Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образец оформления глав и библиографического списка





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1. Развитие и становление института правовой защиты

 

Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, является важной и значительной еще с давних времен. Проанализировав законодательство прошлых лет о защите их прав, стоит сказать, что в различные хронологические рамки оно учитывало разные факторы, такие как: исторические, религиозные, национальные. Законодательство в период до советского государства ставило перед собой главной целью устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Впрочем, устройство детей, оставшихся без родительского попечения в семью, не всегда выполнялось с целью защиты их прав. Стоит заметить, что институт правовой защиты данной категории лиц сформировался лишь в XX веке.

Развитие таких институтов как опека, попечительство, усыновление, приемная семья и патронат до 1917г. послужило хорошим началом для последующего формирования института правовой защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первый патриархальный период (X–XVII вв.) характеризуется общественным отчуждением "лишнего" ребенка (рожденного вне брака, сироты или нищенствующего)[5]. По мнению О.А. Андреевой, Русская Правда в случае смерти отца признавала главенство матери (ст. 105 РП) или старшего сына. В это время возникает необходимость опеки, которая учреждалась при малолетстве детей или при выходе матери замуж либо ее смерти. Обычно опекуном назначался близкий родственник, власть которого была определена законом (ст. 99 РП), или отчим на тех же условиях (ст. 105 РП). Опекун нес материальную ответственность за сохранность имущества подопечного и моральную за его достойное воспитание вплоть до его совершеннолетия[6].

Одновременно в обществе предпринимаются попытки решения проблемы сирот. В 1072 г. Ярослав Мудрый учредил училище для сирот, в котором проживало и обучалось 300 юношей. При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. В царствование Федора Алексеевича издан Указ об открытии специальных домов для безродных сирот (1682 г.), где их обучали грамоте и ремеслам. Однако эти усилия не носили системного характера, и не могли повлиять на отчуждение общества от сирот, что обуславливало высокий уровень детоубийств, особенно детоубийств незаконнорожденных детей.

Следующий период – общественно-религиозный (XVII–XIX вв.), начало которому положено Указом Петра I об открытии во всех губерниях воспитательных домов. В дальнейшем они существовали на подаяния благотворителей. При Петре Великом сирот стали высылать из столицы на окраины государства и отдавать на работу мастеровым людям, а после 20 лет – на службу.

Наряду с этим применялась отдача малолетних сирот на работу в монастыри. Впоследствии монастырь как место ссылки сирот и малолетних бродяг был заменен фабрикой. В 1724 г. в одной только Московской губернской канцелярии было 865 сирот от полутора до восьми лет.

Социализация, воспитание и самоопределение подростков монахини. Воспитывая детей на казенный счет, государство получало право распоряжаться ими по своему усмотрению.

В годы правления Екатерины Великой воспитательные дома и приюты были причислены к государственным учреждениям. Развитие сети сиротских учреждений в это время идет по трем направлениям: общественная помощь силами благотворителей; помощь церкви; становление государственной системы учреждений. 5 мая 1764 г. императрица Екатерина II обнародовала Указ правительственному Сенату о создании в Санкт-Петербурге Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт). Цель данного учебного заведения – вырастить новую человеческую породу. Если первоначально принимались девицы, имеющие родителей, то постепенно в Смольном стали воспитываться полные сироты или полусироты (не имеющие отца) из числа дворян. В том же году открылся Московский воспитательный дом.

При воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения: фельдшерская, земледельческая и другие школы. Уровень обучения в этих школах позволял воспитанникам поступать в Императорский Московский университет и Академию художеств. Екатерина II продолжила начатую при Петре I традицию отдавать ослабленных и больных детей на воспитание по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет, затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, т.е. девочек – в услужение, мальчиков – в мастерские. Семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату, в зависимости от возраста ребенка[7].

Эти инициативы можно представить с позиции "приемной семьи", где

родители не были специально подготовленными профессионалами, выполняли "родительские функции" по отношению к сиротам по наитию и за вознаграждение. Таким образом, в России конца XVII – начала XIX вв. сложились два основных направления реализации замещающей заботы о детях – семейное и институциональное.

ХХ век вплоть до 90-х гг. можно охарактеризовать как период институционализации. Российская государственная система защиты детей-сирот ведет свой отсчет с Февральского переворота революции 1917 г. – времени создания Министерства социальной помощи, в составе которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся.

…………………………………………………………………………..

 

Таким образом, развитие и становление института правовой защиты начинает свою историю с развития учреждений призрения детей-сирот и беспризорных, а также развития благотворительности, целью которых не являлось семейное воспитание. В истории развития и становления института правовой защиты детей выделяют четыре основных периода: патриархальный, общественно-религиозный, период институционализации и период деинституционализаци. Надо заметить, что более привычный для нас вид институт правовой защиты детей со специальным социальным статусом принял в XX веке с появлением органов опеки и попечительства и развитием судебной защиты.

 

 

1.2. Основные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ

 

Для рассмотрения основных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нужно определить, кого же относят к данной категории лиц. В законодательном определении данных понятий существуют противоречия, так в семейном кодексе определение детей-сирот отсутствует, а дети, оставшиеся без попечения, раскрываются через список условий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

 

1.1. Нормативно-правовые акты, правовые документы

1.1.1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. на 24 июля 2007 г.) // Российская газета. 2009. 21 янв.

1.1.2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. № 22-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

1.1.3. О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области: договор от 12 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 1 февр.

1.1.4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. на 24 июля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

1.1.5. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

1.1.6. О Прокуратуре РФ: закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. на 24 июля 2007 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992 № 8. Ст. 366. (редакция документа от 17 ноября 1995 года опубликована в СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472).

1.2.7. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: закон от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. на 24 июля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

1.1.8. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов: указ Президента РФ от 05 апреля 1994 г. № 662 (в ред. на 01 декабря 1995 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 15. Ст. 1173.

1.1.9. О проекте федерального закона № 96700088-2 «О нормативных правовых актах Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 мая 2004 г. № 491-IV ГД // Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 1982.

1.1.11. О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01 февраля 2000 г. № 94 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 6. Ст. 774.

1.1.12. Об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах: распоряжение правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р // Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

1.1.13. Об утверждении методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти: приказ Минюста РФ и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ от 10 января 2001 г. № 3/51 // Бюллетень Минюста РФ. 2001. № 2.

1.1.14. Об Уставе Свердловской области: постановление Свердловской Областной Думы № 88 от 25 ноября 1994 г. // Ведомости Свердловской областной Думы. 1995. № 5 (специальный выпуск).

1.1.15. Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР: закон РСФСР от 12 декабря 1971 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007 (утратил силу).

1.1.16. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 610 (утратил силу).

 

1.2. Материалы судебной практики

1.2.1. По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 1207.

1.2.2. По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П // Собрание законодательства РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.

1.2.3. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного Закона Читинской области: постановление Конституционного Суда РФ от 01 февраля 1996 г. № 3-П // Вестник КС РФ. 1996 г. № 1.

Литература

2.1. Научные труды одного и более авторов

2.1.1. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. / Пер. с исп. М.: Весь мир, 1997. – 704 с.

2.1.2. Хепкин С.М. Испания после диктатуры: Социально-политические проблемы перехода к демократии. М.: Наука, 1993. – 200 с.

2.1.3. Монархи Европы: Судьбы династий / Ред.-сост. Н.В. Попов. М.: Республика, 1996. – 623 с.

2.1.3. История нового времени / Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. М.: Наука, 1995. – 496 с.

2.1.4. Коковцев В.Н. Из моего прошлого: Воспоминания 1903-1919 гг.: В 2т. М.1993. Т.1. С. 189-190.

2.1.5. Вопросы теории государства и права: Личность, право, правовая система. Межвуз. научн. сб. (вып.8). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. – 192 с.

2.1.6. Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации (законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2004 году). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/zd/doklads/doklad2004.htm, свободный. Загл. с экрана.

2.2. Диссертации и авторефераты диссертаций

2.2.1. Ягофаров Д.А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.,1991. – 245 с.

2.2.2. Колотов Н.Г. Принятие решения как стадия процесса применения норм права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск, 1980. – 21 с.

 

2.3. Статьи

2.3.1. Лебедев В.А. Реализация права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5. С. 18–20.

2.3.2. Лихачев С.А. Проблемы реализации депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации права законодатель-ной инициативы // Вестник Московского Университета. Серия 11, право. 2004. № 3. С. 89–100.

2.3.3. Лещиловская И.И. Исторические корни югославского конфликта // Вопросы истории. 1994. №5. С. 40-56.

2.3.4 Гусаров Ю.А. Европейская безопасность в начале 90-х гг. // Внешняя политика и безопасность европейских государств: Проблемно-тематический сборник / Актуальные проблемы Европы. - Вып.4. М.: ИНИОН РАН, 1994. С.9-30.

2.3.5 Юсин М. Боснийскую квартиру, кажется; поделили // Известия. 1995. 22 ноября.

2.3.6. Сычев С. Идеалист и прагматик // Московские новости. 1997. №40. С.8-9.

 

2.4. Учебная и учебно-методическая литература

2.4.1. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 т. – 3-е изд., перераб. И доп. – Т. II: Современная эпоха / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2005. – 816 с.

2.5. Справочная и энциклопедическая литература

2.5.1. Социальная философия: словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - М.: Академический Проект, 2003. - 588 с.

 

2.6. Ресурсы сети Интернет

2.6.1. Чумаков А.В. Правовые системы: достоинства и недостатки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2009/disk/49.pdf.

2.6.2. Ресурсный цент малого предпринимательства// Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России – Вып. 2, 2000/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

 

2.7. Ресурсы ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

2.7.1. Ценностные ориентации молодежи. Итоги социологического исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236115.

2.7.2. Гуляихин В.Н., Широ С.В. Процесс правовой социализации молодежи в Российском социокультурном пространстве // Право и образование. 2013. № 10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214295.

2.7.3. Седин В.И., Леонова В.Е. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209942.

 

 

Приложение 9







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.