|
Определите с помощью словаря значение слов, поставьте в них ударение.Благовест, сегмент, мизантроп, еретик, постфикс, полисемия, пасквиль, генезис, менеджер, фетиш, факсимиле, филантропия.
Поставьте ударение в прилагательных. Августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовой, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый. Бедна, бедно, бедны; близки, близко, близка; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы, вредна, вредно, вредны.
Поставьте ударение в глагольных формах. Звала, звало, звали; начал, начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; занял, заняла, заняло, заняли; нанял, наняла, наняло, наняли; отнял, отняла, отняло, отняли; понял, поняла, поняло, поняли; принял, приняла, приняло, приняли; поднялся, поднялась, поднялось, поднялись; собрался, собралась, собралось, собрались; прибыл, прибыла, прибыло, прибыли; продал, продала, продало, продали; прожил, прожила, прожило, прожили. 10. Определите место ударения в следующих словосочетаниях: Взглянуть мельком, мне завидно, развитые страны, развитая мускулатура, развитые локоны, задолго до начала, джинсовый стиль, кошка сыта, увеличение прибылей, анализ крови, занятый дом, оптовые поставки, языковая норма, отчет за квартал.
Объясните, одинаково ли значение следующих слов. Определите, в каких случаях ударение меняет значение слова. Составьте с ними словосочетания. Творог – творог; совершенный – совершённый; атлас – атлас; видение – видение; занятый – занятой; временный – временной; мука – мука; валит – валит; кругом – кругом. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочитайте приведенные ниже слова. Поставьте ударение. Помимо общеязыкового современного ударения поставьте возможный вариант ударения. Определите его характер: а) устаревший акцентологический вариант; б) социально-профессиональный вариант; в) просторечный вариант; г) диалектный вариант; д) народно-поэтический вариант.
библиотека соболезнование людям осужденный флюорография принцип девица корысть магазин компас нужда кладбище шприцы добыча избранный револьвер портфель искра музыка инструмент молодежь засуха свекла рудник молодец иначе облегчить возбуждено шасси рапорт километр далеко даришь
Помните: слова с двойным ударением называются акцентологическими вариантами. Профессиональные, просторечные, устаревшие, диалектные варианты ударения не являются нормой современного литературного языка. Контрольные тестовые задания По орфоэпическим и акцентологическим нормам Тест 1 Отметьте правильные варианты ответа. Орфоэпические нормы регламентируют: а) правописание слов б) употребление слов в) звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм г) произношение звуков Тест 2 Отметьте правильные варианты ответа: а) ударение в русском языке разноместное и подвижное б) ударение в русском языке бывает неподвижным в) ошибки в ударении не приводят к искажению смысла высказывания г) для уточнения вариантов ударения следует пользоваться орфографическим словарем.
Тест 3 1. В каких словах перед [е] произносится мягкий согласный? 1) Муз е й, 2) бижут е рия, 3) майон е з, 4) фан е ра, 5) продюс е р, 6) бут е рброд, 7) эфф е кт.
2. В каких словах после мягкого согласного под ударением произносится [о]? 1) Афера, 2) свекла, 3) гренадер, 4) поблекший, 5) недоуменный, 6) желчный, 7) маневр.
В каких словах пропущено М? 1) Ко…форт, 2) ко…форка, 3) а…филада, 4) и…пичмент, 5) и…фузория, 6) па…флет, 7) и…бирь. 4. В каком ряду находится просторечный вариант произношения слова. 1) Инцидент, компрометировать, прецедент; 2) Констатировать, интриган, юристконсульт; 3) Компетентный, пуловер, дерматин.
5. Сочетание букв ЧН произносится как [ШН] в словах: 1) Убыточный, 2) цветочный, 3) скворечник, 4) сердечный, 5) конечно, 6) скучно, 7) двоечник, 8) яичница Тест 4 Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог. 1) памятуя, 2) бармен, 3) туфля, 4) начался, 5) включит, 6) взялся, 7) поняла, 8) догмат.
Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог. 1) Облегчить, 2) упрочение, 3) оптовый, 4) принудить, 5) солгала, 6) откупорить, 7) ходатайствовать, 8) звонит, 9) щавель, 10) торты, 11) средства Отметьте слова, в которых ударение падает на третий слог. 1) Жалюзи, 2) алфавит, 3) путепровод, 4) начался, 5) знамение, 6) давнишний, 7) кухонный, 8) диспансер, 9) завидно, 10) еретик. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог. 1) Баловать, 2) премировать, 3) пломбировать, 4) асфальтировать, 5) экспортировать, 6) занята, 7) принята, 8) вредны, 9) бедны, 10) правы, 11) блюда
5. Подчеркните варианты, в которых ударение служит для смыслоразличения. Составьте с ними словосочетания. Хаос – хаос роясь – роясь волнам – волнам видение – видение броня – броня орган – орган искристый – искристый завидно – завидно порты - порты Справочные материалы Акцентологический минимум (с комментариями)
Список литературы
1. Агеенко, Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984. 2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в русском языке. – СПб., 2000. 3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь. – М., 2005. 4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983. 5. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. 6. Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь. – М., 2001. 7. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001. Морфологические нормы С течением времени, в ходе постоянного развития языка изменяются не только произносительные и лексические нормы русского языка, но и, хотя и в меньшей степени, его грамматические нормы. Как известно, в грамматике выделяют две подсистемы: морфологию и синтаксис. Морфология – это систематизированная совокупность форм слов (парадигм склонения, спряжения), а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы, правила. Нас в данном случае интересуют не те, уже исторически изменившиеся нормы образования и употребления форм слова, а имеющиеся именно в настоящее время варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно сами и которые так или иначе вызывают трудности в использовании. Так, вне рамок нашего рассмотрения окажутся существительные, имевшие еще сравнительно недавно другую родовую принадлежность и в настоящее время, не вызывающие трудностей в употреблении. Ср. старые банкнота, георгина, зала и современные банкнот, георгин, зал. Или употребляемые Пушкиным формы инфинитива несть, перевесть, свесть, использованные Гоголем формы множественного числа типа домы, неделей, и закрепившиеся к нашему времени нести, перевести, снести, дома, недель. Употребление каких вариантов морфологических форм вызывает наибольшие затруднения в настоящее время? Рассмотрим эти формы по их принадлежности к той или иной части речи.
Имя существительное Задание 1. Определите способ образования следующих существительных. Впишите каждое из них в соответствующую графу таблицы. Причал, привкус, сотрудник, собрат, разведчик, синь, преподаватель, упрямец, забег, прогул, приход, бездорожье, подсказка, электростанция, автодело, дизель-электроход, теплоэлектроцентраль.
Задание 2. Вспомните правописание е и и в окончаниях существительных разных типов склонений (см. справочные материалы). Вставьте пропущенные буквы. В скобках обозначьте тип склонения и падеж. На песчаной отмел…(), от березовой рощ…(), в моей тетрад… (), в большом здани…(), в аудитор…(), был в библиотек…(), ходил в шинел…(), играл на роял…(), жил в деревн…(), на обложк…() тетрад…(), на первой страниц…(), в глубоком ущель…(), любовь к Родин…(), мечтал о счасть…(), был в планетари…(), думал о грустном извести…(), подошел к кусту вишн…(), к яблон…(), шел в раздумь…(), воспитан в уважени…() к старшим, была в красивом плать…(), упала с ветк…(), подошел к площадк…(), стоял у знамен…(), от недел…() к недел...(), в моей жизн …().
Задание 3. Образуйте форму единственного числа именительного падежа указанных существительных. Запишите полученный вариант. Объясните, чем вызваны колебания в роде данных существительных, какие формы воспринимаются как устаревшие? Банкноты _______________________________________________________ Клипсы _________________________________________________________ Манжеты ________________________________________________________ Вольеры ________________________________________________________ Ботфорты _______________________________________________________ Рельсы __________________________________________________________ Расценки ________________________________________________________ Туфли __________________________________________________________ Тапки __________________________________________________________ Сандалии _______________________________________________________ Плацкарты ______________________________________________________ Щупальца _______________________________________________________ Задание 4. Определите род имен существительных и впишите их в соответствующую графу таблицы в род. пад. ед. ч. Аэрозоль, тюль, шампунь, картофель, мозоль, вермишель, бандероль, выпь, вуаль, ваниль, пемоксоль, кладезь, щебень, толь, вензель.
Задание 5. Подчеркните правильный вариант. Укажите возможность употребления обоих вариантов. 1. (Ловкий, ловкая) шимпанзе. 2. Кенгуру высоко (прыгал, прыгала). 3. (Маленький, маленькая) пони. 4. У него (был, было, была) алиби. 5. (Вкусный, вкусная, вкусное) сулгуни. 6. Сочи (принимал, принимали, принимало) гостей Олимпиады. 7. (Полноводный, полноводная, полноводное) Миссисипи. 8. (Справедливый, справедливая, справедливое) жюри. 9. Забил (красивое, красивый) пенальти.
Задание 6. Определите род имен существительных. Согласуйте их с прилагательными и допишите окончания. Шумн… многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Пёстр… какаду». За столиком у окна сидят юная леди и лохмат… хиппи. На окне красив… жалюзи, на стене изящн… бра. Хиппи одет небрежно, на нем потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне, а на леди модн… джерси. Они жуют бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди чашка черн… кофе, клубничн… суфле и спел… манго, перед хиппи крепк… шотландск… виски. Задание 7. Определите род аббревиатур, правильно согласуйте с ними глаголы, поставив их в форму прошедшего времени. Запишите полученный вариант. 1. МВФ (принять) решение ___________________________________ 2. ЛФЗ (выпустить) новую продукцию _________________________ 3. НДС (не измениться) ______________________________________ 4. УЗИ раньше редко (использоваться) __________________________ 5. ПТУ (объявить) прием учащихся ____________________________ 6. ВУЗ (организовать) день открытых дверей ____________________ 7. ТЭЦ (обеспечить) электроэнергией __________________________ Задание 8. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Полученный вариант впишите в соответствующую графу таблицы. Борт, век, волос, директор, герб, веер, вензель, год, инспектор, желоб, колокол, мастер, погреб, тополь, клевер, ордер, офицер, окорок, сорт, тренер, выпуск, токарь, аптекарь, бухгалтер, фельдшер, сектор, цех, штурман, договор, якорь, шкаф, торт, джемпер, профессор, бант, брелок, флот, порт.
Задание 9. Объясните разницу в значении приведенных ниже существительных. Поставьте ударение.
Задание 10. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление. Подчеркните устаревшие формы. Свеча __________ Няня __________ Простыня _________ Свадьба __________ Таможня __________ Наволочка ________ Туфля __________ Башня __________ Подушка _________ Цапля __________ Вишня __________ Скатерть__________ Капля __________ Черешня __________ Слива ____________ Вафля __________ Кухня __________ Груша ____________ Кочерга __________ Барышня __________ Тыква ____________ Сабля __________ Дыня __________ Оладья ___________
Задание 11. Зачеркните неправильную форму. Объясните выбор варианта. а) Без (комментарий – комментариев); много (санаторий – санаториев); без (корректив – коррективов); нет (рельс – рельсов); отряд (партизан – партизанов), (солдат – солдатов), (гусар – гусаров), (улан – уланов); б) Верховий – верховьев; низовий – низовьев; устий – устьев; полотенцев – полотенец; блюдцев – блюдец; щупальцев – щупалец; одеяльцев – одеялец.
Задание 12. Заполните таблицу. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты. В чем их различие?
Задание 13. Поставьте существительные в форму родительного падежа. Запишите полученный вариант. 1. На складе хранилось много (грабли, вилы, тиски, ножницы, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, сани) ______________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
2. Купили по паре (туфли, сапоги, кеды, сандалии, носки, гольфы, джинсы, рейтузы, шаровары)_____________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Задание 14. Приведенные ниже названия национальностей запишите со словом «группа». Какое правило вы применили? Есть ли варианты? Грузины, осетины, болгары, армяне, авары, цыгане, туркмены, калмыки, таджики, узбеки, буряты, карелы, киргизы, сваны. Группа … __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Допишите окончания. Почему возможны варианты окончаний? Стакан ча…. Выпить чайк…. Сортировка ча…. Стакан охлажденного ча…. Производство сахар…. Купи килограмм сахар… Килограмм сыр…. Вкус сыр …. Килограмм костромского сыр…. Сделана из воск…. Купить воск…, В аптеку поступила партия валидол… Много народ…. История народ …. Отказаться от спор…. Спор… нет. Нет отбо… от предложений. Не слышно визг… и крик…. Сколько визг… и крик…. Натерпеться страх…. Не знать страх…. Войти без спрос…. Нет спрос… на товар.
Задание 16. Допишите окончание предложного падежа единственного числа (-е или –у/-ю). Объясните выбор. 1. На поляне в снег … образовались проталины 2. Как хорошо в лес… весной! 3. Самолет приземлился в аэропорт… Домодедово. 4. В цех… ещё долго говорили о прошедшем год…. 5. Он всегда был на переднем кра…. 6. У этой обуви подошва на кле…. 7. Иванов всегда был на хорошем счет… у администрации. 8. Какая сумма на моем счет…? 9. Мы сидели в третьем ряд…. 10. Наш бухгалтер сейчас в отпуск….
Задание 17. Найдите ошибки, допущенные в употреблении падежных форм собственных имен существительных. В скобках напишите правильную форму. Объясните ваш выбор. 1. В 60-х годах мы все увлеклись произведениями Эрих-Мария Ремарка (_______________). 2. Многие пособия Дитмар Эльяшевича Розенталя (______________) посвящены культуре речи. 3. Вчера я была на вечере памяти Жюль Верна (_______________). 4. На торжественный вечер послали приглашение господину Юрию Гусю и его супруге. 5. Мне нравятся стихи Пабло Неруда (_______________). 6.Я получил письмо от своего друга Ивана Черныха (_______________). 7. Его соседями были супруги Петерсоны (_______________). 8. Село расположено под городом Ростовым (_______________). 9. За Пушкином (_______________) закрепилась репутация острослова. 10. Этим летом мы будем отдыхать на даче в Пупышеве (_______________). 11. Самолет приземлился не в Домодедове, а во Внуково (_______________). 12. Один выстрел в Сараеве (_______________) подтолкнул человечество к первой мировой войне.
Задание 18. Устраните ошибки в выборе падежных окончаний имен существительных. В скобки впишите вариант окончания, соответствующий литературной норме. Назовите возможные варианты окончаний и укажите, в каких функциональных стилях они употребляются. 1. Отчет о работе отдела был представлен лишь к первому октябрю(_). 2. К празднику мы купили пять килограмм (_) апельсин (_) и мандарин (_). 3. Сообщение декана было принято без комментарий (_). 4. В нашем магазине большой выбор туфлей (_). 5. Площадь нашего садоводства составляет 2.158 гектар (_). 6. На конференции отсутствовали сотрудники, находящиеся в отпуску (_). 7. В нашем университете работают известные профессоры (_). 8. Юбилярам преподнесли красивые адреса (_). 9. Среди беженцев была группа осетинов (_) и калмык (_). 10. Больному дали стакан крепкого чаю (_) и ложку брому (_). 11. На кафедре философии работают квалифицированные лектора (_).
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|