Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Наука и техника в античные времена.





Генезис науки в Древней Греции.

Возникновение науки в Древней Греции связано с общим духовным скачком, который переживала она в VII-VI веках до н. э., и который получил название «греческого чуда». Содержание греческого чуда состоит в необычайном расцвете греческой культуры: философии, театра, скульптуры и проч.

Большой вклад в создание греческого чуда внесла минойская культура, которая существовала с III-II тыс. до н.э. и вплоть до 1450 года до н. э. на острове Крит. Английский археолог Артур Эванс дал ей название по имени мифического критского царя Миноса. Географическое положение Крита, являющегося перекрестком между Европой, Азией и Африкой, было благоприятным для создания и расцвета блестящей культуры, вобравшей в себя знания цивилизаций Египта и Ближнего Востока. Важнейшим достижением минойской культуры явилась письменность (линейное письмо).

Восприятие минойских достижений, безусловно, не единственный фактор возникновения греческого чуда. Феномен греческого чуда находит определенное объяснение при анализе способа жизнедеятельности древнегреческого общества. В основе его уникальности – частная собственность (в восточных цивилизациях все – вода, земля, жизнь подданных, принадлежала правителю) и полисная демократия. Действительно, одним из существенных факторов генезиса науки были особенности полисной жизни (греч. πόλη – город). В греческих полисах (городах-государствах) произошло становление общественно-политических ценностных ориентиров, незнакомых другим древним цивилизациям: равноправие свободных граждан перед законом, их участие в выполнении общественных функций. В греческих полисах сложился тип социальных отношений, который дал личности возможность проявлять свою творческую индивидуальность. При этом общественное мнение поощряло творческие личные достижения, что отразилось в Олимпийских играх. Важную роль в становлении духовной индивидуальности личности сыграла греческая колонизация – переселение части греческого народа в Малую Азию, Сицилию, юг Италии. Греки создали свои поселения не только в Средиземноморье, но и в Причерноморье и Приазовье. Колонизация разорвала родовые патриархальные связи, что повлияло на крушение мифологического мировоззрения. Не случайно греческая наука зародилась в греческих колониях в Малой Азии, прежде всего в Милете в конце VII века до н. э.

Милетская школа представляла собой первое натурфилософское познание мира, не разделившееся еще на естественно-научное и философское познание. Традиционно первым ученым (как и первым философом) считают Фалеса из Милета, который доказал теоремы о том, что диаметр делит круг пополам, о том, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны и другие. Отвечая на поставленный им вопрос о первоначале мира, Фалес заявил, что началом всех вещей является вода. Его ученик Анаксимандр источником всего сущего считал некое безграничное, беспредельное начало – апейрон (греч. άπειρον – неисчислимый, необъятный). Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится без опоры. Другой представитель милетской школы, Анаксимен в качестве начала мира рассматривал воздух. Гераклит из Эфеса считал первоначалом огонь. Пифагор Самосский в основу мира поставил число. Пифагорейская школа внесла значительный вклад в развитие математики. К их основным достижениям следует отнести: доказательство тех положений, которые были получены ранее в Египте и Вавилоне (включая знаменитую теорему Пифагора); разработка музыкальной теории (изучение гармонических интервалов и т.д.); превращение арифметики из простого искусства счета в теорию чисел. Заслуга пифагореизма состоит в осмыслении и утверждении категории количества. Мир – это не просто многообразие качественно различных предметов, вещей. Каждая вещь и ее свойства имеют определенную меру, степень изменчивости, насыщенности ее качеств. Мера изменчивости качеств – есть количество. Любая вещь – это единство качества и количества. Представители Элейской школы подняли вопрос о противоречии между двумя картинами мира в сознании человека: одна из них та, которая получена посредством органов чувств, другая – с помощью логики и рационального мышления. Элеаты первыми обозначили проблему достоверности человеческого знания. Парменид – представитель элейской школы, предпринял попытку разрешить проблему подлинной реальности при помощи абстрактной рациональной логики. Он впервые рассмотрел различия между действительным и кажущимся, рациональной истиной и чувственным восприятием. Разрыв умопостигаемой реальности и очевидного стал основой рассуждений ученика Парменида – Зенона Элейского. Противоречия между данными наблюдения и мышления привели Зенона к формулировке апорий (греч. απορία – безвыходное положение). В апориях он доказывал, что чувства иллюзорны и не отражают реальности. Другой представитель Элейской школы – Мелисс Самосский, вероятно, первым предположил бесконечность Вселенной, отождествив его с бытием Парменида. Интересно учение Эмпедокла, который развивал учение о четырех элементах (стихиях) природы. Объединение и разделение элементов Эмпедокл объяснял действием двух противоположных сил: притяжения и отталкивания. Анаксагор из Клазомен разрабатывал качественные, структурные элементы бытия. В основе сущего, по мнению Анаксагора, лежат подобосущные семена вещей, движущиеся силой ума.

Важнейшее место в истории науки занимает Демокрит. Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей и первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания. Важнейшим достижением Демокрита явилась атомистическая теория, основы которой были заложены Левкиппом. Развитие атомистической теории явилось главным направлением учения Демокрита. Согласно этой теории все сущее состоит из атомов (бытие) и пустоты (небытие). Атомы (греч. άτομος – неделимый) – мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, форма их бесконечно разнообразна. Демокрит придерживался идеи множественности миров, заявляя, что если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, которое привело к формированию нашего мира, то аналогичный процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров.

Поворот философии от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека знаменовала деятельность Сократа. Среди учеников Сократа особое место занимает Аристокл, более известный под прозвищем Платон (широкоплечий, широколобый). Платон вышел за пределы чувственного мира и пришел к убеждению о существовании неизменного сверхчувственного мира идей (эйдосов, греч. εϊδος – вид, облик, образ), представляющего собой мир «истинного бытия», утверждая первенство общего, существующего вне единичного и над ним. Идеи представляют собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Мир идей находится вне пространства, вне времени, он всегда есть и не подвержен изменениям. Идеи не материальны, поэтому их нет в реальном мире. Вещи – это всего лишь копии идей. Всё, что доступно познанию, Платон разделил на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом.

В космологии Платон особо выделил проблему, заключавшуюся я в том, чтобы найти математическое объяснение движениям небесных тел. Сформулированная Платоном проблема во многом определила направление развития астрономии вплоть до Н. Коперника и И. Кеплера.

Ученик Платона Аристотель в определенной степени соединил воззрения своего учителя и Демокрита. Аристотелем были выработаны основы языка, логики, обоснования и структуры научного знания. Его труды по логике, политике, риторике, этике, астрономии представляют собой энциклопедии античной науки и оказали значительное влияние на всю науку последующих эпох. Аристотель считается основателем психологии и других наук, разработал формальную логику, которая применяется до сих пор для решения некоторых задач. Аристотель был сторонником геоцентрической картины мира. Во многом именно благодаря его авторитету геоцентрическая модель на протяжении столетий оставалась общепризнанной.

После создания империи Александра Великого (Македонского) начинается так называемая эпоха Эллинизма, с которой связан следующий этап в развитии греческой науки. В эпоху Эллинизма формируется неизвестная ранее интеллектуальная элита, как социальная прослойка, профессионально занимающаяся умственным трудом, впервые появляются ученые-профессионалы. Происходит дифференциация научного знания: формируются естественно-математические, филологические, историко-литературные и другие науки. Развивается образование, распространяются книги, организовываются частные и общественные библиотеки. Создаются крупные школы и научные центры, финансируемые государством, в которых ученым обеспечивались все необходимые условия для научной работы. Основные центры развития греческой науки в этот период – Пергам, Антиохия, Селевкия. Особое место принадлежит Александрии – новой столице Египта, основанной Александром, и названой в честь него. В Александрии по типу афинского Ликея Аристотеля был создан Мусейон или Музей (греч. μουσεϊον – дом Муз), который играл одновременно роль научного учреждения, научной школы, музея и библиотеки (греч. βιβλιοθήκη, βιβλίον – книга, θήκη – место хранения). Александрийская библиотека насчитывала свыше 700 тыс. папирусов и являлась крупнейшей библиотекой древнего мира. Мусейон также включал в себя обсерваторию, ботанический сад, помещения для жизни и работы ученых. Мусейон явился первым государственным научно-исследовательским институтом. Таким образом, Птолемеи первыми в истории осуществили государственную организацию и финансирование науки.

Особое развитие в эпоху Эллинизма получила математика. Евклид в своем труде «Начала» он систематизировал достижения математики своего времени в строгой логической форме. Структура «Начал» является образцом системности знания: аксиомы (которые не доказываются) – определения – теоремы (с доказательствами).

Ученик Евклида Аполлоний Пергский описал свойства эллипса (греч. έλλειψη), параболы (греч. παραβολή) и гиперболы (греч. υπερβολή). Им предложены общепринятые названия этих кривых; до него их называли «сечениями конуса». Он ввёл и другие математические термины, латинские аналоги которых вошли в современную науку: асимптота, абсцисса, ордината, аппликата и другие.

Создается универсальная математическая теория астрономических явлений. Гиппарх предложил первый каталог звезд. Гиппарх открыл астрономическую прецессию, заключающуюся в том, что точки равноденствий постепенно перемещаются среди звёзд, благодаря чему каждый год равноденствия наступают раньше, чем в предшествующие годы. Клавдий Птолемей разработал геоцентрическую систему, которая в дальнейшем была принята за незыблемую истину.

Дальнейшее развитие получила медицина. Основателем медицины традиционно считают Гиппократа, благодаря деятельности которого медицинские знания стали отделяться от религии, магии и мистицизма; медицина отказалась от объяснения биологических явлений влиянием потусторонних сил, злых духов. Наиболее яркий представитель эллинистической медицины – Гален. Он положил начало фармакологии (греч. φάρμακον – лекарство или яд, λόγος – слово, учение), изучая свойства лекарственных препаратов, и сам их создавая. Занимался диетологией, описал около 300 мышц человека, изучал анатомию не только человека, но и различных животных. Анатомия (греч. ανά – вверх, τομή – режу) становится самостоятельной отраслью медицины. Развитию описательной анатомии способствовало, в частности то, что Птолемеи разрешили анатомировать тела умерших и проводить живосечения на приговоренных к смертной казни.

Происходит становление исторической науки. Возникновение истории (ιστορία – рассказ об узнанном, исследование) связано с именем Геродота – автора первого полномасштабного исторического трактата западной цивилизации, которого Цицерон назвал «отцом истории». Фукидидом были впервые открыты и применены основные приёмы исторической критики. Важнейший представитель исторической науки эллинистического периода – Полибий – автор «Всеобщей истории» в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах c 220 года до н. э. по 146 год до н. э.

Важные достижения были сделаны в механике (греч. μηχανική – искусство построения машин). Наряду с теоретической механикой получает развитие и прикладная механика – создание различных механизмов и машин, что определялось различными факторами: производственная деятельность (строительство, ремесленное производство), военная деятельность (создание метательной артиллерии, новых типов судов), театральная техника (подъемные сценические устройства). Достижения в практической науке связаны, в первую очередь, с именем Архимеда. Он занимался гидростатикой, ввел закон плавучести тел, носящий сегодня его имя. Архимед изобрел знаменитый архимедов винт – устройство для подъема воды на более высокий уровень, который применялся для полива полей, метательные машины (катапульты). Вопросами прикладной механики занимался ГеронАлександрийский, внесший значительный вклад в развитие техники. Герон сформулировал так называемое «золотое правило механики» – вариант закона сохранения энергии, согласно которому ни один из простых механизмов не дает выигрыша в работе: во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в расстоянии. Герон разработал ветряную мельницу, первый одометр (греч. όδος – проход, дорога, μέρος – мера) – прибор для измерения количества оборотов колеса, при помощи которого может быть измерен путь, пройденный транспортным средством. В трактате «Пневматика» (греч. Πνευματικά) Герон описал простейшую паровую турбину, пожарный насос, автомат, который при опускании монеты выдавал «священную воду».

Эллинистическая эпоха хронологически заканчивается с ростом могущества Римской империи. Процесс подчинения эллинистических государств Римом сопровождался, с одной стороны, распространением римских форм политических и социально-экономических отношений, а, с другой стороны, проникновением в Рим эллинистической культуры. В определенной степени можно говорить, что Рим в культурном отношении является преемником греческих традиций. В 395 году, исходя из административной необходимости, произошло расчленение Римской империи на две почти равных половины.

 

Наука и техника в Византии

Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю. Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Наука в Византии базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой. Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации. В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом. Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др.

Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.

С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность.

Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина.

В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово.

Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация.

Образованию в империи отводилось особое значение. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии. Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой.

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов.

Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь. В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ.

Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления. Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия.

С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого. Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.