Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию





Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в классе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, «пригласив в гости» пару игрушек животных, любых известных детям литературных героев или героев мультфильмов. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в классе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты почему не убрал лишнее с парты?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда беспорядок на парте». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

 

*7. Сформулировать правила работы с тревожными детьми

Основными причинами возникновения тревожности у дошкольников являются: гиперопека родителей; частые упреки, вызывающие чувство вины; проекция страхов родителей на детей; завышенные требования со стороны родителей и воспитателей; излишняя строгость родителей; посттравматический стресс.

1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех. Способствуйте повышению его самооценки, хвалите, но так, чтобы он знал, за что.

2. Избегайте заданий на время и соревновательных моментов.

3. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Сравнивайте только его собственные результаты (ты делаешь это лучше, чем в прошлый раз).

4.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

5.Ребёнок должен чувствовать вашу поддержку. Чаще используйте телесный контакт, обращайтесь к нему по имени.

6. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

7.Старайтесь не наказывать ребёнка. Наказывая, не унижайте его.

8. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии сверстников.

9. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.

10. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

11. Избегайте длинных нотаций!

12. Обратите внимание на ваш стиль общения с ребёнком (авторитарный стиль может усилить тревожность).

 

*8. Сформулировать стратегию поведения взрослых в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возрас та.

Младшие подростки- дети от 10-до 15 лет. Ведущая деятельность -интимно- личностное общение.

Для подростка важно, чтобы он общался со сверстниками:

- при общении с друзьями, у младших подростков идет активное усвоение норм, целей, средств социального поведения, вырабатываются критерии оценки себя и других(в общении со сверстниками реализуется процесс самовоспитания);

- общение со сверстниками очень важный специфический канал информации- по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые;

-групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой;

-это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение;

-в подростковом возрасте очень ярко выражен феномен группового давления, т.о. находясь в положительной группе сверстников, подросток копирует поведение других.

Родителям необходимо правильно поощрять желание подростка посещать всевозможные спортивные секции, кружки, клубы по интересам, где подросток будет общаться со сверстниками

Этот возраст основополагающий в развитии правильных достойных отношений между людьми разного пола. В младшем возрасте особенно важно научить мальчиков быть защитниками одноклассниц! Мальчикам нужно объяснять, что уважения достойна не только мама и сестра, но и все представительницы женского пола.

*9. Разработать схему психолого-педагогического анализа урока

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Организационный момент уро ка и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока.

Психологический анализ опроса учащихся на ур оке: Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся?

Психологический анализ процесса изучения нового материал а на уроке: как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала? Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся?

Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач?

Психологический анализ задания на до м: как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивирован объем задания?Доступность задания и четкость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чем они свидетельствуют? Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой мере осуществлена цель урока? Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся.

Психологический анализ особенностей поведения учители на уроке.

Дать характеристику действий и состояний учителя с психологической точки зрения. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся. Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.

Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя. Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива.

 

*10. Описать профессиограмму психолога

профессиограмма психолога к доминирующим видам деятельности относит: исследование уровня развития человеческой психики и связанных с ее функционированием процессов; изучение общих норм и закономерностей психического развития детей и составление программ обучения; изучение поведения людей и их внутреннего мира; рассмотрение вопросов, которые связаны с творчеством и восприятием окружающего. Кроме того, психолог нередко изучает особенности труда индивида, его поведение в стрессовых ситуациях;

часто эти специалисты проводят психологические консультации, организовывают групповые мероприятия, ведут тренинги, лекции и семинары, обеспечивают профилактику неблагоприятных проявлений психики и укрепление положительных психологических качеств. Кроме вышеперечисленных видов деятельности, они занимаются и многими другими, которые будут отличаться в зависимости от места и целей работы.

Профессиограмма психолога также описывает качества, которыми должен обладать этот специалист, чтобы его профессиональная деятельность была успешной. Если говорить о способностях, к ним можно отнести следующие: – высокую концентрацию и внимательность; – умение переключать, правильно распределять внимание, выполнять несколько действий одновременно; – ораторские способности; – хорошо развитую образную и словесно-логическую память и соответствующие им типы мышления; – способность запоминать большой объем информации;

–коммуникативные способности; – умение слушать и ясно выражать свои мысли;–способность контролировать себя.

Что касается личностных качеств, профессиограмма психолога, как правило, включает ответственность, терпимость, уважение к другим, желание развиваться и учиться новому, находчивость и оригинальность, тактичность, инициативность, целеустремленность, творческое начало, умение хранить тайны, а также другие положительные качества.

Отмечаются и качества, которые препятствуют эффективности работы: неуравновешенность, агрессивность, нерешительность, замкнутость, неумение ставить себя на место другого человека и понять его позицию. Не сможет стать психологом и человек с ригидным мышлением, низким интеллектуальным уровнем развития. Профессиональные знания этого специалиста применяются в самых разных областях, о чем расскажет любая профессиограмма психолога. Такие люди могут работать и в социальных организациях, и в образовательных учреждениях, и в больницах, и в различных службах или фирмах. Многие психологи работают на телефоне доверия, в службе спасения, МЧС, военных организациях.

 

 

11. Охарактеризовать психологическое содержание стресса, его диагностические отличия от дистресса.

Cтресс и дистресс – состояние психического напряжения, возникающее в сложной жизненной ситуации.Стресс рушит привычный устой в организме и заставляет его адаптироваться к раздражителю. Стресс влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. К стрессу все относятся по-разному. Кто-то может достаточно спокойно справиться со стрессовой ситуацией, а на кого-то стресс окажет вредное воздействие. Такая негативная форма стресса является дистрессом.

Физический (или физиологический) стресс обусловлен болевыми ощущениями или повреждением внешних кожных или других структур. Для психологического стресса характерно изменение сложных психических процессов, возникающих в организме человека, обострение или сужение процессов восприятия, внимания, памяти, мышления. В повседневной жизни слово «стресс» употребляется только в негативном значении. На самом же деле стрессы бывают двух видов: полезные или вредные.

Полезные стрессы называют эустрессы. Они необходимы для полноценной жизни каждому человеку. Неожиданная встреча с другом вызовет положительные эмоции или полезный стресс.

Вредные стрессы или дистрессы появляются, когда организм не в силах больше бороться с внешними раздражителями (хронический недосып или бесконечные проблемы семье, конфликты на работе). Именно такое состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

К основным видам вредного стресса (дистресса) относятся все психологические или эмоциональные стрессы.

дистресс – это вид стресса, для которого характерна серьезная степень выраженности и оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм. В результате такого воздействия происходит дезорганизация многих функций организма, нарушается психическая деятельность и поведение человека.

Дистресс является состоянием высокого эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных жизненных ситуациях и превышает по своей степени воздействия или длительности индивидуальные психофизические и личностные адаптивные возможности. Это состояние вызывает нарушения жизнедеятельности с проявлением патологических признаков.

Состояние дистресса оказывает разрушительное действие на высшие психические функции: мышление, речь, память. При длительных негативных эмоциональных состояниях происходит «застойное» возбуждение структур мозга, что сказывается на общем состоянии, возникают неврозы, нарушается сон, память, внимание. Хронический стресс (дистресс) может быть причиной алкоголизма, язвы желудка, артериальной гипертензии.

Основными причинами дистресса признаны:

- невозможность удовлетворения физиологических потребностей в воде, еде, кислороде и т.д.

- сложные условия жизни (недостаток кислорода высоко в горах).

- серьезные повреждения кожных покровов, длительная болезнь или чрезмерная боль

- негативные эмоции длительного воздействия (затяжной конфликт, постоянный страх).

Любой эмоциональный всплеск может явиться источником стресса. При этом устойчивость организма усиливается, происходит мобилизация энергетических ресурсов, обеспечивая сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти ресурсы истощены, и нет возможности сопротивляться внешним воздействиям. Необходимость недопущения перехода стресса в дистресс является жизненно важной для любого индивида, а умение справляться с негативными воздействиями поможет сохранить физическое и психическое здоровье.

 

 

*12. Охарактеризовать методы развития мотивации познавательной деятельности подростков

( Высокая познавательная деятельность будет при условии: высокой познавательной потребности, познавательного интереса, познавательной активности )

В подростковом возрасте ведущими деятельностями являются: познавательная и интимно-личностные отношения со сверстниками. Познавательная деятельность реализуется в процессе учебы средней школы. Очень часто уровень познавательной деятельности снижается. Причин много и они все разные, но в

Методы развития мотивации познавательной деятельности:

1)формирование положительного отношения к учебе в школе. Ребенку нужно разъяснять, для чего нужно учиться, где он сможет применить знания полученные в школе (в каких профессиях). Процесс получения знаний, должен быть должен быть организован так, чтобы ребенок систематически выполнял поиск информации самостоятельно (результат- ребенок будет испытывать «радость открытия»). Чаще давать творческие задания, где он будет проявлять инициативу (для подростков важно самоутверждение, самовыражение). Реальными примерами (на своем) показывать, что знание и образование делают жизнь человека интереснее, расширяют границы доступного.

2)Для повышения учебной мотивации необходимо, чтобы подросток умел правильно распоряжаться временем - для этого, дайте ребенку самостоятельно распределять свое время(приготовление домашнего задания, посещение кружков и секций, прогулки)- должно развиваться чувство ответственности.

3)формулирование навыков самоконтроля и самоуправления. Давайте возможность ребенку проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения(выполнение домашних поручений);

4)методы поощрения (отмечать хоть и небольшие успехи в учебе). Кроме того, хорошо работает прием, когда ребенок сравнивает свои успехи не с успехами других одноклассников, а с его прежними результатами. Когда ребенок осознает свой успех- повышается уровень самооценки;

5)укреплять «умение учиться» (получение новой информации должно происходить рационально, последовательно; не допускать «пробелов» в знаниях. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу);

8) Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

 

*13. Разработать программу психологической коррекции педагогически запущенных дет ей

Педагогически запущенные – это те дети, которым не хватает заботы, внимания. В отношении педагогически запущенных детей игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Это школьники, выпавшие из нормального обучения, дети, у которых не сложились правильные отношения с педагогами, родителями, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нём.

В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредоточиваются при выполнении задания либо отвлекаются.

В работе с педагогически запущенными детьми психологу важно понять пределы своей профессиональной компетенции, поскольку проблема перевоспитания таких школьников может быть решена только в широком социальном контексте.

Индивидуальный подход дает максимальный эффект для воздействия на личность школьника, потому что есть особенные ситуации и особенности определенного ребенка, к тому же, — его конкретное состояние в данный момент.

Работа с педагогически запущенными детьми следующая:

· Умственная тренировка

· Искусство как терапия

· Игровое ролевое научение, корректирующее поведение

· Обучение общению, коммуникации

· Научение поддержке коллектива

· Формирование новой адекватной самооценки, работа с различными страхами детей и так далее.

Психокоррекционная программа включает следующие задачи: Развитие у этих детей мотивации к учебе. Создание желания ставить и достигать цели. Освоение элементарных способов учебной деятельности. Совершенствование речи, создание словарного багажа. Преобразование самооценки через формирование уверенности в себе и своих способностях.

Работа с психологической эмоциональной областью: уменьшение агрессивности, напряженности и тревожного состояния, возбудимости.

Вся деятельность на уроках коррекции должна «работать» на формирование познавательных интересов школьника, его самооценку и уверенность в себе, своих умственных и других способностях и возможностях. Здесь они учатся не бояться ошибок и избавляются от беспричинного беспокойства. Коррекция педагогически запущенных детей проводится преподавателями не только на отдельных занятиях, но и в их повседневной школьной жизни.

Если ребенок слишком возбудим, чрезмерно реагирует на окружение, то для него необходимо создать сдержанную, мирную и благодушную атмосферу, при этом сохраняя твердость и последовательность требований. Повышение тона, эмоциональность и гнев преподавателя в их адрес вызовет быструю возбудимость, злую реакцию в «ответ».

Ребенок с другим типом нервной системы: закомплексованный, неуверенный в своих силах, боязливый, которого легко ранить, нуждается в доброжелательной обстановке ободрения, поддержки. Суровые меры воздействия, категоричное оценивание, резкость, грубый тон недопустимы в работе с такой категорией детей. Это может вызвать у них эмоциональный блок, чувство подавленности и уход в себя. В коррекционной работе с трудными детьми очень важно правильно разговаривать с ними. Тон должен быть в обоих случаях дружественный, доброжелательный, спокойный, но строгий.

 

 

*14. Представить сценарий разрешения конфликтной ситуации

конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

разрешение конфликта во многом зависит от умения человека вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.

1. Дайте партнеру “выпустить пар”. Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его “взрыва” следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства.

3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным.

4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит:“Я чувствую себя обманутым”.

5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать.

6. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).

7. В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: “Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: “Вы — необязательный человек”.

8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий. Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку.

9. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение.

10. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с “врагом”.

11. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытаитесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее.

12. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера.

13. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы.

15. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. Выразите свое уважение и расположение клиенту и выскажите соглашения по поводу возникших трудностей.

*15. Составить план беседы психолога с родителями подростка, склонного к аддиктивному поведению

Суть аддиктивного поведения – это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Способы достижения аддикций самые разнообразные – начиная с видов деятельности и заканчивая приемом веществ. Психология аддиктивного поведения различает химические и нехимические аддикции (зависимость). Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм: 1.Нехимические адикции: гэмблинг (тяга к азартным играм); интернет-аддикция; сексуальная аддикция; аддикция отношений или созависимость; шопинг (аддикция к трате денег); трудоголизм.

2.Химические аддикции: алкоголизм; наркомания; токсикомания.

3. Промежуточная группа аддикций: аддиктивное переедание; аддиктивное голодание.

В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Беседа психолога с родителями подростка, склонного к аддиктивному поведению, преследует несколько целей: 1) подробное обсуждение психического состояния подростка, а также характера, степени и причин выявленной зависимости; 2) совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, связанных с подростком, их отношения к проблеме; 4) планирование последующих встреч и разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяют перечисленные выше четыре основных этапа. При этом желательно провести хотя бы одну из бесед одновременно с обоими родителями подростка, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину, а кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за его судьбу.

Максимально спокойно родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка. Необходимо рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению»:

1. Беседа с ребенком.

2. После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог, психиатр, врач-психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.

3. Попросить у врача информацию о том, где можно найти квалифицированных психологов по данному вопросу в данной территории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоятельно.

4. Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.

*16. Охарактеризовать стили педагогического общения и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе

Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

1.Автократический.Не приемлют дискуссий, обсуждений, выражения мнения отличного от мнения преподавателя. Автократ направлен на передачу знаний и ответы учащихся в строго заданных рамках. Всегда прав.

2.Авторитарный. При авторитарном стиле общения характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

3.Попустительский. Главной особенностью является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру.

4.Демократический. Здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Задача педагога незаметно влиять на результат.

5.Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

6. Общение – устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение. И молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В чистом виде стили не существуют. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого.

 

*17. На примере одного из этапов социализации показать, какие факторы и агенты влияют на развитие личности

Социализация личности — это процесс, в котором индивид (человек) усваивает опыт, систему знаний, норм и ценностей и в последующем активно использует их, став полноправным членом общества. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Агенты социализации —это институты, люди и группы, которые способствуют процессу социализации.. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Институты социализацииучреждения, влияющие на процесс социализации.(государство, учебные заведения, церковь, СМИ).

Для примера беру стадию отрочества(11-20 лет, психосоциальный кризис)- активное физическое и половое развитие. в этот период происходит поиск своего места в жизни(самоопределение), в этот период индивид собирает всю информацию о себе для формирование личностного "Я". Появляется необходимость найти свое профессиональное призвание. Происходит осмысливание своей социальной роли в обществе. Именно в этом периоде общество признает способности и умения индивида.

Что влияет на процесс социализации в этом периоде? Первичные агенты: члены семьи(мама и папа).Если юноша-то отец, это пример, модель поведения мужчины в обществе. Для девушки- мама. Кроме родителей- кумир, один из сверстников может быть идеалом. Школа и педагоги- дают базовые научные знания. Также первичные агенты: члены спортивной секций, кружков, летних лагерей и т.д. Важно, чтобы был человек, который грамотно объяснил процесс полового созревания..Важно, чтобы был человек, который бы проводил проф ориентационную работу(педагог, либо кто-то из членов семьи).В этот период важно выявить способности индивида, дабы в след. периоде не было проблем с поиском работы.Вторичные агенты: СМИ, интернет. Для юношей- частые медицинские комиссии, первое знакомство с военкоматом(у некоторых служба в армии).

 

 

*18. Описать методы профориентационной работы с опорой на психосоциальные факторы юношеского выбора профессии

Цель профориентационной работы- помочь ребенку с профессиональным самоопределением, в соответствии со своими возможностями и способностями.

Психосоциальные факторы юношеского выбора профессии:

-индивидуальные особенности личности и ее потребности(уровень развития интеллекта, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка);

-потребности рынка труда(какая область профессий наиболее востребованы на рынке труда); является ли желаемая профессия социально необходимой; какой статус дает конкретная профессия; какова материальная обеспеченность специалиста в конкретной проф.- й области.

Методы проф. работы: работу можно проводить как в группе, так и индивидуально.

1)Использование диагностических методик (1. Дифференциально-Диагностический Опроскник Климова -определение какой тип профессии наиболее предпочтителен подростку:человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек - художественный образ);

2. методика "Карта интересов" - изучается направленность интересов в 29 сферах деятельности;

3.методика "Якоря карьеры"(автор Шейн)- выявление карьерных ориентаций. Обязательное условие - использование две и более тестовых методик.

3)Профориентоционные консультации( где подросток получает грамотно составленную интерпретацию по результатам диагностики, рекомендации от специалиста(психолога или педагога).

4) Семинары, лекции и беседы (целью, которых будет получение информации о разных видах профессии).

5)Экскурсии на предприятия.

6)Беседы- встречи с представителями различных профессий(подросток получает возможность получения информации "с первых уст" о содержании профессии, какие предъявляются требованию личностным особенностям человека.

7)посещение подростков разных школьных и внешкольных кружков, факультативов, клубов "по интересам" (цель- раскрыть направленность интересов подростка. частично







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.