|
Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Задание: 1. Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику. 2. Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308); 3. Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику. 4. Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект. План занятия: 1. Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории: 1) Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность. 2) Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979). 3) Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур. 4) Герои и поэтика каждой из этих групп сказок. 2. Проведите идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376). Для анализа продумайте вопросы: 1. Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке? 2. Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке. 3. Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке. 4. Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое). 5. Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами. 6. Язык сказки. 7. Народные идеалы и мечты в сказке. Духовный смысл сказки. Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» - А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.
Литература: 1. «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. – М., 1957. «Народные русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1977 или В.П. Аникин «Русская народная сказка». – М.: Просвещение, 1977; В. Порудоминский «А рассказать тебе сказку…». – М., 1970. 2. Русские сказочники. Сост. Э.В. Померанцева. – М., 1976. 3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М., 1969. 4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. – СПб., 1996. 5. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984. 6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976. 7. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998. 8. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975. 9. Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993.
Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен Задание: 1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен. 2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания. 3. Познакомиться с классическими песенными собраниями. 4. Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?
План занятия: Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам: 1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара; 2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов): а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии? б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале? в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации. г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль. Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен? 3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.
Литература: 1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957. 2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965. 3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984. 4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959. 5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»). 6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962. 7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977. 8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.
Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.
Тема: Народный театр. Народная драма Задание: 1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику. 2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии. 3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий. План занятия Подготовьтесь к выступлению в аудитории: 1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез? 2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения; 3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры: а) скоморошьи представления на Руси; б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»; 4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности: а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность); б) судьбы народной драмы. Литература: 1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953. 2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991. 3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89. 4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100. 5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988. 6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|