Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проверка и учёт знаний и умений учащихся на уроке права.





5. Основные направления и организационные формы самостоятельной и внеурочной работы по праву.

№ 1.

Технология (в пер. с греч. «знание о мастерстве, искусство, умение что-либо делать») – это совокупность приёмов и способов осуществления производственных процессов. Специфика педагогических технологий заключается в том, что в её основе лежит педагогический процесс, состоящий в структурном взаимодействии учителя и учащихся, которое должно гарантировать достижение поставленных педагогических целей.

Всё многообразие педагогических технологий сводят в две большие группы: традиционные и инновационные.

Традиционными технологиями правового обучения называют совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании много десятилетий, а то и столетий. Это устоявшиеся и общепринятые технологии, обеспечивающие стабильность учебного процесса.

Традиционное обучение – это классическое обучение. Учитель сам излагает учебный материал, вырабатывая свою систему, занятия строятся на чёткой логической основе, обращается особое внимание на формулирование навыков поведения, развитие способностей. Проверка знаний осуществляется классическим способом – в форме зачётов и экзаменов, где педагог оценивает полноту и правильность ответов, их речевое оформление, степень осознанности и понимания изученного. Превалирует внешний источник мотивации обучения – оценки педагога, мнение родителей и т.д.

К основным традиционным педагогическим технологиям относят авторитарную, дидакто-центричную, репродуктивную.

При авторитарных технологиях педагог выступает как единоличный субъект учебно-воспитательного процесса, а ученик выступает, по сути, в виде объекта педагогического воздействия. Авторитарная педагогика отличается подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением принудительных средств стимулирования к учёбе.

Дидакто-центричные (технократические) технологии тоже характеризуются невысокой степенью внимания к личности ребёнка. Здесь приоритет отдаётся обучению над воспитанием.

Репродуктивная (пассивная) технология используется, когда у учащихся нет достаточного количества информации (учебников, словарей, справочников и т.д), или не хватает времени для нахождения информации. Тогда учитель сам начитывает детям материал, а они на опросных занятиях его воспроизводят.

Нельзя думать, что традиционное обучение имеет однозначно негативный характер. Оно проверено практикой и иногда является единственным разумным способом педагогической деятельности. К Тому же традиционные технологии имеют многочисленные апробации и совершенствования. Но в наше время без использования инновационных технологий уже не обойтись, и именно они, как правило, оказываются наиболее эффективными в практике преподавания юридических дисциплин.

Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности.

К инновационным технологиям относятся, в первую очередь, личностно-ориентированные, интерактивные и информационно-коммуникативные технологии.

Личностно-ориентированные (гуманистические) технологии ставят в центр внимания личность ученика, которая рассматривается, как равноправный, а то и – приоритетный, субъект образовательного процесса, а принуждение как метод стимулирования познавательной деятельности отвергается. Одним из вариантов такой технологии является педагогика сотрудничества, реализующая демократизм, равенство, партнёрство в отношениях учителя и учеников. Они вместе вырабатывают цели, содержание учебных занятий, ставят оценки достигнутым успехам, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Интерактивные технологии ориентированы на максимальную степень активности обучаемых в учебном процессе, отводя учителю роль не столько источника знаний, сколько лидера и организатора обучения. Превалирует внутренний источник мотивации обучения – интерес самого обучающегося. К основным интерактивным технологиям относятся дискуссии, деловые игры, «мозговой штурм» и т.д.

Дискуссия – это обсуждение некоего спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя другой, аргументирует свою позицию. Она помогает развитию критического мышления, приобщению юных граждан к культуре демократического общества, учит навыкам общения, полемики, формирует убеждения.

Формы организации дискуссии:

- полемика – письменный или устный спор, целеустремлённое, эмоциональное, пристрастное отстаивание собственной точки зрения с элементами сатиры, сарказма;

- диспут – учёный спор, отстаивание своей научной позиции;

- круглый стол – модель обсуждения некоего вопроса, имеющая цель обобщения идей и мнений участников обсуждения, нахождение консенсуса;

- форум – обмен мнениями между экспертной группой и публикой;

- симпозиум – выступление докладчиков с сообщениями, после чего они отвечают на вопросы аудитории;

- дебаты – прения по общественно значимым проблемам и др. (см. подробнее у Кропанёвой).

Есть определённые правила ведения дискуссии: истина не принадлежит кому-то одному; у каждого есть право на собственное мнение; наличие временного регламента (на сообщение – до 7 минут; выступление-реплику – до 3 минут; ответ на вопрос – 1-2 минуты); уважительное отношение к мнению собеседника и др.

Недостатком дискуссии являются большие затраты времени на её подготовку и проведение, не всегда высокий уровень дискуссионной культуры учащихся.

Игровой метод обучения представляет собой сложный социокультурный феномен и, вместе с тем, игра – один из древнейших методов обучения. Как известно, игра – вид условной деятельности, имеющий цель получение удовольствия от процесса деятельности, а результат не столь важен. Однако, в процессе обучения используются целенаправленные игры, для которых важен результат – обученность определённым действиям, умениям, навыкам. Новые знания и умения приобретаются в ходе игры как-бы непроизвольно. Учебные игры связаны с моделированием, имитацией, состязательностью.

Методика различает множество видов обучающих игр: дидактические, сюжетно-ролевые, иллюстративные, деловые, имитационные, игры-конкурсы.

- Дидактическая игра представляет собой искусственное моделирование определённых жизненных ситуаций, которое носит интеллектуально-познавательный характер и должна подкреплять изученный теоретический материал (конкретные образцы игр можно найти у Певцовой в параграфе 5.2).

- В основе сюжетно-ролевой игры лежит какая-либо жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Сюжет может быть вымышленным и реальным. Её участники (педагог может быть в их числе) берут на себя определённые роли. Но не следует путать ролевую игру со спектаклем – чёткого следования сценарию здесь не должно быть – очень важна импровизация!

- Иллюстративные игры применяются в обучении школьников среднего звена (7-8 кл.) с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий и занимает непродолжительное время.

- Деловая игра имеет цель обучить детей практическим навыкам, умению применять полученные правовые знания при решении важных проблем, при поиске выхода из нестандартных ситуаций, она применяется для отработки тех или иных действий и т.д. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Особенно популярна деловая игра при изучении избирательного права, деятельности парламента или органов МСУ.

- Имитационные игры (спектакли) имеют задачу воспроизвести правовую ситуацию (например, судебный процесс) в строгом соответствии со сценарием.

- Игры-конкурсы по праву проводятся с целью систематизации или проверки правовых знаний и охватывают большой коллектив (несколько классов одной параллели в рамках школы или ряда школ). Здесь обязательно создание жюри, элемент состязательности определяющий, важны нестандартные задания, выработка чётких правил.

Проводя обучающие игры, следует придерживаться некоторых правил:

- ученикам следует чётко и доходчиво объяснить правила игры;

- игра должна быть чётко продумана и организована, иметь свою структуру (цель, задачи, методы, результат);

- не стоит увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на её содержании;

- в игру обязательно нужно вовлекать всех учеников класса;

- игра должна носить добровольный и творческий характер, доставлять удовольствие ученикам;

- в процессе игры должен быть усвоен или закреплён юридический материал;

- нельзя часто проводить игры на уроках, заменяя ими учебный процесс. Доминирование игр в области правового обучения также вредно, как и их отсутствие;

- каждая игра должна быть по её завершении обсуждена и проанализирована.

Технология «Мозгового штурма» предполагает разделение процесса генерирования идей и их оценки. Перед учащимися ставится проблемное задание. Класс делится на группы по 4-6 чел. В группе люди по другому проявляют себя, нежели индивидуально, там резко возрастает возбуждение, психологический подъём. Учитель выступает в качестве эксперта. Приветствуется высказывание любых (даже сумасшедших и хулиганских) идей по проблеме, всякая критика одних групп другими запрещена на этапе генерирования идей. После этапа генерирования продумываются и анализируются все идеи без исключения, отбираются рациональные идеи, составляя «банк идей». На завершающей стадии мозгового штурма происходит обработка результатов. Отбирается 2 или несколько идей, способных привести к решению задачи. Эта технология применима только в старших классах или в студенческих группах.

Информационно-коммуникативные технологии основаны на использовании современных телекоммуникационных систем и средств (в первую очередь – возможностей интернета). Они могут применяться для демонстрации наглядных материалов, презентаций, для организации дистанционного обучения, самостоятельной поисковой работы учащихся, для проведения тестового среза уровня знаний и его быстрой проверки и т.д.

Т.О., разумное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения праву способно дать высокий положительный эффект.

№ 2.

В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Этим понятием называют важное средство обучения праву, связанное с визуальным (зрительным) и аудиальным (слуховым) восприятием информации.

В методике по форме внешнего выражения различают следующие виды наглядности:

- звуковые средства обучения (например, аудиокассета по правовой тематике);

- экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мультимедийные программы;

- печатные средства обучения (в них правовая информация представлена на бумажном носителе).

В правовом обучении целесообразно ещё обращать внимание на классификацию наглядности по её юридическому содержанию:

- условно-графическая наглядность (схемы, таблицы, рисунки, графики, диаграммы и т.п.);

- ТСО (аудиовизуальные устройства);

- предметная наглядность. Она может быть обеспечена экскурсиями в музей, суд, ОВД и т.д.;

- изобразительная наглядность (учебные картины, фотографии и т.п.).

При использовании наглядности на уроке права следует помнить о таких правилах:

- обилие, как и отсутствие наглядности, вредно для процесса обучения;

- наглядное пособие должно использоваться к месту, в тот момент, когда ученики изучают вопрос, отражённый в данном наглядном средстве обучения;

- наглядное средство обучения не должно использоваться в отрыве от других приёмов и методов обучения;

- оно должно соответствовать возрастным особенностям учеников, быть понятным им.

№ 3.

Слово «документ» (в переводе с латыни – «свидетельство») означает материальный носитель информации. Работа с юридическими документами – носителями правовой информации – неотъемлемая часть работы юриста, что даёт основание некоторым методистам, сторонникам практико-ориентированного подхода к изучению права, полагать, что всё правовое обучение должно строиться на работе с юридическими источниками, т.к в реальной жизни учащиеся, повзрослев, будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны научиться свободно в них ориентироваться.

Следует, однако, помнить, что школа не имеет задачи готовить профессиональных юристов, так же как и учитель права – не одно и то же, что практикующий юрист. Юридический документ не адаптирован для возраста школьников, написан сложным языком и может быть им непонятен. Работа с документами юридического характера не может служить основным источником формирования правовых знаний учеников. Она не должна подменять всё многообразие методов и приёмов обучения праву, а должна вписываться в эту систему.

При работе с юридическими источниками у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется предметный интерес к праву, когда они учатся читать документ и оценивать его значение, вырабатываются практические навыки изучения различных документов юридического содержания, умение анализировать документ, выносить собственное суждение. Работа с документами позволяет решать и ряд общедидактические задачи по активизированию восприятия, эмоциональной и мыслительной деятельности. Документы включаются в учебный материал, а документальная информация, иллюстрирующая то или иное правовое явление, обычно легко запоминается.

На учебных занятиях по праву целесообразно анализировать или использовать фрагменты следующих типов юридических документов:

- источники права, нормативно-правовые акты (Конституция, выдержки из законов и подзаконных актов);

- правоприменительные акты (обвинительное заключение, приговор суда);

- индивидуальные договоры (брачный или трудовой договор и проч.);

- заявления (о приёме на работу, исковое заявление, письменная претензия продавцу товара и т.п.).

Обучение работе с документами должно осуществляться поэтапно. Анализ документа – это определение времени и социально-политического контекста его создания, социального характера, проверка правильности сделанных в нём выводов и оценок, выявление противоречий. Это – достаточно сложная работа. Если школьники сталкиваются с ней впервые, учитель должен подробно объяснить, как организовать эту работу, на что обратить внимание в первую очередь, дать образец разбора документа. А потом уже ученики работают самостоятельно – вначале на уроке, под контролем учителя, затем – полностью самостоятельно, в т.ч. – в домашних условиях.

Обязательно нужно заботиться о предельно чётких формулировках вопросов и заданий к документу. Можно попросить и самих школьников найти смысловые части в документе, составить план по нему, сформулировать вопросы.

Важно уметь подбирать документы или их фрагменты для учебных целей, руководствуясь следующими правилами:

- документ должен быть доступен обучаемым по объёму и содержанию;

- он должен быть связан с изучаемой теоретической информацией;

- должен быть типичным, распространённым в практике;

- должен вызывать интерес у школьников.

Необходимые документы для изучения могут содержаться в учебниках, хрестоматиях и практикумах, можно подобрать их из материалов КИМов ГИА и ЕГЭ, воспользоваться документами реальной юридической практики, газетными публикациями законов.

Очень полезно, проводя работу с документами, изучать структуру закона (особенно – КРФ); сравнивать законы (например, сравнить статьи, посвящённые свободе слова в советской конституции 1977 г. и КРФ); можно даже поработать с вымышленным документом (Певцова, например, приводит пример анализа выдуманного закона «Правила путешественника»). В младших классах отрывки из законов можно зачитывать вслух, разбирая подробно значение каждой фразы. Но не рекомендуется добиваться заучивания наизусть норм или статей законов.

Своеобразным жанром учебной литературы стали в начале ХХI века рабочие тетради. Так называют материалы-задания, публикуемые в качестве дополнения к учебникам, где к каждой теме (или к разделу) прилагается выполнить задания. В них находят отражение не все темы и разделы курса, а как правило, отбираются наиболее интересные из них.

Учителю необходимо объяснить детям, как правильно пользоваться рабочими тетрадями, порекомендовать аккуратно и кратко вносить записи в них, сориентировать на предварительное изучение соответствующего параграфа в учебнике.

Использование рабочих тетрадей значительно облегчает организацию закрепления знаний на уроке и в домашних условиях.

№ 4.

Проверка и оценка правовых знаний, умений навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения праву. Она соответствует принципам систематичности, последовательности и прочности обучения и должна осуществляться в течение всего периода обучения. От правильности постановки этого дела тоже во многом зависит успех обучения.

Оценка выступает в качестве важного элемента обратной связи между учителем и учеником, когда учитель получает объективную информацию об эффективности обучения предмету. Качество знаний определяется по следующим критериям:

- полнота (т.е количество знаний по предмету);

- глубина (совокупность осознанных знаний по предмету, понимание причинно-следственных связей);

- гибкость (умение применять знания в разнообразных учебных и внеучебных, жизненных ситуациях);

- речевое оформление ответа.

Существуют следующие варианты диагностики знаний учащихся:

- текущий контроль усвоения знаний, приобретением умений и навыков;

- промежуточная аттестация, учитывающая результативность отдельного этапа процесса обучения;

- итоговая аттестация, показывающая степень изученности предмета в целом.

Текущая проверка и оценка правовых знаний имеет ряд функций:

- контрольную (проверка успешности обучения);

- воспитательную (школьник приучается систематически выполнять задания и делать это как можно лучше);

- обучающую (систематизация и закрепление знаний и умений учеников);

- развивающую (осуществляется развитие мышления, речи, навыков);

-ориентирующую (помогает корректировать учителю и ученикам способы деятельности);

- стимулирующую (развивает в учениках стремление лучше учиться).

Текущая проверка может осуществляться в форме письменного или устного опроса, выполнения упражнений, решения задач, тематических тестов, выполнение домашних и контрольных работ и т.д.). Основное место здесь, конечно, принадлежит устному опросу. Он может быть индивидуальным, когда опрашиваются подробно конкретные ученики (более 3-4 учащихся при такой форме трудно опросить); фронтальным (блиц-опрос всего класса, ученики которого отвечают кратко на мини-вопросы); уплотнённый (когда учитель одного ученика опрашивает устно, ещё 1-2 ученика работают на доске, а 4-5 учащимся учитель даёт письменные задания по карточкам. Тем самым, он как-бы уплотняет время.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачёта (иногда – в форме большой контрольной работы, экзамена, защиты курсовой работы или дипломного проекта по большому разделу курса, если он растянут на 2-3 года изучения).

Итоговая аттестация – комплексная проверка уровня подготовки выпускника учебного заведения и соответствия этого уровня требованиям ГОСа знаний (это может быть итоговое тестирование, экзамен, зачёт по всему курсу, ГИА, ГЭК, защита выпускной квалификационной работы).

Не секрет, что сейчас большое распространение получили тестовые формы контроля за уровнем и качеством знаний. Тестовая форма имеет ряд несомненных преимуществ:

- позволяет быстро опросить, оперативно и достаточно объективно проверить знания большого числа учеников;

- позволяет избегать напряжения и конфликтов между субъектами образовательного процесса;

- тестовая шкала представляет более глубоко дифференцированный срез знаний, чем пятибалльная (а, фактически, 3-4-балльная школьная шкала оценок).

Но много и минусов:

- с помощью тестов можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала;

- не исключён большой элемент угадывания отдельных ответов, особенно в простых по форме тестах, или же не исключается возможность списывания правильных ответов у более подготовленных школьников, если применяется 1 и 2 варианта;

- тесты обезличивают учебный процесс, отучают мыслить нестандартно, творчески;

- очень большой опасностью является некорректность постановки вопросов или подборки вариантов ответа к нему.

Всё же, тесты признаются одной из прогрессивных форм проведения среза знаний. Только не следует превращать тесты в доминирующую (и, тем более, в единственную, форму контроля), а также придерживаться ряда правил при составлении (или отборе) заданий для тестирования:

- в заданиях необходимо использовать простые, понятные формулировки вопросов и ответов к ним, не допускающие двусмысленного толкования; неправильные варианты ответов должны быть в определённой степени замаскированы внешней правдоподобностью;

- в простых по форме тестах не рекомендуется давать менее 2 и более 5 вариантов (4 – оптимальное количество;

- вопросы и ответы в одном тесте должны быть подобраны таким образом, чтобы одни из них не давали ориентировку на правильный ответ для другого вопроса;

- если формулировка вопроса содержит отрицательный тезис, глагол с отрицательной частичкой «не», его следует выделить другим шрифтом или курсивом;

- если используются разные варианты теста, требуется следить за примерным равенством их уровня сложности и наполнения содержательной части;

- рекомендуется для более детальной проверки знаний использовать многоуровневые тесты, включающие разные типы заданий разного уровня сложности, но не слишком злоупотреблять этим, чтобы у учеников не уходило слишком много времени на адаптацию к разным типам и уровням заданий. Причём, эти типы и уровни следует располагать компактно;

- очень важно чётко формулировать условия для разных типов заданий;

- наконец, очень желательно давать детям критерии оценивания заданий (способы разбалловки).

Соблюдение этих условий сделает применение тестовой формы контроля наиболее эффективным и безопасным.

Прогрессивной формой оценивания знаний является и рейтинговая система, неплохо стимулирующая учеников с помощью накопительной системы баллов и вносящая элемент состязательности в учебный процесс. Её вполне можно совместить с пятибалльной шкалой оценок. Скажем, по 100-балльной шкале «5» будет считаться 85 и выше баллов; «4» - от 70 до 85 баллов; «3» - от 50 до 69 баллов (как в ЛГПУ).

И надо иметь в виду, что школьная разбалловка имеет свои основания. Хотя единого подхода к наполняемости оценки у педагогов нет (главное – не столько оценка, сколько её качество, ибо проблемы завышенности или девальвации оценки имеет явно проблему субъективного характера), есть всё же довольно-таки чёткое понимание, что оценка 5 выставляется за правильный ответ, в котором ученик демонстрирует чёткое понимание предмета, грамотно формулирует сущность понятий, умеет делать выводы и обобщения, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, приводить конкретные примеры, высказывать и аргументировать самостоятельные суждения.

4 выставляется за в целом правильный ответ, содержащий некоторые неточности или отсутствие полноты в изложении материала.

3 ставится, если в ответе обнаруживается недостаточно глубокое понимание проблемы, отсутствуют собственные оценки сказанного, проявляются лиши умения репродуцировать материал без глубокого понимания его содержания.

2 ставится, если ученик вовсе не знает материал и не готов к уроку. За последнее, впрочем, ранее ставилась 1.

Но какую бы систему не выбрал учитель, важно помнить: уровень требований первичен, а оценки вторичны. В корне неверно, когда руководящие и контролирующие инстанции гонятся за высокими оценочными показателями, придавая им доминирующую роль в оценивании труда самого педагога.

№ 5.

В последние годы особую популярность приобрели различные методы правового образования, связанные с самостоятельной и внеурочной работой.

Самостоятельная работа представляет познавательную деятельность самих учеников, которая выполняется по заданиям в классе (аудиторная форма) или вне класса (внеаудиторная) и завершается проверкой результата педагогом. Она может носить индивидуальный, групповой и массовый характер.

К аудиторной форме самостоятельной работы относится выполнение разного рода упражнений, заданий и проходит в два этапа. На первом этапе учитель должен научить своих воспитанников элементарным приёмам самостоятельной работы, показать, каким путём можно добывать знания из разных источников, как их обрабатывать, анализировать, обобщать и делать выводы. Здесь он выступает в роли организатора и консультанта.

На втором этапе ученик уже сам способен выполнять исследовательскую деятельность, выполнять нестандартные задания.

К внеаудиторной форме самостоятельной работы относится работа в библиотеке, подготовка и написание рефератов, тезисов, статей, курсовых и дипломных проектов. В любом случае, при самостоятельной работе превалирует исследовательский компонент. Дидакты выделяют три уровня исследовательского обучения:

1) Преподаватель ставит проблему и намечает метод её решения;

2) Преподаватель ставит проблему, но метод её решения школьники ищут самостоятельно (индивидуально, или по группам);

3) Постановка проблемы, выбор метода её решения и само решение осуществляется обучающимися самостоятельно.

Одним из самых распространённых видов самостоятельной работы в школе вне урока является подготовка рефератов. Его структура должна включать:

- титульный лист

- оглавление (план) с указанием страниц разделов;

- введение с обоснованием выбора темы;

- изложение основного материала;

- заключение, где делаются выводы и обобщения;

- список использованной литературы.

Возможны изложение практического значения реферата и наличие приложения: иллюстрации, схемы, таблицы и т.п.

Объём реферата не должен превышать 20 стр. для старшеклассников. Учителю следует давать отзыв на реферат. Рефераты, как правило, должны защищаться. Формы защиты могут быть:

- классическая (также, как защищаются дипломные проекты): выступление, ответы на вопросы, рецензии и отзывы;

- индивидуальная (перед преподавателем);

- творческая (с оформлением стендов, демонстрацией слайдов, моделей, красиво оформленных презентаций и т.д.).

Внеурочная деятельность предполагает также разнообразные направления работы педагога с детьми:

- организацию клубов и кружков по интересам;

- проведение экскурсий;

- имитацию телепередач;

- создание фильмов;

- факультативную работу;

- проведение форумов, состязаний, конкурсов, олимпиад.

Внеурочная деятельность имеет свои особенности:

- строится, как правило, на добровольной основе;

- она не ограничена жёсткими возрастными рамками, поэтому в клубах, кружках, конкурсах могут принимать участие дети разных возрастных групп;

- педагог имеет дело с заинтересованными детьми, поэтому ему не приходится много заботиться о мотивации – главное, чтобы дети не потеряли интерес;

- работа вне класса не ограничена жёстким лимитом времени, рамками расписания;

- не выражается в оценках.

Новой формой внеурочной работы является дистанционное обучение (система экстерната, когда ученики самостоятельно прорабатывают учебную литературу и выполняют разного рода задания, не посещая правовые курсы в ОУ; работа с автономными обучающими системами на основе телекоммуникационных технологий, мультимедийных программ и курсов и т.п.

В любом случае, внеурочная работа должна предполагать большой элемент инициативы и творческого подхода, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Таким образом, в арсенале педагога современной школы находится большой набор передовых технологий обучения, способствующих эффективному освоению правового курса.

 








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.