Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из предисловия к 3-му изданию





 

Характерной чертой современного этапа в развитии эко­номики, науки, образования и культуры является расшире­ние международных связей и сотрудничества. В наши дни знание иностранных языков не только открывает доступ к важ­нейшей информации, содержащейся в мировой научной и тех­нической литературе, но и становится абсолютно необходи­мым при деловых встречах. Нужно ли говорить при этом о том, сколь важным делом является создание эффективной сис­темы изучения иностранных языков. Каждый, кто по-настоя­щему берется за изучение иностранного языка, стремится сде­лать это в сжатые сроки, без заучивания лишних слов и абстрагированных грамматических правил.

Большой вклад в развитие методики овладения англий­ским языком внесли труды и учебные пособия А. Л. Пумпян­ского. Успех трудов А. Л. Пумпянского не случаен. Ему уда­лось найти исключительно много удачных форм обучения, внушить учащемуся уверенность в том, что он научится не только читать, но и говорить по-английски. Не случайно, что предлагаемая читателю работа А. Л. Пумпянского «Чтение и перевод английской научно-технической литературы» вы­ходит 3-м изданием. А. Л. Пумпянский непрерывно совер­шенствует свою методику обучения английскому языку, ви­доизменяет и улучшает свои пособия. Большая творческая работа, которую проводит А. Л. Пумпянский, несомненно сти­мулируется той естественной признательностью, которую ис­пытывают к его трудам многочисленные заочные и очные ученики. В новое издание книги А. Л. Пумпянский снова внес большое число поправок и дополнений. Книга открывается новым «Введением». Это «Введение» представляет большой самостоятельный интерес, особенно для читателя, который уже освоил английский язык по работам А. Л. Пумпянского и

теперь снова берет в руки новое издание его книги, стремясь усовершенствовать свои знания, а также для специалистов в области лингвистики.

«Введение» позволяет читателю глубже проникнуть в твор­ческий метод автора и по новому, более эффективно освоить содержание книги. Изложение лексики в книге А. Л. Пумпян­ского несмотря на сравнительно малый объем носит почти энциклопедический, уникальный характер. В этом разделе ав­тором собраны как раз те выражения, обороты и слова, кото­рые встречаются чаще всего, очень нужны и вызывают у обу­чающегося много затруднений. Исключительной заслугой и большой удачей автора является разработанный им способ изложения грамматики. Здесь нет ничего лишнего и в то же время ничего не пропущено. В изложении А. Л. Пумпянского грамматические правила запоминаются легко и оказывают неоценимую помощь при переводе.

Раздел книги, посвященный фонетике, представляет собой едва ли не наибольшую творческую удачу автора. Изучение этого раздела книги А. Л. Пумпянского в сочетании с практи­ческими занятиями позволяет полностью ликвидировать столь широко распространенную «робость» перед устной речью.

Свою деятельность по созданию эффективных методов овладе­ния английским языком А. Л. Пумпянский начал, работая главным образом со специалистами химиками. Поэтому и примеры, кото­рыми он пользовался, были взяты из областей химической науки. Тем не менее уже первые издания книги А. Л. Пумпянского вызва­ли большой интерес со стороны специалистов других научных про­филей. Новое издание книги имеет уже практически универсаль­ный характер и содержит многочисленные примеры из разных областей науки и техники.

Нет никаких сомнений, что третье издание книги А. Л. Пумпянского найдет своих благодарных читателей.

Академик Н. М. Эмануэль

 

От автора

Билингвистическое исследование языка и стиля английской и русской научной и технической литературы, предпринимае­мое автором на протяжении двадцати лет, дало возможность наметить некоторые пути исследования закономерностей пе­ревода научной и технической литературы с английского язы­ка на русский и с русского языка на английский и предложить соответствующие рекомендации по переводу.

Автор с удовлетворением констатирует, что его труд ши­роко используется научной и технической общественностью и стал стабильным пособием во многих академиях, вузах и техникумах.

Для третьего издания книги автор написал новое введе­ние, отражающее его взгляды на современное состояние во­просов перевода английской научной и технической литера­туры на русский язык и русской литературы на английский язык и методики обучения переводу.

В алфавитную часть пособия внесено около 150 корректив.

Тексты заменены целенаправленными упражнениями на трудности перевода псевдопростых слов и псевдопростых грамматических форм. Упражнения построены на материа­ле общенаучного характера и многих различных областей науки и техники.

Даны также упражнения на правила чтения английских слов.

При работе читателей с пособием автор просит учесть, что в книге собраны псевдопростые слова, словосочетания, фразео­логические единицы в грамматические формы, характерные для языка и стиля английской научной и технической литературы.

Основным критерием отбора этих языковых элементов яв­лялась частотность ошибок или неточностей при переводе, при­чины которых рассматриваются во «Введении». Эти слова, сло­восочетания, фразеологические единицы и грамматические формы нередко кажутся настолько простыми, что читателям даже не приходит в голову справиться об их значении. Автор просит читателей внимательно ознакомиться с «Введением» и пользоваться пособием даже в тех случаях, когда у них возни­кают затруднения и желание с кем-либо проконсультировать­ся, считая, что в книге на этот вопрос ответа нет. Автор надеет­ся, что эти усилия читателей будут вознаграждены.

Читатели, желающие овладеть в сжатые сроки специфи­кой перевода английской научной и технической литерату­ры, независимо от специальности и степени владения разго­ворным языком, могут также использовать данную книгу в качестве ключа к англо-русской части пособия автора «Уп­ражнения по переводу научной и технической литературы с русского языка на английский и с английского языка на рус­ский» (Москва, изд. «Наука», 1966).

 

Введение

I. ПЕРЕВОД НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — ОСОБАЯ ДИСЦИПЛИНА

В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость глубокого лингвистического изучения теории и практики пере­вода научной и технической литературы.

В 1961 году мы писали: «По-видимому, настало время по­думать о создании особой дисциплины — перевод научно-технической литературы»1. В том же году появилась первая книга, посвященная исключительно вопросам теории пере­вода научной и технической литературы2. Дальнейшее ис­следование перевода научной и технической литературы по­зволяет нам предложить следующую формулировку:

Перевод научной и технической литературы является осо­бой дисциплиной, возникшей на стыке лингвистики, с одной стороны, и науки и техники — с другой. Поэтому перевод на­учной и технической литературы надо рассматривать как с языковедческих, так и научных и технических позиций, с при­матом первых при исследовании общеязыковых вопросов и вторых — при рассмотрении узкой терминологии3.

Выявление объективных закономерностей перевода научной и технической литературы как новой, самостоятельной дисциплины

1А. Л. Пумпянский. Чтение и перевод английской научно-техниче­ской литературы. Лексика и грамматика. М, Изд-во АН СССР, 1961, стр. 4.

2 R. W. Jampelt. Die Ubersetzung naturwissenschaftlicher und tech-nischer Literatur (Sprachliche Masstabe und Methoden zur Bestimmung ihrer Wesenzuge und Probleme). Berlin, 1961.

3 См. также: А. Л. Пумпянский. Введение в практику перевода научной и технической литературы на английский язык, М., 1965, стр. 9; его же: Рождение новой дисциплины. «Химия и жизнь», 1966, № 1, стр. 61.

 

следует проводить на основе фактического языкового ма­териала разных отраслей науки и техники исходя из пяти основ­ных положений:

1) ограничение исследования рамками естественных и точ­ных наук и техники;

2) выявление общих языковых закономерностей, присущих этим областям науки и техники;

3) вскрытие еще не изученных языковых закономерностей в результате анализа отдельных пар языков в процессе перевода;

4) обогащение, систематизация и рационализация языка нау­ки и техники на основе лингвистического анализа в содружест­ве со специалистами по отдельным областям науки и техники;

5) развитие общей теории перевода как отдельной облас­ти языкознания.

В научной и технической литературе используются те же языковые средства, что и в других видах письменной комму­никации, однако удельный вес ее отдельных лексических и грамматических компонентов совершенно другой.

В связи с этим перед лингвистами стоит важная задача — выявить и описать специфику употребления в науке и технике этих языковых компонентов в содружестве с представителя­ми точных и естественных наук.

Исследование должно проводиться как в теоретическом аспекте, так и в плане систематизации и описания характер­ных особенностей таких отдельных научных и технических подъязыков, как математика, астрономия, физика, химия, гео­логия, металлургия, биология, ботаника, зоология, геодезия, метеорология, палеонтология, медицина, электроника, элек­тротехника, сантехника, авиация, земледелие, лесоводство, горное дело и, соответственно, их прикладных областей.

 

II. БИЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЯЗЫКА И СТИЛЯ НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Задача исследования специфики языка и стиля научной и технической литературы может решаться путем проведения работы в двух направлениях.

1) Исследование проводится в пределах одного языка. При этом изучаются разные языковые стили и дифферен­цируются их лингвистические признаки.

2) Исследование проводится в пределах двух языков. При этом выявляется сходство и расхождение в средствах

выражения научной и технической мысли одной пары языков. Второе направление можно назвать билингвистическим4. Билингвистическое исследование языка и стиля англий­ской и русской научной и технической литературы дает воз­можность получать сопоставительные данные, которые затем ложатся в основу правил перевода как с английского языка на русский, так и с русского языка на английский.

Фронтальное билингвистическое исследование закономер­ностей языка и стиля английской и русской научной и техниче­ской литературы и разработка правил перевода с одного язы­ка на другой требуют объединенных усилий лингвистов и логиков, психологов и педагогов, переводчиков и инженеров. За последние годы мы сделали попытку рассмотреть неко­торые вопросы в этом плане. Ниже приводятся основные на­правления и результаты предпринятого нами билингвистиче-ского исследования языка и стиля английской и русской научной и технической литературы и вытекающие из него выводы и рекомендации по переводу с английского языка на русский и с русского языка на английский5.

1) Установлено, что в основе языка и стиля английской и русской научной и технической литературы лежат нормы пись­менного языка с определенными общими и частными специ­фическими характеристиками, а именно:

4J. Vinay, J. Darbelnet. Stylistique comparee du francais et de l'anglais (methode de traduction). Paris, 1958; A. Malblanc. Stylistique comparee du francais et de 'allemand (methode de traduction). Paris, 1961; А. Л. Пумпянский. Язык и стиль литературы по радиоэлектронике и электротехнике. — «Тезисы докладов XXIII Всесоюзной научной сес­сии, посвященный Дню Радио, НТОРиЭ имени А. С. Попова, секция научно-технической информации и перевода», М., 1967, стр. 5; его же: Билингвистическое исследование порядка слов в английской и рус­ской научно-технической литературе. Там же, стр. 12.

5 Результаты этого исследования опубликованы в наших книгах и статьях и доложены на конференциях и семинарах по теории и практи­ке перевода научной и технической литературы (см. библиографию).

а) Лексика научной и технической литературы

Употребляется большое количество специальных терминов. Слова отбираются с большой тщательностью для максимально точной передачи мысли. Большой удельный вес имеют служеб­ные (функциональные) слова (предлоги и союзы) и слова, обеспе­чивающие логические связи между отдельными элементами вы­сказывания (наречия типа: однако, тем не менее, с другой стороны, кроме того, следовательно, и наоборот, в таком случае).

б) Грамматика научной и технической литературы

Используются только твердо установленные в письменной речи грамматические нормы. Широко распространены пассив­ные, безличные и неопределенно-личные конструкции. Боль­шей частью употребляются сложносочиненные и сложнопод­чиненные предложения. Всякая научная или техническая статья является, по сути, развернутым определением. В отличие от художественной литературы, основная задача которой— соз­дание образов, научная и техническая литература стремится как можно точнее описать и объяснить определенные факты. Поэтому в грамматике научной и технической литературы пре­обладают существительные, прилагательные и неличные фор­мы глагола. Доказано, что личные формы глагола встречают­ся в научной и технической литературе в два раза реже, а пассивные конструкции в пять-шесть раз чаще, чем в художе­ственной литературе. Указанные характеристики касаются научных монографий и статей, рефератов и учебников. Одна­ко текст технических справочников, каталогов, описаний по­ставок, технических отчетов, спецификаций и инструкций мо­жет иногда содержать предложения, в которых отсутствует сказуемое (при перечислении технических данных и т. п.) или подлежащее (если оно подразумевается по контексту).

в) Способ изложения материала научной и техниче­ской литературы

Основная задача научной и технической литературы — пре­дельно ясно довести определенную информацию до читателей. Это достигается логически обоснованным изложением факти­ческого материала без применения эмоционально окрашенных слов, выражений и грамматических конструкций. Поскольку научной и технической литературе присуще формальное, логи­ческое, почти математически строгое изложение материала, пра­вомерно назвать подобное изложение формально-логическим. Пишущий на научные и технические темы избегает неточных определений, неспелых обобщений, сенсаций. В его работах всегда присутствует ясность и главный упор делается на логи­ческую, а не на эмоциональную сторону информации. Изложе­ние обычно ведется не от первого лица и используется особый, «коллективный» стиль.

2) Выявлены и описаны основные английские слова и сло­восочетания, которые, вследствие своей многозначности, не­правильной аналогии с другими словами или ошибочности графического восприятия часто переводятся неправильно. Эти слова названы «псевдопростыми».

3) Выявлены и приведены основные устойчивые и близкие к устойчивым сочетания, характерные для языка научной и технической литературы.

4) Выявлено и систематизировано большое число общих и служебных (функциональных) слов и их различные сочетания для перевода с русского языка на английский.

5) Уделено большое внимание словам и сочетаниям, рас­крывающим логические связи в пределах предложения, меж­ду двумя предложениями или целыми абзацами, как напри­мер thus (см. § 77), again (см. § 4), also (см. § 5), now (см. § 50), such as (см. § 68), in terms of (см. § 74). Предложены новые варианты их перевода.

6) Найдены русские эквиваленты английских слов, харак­терные для языка научной и технической литературы, как на­пример: alternative (см. § 6), apart (см. § 7), tentative (см. § 73), procedure (см. § 60), particular (см. § 58), previous (см. § 59), little (см. § 32), estimate (см. § 26), either... or (см. § 24), the... the (см. § 95), approach (см. § 9), evidence (см. § 27), available (см. § 12), few (см. § 32), to be useful (см. § 83), to involve (см. § 40), to undergo (cm. §80)6.

7) Введен термин «глагол — характеристика» (см. § 141) и

6 См. также: А. Л. Пумпянский. Введение в практику перевода..., (1965) § 250.

 

на его основе разработаны контекстуальные формулы анг­лийских оборотов «подлежащее с инфинитивом» (см. § 144) и «дополнение с инфинитивом» (см. § 143). Доказана эквивалент­ность этим оборотам конструкций: «подлежащее с as + причас­тие» (см. § 146) и «дополнение с as + причастие» (см. § 145).

Показано соответствие этих четырех оборотов русским слож­носочиненным предложениям со словами-характеристиками ти­па: говорят, считают, полагают, утверждают, сообщают, ка­жется, очевидно, вероятно, несомненно, по-видимому, по мнению, по свидетельству, по словам, и даны рекомендации по переводу с английского языка на русский и с русского языка на английский.

8) Исследованы английские инфинитивы и причастия в об­стоятельственной функции и причастия в функции определения. Выявлены те случаи, когда они эквивалентны русским сочини­тельным предложениям или русским существительным и, соот­ветственно, предложены новые варианты их перевода.

9) Описаны английские причастные обороты, вводимые предлогом with и соответствующие русским определительным (а не как ранее считалось обстоятельственным) предложени­ям. Даны рекомендации по их переводу.

10) Выявлена ограничительная функция глагола to do и даны рекомендации по переводу.

11) Доказано ослабление действия правила согласования времен в современном английском языке и даны соответст­вующие рекомендации по переводу.

12) Положено начало билингвистическому исследованию порядка слов в английской и русской научной и технической литературе.

Расширение фронта частных исследований языковых за­кономерностей в результате билингвистического исследова­ния отдельных пар языков в процессе перевода должно зна­чительно повысить качество перевода7.

'Такое исследование проводится, в частности, в Научно-техниче­ском обществе радиотехники и электросвязи (НТОРиЭ) имени А. С. Попова. Желающих принять участие в билингвистическом исследо­вании языка и стиля английской, немецкой, французской и русской литературы просят написать по адресу: Москва К-9, ул. Герцена 10, секция научно-технической информации и перевода.

 

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

ПЕРЕВОДУ АНГЛИЙСКОЙ НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чтобы овладеть переводом по узкой специальности, доста­точно знать закономерности, присущие языку и стилю научной и технической литературы и иметь ограниченный набор терми­нов. При этом условии возможно быстро приобрести хорошие навыки перевода, независимо от степени владения другими ас­пектами языка. Эту цель преследуют соответствующие пособия, создаваемые в ряде учебных заведений. Тем не менее еще широ­ко используются учебники, не имеющие прямого отношения к чтению и переводу научной и технической литературы. В таком случае надо исходить из следующих соображений.

Поскольку языку и стилю научной и технической литерату­ры присущ формально-логический стиль, необходимо, начи­ная с первых уроков, обучать ему студентов, прививать им строго логический, почти математический, строгий анализ язы­ковых закономерностей, делать упор на те явления, которые специфичны для научных и технических текстов и являются причиной стандартных ошибок при переводе.

При введении и закреплении лексического материала не­обходимо приучать студентов видеть различные значения слов и словосочетаний, характерные для языка научной и техни­ческой литературы.

При отработке грамматического материала надо приучать студентов анализировать разные значения омонимичных форм, являющихся одним из важнейших источников грамма­тических ошибок при чтении и переводе и, в особенности, такие характерные для языка английской научной и техниче­ской литературы грамматические формы, как инфинитивные обороты, причастные и герундиальные обороты, инфинитив с • модальными глаголами и условные предложения, указываю­щие на малую реальность или нереальность условия.

Для того чтобы после прохождения материала иметь воз­можность приступить непосредственно к чтению и переводу оригинальных научных и технических текстов, необходимо рассматривать фонетический, лексический и грамматический материал учебника не как самоцель, а как базу для изучения, освоения и систематизации языковых явлений, характерных для языка научной и технической литературы и присущего ему формально-логического (коллективного) стиля. С самых первых уроков студенты должны проводить строго логиче­ский анализ языковых фактов в области фонетики, лексики и грамматики, знать не только, как слова произносятся и пере­водятся, но и, по возможности, почему.

В учебнике грамматика вводится отдельными темами, каж­дая из которых усваивается по отдельности, но не дает ключа к анализу грамматических форм в научном и техническом тексте. Это заставляет переводить тексты по интуиции и прибегать к догадке, что недопустимо, поскольку интуиция и догадка часто приводят к неточному, а нередко и к противоположному по зна­чению переводу. При переводе текстов по специальности боль­шинство ошибок обусловлено неправильным восприятием омо­нимичных грамматических форм. Поэтому при прохождении материала учебника необходимо проводить систематический анализ грамматических форм в различных контекстах, обращая особое внимание на многозначные формы. Например, уже в пер­вых уроках учебника приводятся языковые факты первостепен­ной важности для правильного чтения и перевода научной и технической литературы, такие, как первые функции исключи­тельно важного многозначного глагола «быть» (to be, etre, sein) — в составе именного сказуемого и как смысловой глагол «находиться». При изучении лексики надо концентрировать уси­лия на тех словах, которые вследствие своей многозначности, неправильной аналогии с другими словами, словами одного с ними корня или ошибочного графического восприятия, часто переводятся неправильно и приводят к искажению мысли ори­гинала. Кроме того, надо обратить особое внимание на функ­циональные слова и словосочетания, обеспечивающие логиче­скую связь и уточняющие мысль — в пределах одного предложения типа: «несмотря на то что», «в принципе», «в ос­новном», «в некоторых случаях», «иногда», «выступать за что-то», «быть против чего-то», «из-за того что», «в связи с», «по­скольку», «в отношении», «при условии, что», «до», «после» и на вводные слова, обеспечивающие логические связи между от­дельными предложениями и целыми абзацами, типа: «однако», «тем не менее», «с другой стороны», «кроме того», «следова­тельно», «и наоборот», «в таком случае». Активное владение этими словами уже на первом этапе изучения языка дает в руки студента оружие большой логической силы.

Каждый новый текст учебника рекомендуется анализиро­вать, как если бы делался анализ трудного текста по специаль­ности, причем надо рассматривать все языковые явления, встре­чающиеся в данном тексте, даже если смысл текста или предложения сам по себе совершенно ясен. Подавляющее боль­шинство студентов, как правило, уже изучали иностранный язык в школе, и поэтому перевод многих, и особенно первых, текстов учебника не вызывает никаких, или особых, трудно­стей. В то же время они не умеют анализировать языковые яв­ления, не приучены к логически-формальному вскрытию раз­вития мысли оригинала. В связи с этим уже с первых уроков не столь важно заниматься механическим переводом нетрудных предложений, как необходимо приучаться видеть на простом материале те потенциальные трудности чтения и перевода на­учной и технической литературы, с которыми неизбежно при­дется столкнуться после прохождения материала учебника.

Поскольку упражнения, приводимые после каждого уро­ка, в основном направлены на одну лексическую или грамма­тическую тему и после выявления «ключа» выполняются ме­ханически, по аналогии, основное внимание при прохождении материала учебника надо сосредоточить на тексте урока, в котором всегда присутствует много контекстуальных трудно­стей. Для этого каждый текст, начиная с первого, надо перево­дить, делая фонетический, лексический и грамматический раз­бор каждого предложения. Если систематически анализировать все предложения текстов учебника, то можно быть уверенным в том, что такая работа обеспечит появление навыков созна­тельного подхода к языковому материалу, создаст навыки фо-нетико-лексико-грамматического анализа и подготовит почву Для распознавания потенциальных трудностей чтения и пере­вода научной и технической литературы.

После прохождения материала учебника и перехода к чте­нию и переводу оригинальных научных и технических текстов рекомендуется обращать основное внимание не на расшифров­ку значений узких терминов, а на освоение общих закономерностей языка и стиля научной и технической литературы, произно­шения, словарного состава и грамматического строя. Тексты надо переводить не механически и интуитивно, а с выявлением всех особенностей, присущих специальной литературе. Необ­ходимо дальше работать над умением сознательно подходить к тексту, над совершенствованием привычки разбираться во всех его формах, оборотах и конструкциях. Следует помнить, что «вольный перевод» основан либо на глубоком знании, либо на глубоком незнании. Приблизительное улавливание общего смысла прочитанного, интуитивная догадка не должны иметь места. Только сознательный лексико-грамматический анализ гарантирует правильный перевод смысла текста и мысли авто­ра. Одним из эффективных средств научиться переводить лите­ратуру по специальности является перевод литературы по смеж­ной или незнакомой области, где поневоле приходится прибегать к лексическому и грамматическому анализу. В связи с этим це­лесообразно использовать отрывки из научной и технической литературы, не полностью совпадающие со специальностью. Основная задача студента, изучающего перевод научной и тех­нической литературы, это уметь различать трудности перевода в любом контексте, используя грамматические формулы и зная те слова, выражения, сочетания и обороты, которые, как прави­ло, приводят к неправильному переводу, независимо от темати­ческой направленности текста.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СНИЖАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДУ НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данные билингвистического исследования языка и стиля анг­лийской научной и технической литературы выявили серьез­ную опасность переноса методики преподавания разговорной речи и обучения чтению художественной литературы на про­цесс обучения переводу научной и технической литературы.

В первую очередь это касается «частотных» слов, «час­тотных» грамматических форм и «беспереводного чтения». 1. «Частотные» слова.

Известно, что при обучении иностранным языкам большое внимание уделяется освоению и закреплению учащими­ся «частотных» слов, т. е. слов, наиболее часто повторяю­щихся в разговорной речи и в художественной литературе. В связи с этим на кафедрах иностранных языков прово­дится большая работа по эмпирическому и статистическому определению частотности слов и составлению многочислен­ных словарей-минимумов разного типа.

В результате подобной целеустремленной методики учащиеся получают возможность овладеть определенным количеством слов в их наиболее часто встречающихся значениях. Это позволяет им понимать общий смысл среднего по трудности художественного или газетного текста и даже говорить на определенные темы.

К сожалению, при переводе научной и технической литера­туры хорошее знание слов из словаря-минимума не является ценным приобретением, так как эти слова не вызывают ника­ких трудностей при переводе. Наоборот, твердое знание значе­ний слов, приводимых в словарях-минимумах, представляет со­бой большую опасность при переводе научной и технической литературы, поскольку оно резко притупляет возможность пе­реводящего реагировать на многозначность, словосочетания и фразеологические единицы. Например, хорошо усвоив глагол to mean — «означать», он подставляет это хорошо известное ему значение при переводе прилагательного mean, существи­тельного means, сочетаний by any means, by means of и т. п., account ассоциируется у него только со значением «отчет» и он, как правило, не знает сочетаний: to account for, to take into ac­count, on this account, и т. д. Твердо зная question — «вопрос», он обычно не имеет представления о том, что to question означа­ет «сомневаться», «ставить под сомнение» и не знаком с сочета­ниями in question, out of question, beyond question. В результате возникают такие положения, когда при переводе все слова по­нятны, а смысла нет. Проиллюстрируем это двумя примерами. 1) То this end we have reconsidered the point in question. Пере­вод no словарю-минимуму приводит к бессмыслице: «К этому концу мы пересмотрели точку в вопросе». Для того, чтобы по­лучить осмысленный перевод, надо знать следующее:

а) слово end выступает не только в значении «конец», но очень часто означает «цель», а сочетание to this end перево­дится «с этой целью» (см. § 25);

б) слово question, как всем известно, означает «вопрос». Однако сочетание in question переводится как «исследуемый», «рассматриваемый», «обсуждаемый», «о котором идет речь»;

в) слово point означает не только «точка», но и «пробле­ма», «вопрос», «смысл», «соображение», «стадия».

Отсюда правильный перевод: «С этой целью мы пересмот­рели исследуемую проблему».

2) The four atoms are in a plane. Перевод по словарю-мини­муму дает предложение, лишенное конкретного смысла: «Че­тыре атома находятся в плоскости».

Правильный перевод логичен и правомерен: «Все четыре атома расположены в одной плоскости». Чтобы сделать та­кой перевод, надо знать следующее:

а) определенный артикль произошел от указательного ме­стоимения that, неопределенный артикль из числительного one (an) и они часто употребляются в своем первичном, лексиче­ском значении: «этот», «один» (см. § 120).

Например:

At the time it was not known that the ethynyl group of VI has the unnatural a-orientation.

«В то время не было известно, что этинильная группа со­единения VI имеет необычную а-ориентацию».

Denis said that to a man they hated their exploiters. «Денис сказал, что они все как один ненавидят эксплуататоров»;

б) Перед количественным числительным не может быть ар­тикля. Из этого следует, что артикль the перед количествен­ным числительным всегда обладает смысловым значением: the two-«эти два» или «оба», the 3 — «все 3» и т. д. Такой перевод позволяет выявить абсолютное (а не относительное) количество компонентов. В нашем случае он означает, что в данной плоскости лежат все четыре атома, а не четыре атома из неизвестного нам числа (см. § 76).

Еще хуже обстоит дело в тех многочисленных случаях, ко­гда читатель получает при переводе осмысленное предложение и поэтому не сомневается в правильности перевода. Например:

1) A new method for transmission and reception of teleprinter code may well be used for this purpose.

На базе словаря-минимума получается следующий пере­вод: «Новый метод передачи и приема клавиатурного (буквопечатного) телеграфного кода можно хорошо применять для этой цели».

Какой же читатель, воспитанный на словаре-минимуме, усомнится в том, что он не знает значения наречия well? Естест­венно, что оно означает «хорошо»! И перевод получился очень хороший. Увы, сочетание «модальный глагол + well указыва­ет только на возможность совершения действия (см. § 98). От­сюда правильный перевод: «Возможно, что для этой цели бу­дет использован новый метод передачи и приема клавиатурного телеграфного кода».

2) We obtained monomolecular rather than bimolecular com­pounds.

Хорошо усвоив по словарю-минимуму значение слова rath­er — «скорее» и than — «чем» получаем русское предложение: «Мы получили мономолекулярные соединения скорее, чем би­молекулярные соединения». Это предложение вполне осмыс­ленное. К сожалению, в оригинале говорится не о том, что авторы сначала получили мономолекулярные, а затем бимоле­кулярные соединения, а о том, что они получили мономолеку­лярные, а не бимолекулярные соединения. Сочетание rather than, имеет значение, отличное от значений составляющих его компонентов (см. § 62). То же встречаем и в предложении: We investigated broad bands rather than short bands. «Мы исследовали широкие полосы, а не узкие». Ясно, что умение точно и адекватно передавать научную и техническую информацию с одного языка на другой не может быть обеспечено владением «частотными» словами, зафикси­рованными в словарях-минимумах. Наоборот, при введении и закреплении лексического материала необходимо настойчи­во освобождать студентов от примитивного школьного вос­приятия «частотных» слов как однозначных единиц и приучать их видеть различные значения слов и словосочетаний, харак­терные для языка научной и технической литературы.

Следует помнить, что словари-минимумы явились основной причиной возникновения проблемы «псевдопростых» слов8.

8 А. Л. Пумпянский. Чтение и перевод английской научной и тех­нической литературы. М., 1962, стр. 8. См также Е. А. Крашенинни­ков. О роли запоминания в изучении языков, «Иностранные языки в школе», 1967, № 4, стр. 70.

В отличие от частотных слов псевдопростые слова встре­чаются в тексте относительно редко, но именно они специ­фичны для английской научной и технической литературы тем, что их неправильный перевод резко изменяет смысл пред­ложения. Своеобразие этих слов заключается в том, что они кажутся очень простыми и на первый взгляд не представляют трудностей при переводе.

Помимо рассмотренной выше причины появления многих псевдопростых слов существует еще несколько психолингви­стических факторов, обусловливающих появление псевдопро­стых слов. Читатели смешивают разные слова из-за их графиче­ского сходства. Например, about—«около», «приблизительно» с above — «выше», «свыше», some — «некоторый» и same — «тот же», band—«полоса» и bond — «связь», inter — «между» и intra — «внутри», volume — «объем», и value — «значение», only—«только» и the only—«единственный», to affect «влиять на» и to effect — «осуществлять», to arise — «возникать», и to rise — «подниматься», continuous — «непрерывный» и contin­ued — «дальнейший», except — «за исключением» и to expect — «ожидать», ingenious — «изобретательный» и ingenuous — «про­стой», once — «однажды» и at once — «немедленно» (см. § 1).

У взрослых людей сильно развита способность к анало­гии и экстраполяции, которая, однако, нередко бывает оши­бочной. Неправильная аналогия часто встречается при пере­воде интернациональных слов, так называемых ложных друзей переводчика, как, например, actual, original, progres­sive, specific, technique, procedure, subject, object, extra, figure (cm. § 2). Кроме того, ошибочный перевод часто обусловлен неправильной аналогией со значением коренного слова при переводе его производных, обладающих другим значением, например, при переводе таких слов, как different (см. §23), marked (см. §44), occasional (см. § 52), repeated (см. § 65), un­likely (см. § 82) и т. п. Итак, псевдопростые слова — это такие слова, которые вследствие своей многозначности, неправиль­ной аналогии с другими словами или ошибочного графиче­ского восприятия вызывают искажение смысла оригинала или приводят к бессмыслице. Эти слова и представляют ос­новную трудность при переводе английской научной и техни­ческой литературы.

2. «Частотные» грамматические формы. По аналогии с «частотными» словами широко распростра­нено мнение, что при обучении переводу научной и техниче­ской литературы надо обращать основное внимание на те грамматические формы, которые наиболее часто встречают­ся в научном и техническом тексте. Так, например, И. М. Лучкина, заведующая кафедрой иностранных языков Став­ропольского медицинского института статистически выяви­ла следующую частоту основных видов предложений в меди­цинских текстах в современном английском языке9. Простые предложения — 48,2 %. Сложные предложения — 21,2 %. Сложно-сочиненные предложения —15 %. Сложно-сочиненные и сложноподчиненные предложения — 5,5 %.

Анализируя эти данные, автор статьи пишет: «Следова­тельно, основное внимание при усвоении синтаксических кон­струкций должно быть обращено на простые двусоставные предложения той или иной степени распространенности. Важ­но также разбираться в синтаксической структуре сложных предложений. Сложносочиненные предложения не так суще­ственны, а предложения, являющиеся одновременно и слож­носочиненными, и сложноподчиненными, должны только рас­познаваться»10. Комментируя статистические данные о разных видах наклонения в медицинских текстах (изъявитель­ное наклонение — 94,2 %, сослагательное — 5,7 %,







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.