|
Тема: «ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ»План: 1. Новация и инновация. Сущность инновационного обучения. 2. Типы и виды инновационной модели обучения. 3. Кейс-технологии, как один из методов инновационного обучения. 4. Образец применения кейс-технологии на уроках права. № 1. Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового, комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Новация – это средство, обеспечивающее новое качественное состояние учебно-воспитательного процесса (новый метод, новая методика, новая технология, новая программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Т.О., инновациями называют целенаправленные изменения, вносящие в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается с точки зрения развития трёх основных этапов: генерирование идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практической деятельности. В связи с этим, инновационный процесс в образовании можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, именуется инновационной деятельностью. Инновационность в обучении имеет и социально-философский аспект, привлекающий сейчас к себе внимание социологов и философов. Так, в конце 1970-х гг. авторы получившего широкую мировую известность доклада Римскому клубу «Нет пределов обучению» сформулировали представление об основных типах обучения, понимая обучение в широком смысле слова – как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта. К этим типам обучения относятся поддерживающее и инновационное обучение. Поддерживающее обучение – процесс и результат учебно-образовательной деятельности, которая направлена на поддержание и воспроизводство существующего уровня культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип образования обеспечивает преемственность социокультурного опыта, и именно он традиционно присущ как школьному, так и вузовскому образованию. Инновационное обучение – это процесс и результат такой учебно-образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип образования стимулирует активный отклик на возникающие перед человеком и обществом проблемные ситуации, расширяет значение дидактических поисков. Планируемый учебный процесс, т.е. то, чем занимается дидактика, охватывает оба типа обучения, первый из которых связан с ретрансляцией, воспроизведением социального опыта, а второй – с творческим поиском на основе имеющегося опыта с целью его обогащения. Трудно представить себе, чтобы практика обучения всегда сводилась к организации чистой репродукции. Ещё более нереально представить себе обучение на чисто исследовательской основе. Репродукция и исследования – две стороны одной медали в процессе обучения, так же, как традиции и новаторство в культуре. И то и другое необходимо. Первое представляет собой устойчивую сторону образования и культуры, без чего невозможно дальнейшее развитие, второе - обеспечивает сам процесс развития, без чего ни образование, ни культура в целом не могут существовать продуктивно. Речь может идти не о выборе между традицией и новаторством, репродукцией и исследованием – всё это должно присутствовать в культуре и образовании, а в приоритете, отдаваемом той или другой стороне образовательной деятельности. Т.е., дело – в направленности обучения. В современной дидактике всё большее распространение получает ориентация на инновационный характер обучения, в то время как в практике учебных заведений преобладает иной, поддерживающий тип обучения. Это совершенно объяснимо, учитывая, что сфера образования – одна из самых консервативных сфер жизни общества. Здесь все новации, прежде чем быть внедрёнными в практику педагогической работы, должны пройти надёжную апробацию, иначе легко разрушить традиции в образовании и культуре общества, что чревато чудовищными последствиями для образовательного и культурного уровня общества. Нельзя, внедряя новации, «наломать дров», превращая инновационную деятельность в бездумное кривлянье. № 2. Инновационные модели обучения делятся на два основных типа, соответствующие репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса: инновации – модернизации и инновации – трансформации. Инновации – модернизации призваны модернизировать (обновить) учебный процесс и направлены на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Т.е., они заключаются в повышении эффективности репродуктивного обучения. В этом – суть технологического подхода к обучению. Инновации – трансформации призваны преобразовать традиционный учебный процесс, будучи направленными на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению имеет своими задачами формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности. Т.о., репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике – технологическом и поисковом. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения, как организации достижения учащимися чётко фиксированных эталонов усвоения учебного материала, знаний, умений и навыков. И, соответственно, характеризуется чётко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами. Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, вырабатывает у них умение самостоятельно осваивать и даже порождать новые знания, способы деятельности, определять новые цели и задачи. Дидактические поиски в русле технологического подхода: - исходят из стремления повысить эффективность репродуктивной деятельности и обеспечивают реализацию преимущественно дидактических целей невысокого познавательного уровня; - являются личностно-нейтральными, т.е. не направлены на выявление и развитие индивидуальных способностей обучаемых; - делают акцент на стандартизированных учебных процедурах; - ставят учителя в позицию преподавателя – оператора стандартизированных дидактических материалов и технических средств обучения. Видами (вариантами) технологического типа инновационной модели обучения являются: - выбор минимально требуемых (обязательных) эталонов усвоения; - организация новых методов предварительной, текущей и заключительной проверки усвоения изучаемого материала (например, на основе стандартизированного тестирования); - выработка альтернативных способов проработки изучаемого материала; - организация работы детей в индивидуальном темпе и т.д. Тем самым, технологический подход, направленный на достижение эталонных финальных результатов, ведёт к сужению педагогических возможностей обучения. Дидактические поиски в русле поискового подхода: - акцентируют развивающий потенциал обучения; - исходят из самоценности поисковой деятельности; - намечают дидактические цели высокого познавательного уровня; - ставят педагога в позицию партнёра ученика по учебному исследованию, - предусматривают личностную включённость всех участников обучения, - предполагают высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимися, когда происходит расширение границ их непосредственного опыта и возможностей его осмысления учащимися. Видами (вариантами) поискового подхода в инновационном обучении являются: - самостоятельное усмотрение и постановка проблемы учащимися, выдвижение гипотез, предположений, организация их проверки; - игровое моделирование; - применение методов дискуссии, совместной выработки позиций и принятие решений; - организация систематического самостоятельного исследования, подготовка проектов учащимися. Тем самым, поисковый подход обеспечивает более широкий арсенал педагогических возможностей обучения на основе рефлексивной деятельности учащихся. Следует чётко себе представлять, что инновации в сфере образования разрабатываются и реализуются не органами государственной власти (они могут только ставить соответствующие задачи перед педагогическим сообществом), а работниками и организациями системы образования и науки. И успех этой деятельности зависит в первую очередь от педагогов и администрации учебных заведений. № 3 Особое место среди инновационных технологий в рамках поискового подхода принадлежит интерактивным формам обучения, в которых большая роль отводится самостоятельной деятельности обучающихся. Среди них всё большую популярность приобретает проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов - кейс-метод (метод кейсов, кейс-технология). Кейс (от англ. “case – «дело», «случай») представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определённому формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, её обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. В педагогике и методике понятиями кейс-метод, кейс-технология обозначают: 1) Описание конкретной практической ситуации, методический приём обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики жизнедеятельности, т.е использование методики ситуационного обучения “case-study” (кейс-стади – «ситуационное обучение»); 2) Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы. Кейсовая технология (кейс-метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Научить учиться, а именно – усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Преимуществами кейсов являются: - Кейс-технология развивает познавательный интерес, творческие способности обучающихся, включая их активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации. Она предоставляет возможность выбора, развивает активность учащихся, умение оценивать свои возможности, развивает самостоятельность, инициативность, творческий потенциал. - Возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным особенно при подготовке специалиста. Кейс-технология – это своего рода инструмент, при котором можно использовать теоретические знания для выполнения практических задач. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. - Эта технология позволяет развивать у учащихся мышление, умение выслушивать и оценивать альтернативную точку зрения, доказывать свою. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Т.О., при помощи кейс-метода обучающиеся могут проявить аналитические и оценочные навыки, работать в команде, находить рациональное решение проблемы. - Применение кейс-технологии можно сочетать с другими инновационными технологиями и возможно применять их на разных этапах работы. Так, на уроках права и обществознания применяются индивидуальная, парная и групповая формы работы, организуется работа с исследовательскими проектами, идёт работа с нормативными документами и другими источниками правовой информации. В составе кейс-технологии реализуется целый комплекс активных методов обучения, среди которых метод проектов, когда обучающиеся организуются в небольшие группы для обсуждения инновационной идеи (например, как совершенствовать избирательное законодательство), на тренингах разыгрываются ситуации в ролях, в мастер-классе обучаемые анализируют различные ситуации. Все эти формы работы эффективны при обсуждении проблемы или ситуации, о которой у учащихся уже имеются первоначальные представления. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса – условии задания. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы: - индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и её решений; - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Обычно кейсы к учебному году готовят в пакете, включающем в себя: 1. Вводный кейс – сведения о наличии проблемы, ситуации, явления, описание границ рассматриваемых проблемы, ситуации или явления; 2. Информационный (обучающий) кейс – объём знаний по какой-либо проблеме или теме, изложенный с той или иной степенью детальности; 3. Стратегический (аналитический) кейс – развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать комплексные проблемы; 4. Исследовательский кейс – аналогичен индивидуальным или групповым проектам, в которых результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения; 5. Тренинговый кейс – направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков; 6. Систематизирующий кейс – направлен на систематизацию знаний по теме или разделу на основе анализируемой ситуации, проблемы, явления; 7. Прогностический кейс – умение спрогнозировать последствия рассматриваемой ситуации, явления. Основные этапы Кейс-технологии: - подготовительный: определение места кейса в рабочей программе, поиск источника, разработка хода занятия; - ознакомительный: подключение учащихся к работе, выбор её лучшей формы; - аналитический: обсуждение ситуации, подготовка решения: - итоговый: представление готовых вариантов работы по кейсу, диагностирование результатов. Рекомендуемая последовательность работы: - введение в задачу; - собирание информации по кейс-задаче; - рассмотрение альтернатив; - сравнительный анализ; - принятие решений; - презентация решений. Методисты предлагают пошаговую инструкцию применения кейс-метода: 1 шаг: сформулируйте одну конкретную проблему и запишите её; 2 шаг: выявите и запишите основные причины её возникновения; 3 шаг: проблема переформулируется в цель; 4 шаг: причины её возникновения становятся задачами решения проблемы; 5 шаг: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по её решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий; 6 шаг: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия; 7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Рекомендуется так распределить функции между учащимися и преподавателем при реализации кейс-метода: До занятия: Преподаватель: подбирает кейс; определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся; разрабатывает сценарий занятия. Учащиеся: получают кейс и список рекомендуемой литературы и источников; индивидуально готовятся к занятию. Во время занятий: Преподаватель: организует предварительное обсуждение кейса; делит группу на подгруппы; руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями. Учащиеся: задают вопросы, углубляющие понимание проблемы; разрабатывают варианты решений, принимают во внимание мнения своих товарищей по подгруппе; принимают или участвуют в процессе принятия решений своей подгруппой. После занятия: Преподаватель: оценивает поставленные вопросы и принятые решения, работу учащихся в целом. Учащиеся: составляют письменный отчёт о занятии по заданной форме. Основные условия, обеспечивающие эффективность применения Кейс-технологии: - реально существующая правовая проблема или ситуация; - самостоятельное изучение и обсуждение данной правовой ситуации или проблемы обучающимися; - совместное обсуждение найденных путей решения данной ситуации или проблемы в команде под руководством педагога. Велики возможности кейс-технологии в процессе правового обучения: - «Включение» обучающихся в жизненные ситуации правового характера осуществляет связь обучения с реальной правовой действительностью, правомерным поведением гражданина и профессиональной деятельностью юриста, показывая важность изучаемого учебного предмета, его практическую направленность. - Активная работа обучающихся с кейсом на всех этапах, предполагающая разный характер деятельности, помогает развивать интерес учащихся к познанию права, формированию предметных и учебных компетенций. - Самостоятельная работа обучающихся при применении метода кейсов позволяет сформировать их познавательные способности и самостоятельность при принятии решений в правовой плоскости. - Дискуссионный характер кейс-задания и разбор кейса включает элемент соревнования и определяет заинтересованность обучающегося, формирует важные умения действовать в группе, видеть различия во взглядах на одну и ту же правовую ситуацию, отстаивать и аргументировать свою позицию, оценивать мнения других. - «Свободный» характер взаимодействия в педагогическом процессе в сравнении с традиционными формами его организации, является более привлекательным для учащихся именно тогда, когда снижается интерес к обучению. - Кейс-технологию можно применять и использовать на всех этапах правового обучения при наличии хорошей базы кейсов. Метод анализа конкретных ситуаций можно широко применять на занятиях по разным юридическим дисциплинам, так как он достаточно прост в подготовке и применении, и, в то же время, весьма эффективен. Кейс-технология применяется и в процессе преподавания права, позволяя среди прочего учащимся проанализовать и оценить явления, необходимые в профессиональной деятельности. Её применение несёт и воспитательный эффект, поскольку обучающееся не только анализируют проблему или ситуацию, но и выражают своё личное отношение, моделируют свои действия, поступки в осмысливаемой ситуации. № 4. Кейс-технология может быть применена, например, следующим образом: При изучении темы «Федеративное устройство России» ребята получают карточки с выдержками из главы 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» - ст. 71-75 (или можно вывести их на экране для всего класса в сокращённой редакции, либо, как вариант, попросить их дома, перед уроком изучить всю главу 3 КРФ). Это будет т.н. информационный кейс. Затем класс делится на, скажем, 5 групп, получающих свои варианты практических заданий, содержащих юридическую ситуацию, которую группе предлагается решить. Например, один из вариантов задания можно предложить следующий: «Президент одной из республик РФ обратился к законодательному органу республики с проектом закона. Согласно предложенному им законопроекту, в целях увеличения бюджета республики на её границах для взимания таможенных пошлин с автотранспорта, везущего груз из другого региона, будут установлены таможенные посты» - это т.н. вводный кейс (условие задания). Далее идёт задание: «Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект, издав соответствующий республиканский закон?» – это будет уже стратегический (аналитический) кейс. Задание конкретизируется: «Приведите два аргумента в обоснование своей позиции» или «выстроите систему логической аргументации, руководствуясь схемой ПОПС-ФОРМУЛЫ (аббревиатура расшифровывается так: позиция, обоснование, пример, следствие)». Её суть, конечно, нужно разъяснить детям, если они впервые встречаются с ней. Она заключается в следующем: ученик высказывает - - П (позицию) – т.е объясняет, в чём заключена его точка зрения: «законодательный орган республики не имеет права принимать закон, касающийся установления таможенных постов и взимания таможенных пошлин на своих границах»; - О (обоснование) – ученик должен объяснить свою позицию: «В целях сохранения государственной целостности и развития экономических связей между регионами, КРФ вводит запрет на установление таможенных постов и взимание таможенных пошлин внутри Российской Федерации. КРФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Эта точка зрения должна быть доказана ссылкой на статью 74 КРФ; - П (пример) – например, пример из истории «В эпоху средневековья внутренние таможенные пошлины стали одним из ярких проявлений феодальной раздробленности. В процессе централизации государств таможенные барьеры между провинциями ликвидировались, что способствовало формированию общенационального рынка». - С (следствие) – скажем, «вывод таков: если подобный закон парламент региона примет, то Конституционный Суд РФ признает его противоречащим Конституции России». Выполнение задания по подобной формуле может рассматриваться, как работа с исследовательским кейсом. Подводя итог, скажу, что кейс-технология как способ интерактивного обучения способствует повышению мотивации обучения и качества подготовки обучающихся за счёт того, что в освоении знаний активно задействованы мыслительные процессы, стимулированные необходимостью совершать самостоятельные непосредственные действия, происходит развитие интеллектуальных навыков учащихся, которые могут быть востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|