Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА





И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА

Содержание программы основывается на идеях раз­вивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего раз­вития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отно­шения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Род­жерс). На основании теоретического изучения психоло­гических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникнове­ния школьной дезадаптации, была разработана комплек­сная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные ва­рианты развивающих программ для детей дошкольного возраста[1].

Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Галь­перин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой про­граммы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Согласно концепции интегральной социальной сущ­ности человека индивид включен в социальную деятель­ность изначально, так как имеет внутренние предпосыл­ки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.

Первой и определяющей формой социализации вы­ступает идентификация. Идентификация является осно­вой двух других форм социализации — индивидуализа­ции и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения инди­видом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользо­ваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.

Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств лич­ности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе про­граммы все три формы социализации реализуются одно­временно, хотя содержательно они представлены по-раз­ному.

На занятиях необходимо создавать условия для пе­реживания общности с другими, радости в процессе об­щения, проявления внутренней психологической актив­ности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уни­кальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является

основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивиду­альным выбором поведения, формированием ценност­ных ориентации. Через социально ориентированную де­ятельность нужно стремиться направить ребенка на другой субъект социальной жизни, развить восприимчи­вость, эмпатию.

Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реали­зацию факторов развития (модально-специфических, про­извольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходи­мой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональ­ной близости служит основой механизмов развития моз­говых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ре­бенка.

Построение программы и проведение занятий осно­вывается на следующих принципах:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер учеб­ного материала;

- комплексность построения занятий;

- активность участников;

- наличие обратной связи на занятиях;

- коммуникативная эффективность;

- обогащение жизненного опыта детей;

- доверие и анонимность;

- социально-личностное развитие.

В программе учтены возрастные особенности психи­ки детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ве­дущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

В предложенной программе особое внимание уделе­но подбору литературных произведений сказочного содер­жания, предъявляемых в качестве стимульного материа­ла. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воз­действия, способствующим формированию коммуника­тивных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и груп­повых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития соци­альной уверенности ребенка) и профилактический харак­тер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

Образовательная программа «Психологические за­нятия с детьми старшего дошкольного возраста "При­ключения будущих первоклассников"» разработана на базе кафедры специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета; НОУ ОЦ «ДИВО» г. Нижнего Новгорода. Программа апроби­рована в НОУ ОЦ «Диво» и школе №78 г. Нижнего Нов­города.

ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического клима­та и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведе­ния. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

В сказкотерапии возможно использование уже гото­вых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказ­ки связываются с личным опытом ребенка, с его пробле­мами, а также составление психологом специально-на­правленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по струк­туре и содержанию должен быть связан с жизнью и труд­ностями ребенка.

Сказка удовлетворяет три доминирующие психоло­гические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои соб­ственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается побе­дителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного ге­роя.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убе­гает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и иг­рой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказ­ка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — не­зависимо от того, была эта игра сыграна или нет.

Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкос­тью или паузой.

Второй этап (активизация и развитие познаватель­ных процессов). Акцент делается на развитии познава­тельных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенно­го, наглядно-образного, словесно-логического, творчес­кого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предус­матривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети

могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чув­ства.

Рассказ сказки обычно сопровождается инсцениров­кой сюжета. По ходу сказки взрослый действует кукла­ми, от имени кукол представляет детям проблемные си­туации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами раз­решить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, исполь­зуя приведенную ниже схему. Цель работы на этом эта­пе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их лич­ный опыт.

Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.