Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типология межличностных конфликтов в деятельности органов внутренних дел





№ п/п Критерий Типы конфликтов
по способу разрешения - антагонистические; - компромиссные
по сфере разрешения - в деловой сфере; - в личностно-эмоциональной сфере
по социальному статусу участников - вертикальные; - горизонтальные; - смешанные
по субъективной направленности участников - взаимно-положительные; - взаимно-отрицательные; - односторонние противоречиво-отрицательные; - односторонние противоречиво-положительные; - взаимно-противоречивые; - обезличенные
по диапазону действия - внутриорганизационные; - внешние
№ п/п Критерий Типы конфликтов
по характеру причин - объективные; - субъективные
по адекватности восприятия участниками - подлинный; - случайный; - смещенный; - неверно приписанный; - латентный; - ложный
по интенсивности - слабый; - нормальный; - сильный
по продолжительности - кратковременные; - длительные; - затяжные
по направленности - направленность на: - распространение; - ограничение; - эскалацию; - затухание
по степени проявления - открытые; - скрытые (латентные); - потенциальные
по последствиям - конструктивные: - позитивные; - функциональные; - деструктивные: - негативные; - дисфункциональные
по обратимости - обратимые; - частично обратимые; - необратимые
       

 

 

Условность выделения каждого из видов предполагает, что жесткой границы между типами не существует. В реальности каждый конфликтов имеет смешанный характер, включающий формы, которые не предусмотрены приведенной выше типологией.

Опросы сотрудников органов внутренних дел показали, что они наиболее часто сталкиваются со следующими типами конфликтов[4]:



- конфликты, связанные с применением властных полномочий, ограничением чьей-либо свободы, пресечением противоправных действий (с задержанными, родственниками задержанных, носителями различных форм социальной девиации);

- конфликты, связанные с предупреждением преступности, профилактической и разъяснительной работой (конфликты с потерпевшими, заявителями, очевидцами и свидетелями правонарушений, несовершеннолетними правонарушителями, взрослыми, вовлеченными в круг общения несовершеннолетних, участниками семейных ссор);

- конфликты, связанные с организацией деятельности (конфликты с руководителем, коллегами). Последняя группа конфликтов имеет место в связи частотой возникновения следующих проблем у сотрудников органов внутренних дел в плане организации собственной деятельности[5]. Вызывают эмоциональное напряжение переговоры с вышестоящими руководителями, другими людьми; необходимость воздействия на недобросовестного подчиненного, коллегу; различное понимание путей решения проблемы руководителем и подчиненным; пренебрежительное отношение к подчиненным со стороны руководства; неправомерные требования со стороны руководства; отказ подчиненного выполнять дополнительную работу; злоупотребление спиртными напитками; необходимость выезда в командировку в ущерб делам подразделения; боязнь публичного выступления; формальные требования руководителя по оформлению документации в ущерб делу.

На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, наиболее распространены следующие типы межлич­ностных конфликтов.

Первый тип характеризуется особо острым началом взаимодействия между двумя субъектами, начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями первого из них, не отвечает на его вопросы, избегает дружеских отношений с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В конфликте, возникающем вследствие этого, выявляются две особенности. Первая из них заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлоблен­ность нагнетаются, не сразу приводя к конфликт­ному взаимодействию. Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отноше­ния ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контро­лировать свои слова и поступки. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, иг­норируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и про­воцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия. Такой тип конфликта можно охарактеризовать как «чувственно-аффективный».

Второй тип межличностного конфликта характерен тем, что он начинается с замечаний, упреков, претензий (нередко необоснованных) друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недоволь­ство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу. Данный тип конфликта можно определить как «бескомпромиссный».

Третий тип межличностных конфликтов начинается с эмоцио­нальной агрессивной реакции одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недобро­желательства и нежеланием понять своего партнера. Стремление обидеть и унизить партнера проявляется в демонстративном и дест­руктивном поведении, которое часто не контролируется с его стороны. Для партнера, вступившего с ним в противоборство, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межлично­стного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью про­цесса общения до минимально необходимого. Это тип конфликта можно квалифицировать как «эмоционально невыдержанный».

Четвертый тип межличностного конфликта характерен тем, что начинается он с экспрессивного негативно-эмоционального несогласия, выраженного одним из партнеров по поводу того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование корректной формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В результате у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, сопровождаясь взаимными извинениями. Тип конфликтного взаимодействия «рационально корректный»

Пятый тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором аффективная доминанта подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до кризиса – в форме аморального поведения, истерики, а иногда и насилия. Этот тип конфликта следует определить как «агрессивный».

Каждый из охарактеризованных типов межличностного конфликта может протекать в различных формах, которые определяются как ситуативными детерминантами, включающими в себя конкретные причины и условия протекания конфликтного взаимодействия, так и личностными особенностями субъектов такого взаимодействия – их темпераментом, характером, спецификой психических процессов (мышления, эмоций и т.п.), уровнем личностной культуры.

Весьма своеобразным и широко исследованным в западной социологии и психологии является ролевой кон­фликт. В своих межличностных взаимодействиях каждый конкретный индивид выступает во множестве ролей, сама же соци­альная роль предстает в качестве отдельно взятого компонента или аспекта целостного поведения. Она является динамическим аспек­том социального статуса личности и определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение инди­вида. В межличностных взаимодействиях ролевое поведение зависит не только от социального статуса данного индивида, но и от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств, стремлений и предпочтений, а также от ожиданий субъектов взаимодействия отно­сительно поведения друг друга.

Ролевые конфликты возникают чаще всего тогда, когда всту­пают в противоречие друг с другом:

а) социальный статус одного из взаимодействующих индивидов;

б) выполняемая им в данном сооб­ществе социальная роль;

в) социальные ожидания к нему со стороны других участников межличностного взаимодейст­вия. Особенно драматично протекают такие конфликты в тех случа­ях, когда сталкиваются друг с другом ожидания, требующие от индивида противоположных поступков.

Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными негативными эмоциями. Известный американский исследователь конфликта Дж.Г. Скотт установила, что чаще всего межличностные конфликты детерминируются такими эмоциями, как раздражение, недоверие, страх, ревность, непонимание, обида. Если, например, во взаимоотношениях двух партнеров по работе, браку, дружеским отношениям и т.п. возникает раздражение у одного по адресу другого, то его раздражение (по любому поводу) может подпитывать раздражение другого, и возникающая вследствие это­го порочная спираль может закончиться скандалом или полным прекращением общения.

Межличностная конфронтация нередко возникает и вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страха (за какие-либо нежелательные действия) по отношению к другому, что чаще всего происходит между друзьями или супругами, которые долго живут вместе. То же самое происходит в случае, когда один из партнеров (или оба) оказывается всецело по­глощенным чувством ревности. В таком случае любой поступок, даже любое слово могут быть истолкованы в качестве причины обострения конфликтной ситуации.

Нередко межличностные конфликты возникают при общении с так называемыми «трудными людьми», которые «как будто заря­жены чем-то отрицательным». Существует типология «трудных людей», восходящая к американ­скому психологу P.M. Бремсону, знание которой помогает лучше ориентироваться в сути конфликтной ситуации. К числу наиболее распространенных типов таких людей относятся: «агрессор», который часто, порой беспричинно задирает других, говорит колкости или грубости и раздражается, если его не слушают: «жалобщик», у которого всегда найдется на что посетовать и поведение которого вызывает раздражение у окружающих; «паровой каток» – грубый, бесцеремонный человек, считающий, что все вокруг должны уступать ему дорогу; «разгневанный ребенок» – чело­век, взрывающийся по любому поводу, как ребенок, у которого плохое настроение и др.

Типология «трудных людей», чаще других являющихся в меж­личностных отношениях инициаторами конфликтов, может быть по­строена и по другим основаниям. Довольно часто готовы пойти на конфликт личности, которых можно назвать «демонстративными». Они характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом, пусть даже и незаслуженным. Чтобы быть на виду, такие люди способны вступить в спор по любому поводу, что нередко завершается конфликтным противостоянием.

Очень похожи на них так называемые «ригидные» личности, характеризующиеся завышенной самооценкой, негибкостью в отстаива­нии своих суждений, позиций, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Излишняя прямолинейность, отсутствие так­та в обращении с другими людьми могут вызвать конфликт с окру­жающими. К таким же последствиям нередко приводит поведение другой категории людей, которых довольно точно называют «неуправляемыми». Они отличаются импульсивностью, непредсказуе­мостью поведения, часто ведут себя вызывающе, агрессивно.

В некоторых случаях инициаторами межличностных конфликтов выступают и люди, отличающиеся излишней скрупулезно­стью, подвергающие всех окружающих острой критике за любую неточность в суждениях, оценках, неосторожно сделанное движение, неудачно сказанное слово. Такие «сверхточные» личности характе­ризуются окружающими как «занудливые», а их завышенная требо­вательность к окружающим способна стать причиной межличност­ного конфликта. К такому же исходу в межличностных отношениях может привести чрезмерно гибкая, чрезмерно изменчивая позиция так называемых «безвольных» людей, лишенных собственных прин­ципов и убеждений. Такие люди чаще всего сами на конфликт не идут, но попав под влияние более энергетически сильных личностей, легко становятся в руках последних невольными ору­диями возникновения конфликтных ситуаций.

Перечисленные и другие типы «трудных людей», очень часто инициирующих межличностные конфликты, обычно формируются не только вследствие тех или иных личностных характеристик. Главным образом данные типы создаются частотой повторения не­благоприятных ситуаций в совместной деятельности и общении, которые раздражают, озлобляют их, делают несносными во взаимо­отношениях с окружающими. Чем неблагоприятнее социально-психологический фон повседневного межличностного взаимодействия, тем больше в социальном окружении оказывается «трудных людей», тем чаще вспыхивают межличностные конфлик­ты.

Одной из наиболее распространенных и вместе с тем наименее острых форм межличностного конфликта является ссора. Она харак­теризуется состоянием недоброжелательности двух или нескольких людей, сопровождаемым взаимными упреками, обвинениями, пре­пирательствами.

Вторым видом межличностного конфликта является распря – длительная полоса враждебности, сопровождаемая непрекращаю­щимися разногласиями.

Существует еще один вариант межличностного конфликта, сопряженный с ссорой. Это – свара, представляющая собой длительную мелочную ссору с взаимными обидами.

Эти три формы межличностного конфликта выражают ситуа­цию различия взглядов, мнений, оценок, привычек людей, приводя­щих к психологической несовместимости партнеров по общению, то есть состоянию конфликта.

Среди многообразия межличностных кон­фликтов с точки зрения нарастания активности и остроты противоборства целесообразно выделить три наиболее часто встречающихся формы:

- соперничество как вариант межличностного взаимодействия, нацеленного на опережение партнера в достижении общей с ним це­ли, связанного со стремлением превзойти, победить его.

- изоляция как стремление изолировать соперника, отделить, обособить его от окружающей среды, от общения с другими людь­ми.

- вражда как характеристика длительно существующих межличностных отношений и действий между людьми, окрашенных взаимной недоброжелательностью, злорад­ством, враждебностью, ненавистью.

Краткой по времени формой враждебного конфликтного взаимодействия вы­ступает стычка.

Еще более острой и напряженной бывает такая форма кон­фликтного взаимодействия, которая называется столкновением. Оно предстает как встреча враждующих людей или их групп в драке, бою и т.п.

При всем многообразии межличностных конфликтов, путей и причин их возникновения, форм протекания наиболее разрушитель­ными из них являются хронические, долго не разре­шаемые конфликты.

Американский специалист в области конфликтов Даниэль Дэна подчеркивает, что хронические, неразрешенные межличностные кон­фликты вызывают ненужные страдания, заставляют непродуманно использовать жизненную энергию людей и ресурсы организаций. Такой вывод вытекает из того, что в результате развертывания меж­личностных конфликтов происходят потери управленческого време­ни (до 30% у руководителей низшего звена) при одновременном ухудшении качества решений. Межличностные конфликты, ра­зумеется, только в исключительных случаях приводят к столь тяже­лым последствиям. Но очень часто они сопровождаются потерей квалифицированных работников (которые вследствие неразрешимо­го конфликта оказываются вынужденными увольняться), оборачи­ваются саботажем, снижением желания работать, неоправданными потерями рабочего времени, дополнительными затратами на здраво­охранение и т.п.

Если конфликтное взаимодействие детерминировано сложив­шейся ситуацией во взаимоотношениях партеров, то по крайней мере у одного из них, если он обладает достаточно развитыми способ­ностями самоконтроля, существует немало возможностей выйти из конфликтной ситуации или же попытаться разрешить ее. Здесь мо­жет быть несколько вариантов возможных действий:

1) выйти из конфликтной ситуации, избежать столкновения интересов, целей, позиций и т.п., не настаивая на своем, но и не ус­тупая сопернику;

2) настоять на своем, пойдя при этом на обострение взаимоот­ношений с партнером;

3) уступить другому, пренебречь какими-то не самыми глав­ными своими интересами;

4) пойти на компромисс с соперником, уступив в чем-то в об­мен на уступки с другой стороны;

5) попытаться разрешить конфликтную ситуацию поисками путей, удовлетворяющих пожелания, интересы и стремления обеих сторон.

Разумеется, конкретно выбираемая линия (стратегия) поведе­ния в любом из возможных вариантов взаимодействия с партнером определяется не только личностными особенностями втянутых в конфликтное взаимодействие лиц, но и обстоятельствами конкрет­ной ситуации. Задача выхода из конфликта или его разрешения каж­дый раз является новой, творческой, требующей напряжения интеллекту­альных и эмоциональных ресурсов личности, оказавшейся в кон­фликтной ситуации.

Но каким бы образом ни развивались события в межличност­ном конфликте, общая для всех ситуаций тенденция, связанная с по­пытками разрешить конфликт, состоит в следующем: разрешение конфликта означает устранение его причин. Но чтобы добиться та­кого исхода, необходимо найти точки, пути сближения с партнером (партнерами) в понимании того, что существует единство с ним в сфере главных интересов и задач. Именно такой подход предполага­ет возможность и создает предпосылки для дружественного разре­шения конфликта, чтобы в результате не возникло разделения на «победителей» и «побежденных», не зародились истоки новой кон­фликтной ситуации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.