Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 11. Судьбы цивилизаций в Новое время





Возрождение и Реформация – ментальные и духовные истоки Нового времени. Возрождение как эпоха: сущность, признаки, периодизация. Роль городской жизни и капитализма. Гуманизм как мировоззренческая основа Ренессанса. Место христианства и античного наследия в эпоху Возрождения. Светская ученость и схоластика. Человек эпохи Возрождения: особенности менталитета и духовной жизни. Этические и художественные идеалы. Национально-региональные особенности Ренессанса. Искусство в эпоху Возрождения. Титаны Возрождения и их вклад в развитие Западной цивилизации. Понятие о Реформации. Кризисные явления в католицизме. Гуманизм и противоречия в Католической церкви: проблема противостояния и противоборства сил и тенденций. Истоки Реформации: идейные, социальные, экономические, политические. Вожди Реформации: Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин, Томас Мюнцер. Феномен протестантизма: лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм. Насильственная реформация: основные сценарии развития событий. Мирные варианты реформационных преобразований. Роль протестантизма в процессе складывания капитализма.

Новое время в истории Запада: основные тенденции и перспективы. Складывание капитализма. Буржуазия и феодальные сословия. Упрочение капиталистических тенденций в экономике. Буржуазия и наемные рабочие. Кардинальные изменения в структуре западноевропейской цивилизации. «Научная революция» XVI–XVII вв. и ее роль в процессе социализации знаний. Философские идеи Нового времени: основные парадигмы и их социальное звучание. Первые буржуазные революции и их значение для установления нового общественно-политического порядка. Либерализм и его идеологи. Секуляризация общественного сознания. Крушение старых культурных ценностей и рождение новых идеалов. Проблема человека и мира в западноевропейской культуре. Основные характеристики эпохи Просвещения. Идеологи Просвещения в Англии, Франции, Германии, Италии. Проблема социального идеала и универсального средства для его достижения. Роль воспитания. Культ разума. Специфика духовной жизни в эпоху Просвещения. Великая Французская революция и слом «старого порядка». «Свобода, равенство, братство» как новые идеалы общественной жизни. Эпоха «промышленного переворота». Дальнейшее формирование буржуазного общества в Европе.

Характерные черты и принципиальные особенности промышленного развития в мире в XVII–XVIII вв. Завершение «промышленного переворота» в Западной Европе, США и его начало в странах Восточной Европы и Азии. Научно-технический прогресс в Европе и Азии в XIX – 1-й половине XX в. Проблемы экономической и социальной модернизации. Магистральные и периферийные пути для расширения и интенсификации промышленного развития. Масштабная индустриализация стран Западной Европы и Северной Америки. Характерные черты индустриального развития в странах Востока. Модели индустриальной цивилизации на Западе и Востоке. Важнейшие атрибуты: научно-технический прогресс, либеральная демократия, капитализм. Кардинальные сдвиги в общественном сознании. Специфика материальной и духовной жизни в странах Запада и Востока в индустриальную эпоху. Романтизм как ведущая философская и социальная парадигма. Крушение идеалов романтизма. Реализм как метод в художественном творчестве и способ постижения окружающей действительности. Гегельянство и марксизм. Поворот к авторитаризму и коммунистическая доктрина. Теории и практическое воплощение идей о социальном равенстве. Образ человека в индустриальную эпоху. Индивидуализм, нигилизм, прагматизм. Феномен массовой культуры. «Восстание масс» и сползание мира к фашизму. Тоталитаризм и проблема рабского сознания. Государственный капитализм и антигуманные политические режимы. Неразрешимые противоречия капиталистического мира.

 

Раздел 12. Постиндустриальная (информационная) эпоха в истории цивилизации

Учение о постиндустриальном обществе: основные теоретические постулаты и их критика. НТР и «технологическая революция» как материально-техническая предпосылка перехода к информационному обществу. Вопрос о постиндустриальной (информационной) цивилизации: «за» и «против». Кризисы перепроизводства и транснациональная монополизация. Глобальные проблемы современного общества и принципиальные возможности для их разрешения. Переход к постиндустриальной цивилизации: основные исторические вехи. Феномен глобализации. Магистральные футурологические сценарии.

Ментальные сдвиги в массовом общественном сознании во 2-й половине XX – начале XXI в. Характерные тенденции и черты всемирной постиндустриальной цивилизации. Переход от индустриального к постиндустриальному способу производства. Влияние процессов глобализации на цивилизационные процессы. Феномен мультикультурности в ареалах традиционных культур. Роль современных информационных технологий. Очертания новой социальной структуры. Концепция «информационного взрыва» и место человека в новых условиях. Типологические черты постиндустриальной культурной среды. Перманентный кризис культуры и угроза тотального уничтожения человечества. Проблема «здорового общества». Возрождение высокой культуры и гуманизация общественно-политической жизни как приоритетные задачи современного человечества.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРАМ

 

Тематика и трудоемкость семинарских занятий

 

№ п/п №№ разделов Темы семинаров Трудоемкость (час.)
1. 1, 2 Теория цивилизаций. Становление цивилизаций  
2.   Ранние цивилизации Ближнего Востока  
3.   Античная цивилизация: Греция и Рим  
4.   Феномен раннего христианства  
5. 6, 7 Цивилизации Византии и средневекового Запада  
6.   Восточные цивилизации: традиции и новации  
7.   От Средневековья к Новому времени: трансформация Западного мира  
8.   Российская цивилизационная модель  
9. 11, 12 Индустриальная и постиндустриальная цивилизация  

 

 

Тема 1. Теория цивилизаций. Становление цивилизаций

 

Блок «Теория цивилизаций»

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие цивилизации. Сущность и основные типы цивилизаций.

2. Цивилизация и культура: единство и противоположность.

3. Человек, его менталитет и социальное поведение как методологическая основа для понимания цивилизаций.

4. Теории стадиального и локального развития. Мировые и локальные цивилизации: понятие и динамика их взаимодействия.

 

Основная литература

1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.

2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.

 

Дополнительная литература

1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 759 с.

2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.

3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 30–43; 72–89; 106–129.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.