Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II.4. Костюм в Древней Греции





Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон

Я увидал в лазури чистой...

Д. С. Мережковский

Античная Греция (Эллада) — это цивилизация, развивавшаяся в южной части Балканского полуострова, по берегам Средиземного моря и на много­численных его островах.

Периоды развития:

I.Дополисный (гомеровский) период (XI—VIII вв. до н.э.).

II.Архаический период (VIII—VI вв. до н.э.).

III.Классический период (конец VI — первая половина IV в. до н.э.) — ранняя, высокая и поздняя классика.

Г/. Эллинизм (IV— I вв. до н. э.).

Дополисный (гомеровский) период — время общинно-родовых отношений. Считается, что в это время жил поэт Гомер.

В архаический период сформировались основные принципы греческого ис­кусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение — ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагаю­щей в архитектуре, в том числе и в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма — периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптур­ные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно- и краснофигурные вазы; получили развитие театральное ис­кусство и спорт.

Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых — в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.

Идеал красоты. Красивый человек — это воплощение гармонии духа и тела. Мужчина — атлет, патриот, эрудит; женщина — здоровая, цельная, разносто­ронняя личность. Красивым считалось лицо с прямым носом, округлым под­бородком, выпуклыми большими глазами, а некрасивым — полностью откры­тый лоб, поэтому пряди волос в виде челки или «шторок» закрывали его не менее чем на одну треть и у мужчин, и у женщин. Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фи­гурой соответствовали пропорциям «золотого сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской.

Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Что подразумевали под этим древние греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь состра­дать и уважать поверженного врага.

Виды и формы одежды. Текстиль. Одежда греков была драпирующейся. Ниж­ней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками — фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками. Греческий лен был гораздо гру­бее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпиро­вания. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна. Грекам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цве­тов. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также хитоны свет­лых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом. Греческие орнаменты были очень разнообразны, но особенно популярны были меандр, критская волна и различные варианты растительного орнамента (цв. вкл., рис. 13).

Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, Драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрач­ные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитым золотом. Модным стал пурпурный цвет.

 

Мужская одежда. Мужской хитон обычно был длиной до колена. Сначала появился дорический хитон. Способ его драпирования описан выше. Мужчины знатного происхождения и преклонного возраста носили иногда ионический хитон. Как правило, он был длиной до щиколоток и опоясывался по-иному (рис. 11.32). Он выполнялся из двух кусков ткани, иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече уже не одной, а несколькими заколками. Спо­соб драпирования был тот же (вертикальные складки), однако при этом полу­чались рукава длиной иногда до локтя и более прилегающая область лифа. Длин­ный ионический хитон носили женщины, старики, государственные деятели, знать, участники священных игр. Гомер говорил о хитоне, что это «изыскан­ная большая белая риза с красивым золотым поясом».

Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече. Простейшим вариантом такой одежды был экзомис, который носили рабы и бедняки (рис. 11.33).

Главной верхней одеждой был гиматий — довольно большой прямоуголь­ный кусок ткани в роли плаща. Он драпировался разными способами вокруг тела. Люди умственного труда — философы, поэты и др. — носили гиматий, спрятав в нем руки (цв. вкл., рис. 14). По манере ношения гиматия можно было судить о роде деятельности человека: оратора (цв. вкл., рис. 15), ремес­ленника (рис. 11.34). Гиматий иногда носили без хитона, непосредственно на теле. В непринужденной домашней обстановке гиматий драпировался вокруг талии и бедер (рис. 11.35).

Хламида также являлась верхней одеждой. Это был прямоугольный кусок ткани небольшого размера, скрепленный на плече фибулой (цв. вкл., рис. 16). К хламиде полагалась шляпа. Однако обычно греки ходили с непокрытой голо­вой. И лишь паломники и путешествующие мужчины носили головные уборы или набрасывали на голову край гиматия.

Женская одежда. Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дори­ческом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну (рис. 11.36). В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это были отголоски крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест (рис. 11.37).

В эпоху классики дорический хитон вновь стал модным, но теперь он укра­шался орнаментом или был многоцветным (рис. 11.38,11.39). Однако белоснеж­ный хитон всегда считался самым изысканным (рис. 11.40).

Самым древним хитоном был пеплос. Его правый бок, украшенный орна­ментом, не сшивался (рис: 11.41).

Закаленные спартанки носили только пеплос, но не изо льна, а из шерсти.

Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого обычно украшался орнаментом. В тех случаях, когда сзади диплоидий был на­много длиннее, чем спереди, его край можно было набрасывать на голову со стороны спины (см. рис. 11.40). Этот очень оригинальный способ применения Диплоидия в одежде гречанок встречается не часто. Диплоидий, разнообраз-

 

 

ный по форме и по длине, — очень важный декора­тивный элемент женского хитона. В сочетании с раз­нообразными колпосами он обогащал, облагоражи­вал хитон. Диплоидий из-за находящегося под ним колпоса мягко ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре плавность, лишая ее спортивности. Если диплоидий был короткий, он как бы отлетал при ходьбе от лифа, придавая фигуре легкость.

Женщины, как и мужчины, в качестве верхней одеж­ды носили гиматий (рис. 11.42). Женщины имели также плащи, которые надевали через голову. Такой плащ имел разрез с одного бока до предплечья (рис. 11.43).

Обувь. Обувь греков была из кожи, обычно ремеш­ковая (рис. 11.44); парадная — из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Кроме сандалий (см. рис. 11.44, а) греки носили мягкие кожаные полусапожки персикаи (пришли от персов, см. рис. 11.44, 6) и высо­кие ремешковые сапоги эндромис (см. рис. 11.44, в), а также крепиды (см. рис. 11.44, г) и сапожки из мяг­кой кожи (см. рис. 11.44, д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Гре­ки, имевшие густые волосы, предпочитали ходить с

непокрытой головой, а головные уборы надевали лишь в случае необходимости. У мужчин это были фригийские колпаки, остроконечные пйлосы (см. рис. 11.33), конусообразные пилеусы, кине в виде полушария из войлока, шерсти, разных сортов кожи и т.д. Войлочная кине была популярна среди пастухов. Воины носили шлемы. В каждой местности были свои виды шлемов. Беотийский зак­рывал не только голову, но и части лица (щеки, нос) и имел султан из перьев или хвоста, дорийский был с забралом, коринфский низко опускался на глаза.

 

 

 

Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру (см. рис. 11.38) либо покрывало фарос, а также край гиматия. При необходимости (для защиты от зноя) надевали соломенные шляпы — фолии. Они напоминали зонтик, крепившийся над головой. Популярны были различные мешочки, чехлы (рис. 11.45), которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней за­тылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки.

В эпоху архаики мужчины носили длинные волосы и длинные бороды (рис. 11.46). В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная причес-ка из коротких волос у молодежи (рис. 11.47) либо из полудлинных до мочки уха у людей солидных, зрелых. Зрелые мужчины продолжали носить и бороды, но теперь более короткие. Волосы греки завивали и аккуратно укладывали. В эпоху поздней классики появляется несколько женообразная прическа «бант Аполлона», или «цикада» (рис. 11.48), из достаточно длинных волос.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прическа «греческий узел» (рис. 11.49, см. рис. 11.42) и прически на ос­нове греческого узла — «лампадион», т.е. «пламя» (рис. 11.50), и «каримбос» — узел, расположенный очень низко, почти на шее (см. рис. 11.39). Популярны были и другие прически, например дынеобразная прическа из волос, уло­женных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязан­ных двумя лентами (ее придумала жена Перикла Аспазия). Женщины носили также «бант Аполлона». Девушки ходили с распущенными завитыми волоса­ми. Темноволосым гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. По­этому модны были парики из светлых и пепельных натуральных волос. Пари­ки изготовлялись на острове Лесбос и стоили очень дорого.

Гигиене и косметике в Древней Греции уделяли много внимания. Об этом говорит появление бань и салонов по уходу за телом. Рабы-косметы хорошо делали массаж и натирали тела клиентов маслами и ароматическими средства­ми. Женщины пользовались специальными порошками для подводки бровей и глаз, отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врачей Гиппократа, Диок-ла и др. В трактатах о красоте давались рецепты по применению косметических средств.

Золотые и серебряные броши, пряжки, фибулы, пояски, ремешки, сеточ­ки и диадемы (рис. 11.51) для головы — стефаны были очень красивы. Серпо­видная надлобная часть стефаны соединялась с затылочной частью, которая не только украшала прическу, но и являлась поддержкой для «греческого узла». В нее, как в емкость, помещалась эта часть прически. Стефана считалась очень изысканным головным украшением (см. рис. 11.49).

Связь костюма с архитектурой. Греческий хитон органично связан с архитек­турой, особенно эпохи классики, когда пропорции, масштабность и форма при­обрели огромное значение. Умело задрапированный хитон напоминал дорическую колонну. Вертикальные складки хитона ассоциировались с каннелюрами колонн. В фигуре человека, одетого в длинный хитон, читались соотношения пропорций «золотого сечения». Пропорции «золотого сечения», или ряд Фибо­наччи — это ряд чисел, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.), т.е. 1: 2; 2: 3; 3: 5; 5: 8; 8: 13 и т.д.

Живший в XIII в. итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) открыл эту закономерность, а Леонардо да Винчи назвал ее «золотым сечением».

В пропорциональной фигуре верхняя часть, от головы до талии, относится к нижней, как 3: 5. То же самое мы наблюдаем в храмах. Так, в храме Зевса в Олимпии отношение верхней части храма (фронтона и антаблемента) к ниж­ней выражается этим отношением (3: 5). Об органичной связи архитектуры и костюма в Древней Греции свидетельствует рис. 11.52.

Контрольные вопросы и задания 1

1. Из каких элементов состоял костюм грека?

2. Какие ткани и материалы шли на изготовление одежды древних греков?

3. Из каких элементов состоял костюм гречанки?

4. Перечислите наиболее популярные женские прически.

5. Опишите костюм спартанки.

6. Что такое колпос, диплоидий?

7. Носили ли греки головные уборы?

8. Что такое экзомис?

II.5. Костюм в Древнем Риме

Рим — это мира единство:

В республике древней —

Свободы строгий языческий дух

Объединял племена...

Д. С. Мережковский

Древний Рим, как и Древняя Греция, — античная средиземноморская ци­вилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, став­шую ее культурной провинцией — Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере но­шения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.

Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практи­цизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.

Римский скульптурный портрет — это не идеализация героя, а образ харак­терный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н. э.

Несмотря на практическое мировоззрение римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.

Рис. 11.53. Тога периода Республики. Рис. 11.54. Мужская туника колобиум. Рис. 11.55. Плащ полудаментум

Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы рим­ской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры. Периоды развития:

I. Период Республики (III — I вв. до н. э.).

II. Период Империи (I—V вв.).

Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захват­ническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, креп­кого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осан­ку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.

Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более изящной, изысканно-торжественной. «Греческим рококо» называют римскую одежду. Способы но­шения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Рас­пространенный в те времена текстиль — шерсть, лен. Популярные цвета в одеж­де — желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукориз­ненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались вер­хом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали гре­ческие растительные, меандр и критскую волну (цв. вкл., рис. 17).

В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин — широкая стола, у мужчин — 0длинный далматик (далматика). Тяже­лые плотные крупноузорчатые и лег­кие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Исполь­зовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали по­лушелк.

Мужская одежда. В период Респуб­лики мужская одежда состояла из льня­ной туники и шерстяной тоги. Сначала тога представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпи­ровавшийся наподобие греческого ги-матия (рис. 11.53). Туника — переродив­шийся греческий хитон — обычно име­ла короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум (рис. П.54).

В богатом, пресыщенном Риме клас­совые противоречия были резко выра­жены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника — две узких. Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум (рис. 11.55). Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда (цв. вкл., рис. 18), так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золо­та. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фио­летово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.

Верхней одеждой была тога (рис. 11.56; см. рис. 11.53). После завоевания Гре­ции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовид­ным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался че­рез левую руку и висел отвесно.

Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела цере­мониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, симво­лизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстанов­ке, и это означало, что он получил права римского гражданина.

Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6 х2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.

Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные

Рис. 11.57. Классический способ драпирования тоги. Рис. 11.58. Далматик и пенула. Рис. 11.59. Туника и палла

лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень труд­но. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классичес­ком варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повто­ряющие друг друга драпировки — синус и расположенная выше умбо (рис. 11.57).

Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полуда-ментум — широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацер-ну — плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.

В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани — длинное глухое полуоблегающее платье с длинны­ми цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные вариан­ты пенулы (рис. 11.58) — накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пену­ла стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно неподпоясанной.

Женская одежда. Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую на­девали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. Такая верхняя туника называлась стола (цв. вкл., рис. 19). Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длин­ные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие раз­меры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову (рис. 11.59).

Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как малень­кая грудь считалась красивой.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценно­стей, обязательное ношение обуви — все это говорило о богатстве и пресы­щенности Рима.

Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов (рис. 11.60, а), сенаторов (рис. 11.60, б), обувь для посещения сената (рис. 11.60, в), обувь для воинов (рис. 11.60, г) — каллига, а также различные варианты санда­лий (рис. 11.60, д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римля­не редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто жен­щины набрасывали на голову край паллы (см. рис. 11.59), так же как и мужчины накрывали голову краем тоги (рис. 11.61). Головы победителей украшали венка­ми из дуба, лавра (рис. 11.62), мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.

Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу (рис. 11.63; см. рис. 11.61). До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа Каракаллы (рис. 11.64). Рабы — тонсо-рес — выполняли разные прически, в том числе горячую завивку и холодную укладку.

Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напо­минали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина — матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.

Было два вида женских причесок: с плетениями из кос (рис. П.65) и с за­вивкой волнами (рис. 11.66). Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надо лбом — нодус (рис. 11.67). Были и другие прически с валиком (рис. 11.68). При­чески постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались прово­лочные каркасы (рис. 11.69, см. рис. 11.65) и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.

В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов — круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. (цв. вкл., рис. 20). Кольца носили по нескольку на каждом пальце.

Бани — термы — были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» с полным на­бором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрож­жей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливково­го масла.

Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общ­ность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемо-ниальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, па­радности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и ха­рактеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянина.

2. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянки.

3. Какие виды текстиля использовались в Риме для изготовления одежды?

4. Носили ли женщины Древнего Рима тогу?

5. Были ли классовые различия в костюме римлян?

6. Какова была женская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла?

7. Какова была мужская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла?

8. Какие ткани пришли в костюм римлян из восточных стран?

9. Какая цветовая гамма была наиболее популярной в одежде римлян?

10.Каким был идеал женской красоты в Древнем Риме периода Империи?

11.Какую тунику носил полководец-победитель в Риме?







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.