые знаки.
На первоначальном этапе обучения устной речи с использованием дактильной речи необходимо уделять должное внимание и обучению технике дактилирования. Учителям, воспитателям и родителям.необходимо учитывать специфику и трудности усвоения учащимися дактильного алфавита (особенно на первом этапе обучения). ' Для более эффективного использования дактильной речи в учебном процессе и в общении нужно добиваться единства в передаче дактильных знаков учащимися и учителями. Следует периодически проверять состояние здания учащимися дактильного алфавита и состояние чтения с дактилирующей руки учебного материала. В процессе обучения целесообразно проводить эпизодические тренировочные и контрольные работы, включающие легкие и наиболее трудные дактильные знаки, слова из наиболее трудных дактильных букв. Кроме того, надо выявлять и устранять типичные ошибки, связанные с заменой одной буквы другой. При дактилироваяии букв следует наиболее четко передавать сходные в своем изображении дактильные знаки (ъ — ъ — г; ж — ф — е; э — х — с; щ — ш — ц; к — п — у- т — м). При чтении слов с дактилирующей руки встречаются следующие ошибки. 1. Недочитывание конца слова: учительница — учитель; дирек 2. Произвольноедоосмысливание слова: столица — Смоленск. 3. Нарушение буквенного состава слова: дактилология — дак- 4. Замещение по сходству одной дактильной буквы другой: 5. Пропуск первой и< других букв в словах: улица — лица; 6. Замена несчитанной части слова по сходству со знакомы 7. Пропуск слов. 8. Пропуек слов в словосочетаниях и в предложениях. с пониманиеж и частотой употребления слова, а также знанием его буквенного состава. Двух-, трехкратное дактилирование качественно улучшает чтение с руки и способствует усвоению словесной речи. В классе всегда есть учащиеся, которые слабо владеют навыком чтения с губ и с дактилирующей руки. Поэтому учитель должен постоянно проверять состояние навыка чтения с дактилирующей руки и проводить специальную работу по усовершенствованию техники дактилирования и чтения с руки. К сожалению, учителя часто переоценивают возможности учащихся и допускают сокращенное дактилирование. При этом они полага-20 ются на возможность считывать с губ произносимый одновременно с дактилированием материал. Каждый обучающий глухих учитель должен в совершенстве владеть умением да.ктилировать и читать с руки дактильную речь учащихся, знать правила дактилирования, совершенствоваться в технике дактилирования и чтения с руки. Общение глухих между собой и со слышащими посредством дактильной речи способствует прочному запоминанию слов и усвоению словесной речи. Использование дактильной формы речи на всех годах обучения помогает овладевать словесной речью и приобретать соответствующие знания и навыки. Вот почему так важно научить глухого правильно, красиво, четко дактилировать каждый знак и при этом проговаривать соответствующее слово. Хорошая техника дактильной речи способствует лучшему восприятию морфологической и синтаксической структуры устной и письменной речи. Дактилология является полноценным средством общения и орудием мышления глухих. РАДЗДЕЛ II И ЧТЕНИЯ С РУКИ Занятие первое Тема: «Дактильный алфавит». Цель: ознакомление с дактильным алфавитом и обучение дактилированию букв. Содержание и ход занятия I. Краткая беседа о задачах «Практикума», программных требованиях, плане работы, требованиях к студентам в процессе работы. Знакомство с группой (выявление знания студентами дактильного алфавита). П. Изучение дактильного алфавита. В процессе изучения дактильного алфавита практикуются следующие виды работ. 1. Показ и сравнение наиболее легко дактилируемых знаков Преподаватель воспроизводит тот или иной дактильный знак и при этом сравнивает его с записываемой на доске или заранее написанной на отдельной карточке буквой. 2. Воспроизведение дактильных знаков (г, з, л, м, о, с) сту Преподаватель предлагает студентам дактилировать указанные знаки, обращает внимание на допущенные ошибки, а затем помогает их устранить. 3. Упражнение в передаче дактильных знаков г, з, л, м, о, с Сначала указанный вид работы проводится вместе с препо-давателем, а затем студенты упражняются самостоятельно. 4. Проверка уровня усвоения отдельными студентами дак 5. Упражнение в дактилировании букв и слов. а) Студентам предлагается поупражняться в дактилировании букв г, з, л, м, о, с в среднем темпе. Последовательность дакти-лирования носит произвольный характер, например: л, о, с, г, з, м; о, з, м, г, с, л. б) Затем дактилируются слова гол, сом, лом, мозг с проговариванием и без проговаривания. Сначала указанные слова дактилируются преподавателем. Затем этот вид работы одновременно с преподавателем осуществляют и студенты. После этого студентам предлагается поупражняться самостоятельно. 6. Дактилирование преподавателем всех дактильных знаков. ё, ж, з, и, и, к; л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х; ц, ч, ш, щ, ы, ь, ъ, э, ю, я. Дактилирование сопровождается записью букв на доске. В одном случае дактилирование сопровождается проговариванием, в другом происходит без него. 7. Выявление сходства и различия дактильного знака с бук Преподаватель последовательно воспроизводит дактильные знаки и сравнивает их с соответствующими буквами алфавита. 8. Воспроизведение дактильных знаков студентами с исполь 9. Проверка усвоения отдельными студентами дактильных 10. Упражнение в дактилировании букв и небольших слов. Студенты упражняются в дактилировании букв в прямой, обратной и произвольной последовательности. После дактилирова-ния букв алфавита '(по частям) воспроизводится ряд слов. Вся эта работа осуществляется в три (А, Б и В) этапа. а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, и, к; к, и, и, з, ж, ё, е, д, г, в, б, а; а, г, в, д, б, ж, и, з, ё, и, е, к год, век, века, газ, глаз, гид, зал, база, бег, еда, еж, два, бал, мак, бак, вода, ваза, виза, вика, ива, как, код. л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х; х, ф, у, т, с, р, п, о, н, м, л; с, х, ф, л, р, н, т, у, м, п, о сон, лом, лес, нос, река, Ока, стол, стул, сумка, свет, сад, сок, ток, бал, Дон, дым; дом, дуб, Днепр, Днестр, дети, урок, утро, кино, роса, оса, нора, фильм, фонтан, флаг, хлеб, хлопок. В у, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я; я, ю, э, ъ, ь, ы, щ, ш, ч, ц; э, ь, ы, ъ, я, ю, ч, щ, ц, ш юг, Юля, Люся, утюг, учебник, ящик, щетка, щека, щит, шуба, Шура, честь, мяч, игрушки, чай, папка, чайник, час, часть, рыба, рынок, Эльбрус, цемент, цапля, рожь, ячмень, ясень, ясли, яблоня, сын, сыр, весы, часы, соль. 11. Следующий вид работы — тренировочные упражнения в 12. На следующем этапе студентам предлагается самостоя 13. Затем преподаватель просит студентов осуществить само Преподаватель наблюдает за работой студентов и в случае необходимости оказывает помощь в усвоении дактильного алфавита, способствует закреплению правильного обозначения букв, устраняет неточности в дактилировании. 14. Упражнение в дактилировании небольших слов с прого Учащиеся упражняются в дактилировании следующих слов: сон, сок, сад, дом, Дон, день, дочь, ночь, нос, сом, роса, мяч, юг, еж, мед, год, гид, час, век, чай, кто, что, лето, лось, река, лес, бал, зал, бак, бег, бор. 15. Проверка усвоения дактильных знаков. дактилировать перед группой. По ходу дактилирования происходит выявление и устранение типичных ошибок. 16. Чтение с руки букв дактильного алфавита. отдельности и всей группой) считывают с руки. Сначала материал дактилируется преподавателем в произвольной последовательности, а затем им воспроизводятся наиболее трудные для восприятия с руки знаки (д, е, ж, и, н, р, с, у, ф, ь, ъ, э). 17. Выявление, анализ и устранение типичных ошибок, допу Задание для самостоятельной работы дома. 1. Выполнять гимнастические упражнения, имеющие целью 2. Закрепить знание дактильного алфавита. 3. Упражняться в дактилировании букв алфавита в прямой и 4. Выявить и выписать наиболее трудные для дактилирова
5. Выписать двадцать небольших слов, содержащих трудные 6. Читать с дактилирующей руки все буквы алфавита в про Занятие второе Тема: «Дактилирование и чтение с руки букв и небольших слов». Цель: проверка правильности усвоения дактильных знаков; закрепление навыка дактилирования букв алфавита и небольших слов; упражнения в чтении с дактилирующей руки. Содержание и ход занятия 1. Проверка усвоения отдельными студентами дактильных а) Преподаватель поочередно вызывает к своему столу от б) Затем студентам предлагается воспроизвести и записать Группа следит за дактильным проговариванием букв и слов отвечающим студентом и одновременно с ним выполняет задание. В ходе дактилирования букв алфавита выявляются и исправляются ошибки, даются дополнительные задания. 2. Подведение итогов усвоения дактильного алфавита. ные знаки, анализирует допущенные ошибки и исправляет неточности в передаче букв, слов. 3. Тренировочные упражнения в дактилировании букв ал Совместно с преподавателем студенты дактилируют: а) наиболее легкие дактильные знаки (а, в, г, з, п, л, м, о, к, т, е); б) наиболее трудные дактильные знаки (б, н, р, у, ф, ж, д, ю, я, э, ъ, ы, ь, и, и, ц, щ); в) все буквы алфавита. Буквы дактилируются в прямой, обратной и в произвольной последовательности (с проговариванием и без проговаривания). Дактилирование осуществляется в медленном и среднем темпе. В ходе выполнения упражнения преподаватель наблюдает за точностью дактилирования букв, оказывает помощь студентам, ликвидирует ошибки. 4. Тренировочные упражнения в дактилировании букв ал Обучающихся разбивают на подгруппы (по три человека). Каждая из подгрупп тренируется в передаче дактильных букв и небольших слов. Один из подгруппы дактилирует буквы алфавита, двое других читают с руки и следят за качеством воспроизведения дактильных знаков. При этом читающие с руки студенты указывают на допущенные ошибки. Каждый из студентов практикуется в дактилировании и считывании с руки. Преподаватель следит за работой студентов и оказывает необходимую помощь. Совместно с преподавателем студенты дактилируют в среднем темпе легкие буквы; трудные буквы; все буквы алфавита (в прямой и произвольной последовательности). 5. Дактилирование в разных темпах (медленном, среднем, 6. Самостоятельная работа студентов над темпом дактилиро- Разбившимся на подгруппы студентам предлагается выявить и самостоятельно устранить ошибки, допускаемые при передаче отдельных дактильных знаков и коротких слов (лес, лето, лист, мост, ветка, еж, ель, цех, цирк, лед, день, час, Дон, дом, порт, ночь, дочь, дети, дача, лифт, метр, парк, дом, дым, бал, кран, клуб, корм, конь). 7. Проверка усвоения дактильных знаков и устранение вы Преподаватель просит студентов дактилировать буквы алфавита, выявляет и помогает устранить типичные ошибки. 8. Упражнения в чтении букв с дактилирующей руки. ускоренном темпах. Буквы считываются с руки всей группой и отдельными студентами. 9. Проверка состояния навыка чтения с руки преподавателя Проверка носит индивидуальный характер. В ходе опроса происходит анализ и устранение допущенных ошибок. 10. Упражнение в чтении с руки букв и небольших- слов. Преподаватель поочередно вызывает к столу отдельных студентов. Каждый из них молча дактилирует шесть букв и три— пять слов. В это время остальные считывают дактилируемый материал. Потом студентам предлагается называть считываемые ими слова. 11. Упражнения в дактилировании и чтении с руки: гласных л, м, н, п, р, с, т, ф, х, у, ч, ш, щ; глухих согласных к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ; звонких согласных б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; шипящих — ж, ш, ч, щ. 12. Упражнение в передаче трудных дактильных знаков: б, д, 13. Упражнение в передаче всех дактильных знаков в выбо 14. Чтение букв с дактилирующей руки в произвольной по Задание для самостоятельной работы дома. 1. Повторить дактильный алфавит. Работать над четкостью 2. Дактилировать все буквы алфавита в произвольной после 3. Выявить трудные для дактилирования сочетания букв. По Подчеркнуть трудные для дактилирования сочетания букв, отработать эти сочетания. Дактилировать слова в среднем темпе. 4. Читать с дактилирующей руки весь алфавит и слова. Занятие третье Тема: «Дактильная передача слов и предложений». Цель: ознакомление с правилами дактилирования; упражнение в дактилировании. Содержание и ход занятия 1. Проверка домашнего задания. 2. Дактильная передача букв и небольших слов (предложен 3. Упражнение в передаче дактильных знаков в разных Преподаватель дактилирует буквы алфавита в разных темпах в выборочном, прямом и обратном порядке. 4. Упражнение в дактилировании небольших слов и предло Преподаватель предлагает студентам продактилировать (с проговариванием) слова: луна, река, год, день, кто, они, куда, лист, рука, число, я, что, это, когда, лето, лес, час, ты, мы, это, почему, зонт, дети, он, вы, зачем. Затем он просит продактилировать небольшие предложения: Где ты был? Я был дома. Ты был в клубе? Иди сюда. Стой прямо. Говори тихо. Пиши красиво. 5. Проверка правильности (точная передача знака и нужный Проверка носит индивидуальный характер. Сначала предлагается продактилировать буквы: б, и, и, м, н, р, ф, у, ю, х, ы, э. Затем преподаватель просит продактилировать следующие слова: басня, баян, билет, улица, ужин, Иван, икра, Индия, мел, мак, мука, мяч, флаг, фильм, финал, фикус, экзамен, экскурсия, хлеб, холод. 6. Объяснение правил дактилирования слов и предложений, Сначала преподаватель объясняет правила дактилирования слов типа Москва, столица, Родина, город, сложносокращенных слов (например, СССР, КПСС, ВЛКСМ, МГУ), слов с удвоенными согласными (например, коллектив, комиссия, телеграмма). После этого объясняются правила дактилирования предложений (например, Москва — столица нашей Родины. Пролетарии всех стран, соединяйтесь/ Я с гордостью гляжу на Родину свою.). 7. Тренировочные упражнения в дактилировании слов и пред Сначала слова и предложения студенты дактилируют вместе с преподавателем. Затем студенты разбиваются на подгруппы. Кто-либо дактилирует. Другие считывают и называют воспринятый материал. Дактилируемые слова: Москва, столица, город, Родина, школа, класс, директор, учитель, дети, пионеры, комсомольцы, молодежь. Дактилируемые предложения: Москва — столица нашей Родины. Студенты учатся в городе Москве. 8. Проверка состояния навыка дактилирования слов и пред С целью проверки состояния навыка преподаватель опрашивает 4—5 человек. В ходе опроса происход Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|