Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 1. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ





Курсовая работа

по дисциплине «Гражданский процесс»

Тема Особенности участие несовершеннолетних в гражданском процессе
 
Студента (ки) Якуба Ивана Леонидовича
(Фамилия, имя, отчество)
 
 
 
Руководитель курсовой работы доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса, доцент, к.ю.н. Семёнова С.Ю.
(должность, ученое звание, Ф.И.О.)
       

Работа защищена ______________2016

Оценка _____________________________

Подпись ____________________________

Волгоград 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правосубъектность в гражданском процессе

1.1 Понятие процессуальной правоспособности и дееспособности в гражданском процессе……………………………………………………………5

1.2 Несовершеннолетние лица как субъекты гражданского судопроизводства…………………………………………………………………9

Глава 2. Особенности участия несовершеннолетних в Гражданском процессе

2.1 Самостоятельное участие несовершеннолетних в рассмотрении гражданских дел…………………………………………………………………16

2.2. Процессуальное положение несовершеннолетнего и его особенности при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей…………………………………………………………………..…………..20

2.3. Особенности правового положения несовершеннолетнего свидетеля в гражданском деле…………………………………………………………..................................23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников и литературы…………………………...29

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В 3 статье «Конвенции о правах ребенка»[1], которую ратифицировали практически все государства мира, говорится о том, что участники, то есть государства, подписавшие и ратифицировавшие ее, обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, учитывая права и обязанности законных представителей, несущих ответственность за ребенка. И именно с этой целью участниками принимаются все необходимые как законодательные, так и административные меры. Также ребенку, статьей 12 гарантируется право быть заслушанным в ходе любого судебного заседания, которое затрагивает его лично.

Конституция Российской Федерации в статье 46 гарантирует каждому судебную форму защиты его прав и свобод.

Если обратиться конкретно к гражданскому законодательству, то в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, задачами Гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых субъективных прав и интересов физических и юридических лиц, а также иных субъектов гражданских правоотношений. Любое заинтересованное лицо, вправе прибегнуть к установленной гражданским законодательством судебной форме защите своих прав. Причем отказ от права на обращение в суд является недействительным. Данные положение также распространяются на особую категорию субъектов Гражданского процесса – несовершеннолетних.

Участие лиц, не достигших возраста совершеннолетия в гражданском процессе, связано с определенными проблемами, как с практической точки зрения, так и с теоретической. Данные проблемы обусловлены разными обстоятельствами, но прежде всего недостатками и пробелами в правовой сфере.

Объектом настоящей курсовой работы выступают гражданско-процессуальные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вследствие участия в них лиц, не достигших возраста совершеннолетия.

Предметом же служат нормы гражданского права и гражданского процесса, регламентирующие и затрагивающие правовой статус несовершеннолетних.

Цель данной курсовой работы является анализ, исследование и обобщение особенностей правового статуса несовершеннолетних, как отдельных субъектов гражданского процесса.

Для достижения цели, необходимо выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие правоспособности и дееспособности несовершеннолетних лиц;

2. Выявить особенности личного участия несовершеннолетнего в рассмотрении гражданских дел;

3. Рассмотреть правовой статус несовершеннолетнего в качестве свидетеля в гражданском процессе.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований и 7 приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, показана практическая значимость работы.

В первой главе «Правосубъектность в гражданском процессе» рассмотрены основные черты субъекта гражданского процесса -правоспособность и дееспособность.

Во второй главе «Особенности участия несовершеннолетних в Гражданском процессе» рассмотрено процессуальное положение несовершеннолетнего лица как субъекта правоотношений, выделены особенности участия в гражданском процессе.

В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения в дипломной работе.

 


 

ГЛАВА 1. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ НЕСОВЕШЕНОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Самостоятельное участие несовершеннолетних в разрешении гражданских дел

Гражданский процессуальный кодекс Россий­ской Федерации дает несовершеннолетним право самостоятельно защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Несовершеннолетний как самостоятельный участник (в качестве свидетеля или одной из сторон) наделяется не только общими правами и обязанностями, которые регламентируются статьей 35 ГПК РФ, но и специальными, которые предоставляются только сторонам гражданского процесса (Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение).

Согласно ч. 4 ст. 37 ГПК РФ в слу­чаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семей­ных, трудовых и иных правоотноше­ний, несовершеннолетние в возрасте от четыр­надцати до восемнадцати лет вправе лично за­щищать в суде свои права, свободы и законные интересы. В категорию «иных правоотноше­ний», которая указанна в норме, можно отнести и дела, вытекающие из кооперативных правоотношений. Так как систематический анализ норм материального и процессуального права (ст. 37 ГПК, ст. 26 ГК РФ[17]), а так же статьи 7 федерального закона «О Производственных кооперативах»[18] позволяет сделать вывод о том, что в делах, связанных с членством несовершеннолетнего в кооперативах, он вправе лично защищать свои права и законные интересы в суде. Что касается судебной практики, то здесь следует свидетельствовать об отсутствии единого подхода по данной норме в судах различных инстанций. Так, гражданка А. обратилась в го­родской суд с иском к коммерческой организации об устранении препятствий для осуществления прав вкладчика и воз­мещении причиненного морального вреда. В предварительном судебном заседании при установлении данных сторон выяснено, что А. на момент подачи иска было пятнадцать лет. Суд оставил исковое заяв­ление без рассмотрения и разъяснил ей, что ее права, свободы и законные интересы вправе за­щищать в суде, в том числе путем подачи исково­го заявления, ее законные представители. Отменяя указанное определение и направ­ляя дело на новое рассмотрение, суд вышестоя­щей инстанции указал на то, что, в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 26 ГК РФ, несовер­шеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.[19]

Указанный пример идет в разрез с мнением Верховного суда Российской Федерации, который толкует ст. 37 ГПК по-другому.

Так, гражданин К. обратился в суд с заявлением о признании противореча­щими федеральному законодательству и недей­ствующими статей два и семь Закона Рeспyблики Ин­гушeтия от 5 июля 2007 г. «О мерах социаль­ной поддержки детей-сирот». Суд вернул заяв­ление, обосновав свою позицию тем, что заявитель еще не до­стиг возраста совершеннолетия и в связи с этим у него отсутствует самостоятельное право на обраще­ние в суд с заявлением об оспаривании норма­тивного правового акта. Не согласившись с ука­занным определением, К. обратился с соответствующей жалобой в Верховный Суд Россий­ской Федерации. Высшая судебная инстанция оставила определение суда без изменения, а жа­лобу без удовлетворения, указав в обоснование, следующее: в соответствии с ч. 2 и 4 ст. 37 ГПК РФ гражданская процессуальная дее­способность возникает у лица, не достигшего 18 лет, со времени вступления в брак, эманси­пации либо в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.[20]

Данное понимание нормы судами и вытекающая из этого правоприменительная практика является недопусти­мым, так как отсутствие единства в приме­нении закона судами является нарушением принципа правовой определенности, то есть ясное и четкое понимания правовой нормы, что в свою очередь нарушает один из фундаментальных принципов права - равенства всех перед законом и судом.[21] Правоведы, для решения данной проблемы, указывали на необходимость включения в ГПК РФ специальный раздел, который четко регламентировал бы особенности разбирательства гражданских дел с участием несовершеннолетних. Однако помимо простого указания о целесообразности наличия в ГПК подобного раздела более глубокого исследования в юридической литературе до сих пор не проводилось. Стоит отметить, что в законодательствах зарубежных стран, такой вариант регулирование гражданских правоотношений с участием несовершеннолетних в основном отсутствует.

Так же дееспособность у несовершеннолетнего лица может возникнуть в случае его эмансипации, то есть объявлении полностью дееспособным несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, при следующих условиях:

1) Вступление в брак лицом, не достигшем 18 лет;

2) Работа по трудовому договору;

3) Занятие предпринимательской деятельностью.

Эмансипируемым лицо может быть признано по решению органов опеки и попечительства, при наличии согласия обоих родителей. Если же согласие родителей отсутствует, то эмансипация проходит в судебном порядке.

Статья 287 ГПК РФ закрепляет что несовершеннолетний, достигший 16 лет, вправе обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (эмансипируемым). Заинтересованные лица (родители, усыновители, попечители), которые не дают согласия на эмансипацию несовершеннолетнего по причине заинтересованности в отказе, ввиду того что решение по делу может затронуть их права и обязанности по отношению к лицу. Само же заявление рассматривается судом с участием самих несовершеннолетних, с обязательным участием органа опеки и попечительства и прокурора. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным существенно изменяет гражданско-правовой статус эмансипируемого. После эмансипации он наделяется правами участников и сторон гражданского процесса, получает право на самостоятельно совершение любых сделок, согласие законных представителей теперь не имеет никакого парового значения. По всем обязательствам, возникших из правоотношений эмансипируемый отвечает самостоятельно. Он лишь ограничивается в тех правах, на которые установлено возрастное ограничение федеральными законами (например покупка алкоголя с 18 лет; получение водительского удостоверения и т.п.).

После того, как судебное решение будет рассмотрено судом по существу, судья либо выносит решение о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным, либо отказывает в удовлетворении заявленных требований. Несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным со дня вступления в законную силу судебного решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеуказанного в данной курсовой работе, с учетом анализа действующего российского законодательства можно сделать следующие выводы.

Под гражданско-процессуальной дееспособностью понимается способность лиц осуществлять принадлежащие им права, создавать и исполнять процессуальные обязанности, а также поручать ведение дела в суде своему представителю. Процессуальная дееспособность принадлежит в полном объеме физическим лицам, достигшим 18 лет. Однако это вовсе не означает что лицо, не достигшее 18 лет, т.е. несовершеннолетний не вправе защищать свои права и законные интересы. Современное законодательство как мировое, так и российское закрепляет равноправие всех граждан, не зависимо от возраста. Российское законодательство гарантирует несовершеннолетнему, достигшему четырнадцати лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы в определенных правоотношениях. Если же несовершеннолетний обрел полную дееспособность вследствие эмансипации, то он и вовсе ничем не отличается от совершеннолетнего дееспособного гражданина. В остальных случаях, по общему правилу, права и законные интересы несовершеннолетних в суде защищаются и представляются их законными представителями.

Однако охрана прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, до сих пор остается актуальной и рассматриваемой проблемой для законодательства Российской Федерации.

В правовой науке часто поднимают вопрос о выделении или включении в процессуальное законодательство раздела, который регламентировал бы рассмотрения гражданских дел с участием несовершеннолетних, так называемого ювенального производства. Предлагалось, что производство по гражданским делам, в которых участвуют несовершеннолетние (именно как стороны) рассматривалось бы отдельным ювенальным судом, само судебное заседание осуществлялось бы по специальным правилам. Однако этого всего лишь идеи и никакое их развитие и даже попытки в действующее законодательство не ведется.


 

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданский процесс»

Тема Особенности участие несовершеннолетних в гражданском процессе
 
Студента (ки) Якуба Ивана Леонидовича
(Фамилия, имя, отчество)
 
 
 
Руководитель курсовой работы доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса, доцент, к.ю.н. Семёнова С.Ю.
(должность, ученое звание, Ф.И.О.)
       

Работа защищена ______________2016

Оценка _____________________________

Подпись ____________________________

Волгоград 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правосубъектность в гражданском процессе

1.1 Понятие процессуальной правоспособности и дееспособности в гражданском процессе……………………………………………………………5

1.2 Несовершеннолетние лица как субъекты гражданского судопроизводства…………………………………………………………………9

Глава 2. Особенности участия несовершеннолетних в Гражданском процессе

2.1 Самостоятельное участие несовершеннолетних в рассмотрении гражданских дел…………………………………………………………………16

2.2. Процессуальное положение несовершеннолетнего и его особенности при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей…………………………………………………………………..…………..20

2.3. Особенности правового положения несовершеннолетнего свидетеля в гражданском деле…………………………………………………………..................................23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников и литературы…………………………...29

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В 3 статье «Конвенции о правах ребенка»[1], которую ратифицировали практически все государства мира, говорится о том, что участники, то есть государства, подписавшие и ратифицировавшие ее, обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, учитывая права и обязанности законных представителей, несущих ответственность за ребенка. И именно с этой целью участниками принимаются все необходимые как законодательные, так и административные меры. Также ребенку, статьей 12 гарантируется право быть заслушанным в ходе любого судебного заседания, которое затрагивает его лично.

Конституция Российской Федерации в статье 46 гарантирует каждому судебную форму защиты его прав и свобод.

Если обратиться конкретно к гражданскому законодательству, то в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, задачами Гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых субъективных прав и интересов физических и юридических лиц, а также иных субъектов гражданских правоотношений. Любое заинтересованное лицо, вправе прибегнуть к установленной гражданским законодательством судебной форме защите своих прав. Причем отказ от права на обращение в суд является недействительным. Данные положение также распространяются на особую категорию субъектов Гражданского процесса – несовершеннолетних.

Участие лиц, не достигших возраста совершеннолетия в гражданском процессе, связано с определенными проблемами, как с практической точки зрения, так и с теоретической. Данные проблемы обусловлены разными обстоятельствами, но прежде всего недостатками и пробелами в правовой сфере.

Объектом настоящей курсовой работы выступают гражданско-процессуальные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вследствие участия в них лиц, не достигших возраста совершеннолетия.

Предметом же служат нормы гражданского права и гражданского процесса, регламентирующие и затрагивающие правовой статус несовершеннолетних.

Цель данной курсовой работы является анализ, исследование и обобщение особенностей правового статуса несовершеннолетних, как отдельных субъектов гражданского процесса.

Для достижения цели, необходимо выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие правоспособности и дееспособности несовершеннолетних лиц;

2. Выявить особенности личного участия несовершеннолетнего в рассмотрении гражданских дел;

3. Рассмотреть правовой статус несовершеннолетнего в качестве свидетеля в гражданском процессе.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований и 7 приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, показана практическая значимость работы.

В первой главе «Правосубъектность в гражданском процессе» рассмотрены основные черты субъекта гражданского процесса -правоспособность и дееспособность.

Во второй главе «Особенности участия несовершеннолетних в Гражданском процессе» рассмотрено процессуальное положение несовершеннолетнего лица как субъекта правоотношений, выделены особенности участия в гражданском процессе.

В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения в дипломной работе.

 


 

ГЛАВА 1. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.