Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Используемые в Советском Союзе дантильныг алфавиты





Геранкина А. Г.

Г37 Практикум по дактильной речи. Пособие для препода­вателей дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М., «Просвеще­ние», 1972.

64с.

В книге приводятся сведения о возникновении, развитии и приме­нении дактильной речи при обучении глухих, об особенностях дактиль­ной речи, правилах дактилирования и чтения с руки.

В практической части пособия даются разработки занятий по тех­нике дактилирования, чтения с дактилирующей руки, приводится ма­териал для упражнений.

Пособие рассчитано на преподавателей дефектологических факуль­тетов и может быть использовано студентами.

371.9

 


От автора

Нарушение слуховой функции затрудняет или даже исключает возмож­ность общения на основе слухового восприятия устной речи. Это вызывает необходимость налаживать специфические формы общения. К таким формам, в частности, относится общение при посредстве пальцевой (дактильной) и жестовой речи. Этим и обусловлено наличие в программе дефектологических факультетов педагогических институтов «Практикума по дактильной и жесто­вой речи». Этот практикум проходится студентами-дефектологами, избрав­шими своей специальностью сурдопедагогику, на IV курсе в течение одного семестра. В предлагаемом вниманию преподавателей пособии освещается часть этого курса. Отсюда и его название «Практикум по дактильной речи».

Содержание практикума отрабатывалось и апробировалось автором по­собия в процессе обучения студентов Московского государственного педаго­гического института им. В. И. Ленина и Московского государственного заочно­го педагогического института. На этой основе автором пособия была состав­лена программа обучения студентов. Эта программа была утверждена Учебно-методическим управлением высших учебных заведений (1966 г.). Со­держание «Практикума по дактильной речи» соответствует этой программе и учебному плану.

В процессе изучения курса студентам сообщается ряд теоретических све­дений по дактильной речи. Вместе с тем под руководством преподавателя они овладевают необходимыми навыками и умениями.

Работа состоит из трех разделов.

Материал, входящий в первый раздел, излагается студентам в лекцион­ной форме. Это по существу лекции-беседы по отдельным вопросам, касаю­щимся теории дактильной речи. Во время этих бесед преподаватель знакомит студентов с историей возникновения и развития дактильной азбуки и дактиль­ной речи. Здесь же освещается вопрос об особенностях дактильной речи и используемых в Советском Союзе дактильных алфавитах. В конце этой части курса раскрываются правила и особенности дактилирования и чтения с дак-тилирующей руки. В этой связи преподаватель знакомит студентов с теми трудностями, которые им будет необходимо преодолеть во время обучения дактильной речи своих будущих воспитанников — школьников с дефектами слуха. Преподаватель приводит типичные ошибки учащихся и освещает пути их предупреждения и преодоления. Все названные выше вопросы освещены автором пособия в первом его разделе.

После усвоения слушателями теоретической части курса преподаватель'


переходит к формированию у студентов навыков дактилирования и чтения с руки, без овладения которыми они не смогут общаться с учащимися школ для детей с недостатками слуха и обучать их дактильной речи. Во втором разделе «Практикума по дактильной речи» как раз и излагается разработан­ная и апробированная автором система занятий (типа поурочных разработок), в процессе усвоения которой студенты за сравнительно короткий срок (22 ча­са) овладевают знанием дактильного алфавита, навыками дактилирования и чтения с руки букв, слов, словосочетаний, предложений и разнообразных текстов. Во время проведения этих занятий имеют место такие, например, виды работ, как показ преподавателем и отраженное воспроизведение сту­дентами отдельных дактильных знаков, считывание с руки преподавателя "и товарищей по группе слов с одновременным проговариванием и без него. Во время занятий практикуется фронтальная и индивидуальная работа. В посо­бии представлен и такой вид организации работы, при котором студенты практикуются в овладении дактильной речью, объединившись в небольшие подгруппы. Существенное значение для успешного овладения дактильной речью имеет выполнение студентами домашних заданий, содержание которых приводится в конце каждого из описываемых занятий.

Преподаватель найдет в книге подробные описания, относящиеся к орга­низации и содержанию зачета, который сдается каждым из студентов в кон­це курса.

Третий раздел пособия носит характер приложения. В нем сосредоточено довольно большое количество слов, словосочетаний, предложений и т. п., ко­торые студенты должны использовать по указанию преподавателя во время выполнения аудиторных и домашних заданий.

Пособие, как уже говорилось, в первую очередь предназначено для пре­подавателей. Вместе с тем оно, естественно, может быть использовано и сту­дентами дефектологических факультетов педагогических институтов.


РАЗДЕЛ I О ДАКТИЛОЛОГИИ

!. История возникновения и развития данталышй азбуки и дактильной речи

Пальцевые знаки возникли в далеком прошлом. Специфиче­ское использование пальцев сыграло существенную роль в по­явлении числовых понятий и букв. Впервые руки стали исполь­зоваться в качестве средства для счета в VII веке. Пальце­вый счет — обозначение чисел при помощи пальцев — обладал не только большой наглядностью, но и был вызван практиче­скими потребностями. Пальцевые знаки широко использова­лись в средние века для понимания счета при изучении ариф­метики.

Можно предполагать, что система счета на пальцах оказала влияние и на появление ручной (дактильной) азбуки, или дак­тильного алфавита.

Алфавит —• это совокупность расположенных, в определенном порядке графических знаков — букв,.которыми пользуются при письме на том или ином языке.

Дактильный алфавит, или дактильная азбука, — это сово­купность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков — букв, которыми пользуются при разговоре на том или ином языке. Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В основе дактильных азбук лежит буквенный алфавит. В дактилологии (пальцевой речи) столько знаков, сколько букв в алфавите того или другого языка.

В средние века люди, дававшие обет молчания, часто прибе­гали к ручной азбуке в целях безмолвного общения между собой.

В XVI веке появились работы, в которых были описаны спо­собы изображения букв с помощью одной руки, ладони, двух рук, всего тела.

Педро Понсе (Испания), обучавший глухих словесной речи, заимствовал существовавшие тогда ручные азбуки и на их осно­ве создал одноручную дактильную азбуку для испанского языка.

В 1620 году П. Бонет издал в Мадриде книгу, в которой 'впер­вые был опубликован одноручный испанский дактильный ал­фавит.



Одноручная дактилология получила наибольшее распростра­нение и широко употреблялась и употребляется в странах Ев­ропы.и Америки при обучении глухих и слепоглухих.

В XVIII веке дактильный алфавит проник во Францию. Французский дактильный алфавит формировался на основе ис­панского. В его создании принимали участие учителя глухих Я- Р- Перейра и Ш. М. Делепе.

Из Франции испанский -и французский дактильные алфавиты распространились в другие страны Европы и в Америку.

Первые американские учителя проходили подготовку для работы с глухими в Париже у Ш. М. Делепе. Они ввели в США и ручную азбуку.

Великобритания в создании дактильного алфавита шла сво­им путем. Английский ручной алфавит основан на использова­нии движений пальцев обеих-рук. Каждая из букв алфавита изображается двумя руками одновременно. Созданный Д. Вал-лисом двуручный английский дактильный алфавит получил рас­пространение в Австралии и в других странах.

Ладонный алфавит был создан в Англии Д. Дальгарно. Здесь все буквы алфавита распределены по частям пальцев и ладони и разговор производится путем нажима одним или сразу не­сколькими пальцами одной руки на соответствующие места су­ставов и ладони другой. Буквы износились на специальные пер­чатки, которые давались людям с поражением слуха.

В 1806 году в городе Павловске под Петербургом открылось первое в России училище для глухих. Первые учителя глухих создали на основе французского русский дактильный алфавит. В 1935 году В. И. Флери опубликовал в приложении к своей книге русскую и французскую ручные азбуки.

Слово «дактилология» происходит от греческих слов dacti-los — палец и logos — слово, т. е. дословно — пальцевая речь.

Дактильная речь начинает использоваться в процессе обуче­ния глухих с XVI века. Посредством этого вида речи глухие мо­гут объясняться друг с другом и со слышащими.

Первые учителя глухих пользовались дактилологией как вспомогательным средством при обучении устной и письменной речи.

Одним из первых учителей глухих детей считается испанский монах Педро Понсе (1508—1584). Он использовал дактилоло­гию при обучении глухих устной речи, грамоте, чтению и обще­образовательным предметам.

Испанский учитель П. Бонет (1579—1633) в работе «О приро­де звуков и искусстве научить глухонемого говорить» (1620) опубликовал рисунки дактильных обозначений и дал общие ука­зания относительно их использования при обучении глухих. Соз­данная П. Бонетом методика предусматривала употребление дактильнои речи при обучении глухих устной и письменной речи. В XVIII веке широко пользовался дактилологией француз-6


ский учитель Я. Р. Перейра (1715—1780). Дактильная речь применялась им при обучении глухих детей устной речи.

Организатор первого училища для глухих во Франции Ш. М. Де­лепе (1712—1789) использовал дактильную речь преимуществен­но для обозначения имен собст­венных и различных терминов. Она применялась им и тогда, ког­да для слова или его части не бы­ло жестового знака.

Его ученик и преемник Р. А. Сикар (1742—1822) использовал дактильную речь в качестве вспо­могательного средства при пере­воде с жестовой речи на словес­ную и обратно.

Немецкие сурдопедагоги счи­тали, что дактильная речь являет­ся разновидностью жестовой ре­чи. Дактильную речь они вообще не использовали.

Лишь в специальных учили­щах Америки и России дактиль­ная речь продолжала употреб­ляться в качестве вспомогатель­ного средства при обучении.

В дореволюционной России дактильная речь применялась, как правило, при обучении глухих неуспевающих учащихся устной речи. Эти учащиеся выделялись в особые классы. Дактильная речь использовалась и в условиях ма­стерских с целью ускорить при­обретение учащимися соответст­вующей специальности.

В Советском Союзе в школах глухих дактильная речь долгие годы использовалась лишь как средство обучения глухих подро­стков и взрослых грамоте и осно­вам общеобразовательных пред­метов.

Вопрос о применении дактиль­нои речи при обучении глухих


ЛАДОННЫЙ АЛФАВИТ



особенно остро встал на Всероссийском совещании сурдопеда­гогов в 1938 году.

Необходимость использования дактильной речи была убеди­тельно доказана профессором И. А. Соколянским и его сотруд­никами. И. А. Соколянский использовал дактильную речь в про­цессе общения со слепоглухонемыми.

В настоящее время дактильная речь широко используется в нашей стране в процессе обучения глухих учащихся.

В последние годы сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (С. А. Зыков, Б. Д. Кор-сунская и другие) проделали огромную работу по изучению эф­фективности использования дактильной речи на начальном эта­пе обучения глухих. Данные этих исследований помогли сформи­ровать единый взгляд на место и роль дактильной речи в учебном процессе на всех годах обучения.

В одной из своих работ С. А. Зыков пишет: «Дактильная речь отвечает задаче формирования речевого общения глухих школьников и открывает пути более естественного обучения языку» Ч

В советской сурдопедагогике дактильная речь является ис­ходным средством в процессе формирования словесной речи на первоначальном этапе обучения глухих детей (дошкольного и младшего школьного возраста) и вспомогательным средством на последующих этапах обучения в школе.

Применение дактильной речи на первоначальном этапе обу­чения глухих способствует усвоению устной и письменной речи и стимулирует их общее развитие.

Для того чтобы в общении с глухими во время учебных заня­тий и в быту гарантировать полную и точную передачу речевой информации, необходимо умелое и педагогически оправданное пользование дактильной речью.

Правила дактилирования

При дактилированйи надо придерживаться ряда правил. Рассмотрим эти правила.

1. Дактилирование надо производить правой рукой.

2. Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику.

3. При дактилированйи рука, согнутая в локте, выносится
вперед настолько, чтобы кисть руки заняла удоблое положение
перед грудной клеткой, чуть ниже плеча.

4. Не следует делать лишних движений, замедляющих дак-
тильный разговор и затрудняющих чтение с дактилирующей
руки (при дактилированйи должны двигаться в основном только
пальцы кисти руки).

5. Дактильная речь должна быть четкой, ясной, вырази­
тельной, читаемой и слитной.

6. Дактильную речь следует сопровождать четким произнесе­
нием соответствующего материала.

7. Темп дактилирования должен максимально приближаться
к темпу устной разговорной речи.

8. Техника дактилирования должна поддерживаться на неиз­
менно высоком уровне.

9. Дактилировать надо синхронно с устным проговариванием.

 

10. Темп дактилирования и проговаривания необходимо опре­
делять в зависимости от словесного.материала, уровня развития
воспринимающих дактильную речь, состояния навыков чтения с
дактилирующей руки.

11. Наиболее четко передаются те дактильные знаки, которые
имеют между собой внешнее сходство ьг, жф—е,
э
х-с, щшц, кпц, пл, тм).

12. Дактилировать необходимо слева направо, делая неболь­
шие паузы между буквами, словами и предложениями.

13. В словах с удвоенными согласными следует четко дакти-
лировать обе согласные, делая между ними паузы.

14. Сложносокращенные слова надо Дактилировать четко, вы­
разительно и с паузами между буквами (ВЛКСМ).

При обучении письменной и устной речи в учебных целях целесообразно:

1) обозначать ударение в словах путем небольшого опуска­ния вниз кисти руки в момент дактилирования буквы, находя­щейся под ударением; 2) выделять заглавные буквы небольшим поднятием вверх кисти руки; 3) делать небольшие паузы перед пунктуационными знаками; 4) передавать жестами все пункту­ационные знаки.


Чтение с дантидирующей руки

Чтение с руки не адекватно процессу дактилирования.

Овладеть дактильным алфавитом и техникой дактилирова­ния проще, чем научиться читать с дактилирующей руки.

На результаты чтения с дактилирующей руки оказывают влияние темп дактилирования и его техника, четкость артикуля­ции, состояние навыка чтения с руки, запас слов, уровень об­щего развития читающего.

Восприятие и понимание сопровождаемой дактилированием устной речи учителя во многом зависит от знания учащимися дактильного алфавита, состояния навыков дактилирования и чтения с руки. Если учащиеся школы слабо владеют знанием дактильных знаков, то это неизбежно отразится на качестве восприятия и усвоения программного материала, на восприятии словесной речи в процессе обучения.

Наиболее распространенными ошибками при чтении дактиль­ного алфавита с руки являются пропуски и замены букв.

Многие учащиеся не дифференцируют дактильные буквы: э, х, ь, ъ, ш, щ, ж, ф, ё; при этом они путают воспринимаемые изображения с другими. Так, например, предъявленное им э они воспринимают как х, и наоборот, предъявленное им ж они вос­принимают как ф или е.

Отдельные учащиеся свое сомнение отражают в своеобраз­ной двойной записи: ё1её, ее; ььъ, ъэх.

Учащиеся младших классов неправильно и своеобразно за­писывают буквы: э—е; ъ —е; х— о; с —• у.

При записи считываемого с руки наблюдаются пропуски букв. Пропуски и замены букв можно объяснить не только сход­ством дактильного изображения данных знаков, но и тем, что они слабо усвоены учащимися при изучении дактильного алфа­вита. Эти замены^1 пропуски могут быть вызваны:

1. Незнанием дактильных знаков: ъd, со; ъе, э; хо
э
е; зе.

2. Нетвердым знанием дактильных знаков, неумением соотне­
сти дактильный образ знака с графическим написанием буквы:
ььъ, ъь, хэ, хъ; ёеё, ее; гьг; шщ, ш; и — им.

3. Уподоблением одного дактильного знака другому только
по единичному сходному признаку в положении пальцев:
эх, щш, ъь, жф, ии, её, хэ, шщ, ьъ, фж,
и
и, ёе.

4. Отсутствием прочного навыка и умения различать дактиль­
ные знаки с дактилирующей руки по признакам сходства и раз­
личия: ё— е, ж; ьс, ъ, э, х, г; хэ, з; шщ, т, ц; жф, е; ъь,
х, э; э
х; пц, к; пл.

1 Здесь и в аналогичных случаях перед тире ставится предъявленный знак, а после тире даются воспроизводимые знаки.

2*

На первоначальном этапе обучения устной речи с использо­ванием дактильной речи необходимо уделять должное внимание и обучению технике дактилирования.

Учителям, воспитателям и родителям.необходимо учитывать специфику и трудности усвоения учащимися дактильного алфа­вита (особенно на первом этапе обучения). '

Для более эффективного использования дактильной речи в учебном процессе и в общении нужно добиваться единства в передаче дактильных знаков учащимися и учителями.

Следует периодически проверять состояние здания учащими­ся дактильного алфавита и состояние чтения с дактилирующей руки учебного материала.

В процессе обучения целесообразно проводить эпизодические тренировочные и контрольные работы, включающие легкие и наиболее трудные дактильные знаки, слова из наиболее трудных дактильных букв. Кроме того, надо выявлять и устранять ти­пичные ошибки, связанные с заменой одной буквы другой.

При дактилироваяии букв следует наиболее четко передавать сходные в своем изображении дактильные знаки ъг; жфе; эхс; щшц; кпу- тм).

При чтении слов с дактилирующей руки встречаются следу­ющие ошибки.

1. Недочитывание конца слова: учительницаучитель; дирек­
тор
дир, ди.

2. Произвольноедоосмысливание слова: столицаСмоленск.

3. Нарушение буквенного состава слова: дактилологиядак-
толонция, дикология; экскурсия-
эккурсия, эксуристия, эрс-
курсия;: синтаксис
ситпас, синтасия.

4. Замещение по сходству одной дактильной буквы другой:
столицасмолщ'а (тм); экскурсияхскурсия (эх); ули­
ца
юлица; журнал—-фурнал.

5. Пропуск первой и< других букв в словах: улицалица;
вокзал
возал.

6. Замена несчитанной части слова по сходству со знакомы­
ми слонами: журналУрал; шахтерышахматы, шахты.

7. Пропуск слов.

8. Пропуек слов в словосочетаниях и в предложениях.
Чтение с дактилирующей руки находится во взаимодействии

с пониманиеж и частотой употребления слова, а также знанием его буквенного состава. Двух-, трехкратное дактилирование ка­чественно улучшает чтение с руки и способствует усвоению сло­весной речи. В классе всегда есть учащиеся, которые слабо вла­деют навыком чтения с губ и с дактилирующей руки. Поэтому учитель должен постоянно проверять состояние навыка чтения с дактилирующей руки и проводить специальную работу по усо­вершенствованию техники дактилирования и чтения с руки. К со­жалению, учителя часто переоценивают возможности учащихся и допускают сокращенное дактилирование. При этом они полага-20


ются на возможность считывать с губ произносимый одновре­менно с дактилированием материал.

Каждый обучающий глухих учитель должен в совершенстве владеть умением да.ктилировать и читать с руки дактильную речь учащихся, знать правила дактилирования, совершенство­ваться в технике дактилирования и чтения с руки. Общение глу­хих между собой и со слышащими посредством дактильной речи способствует прочному запоминанию слов и усвоению словесной

речи.

Использование дактильной формы речи на всех годах обу­чения помогает овладевать словесной речью и приобретать со­ответствующие знания и навыки. Вот почему так важно научить глухого правильно, красиво, четко дактилировать каждый знак и при этом проговаривать соответствующее слово. Хорошая тех­ника дактильной речи способствует лучшему восприятию морфо­логической и синтаксической структуры устной и письменной речи. Дактилология является полноценным средством общения и орудием мышления глухих.


РАДЗДЕЛ II

И ЧТЕНИЯ С РУКИ

Занятие первое

Тема: «Дактильный алфавит».

Цель: ознакомление с дактильным алфавитом и обучение дактилированию букв.

Содержание и ход занятия

I. Краткая беседа о задачах «Практикума», программных требованиях, плане работы, требованиях к студентам в процессе работы. Знакомство с группой (выявление знания студентами дактильного алфавита).

П. Изучение дактильного алфавита.

В процессе изучения дактильного алфавита практикуются следующие виды работ.

1. Показ и сравнение наиболее легко дактилируемых знаков
с соответствующими буквами алфавита (г, з, л, м, о, с).

Преподаватель воспроизводит тот или иной дактильный знак и при этом сравнивает его с записываемой на доске или заранее написанной на отдельной карточке буквой.

2. Воспроизведение дактильных знаков (г, з, л, м, о, с) сту­
дентами. Выявление допущенных ошибок и их устранение.

Преподаватель предлагает студентам дактилировать указан­ные знаки, обращает внимание на допущенные ошибки, а затем помогает их устранить.

3. Упражнение в передаче дактильных знаков г, з, л, м, о, с
с проговариванием и без проговаривания.

Сначала указанный вид работы проводится вместе с препо-давателем, а затем студенты упражняются самостоятельно.

4. Проверка уровня усвоения отдельными студентами дак­
тильных знаков. Выявление и устранение недостатков в дакти­
лировании букв.

5. Упражнение в дактилировании букв и слов.

а) Студентам предлагается поупражняться в дактилировании букв г, з, л, м, о, с в среднем темпе. Последовательность дакти-лирования носит произвольный характер, например: л, о, с, г, з, м; о, з, м, г, с, л.


б) Затем дактилируются слова гол, сом, лом, мозг с прогова­риванием и без проговаривания. Сначала указанные слова дак­тилируются преподавателем. Затем этот вид работы одновремен­но с преподавателем осуществляют и студенты. После этого сту­дентам предлагается поупражняться самостоятельно.

6. Дактилирование преподавателем всех дактильных знаков.
Преподаватель дактилирует алфавит по частям: а, б, в, г, д, е,

ё, ж, з, и, и, к; л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х; ц, ч, ш, щ, ы, ь, ъ, э, ю, я. Дактилирование сопровождается записью букв на доске. В од­ном случае дактилирование сопровождается проговариванием, в другом происходит без него.

7. Выявление сходства и различия дактильного знака с бук­
венным знаком печатного алфавита.

Преподаватель последовательно воспроизводит дактильные знаки и сравнивает их с соответствующими буквами алфавита.

8. Воспроизведение дактильных знаков студентами с исполь­
зованием таблиц.

9. Проверка усвоения отдельными студентами дактильных
знаков. Выявление ошибок в передаче дактильных знаков и их
устранение в ходе дактил«рования.

10. Упражнение в дактилировании букв и небольших слов.

Студенты упражняются в дактилировании букв в прямой, об­ратной и произвольной последовательности. После дактилирова-ния букв алфавита '(по частям) воспроизводится ряд слов. Вся эта работа осуществляется в три (А, Б и В) этапа.

а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, и, к;

к, и, и, з, ж, ё, е, д, г, в, б, а; а, г, в, д, б, ж, и, з, ё, и, е, к

год, век, века, газ, глаз, гид, зал, база, бег, еда, еж, два, бал, мак, бак, вода, ваза, виза, вика, ива, как, код.

л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х;

х, ф, у, т, с, р, п, о, н, м, л;

с, х, ф, л, р, н, т, у, м, п, о

сон, лом, лес, нос, река, Ока, стол, стул, сумка, свет, сад, сок, ток, бал, Дон, дым; дом, дуб, Днепр, Днестр, дети, урок, утро, кино, роса, оса, нора, фильм, фонтан, флаг, хлеб, хлопок.

В

у, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я; я, ю, э, ъ, ь, ы, щ, ш, ч, ц; э, ь, ы, ъ, я, ю, ч, щ, ц, ш


юг, Юля, Люся, утюг, учебник, ящик, щетка, щека, щит, шуба, Шура, честь, мяч, игрушки, чай, папка, чайник, час, часть, рыба, рынок, Эльбрус, цемент, цапля, рожь, ячмень, ясень, ясли, ябло­ня, сын, сыр, весы, часы, соль.

11. Следующий вид работы — тренировочные упражнения в
передаче всех знаков дактильного алфавита. Дактилирование
сопровождается проговариванием, которое осуществляется в
медленном темпе. Студенты дактилируют и проговаривают вме­
сте с преподавателем.

12. На следующем этапе студентам предлагается самостоя­
тельно поупражняться в дактилировании букв алфавита, ис­
пользуя при этом таблицы с дактильными знаками.

13. Затем преподаватель просит студентов осуществить само­
контроль — проверку правильности дактилирования отдельных
знаков и алфавита в целом. При этом предлагается пользоваться
таблицами.

Преподаватель наблюдает за работой студентов и в случае необходимости оказывает помощь в усвоении дактильного ал­фавита, способствует закреплению правильного обозначения букв, устраняет неточности в дактилировании.

14. Упражнение в дактилировании небольших слов с прого­
вариванием.

Учащиеся упражняются в дактилировании следующих слов: сон, сок, сад, дом, Дон, день, дочь, ночь, нос, сом, роса, мяч, юг, еж, мед, год, гид, час, век, чай, кто, что, лето, лось, река, лес, бал, зал, бак, бег, бор.

15. Проверка усвоения дактильных знаков.
Преподаватель вызывает отдельных студентов и просит их

дактилировать перед группой. По ходу дактилирования проис­ходит выявление и устранение типичных ошибок.

16. Чтение с руки букв дактильного алфавита.
Преподаватель дактилирует буквы алфавита. Студенты (по

отдельности и всей группой) считывают с руки. Сначала мате­риал дактилируется преподавателем в произвольной последова­тельности, а затем им воспроизводятся наиболее трудные для восприятия с руки знаки (д, е, ж, и, н, р, с, у, ф, ь, ъ, э).

17. Выявление, анализ и устранение типичных ошибок, допу­
скаемых при считывании с руки.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Выполнять гимнастические упражнения, имеющие целью
развитие кисти.

2. Закрепить знание дактильного алфавита.

3. Упражняться в дактилировании букв алфавита в прямой и
произвольной последовательности без проговаривания и с про­
говариванием.

4. Выявить и выписать наиболее трудные для дактилирова­
ния знаки. Определить причины возникающих трудностей. Ра­
ботать над устранением этих трудностей.


 

5. Выписать двадцать небольших слов, содержащих трудные
для дактилирования знаки. Продактилировать эти слова в мед­
ленном темпе.

6. Читать с дактилирующей руки все буквы алфавита в про­
извольной последовательности в среднем темпе.

Занятие второе

Тема: «Дактилирование и чтение с руки букв и небольших слов».

Цель: проверка правильности усвоения дактильных знаков; закрепление навыка дактилирования букв алфавита и небольших слов; упражнения в чтении с дактилирующей руки.

Содержание и ход занятия

1. Проверка усвоения отдельными студентами дактильных
знаков.

а) Преподаватель поочередно вызывает к своему столу от­
дельных студентов и предлагает им продактилировать, напри­
мер: от а до к, от л до у, от ф до я, от а до я.

б) Затем студентам предлагается воспроизвести и записать
на доске те буквы, Дактилирование которых им давалось с наи­
большим трудом при подготовке домашнего задания.

Группа следит за дактильным проговариванием букв и слов отвечающим студентом и одновременно с ним выполняет за­дание.

В ходе дактилирования букв алфавита выявляются и исправ­ляются ошибки, даются дополнительные задания.

2. Подведение итогов усвоения дактильного алфавита.
Преподаватель предлагает студентам читать с руки дактиль-

ные знаки, анализирует допущенные ошибки и исправляет не­точности в передаче букв, слов.

3. Тренировочные упражнения в дактилировании букв ал­
фавита.

Совместно с преподавателем студенты дактилируют: а) наи­более легкие дактильные знаки (а, в, г, з, п, л, м, о, к, т, е); б) наиболее трудные дактильные знаки (б, н, р, у, ф, ж, д, ю, я, э, ъ, ы, ь, и, и, ц, щ); в) все буквы алфавита.

Буквы дактилируются в прямой, обратной и в произвольной последовательности (с проговариванием и без проговаривания).

Дактилирование осуществляется в медленном и среднем темпе.

В ходе выполнения упражнения преподаватель наблюдает за точностью дактилирования букв, оказывает помощь студентам, ликвидирует ошибки.

4. Тренировочные упражнения в дактилировании букв ал­
фавита.


Обучающихся разбивают на подгруппы (по три человека). Каждая из подгрупп тренируется в передаче дактильных букв и небольших слов.

Один из подгруппы дактилирует буквы алфавита, двое других читают с руки и следят за качеством воспроизведения дактиль­ных знаков. При этом читающие с руки студенты указывают на допущенные ошибки. Каждый из студентов практикуется в дак­тилировании и считывании с руки.

Преподаватель следит за работой студентов и оказывает не­обходимую помощь.

Совместно с преподавателем студенты дактилируют в сред­нем темпе легкие буквы; трудные буквы; все буквы алфавита (в прямой и произвольной последовательности).

5. Дактилирование в разных темпах (медленном, среднем,
ускоренном) небольших слов: я, ты, он, мы, вы, они, кто, что,
когда, почему, зачем, куда, дом, Дон, дым, дочь, ночь, рожь, еж,
ель, час, мяч, мак, лак.

6. Самостоятельная работа студентов над темпом дактилиро-
вания букв, слов.

Разбившимся на подгруппы студентам предлагается выявить и самостоятельно устранить ошибки, допускаемые при передаче отдельных дактильных знаков и коротких слов (лес, лето, лист, мост, ветка, еж, ель, цех, цирк, лед, день, час, Дон, дом, порт, ночь, дочь, дети, дача, лифт, метр, парк, дом, дым, бал, кран, клуб, корм, конь).

7. Проверка усвоения дактильных знаков и устранение вы­
явленных неточностей в процессе индивидуального опроса сту­
дентов.

Преподаватель просит студентов дактилировать буквы алфа­вита, выявляет и помогает устранить типичные ошибки.

8. Упражнения в чтении букв с дактилирующей руки.
Преподаватель дактилирует буквы в медленном, среднем и

ускоренном темпах. Буквы считываются с руки всей группой и отдельными студентами.

9. Проверка состояния навыка чтения с руки преподавателя
букв дактильного алфавита и небольших слов (сосна, семь, эк­
замен, фильм, сон, сено, флаг, хлеб, сирень, осень, этап, финал,
хорошо, семена, Эльбрус, финиш, химия].

Проверка носит индивидуальный характер. В ходе опроса происходит анализ и устранение допущенных ошибок.

10. Упражнение в чтении с руки букв и небольших- слов.

Преподаватель поочередно вызывает к столу отдельных сту­дентов. Каждый из них молча дактилирует шесть букв и три— пять слов. В это время остальные считывают дактилируемый материал. Потом студентам предлагается называть считываемые ими слова.

11. Упражнения в дактилировании и чтении с руки: гласных
букв а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я; согласных букв б, в, г, д, ж, з, к,


л, м, н, п, р, с, т, ф, х, у, ч, ш, щ; глухих согласных к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ; звонких согласных б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; шипя­щих — ж, ш, ч, щ.

12. Упражнение в передаче трудных дактильных знаков: б, д,
ж, е, ы, я, к, н, р, у, ф, х, ц, ш, щ, ъ, ь, з, ю.

13. Упражнение в передаче всех дактильных знаков в выбо­
рочном, прямом и обратном порядке.

14. Чтение букв с дактилирующей руки в произвольной по­
следовательности, например: ж, н, ф, ъ, ы, у, м, е, я, щ, ё, т, л,
д, ю, ш, с, к, г, э, р, и, в, ь, ц, п, б, о, и, х, а, з.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Повторить дактильный алфавит. Работать над четкостью
дактилирования букв алфавита.

2. Дактилировать все буквы алфавита в произвольной после­
довательности в среднем темпе.

3. Выявить трудные для дактилирования сочетания букв. По­
добрать двадцать слов, содержащих трудные для дактилирова­
ния знаки.

Подчеркнуть трудные для дактилирования сочетания букв, отработать эти сочетания. Дактилировать слова в среднем темпе.

4. Читать с дактилирующей руки весь алфавит и слова.

Занятие третье

Тема: «Дактильная передача слов и предложений». Цель: ознакомление с правилами дактилирования; упраж­нение в дактилировании.

Содержание и ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

2. Дактильная передача букв и небольших слов (предложен­
ных преподавателем) в определенном темпе.

3. Упражнение в передаче дактильных знаков в разных
темпах.

Преподаватель дактилирует буквы алфавита в разных тем­пах в выборочном, прямом и обратном порядке.

4. Упражнение в дактилировании небольших слов и предло­
жений.

Преподаватель предлагает студентам продактилировать (с проговариванием) слова: луна, река, год, день, кто, они, куда, лист, рука, число, я, что, это, когда, лето, лес, час, ты, мы, это, почему, зонт, дети, он, вы, зачем.

Затем он просит продактилировать небольшие предложения: Где ты был? Я был дома. Ты был в клубе? Иди сюда. Стой пря­мо. Говори тихо. Пиши красиво.

5. Проверка правильности (точная передача знака и нужный
темп) дактилирования алфавита, трудных для дактилирования
букв и небольших слов.


Проверка носит индивидуальный характер. Сначала предла­гается продактилировать буквы: б, и, и, м, н, р, ф, у, ю, х, ы, э. Затем преподаватель просит продактилировать следующие сло­ва: басня, баян, билет, улица, ужин, Иван, икра, Индия, мел, мак, мука, мяч, флаг, фильм, финал, фикус, экзамен, экскурсия, хлеб, холод.

6. Объяснение правил дактилирования слов и предложений,
сопровождаемое их дактилированием.

Сначала преподаватель объясняет правила дактилирования слов типа Москва, столица, Родина, город, сложносокращенных слов (например, СССР, КПСС, ВЛКСМ, МГУ), слов с удвоен­ными согласными (например, коллектив, комиссия, телеграмма). После этого объясняются правила дактилирования предложений (например, Москвастолица нашей Родины. Пролетарии всех стран, соединяйтесь/ Я с гордостью гляжу на Родину свою.).

7. Тренировочные упражнения в дактилировании слов и пред­
ложений.

Сначала слова и предложения студенты дактилируют вместе с преподавателем. Затем студенты разбиваются на подгруппы. Кто-либо дактилирует. Другие считывают и называют восприня­тый материал. Дактилируемые слова: Москва, столица, город, Родина, школа, класс, директор, учитель, дети, пионеры, комсо­мольцы, молодежь. Дактилируемые предложения: Москвастолица нашей Родины. Студенты учатся в городе Москве.

8. Проверка состояния навыка дактилирования слов и пред­
ложений.

С целью проверки состояния навыка преподаватель опраши­вает 4—5 человек. В ходе опроса происход







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.