|
Логоритмика для детей с синдромом ДаунаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Логоритмика для детей с синдромом Дауна Книга для родителей Составитель Л. В. Лобода Серия «Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития»
f downside) Благотворительный фонд «Даунсайд Ал» Москва 2008 Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» выражает искреннюю благодарность компании «Боинг» за многолетнюю поддержку занятий по логоритмике и выпуск этого пособия. 7168 Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей / сост. Л. В. Лобода; ред. Е. В. Поле. -М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008. - 80 с. ISBN 978-5-94439-152-0 Данное пособие содержит краткое изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, а также предлагает вниманию читателей описания игр, которые можно проводить в домашних условиях. Эти сведения призваны расширить опыт родителей, дать им еще одну возможность помочь своему малышу успешно расти и развиваться. Пособие адресовано родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов и логопедов, работающих с такими детьми. ISBN 978-5-94439-152-0 © Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008
Логопедическая ритмика - это своеобразная форма кор-рекционного обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение. Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений датируется началом XX века, когда в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз, который разработал «метод ритмической гимнастики». Его интересовало выражение музыки при помощи движения, то есть человеческое тело становилось своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамику и художественный замысел музыкального произведения. У нас в России идеи Жака-Далькроза подхватили и развили В. А. Гринер и Н. Г. Александрова, В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Н. А. Власова и другие талантливые педагоги и психотерапевты. Позже из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика, а затем и одно из ее ответвлений - логопедическая ритмика, разработанная специально для коррекции речевых нарушений. По сей день логопедическая ритмика постоянно развивается и обогащается, благодаря приобретению специалистами новых знаний об особенностях функционирования сенсорных и двигательных систем человека, а также их связи с развитием других психических процессов, в частности, речи. Логоритмические занятия направлены на развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, они развивают оптико-пространственные представления и навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство ритма и темпа, помогают научиться говорить и петь. Все виды игровых упражнений из арсенала логоритмики делятся на две группы. Одна из этих групп направлена на развитие неречевых процессов, то есть крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, повышение мышечного тонуса, а также других психических процессов, таких, как внимание и память. Другая группа представляет собой непосредственно речевые упражнения, развивающие правильное дыхание, способность управлять голосом, артикуляцию и мимику, восприятие речи и других звуков на слух, пассивную и активную речь, а также правильное звуко-произношение, темп и интонации речи. Занятия логоритмикой могут включать в себя следующие виды игровых упражнений. 1. Ходьба в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они способствуют формированию чёткой координации движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию. 2. Игры-упражнения, направленные на развитие способности управлять своей мышечной системой, то есть правильно расслаблять и напрягать определённые группы мышц и произвольно совершать нужные движения. 3. Для того чтобы внятно говорить, необходимо правильно дышать и артикулировать, поэтому логоритмика включает в себя игры-упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции. 4. Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание и тренирующие память. Любому ребенку важно научиться распределять свое вни- мание между несколькими видами деятельности, а вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. 5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения определенных движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать координацию движений. 6. Ритмические упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно полезно в тех случаях, когда ребенок, проговаривая многосложное слово, не умеет отражать его ритмическую основу, поскольку не чувствует её, как это часто бывает у детей с синдромом Дауна. 7. Пение, которое прекрасно развивает дыхание, слух и голос любого ребенка. 8. Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает внимание, память. 9. Пальчиковые игры. Не стоит забывать, что, развивая ловкость и подвижность пальцев ребенка, мы улучшаем его речевое развитие. 10. Игры, развивающие мимику и артикуляцию. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижена чувствительность, они не очень хорошо ощущают свое лицо и не могут свободно управлять мелкими лицевыми мышцами. Игры этого раздела логоритмики помогают им улучшить мимическую и артикуляционную моторику, то есть произвольную подвижность челюстей, губ, щек и языка. 11. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, ему трудно правильно произносить слова. Упражнения, развивающие так называемое фонематическое внимание и
восприятие, то есть различение на слух звуковых единиц языка, помогают в значительной степени улучшить произношение ребенка. Если внимательно взглянуть на этот небольшой перечень, несложно заметить, что при правильном подборе материала логоритмика помогает нашим малышам развивать «слабые стороны», характерные для детей с синдром Дауна, то есть позволяет регулировать мышечный тонус, приобретать опыт точной и согласованной работы всей мышечной системы, развивать слух, голос, внимание и память. В практике Даунсайд Ап логоритмические занятия проводит специально подготовленный педагог, но целый ряд предложенных в этой брошюре игровых заданий и упражнений родители вполне могут организовать в домашних условиях со своим ребенком или с небольшой группой детей. Мы начинаем вводить логоритмические занятия, когда детям исполняется три года, и широко используем детские песенки, потешки, стихи и игровые упражнения, рассчитанные на соответствующий возраст. Заканчивая вступление к данной книге, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что занятия логоритмикой не заменяют специальных логопедических и других развивающих занятий, а только дополняют их, расширяя возможности для развития ребенка и его успешной социализации. Поскольку практически все упражнения и игры на логоритмическом занятии оказывают комплексное воздействие на развитие малыша, одновременно активизируя разные сферы его развития, в конечном итоге цель логоритмики шире, чем кажется на первый взгляд. Ее можно сформулировать так: логоритмика нацелена на общее развитие ребенка и его социальную адаптацию. Надеемся, что и педагогам, обучающим детей с синдромом Дауна, будет полезен наш практический опыт и материал, используемый нами. Многие рифмовки, стихи, песенки и пальчиковые игры наверняка известны педагогам. Это неудивительно, поскольку мы, конечно, пользуемся одними и теми же сборниками и очень благодарны их авторам за публикации рабочих материалов. В списке литературы, который дан в конце книги, перечислены те издания, которые уже не один год успешно используются практиками. Наши специалисты, исходя из особенностей развития детей с синдромом Дауна раннего и дошкольного возраста, во многих случаях изменили или уточнили движения и жесты, сопровождающие стихотворные строки, поэтому мы просим специалистов, работающих с такими детьми, обратить внимание на наши интерпретации знакомых материалов. Двигательная сфера Хотя дети с синдромом Дауна к возрасту трех лет уже умеют достаточно уверенно ходить, мы продолжаем работать над совершенствованием этого навыка, стараясь его разнообразить и усложнять, чтобы двигательная компетентность малышей продолжала возрастать. В процессе логоритмики мы обязательно занимаемся: — дальнейшим развитием навыка ходьбы; — тренировкой чувства равновесия при ходьбе, беге и прыжках; — тренировкой способности ориентироваться в пространстве; «- развитием способности детей движению в заданном темпе;
— умением координировать свои действия по сигналу; — умением менять направления движения со сменой музыки или ритма; — навыками манипулирования предметами как без музыкального сопровождения, так и под музыку; — умением действовать в паре со взрослым, а затем и с другим ребенком; — развитием быстроты, силы, ловкости; — развитием произвольных движений кистей и пальцев рук. Развитие внимания и памяти С первых месяцев жизни малыша важно представлять, как развивается внимание у малышей с синдромом Дауна, поскольку именно внимание во многом определяет дальнейшее развитие таких психических функций, как память, речь, мышление и деятельность. Очень важно постоянно тренировать способность малыша сохранять внимание на предлагаемых ему играх и заданиях, увеличивать объем внимания, чтобы он мог воспринимать все больше и больше объектов в относительно короткий интервал времени, а также учить его распределять и переключать внимание. Выполняя задания, малыш тренирует и свою память, поскольку ему приходится запоминать и предметы, и просьбы-инструкции, и игры. Этому продолжительному тренингу способствуют и занятия логоритмикой, во время которых происходит: — тренировка умения удерживать внимание на предмете, игрушке, картинке; — умение удерживать внимание на определённом задании; — формирование восприятия регулирующей словесной инструкции или просьбы; — развитие способности запоминать предметы и картинки; — развитие способности запоминать инструкции-просьбы; — формирование способности запоминать последовательности действий во время различных игр; — тренировка двигательной памяти: сначала, к примеру, ребенок запоминает и воспроизводит одно действие - хлопки в ладоши, потом он учится приседать и хлопать в ладошки одновременно. Развитие слуховых функций Занятия логоритмикой обязательно предполагают развитие слухового внимания, восприятия и слуховой памяти, что необходимо детям с синдромом Дауна. Надо работать над: — развитием способности различать и узнавать неречевые звуки, к примеру, шум воды, шуршание бумаги или хлопок в ладоши; — различением силы звуков (тихо - громко), высоты (низко - высоко); — узнаванием мелодий знакомых песен; — узнаванием звуков окружающей среды, которые ребенок может слышать в повседневной жизни, например, лай собаки или скрип дверей, гудок машины или шум поезда метро; —- формированием слухового восприятия и слуховой памяти с использованием детских музыкальных игрушек (погремушка, колокольчик, бубен, барабан). Развитие речи Занятия логоритмикой стимулируют развитие пассивной и активной речи ребенка, поскольку он имеет хорошую возможность: — подражать звукам и слогам, словам, которые произносит взрослый; — активно произносить, договаривать звуки,слоги, слова; — учиться понимать обращенную речь; — произносить слова по слогам, то есть формировать слоговую структуру; — узнавать и различать на слух знакомые звуки, слоги, слова; — регулировать высоту и силу своего голоса (говорить тихо-громко, низко-высоко); — совершенствовать произношение слов; — пополнять пассивный и активный словарь. Структура и содержание логоритмических занятий для детей с синдромом Дауна В настоящее время в рамках обучающих программ Даунсайд Ап логоритмикой занимаются дети в возрасте от 3,5 до 7 лет. Логоритмику ведет один специальный педагог, а два групповых педагога ему ассистируют, оказывая детям необходимую помощь. Логоритмика является 20-40-минутной частью комплексного группового занятия, на которое ребенок приходит один раз в неделю. Если родители имеют такую возможность, мы рекомендуем повторять дома те игры и задания, которые предлагаются детям на занятиях в Центре. Занятия включают в себя следующие виды деятельности: • ходьба и маршировка в различных направлениях; • игровые упражнения, активизирующие внимание; • игровые упражнения, развивающие мелкую моторику рук; • игровые упражнения, развиваю- щие слуховое восприятие; • упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, артикуляции; • игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус и согласованную работу разных групп мышц; • ритмические упражнения; • пение; • речевые упражнения без музыкального сопровождения; • игра на детских музыкальных инструментах. Естественно, получасовое занятие не может вместить сразу все виды деятельности, перечисленные в этом списке. Поэтому, на занятиях выделяются обязательные разделы, такие как ходьба, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и пение, а остальные части чередуются в зависимости от возраста детей и их «опыта» участия в таких занятиях. Примерная структура занятия по логоритмике для детей трех-пяти лет: • ходьба или маршировка по комнате; • игры и упражнения, направлен- ные на развитие дыхания; • пение (две-три песни); • игровые упражнения, направленные на раз- витие мелкой моторики рук; • игровые упражнения, развиваю- щие слуховое восприятие; • игра-упражнение с предметами. Примерная структура проведения занятия по логоритмике для детей пяти-семи лет: • ходьба или маршировка по комнате; • игра-упражнение с предметами; • игра-упражнение, направленная на развитие дыхания; • пение (три-четыре песни); • игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук; • игра-упражнение, развивающая слуховое восприятие; • речевые упражнения без музы- кального сопровождения; • подвижная игра под музыку; • танец; • игра на детских музыкальных инструментах. Практический материал для занятий по логопедической ритмике
этом разделе дано краткое описание различных видов деятельности, которые используются на практике. Желательно соблюдение предложенной выше структуры занятия. На начальном этапе обучения стоит использовать самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности. Ходьба Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба -естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела. Ходьба обязательно включается в каждое занятие логоритмикой. Такое «вводное упражнение» помогает научить детей разнообразным способам перемещения в вертикальном положении, то есть самостоятельной ходьбе по кругу, ходьбе парами и группой, умению обходить различные предметы, не наталкиваясь на них, соблюдать заданное направление, двигаться по предложенным ориентирам, перемещаться боком, спиной вперед и т.д. С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания. Для этого предлагайте малышу перешагивать через различные предметы, которые есть у вас дома: кубики, небольшие коробки, скакалки, ленты, гимнастические палки, положенные на пол. Занимаясь с ребенком, можно предлагать ему самые разнообразные виды ходьбы, но необходимо действовать последовательно! Необходимо помнить, что, не отработав простого движения, нельзя переходить к более сложному! На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы: — самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами; — ходьба за взрослым; — ходьба за другим ребенком; — ходьба по кругу: можно положить на пол большой обруч и ходить вокруг него, а можно выложить круг скакалкой, верёвкой; — ходьба за взрослым к противоположенной стороне комнаты, а обратно - спиной вперед; — ходьба рядом с ребенком: придерживая ребенка за руку, идти к противоположенной стороне комнаты, перешагивая через разложенные на полу предметы, а затем возвращаться обратно спиной вперед, так же перешагивая через эти предметы; на следующем этапе можно ходить таким образом рядом с ребенком, но уже не придерживая его за руку; — ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем - левая; — ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки); — ходьба за взрослым по кругу боком, приставным шагом; — ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент - ходьба, как только замолчал - остановка); — ходьба с высоким подниманием колен; — ходьба на носках; — ходьба на носках с руками на поясе (обращайте внимание на осанку); — ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д.; — ходьба за взрослым по дощечке, держа руки в стороны; .- ходьба за взрослым по дощечке боком (приставным шагом); — ходьба за взрослым между стульями; — ходьба за взрослым «змейкой» с перешагиванием через препятствие: скакалка или лента вытягивается прямо, а дети идут то с одной стороны, то, перешагнув скакалку, - с другой стороны; — ходьба за взрослым на носках и на пятках, меняя положение рук (поднимаете руки в стороны, потом наверх, перед собой, опускаете); — вверх по наклонной доске, в конце соскок (это сложное упражнение). Различные виды ходьбы во время занятий хорошо сочетать не только с музыкой, но и со стихами. «Ножки и дорожки» Большие ноги шли по дороге (при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами), А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо). «На цыпочках» (Ходим на носках.) Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу. «Цапля» Цапля ногу поднимает (стоим на одной ноге), Ничего не понимает И весь день среди ракит (меняем ногу и стоим на другой ноге) На одной ноге стоит. Детям с синдромом Дауна бывает трудно стоять на одной ноге, поэтому целесообразно в первое время предложить им выполнять это упражнение, стоя в кругу и держась за руки. «Хороши малыши» Наши детки на полу Ножками затопали, Посмотрите, хороши Наши детки-малыши. (В такт стишку громко топаем ногами.) «Лесенка» Мы по лесенке шагали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, пять, Будем весело шагать. Эту рифмовку удобно и полезно использовать при ходьбе по ступенькам, а можно просто маршировать, высоко поднимая колени и громко топая. «Мы идем!» Разложите на полу несколько препятствий, например, небольшие подушки, кубики, мягкие игрушки. Шагайте с малышом вокруг препятствий или перешагивая через них, а может быть, останавливаясь и перепрыгивая. Если ребенок еще не умеет прыгать, поддержите его за руки, возможно, он сам попробует перепрыгивать через препятствия. Мы идём, мы идём, Громко песенку поём! Прыгнем раз, прыгнем два, Прыгать рады мы всегда. «Зашагали ножки» Выложите из скакалок извилистую дорожку, ведите по ней малыша, приговаривая: Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ,топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ,топ, топ! Вот как мы умеем -Топ,топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ! Активизация подражания «Весёлый бубен» Оборудование: бубны среднего размера по количеству детей в группе. Взрослый садится на пол, сажает детей перед собой на стульчики, раздаёт им бубны. Проговаривая слова русской народной песни, взрослый выполняет ритмические удары по бубну, побуждая детей подражать ему и тоже ударять в бубны в такт. Как у наших у ворот, Муха песенку поёт. Ой, лю-ли, вот поёт! Ой, лю-ли, вот поёт! «Весёлые игрушки» Оборудование: погремушки с удобной для захвата ручкой; коробка; яркая косынка. Взрослый кладёт погремушку в коробку и накрывает сверху косынкой. Он обращает внимание детей на что-то новое, спрятанное под косынкой: «Что у меня здесь спрятано? Давайте посмотрим! Кто откроет?» Один из детей открывает коробку, снимая с нее косынку, то есть «находит» погремушку, а взрослый, напевая песенку, достаёт её из коробки и ритмично гремит в такт стишку: Погремушки, погремушки, Вот весёлые игрушки, Громко, громко так гремят И ребяток веселят! Затем взрослый раздаёт детям погремушки и предлагает греметь ими, пока он поет песенку, а когда замолкает, спрятать их за спину. Далее следует демонстрация того, что предлагается сделать детям. Когда взрослый кончает пение, он напоминает: «Нет музыки! Нет погремушки!» «Послушные ручки» Оборудование: коврик или лёгкое одеяло. Взрослый садится на пол напротив детей, привлекает их внимание и напевает песенку, демонстрируя движения, о которых говорится в тексте: Ручками мы хлопаем: да - да - да - да! (Взрослый хлопает в ладоши, протяжно пропевает слоги «да - да - да», стремясь, чтобы ребенок наблюдал за его артикуляцией и подпевал ему.) Ручками помашем: да - да - да - да! (Взрослый разводит руки в стороны (как птица машет крыльями), выразительно пропевая слог «да».) «Машина» Оборудование: машина с кузовом, подходящие по размеру мишка, кукла, зайчик. Взрослый сидит на полу, дети перед ним на стульчиках. В машину сажают, например, мишку. Взрослый, напевая песенку, провозит перед детьми машину с медведем: Машина, машина Куда ты идёшь? Машина, машина, Кого ты везёшь? Взрослый останавливает машинку и выразительно пропевает детям: «Би-би-би!» Продолжает движение машины, поёт: Машина, машина, Ты нас покатай, Машина, машина, Быстрей поезжай! Взрослый останавливает машину и выразительно пропевает, чётко артикулируя: «Би-би-би!» Продолжает движение машины, поёт: Машина, машина, Ты всех обгони, Машина, машина, Направо сверни. Взрослый останавливает машину и выразительно поёт, побуждая детей спеть вместе: «Би-би-би!» Продолжает движение машины, поет: Машина, машина, Вези нас домой. Машина, машина, Приехали, стой! Стоит предложить кому-то из детей покатать машину в соответствии с песенкой, а также всем спеть вместе со взрослым. «Кто как кричит?» Оборудование: игрушечные животные: гусь, коза, ворона и картинки с их изображениями. После знакомства детей с игрушками и картинками показываем игрушки, говорим, кто это, как кричит, убеждаемся, что дети знают, где кто нарисован. Взрослый, напевая песенку, показывает соответствующие картинки с животными. Гусь с гусятами живёт В доме на лужайке. Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка! Га-га-га-га! (говорком) Взрослый останавливается и еще раз просит детей повторить вместе с ним: «Га-га-га!» Затем берёт картинку с изображением козы и, показывая картинку, продолжает пение: Вот коза козлят ведёт Прямо на лужайку. Кто там голос подаёт! Ну-ка, угадай-ка? Ме-ме-ме-ме! (говорком) Взрослый останавливается и просит детей еще раз повторить вместе с ним: «Ме-ме-ме!» Далее берёт картинку с изображением ворона и, показывая картинку, поет следующий куплет: Воронят своих зовёт Ворон на лужайку. Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка! Кар-кар-кар-кар! (говорком) Взрослый останавливается и просит детей повторить вместе с ним: «Кар-кар-кар!» «Играем в прятки» Оборудование: различные игрушечные животные по количеству детей: пять кошек или пять зайчиков, мишек, уточек, кукол. Дети сидят на стульчиках, в руках по одной из игрушек, например, у всех игрушечные кошки. Взрослый предлагает детям спрятать кошек под свой стульчик. Взрослый спрашивает: «Где киска?» и побуждает ребенка повторить за ним ответ на этот вопрос: «Нет киски!». Спрашивайте у каждого ребенка: «Где твоя киса?». Вместе с ребенком отвечайте: «Нет». Старайтесь обращать внимание ребенка на вашу артикуляцию, при- влеките его внимание к вашему рту, прикасаясь указательным пальцем к уголку ваших губ. Ваша артикуляция должна быть подчеркнутой: губы растягиваются в стороны, как при улыбке, язык вверху, важно, чтобы ребенок мог видеть это и подражать взрослому. «Позови игрушку сам» Оборудование: различные игрушечные животные по количеству детей: пять кошек или пять зайчиков, мишек, уточек, кукол. Дети сидят на стульчиках, взрослый сидит перед ними на полу. У всех в руках игрушки. Взрослый прячет свою игрушку за спину, к примеру медведя, говорит: «Я сейчас позову: Ми-ша, и-ди сю-да!» - отхлопывая в ладоши каждый проговариваемый слог. Затем он достаёт из-за спины медведя и обращает внимание детей на то, что мишка пришел. Взрослый предлагает детям спрятать свои игрушки под стульчик, а затем, по очереди обращаясь к каждому ребенку, проговаривает фразу, отхлопывая в ладоши каждый слог: «Миша, и-ди сю-да!» Ребенок повторяет то же самое и тоже хлопает в ладоши, деля слова на слоги. Хлопки можно заменить отстукиванием слогов ладошками по коленям. Взрослый может отстукивать каждый слог по коленкам ребенка, а в дальнейшем можно предложить ребенку попробовать это сделать самому. «Кто быстрей найдёт свою игрушку» Оборудование: игрушки по количеству детей, пластиковый ящик, бубен. Дети сидят на стульчиках. Взрослый подходит к каждому ребенку и предлагает, не заглядывая в ящик, достать из него игрушку. Взрослый вместе с детьми рассматривает игрушки, побуждая их запомнить, кто какую взял. «У Вани - кукла! Кто это, Ваня? Правильно, кукла!» Потом взрослый предлагает всем детям встать, посадить на свои стульчики игрушки и подойти к нему. Дети оставляют свои игрушки на стульчиках и подходят к взрослому. Взрослый даёт следующую инструкцию: «Я буду звенеть в бубен и бегать по комнате, а вы бегайте вместе со мной. Как только я положу бубен на пол, мы все вместе побежим к своим игрушкам и возьмём их в руки». «Со мной играй, за мной повторяй» Оборудование: детские стульчики. Дети сидят на стульчиках, взрослый сидит перед ними. Взрослый произносит слова, сопровождая их соответствующими движениями, а дети повторяют, подражая взрослому: Мы играем на гармошке -Ля, ля, ля, ля. (Сводят и разводят перед собой руки, имитируя игру на гармошке.) Громко хлопаем в ладошки -Хлоп, хлоп! (Хлопают в ладоши.) Головой слегка качаем - Кач, кач! (Покачивают головой из стороны в сторону.) Ручки кверху поднимаем-Тач, тач! (Поднимают руки над головой и качают ими из стороны в сторону.) Мы в ладоши - хлоп, хлоп! (Хлопают в ладоши, держа руки над головой.) А ногами - топ, топ! (Топают ногами, руки - над головой.) Вниз ладошки опускаем -Отдыхаем, отдыхаем. (Опускают руки вниз.) «Едем, летим» Побуждайте детей повторять все движения и звуки вслед за взрослым: Самолёт летит, самолёт гудит. У, у, у, у - я лечу в Москву! (Развести руки в стороны, имитировать движения крыльев самолёта. Спрашивать: «Как гудит самолёт?» Дети: «У-у-у!» Обратить внимание на губы взрослого - они сложены «трубочкой».) Поезд мчится во весь дух - чух, чух! (Согнуть руки в локтях, имитировать движение колёс поезда, просить повторять за взрослым: «чух, чух».) Он колёсами стучит - тук, тук! (Ударять кулачок о кулачок перед собой, просить проговаривать вместе со взрослым: «тук, тук».) Он пыхтит, он гудит - ду, ду, ду! (Руки согнуты в локтях, поднимаем их и опускаем, побуждая детей проговаривать: «ду, ду, ду».) «Мы погреемся немножко» Дети выполняют движения вместе со взрослым. Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки: Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Все вместе хлопают в ладоши.) Ножки тоже мы погреем, Мы попрыгаем скорее. Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! (Все подпрыгивают на месте.) Рукавицы мы надели, Не боимся мы метели. Да! Да! Да! Да! (Все имитируют надевание рукавиц.) Мы с морозом подружились, Как снежинки закружились. Так! Так! Так! Так! (Все кружатся.) «Три весёлых братца» Взрослый и дети идут по кругу в хороводе. Взрослый проговаривает стихи: Три весёлых братца Гуляли по двору. Три весёлых братца Затеяли игру. (Все останавливаются.) Кивали все головками: Ник-ник-ник. (Все качают головами вправо, влево.) Пальчиками ловкими: Чик-чик-чик. (Все стучат указательными пальцами друг о друга.) Делали ладошками: Хлоп-хлоп-хлоп. (Все хлопают в ладоши.) Топали ножками: Топ-ТОП-ТОП. (Все топают ногами.) Дыхание Нормальное дыхание происходит через носовую полость. Детям с синдромом Дауна бывает трудно делать выдох, поскольку они недостаточно хорошо могут управлять работой основной дыхательной мышцы - диафрагмы - и других дыхательных мышц, когда им необходимо вытолкнуть воздух из грудной клетки. Существует два типа дыхания. Первый - верхнерёберное или просто реберное дыхание. При нем действует только верхняя часть груди и лёгких, и, следовательно, в лёгкие входит лишь небольшое количество воздуха. Этот способ дыхания часто можно наблюдать у детей, и он нормален для них, но такое дыхание не позволяет делать ни глубоких вздохов, ни глубоких выдохов. Вспомните, как дышит ребенок, когда спит. Это и есть реберное дыхание. Поскольку сила звука и вообще способность внятно произносить что-то зависит от хорошего полноценного выдоха, реберного дыхания оказывается недостаточно, при работе по развитию речи обязательно уделяется внимание тренировке другого типа дыхания, которое сопровождается сильным полноценным выдохом. Второй тип дыхания - нижнерёберное или диафрагмаль-ное. При диафрагмальном вдохе диафрагма выгибается и, напирая на брюшные мышцы, расширяет объем легких, впуская в них воздух, а при выдохе наоборот уплощается, надавливая на легкие, и заставляет воздух покинуть их. Помните, как мы переводим дух? Это и есть диафрагмальный вдох и выдох. Обычный человек не замечает, как меняется его дыхание при произнесении слов, поскольку он с детских лет нормально мог регулировать свое дыхание. А вот ребенку с синдромом Дауна часто необходима специальная тренировка диафраг-мального выдоха и, соответственно, так называемого речевого дыхания. Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении тела, а тело расслабляется лучше всего, когда человек лежит. Первое время упражнения нужно проводить, лёжа на спине. Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Всё нацелено на то, чтобы научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Суть в том, что нужно, чтобы ребенок почувствовал свое естественное дыхание при говорении - вдох носом, выдох ртом. Именно эти упражнения, тренирующие правильный речевой выдох, и надо усвоить нашим детям. Они сначала проводятся в положении лежа, затем, по прошествии времени и какого-то количества занятий, - сидя и стоя, а потом и в движении. Ожидать от маленького ребенка, что он выполнит инструкцию типа: «Вдохни носом, выдыхай ртом» - не стоит, поэтому в этих упражнениях мы сможем опираться на подражательные способности малыша. Важно показать ему, что надо сделать, причем показать очень наглядно, сохраняя при этом приветливость и помня о том, что дыхание можно только почувствовать! Будет лучше всего, если вы будете играть с ребенком, чтобы ему было интересно происходящее, а попутно давать точные и короткие комментарии. «Животик дышит» Начиная разучивать эту игру-упражнение, на первых порах, чтобы ребенок почувствовал вдох и выдох, рекомендуется положить его спиной к себе на грудь и зафиксировать его руки своими руками. При этом взрослому надо лечь на пол, а малыша положить себе на грудь и живот. Малыш, лежа на теле взрослого лицом вверх, практически копирует положение тела взрослого. И. п. (исходное положение) - ребенок лежит на спине, взрослый сидит на полу рядом (в первое время ребенок лежит спиной на теле взрослого). Положите одну руку ребенка на его грудь, другую - на его живот. Взрослый своими руками сверху мягко и ласково фиксирует руки ребенка в нужном положении. Медленно вдохнуть через нос так, чтобы, грудная клетка расширилась. На 1-2 секунды задержать воздух в лёгких. Потом сделать ощутимый выдох ртом. В идеале, брюшная стенка должна подтянуться, «животик проваливается внутрь». В конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая прерывистого дыхания. «Ветерок» И. п. - взрослый и ребенок сидят на детских стульчиках друг напротив друга или ребенок сидит на стульчике, а взрослый -на полу перед ним. Нужно сделать глубокий вдох через нос. На медленном выдохе губы сложить «трубочкой», при этом пальцем или всей ладонью быстро водить из стороны в сторону вдоль губ, не касаясь их пальцем или ладонью, а только пре- рывая выдыхаемую воздушную струю так, чтобы получился звук ветра. «Дуем на свечку» И. п. - взрослый сидит на маленьком стульчике или на полу, ребенок стоит к нему лицом. Нужно сделать медленный вдох через нос и на медленном выдохе, сложив губы «трубочкой», дуть на свечу, лежащее на столе перышко или воздушный шарик. Голова при этом не наклоняется вперед. Шея не вытя ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|