|
Я группа. Речь в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведенияхВ этой группе выделяются 25 эмоционально значимых ситуаций, обусловленных общением наших пациентов с педагогическим персоналом и товарищами: игровая деятельность, общение во внеурочное время, речь в классе и в аудитории во время занятий, активность на собраниях, вечерах отдыха, речь в условиях зачетов и экзаменов, при защите дипломных работ и пр. При оценке выраженности речевых затруднений в указанных ситуациях (анализ биографий и данные опроса больных) учитывались степень владения учебным материалом, уровень сложившихся отношений между заикающимся, педагогами и коллективом, условия общения в тех или иных конкретных обстоятельствах. Из таблицы 3 видно, что подростки и взрослые, входящие в 4-ю группу, по выраженности речевых затруднений находятся почти в равном положении с незначительным преобладанием ухудшения речи у подростков (усиление заикания: подростки — 89, взрослые — 86). Несколько в ином положении находятся дети: показатель усиления заикания снижается до 68, а количество детей, у которых речь улучшается в указанных ситуациях, несколько преобладает над другими возрастными категориями больных (ослабление заикания: дети — 9, подростки — 5, взрослые — 6). Анализ данных историй болезни позволяет отметить, что незначительное улучшение показателей в детской группе происходит за счет детей дошкольного возраста. Младшие школьники и дети, приближающиеся к пубертату, находятся примерно в таком же положении, как и заикающиеся подростки и взрослые. Некоторое улучшение показателей в детской группе можно объяснить не только возрастными особенностями заикающихся дошкольников, предохраняющими их от развития выраженной фиксации внимания на речевом дефекте, но и условиями детских садов, в которых при желании и умении воспитателей легче осуществить индивидуальный подход к больному ребенку, организовать необходимый режим, обеспечить здоровую в психологическом отношении атмосферу. Вместе с тем известно большое количество случаев психической травматизации именно в дошкольных учреждениях, не только спровоцировавшей вторичные наслоения при уже имеющемся заикании, но и явившейся непосредственной причиной возникновения этого речевого нарушения (Миссуловин Л. Я., 1988). С началом школьной жизни резко возрастает влияние на ребенка внешней среды. Уже с первых дней обучения первокласснику приходится решать многочисленные, нередко трудные задачи, связанные с учебным процессом и определенными нормами поведения в школьном коллективе. Детский мозг, еще относительно незрелый, начинает подвергаться значительной нагрузке по восприятию и переработке достаточно сложной для него новой информации. Усложнившаяся жизнь ребенка является своего рода испытанием и его эмоционально-волевой сферы. В таких условиях отсутствие у отдельных педагогов представления о заикании как болезни, а порой и просто недоста- точно тактичное отношение к своему заикающемуся ученику, для детей впечатлительных, легкоранимых, застенчивых, отличающихся тревожно-мнительными чертами характера, является в ряде случаев причиной обострения речевого дефекта и развития вторичных невротических наслоений с выраженной логофобией, которая непосредственно связана с учебным процессом. Психогенным фактором также является неправильное поведение здоровых детей по отношению к своему заикающемуся товарищу: насмешки, передразнивания, а в некоторых случаях проявление излишнего сочувствия. Эти внутрикласс-ные отношения опять-таки во многом зависят от учителя, который может вносить в них свои коррективы. В трудах В. И. Селиверстова (1979), К.-П. Беккер, М. Со-вака (1981), в монографии «Заикание» (под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер, 1983) и в ряде других работ имеются указания на случаи усиления этого нарушения речи и вторичных невротических наслоений, обусловленных психо-травмирующими ситуациями, нередко возникающими в учебных заведениях. Мы обследовали 250 взрослых людей и школьников, страдающих заиканием и состоящих на учете в Городском логоте-рапевтическом центре Санкт-Петербурга. При этом оказалось, что у 50 из них, т. е. у 20%, заикание резко усилилось за период обучения в школе (Миссуловин Л. Я., Первова В. В., 1975). Анализ историй болезни, в которых у пациентов-школьников не отмечалось ухудшения состояния речи либо в ряде случаев наблюдалось снижение выраженности заикания, показал, что это произошло не только в результате логоте-рапевтического лечения и спокойных домашних условий, но прежде всего благодаря здоровому психологическому микроклимату, созданному в учебном заведении, правильному отношению к заикающемуся товарищей по классу и педагогов. Многие школьники, страдающие заиканием, глубоко благодарны учителям, понявшим их состояние. Такие педагоги на протяжении многих лет поддерживают своих заикающихся учеников, внушают им чувство собственного достоинства и веру в свои силы, приобщают их к интересному делу. Тем не менее еще нередко приходится сталкиваться с нежелательными фактами педагогической практики, по- следствия которых сказываются на дальнейшей судьбе больного, страдающего логоневрозом, и определяют для него круг эмоционально значимых ситуаций, связанных с условиями учебного процесса. В числе наиболее «трудных» ситуаций речевого общения как в средних учебных заведениях, так и в вузах заикающиеся называют, прежде всего, ответы и выступления на групповых занятиях и различного рода собраниях, перед экзаменационными комиссиями, при разборах в официальной обстановке конфликтных обстоятельств. К факторам, ухудшающим речь больных в указанных ситуациях, помимо перечисленных выше, относятся нетвердое владение учебным материалом, сознание своей вины или ошибки, по поводу которых нужно дать объяснения коллективу, педагогам или администрации. Общение с товарищами и педагогами вне официальной обстановки (перемены, беседы и консультации во внеурочное время, вечера отдыха и пр.), как правило, положительно влияют на речь больных. Но даже в этих условиях многие подростки, юноши и девушки, отличающиеся тревожно-мнительными чертами характера, испытывающие в связи с речевым дефектом чувство неполноценности, отмечают боязнь и ухудшение речи при общении со своими одноклассниками или сокурсниками противоположного пола. В этой связи прослеживается четкая закономерность: чем больше нравится заикающемуся лицо противоположного пола, тем труднее вступать с ним в речевое общение. Я группа. Общение на работе В эту группу (12 ситуаций) вошли работающие подростки и взрослые. Как показано в таблице 3, в условиях производственных коллективов ухудшение речи отмечается у взрослых чаще, чем у подростков (усиление заикания: подростки — 66, взрослые — 77). Вместе с тем в условиях работы у взрослых в сравнении с подростками значительно преобладает показатель улучшения состояния речи (ослабление заикания: подростки — 2, взрослые — 9), а отсутствие выраженных эмоциональных реакций и соответственно изменений в состоянии речи примерно в два раза чаще наблюдается у подростков. Анализ историй болезни заикающихся, вошедших в 5-ю группу, дает возможность объяснить приведенные цифровые данные следующим образом. В производственных коллективах обязанности и задачи, стоящие перед взрослыми, значительно сложнее, чем у подростков. Намного шире у взрослых людей и круг речевого общения с окружающими. При этом один и тот же человек нередко является по отношению к тем или иным группам сотрудников либо отдельным лицам — руководителем, подчиненным, коллегой по работе. Такое положение определяет особенности ролевого поведения и обусловливает изменения эмоциональных реакций и условий речевого общения. Кроме того, взрослым намного чаще, чем подросткам, приходится выступать на различных собраниях, производственных совещаниях, конференциях и т. п. Специалистам, работающим со взрослыми больными, часто приходится слышать от своих пациентов, отличающихся тревожно-мнительными чертами характера, боязливостью, нерешительностью, что у них речь значительно ухудшается, когда им надо поговорить с руководителем, особенно если во время беседы необходимо защищать свою точку зрения или отвечать за какие-либо допущенные ошибки, т. е. в напряженной в эмоциональном отношении обстановке. Речь, как правило, несколько улучшается при общении с подчиненными в обычных рабочих условиях. Но при проведении собрания в качестве руководителя многие больные также отмечают значительное волнение, связанное с боязнью лишний раз обнаружить в аудитории свой речевой дефект и, как следствие, возникающее в этих ситуациях ухудшение речи. В тех же случаях, когда у взрослых пациентов речь на работе не ухудшается, а у отдельных заикающихся наблюдается и улучшение речи, больные обычно в своем коллективе являются высококвалифицированными, авторитетными работниками, всеми уважаемыми людьми, чувствующими себя свободно и уверенно. Однако у этой же категории заикающихся в других условиях не исключаются «трудные» речевые ситуации. Подростки, как правило, на любом производстве являются учениками или начинающими работниками, недавно вошедшими в коллектив. В силу возрастных особенностей, отсутствия необходимого профессионального опыта и положения новичков, к которым окружающие присматриваются, эти больные чувствуют себя недостаточно уверенно, нередко встречаются с определенными трудностями, возникающими при овладении специальностью, боятся совершить ту или иную ошибку. В этих условиях речь большинства заикающихся указанной возрастной категории ухудшается. В ряде случаев, когда начало производственной деятельности не вызывает отрицательных реакций и соответственно ухудшения речи, эти больные большей частью принадлежат к числу добросовестных, ответственно относящихся к порученному делу людей. Они быстро завоевывают признание старших и становятся полноправными членами коллектива. Отсутствие изменений в состоянии речи данной категории больных объясняется их безразличным отношением к выполняемой работе и производственному коллективу. Причины возможны различные: например, характерологические особенности больного, связанные с некоторой психической инфантильностью, нежелание оставаться на данной работе, ощущение временности пребывания в коллективе в связи с предстоящим призывом в армию и пр. К 4-й и 5-й группам примыкают и немногочисленные случаи речевого общения заикающихся в условиях военной службы. Они касаются курсантов военных училищ и военнослужащих, у которых к моменту поступления в учебное заведение либо началу службы в армии наблюдалось легкое, малозаметное заикание, позволившее им беспрепятственно пройти медицинские комиссии. В этой связи были выделены следующие ситуации речевого общения: отдача рапорта и команды, доклад командиру, общение с подчиненными, проведение занятий и ответы на занятиях в аудитории, речь в условиях боевой обстановки и пр. Ухудшение речи в указанных ситуациях отмечалось примерно у трети пациентов этой категории заикающихся (наиболее характерные жалобы — трудности, возникающие при отдаче рапорта, а также в конфликтных ситуациях), у трети — изменений в состоянии речи не возникало, и у оставшейся трети в условиях военной службы речь улучшалась. В основе ухудшения речи лежат причины, аналогичные тем, которые были указаны в связи с речевыми нарушениями у заикающихся в эмоционально значимых ситуациях 4-й и 5-й групп. Изменений речи не наблюдалось у легко заикающихся военнослужащих, находившихся в благоприятных условиях и не фиксировавших внимания на речевом недостатке. Случаи улучшения речи были зафиксированы у лиц, в характере которых до военной службы отмечались такие черты, как нерешительность, неуверенность в своих силах, недостаточная организованность, неумение четко планировать свое время. Благоприятные условия службы в армии (что в последние годы наблюдается нечасто): твердый распорядок дня, спортивные занятия, физическое закаливание, воспитание внутренней самодисциплины и воли — все это в некоторых случаях благотворно отражалось на характере юношей, их физических и нервно-психических особенностях и соответственно улучшало их речь. 6-я группа. Общение в учреждениях сферы обслуживания Как показывают жалобы больных, наиболее выраженные затруднения возникают при общении с продавцами и кассирами магазинов, в кассах театров и кинотеатров, в библиотеках, в различного рода ателье, в регистратуре лечебных учреждений и в других аналогичных условиях (всего 11 ситуаций). В этой группе наибольшие трудности возникают у подростков (81), наименьшие — у детей (33), взрослые занимают промежуточное положение (68). Исчезновения и ослабления заикания не наблюдается, без изменений состояния речи отмечены дети — 61, подростки — 19, взрослые — 32. Указанное распределение больных по возрастным группам можно объяснить следующими причинами. Наибольшее количество затруднений у подростков обусловлено особенностями этого возраста (эмоциональная неустойчивость, повышенная ранимость и впечатлительность, недостаточный житейский опыт). Дети, у которых ухудшается речь в данных условиях, приближаются к пубертату; отсутствие выраженных затруднений наблюдается у большинства детей младшего школьного возраста, что, очевидно, объясняется более суженным кругом перечисленных ситуаций (например, только булочная, киоск) и менее сложными конкретными задачами, самостоятельно решаемыми этими детьми. Некоторое улучшение речи у взрослых в сравнении с подростками, видимо, обусловливается определенной адаптацией части пациентов к данным условиям общения. Анализ историй болезни заикающихся, испытывающих речевые затруднения в учреждениях сферы обслуживания, показывает, что ухудшение речи протекает большей частью на фоне различных форм неврозов и акцентуаций личности у людей с тревожно-мнительными чертами характера, повышенной раздражительностью, впечатлительностью, сенси-тивностью. В этой связи в клинической картине заикающихся немаловажную роль играют фобии отдельных речевых звуков, звукосочетаний, некоторых слов, а в отдельных случаях устойчивых словосочетаний (например, «скажите, пожалуйста», «сколько стоит?» и др.)- Выраженность ло-гофобий и речевых затруднений у одних и тех же больных зависит, как правило, от конкретных условий. Подавляющее большинство пациентов, входящих в эту группу, отмечают, что говорить значительно труднее в тех случаях, когда приходится постоять к продавцу либо к кассиру в очереди. В таких ситуациях у многих заикающихся появляется сложная гамма ощущений: боязнь обнаружить перед публикой дефект речи, боязнь задержать очередь и сотрудника учреждения, боязнь вызвать у сотрудника раздражение и нетактичное замечание и пр. В тех случаях, когда очередь отсутствует и у больного нет времени для привычных размышлений по поводу своей речи, начало речевого акта менее затруднено в связи со снижением уровня отрицательных эмоций ожидания неудачи. Нередко приходится слышать от пациентов, что их состояние и речь в учреждениях сферы обслуживания часто зависят от того, какое, например, лицо у кассира — доброе или злое, какие люди стоят сзади — спокойные или нетерпеливые, а также от содержания вопроса или просьбы, с которой обращается к сотруднику учреждения больной (например: количество покупок, простой или запутанный вопрос, возможность отказа в просьбе, т. е. возникновение ситуации с оттенком конфликтности, и т. п.). Фобии отдельных звуков или звукосочетаний иногда приводят к тому, что заикающийся, например, вместо трехсот граммов масла просит продавца взвесить двести и отдельным весом — еще сто граммов (наиболее распространенная фобия сочетания звуков «тр»). Приходилось сталкиваться и с полным отказом заикающихся посещать учреждения сферы обслуживания. Из торговых предприятий в подобных случаях больные посещают только магазины самообслуживания, в которых можно молча предъявить кассиру выбранный товар и заплатить деньги. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|