|
Тема: Анализ состава и использования библиотечного фондаКонтрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования. Работу выполняйте в следующей последовательности. 1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов. 2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отраслевой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количество книг по данной отрасли, количество названий, литература каких лет издания преимущественно представлена в фонде. Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда). Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Количество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читателей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики - абсолютный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Характеристика единого комплекса показателей: обращаемость, читаемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектованы хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их использования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору. 3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда. 4. Дайте рекомендации по совершенствованию состава и использования фонда библиотеки: а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда? б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам? в) Ваши рекомендации по экземплярности изданий; г) рекомендации по неиспользуемой литературе; д) другие предложения. Условные обозначения и формулы: Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х.... – фонды отраслевых отделов. А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х.... – выдача отраслевых отделов фонда. Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста. Ф = К х А; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К; О = Фнов – Фвыб / Ф х100%; Ар = У1 – Уо ; (Уо – начальный уровень, У1 – текущий уровень) Тр = У1 / У0 х 100%; Тпр = Ар / У0 х 100%; Кук = Фопл / Ф х100%; (коэффициент укомплектованности) Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования) Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)
Рекомендуемая литература: Основная 1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790 2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond - dok.html 3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»). 4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии). Дополнительная 5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72. 6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15. 7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89. 8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225. Тематика курсовых работ: 1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида). Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е. таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек. 2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида). В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки. 3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида). В последние годы актуализируется проблема библиотечного обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов. 4. Сохранность библиотечного фонда. В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области. 5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда. В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ. В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ. Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы. Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:
2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида). 3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида). 4. Сохранность библиотечного фонда. 5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда. 6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида). 7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида). 8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида). 9. Сохранность библиотечного фонда. 10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда. Требования к выпускной квалификационной работе: - полное и правильное раскрытие темы; - теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме; - умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет; - освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования; - проведение и обобщение результатов конкретного исследования; - разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности библиотек; - оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.); - презентация работы.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|