Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Понятие о библиотечном фонде.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(М О Д У Л Я)

   
Б1. Б.17 «Библиотечный фонд»  
     
по направлению подготовки / степень 51.03.06   Библиотечно-информационная деятельность

 

профиль подготовки     бакалавр
Всего:   час 4 зачетных единиц

 

 

Казань, 2016


Рабочая программа дисциплины (модуля) разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 46.03.02 от 0.6.03.2015 г.

 

Разработчик

Нурмухаметова А.С., Габдельганеева Г.Г. /__________________/

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения «_____»________ 2016 г., протокол №____.

 

 

Председатель учебно-методической комиссии кафедры разработчика

Мухина Н.Н./__________________/ «____»_________20___г.

 

 

Заведующий кафедрой разработчика

Кормишина Г.М.____________________________________ /__________________/ «____»_________20___г.

Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии выпускающей кафедры

Матвеева Г.В. ____________________________________ /__________________/ «____»_________20___г.

 

Заведующий выпускающей кафедрой библиотековедения, библиографоведения и документоведения

Кормишина Г.М /__________________/ «____»_________20___г.

 

Декан социально-гуманитарного факультета

Шамсутдинова Д.В. /__________________/ «____»_________20___г.


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина (модуль) «Библиотечный фонд» изучается студентами направления подготовки 61.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» очной формы обучения на 1 – 2 курсах, заочной формы – на 1 – 3 курсах, в обязательном порядке.

Цели изучения дисциплины (модуля):

- ознакомить студентов с теоретическими основами и современными проблемами формирования библиотечных фондов;

– раскрыть особенности формирования фондов библиотек разных типов и видов;

– показать место библиотечного фонда в системе документных фондов страны;

– выработать у будущих специалистов способности решать технологические и управленческие задачи по формированию фондов библиотек разных типов.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате изучения дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

Компетенция Знания (если предусмотрено) Умения (если предусмотрено) Навыки (если предусмотрено)
ПК-34     Способность формировать фонды документов, автоматизированные банки данных

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе, в 5 семестре по очной форме обучения; на 3 курсе, в 5 семестре по заочной форме обучения.

 

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина (модуль) изучается на 1 – 2 курсах, во 2-3 семестрах по очной форме обучения; на 2 – 3 курсах - по заочной форме обучения.

 

Код дисциплины Дисциплины
  Предшествующие
Б1.Б.16 Библиотековедение
  Сопутствующие (формирующие те же компетенции)
Б1.Б.16 Библиотековедение
Б1.Б.10 Социальные коммуникации
Б1.Б.21 АСПИ
Б1.Б.15 Документоведение
  Последующие
ФТД.1 Введение в специальность
Б1.В.ДВ.5.2 Документный оборот
Б1.Б.18 Библиотечно-информационное обслуживание
Б1.В.ОД.11 Управление библиотечным делом
Б1.В.ОД.12 Экономика библиотечно-информационной деятельности
Б1.Б.23 Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Б1.Б.24 Маркетинг библиотечно-информационной деятельности

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общий объем дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Для очной формы обучения:

№ п/п Раздел дисциплины, тема Семестр Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Коды компетенций, в форми-ровании которых участ-вует дисцип-лина (модуль) Формы текущего контроля успевае-мости (по темам или разделам) Форма промежу-точной аттестации (по семестрам)
Все-го часов Контактная работа Самостоя-тель-ная рабо-та студента
Лек-ции Практические занятия В т.ч. в интер активной фор-ме
Групповые Лаборатор-ные (мелкогрупповые) заня-тия Индивидуальные занятия
  Раздел 1. Теоретико-методологические основы формирования библиотечного фонда                    
  Понятие о библиотечном фонде                   Поверка заданий, опрос
  Библиотечный фонд как система                    
  Типизация и структурирование библиотечного фонда                    
  Исходные положения теории и принципы формирования библиотечного фонда                    
  Теория отбора. Полнота библиотечного фонда                    
  Ядро библиотечного фонда                    
  Раздел II. Технология формирования библиотечного фонда                    
  Формирование библиотечного фонда как технологический цикл                    
  Моделирование БФ                    
  Комплектование БФ                    
  Учет и техническая обработка библиотечного фонда                    
  Размещение и расстановка библиотечного фонда                    
  Теория и методика сохранения библиотечного фонда                    
  Доставка документов по читательским требованиям                    
  Всего: за 2-й семестр                    
  Раздел III. Управление библиотечным фондом                    
  Основы управления библиотечным фондом                    
  Субъект управления                    
  Изучение библиотечного фонда в целях управления его формированием                    
  Концепция распределенного библиотечно-информационного фонда                    
  Заключение                    
  Всего: за 3-й семестр                   Экзамен
  Итого часов по курсу:                  

 

Для заочной формы обучения:

№ п/п Раздел дисциплины, тема Семестр Виды занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Коды компетенций, в форми-ровании которых участ-вует дисцип-лина (модуль) Формы текущего контроля успевае-мости (по темам или разделам) Форма промежу-точной аттестации (по семестрам)
Все-го часов Контактная работа Самостоя-тель-ная рабо-та студента
Лек-ции Практические занятия В т.ч. в интер активной фор-ме
Групповые Лаборатор-ные (мелкогрупповые) заня-тия Индиивидуальные занятия
  Раздел 1. Теоретико-методологические основы формирования библиотечного фонда 2/3                  
  Понятие о библиотечном фонде                    
  Библиотечный фонд как система                    
  Типизация и структурирование библиотечного фонда                    
  Исходные положения теории и принципы формирования библиотечного фонда                    
  Теория отбора. Полнота библиотечного фонда                    
  Ядро библиотечного фонда                    
                      Зачет, к/р
  Раздел II. Технология формирования библиотечного фонда 2/4                  
  Формирование библиотечного фонда как технологический цикл                    
  Моделирование БФ                    
  Комплектование БФ                    
  Учет и техническая обработка библиот. фонда                    
  Размещение и расстановка библиотечного фонда                    
  Теория и методика сохранения библиотечного фонда                    
                      Зачет, 2 к/р
  Итого за 2 курс                    
  Раздел III. Управление библиотечным фондом 3/5                  
  Основы управления библиотечным фондом                    
  Изучение библиотечного фонда в целях управления его формированием                    
  Концепция распределенного библиотечно-информационного фонда                    
  Всего за 3 курс                    
                       
                       
                      Экзамен, к/р
  Итого часов по курсу:                  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНОМ

Тема 1. Понятие о библиотечном фонде.

Лекция (для очной и заочной формы): Фонды библиотек как стратегический ресурс, составляющий информационный потенциал общества. Библиотечный фонд как научное понятие. Документ – исходный фондообразующий элемент библиотеки. Многообразие видов документов БФ: печатные, промежуточные виды публикаций, неопубликованные, аудиовизуальные материалы, документы на микроносителях, электронные. Понятие о «локальном» и «виртуальном» фонде библиотеки. Параметры БФ. Социальные функции. Факторы внешней и внут­ренней среды, влияющие на выполнение БФ своих функций.

Практическое групповое занятие (для очной формы):

Семинар 1.

Тема: Будущее библиотечного фонда ( 2 ч .).

Вопросы для подготовки:

1. Как известно, в фондах подавляющего большинства библиотек преобладают книги. Однако в последнее время наблюдается тенденция роста удельного веса других видов документов (фотокопий, микрофильмов, микрофиш, оптических дисков и т.п.). Не вытеснят ли, на Ваш взгляд, эти виды документов кни­ги?

2. Существует мнение, что в фондах библиотек не должно быть ру­кописных и машинописных изданий. Они должны, якобы, в бу­дущем сосредоточиться в фондах архивов. Оправдано ли это?

3. Некоторые авторы публикаций считают, что в перспективе тра­диционная бумажная книга будет заменена электронной книгой и библиотечный фонд будет заменен электронным банком дан­ных. Ваше мнение по этому вопросу.

4. Ваше мнение о понятии «виртуальная библиотека». Как Вы счи­таете, видоизменится ли библиотечный фонд в глобальных ком­пьютерных сетях (Интернет и т.п.)? Каковы перспективы вхож­дения в мировое информационное пространство?

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Джиго, А.А. Электронные ресурсы в информационно-телекоммуникационной среде / А.А. Джиго // Библиотековедение. – 2011. – № 6. – С.32-33.

2. Земсков, А.И. Будущее электронных библиотек / А.И. Земсков // Науч. и техн. б–ки.- 2009. – № 4. – С.26-36.

3. Мещерский, И. О будущем библиотеки, книги и компьютера, или может

ли власть полюбить культуру? / И. Мещерский. – Библиотечное дело. – 2009. – № 21. – С.35.

4. Морева, О.Н. Комплектование библиотечного фонда: учеб.- практ.

пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 6-13. – (Азбука библиотечной профессии).

5. Ромашова, Л. Компьютер книге не противник / Л. Ромашова // Библиотека. – 2009. – № 6. – С.39-41.

6. Соколова, Н.В. Электронные библиотеки как факт современного информационного ландшафта / Н.В. Соколова // Университетская книга. – 2010. – № 2. – С.62-66.

7. Литвинова Н.Н. Эволюция представлений о фондах библиотек под влиянием электронной среды // Библиотековедение. – 2016. – Т.1. №1. – С. 25-29.

8. Гусева Е.Н. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки // Библиотековедение. – 2015. - №2. – С. 13-15.

9. Сахаров Н.А. Законодательная основа для Национальной электронной библиотеки // Библиотековедение. – 2015. - №6. – С. 19-22.

Дополнительная

10. Глеукеева, Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы, эффективность использования / Р. Глеукеева // Библиотека. – 2008. – № 1. – С.15-19.

11. Вислый, А.И. Электронные библиотеки России. Проблемы формиро­вания и использования / А.И. Вислый // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 3. – С.18-26.

12. Вуль, В.А. Что хранят электронные библиотеки России? / В.А. Вуль // Библиотечное дело. – 2003. – № 3. – С.16-19.9.

10. Земсков, А.И. Электронные книги – новый взгляд / А.И. Земсков // Науч. и техн. б–ки.- 2003.- № 5.- С.64-75.

13. Моргенштерн, И. Г. Документ: информация и/или носитель? / И.Г. Моргенштерн // Науч. и техн. б–ки. – 2003. – № 2. – С.23-27.

14. Столяров, Ю.Н. Документ: и информация, и носитель / Ю.Н. Столяров // Науч. и техн. б–ки 2003. – № 2. – С.128-129.

15. Тамбовская, А. Компьютер и книга: антагонисты или соперники? / А. Тамбовская // Библиотека. – 2008. – № 2. – С.47-48.

Тема 2. Библиотечный фонд как система.

Лекция (для очной и заочной формы): Значение системного подхода к изучению БФ. Эволюция представлений о БФ в системе «библиотека». БФ как один из исходных системообразующих элементов библиотеки. Соотношение БФ с другими подсистемами библиотеки – контингентом пользователей, библиотечным персоналом, матери­ально-технической базой. Прямые и обратные связи БФ и системе «библиотека».

Системные свойства БФ.

Признаки БФ, определяющие его статус.

Общая характеристика БФ как системы. Масштабы системы. Под­системы БФ, основания их выделения.

БФ как вид, подсистема документивных подсистем. Общая характеристика системы документных фондов. Соотношение БФ с другими документными фондами (архивов, музеев и выставок, информационных центров, диско-видео и фильмотек, интегральных электронных библиотек).

Уровни структурной иерархии БФ: документ – подфонд – фонд библиотеки – фонд библиотечной сети (региональной, отраслевой) – национальный БФ – мировой БФ.

Системное представление о фонде локальной библиотеки как основа его упорядочения посредством структурирования.

 

Тема 3. Типизация и структурирование библиотечного фонда.

Лекция (для очной формы): Значение типизации БФ. Типизация БФ на основе фасетного анализа с учетом признаков: социального назначения фонда; семантического состава, или содержания литературы, преимущественно комплектуемой в фонд; видовых или языковых особенностей документов, представленных в фонде; ориентации на возраст читателей; объема фонда; административно-территориальной принадлежности; ведомственного подчинения.

Понятие о структуре БФ. Ее роль в организации оптимального режима хранения и использования документов, составляющих БФ.

Структурирование БФ как проявление его системных свойств (упорядоченности, управляемости и самоорганизации). Статус библиотеки, ее миссия, программа деятельности как определяющие ее структурирование. Признаки, используемые для выделения подфондов: функциональное назначение; структурные подразделения библиотеки; социально-демографическая характеристика абонентов библиотеки; степень использования фонда; особенности обработки документов.

Структурирование БФ по различным признакам документов, его составляющих: по содержанию; целевому назначению; характеру знаковых средств закрепленной в документах информации; виду носителя информации; регулярности выхода в свет; возрасту изданий; формату.

Практическое групповое занятие (для очной и заочной формы):

Тема: Классификация документов в библиотечном фонде (6 ч.).

Вопросы для подготовки:

1. Структурирование библиотечного фонда по разным основаниям.

Задания:

1. Анализировать документы различного вида и разного целевого и читательского назначения в соответствии с предложенной фасетно-блочной схемой классификации документов.

2. Заполнить таблицу в соответствии с предложенной формой.

Форма отчетности:

1. Защита выполненного задания (устный ответ, письменное задание).

Рекомендуемая литература:

Основная

1. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. – Любое издание.

2. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 38-43. – (Сер. «Библиотека»).

3. Морева, О.Н. Комплектование библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 26-33. – (Азбука библиотечной профессии).

4. Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: конспект

лекций [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю.С. Сергеева. – М.: Приориздат, 2009. – 171 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/72786

 

Дополнительная

5. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 29-38.

Семинар 2.

Тема: Принципы функционирования библиотечного фонда ( 4 ч .).

Вопросы для обсуждения:

1. Селективность как общий принцип формирования библиотечного фонда (ФБФ).

2. Производные принципы функционирования библиотечного фонда:

а) профилирование-координирование;

б) систематичность;

в) толерантность;

г) фильтрационность;

д) аттрактивность (привлекательность).

3. Реализация принципов в практической деятельности библиотек разного типа и вида.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Манифест ИФЛА об Интернете // Справочник школьного библиотекаря. – М., 2006. – С.31-33.

2. Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 7. – С.5-9.

3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 59-67. – (Сер. «Библиотека»).

4. Столяров, Ю.Н. Исходнве положения теории функционирования библиотечного фонда / Ю.Н. Столяров // НТБ. – 2010. – № 9. – С.5-23.

5. Столяров, Ю.Н. Производные принципы функционирования библиотечного фонда / Ю.Н. Столяров // НТБ. – 2011. – № 4. – С.30-47.

6. Столяров, Ю.Н. Селективность – общий принцип функционирования библиотечного фонда / Ю.Н. Столяров // НТБ. – 2011. – № 2. – С.74-78.

Дополнительная

7. Варганова, Г.В. Библиотека в системе ценностного противостояния общества / Г.В. Варганова // Библиотека. – 2005. – № 2. – С.14-18.

8. Лосиевский, И.Я. Библиотечное фондоведение в прошлом, настоящем и будущем / И.Я. Лосиевский // Университетская книга. – 2008. – № 9. – С.34-36.

9. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С.68-75.

10. Столяров, Ю.Н. Как найти золотую середину между свободой чтения и библиотечной цензурой / Ю.Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 5. – С.68-73.

11. Столяров, Ю. Н.Метаморфоза американской концепции «наилучшего чтения» / Ю.Н. Столяров // Библиотека. – 2006. – № 7. – С.64-68.

Семинар 3.

Тема: Проблемы отбора документов и полноты библиотечного фонда ( 6 ч .).

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «отбор». Сущность и значение отбора документов в биб­лиотеный фонд. Факторы, влияющие на отбор.

2. Соотношение первичного и вторичного отбора документов.

3. Критерий качества отбора документов в библиотечный фонд.

4. Полнота библиотечного фонда как результат отбора. Концепции полноты библиотечного фонда, их теоретическая разработанность и реализация в практичес­кой деятельности библиотек.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ № 77-ФЗ от 29 дек. 1994 г. (с изм. от: 27 дек. 2000 г.; 11 февр., 24 дек. 2002 г.; 23 дек. 2003 г.; 22 авг. 2004 г.; 3 июня2005 г.; 18 дек. 2006 г.; 26 марта 2008 г.) – Любое издание.

2. Качество комплектования библиотек // Университетская книга. – 2009. – № 7. – С.56-59.

3. Лигун, Т. Какая книга нужна вузовской библиотеке? О критериях оценки и отбора / Т. Лигун // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С.13-15.

4. Лигун, Т.А. Проект КОРСАР – легальный способ улучшить качество фондов / Т.А. Лигун // Университетская книга. – 2009. – № 9. – С.52-55.

5. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 67-72. – (Сер. «Библиотека»).

6. Морева,О.Н. Качество библиотечного фонда в эпоху информационно-коммуникационных технологий / О.Н. Морева // Библиотековедение. – 2012. – № 4. – С. 42-46.

7. Морева,О.Н. Качество библиотечного фонда: новые акценты понимания / О.Н. Морева // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. – 2009. – № 2. – С.17-24.

8. Морева, О.Н. Комплектование библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб.: Профессия, 2012. – С. 6-51. – (Азбука библиотечной профессии).

9. Петрусенко, Т. В. Отечественное и иностранное комплектование в условиях кризисных ситуаций / Т.В. Петрусенко // Книжная индустрия. Люди. События. Технологии. – 2009. – № 6. – С.48-50.

10. Шилов, В.В. Отбор документов для пополнения библиотечных фондов: теоретико-психологические основы / В.В. Шилов // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 7. – С. 33-48.

Дополнительная

11. Петрусенко, Т. Игры продолжаются: госзакупки и комплектование библиотек / Т. Петрусенко, И. Эйдемиллер // Книжная индустрия. Люди. События. Технологии. – 2008. – № 7. – С.42-43.

12. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С.75-93.

Семинар 4.

Тема: Ядро библиотечного фонда ( 2 ч .) (для очной формы).

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о ядре библиотечного фонда (БФ).

2. История моделирования ядра БФ (терминологический аспект, авторы и коллективные составители).

3. Особенности формирования ядра фонда в публичных и научных библиотеках.

Рекомендуемая литература:

1. Книжное ядро публичной библиотеки: пособие для библиотекарей / сост. и авт. введ. В.В.Шилов.- СПб.: СПб. гос. ун-т, 2000.- 736 с.

2. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 72-75. – (Сер. «Библиотека»).

3. Морева, О.Н. Комплектование библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С.42-46. – (Азбука библиотечной профессии).

4. Рубакин, Н.А. Среди книг. Книжные богатства, их изучение и

распространение / Н.А. Рубакин // Избранное: в 2 т. – М., 1975. – Т.1. – С.124-210.

Дополнительная

5. Маркина, А.В. Проблема формирования ядра фонда библиотек в русском и советском библиотековедении: (аналит. обзор) / А.В. Маркина // Тео­рия и практика формирования книжного ядра библиотечного фонда: сб. науч. тр./ ГПБ.- Л., 1980.- С.148-194.

6. Маркина, А.В. Моделирование фонда как способ управления комп­лектованием / А.В. Маркина // Библиотека.- 1997.- № 1.- С.20-21.

7. Нурмухаметова, А.С. К вопросу о библиографическом моделировании фондов массовых библиотек А.С. Нурмухаметова // Интеллигенция и культура: история, современность, перспективы: материалы межвуз. науч. конф., 14-15 февр. 1996 г./ КГАКИ.- Казань, 1996.- С.124-125.

8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С.93-96.

Семинар 5.

Тема: Обязательный экземпляр документов ( 2 ч .) ( для очной и заочной формы):

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие об обязательном экземпляре (ОЭ) документов. Эволюция ОЭ.

2. Законодательно-правовая основа функционирования ОЭ.

3. Система ОЭ (бесплатный ОЭ, платный ОЭ; федеральный ОЭ, республиканский ОЭ, местный ОЭ; состав ОЭ).

4. Взаимодействие документных учреждений в формировании их фондов на основе ОЭ.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ № 77-ФЗ от 29 дек. 1994 г. (с изм. от: 27 дек. 2000 г.; 11 февр., 24 дек. 2002 г.; 23 дек. 2003 г.; 22 авг. 2004 г.; 3 июня2005 г.; 18 дек. 2006 г.; 26 марта 2008 г.) – Любое издание.

2. Джиго, А.А. Обязательный экземпляр документов: пути дальнейшего совершенствования / А.А. Джиго // Независимый библиотечный адвокат.- 2010.- № 6.- С.81-87.

3. Майстрович, Т.В. Электронный документ: основные характеристики и его место в системе обязательного экземпляра / Т.В. Майстрович // Библиотековедение. – 2012. – № 1. – С.43-46.

4. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 140-149. – (Сер. «Библиотека»).

5. Морева, О.Н. Комплектование библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 107-114. – (Азбука библиотечной профессии).

6. Капитонова, И.Ю. Обязательный экземпляр – обязателен! / И.Ю. Капитонова // Библиография.- 2009.- № 4.- С.38-39.

7. Гриханов, Ю.А. Обязательный экземпляр документов России: законодательные инновации 2008 года / Ю.А. Гриханов // Библиотечное дело. ХХ1 век: науч.-практ пособие.- 2008.- № 2.- С.213-220.

8. Сухоруков, К. Обязательный экземпляр: типы и виды / К. Сухоруков // Библиотека.- 2010.- № 3.- С.54-55.

9. Сухоруков, К.М. «Социальная значимость документов»: проблемы определения и учета критерия в федеральном законодательстве об обязательном экземпляре / К.М. Сухоруков // Библиотековедение. – 2012. – № 4. – С. 38-41.

Дополнительная

10. Положение о библиотечно-информационном фонде Российской Федерации: проект // Библиотековедение. - 2005. - № 3. - С.25-34.

11. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 147-150.

12. Сухоруков, К.М. Обязательный бесплатный экземпляр и формирование распределенного библиотечного фонда / К.М. Сухоруков, М.Е. Порядина // Библиотечное дело-ХХ век: науч.-практ. сб. – 2003.– № 1(5). – С.75-82.

Семинар 8.

Тема: Информационное обеспечение управления процессом формирования библиотечного фонда (для очной формы) (2 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности формирования библиотечного фонда (БФ) в условиях рыночных отношений.

2. Значение информации об изменениях, происходящих в фонде и во внешней среде, для оптимизации управления формированием БФ.

3. Изучение информационных потребностей и запросов пользователей в целях формирования БФ.

4. Изучение БФ и использование его результатов для управления им, значение, методы.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 261-285. – (Сер. «Библиотека»).

2. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие

О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С.96-120. – (Азбука библиотечной профессии).

3. Панарина, О.С. База данных «Книгообеспеченность» – инструмент информационного обеспечения учебного процесса и система управления формированием фонда вузовской библиотеки / О.С. Панарина, В.И. Сосипатрова // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 7. – С.10-17.

4. Справочник библиотекаря: справ. изд. / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79-89.

5. Стародубова, Н.З. Управление качеством библиотечных фондов: аксиологический аспект / Н.З Стародубова // Библиотечное дело. ХХ1 век. – 2009. – № 2. – С.140-159.

6. Чавкунькина, О.И. Возможности семиотического подхода в изучении библиотечного фонда / О.И. Чавкунькина // Библиотековедение. – 2010. – № 2. – С.21-25.

7. Шилов, В.В. Библиотечные фонды в переплете новшеств учета и управления / В.В. Шилов // Современная б-ка. – 2010. – № 4. – С.10-19.

8. Шилов, В.В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов / В.В. Шилов // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 4. – С.28-40.

Дополнительная

9. Датская, А. Информационные ресурсы: технологии пополнения / А. Датская // Библиотека. – 2008. – № 7. – С.39-40.

10. Степанова, А. Изучить спрос – значит, узнать пристрастия / А. Степанова, И. Степыкина // Библиотека. – 2002. – № 5. – С.79-82.

11. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 64-68, 125-131, 210-221.

Тема 15. Субъект управления.

Лекция (для очной формы): Роль личности библиотекаря в управлении формированием БФ. Общие профессиональные качества фондовика. Желательные и обя­зательные профессиональные требования к личности, профессио­нальной подготовке фондовика. Специальные требования. Позитив­ные и негативные факторы специализации фондовика. Круг обязан­ностей фондовика, условия труда.

 

Семинар 10.

Тема: Особенности формирования и функционирования фондов библиотек отдельных типов и видов, отдельных видов документов (для очной формы) (10 ч .).

Семинар представляет систему докладов по отдельным темам. Каждый студент выбирает одну из тем по желанию и готовит ее в виде письменного текста доклада и выступает на занятии. Кроме рекомендованной литературы новейшие публикации по конкретной теме выявляются студентом самостоятельно.

Вопросы для обсуждения:

1. Формирование фондов деловых библиотек.

2. Формирование фондов вузовских библиотек.

3. Формирование фондов детских библиотек.

4. Формирование фондов ценных и редких документов.

5. Формирование страхового фонда документов в библиотеках.

6. Формирование фондов литературы на иностранных языках в библиотеках.

7. Формирование библиотечных фондов на языках народов РФ.

8. Кинофотофонодокументы в фондах библиотек.

9. Электронные документы в фондах библиотек.

10. Электронные библиотеки: практика создания и функционирования.

Рекомендуемая литература:

1. Бойкова, О.Ф. Библиотечно-информационные ресурсы в электронной

форме в законодательстве об авторском праве / О.Ф. Бойкова // Библиотековедение. – 2012. – № 6. – С. 34-38.

2. Вихрева, Г.М. Фонд периодики в библиотеке: комплектование и обслуживание: конспект лекций / Г.М. Вихрева; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2012. – 135 с.
3. Каленов, Н.Е. Комплектование зарубежной литературой фондов научных библиотек / Н.Е. Каленов, О.Л. Красикова // Университетская книга. – 2009. – № 6. – С.26-29.

4. Коновалова, М.П. Проблемы и пути формирования фонда специальных библиотек в современных условиях / М.П. Коновалова // Библиотековедение. – 2011. – № 4. – С.47-54.

5. Курейчик, М.Я. Чтоб связь времен не прервалась. Редкая книга в вузовской библиотеке / М.Я. Курейчик // Библиотечное дело. – 2009. – № 2. – С.15-17.

6. Лохвицкая, С.Л. Комплектование фондов научных библиотек иностранной литературой: лекция / С.Л. Лохвицкая. – СПб., 2006. – 19 с.

7. Луцик, Ю.Н. Проблемы формирования фонда электронных ресурсов: эффект «Большой сделки» / Ю.Н. Луцик // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 4. – С.34-36.

8. Нурмухаметова, А.С. Библиотека в диалоге культур / А.С. Нурмухаметова // Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в контексте модернизации отрасли: монография / С.Д. Бородина [и др.]. – Казань, 2009. – Гл.1, 1.3. – С.39-59.

9. Савина, Е.А. Система источников комплектования документных фондов региональных вузовских библиотек на рубеже XX и XXI вв. / Е.А. Савина // Науч. и те







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.