Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Я группа. Общение в транспорте





В этой группе, так же как и в 6-й, выделено 11 ситуаций речевого общения заикающихся. Они обусловлены общени­ем наших пациентов с пассажирами городского транспорта и транспорта дальнего следования в различных условиях (диалог, монолог в присутствии нескольких пассажиров, наедине с одним пассажиром, с транспортным служащим, в спокойном состоянии, в обстановке конфликта, при сильном шуме двигателя и пр.).

Как и в предыдущей группе, наибольшее количество за­труднений отмечено у подростков — 78, у взрослых — 59, у детей этот показатель снижается до 19. Улучшение речи у взрослых наблюдается чаще, чем у подростков (взрослые — 12, подростки — 5). Речь остается без изменений в подавля­ющем большинстве случаев у детей (дети — 81, подростки — 17, взрослые — 29). Указанное распределение больных по возрастным категориям объясняется теми же причинами, которые были приведены по аналогичному поводу для заи­кающихся 6-й группы.

В качестве наиболее распространенных трудных ситуаций подростки и взрослые, отличающиеся повышенной стесни­тельностью, раздражительностью, тревожностью и мнитель­ностью, боязнью обнаружить заикание в присутствии боль­шого количества посторонних людей, отмечают общение с пассажирами городского транспорта в тех случаях, когда необходимо спросить у взрослого человека, будет ли он вы­ходить на следующей остановке. Нам приходилось слышать от пациентов, страдающих тяжелым заиканием и выражен­ным страхом речи (3-я группа, по Шкловскому В. М., 1967, 1994), что иногда они предпочитают проехать свою останов­ку, чем заговорить с впереди стоящим пассажиром. Конф­ликтные ситуации, которые могут возникнуть в обществен­ном транспорте, особенно в часы пик, на состоянии речи больных отражаются по-разному. У людей боязливых, роб­ких, стеснительных речь значительно ухудшается. Заикаю­щиеся с истероидными чертами характера, раздраженные сложившейся обстановкой, обычно громко, без всякого стес-

 

нения и выраженных затруднений заявляют свои претензии. В этих случаях условия окружающей среды являются для больного раздражителем, отвлекающим внимание заикающе­гося от его речевого недостатка.

В транспорте дальнего следования, как и в других обще­ственных местах, многие подростки и взрослые отмечают ухудшение речи в присутствии нескольких посторонних людей или в присутствии родных в сочетании с посторонни­ми. Ухудшается речь и в конфликтных ситуациях.

В ряде случаев было отмечено, что наедине с незнакомым человеком, который не знает, что больной заикается, при мысли о кратковременности предстоящего общения и при располагающем поведении случайного попутчика у некото­рых больных повышается речевая активность и значитель­но улучшается речь.

В числе других факторов, облегчающих общение в транс­порте, отдельные заикающиеся называют шум двигателя, заглушающего речь и заставляющего больного усилить го­лос (тем самым создаются условия для внятной и улучшен­ной речи), а также тряску и качку, которые, видимо, можно расценивать, с одной стороны, как отвлекающие моменты, с другой — как определенные раздражители, растормажива­ющие в известной мере нарушенную речевую функцию.

Я группа. Речь по телефону

В этой группе учитывались следующие ситуации речево­го общения: телефонный звонок, исходящий от больного, и ответ на звонок; междугородный разговор; официальный разговор; разговор с родными и близкими; разговор в усло­виях конфликта; справочные службы; вызов врача, такси, скорой помощи и т. п. — всего 9 ситуаций.

Как видно из таблицы 3, распределение больных этой группы по возрастным категориям примерно такое же, как в 6-й и 7-й группах. Анализ историй болезни показывает, что причина указанного распределения заикающихся, их нервно-психические и характерологические особенности в подавляющем большинстве случаев для 6, 7, 8-й групп одни и те же.

В числе наиболее трудных ситуаций при общении по теле­фону большинство заикающихся подростков и взрослых на­зывают звонки в официальные инстанции, справочные

службы, междугородные переговоры, т. е. речь идет о таких условиях, при которых больной заранее понимает, что ему нужно говорить четко и без задержки, иначе его могут не понять, а иногда и просто не выслушать. В связи с этим за­икающиеся, обладающие тревожно-мнительными чертами характера, прежде чем воспользоваться телефоном, долго настраивают себя, подготавливая к предстоящему разгово­ру, и чем дольше они это делают, тем тяжелее им этот разго­вор начать или вообще осуществить. При малейшей возмож­ности такие больные стараются от своего звонка отказаться либо его отложить на какое-то время. Вместе с тем некото­рые лица, относящиеся к этой же категории больных и име­ющие дома или на своем служебном столе телефон, указы­вают, что на звонок им обычно отвечать нетрудно. В этих случаях не только облегчается начало разговора, но и весь телефонный диалог протекает более спокойно, без выражен­ных затруднений.

Объяснить это явление легко. В подобных случаях заика­ющиеся не успевают сосредоточить внимание на предстоя­щих привычных речевых трудностях, что значительно сни­жает уровень эмоций ожидания заикания в начале первой фразы. Происходит быстрое переключение на содержание разговора, и чем разговор ответственнее, тем больше сосре­доточивается больной на его смысловой стороне, которая в этих случаях выполняет функцию отвлекающего сигнала. В этой связи междугородный разговор, независимо от того, сам ли больной звонит куда-либо, или ждет вызова на переговор­ном телефонном пункте либо у себя дома, предупрежденный телефонисткой о междугороднем звонке, представляет для заи­кающихся значительные трудности (за исключением одной си­туации: звонок-вызов без предупреждения по автоматической телефонной линии). В этих условиях к обычным эмоциям ожи­дания речевой неудачи прибавляется еще ряд отрицательных эмоций: боязнь плохой слышимости в связи со значительной географической удаленностью собеседника, ограниченное вре­мя разговора, волнение, связанное с целью и конечными резуль­татами предстоящей беседы, и т. п.

Когда в условиях общения по телефону заикающиеся трех возрастных групп не отмечают ухудшения речи (дети — 82, подростки — 18, взрослые — 33), возможны следующие ва­рианты, обусловленные различными причинами.

Изменений в состоянии речи не наблюдается у большин­ства детей младшего школьного возраста, так как общаться по телефону им в основном приходится с близкими родствен­никами и товарищами, а при редких официальных разго­ворах в силу возрастных особенностей у них отсутствует стойкая фиксация внимания на неудачах в данной речевой ситуации. У подростков в сравнении со взрослыми также не­сколько сужен круг официальных телефонных разговоров. От отдельных подростков нам приходилось слышать, что в спра­вочные службы им звонить нетрудно, так как они собеседни­ка не знают и собеседник их никогда не узнает, а поэтому им все равно, что о них подумают, даже если они будут заикать­ся. Такого рода размышления снижают уровень эмоциональ­ной напряженности в данной ситуации.

Значительный процент взрослых, не испытывающих при разговоре по телефону усиления заикания, можно объяснить, видимо, определенной психологической адаптацией к ука­занным условиям общения, возникшей в результате накоп­ленного в этой области в силу необходимости большого жиз­ненного опыта.

Улучшение речи по телефону, наступающее у незначитель­ного числа заикающихся (подростки — 7, взрослые — 9), от­мечается больными, которые стесняются не только своей на­рушенной речи, но и по ряду других причин (искажающая лицо судорога, разбрызгивание во время речи слюны, гипер­гидроз ладоней, повышенная потливость, боязнь покраснеть и пр.) тяготятся непосредственными контактами с окружаю­щими. Также приходилось слышать от пациентов, что в стрес­совых ситуациях (пожар, угроза жизни близких, особенно детей, и т. п.) при вызове по телефону соответствующих служб заикание полностью исчезало.

9-я группа. Общение в условиях, когда окружающие об­ращают внимание на заикание

В этой группе были выделены следующие ситуации рече­вого общения: собеседник дал понять больному, что обраща­ет внимание на его нарушенную речь; спросили о заикании в неофициальной обстановке; в официальной обстановке по­торопили в связи с речевыми затруднениями; сделали заме­чание с целью оказать помощь; грубо одернули; бестактно пожалели; из-за нарушенной речи отстранили от участия в

каких-либо мероприятиях; высмеяли наедине и в присут­ствии группы людей и пр. (всего 9 ситуаций).

В указанных ситуациях наиболее ранимыми вследствие возрастных особенностей оказались подростки — 88, наи­меньшее количество случаев усиления заикания наблюдает­ся у детей — 63, взрослые занимают промежуточное поло­жение — 71.

Когда окружающие, в основном близкие родственники и педагоги, в доброжелательной форме, умело помогают заи­кающимся преодолеть речевое затруднение, в некоторых случаях больные отмечают улучшение речи. В количествен­ном отношении первое место занимают дети — 30, на вто­ром месте взрослые — 15, наименьшее количество случаев приходится на подростковую группу— 9.

При неблагоприятном влиянии окружающих, отмеченном в 9-й группе, видимо, в силу сложившегося жизненного опы­та и определенной системы психологической защиты наибо­лее устойчивыми в речевом отношении оказываются взрос­лые (14), наименьшее количество случаев, когда изменений в состоянии речи в силу указанных выше причин не наблю­дается, среди подростков (3), промежуточное положение за­нимают дети (7).

В беседах с пациентами и их родственниками нередко при­ходится слышать, что впервые больной зафиксировал внима­ние на своем речевом дефекте с последующим ухудшением речи уже в детстве (старшие дошкольники, младшие школь­ники), когда педагоги в присутствии ребенка говорили его родителям либо своим коллегам о невозможности использо­вать больного в каком-либо мероприятии в связи с его нару­шенной речью. Также часто приходится слышать о грубых выходках здоровых детей, а иногда и взрослых (насмешки, передразнивания, обидные прозвища), касающихся речи за­икающегося ребенка. Дети впечатлительные, обидчивые, легкоранимые могут незамедлительно прореагировать на по­добные психотравмирующие раздражители значительным ухудшением речи и появлением некоторых особенностей по­ведения — замкнутости, плаксивости, а в ряде случаев — аг­рессивности.

У подростков и взрослых в сравнении с детьми круг ситу­аций, указанных в 9-й группе, значительно расширяется. Наиболее часто больные жалуются на ухудшение речи в тех

случаях, когда окружающие неожиданно спрашивают их о заикании, дают обывательские советы, как от него излечить­ся, бестактно в присутствии посторонних людей разглаголь­ствуют о бедственном положении больного, выказывают по­казное сочувствие.

Нередки случаи, когда больные вследствие повышенной мнительности и обидчивости неправильно истолковывают некоторые замечания или жесты (взгляды, улыбки) окружа­ющих, ошибочно расценивая их как насмешку над своей нарушенной речью. Такие случаи не только являются при­чиной ухудшения речи в данный момент, но

могут приво­дить к конфликтным ситуациям и неоправданному ослож­нению взаимоотношений больного с окружающими людьми.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.