|
Продолжительность подъема крюка со стропами над уровнем монтажа
Длительность остальных операций определяем аналогично:
5. Вычисляем длительность рабочего цикла крана. При работе совмещения операций рабочий цикл крана равен сумме времени всех его операций
Для повышения производительности крана некоторые операции можно совмещать (например, подъем и перемещение груза). В этом случае при подсчете длительности рабочего цикла учитывают только наиболее длительную из совмещаемых операций:
Вычисление длительности циклов (несовмещенного и совмещенного) надо иллюстрировать выполненными в масштабе схемами (рис. 5.3). Схема для совмещенных операций выполняется следующим образом. Не совмещаемые операции составляют в один ряд, а совмещаемые показываются сверху или снизу от основной, большей по длительности на совмещаемых, как это показано на рисунке 5.3б.
6. Определяем сменную эксплуатационную производительность башенного крана при работе по совмещенному и не совмещенному циклам:
где Т – продолжительность смены, ч; Q – грузоподъемность крана, т, при данном вылете стрелы; k Г – коэффициент использования крана по грузоподъемности; k В – коэффициент использования крана по времени на протяжении смены, равный 0,82-0,83; n – число рабочих циклов крана в час, подсчитываемое по формуле:
где t Ц – средняя длительность рабочего цикла, с.
Рисунок 5.3 - Примерная схема построения рабочего цикла крана: а - без совмещения операций; б - с совмещением операций
Таблица 5.2 – Технические характеристики башенных кранов
Таблица 5.1 – Характеристика изделия
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 ТЕМА: РАСЧЕТ УСТОЙЧИВОСТИ БАШЕННОГО КРАНА
Цель занятия: проверить грузовую и собственную устойчивость башенного крана
Данные для расчета смотри в табл. 6.1 – 6.13 и на рис. 6.1 – 6.15. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
МЕТОДИКА РАСЧЕТА 1. Для определения координат центра тяжести крана распологаем координатные оси так, чтобы ось абцисс лежеала в плоскости головок рельсов, а ось ординат совпала с осью вращения крана. Схему крана (рис. 6.1) разбиваем на части, вес которых известен. Сумму моментов сил тяжести этих частей относительно оси координат y или x приравниваемк моменту силы тяжести всего крана относительно той же оси. Из этих двух уравнений определяем координаты центра тяжести. Рисунок 6.1 – Схема к определению центра тяжести крана Например, для нахождения абциссы с центра тяжести уравнение будет иметь такой вид:
Отсюда
где
Здесь G ПР – вес противовеса, Н; l ПР – плечо вектора веса противовеса относительно оси y, м; G Л – вес лебедок, Н; l Л – плечо вектора веса лебедок относительно оси y, м; G Б – вес башни крана, Н; l Б - плечо вектора веса башни относительно оси y, м; G СТР – вес стрелы, Н; l СТР - плечо вектора веса стрелы относительно оси y, м; G Х.Ч. – вес ходовой части крана, Н; G П.П. – вес поворотной платформы, Н;
Для определения ординаты h центра тяжести рекомендуется повернуть всю систему сил на 90°. Как это сделано на рис. 6.1. (Центр тяжести не меняет своего положения при повороте всей системы сил в одном направлении). Составляем уравнение моментов
Отсюда
где
Координаты центра тяжести крана при максимально поднятой стреле определяем так же, как в случае, когда стрела крана горизонтальна. Когда момент силы тяжести при горизонтальной стреле подсчитан, для перехода к моменту при поднятой стреле рекомендуется учитывать только разность моментов сил тяжести при ее горизонтальном и поднятом положении.
2. Координату центра парусности определяем как координату центра тяжести наветренной площади крана. В этом случае наветренную площадь разбиваем на фигуры, центры тяжести которых легко определить (рис. 6.2). Составляем уравнение, в котором сумму моментов давления ветра на отдельные части крана относительно плоскости головок рельсов приравниваем к моменту давления ветра на кран относительно той же плоскости. Согласно рис. 6.2,
Рисунок 6.2 – Схема к определению центра парусности крана
откуда
где F1 – F5 – наветренные площади частей крана, м2; H1 – H5 – высоты центров соответствующих площадей частей крана, м; w 1 - w 5 – распределенная ветровая нагрузка на наветренную часть соответствующих поверхностей крана, Н/м2.
3. Расчетные наветренные площади элементов металлоконструкций и узлов крана принимаем равными: - для отдельных стержней и канатов – произведению длины стержня или каната на расчетную ширину сечения, указанную на схемах в табл. 6.9, или на диаметр стержня или каната; - для плоских ферм – сумме площадей проекций элементов на плоскость фермы; - для пространственных ферм – расчетной площади грани шириной b (схемы в табл. 6.12 и 6.13), рассматриваемой как плоская ферма; - для кабин, лебедок, машинных отделений, плит балласта, противовеса и груза – площади проекции на плоскость, перпендикулярную к направлению ветра.
4. Распределенную ветровую нагрузку w вычисляем по формуле
где q 0 – скоростной напор ветра на высоте 10 м над поверхностью земли (табл. 6.3), Н/м2; n – поправочный коэффициент на возрастание скоростного напора в зависимости от высоты над поверхностью земли (табл. 6.4); с – аэродинамический коэффициент (расчет этого коэффициента по формуле 6.12); g - коэффициент перегрузки, при расчете устойчивости крана принимаемый равным 1; b - коэффициент, учитывающий динамическое воздействие пульсации скоростного напора и определяемый по формуле
Здесь m П – коэффициент пульсации скоростного напора, определяемый в зависимости от высоты расположения опорного шарнира стрелы над поверхностью земли, м (табл. 6.5); x - коэффициент динамичности, определяемый в зависимости от периода свободных колебаний крана Т 1 по табл. 6.6.
Период свободных колебаний Т 1, сек, для крана с грузом на крюке определяем по формуле
где Т 0 – принимают по табл. 6.7 в зависимости от вылета груза L Г и его нормативного веса Q Н; Н Б – высота башни, м; L С – длина стрелы, м.
Для кранов без груза на крюке период свободных колебаний принимают равным половине периода свободных колебаний крана с наибольшим для данного вылета грузом на крюке. Коэффициент bГ для ветровой нагрузки на груз принимается равным 1,25. Аэродинамические коэффициенты с для стержней круглого сечения при ветре, перпендикулярном к их оси, берем из табл. 6.8. Для стержней из прокутных и сварных профилей при ветре по стрелке аэродинамические коэффициенты принимаем по табл. 6.9. Аэродинамические коэффициенты для кабин, лебедок, машинных отделений, плит балласта и противовеса, а также груза канатов и кабелей принимаем равными с = 1,2. Для плоских ферм или сплошных балок, расположенных одна за другой (рис. 6.3), аэродинамические коэффициенты определяем по формуле
где К 1 – коэффициент, определяемый по табл. 6.10; сi – аэродинамический коэффицент i – го элемента фермы на ее плоскость; Fi – площадь проекции i – го элемента фермы на ее плоскость;
hФ – коэффициент, определяемый по табл. 6.11; N Ф – количество ферм. Рисунок 6.3 – Схема расположения ферм или сплошных балок к определению аэродинамического коэффициента
В табл. 6.10 и 6.11 y - коэффициент заполнения, равный отношению F к площади, ограниченной наружным контуром фермы. Аэродинамические коэффициенты для пространственных ферм из угловой стали при ветре, перпендикулярном к продольной оси фермы, определяем по табл. 6.12. Для пространственных ферм из труб при ветре, перпендикулярном к продольной оси фермы, аэродинамические коэффициенты определяем по формуле
где К 2 – коэффициент, принимаемый для ферм треугольного сечения с углом a = 30° при набегании ветра на основание или боковую грань треугольника равным 1; с 0 – берем по табл. 6.13.
При проверке грузовой и собственной устойчивости следует выбирать такое положение ребра опрокидывания, при котором кран по устойчивости максимально приближается к предельному состоянию.
5. Для обеспечения грузовой устойчивости крана должно выполняться следующее неравенство (рис. 6.4):
где Q P – расчетная нагрузка от веса поднимаемого груза, Н; b Q – плечо силы Q P, определяемое с учетом наклона основания фермы, м; MW – момент относительно ребра опрокидывания от расчетной ветровой нагрузки, действующей на кран и груз, Н; m=m1 m2 m3 – коэффициент условий работы. При расчете грузовой устойчивости башенных кранов, обслуживающих все виды строительства, кроме малоэтажного и сельского принимкаем: m1 = 0,9; m2 = 0,8; m3 = 1;(тогда m = 0,72); Q G – расчетная нагрузка от веса крана, Н; b G – плечо силы Q G, определяемое с учетом наклона основания крана, м.
6. Для обеспечения собственной устойчивости крана должно выпорлняться неравенство (рис. 6.5)
где M W – момент относительно ребра опрокидывания от расчетной ветровой нагрузки, действующей на кран, Н; m 0 – коэффициент условий работы, принимаемый равным 1.
Таблица 6.1 – Варианты заданий
Таблица 6.3 – Скоростной напор ветра q0 Н/м2
Таблица 6.4 – Значения коэффициента n
Таблица 6.5 – Коэффициент пульсации скоростного напора ветра, m П
Таблица 6.6 – Коэффициент динамичности x
Примечание. Для промежуточных значений Т 1 допускается линейная интерполяция
Таблица 6.7 – К подсчету периода свободных колебаний Т 0, сек
Таблица 6.8 – Значения коэффициента с для стержней круглого сечения
Таблица 6.9 – Значяения коэффициента с для профильных стержней
Продолжение табл. 6.9
Таблица 6.10 – Коэффициент
Таблица 6.11 – Коэффициент
Таблица 6.12 – Коэффициент
Примечание. y - коэффициент заполнения грани шириной b.
Таблица 6.13 - Коэффициент
Примечание. y - коэффициент заполнения грани шириной b.
Таблица 6.2 – Технические характеристики башенных кранов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 ТЕМА: РАСЧЕТ СКРЕПЕРА
Цель занятия: Определить производительность прицепного скрепера.
Данные для расчета приведены в таблице 7.1 – 7.5.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1. Взять из таблицы 7.2 значения толщины срезаемого слоя, плотности грунта, коэффициентов наполнения ковша грунтом в разрыхленном состоянии, разрыхления грунта в ковше и коэффициента волочения. 2. Подсчитать длину пути набора ковша скрепера и длину пути отсыпки грунта. 3. Определить требуемые тяговые усилия на крюке трактора-тягача при транспортировке и разгрузке скрепера. 4. Определить время рабочего цикла скрепера. 5. вычислить производительность скрепера в смену. 6. Подсчитать количество скреперов на один толкач.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА 1. Согласно заданного варианта берем из таблицы 7.2 толщину срезаемого слоя С, коэффициент k н наполнения ковша грунтом в разрыхленном состоянии, коэффициент разрыхления грунта в ковше k р, плотность грунта и коэффициент, учитывающий призму волочения m. Коэффициент m есть отношение объема призмы волочения, накапливающейся перед ковшом, к его емкости. 2. Вычисляем длину пути набора грунта ковшом скрепера рис. 7.1.
где q – емкость ковша скрепера, м3 (табл. 7.3); b – ширина захвата режущими ножами, м (табл. 7.3).
Рисунок 7.1 - Схема движения скрепера
2.2 Вычисляем длину пути отсыпки грунта
где C 1 – средняя толщина отсыпаемого слоя, м (табл. 7.3); k нг – коэффициент неравномерности осыпаемого грунта, равный 0,8.
3. Определяем требуемое тяговое усилие трактора-тягача для основных операций. 3.1 Определяем требуемое тяговое усилие при загрузке по формуле
где Р д – сила сопротивлению движению, Н; Р р – сила сопротивлению грунта резанию, Н; Р п – сила сопротивления призмы волочения, Н; Р т – сила сопротивления тяжести грунта, Н; Р тр – сила сопротивления внутреннего трения грунта в ковше, Н.
1 —тягач; 2— ведущие колеса; 3— сцепное устройство; 4 — гидроцилиндры поворота; 5— гидроцилиндр подъема ковша; 6 — гидросистема; 7 —передок; 8 —заслонка; 9 —ковш и задняя рама; 10 —задняя стенка; 11 —ведомые колеса; 12 — буферное устройство; 13 -ножи
Рисунок 7.2 - Конструктивная схема полуприцепного скрепера
Сопротивление скрепера движению запишется уравнением
где G к – сила тяжести ковша, Н (табл. 7.3); f – общий коэффициент сопротивления качению колес скрепера (табл. 7.2); G г – сила тяжести грунта в ковше, Н;
где g – ускорение свободного падения, 9,81 м/с; r - плотность грунта, кг/м3.
Сопротивление грунта резанию
где k – общий коэффициент удельного сопротивления грунта резанию, Н/м2 (табл. 7.2).
Сопротивление призмы волочения
где y – коэффициент высоты призмы, y = 0,5¸0,6; h – высота грунта в ковше, м (табл. 7.3); m - коэффициент трения грунта призмы по грунту поверхности забоя, равный 0,3¸0,5.
Сопротивление силы тяжести грунта
Сопротивление внутреннего трения грунта в ковше
где c - коэффициент, определяемый по формуле
где j - угол внутреннего трения грунта, рад (табл. 7.2).
При загрузке скрепера необходимо проверить условие, обеспечивающее возможность работы
где Р тяг – тяговое усилие буксирующего скрепера, Н (табл. 7.5).
Если условие (7.11) не выполняется, то подобрать из таблицы 7.5 толкач по формуле
где Р тол – тяговое усилие толкача, Н (табл. 7.5).
По таблице 7.5 подобрать рабочие скорости (передачи) тягача и толкача.
3.2 Определяем тяговое усилие тягача при транспортировке груженого скрепера по формуле
где i – уклон пути (табл. 7.1).
3.3 Определяем тяговое усилие трактора-тягача во время разгрузки скрепера. В этой операции на скрепер действует только сила сопротивления движению, поэтому
3.4 Определяем тяговое усилие тягача при транспортировке порожнего скрепера по формуле
4. Определяем время рабочего цикла скрепера по формуле
где t з; t тп; t раз; t тр – время, соответственно загрузки, транспортирования груженного, разгрузки и транспортирование порожнего скрепера.
4.1 Время разгрузки
где k д – коэффициент, учитывающий дополнительное время, расходуемое на движение скрепера без копания, равный 1,5; u з – скорость движения при загрузке, м/с.
4.2 Время движения груженного скрепера
где k у – коэффициент, учитывающий время на ускорение, замедление движения и переключение передач (табл. 7.4); u тг – скорость движения на этом участке, м/с; l – длина участка дороги
где l 1 – общая длина уч ![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|