Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примеры активного воображения





 

Прежде чем перейти ко второй фазе, я приведу вам три примера Активного Воображения, среди которых есть и продление сна, и диалог с внутренней личностью.

Первый пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев использования им Активного Воображения. Свои наиболее значительные и глубокие открытия в области природы души Юнг совершил благодаря обращению в своем Активном Воображении к внутреннему человеку, которого он назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.

 

"Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась еще одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ Филимоном. Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Эллады, с привкусом гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследующем сне:

"Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах между ними появляется голубая морская вода. Но это была не вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу крылатое создание. Я увидел, что это был старик с рогами быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он держал наготове, словно собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка, с их характерной расцветкой.

…Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать знаменательное открытие: в моей душе существуют веши, которые создаю не я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Филимон представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним долгие беседы, и он говорил вещи, недоступные моему осознанию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною самим, но с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим «я» и объектом своих размышлений.



С психологической точки зрения. Филимон представлял высшую форму интуиции. Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он казался мне совершенно реально существующей личностью. Я гулял с ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют «гуру»[16]

 

Существует бесконечное количество разнообразных отношений, которые вы можете установить с персонажами ваших снов, когда обратитесь к ним в вашем Активном Воображении. На своем личном опыте вы сможете убедиться, что ваш внутренний мир начнет меняться в результате вашего общения с этими внутренними личностями. Если в вашем сне у вас возник ужасный конфликт с каким-то персонажем этого сна, то вы должны приглашать этот персонаж в ваше Активное Воображение до тех пор, пока не найдете выход из этого конфликта и не достигнете взаимопонимания. Если, как это было с Юнгом, вы познакомитесь с умудренным жизнью пророком или ясновидящей, то можете регулярно обращаться за советом к этому персонажу вашего сна.

Много лет тому назад мне приснился следующий сон: я сидел в своем кабинете и занимался тем, чем и положено заниматься в кабинете. Внезапно в кабинет вошел лев. Это меня напугало до смерти. Я сделал все, что мог, чтобы вывести льва из кабинета. Я настаивал, приказывал, требовал. Я устроил большой шум, который меня самого напугал больше, чем льва; я дернул его за хвост. А потом сон закончился. Лев не ушел, и я по-прежнему испытывал страх. Как вы понимаете, это нельзя назвать удовлетворительным окончанием сна. Решение проблемы не было найдено.

Поэтому я обратился к этому сну в своем Активном Воображении, В своем воображении я начал точно с того места, на котором оборвался сон. Я тут же снова пришел в дикий ужас; волосы встали у меня дыбом, по спине забегали мурашки — верный признак того, что мое Активное Воображение находилось на высоком уровне. Я испытывал физические ощущения. Мне казалось, что я нахожусь в реальном кабинете, в который забрался живой лев, и существует реальная опасность того, что он отгрызет мне голову. Сердце мое колотилось как бешенное, меня трясло, и я покрылся холодным потом.

Я провел четыре сеанса Активного Воображения с этим сном, прежде чем до меня дошло, что лев не причиняет мне никакого вреда! Мы часто так глупо реагируем на то, что происходит внутри нас. Любому другому человеку понадобилось бы не более тридцати секунд, чтобы понять, что происходит, и сказать мне: "Слушай, этот лев не причиняет тебе никакого вреда. Зачем дергать его за хвост? Может быть, он хочет тебе что-то сказать. Может быть, он представляет собой важную часть твоего «я», с которой ты должен примириться". Но мне понадобилось четыре сеанса воображения (которые я посвятил попыткам избавиться от этого создания), чтобы до меня дошло, что лев, скорее всего, является частью моего «я» и я должен включить его в свою жизнь.

Воображение было настолько сильным, что я не мог отключиться от него. Каждый раз, когда я приходил в свой кабинет, у меня разыгрывалось воображение, и по кабинету начинал бродить лев-приведение. Каждый раз, когда я усаживался за свой стол, чтобы поработать, он подходил ко мне, облизывал меня, принюхивался к пишущей машинке, рычал из окна и отвлекал меня.

Я начал разговаривать с ним "Кто ты? Зачем ты здесь? Посмотри, что ты наделал в моем кабинете. Я не могу работать, пока ты дышишь мне в затылок. Хоть ты и воображаемый лев, ты, все равно, пугаешь меня до смерти. Почему ты не хочешь пойти куда-нибудь погулять и пообщаться с другими львами или еще чем-нибудь заняться? Львам не место в этом доме, и им не место в моей цивилизованной, достопочтенной, размеренной повседневной жизни".

Я привык к нему. Но мне потребовалось много недель, чтобы прийти к соглашению с той частью внутреннего содержимого моего «я», которая решила представить себя в образе льва. Это — очень мощная, даже устрашающая часть моего «я», и поэтому, чем четче я представлял себе, кто это был, какая именно часть меня, тем больше я опасался возможных последствий. Потребовалось много работы, чтобы обрести способность прямо взглянуть ей в глаза.

Я провел очень много сеансов Активного Воображения, и вот, однажды, лев пришел в мой кабинет, выбрал себе место, сел на задние лапы и превратился в бронзовую скульптуру. В его правой протянутой лапе была зажата книга. В этой книге я прочитал удивительные вещи.

Он остался на этом месте навсегда. Время от времени, в своем воображении, я возвращаюсь в свой воображаемый кабинет, чтобы посмотреть, стоит ли он еще на своем месте. Он никуда не делся. И книга находится на своем месте, всегда открытая на странице с важной информацией.

Последний из приводимых в этой главе случаев произошел с молодой женщиной, которой приснился короткий сон о ее муже и брате. Поскольку сон оставил ее, так сказать, в "подвешенном состоянии", она решила обратиться к персонажам сна в своем Активном Воображении и попытаться закрыть все вопросы. Преимущество этого примера заключается в том, что у нас есть подробная запись беседы, которую она провела в своем воображении.

Вы узнаете этот сон. Это первый сон, который мы привели в этой книге. Мы уже видели, как посредством работы со сном «хозяйка» разгадала^его значение. А сейчас мы увидим, каким образом она использовала его, чтобы разжечь свое Активное Воображение.

Сон .

Я ищу ключи от своей машины. Я понимаю, что они у моего мужа. Потом вспоминаю, что мой брат одолжил мою машину и до сих пор не вернул ее. Я вижу мужа и брата и зову их. Похоже, они меня не слышат. Затем неопрятный молодой человек, похожий на бродягу, забирается в машину и уезжает. Я чувствую огромное возмущение, беспомощность и, до какой-то степени, одиночество.

Заметки сновидящей

Я решила заняться Активным Воображением, потому что сон не давал решения проблемы и я всегда была уверена, что при помощи этого сна бессознательное приглашает меня поработать с воображением. Я чувствовала, что сон говорит о моих плохих отношениях с мужской стороной моего «я» У меня не было средств связи. У меня украли мой коллективный путь — мою машину — но решения проблемы не подсказали. Я завязала беседу с тремя мужчинами из моего сна, изменив внешность этих образов, чтобы они не были точными копиями моих реальных брата и мужа и воображение не могло «магически» воздействовать на моих реальных близких. Я беседовала с архетипическими, универсальными «мужем» и "братом".

Я: Почему вы делаете это со мной? (Мужу и брату) Вы оба нарушили свои обещания.

М и Б: (Оба молчат. Не хотят разговаривать. Бродяга поворачивается ко мне спиной и смотрит в другую сторону).

Я: Пожалуйста, почему вы не хотите разговаривать со мной? Пожалуйста, поговорите со мной. Почему мне приснилось, что вы забрали у меня машину? Почему вы оставили меня одну? Что происходит?

М и Б: (Смотрят друг на друга. Я вижу в руке «мужа» ключи от машины).

Я: Вы игнорируете меня; и тем не менее, вы явно делаете все, чтобы привлечь мое внимание. Чего вы хотите? (Долгое молчание).

Я: Пожалуйста, не игнорируйте меня. Это причиняет мне боль. Мне нужно поговорить с вами.

М: Это ты постоянно игнорируешь нас. Кроме того, ключи тебе не нужны.

Я: Без них я не могу выехать.

Б: Машина тебе не нужна.

Я: Я не понимаю.

(Бросает ключи Б) Если ты собираешься все время изображать из себя «супер-женщину», то почему бы тебе не научиться летать?

(Эти слова задели меня за живое. Я начинаю понимать, что он имеет ввиду. Я постоянно слишком занята, я стараюсь сделать слишком много, у меня нет свободного времени. Мне становится очень грустно (вернее возникает чувство пустоты) — понимание того, что я впустую трачу свои силы). Ты ведешь себя так, как будто мы тебе не нужны, как будто тебе вообще ничего не нужно. Вот почему мы так отдалились друг от друга. Теперь я понимаю, что стала чужой вам обоим Не удивительно, что в последнее время я стала такой нервной. Мне очень жаль. Я позволила себе слишком увлечься работой и позабыть обо всем остальном.

(Сейчас я начинаю понимать, кем является «бродяга». Он поворачивается лицом ко мне).

(Я обращаюсь к Бродяге): Ты — это покидающая меня энергия. Ты готов решать задачи, которые кажутся разумными, продуктивными, достойными, и, с определенной точки зрения, они могут быть такими. Но их решение — это не то, что мне нужно. Теперь я понимаю: ты — это тот, кто садится за руль и увозит меня. Ты породил это постоянное стремление вперед.

Но это не то, чего я хочу, и не то, что мне нужно. Когда я оцениваю свою работу, я понимаю, что с написанием книги можно подождать. И я больше не хочу преподавать в "школе дополнительных знаний."[17]Я с удовольствием буду преподавать в своем основном учебном заведении, но если я откажусь от этого места, то снова смогу жить нормальной жизнью.

Это очень хорошая идея — написать книгу. Она может оказаться полезной людям. Кроме того, ты уже сказала, что тебе это интересно.

Я Я не давала никаких обязательств. Послушать тебя, так это будет катастрофой, если я подожду с написанием книги. Но это не так.

Б Хорошо, но если ты бросишь "школу дополнительных знаний", ты разочаруешь своих учеников. Им очень нужны эти занятия, чтобы получить хорошую работу. Если ты отступишься, тебе перестанут доверять…

Я. Да, от меня зависят многие люди, но я — не незаменима. Можно найти другого преподавателя. Ученикам будет полезно узнать другую точку зрения.

(Я чувствую себя все более уравновешенной, все более самой собой. Мне не очень хочется отказываться от этих дел, но нет никакого сомнения в том, что они мне не под силу. Мне все больше не нравится ощущение «перегрузки», бессознательно-автоматического, отрешенного выполнения работы).

Я: Слушай, мне нравится моя работа, но, когда я подчиняюсь своему диктату, я получаю все меньше удовольствия от того, что делаю. Я перестала понимать разницу между тем, что практично, и тем, что имеет смысл. Я не «отступаюсь». Я пробуждаюсь. Я делаю выбор.

(Я слышу пение стайки скворцов, усевшихся на акацию, растущую под моим окном. Скворцы поют чисто и ясно. Раньше я их не замечала. Как я могла не обращать на них внимания? Я замолкаю и благодарю скворцов за то, что они привлекли мое внимание. По прошествии некоторого времени, я замечаю, что стоящие передо мной три фигуры трансформировались в один образ — образ «любимого» из моих давних снов. Мы настраиваемся на тишину и в течение некоторого времени пребываем в этом состоянии).

На этом примере мы можем увидеть, как короткий, незавершенный сон, посредством его продления может быть трансформирован в Активное Воображение. С какой быстротой и точностью эта женщина смогла найти применение своему сну! Обратившись к трем персонажам своего сна и попросив их поговорить с ней, она продолжила свой сон с того места, на котором он оборвался. Но теперь ее сон принял новый оборот, поскольку она привнесла в него свое осознанное участие. Вместо того, чтобы просто смотреть сон, она вошла в него и стала играть в нем осознанную роль.

У нее было то преимущество, что она знала, с кем она хочет говорить, но даже в этом случае у нее были трудности с приглашением: поначалу персонажи сна не хотели с ней разговаривать. Но поскольку она от них не отставала и постоянно давала им знать, что она готова говорить и слушать, они сменили гнев на милость, и диалог начался.

Хотелось бы, чтобы эти примеры побудили вас обратиться к вашим снам и сделать их отправной точкой в вашем приглашении бессознательного. Используйте этот метод как способ продления сна до такой степени, чтобы вы могли принять в нем осознанное участие.

 

 

Фаза вторая: Диалог

 

Итак, вы пригласили ваше бессознательное, его образы поднялись в ваше воображение. Сейчас вы готовы начать диалог.

В большинстве случаев, вести диалог — значит отдаться на волю волн воображения и просто плыть по его течению. У каждого может быть свой метод, но успех данного эксперимента, более чем какого-либо другого, требует дать внутренним фигурам возможность жить своей собственной жизнью.

На практике это выглядит так: вы говорите или делаете все, что приходит вам в голову, если вы считаете это уместным и этичным. Если в вашем воображении появляется фигура, которая поначалу хранит молчание, то, чтобы завязать беседу, можно задать ей вопрос "Кто ты?" Спросите что этой личности нужно, о чем она хочет поговорить, что она хочет делать. Лучше задавать вопросы, чем поучать или делать громогласные заявления, поскольку вы, прежде всего, хотите продемонстрировать свое желание слушать.

Если внутренняя фигура что-то делает, запишите ее действия; затем прореагируйте на ее действия своими действиями или словами. Зачастую внутренняя личность старается вовлечь вас в какую-либо деятельность, отвести вас куда-нибудь, отправить вас в какое-либо путешествие. Если вы ничего не имеете против — подчинитесь ей и запишите все, что произошло по пути. Если же предложение этой личности вызывает у вас сомнения или вам не нравится предложенный ею вид деятельности, вы имеете право сказать «нет». Вы имеете право отказаться и изложить свои причины. Это, в свою очередь, зачастую приводит к жаркому спору между этой внутренней личностью и вашим желанием или нежеланием, неодобрением, опасением. Все это является великолепным материалом для Активного Воображения: диалог начался, и различные части вашего «я» обмениваются информацией.

Если вы обнаружите, что внутренний персонаж не желает разговаривать, то вы имеете полное право "включить насос". Вы можете стать инициатором беседы, как вы это делаете в том случае, когда к вам в гости приходит стеснительный и необщительный человек. Задавайте вопросы, выражайте ваши чувства. Если вы боитесь явившейся к вам личности, скажите это. Если эта личность напоминает вам о каком-то произошедшем с вами случае или о каком-то сне, или похожа на какого-то вашего знакомого из внешнего мира, скажите ей об этом.

Вряд ли что-либо так быстро способствует началу серьезного диалога, как выражение своих чувств. Если вы даете выход своим чувствам и приглашаете вашу внутреннюю личность сделать то же самое, то, как правило, это быстро приводит к обмену информацией.Происходит это потому, что чувства, по большей части, связаны с ценностями: кого или что мы любим и ценим, чего мы боимся, что мы считаем бесчестным или незаконным, чего мы хотим для себя и других. А ценности — это главные действующие силы человеческой жизни.

Чрезвычайно важно записывать все, что происходит, и все, что говорится.

Перенесение информации на бумагу защищает вас от сползания в пассивную фантазию, таящуюся в темных закоулках вашего разума. Это поможет вам сосредоточиться и обострит ваши ощущения. Физическое действие письма особо прочно закрепляет информацию в вашем сознании.

 

Беседа с одним образом

 

Для того чтобы добиться истинного воображения, обязательно следует придерживаться того образа, который появился первым, и той ситуации, с которой все началось, пока она не придет к своему логическому завершению. Встретив какой-то конкретный образ и начав с ним беседу, очень важно не останавливаться и не отвлекаться на другие образы и фантазии, которые могут ворваться в ваш мозг и начать соревноваться с Активным Воображением.

Если вы допустите, чтобы ваш разум перескакивал с образа на образ, и от ситуации к ситуации, то вы ощутите только бессмысленную и никуда не ведущую серию рывков. Если ваше эго искренне обращается к внутренним фигурам и взаимодействует с ними, то у них установятся постоянные и осмысленные отношения. Не сидите сложа руки, если ваш разум перескакивает с одного образа на другой, от одного «сюжета» к другому.

Активное Воображение — это законченное произведение, с завязкой, кульминацией и развязкой. Как и сон, оно, как правило, состоит из определения проблемы, периода подхода к проблеме с различных точек зрения и, наконец, решения проблемы. Все это может произойти в ходе одного сеанса, но может статься и так, что для этого потребуется целая серия сеансов, растянутая на многие дни или даже годы.

Понять это вы можете, припомнив уже приводившиеся в этой книге примеры. Первым из них был диалог женщины и ее внутреннего японского художника. В самом начале этого диалога четко прослеживается момент определения проблемы. Затем следует долгая беседа, в ходе которой предлагаются различные варианты решения проблемы. И, наконец, диалог заканчивается формулировкой решения проблемы. Это не была последняя беседа с японским художником. Но решение основной проблемы было найдено уже в ходе первого сеанса.

Прямой противоположностью этому примеру является случай с мужчиной, отправившимся в мифическое путешествие, на помощь попавшей в беду королеве. В ходе первого сеанса Активного Воображения была сформулирована проблема: в королевстве появились злые силы, причиняющие людям страдания. Вина за это возлагается на невинную королеву. Когда мужчина со своим проводником отправляется в путешествие, он делает все, что в его силах, начав спасение королевства со спасения маленькой девочки. Но его приключения только начинаются, и его ждет еще много работы. Действие данного Активного Воображения продолжается и по сей день, в течение вот уже многих лет.

 

Задействуйте ваши чувства

 

Полное участие в Активном Воображении является его сутью. Все, что мы говорили о различиях между пассивной фантазией и Активным Воображением, на этой стадии становится особенно важным. Полноправное партнерство в обмене информацией имеет жизненно важное значение. Следует вносить предложения, проявлять инициативу, задавать вопросы, спорить, возражать — в общем, вести разговор, который обычно имеет место между равными собеседниками.

В этом смысле наиболее важным аспектом является задействование ваших чувств.Вы должны чувствовать, что все происходящее реально на самом деле случается — хотя оно происходит не извне, а внутри вас. Если же вы занимаете отвлеченную позицию или относитесь к происходящему как к фантазии, зрелищу, за которым вы наблюдаете с безопасного расстояния, то эксперимент можно считать недействительным. И если вы не задействуете ваши чувства, то это нельзя признать истинным Активным Воображением.

Хороший пример включения чувств — случай с женщиной, которой приснились две игнорировавшие ее мужские фигуры, напоминавшие ей мужа и брата. Какие чувства испытывала она, когда обратилась к ним в своем Активном Воображении.

Она была возмущена, она была в ярости — и все это были самые настоящие чувства. Она задействовала свои чувства в разговоре с этими двумя внутренними личностями, и когда они, наконец, заговорили с ней. Это было их реакцией именно на ее чувства.

Как правило, признаком подлинности Активного Воображения являются чувства, которые оно вызывает у своего «хозяина». Если у нормального человека разыгрывающаяся в его воображении ситуация должна вызывать гнев, страх или безудержную радость, но он этих чувств не испытывает, то я понимаю, что он не воспринимает все происходящее всерьез, занимает по отношению к нему отстраненную позицию — позицию наблюдателя, а не участника.

Мы должны принимать самое активное участие в происходящем. Однако существует рубеж, который нельзя пересекать. Мы не должны покидать зону «участия» и попадать в зону «контроля». В нашем Активном Воображении мы не можем руководить «внутренними» личностями или происходящими событиями. Мы должны дать нашему воображению возможность идти в избранном им самим направлении, развиваться так, как оно само того хочет, и не должны пытаться заранее определить, что будет в нем происходить, говориться или делаться.

Иногда бывает очень трудно уловить разницу между активным участием и попытками управления. Хорошим примером тому являются ваши беседы с реальными людьми. Беседуя с кем-либо, воспитанный человек относится к собеседнику, как к равному. Он не пытается доминировать, он не трещит без умолку, чтобы не дать собеседнику возможности выразить свою точку зрения. Так вот, когда вы беседуете с обитателями вашего внутреннего мира, проявляйте тоже вежливость и сдержанность.

Бывает, что речи вашей «внутренней» личности кажутся вам глупыми, примитивными и бессмысленными или настолько задевают вас за живое, что вы приходите в ярость. И все же, вы должны дать ей возможность выговориться. Раз и навсегда откажитесь от попыток контролировать ситуацию, не старайтесь подогнать ваши внутренние фигуры под стандарты вашего эго, дайте им возможность быть теми, кем они являются на самом деле.

Отказаться от управления воображением означает расстаться с заранее сформированными представлениями о том, что должно в нем происходить и говориться, какое послание должно в нем прозвучать. На самом деле, на данной стадии, вы вообще не должны думать о том, что все это значит, поскольку, в противном случае, у вас появится искушение «отрежиссировать» все происходящее, чтобы добиться «желаемого» результата. Мы должны остерегаться попыток подогнать происходящее под ожидания нашего эго Мы должны отказаться от «приказного» образа мышления и открыть дорогу чувствам, конфликтам и личностям, живущим своей жизнью в глубинах нашего бессознательного.

 

Учитесь слушать

 

Заниматься Активным Воображением — это, прежде всего, означает «слушать» Не каждая беседа и не каждое общение с вашими «внутренними» личностями будет происходить посредством слов. Иногда, в ходе Активного Воображения, не раздается ни единого слова, а имеют место лишь действия, поступки и наблюдения. Это тоже беседа, хоть и немая. Впрочем, гораздо чаще в воображении, все-таки, звучат речи. В любом случае, мы должны научиться слушать.

Зачастую мы имеем дело только с теми частями нашего «я», которые возникают в нашем воображении в образе «врага» — носителя упрямства, невроза, вредной привычки, незрелости. Так их воспринимает наше эго. Но сейчас, если вместо привычной, длящейся всю нашу жизнь войны мы собираемся начать диалог, мы должны научиться слушать.

После стольких лет игнорирования этих частей нашего «я», после стольких лет отношения к ним как к «низменным» чертам нашей личности, мы начинаем к ним прислушиваться и обнаруживаем, что они могут сказать нам кое-что очень неприятное. Что ж тут удивляться, что какая-то внутренняя личность говорит мне, что в течение многих лет я был ужасным тираном и «заколачивал» в свое бессознательное точку зрения своего эго.

Нужно испытывать желание сказать. "Кто ты? У тебя есть, что сказать мне? Я тебя выслушаю. Говори хоть целый час. Говори на том языке, на каком хочешь, Я пришел сюда, чтобы тебя выслушать".

В большинстве случаев это требует от нас коренного пересмотра наших установок. Даже если вы оцениваете определенную часть вашего «я» как слабость, дефект, ужасное препятствие на пути к плодотворной жизни, вы все равно должны перестать относится к ней как к "отрицательному герою". Если вы начнете заниматься Активным Воображением, то должны будете прислушиваться к этому «низшему» существу так, словно его голос является голосом мудрости. Если ваша депрессия или слабость является к вам в персонифицированной форме, вы должны воздать ей почести как части вашего общего "я".

Да, это очень пугающая перспектива: вывести на трибуну свой комплекс неполноценности, свое чувство вины или свои угрызения совести и сказать: "У тебя есть все права. Ты знаешь то, чего не знаю или не понимаю я. Ты можешь говорить все, что хочешь, пока тебе это не надоест. Тебя будут слушать с уважением. И то, что ты скажешь, будет записано" Именно в этом и заключается подлинная сила Активного Воображения: мы учимся слушать тех, кого раньше заставляли молчать. Мы учимся благородству у тех, кому раньше отказывали в уважении.

 

Учитесь отвечать

 

После того, как мы научились слушать, мы должны также научиться и отвечать — передавать имеющуюся у нас информацию, высказывать свою точку зрения, защищать свои ценности.

Зачастую бывает так: человек научится слушать голос бессознательного, научится воспринимать его всерьез и впадает в другую крайность — приходит к выводу, что "эго ничего не знает". То есть имеет место тенденция воспринимать все слова внутренних фигур как истину в последней инстанции. Это — такой же глупый и однобокий подход, как предшествовавший ему эгоцентризм. Если эго нуждается в том, чтобы уравновесить свою точку зрения мнением бессознательного, то и бессознательное должно быть уравновешено установками осознающего разума.

Помните о следующем замечании Юнга: эго — это маленькая пробка, плавающая по поверхности огромного океана бессознательного. У нас часто возникает такое ощущение: мы чувствуем себя бутылочной пробкой, носящейся по океану жизни, отданной на волю подбрасывающих ее волн. Нам кажется, что от нас практически ничего не зависит.

Эту аналогию Юнг продолжил потрясающим заявлением, несмотря ни на что, пробка морально равна океану, потому что она обладает силой сознания! Хотя эго и мало, но оно обладает той особой силой, которую мы называем сознанием, и эта особая, сконцентрированная сила придает ему такую же необходимость, такую же силу, мощь, такую же ценность, какой обладает бесконечно богатое бессознательное. Маленькая пробка может разговаривать с океаном, у нее есть своя точка зрения, без которой невозможна эволюция сознания. Эго может на равных беседовать с бессознательным.

Способность эго к сознанию дает ему силу, право и, даже, обязанность — на равных соревноваться с великим бессознательным и вырабатывать общие ценности.

 

Не манипулируйте

 

Одно из наиболее важных правил фазы Активного Воображения состоит в том, чтобы никогда не работать по заранее написанному сценарию. Вы не должны знать, что произойдет до тех пор, пока это не случится.

Вы можете знать, как реагировать на ту или иную ситуацию, вы можете знать, что говорить той или иной личности, погружаясь в воображение, вы можете знать, что вы ищете. Но вы не можете знать, что собирается вам сказать «внутренняя» личность пока она вам это не скажет. Вы не можете знать, что собираются сделать "внутренние фигуры" пока они этого не сделают. Вы имеет право обращаться к вашей anima,к вашему animusили вашей «тени», но вы не можете писать за них их речи, и вы не имеет права руководить ими, если они появились в вашем воображении.

В своем лучшем проявлении, Активное Воображение — это жизнь, полная сюрпризов и неожиданностей. Мы не пишем плана или сценария. Мы просто начинаем и ждем, что будет дальше. Все, что спонтанно, бесконтрольно, непринужденно поднимается из глубин бессознательного, является материалом Активного Воображения.

Мы должны это усвоить абсолютно четко, поскольку сейчас существует великое множество систем, которые легко спутать с Активным Воображением, в то время как они не имеют с ним ничего общего. Основное же различие заключается в том, что они предусматривают написание сценария, то есть все определяется заранее.

Эти системы иногда называют "направленным воображением", "творческим воображением" или как-нибудь еще в том же духе. Всех их объединяет одна предопределенностьпроисходящего. Вы заранее определяете, что должно произойти в вашем воображении. Эго определяет, что оно пытается выбраться из бессознательного, и подготавливает сценарий. Идея состоит в том, чтобы «запрограммировать» бессознательное на выполнение пожеланий эго.

Одна из этих систем утверждает, что главная цель воображения заключается в том, чтобы добиться того, чего ты хочешь. Вы закрываете глаза и представляете себе то, чего вам хочется: новую машину, новую должность, новый дом в сельской местности. И вы используете силу мысленного представления для того, чтобы получить эти вещи. Другая система направлена на то, чтобы человек посредством своего воображения смог превознести себя в собственных глазах. Вы представляете себя таким, каким вам хотелось бы быть — стройным, привлекательным, деловитым, полезным и т. д. Используя свое воображение, человек пытается стать той идеализированной личностью, какой его хочет видеть его эго.

Проблема этих систем заключается в том, что все установки исходят от эго. Бессознательное рассматривается как некое тупое животное, у которого не может быть никакой своей точки зрения. Весь смысл взаимообмена заключается в том, чтобы научить бессознательное выполнять пожелания эго. Принятые эго решения считаются верными; проблема заключается в том, что в ходе их принятия эго не консультируется с бессознательным.

Активное Воображение строится на совершенно противоположном представлении о бессознательном. Мы утверждаем, что бессознательное обладает своей собственной мудростью, своей точкой зрения, которая, зачастую, не менее взвешена и реалистична, чем точка зрения эго-разума. Цель Активного Воображения состоит не в том, чтобы «запрограммировать» бессознательное, а в том, чтобы его слушать, А если вы будете слушать бессознательное то оно, в свою очередь, будет слушать вас.

Если вы решили принять участие в каком-то большом проекте, а бессознательное этому противится, то выне должны пытаться «заставить» бессознательное согласиться с вашими идеями. Вы, как раз, должны отправиться в бессознательное, чтобы найти того, кто оказывает сопротивление, и узнать, почемуон это делает. Если вы последуете этому совету, то часто будете с удивлением обнаруживать, что у бессознательного есть веские причины для несогласия с вашим проектом или поставленной целью.

Возможно, вы одержимы навязчивой идеей или гонитесь за миражем, стараясь достичь невозможного. В таком случае, бессознательное, скорее всего, будет сопротивляться и постарается "привести вас в чувство", чтобы вы поставили перед собой ту задачу, решение которой вам по силам. А, может быть, ваши планы могут расстроить вашу семейную жизнь, ваш брак, отношения с вашими родственниками и друзьями, бессознательное может посылать вам физические симптомы, типа депрессии или упадка сил, чтобы не дать вам пойти по пути, который может привести вашу жизнь к краху.

Первое правило Активного Воображения гласит: вы должны уважать ваше бессознательно и понимать, что оно может принести вам существенную пользу; а потому ваш диалог должен быть диалогом двух уважающих друг друга разумных существ. Не может быть и речи о попытках «запрограммировать» собеседника.

Вот почему, в случае с Активным Воображением, не может быть никакого сценария. Вы не следуете по заранее намеченному курсу. Вы не вкладываете написанные вами слова в уста встреченных вами личностей. Вы не определяете заранее цель вашего путешествия. Вы не ставите перед собой конкретную задачу и не пытаетесь заставить бессознательное помочь вам в ее решении.

В истории есть примеры обоснованного и удачного применения "направленного воображения". Один из них — это "Великие Ритуалы Святого Игнатия Лойолы" — целая серия медитаций, являющихся ежедневным, направленным мысленным представлением жизни Христа. Много лет тому назад, когда Юнг читал свои лекции в Швейцарии, он использовал "Великие Ритуалы" как самый лучший пример отличия "направленного воображения" от воображения "активного".

Например, в этом "направленном воображении" вы идете по дороге, ведущей на Голгофу. Это день Распятия, и в вашем воображении вы находитесь на месте событий. Вы чувствуете запах пыли, пота и крови. Вы слышите улюлюканье толпы. Вы видите венец, крест, струящуюся кровь. Под палящим солнцем вы, вместе с толпой, двигаетесь к Голгофе и чувствуете, как острые камни царапают ваши ступни.

Благодаря медитациям Лойолы, применявшие их настолько живо (они чувствовали запахи, прикосновения, боль, испытывали волнение) представляли себе события из жизни Христа, что становились их непосредственными участниками. Этот вид "направленного воображения" полезен, если служит религиозным целям. Он был разработан с учетом образа мышления людей средневековья, но этот образ мышления, в определенной степени, жив и в современных людях, и мы должны уважать его.

Однако Юнг говорил, что для нас будет лучше отправиться в Активное Воображение, пойти по своей Via Doloroza[18]и найти то, что находится внутри нашего индивидуального «я». Наш путь не будет предопределен никем и ничем, за исключением живущей внутри нас реальности. Он не будет проложен в соответствии с чьими-то указаниями или какими-то традициями. Вы, как это было с Лойолой, можете обнаружить, что идете по камням древней дороги, но, с такой же степенью вероятности, вы можете оказаться на палубе яхты, если именно в это место ведет ваша внутренняя тропа. Вы можете быть абсолютно уверены только в одном: к сожалению, любой путь — это обязательно Via Doloroza,ибо он ведет нас к тем проблемам и конфликтам, через которые должен пройти каждый человек. Для того чтобы быть допущенным в царство сознания, ему, возможно, придется страдать, совершать подвиги или жертвоприношения.

Если вы обладаете современным мышлением, то должны найти свой индивидуальный путь. Идите своим путем,и это будет одновременно и пугать, и вдохновлять вас. Никто не сможет указатьвам дорогу, потому что заранее проложенной дороги больше не существует — есть только путь, вашпуть, который ничем не хуже всех остальных, если только вы честно пройдете по нему от начала до конца.

Искусственное одиночество вашей жизни улетучится, если вы поймете, что ваш путь — это самый обычный путь, один из многих, который, однако, отличается от всех остальных, ибо проложен вашей природой. Этот путь дан вам от рождения и ждет, чтобы вы его открыли.

По своему пути каждый из нас может пройти только в одиночку. Никто не может нам сказать, куда ведет наш путь, и никто не пройдет его за нас.

Если вы пойдете по этому пути, то Активное Воображение будет вам хорошим помощником.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.