Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины межличностных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел





В процессе профессионального взаимодействия сотрудник адаптирует­ся к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Разумеется, масштабы, способы, особенности адаптационного процесса зависят как от специфики социальной среды, так и от внутреннего мира самой личности. В развертывании этого процесса она может (в зависимости от его успешности) испытывать либо удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и их приятие, чувство социального ком­форта, либо, напротив, неудовлетворенность, тревожность, отрицательное отношение к окружающим, ощущение социальной незащищенности и т.д. Если в первом случае межличностные отношения развиваются преимущественно по типу сотрудничества, то во втором гораздо чаще возникают ситуации соперничества. В последнем случае субъект межличностных отношений принимает в расчет индивидуальность или собственное мнение партнера по та­ким отношениям только в той мере, в какой это служит его цели преобразования, отстранения или подавления соперника.

Руководствуясь научно-популярным подходом к пониманию причин межличностных конфликтов, следует выделить в качестве наиболее часто встречающихся факторов их возникновения следующие[6]:

- высказывание партнёру подозрения в его негативных побуждениях, открытое недоверие;

- перебивание собеседника при высказывании им своего мнения; несдержанность;

- открытое проявление личной антипатии к человеку;

- постоянные или частые мелочные придирки;

- принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, «навешивание ярлыков»;

- угроза;

- подчёркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;



- заниженная оценка вклада партнёра в общее дело; преувеличение собственного вклада, своей роли;

- устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту;

- постоянное навязывание своей точки зрения;

- неискренность;

- нарушение персонального физического пространства;

- обсуждение интимных проблем собеседника;

- резкое ускорение темпа беседы, её неожиданное свёртывание;

- игнорирование попыток собеседника сгладить противоречия, совместно найти оптимальное решение возникающей проблемы.

Вышеуказанные факторы имеют статус сильно действующих конфликтогенов в любых ситуациях межличностного взаимодействия.

Разнообразие конфликтных ситуаций в правоохранительной деятельности во многом обусловлено спецификой профессиональных функций сотрудников. В этом случае можно усмотреть как минимум три группы конфликтов:

- ситуации, связанные с экстремальным характером деятельности по раскрытию и расследованию преступлений;

- ситуации, связанные с проведением профилактических мероприятий;

- ситуации, связанные с организацией деятельности внутри подразделения МВД России.

В контексте вышеуказанных групп конфликтных ситуаций вполне закономерным считается объяснение их причин, данное А.Я Анцуповым и И.А. Шипиловым. Они указывают на высокую вероятность присутствия в любом межличностном конфликте целого ряда как объективных, так и субъективных факторов.

Самым общим социально-психологическим механизмом возникновения конфликта является ситуационная несовместимость взаимо­действующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого (других)[7].

Однако это вовсе не означает, что межличностные конфлик­ты коренятся только в психологических особенностях соперни­чающих индивидов. Напротив, наряду с субъективными причина­ми, обусловленными психологическими особенностями участников конфликтного взаимодействия, последние детерминируются самой социальной средой, в которой такие взаимодействия происходят. Причем в большинстве случаев межличностные конфликты порож­даются именно объективными социальными факторами, которые действуют на уровне всего общества, данной социальной общности (трудовой коллектив, семья и т.п.) или конкретного лица, порой даже не осознаваемыми конфликтующими сторонами и их окружением. Реализуясь через проявление личностных характери­стик и социально-психологических явлений, эти факторы нередко воспринимаются как внутренние психологические, хотя имеют несомненную внешнюю, объективную основу.

Среди объективных причин межличностных конфликтов чаще всего в роли детерминантов выступают ресурсно-материальные факторы, такие, например, как недостаток материальных средств в семье или в производственном коллективе. Существенную роль в возникновении межлично­стных конфликтов играет факто­р социальных отношений, когда одному из участников конфликтного взаимодействия представляется, что его соперник несправедливо наделен управленческими полномочиями по отношению к нему и использует их в личных интересах, в ущерб общему делу, или кто-то из сослуживцев занимает в организации пост, который должен принадлежать оби­женному этим человеком.

На данные и им подобные объективные факторы возникновения межличностных конфликтов нередко наслаиваются действия факторов субъективного характера. К их числу принадле­жат, в частности, поведенческие факторы, такие как эгоистичность, грубость, лживость, стремление к превосходству, вызывающие раз­личные формы межличностных конфликтов. К этой же группе субъ­ективных источников возникновения межличностных конфликтов относятся различия в представлениях о ценностях: о добре и зле, о справедли­вости или несправедливости, о должном, уместном или неуместном в поступках окружающих людей и т.п. Сюда же следует отнести различия взаимодействующих личностей в жизненном опыте, склонностях и привычках, манере поведения, порождающих различные мотивации поступков и приводящие нередко к мотивационным межличностным конфликтам.

К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся личностные особенности взаимодействую­щих индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, чувстве уверенности и безопасности, в потребности одобрения и т.п. Чаще всего межличностные конфликты вспыхивают тогда, когда слова, оценки, поступки одного партнера по взаимодействию не совпадают с ожиданиями другого, резко расходятся с ними или про­тиворечат им.

Наряду с общими причинами, характерными для всех межличностных конфликтов, существуют и такие, которые присущи именно данному конкретному конфликту.

При всем многообразии причин и особенностей протекания различных межличностных конфликтов всем им присуща одна от­личительная черта: они в большей или меньшей степени связаны с фрустрацией. Фрустрация возникает обычно вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению значимой цели, и переживается особен­но эмоционально, когда в качестве такой помехи предстают позиция, поступки, действия другого индивида.

Проанализированные причины межличностных конфликтов, социально-психологические механизмы их возникновения, их связь с фрустрацией, где важную роль играют чувства тревожности, бояз­ни, отчаяния, гнева, возмущения и т.п., позволяют сделать вывод, что среди различных видов разнообразных конфликтных взаимодействий чаще всего возникают и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно межличностные конфликты. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение.

Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующих на межличностные отно­шения индивидов:

а) личностные особенности индивида, включая его темпера­мент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интере­сы, потребности и представления о самом себе;

б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной общности (группе);

в) эмоциональные отношения индивида с социальным окружением;

г) восприятие и оценка индивидом своего социального окружения;

д) поведение индивида по отношению к другим людям.

Обычно люди, вступая в социальные взаимодействия, испы­тывают потребность установления стабильности и равновесия в межличностных отношениях. Такое равновесие формируется под влиянием принятых в обществе (или в данной общности) норм, цен­ностных установок, социальных статусов, занимаемых индивидами, и социальных ролей, выполняемых ими в процессе взаимодействия с другими. Каждый из индивидов, исходя из даваемых окружающими оценок наблюдения за его поведением, а также из личных пережива­ний и результатов своей деятельности, вырабатывает более или ме­нее устойчивое и сознательное суждение о себе, лицах из своего окружения, оценивает своих партнеров по общению и в зависимости от всего этого занимает в отношении их определенную позицию.

Сопоставление индивидом себя с партнерами по общению является по сути межличностной оценкой. Когда индивиды в среде партнеров ведут себя в соответствии с результатами межлич­ностных оценок, в их взаимоотношениях устанавливается межлич­ностное равновесие, не приводящее к возникновению конфликтной ситуации. Однако такое равновесие существует не всегда. В межличностных отношениях могут возникать различные коллизии, про­тиворечия, которые с достаточной степенью условности можно раз­делить на четыре вида:

1) завышенная оценка себя и партнера;

2) завышенная оценка себя и заниженная – партнера;

3) заниженная оценка себя и завышенная – партнера;

4) заниженная оценка себя и партнера.

Эти четыре вида взаимных оценок составляют характерные осо­бенности ситуаций, в которых могут оказаться партнеры по меж­личностным отношениям. Наиболее вероятно, что к конфликтным коллизиям скорее всего способны привести такие оценки, где происходит нарушение равновесия в оценках себя и партнера, причем преимущественно с завышением своих личных достоинств, умений, способностей и т.п. и принижением таковых у партнера. В результате в отношениях могут возникать ситуации, приводя­щие к межличностным конфликтам.

Наиболее типичными причинами возникновения конфликтных ситуаций в межличностном общении могут быть следующие:

1) принижение личности партнера, негативная оценка его поступков, действий;

2) подчеркивание разницы между собой и партнером, причем разницы, ориентированной на завышение своих достоинств и принижение таковых у партнера;

3) преуменьшение вклада партнера в общее дело;

4) попытка обсуждать вопрос рационально, игнорируя состояние партнера, если он переживает сильную негативную эмоцию;

5) полное непонимание или нежелание понять партнера, отсутствие с ним эмоционального контакта.

Эти пять наиболее вероятных позиций во взаимоотношениях партнеров могут быть охарактеризованы как конфликтная ситуация, способная привести к возникновению конфликта. Взятые в своей совокупности, они составляют сферу факторов, наиболее значимых в детерминации конфликтного взаимодействия двух или большего количества индивидов.

Однако в назревании конфликтного взаимодействия, как пока­зывают результаты многих социологических и социально-психологических исследований, действует не одна, а две основные детерминанты поведения. Первая из них заключена в ценностных ориентациях, внутренних программах индивида, в конфигурации его поведенческих возможностей и стереотипов. Вторая состоит в ситуации, представляющей собой физическое окружение, внешнее по отношению к данному индивиду, прежде всего людей,

Поскольку речь идет о межличностном конфликте, следует особое внимание уделить личностным детерминантам его возникновения, ведь именно личностью в значительной степени выбирается, а подчас и определяется тип ситуации, характер взаимодействия и начальное поведение. Наряду с ситуацией, личность влияет также на весь ход межличностного взаимодействия. Наиболее существенными с точки зрения детерминации возникновения конфликта или недопущения его являются следующие три сферы личности: 1) ее мотивационная структура; 2) ее когнитивная структура; 3) ее ценно­стные ориентации (располагающиеся по оси «доверие – недоверие»).

Если мотивационная и когнитивная структура личности, ее ценност­ные ориентации приводят в ее самооценках и оценках партнеров по общению (взаимодействию) к завышению своих собственных досто­инств, поступков, вклада в общее дело и к принижению таких же компонентов межличностных отношений у партнеров, то можно предположить, что именно такая личность вероятнее всего станет инициатором возникновения межличностного конфликта.

Если рассматривать ситуации, связанные с организацией деятельности внутри подразделения МВД России, то в качестве причин выделяют:

- недостатки в организации труда (неритмичность, высокая степень ответственности, постоянная перегрузка, неопределенность должностных обязанностей, издержки морального и материального стимулирования сотрудников);

- несовершенство управления (излишнее администрирование со стороны руководства, неумение расставить людей в соответствии с их профессиональной подготовленностью, психическими характеристиками);

- коллизии межличностных отношений в коллективе (успешные - отстающие сотрудники, молодые сотрудники – сотрудники старшего возраста, психологическая несовместимость людей, моральная ущербность, низкая профессиональная подготовленность);

- личностные особенности руководителя.

В последней группе причин усматривается взаимосвязь конфликтной ситуации со стилем деятельности, чертами характера, уровнем профессионализма руководителя, его способностью действовать в конкретной ситуации.

Широкий круг причин вытекает из индивидуальных психологических особенностей начальников подразделений, учреждений и организаций МВД России:

- психологическая неподготовленность к регулированию собственного состояния, вызванного «давлением» ответственности, неуверенностью;

- недоверие к подчиненным;

- отсутствие или неумение видеть отдельные положительные результаты при общих неудовлетворительных показателях работы;

- некритический перенос привычек работать в новом коллективе как и в прежнем;

- трудности в определении линии поведения в связи с повышением в должности в том же коллективе.

Заключение

Подводя итоги, среди основных причин конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля работы руководителя в системе МВД России, целесообразно отметить его неопытность в работе с людьми и в решении оперативных задач, изъяны морали (грубость, черствость, нечестность и т.д.), особенности темперамента и черты характера (ригидность, стойкость аффекта, неуравновешенность, резкость в обращении с подчиненными, склонность к доминированию, отсутствие гибкости).

 

Разработал:

Старший преподаватель кафедры

педагогики и социальной психологии

подполковник полиции И.А. Воробьев

12.09.2016

 


[1] Мальцева Т.В.Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 4.

[2] Кораблев С.Е. Указ. соч. С. 33.

[3] Анцупов А.Я. Указ. соч. С. 81.

[4] Кораблев С.Е. Психологические основы поведения сотрудников органов внутренних дел в межличностном конфликте: учебное пособие. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. С. 11-12.

[5] Фатеев Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органа внутренних дел. – М.: А.П.О., 1993. С. 21.

[6] Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амалфея, 2001. С.18-20.

[7] Анцупов А.Я. Указ. соч. С. 377.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.