Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инкорпорация: понятие и виды.





Инкорпорация (от позднелат. incorporatio — включение в свой со­став) — такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частич­но помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения (если они были), опускаются статьи, пункты, имевшие временное значе­ние, потерявшие силу, о чем делаются соответствующие отметки.

Обработанный таким образом материал группируется по опреде­ленным признакам: по хронологическому, по отраслевому, по юри­дической силе. Иногда используется алфавитный признак. При хро­нологической инкорпорации акты помещаются последовательно, в зависимости от даты их принятия. При отраслевой инкорпорации нормативные акты группируются по предметному признаку (по со­ответствующим сферам правового регулирования на гражданско-правовые, трудовые, семейные и т. п.). Допускаются и сочетания этих признаков. При этом инкорпорацией может охватываться все законодательство или его часть. Юридическая сила нормативных правовых актов, подвергшихся инкорпоративной обработке, сохра­няется с момента их введения в действие.

Инкорпорацию осуществляют государственные органы, негосу­дарственные организации, отдельные лица. В зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную. Официаль­ная инкорпорация предполагает издание унифицированных сборни­ков, собраний актов органами, принявшими эти акты.

По своей природе официальная инкорпорация представляет собой способ опубликования и переопубликования действующих нормативных правовых актов. Следовательно, инкорпоративные сборники такого рода являются официальными источниками нор­мативных правовых установлений и на них можно официально ссы­латься. Полномочия инкорпоратора при этой форме систематизации обусловлены прежде всего пределами правотворческих возможнос­тей соответствующего органа, юридической силой инкорпорируе­мых актов. Решение всех вопросов, затронутых в инкорпоративных документах, должно входить в компетенцию органа, а его акты об­ладать равной или большей юридической силой по сравнению с теми, которые помещены в сборнике.

Выделяется и так называемая официозная инкорпорация. Она осуществляется не правотворческими, а по их поручению иными компетентными органами, которые и являются ответственными за полноту и качество систематизации. Сборники в этих случаях изда­ются без официального их утверждения правотворческим органом. Обычно такую деятельность осуществляют Министерство юстиции, Национальный центр правовой информации.

Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собс­твенной инициативе. Это могут быть сборники нормативных пра­вовых актов, составленные группой ученых (в учебных целях), спе­циалистов-практиков и др. по определенным сферам регулирования (например, Сборник нормативных актов о предпринимательстве, Сборник нормативных правовых актов о правовом обеспечении нормотворческой деятельности).

Кодификация.

Кодификация (от лат. codex — собрание законов и facio — де­лаю) — такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и измене­ние его содержания в процессе создания кодификационных актов, пред­ставляющих собой систематизированное изложение правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

При кодификации происходит существенная переработка нор­мативного правового материала: отменяются устаревшие юридичес­кие нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законо­дательстве, выявившиеся противоречия между актами.

Данный вид систематизации является одновременно разновид­ностью правотворчества. В процессе работы осуществляется «рас­чистка» законодательства от устаревших правоположений и од­новременно происходит обновление нормативных установлений, учитывающих потребности жизни. При этом проводится упорядо­чение нормативного материала с учетом общего и специального ха­рактера норм и т. п.

В результате кодификации обычно создается нормативный правовой акт, обладающий сводным характером. Он объединя­ет нормативный материал, отличающийся внутренним единством, регулирующий на основе единых правовых принципов однород­ные общественные отношения и имеющий, как правило, сложную структуру.

В настоящее время наиболее распространенными формами ко­дификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Все они характерны для правовой системы Беларуси.

Кодекс — это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке об­новленные нормы права, регулирующие однородную группу обще­ственных отношений. Наиболее известными являются Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский процес­суальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и др. Кодексы, как правило, значительны по объему, нормативный материал в них группируется по частям (общая, особенная), по разделам, главам. Обычно имеются преамбулы. Как нормативные правовые акты сводного характера, они обеспечивают полное и системное регули­рование определенной области общественных отношений.

Устав — кодификационный акт, объединяющий нормы, регули­рующие порядок деятельности государственных органов, предпри­ятий, организаций, учреждений, объединений в определенной сфе­ре. Это, например, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Устав железнодорожного транспорта общего пользования и др.

Положение — нормативный правовой акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, т. е. оп­ределяющий статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права (положения о министерствах, государственных комитетах).

Правила — кодификационный нормативный правовой акт, ус­танавливающий порядок какого-либо вида деятельности, конкре­тизирующий нормы более общего характера (Правила дорожного движения, Правила обмена жилых помещений государственного жилого фонда).

Поскольку кодификация всегда связана с переработкой действу­ющих нормативных правовых актов, устранением устаревших пра-воположений и созданием новых, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правот­ворческой функцией, т. е. может быть только официальной.

Консолидация.

Теории права известен и такой вид систематизации норматив­ных правовых актов, как консолидация (от лат. consolidо — укреп­ляю). В процессе консолидации происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официальный характер. В этом проявляется ее сходство с кодификацией.

При помощи консолидации преодолевается множественность, разрозненность актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам. Возникает новый акт (с новыми реквизитами), полно­стью заменяющий ряд актов, принятых в разное время. Типичным примером консолидации в период существования СССР является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», объединивший сорок восемь ра­нее действовавших актов по этому вопросу1. Нормативный матери­ал при осуществлении консолидации располагается в определенном логическом порядке, обрабатывается редакционно (устраняются повторы, возможные противоречия и др.), но не меняется по су­ществу. И это сближает ее с инкорпорацией. Последнее обстоятель­ство дало основание некоторым авторам рассматривать консолида­цию как разновидность инкорпорации. Однако представляется, что более точно подходят к характеристикам консолидации те ученые, которые выделяют ее в качестве самостоятельного вида системати зации. Ибо она все же обладает признаками, отличающими ее и от инкорпорации, и от кодификации.

Некоторые авторы (профессор С. Г. Дробязко) выделяют в ка­честве самостоятельного вида систематизации свод законов.

Свод законов, на наш взгляд, представляет собой все же не от­дельную разновидность систематизации законодательства, отличаю­щуюся от кодификации, инкорпорации и консолидации характером и содержанием самого процесса упорядочения нормативного мате­риала, а наиболее совершенный результат комплексного примене­ния всех этих видов. В данном случае, нам представляется, происхо­дит смешение систематизации как процесса, как вида деятельности с конечными результатами этой деятельности.

Дискуссии по поводу правовой природы свода законов ведутся давно. В литературе по этому вопросу высказываются разные суждения. Многие ученые полагают, что свод законов как результат совокупного применения различных способов систематизации в конечном виде представляет собой официальное инкорпоративное издание высшего уровня.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.