Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Размеры, отклонения, допуски, посадки





 

ГОСТ 25346 – 82 устанавливает основные определения допусков и посадок для элементов деталей и их соединений, имеющих гладкие цилиндрические или плоские параллельные поверхности. Терминология, применяющаяся для допусков и посадок других типовых соединений, основана на терминологии, установленной ГОСТ 25346 – 82 для гладких цилиндрических соединений.

Поверхности деталей бывают цилиндрические, плоские, конические, эвольвентные, сложные (шлицевые, винтовые) и др. Сопрягаемые – это поверхности, по которым детали соединяются в сборочные единицы, а сборочные единицы в механизмы. Несопрягаемые или свободные – это конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей.

Вал – термин, применяемый для обозначения наружных (охватываемых) элементов (поверхностей) деталей. Отверстие – термин, применяемый для обозначения внутренних (охватывающих) элементов (поверхностей) деталей. Термины отверстие и вал относятся не только к цилиндрическим деталям круглого сечения, но и к элементам деталей другой формы, например ограниченным двумя параллельными плоскостями (паз, шпонка). Диаметры отверстий условно обозначают D, диаметры валов – d. Параметры отверстия принято обозначать прописными буквами латинского алфавита, например Dmax, параметры вала – строчными, например dmax.

Размеры выражают числовые значения линейных величин (диаметров, длин и т.д.) и делятся на номинальные, действительные и предельные. В машино- и приборостроении все размеры в технической документации задают и указывают в миллиметрах.

Номинальный размер (D, d, l и др.) – размер, который служит началом отсчёта отклонений, и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчётом их на прочность и жёсткость, а также исходя из совершенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий.

Для сокращения числа типоразмеров заготовок и деталей, режущего и измерительного инструмента, штампов, приспособлений, а также для облегчения типизации технологических процессов значения размеров, полученные расчётом, следует округлять (как правило, в большую сторону) в соответствии со значениями, указанными в ГОСТ 6636 – 69.

Действительный размер – размер, установленный измерением с допускаемой погрешностью. Этот термин введён потому, что невозможно изготовить деталь с абсолютно точными требующимися размерами и измерить их без внесения погрешности. Действительный размер детали в работающей машине вследствие износа, упругой, остаточной, тепловой деформации и других причин отличается от размера, определённого в статическом состоянии или при сборке. Это обстоятельство необходимо учитывать при точности анализа механизма в целом.

Предельные размеры детали – два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший – наименьшим предельным размером. Они обозначаются Dmax и Dmin для отверстия, dmax и dmin – для вала.

Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера: верхнее предельное отклонение ES, es – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение EI, ei – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Для отверстия:

ES = Dmax – D; (1)

EI = Dmin – D. (2)

Для вала:

es = dmax – d; (3)

ei = dmin – d. (4)

Действительным отклонением называют алгебраическую разность между действительным и номинальным размерами. Отклонение является положительным, если предельный и действительный размер больше номинального, и отрицательным, если указанные размеры меньше номинального.

Средним отклонениемm – для отверстия; em – для вала) называют полусумму верхнего и нижнего отклонений.

Em = 0,5(ES + EI); (5)

еm = 0,5(es + ei) (6)

На машиностроительных чертежах номинальные и предельные линейные размеры и их отклонения проставляют в миллиметрах без указания единицы (ГОСТ 2.307 – 68), например 42 , 42 , 42 , 42 ; угловые размеры и их предельные отклонения – в градусах (), минутах (′) или секундах (″), например 0°30′40″. Предельные отклонения в таблицах допусков указывают в микрометрах. При равенстве абсолютных значений отклонений их указывают один раз со знаком ± рядом с номинальным размером, например 60 ± 0,2; 120° ± 20°. Отклонение, равное нулю, на чертежах не проставляют, наносят только одно отклонение – положительное на месте верхнего или отрицательное на месте нижнего предельного отклонения, например 200-0,2 ; 240+0,2. Число знаков в обоих отклонениях обязательно выравнивают, например 50 .

Допуском Т (T – общее обозначение, от лат. Tolerance – допуск) называют разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми значениями того или иного параметра. Допуск Т размера определяется как разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами, по формулам (7) и (8), или как абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями, по формулам (9) и (10). Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т.е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовления уменьшается /3/. Допуск отверстия обозначается TD, допуск вала – Тd.

TD = Dmax – Dmin; (7)

Td = dmax – dmin, (8)

или

TD = ES – EI; (9)

Td = es – ei. (10)

Для упрощения анализа допуски можно изображать графически в виде полей допусков. При этом ось изделия всегда располагают под схемой.

Поле допуска – поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поля допуска определяются значением допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии. Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладывают отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, положительные отклонения откладывают вверх от нее, а отрицательные – вниз.

Схема расположения полей допусков отверстия и вала при посадке с зазором представлена на рисунке 1.

Посадкой называют характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.

В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадка может быть: с зазором (см. рисунок 1), с натягом или переходной, при которой возможно получение как зазора, так и натяга.

Зазор S – разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала. Зазор обеспечивает возможность относительного перемещения собранных деталей.

 

 

 
 

 

 


Наибольший, наименьший и средний зазоры определяют по формулам:

; (11)

; (12)

. (13)

Натяг N – разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Натяг обеспечивает взаимную неподвижность деталей после их сборки. Наибольший, наименьший и средний натяги определяют по формулам:

; (14)

; (15)

. (16)

 

Посадка с зазором — посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала).К посадкам с зазором относятся также посадки, в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала, т.е.

Smin = 0.

Посадка с натягом – посадка, при которой обеспечивается натяг в соединении (поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия).

Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью).

Допуск посадки – разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми зазорами (допуск зазора TS в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим допускаемыми натягами (допуск натяга TN в посадках с натягом):

 

TS = Smaх — Smin; (17)

TN = Nmaх — Nmin . (18)

В переходных посадках допуск посадки – сумма наибольшего натяга и наибольшего зазора, взятых по абсолютному значению. Для всех типов посадок допуск посадки численно равен сумме допусков отверстия и вала,

т.е.:

 

TS (TN) = TD + Td (19)

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.