Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приемы декоративного оформления сцены





Приемы декоративного оформления сцены чаще всего дополняют тот или иной тип декораций, расширяют его возможности, делают дополнительные декоративные акценты, которых требует время и художественные задачи спектакля. Некоторые из них настолько существенно меняют облик классического типа декораций и так долго используются на театральной сцене, что постепенно становятся самостоятельным типом декораций. Так, например, случилось с оформлением в сукнах. Сначала это был прием, продиктованный стилистикой модерна, который дополнял мягкие, разъемные декорации. Но более чем вековое существование на сцене определило его уже как особый самостоятельный тип декораций. Некоторые приемы, в силу своей специфики так и остаются дополнением.

Симультанный прием – самый популярный и самый древний из существующих приемов декоративного оформления сцены. Он предполагает одновременное использование нескольких игровых площадок в пространстве сцены, часто на разных уровнях. Это прием иногда использовался еще в античном театре, но наибольшую популярность приобрел в 20-е годы XX века. Моделируя планшет сцены разноуровневыми площадками, режиссеры старались обогатить пластику актеров и сделать более впечатляющим сам сценографический образ. Его широко использовали такие замечательные режиссеры как Таиров и Мейерхольд.

Расширение просцениума – это увеличение авансцены, т. е. пространства перед красной линией. Увеличение достигается «зашиванием» оркестровой ямы или дополнительное достраивание подиума от авансцены, например для театра моды. Расширение просцениума часто используется при наличии фронтальной мизансцены, когда актер обращается к зрителю, а не к партнеру, старается встать как можно ближе к зрителю. Этот прием помогает объединить актера и зрителя.

Пространственный прием так же имеет древние корни. Этот прием используется в тех случаях, когда действие идет не только на сцене, но и в зале, среди зрителей. Игровые площадки располагаются в шекспировских окнах, проходах, на балконах. Залы со сценой ареной так же используют пространственный прием. Не приспособленные для театральных представлений помещения (спортзалы, бывшие производственные цеха и фермы), вынуждают режиссеров часто использовать пространственный прием. Этот прием еще более увеличивает активность взаимосвязи со зрителем, не редко подключая даже его к действию.

Постоянный портал – используется в оформлении пьес с большим количеством картин. В течении всего спектакля на авансцене, или сразу за линией основного занавеса, устанавливается декоративный портал, украшенный архитектурными, орнаментальными или иными мотивами. Часто портал имеет специальный занавес, оформление которого стилистически объединено с порталом. Сменяющиеся картины в сценической коробке объединяются дополнительно декоративным порталом. Этот прием позволяет сравнительно небольшими средствами, отдельными деталями разнообразить зрелище, сохраняя стилистическое единство. Портал выполняет не только ограничительные и декоративные функции, но и игровые. В нем могут находиться выходы, около него могут располагаться станки, мебель, он может быть многоярусным, снабженным лестницами, дверными и оконными проемами, балконными нишами, тентами и пр. Блестящим примером такого решения является портал в декорациях А.Я. Головина к драме Лермонтова «Маскарад». Он представлял собой объемное вогнутое декоративное сооружение, состоящее из архитектурных элементов, с пышной, лепной орнаментикой, дверьми, зеркалами и балюстрадами, увенчанными вазами. С одной стороны примыкая к зрительному залу, портал, по своей стилистике, продолжает зрительный зал Александрийского театра. Другой конец портала органично объединяется со сменяющимися занавесами различных картин спектакля.

Оформление с круглым горизонтом – позволяет постановщикам обходиться без кулис и падуг в том случае, когда их функция заключается только для укрывания машинерии и оснастки сцены. Главной выразительной возможностью круглого горизонта является изображение неограниченного пространства, воздуха, космоса, неба, наполненного облаками. Белый горизонт позволяет любое художественное освещение, любую проекцию – движущиеся облака, дым, волны океана, пейзажи и пр. Блестящим примером использования круглого горизонта является постановки Н.П.Акимова «Бронепоезд 14 – 69» в Ленинградском академическом театре драмы и Н.А. Шифрина «Поднятая целина» в Центральном театре Советской Армии.

Диффузный прием – сравнительно молодое театральное изобретение, ему только около 50-ти лет. Этот прием предполагает психологическое «растворение» зрителя в пространстве спектакля. Такой эффект происходит при использовании в качестве декораций реальной исторической архитектуры того времени, в котором происходит действие пьесы. Например, знаменитая постановка по роману Виктора Гюго «Собор парижской Богоматери» осуществленная в здании Нотр Дам, когда зритель входил в собор, актер-монах брал его билет, зритель гулял по собору, персонажи действовали рядом с ним, увлекая за собой. Конечно, сама атмосфера собора, исторически точно выполненные костюмы создавали эффект особой достоверности, зрители ощущали эффект присутствия во время, описываемое Виктором Гюго. Сейчас этот прием широко используется в театре и в массовых театрализованных представлениях. Например, стало почти традицией делать концерты хоров духовной музыки на исторических площадях старинных городов, на фоне древних соборов и монастырских стен. Ритмы, пропорции этой древней архитектуры заставляют по-особому воспринимать музыку наших предков.

Прием обнажения машинерии сцены впервые стал использовать Вс. Мейерхольд, когда возникла необходимость показывать деятельность пролетариата на производстве. До этого в театре никогда не демонстрировались цеха заводов и фабрик. Все предыдущие способы оформления здесь не годились. Мейерхольд долго не находил решения, наконец ему пришло в голову, что оформления никакого и не нужно. Достаточно просто раздеть сценическую коробку. В обнаженном виде она сама представляет собой производственное помещение с соответствующим внешним видом и наличием машинерии. Производственная тематика в советском театре была обязательной, и этот прием стал широко использоваться. После ареста Мейерхольда до начала «оттепели» был перерыв в использовании этого приемам в театре, т. к. исключалось все, что связано с именем Мейерхольда. С 60-х годов до сегодняшнего дня обнажение машинерии сцены стало использоваться часто и в театральных постановках и в театрализованных представлениях. Например, стало традицией проводить концерты «тяжелого» рока на обнаженной сцене.

Вещизм. Честь изобретения этого приема тоже принадлежит Мейерхольду. До этого изобретения в театре свято выполняли «завет» А. Чехова, выраженный в словах о том, что ружье, висящее на стене, должно обязательно выстрелить во время спектакля. Другими словами, на сцене не должно быть случайных, ненужных, неоправданных действием вещей. Мейерхольд пошел дальше. Вещь на сцене в его спектаклях «Ревизор» и «Горе от ума» не только поражала своей достоверностью и оправданностью существования в спектакле, но и была символом, помогающим раскрывать идею спектакля. Этот прием с 60-х годов ХХ века так же широко используется в отечественном и зарубежном театре.

Прием эксперименты с фактурами развивает традицию символической работы предмета на сцене дальше. Не только предметы, но и фактура их может выражать тот или иной смысл. У каждой ткани на сцене свои выразительные возможности. То, что может «выразить» бархат, не может «выразить» шелк или тюль. Дерево вызывает свой спектр понятий: тепло, домашний уют, традицию; металл может обозначать рациональность, ритм производства, эмоциональный холод. Любая фактура имеет только ей присущий символический язык. Поэтому с 70-х годов ХХ века появились спектакли, где этот прием брал на себя самую большую символическую нагрузку. Одним из наиболее показательных примеров является спектакль «История лошади» Г. Товстоногова, где минималистическое оформление заключалось только в укрепленном на втором и третьем плане горизонте, выполненном из рогожи (плетеная пенька, мочало). Грубая фактура этого горизонта во многом выражает депрессивное состояние психики человека, вызванное трагическими переживаниями, связанными с нереализованностью личностного потенциала.

Полиэкранный прием представляет собой много проекций в одном представлении, работающих одновременно или в разное время. Впервые его использовал Б. Кноблок в концертах и спектаклях и особенно эту практику развил и усовершенствовал Й. Свобода. Сегодня этот прием необычайно популярен в оформлении шоу-программ, концертов и в постановке театральных спектаклей. Этот прием хорошо передает динамику нашей жизни, ее многоликость и противоречивость.

Трансформирующееся пространство сцены и зала – сравнительно молодой прием, заключающийся в том, что для художественных задач трансформируется (переносится, разворачивается, опускается, поднимается) зал со зрителями, часть зала, или сама сцена. Одними из первых, еще в 30-е годы XX века, этот прием использовали Охлопков и Кноблок, которые, не имея нормального театрального здания, для каждого спектакля выстраивали свою сценическую площадку и по-новому располагали зрителя. Например, сцена представляет собой условный корабль, расположенный в центре зала, а зрители, располагаются вокруг него и собой «изображают» море (таким образом расставляются кресла в зале). В современном театре есть тенденция выстраивать архитектуру зрительного зала и сцены с использованием современных технических возможностей, когда платформы с рядами кресел поднимаются и опускаются, кресла разворачиваются, сценическая площадка переносится в другую часть зала и т. п. В связи с тем, что такие театральные механизмы очень дороги, их пока очень немного. Однако, тенденция существует и расширяется.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.