Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках





Задание:

1. Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику.

2. Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308);

3. Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику.

4. Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект.

План занятия:

1. Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность.

2) Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979).

3) Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур.

4) Герои и поэтика каждой из этих групп сказок.

2. Проведите идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376).

Для анализа продумайте вопросы:

1. Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке?

2. Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке.

3. Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке.

4. Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое).

5. Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами.

6. Язык сказки.

7. Народные идеалы и мечты в сказке. Духовный смысл сказки.

Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» - А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.

 

Литература:

1. «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. – М., 1957. «Народные русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1977 или В.П. Аникин «Русская народная сказка». – М.: Просвещение, 1977; В. Порудоминский «А рассказать тебе сказку…». – М., 1970.

2. Русские сказочники. Сост. Э.В. Померанцева. – М., 1976.

3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М., 1969.

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. – СПб., 1996.

5. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.

6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976.

7. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998.

8. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975.

9. Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993.

 

Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен

Задание:

1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.

2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.

3. Познакомиться с классическими песенными собраниями.

4. Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?

 

План занятия:

Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:

1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;

2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):

а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?

б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?

в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.

г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.

Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?

3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.

 

Литература:

1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.

2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.

3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.

4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.

5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).

6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.

7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.

 

Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.

 

Тема: Народный театр. Народная драма

Задание:

1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику.

2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии.

3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий.

План занятия

Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез?

2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения;

3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры:

а) скоморошьи представления на Руси;

б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»;

4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности:

а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность);

б) судьбы народной драмы.

Литература:

1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953.

2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991.

3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89.

4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100.

5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988.

6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.