|
Песнь Саньясина (Свами Вивекананда)⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Санньяси-гита
Силой тапаса достиг отрешившийся Его, моего Господа, в сияющей славе пребывающего вне рождения и смерти! Воспоем Ему хвалу! Вечная Ему слава! Господь Небес покажет тебе Землю Дхармы! ТИРУМАНТИРАМ 1614
Представлять "Песнь санньясина" не так уж и легко, однако я сначала попытаюсь сказать, что отрешенность от мира - не для каждого, но для многих. Например, если бы две трети населения планеты стали духовными лидерами и занимались бы лишь распространением дхармы правильного мышления, правильной речи и правильного действия, жили бы мы в самом замечательном мир или нет? Это действительно было бы прекрасное место - небеса, страна чудес. Но в нынешнюю югу это невозвозможно, ибо планету населяет множество "молодых" душ, чьей единственной манерой поведения среди себе подобных является обман, издевательство и жестокие, оскорбительные слова. Так они накапливают карму, чтобы отработать ее в следующем рождении. В этом заключается большой смысл, так как если они не создадут новую карму, то не будут реинкарнировать и никогда не станут более зрелыми душами. Не нашедшие своего разрешения трагедии, боль, страхи, споры - все это ведет молодые души вперед. Они извлекают уроки из опыта, учатся на своих ошибках, но очень медленно, всегда виня других за то, что с ними случилось. По таким признакам мы можем отличить старую душу от той, которая находится на средней ступени развития и от тех, которые не прошли проверки. Души среднего уровня развития борются со своими эмоциями. Они вредят себе больше, чем другим. Непонимание не является их врагом. Это учитель, ведущий их к новым открытиям. Их поиск никогда не заканчивается. Они не способны достичь конца своего поиска. В отличии от молодых душ их желания хорошо определены, а интеллект сравнительно развит - возможно, не очень хорошо, но он используется. Для них религия является преемлемым решением. У них нет религиозных предрассудков, веры в то, что им непонятно (это характерно для молодых душ). Им нужны разумные объяснения того, что, как и почему несет будущее. Души среднего уровня развития должны научиться не тащить за собой по жизни прошлое в виде возмущения и непрощения. Этот, и именно этот, урок отличает их от их более старых экземпляров. Однако они устремляются к более старым душам за помощью и утешением, стремятся взять их за руку, опереться на их плечо и поделиться с ними частью своего жизненного бремени. Санньяса предназначена для более старых душ. Эти прощающие, разумные существа опираются на свою память о том времени, когда они были еще молодыми душами. Они опираются на свои воспоминания о том прошлогом, когда они находились на средней ступени развития. Они опираются на свои сверхсознательные способности воспринимать любую ситуацию, событие прошлого, настоящего и будущего. Для них высшая проверка - способность уравновесить свою внутреннюю и внешнюю жизнь. Они отрекаются от мира, и в этом отречении мир отрекается от них. Они всё еще люди, они всё еще прикладывают неустанные усилия на духовном пути, они всё еще стремятся к просветлению. Однако у них нет чувства маленького "я". Чувство "я" ушло. "Мне и мое" заменено на "нам" и "наше". Не все старые души готовы стать членами святых орденов санньясы, но некоторые готовы, и эти редкие души обладают особыми качествами. Одним из самых важных качеств является преданность своей линии преемственности, а другим - любовь, которая проявляется во всем, что они делают. Это означает, что они создают события во внешнем мире. Они создают перемены, но не требуют вознаграждения или признания. Они не приходят в плохое настроение, если им не выражают признательности. Они идут дальше, вечно движимые своей духовностью, этой постоянно вдохновляющей силой, которая несет добро, а не вред, этой вечно движущей духовной энергией, которая успокаивает внешнее эго и вселяет веру в других. Вознаграждением им является развивающаяся способность смотреть в будущее, подготовиться к нему и направлять в него других. Молодые души сливаются в общую массу. Души, находящиеся на средней ступени развития, участвуют в работе над проектами и в изучении новых вещей, сливаются с разумом и интеллектом. Старые души в поисках Атмана, который находится за пределами всего, сливаются с Духом и вещами духовным образом. Их влечет и манит чистая и почти совершенная жизнь. Они интуитивно знают, что глубокое погружение дживы в Шиву не такая простая задача, чтобы осуществить ее на одном из уроков йоги в выходной день. Таким образом, они идут дальше, они отрекаются от мира, они принимают идеалы четырех Вед не для того, чтобы механически повторять их, но чтобы жить ими, как делали древние риши. В индийской традиции это ведет к пути отречения - санньясе. Хотя формально вы можете и не отрекаться от мира, но вы можете обрести благо от своего глубокого поиска, узнав, как жили великие души. Вы можете в своей текущей жизни найти возможности следовать их примеру. Поймите, что санньясины, саддху и большое количество безымянных нищенствующих монахов традиционных орденов индуизма (по оценкам их около трех миллионов) создали в своей среде такую духовную, социальную, культурную структуру, которая выдержала осаду и мор в тех странах, где они служат. Но, что более важно, так это то, что они выдержали натиск своего низшего "я", нашествие своего собственного разума и поднялись к духовным высотам. Книга "Слияние с Шивой" содержит в себе мудрость, которая, будучи однажды прочитанна и осмыслена, становится знанием, позволяющим осуществить завоевание всех завоеваний, победу над инстинктивно-интеллектуальным разумом и всем, что он содержит. Все это, и гораздо больше, ярко суммировано в волнующей "Песни санньясина" Шрилы Шри Свами Вивекананды Махараджа (1863-1902), написанной в июле 1885 года в парке Тысячи Островов в Нью-Йорке. Живите ею, просто живите ею и пытайтесь воплотить эти высокие идеалы в своей жизни. Идите с уверенностью, так как слияние с Шивой гарантировано и предопределено. Аум.
Песнь cанньясина
Проснись внутри та песнь, что родилась Вдали от скверны мира и невзгод: В лесах дремучих и пещерах гор, Чью тишину не смеют нарушать Богатство, слава, похоть; там течет Блаженства знанья истины река. Пой громко песню, санньясин! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Какими бы ни были кандалы, Из золота иль стали, их разбей - Дуальность: зло и страх - добро, любовь. Знай: раб есть раб, пусть даже он не бит; Златая цепь не менее крепка. Так сбрось ее, о санньясин! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Пусть мрак удет, исчезнут светляки, Что за собой ведут в слепую мглу. Стремленье жить угасло: ведь оно Влечет существ к рождениям, смертям. Себя смиривший побеждает всё. Знай это и не отступай! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
"Кто сеет, должен жать, - так говорят. - Причина принесет свои плоды: Добро иль зло. И исключенья нет, Ведь форма - цепь". Что ж, верно, но вдали Над миром форм есть Атман и покой. Знай, санньясин: Он - это ты! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Не знают правды те, кто видит сны: Отец и мать, друг, дети и жена. Бесполый Атман - кто его отец? Кто сын, кто друг, кто враг? Ведь он Один! Он всё во всем - нет больше никого. И ты, о санньясин, есть Он. Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Свободный, знающий - есть только Он: Без имени, без формы, без частей. В нем майя спит и видит эти сны. Проявлен он в природе и душе. Знай, санньясин, что ты есть Он! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Друзья и мир Свободы не дадут; Ее ты в книгах, в храмах не найдешь. В твоей руке спасительная нить, Что к Ней ведет. Не причитай! О санньясин, оставь все здесь! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Скажи: "Мир всем. Не будет от меня Зла никому. Ведь я есть "Я" во всем: В высоком, в том, что ползает внизу. Я отрешен от жизни здесь и там: В аду, в раю; от страхов и надежд". Разбей оковы, санньясин! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Будь безразличен к телу: оно срок Свой отслужило. С кармой путь плывет. Гирляндой украшают или бьют - Молчи. Позор и лесть - их просто нет, Кто льстит, кому? Их нет, есть лишь Один. Так будь спокоен, санньясин! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Туда не ходит истина, где страсть И слава с алчностью живут. Изьян Есть в тех, кто видит в женщине жену, Владеет чем-то, проявляет гнев. Врата иллюзии им не пройти. Оставь же это, санньясин! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Бездомен ты. Тебя не держит дом. Свод неба - кров, трава - постель, еда - Что Бог пошлет; о ней ты не суди. Еда, питье не могут осквернить Тот Атман, чистый в знании Себя. Так стань свободною рекой! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!"
Сокрыта истина от всех. Тебя Возненавидят, осмеют. Что ж, пусть. Свободный, ты иди на помощь им, На свет из мрака майи их веди. Не бойся боли, не ищи услад. Над ними стой. Будь смел и пой, О санньясин: "Ом Тат Сат, Ом!"
Так, день за днем слабеет карма пусть. Душа свободна и не рождена. Нет "я", нет "ты", нет Бога, нет людей. "Я" стало Всем, Всё - радость, всё есть "Я". Знай, санньясин, что ты есть То! Будь смел и пой: "Ом Тат Сат, Ом!" Примечательно то, что оригинал "Песни санньясина" обнаружили через много лет позже после смерти автора в 1943 г. во время реставрации уединенного жилища, в котором Свамиджи провел лето, дал даршан и прочитал лекции западным искателям истины. Рукопись была спрятана в стене.
Заключение Нирваханам
Конец этой книги является ее началом, так же как и начало было концом. Загадки циклов продолжаются до тех пор, пока не будет достигнуто состояние вишваграса, полное погружение души в Бога. Вишваграса - это не то, что случается. Она обладает постоянством, как рождение и смерть, но гораздо постояннее их обеих, так как нет ни одного события, которое бы предстояло пройти после достижения вишваграсы - за исключением, конечно же, поддержания и растворения, которые происходит одновременно. Слияние с Шивой является предназначением и неизбежным итогом развития всех душ. Как вода возвращается назад в океан, как весь выдохнутый воздух возвращается в атмосферу, как все органические вещества возвращается в землю и как весь огонь погружается в огонь, как вся акаша, внутреннее, и внешнее пространство, сливаются вместе и становятся великой относительной реальностью, исходящей из Абсолютной Реальности, так станет и с вами, когда больше не будет необходимости в физическом теле, когда астральное тело станет бесполезным и тела праны, удерживающего их вместе, тоже не нужно будет; когда больше ни к чему будет иметь ментальное тело и даже отпадет необходимость в постоянно бодрствующем, всезнающем, самодостаточном теле души. Куда же еще направиться, как не к Тому, что является Всем: к Атману, Шиве? Тогда слияние с Шивой станет для вас итоговой реальностью. Даже на начальных ступенях слияние с Божественным, которое пребывает внутри самого человека, требует тщательного соблюдения принятых обязательств и смелости, решимости. Это называется санкальпой, подготовкой к итоговому слиянию с Шивой, на которое необходимо затратить много жизней. Сначала мы должны танцевать с Шивой - сознательно, подсознательно, под-подсознательно и под-сверхсознательно принять философию адвайта-ишваравады, ее взгляд на жизнь, и жить по ее принципам. Это чарья-пада, которую нельзя игнорировать. Поступать по-другому, значит просто идти по "пути слов", а не продвигаться экспериментальным путем жизни в соответствии с той глубокой мудростью, которую нам дает шайва-сиддханта. Перед тем как мы на самом деле осуществим слияние, которое детально объяснено в этой книге, абсолютно необходимо, чтобы жизнь с Шивой была доведена до совершенства в каждой ее сфере: физически, эмоционально, интеллектуально и культурно. Это крийя-пада, которую также нельзя игнорировать. Это означает жизнь в соответствии с культурой дхармы индуизма, чтобы физическое, эмоциональное и ментальное тела пришли в совершенное созвучие с великим, Божественным планом, основной "компьютерной программой" совершеной Вселенной Господа Шивы. Таким образом, в данное время мы находимся на пути к достижению состояния вишваграса, к окончательному, полному слиянию души с Шивой, Богом и Богами. Мы также должны пройти через все предшествующие уровни слияния с Божественным. Первые две книги трилогии ("Танец с Шивой" и "Жизнь с Шивой") дают вам возможность подготовиться, делают слияние с Шивой (даже на начальных ступенях) реальностью в нашей жизни. Это последовательный путь. Первая книга - это цоколь и первый этаж, вторая - верхние этажи, а третья образует фешенебельную надстройку на крыше. Чтобы подняться наверх необходимо время и усилие. Необходимой предпосылкой является прочное основание садханы. Сначала мы танцуем, учимся и впитываем в себя философию, затем наполняем свою жизнь определенной культурой и придерживаемся ее основных положений. Такой подход проясняет все изнутри. Если вы следуете ему, ваша жизнь, вне сомнений, будет примером для всех людей. Без такой подготовки для стремящегося к духовности данная книга окажется лишь еще одним набором метафизических слов - слов, кончено, вдохновляющих, но которые можно легко забыть, столкнувшись с другой теорией. Прежде чем написать в этой жизни трилогию "Танец с Шивой", "Жизнь с Шивой" и "Слияние с Шивой", потребовалось обрести многообразный опыт на протяжении многих жизней. Эта трилогия - мое наследие. Теперь это твое наследие, дорогой искатель истины, самое драгоценное наследие. Внимательно читай и перечитывай данные книги. Живи в полном соответствии с ними. Шаг за шагом воплоти эти истины в своей жизни и преобразись, никогда больше не будь таким, какими был раньше.
Самореализация Человек вышел из Бога, развивается на пути к Богу и, в итоге, погрузится в Бога. Таким образом, осознаёте ли вы это полностью или нет, вы - это история Бога. Ваша жизнь - история эволюции. В этой книге данная история становится более сознательной и осмысленной, чем когда либо ранее. Внутренне люди интуитивно знают, что они особые. Это правда. Они, возможно не вполне сознательно, но точно знают, что в жизни есть глубокий смысл, глубокое предназначение жизни на Земле. Редко кто находит эту цель осознанно и начинает воспринимать путь жизни как великое духовное приключение. Вы можете быть одной из этих счастливых, достаточно развитых душ, которые знакомы с различными видами йоги, для которых внутренний свет и внутренние звуки - как старые друзья, а материальные возможности мира - словно песок, который никогда не удовлетворит голода голодного крестьянина. В своем путешествии во внутрь вы можете быть такой душой. Если это так, то эта книга, возможно, навсегда изменит вашу жизнь. Описанный в ней духовный опыт изменили и мою жизнь! Нет ничего более замечетельного, чем знание о себе, которое повышает самооценку. У каждого человека этот вопрос почти всегда стоит на первом месте в повестке дня. Тем не менее есть люди, которые согласны навсегда оставаться с тем, чему их научили. Это разделение между теми, кто находится на духовном пути к просветлению, и теми, кто не вступил на него, существовало, насколько я помню, всегда, и об этом много сказано. Как нам узнать, находится ли человек "на пути" или нет? Есть указатели, из которых самым большим и очевидным является следующее: люди на духовном пути не спорят. Они будут принимать, медитировать и приходить к своим собственным выводам. Те, кто еще не стали на путь, встретившись с трудными идеями, которые можно доказать личной реализацией и трансформацией, буду пытаться их оспорить и опровергнуть. Это люди, которые сопротивляются какому-либо бескорыстному служению, у которых всегда готовы оправдания, почему они не могут этого сделать. Реализация - это свидетельство совершенности. Часто задают вопрос: "Как узнать, достигли ли мы реализации?" Ответ очень прост: вы просто знаете, так как реализация гораздо глубже веры. Верования в большой степени подвержены переменам. Реализация гораздо глубже, чем вера, от которой тоже можно отказаться. Однако личная реализация, особенно духовная, по прошествии лет становится все крепче и является основанием для личного преображения. Некоторые из таких духовных реализаций я подробно объяснил в книге "Слияние с Шивой". Атман, о котором мы говорим, является тонким и неуловимым. Для обычного человека это всего лишь выдумка. Для таких людей гораздо реальнее секс, деньги, пища и одежда. Для них эго является реальностью, которую невозможно превзойти. Для них неописуемая, Абсолютная Истина во всех людях, которая является Источником всех вещей - просто глупость, фантазия, не реальнее мультфильмов Диснея или спецэффектов в кинолентах Спилберга. Однако для тех, кто знает эту Истину, Она является Всем во всём. Это суть жизни и любви. Спим мы или бодрствуем, само сердце каждым свом ударом на долю секунды прикасается к Атману и благодаря этому продолжает биться, поддерживая жизнь в теле. Если бы не было Атмана, не было бы ни мысли, ни чувства, ни звезд, ни времени, ни пространства. Он лежит в основе всего, безмолвно и незаметно поддерживает все. Благодаря Ему все существует. Этот Атман настолько тонок, что спрятан от всех, но Он самый деятельный. Как же он может оставаться таким неизвестным? Из-за простоты. Атман настолько прост, настолько неусложнен, что внешний разум его не видит. От рождения до смерти и снова к рождению мы живем в океане Бытия и видим лишь проплывающих перед нами рыб, в качестве которых выступают объекты восприятия. Мы не замечаем океана, в котором они плавают. Когда человек приходит к той точке, к которой он должен прийти, когда вещи этого мира привлекают его уже меньше, чем путь к слиянию с Шивой, тогда он начинает отходить от внешнего мира чтобы увидеть очевидное - Океан Сознания Шивы, который простирается со всех сторон, как снаружи, так и внутри. Лишь тогда слияние, о котором мы говорим, обретет определенное значение. Лишь тогда человек сможет упростить свою жизнь и свое мышление, свое восприятие, свой постоянный взгляд на вещи настолько, чтобы успокоить разум, так как Атман можно познать лишь с успокоенным сознанием. Не останется ни одной мысли, чувства, надежды или вопроса. Чтобы прийти к этой реализации человек должен быть очень чистым. Атман раскрывает себя благодаря уникальной милости садгуру. Он раскрывает себя разуму, который мистически, однако очень прагматично, устранил себя. "Ты должен умереть до смерти", - говорил мой садгуру Шива Йогасвами. Это все, что необходимо сказать. Слияние с Шивой - что сделано душой, то сделано. Душа является Шивой и становится Им. Душа восстанавливает свое естество и укрепляет каждую чакру от подошв стоп до макушки головы и выше, к расположенным над ней семи чакрам, проходя через ступени своего развития, которые связаны с тремя авастхами. Все души находятся в процессе развития, продвигаясь к слиянию с Шивой, и это завершающее заключение данной книги.
Об авторе Иногда на этой планете появляется душа, которая благодаря своей праведности, целостности и полной преданности духовному пути становится светом для мира. Таков Садгуру Шивая Субрамуниясвами, живой пример знания и мудрости, признанный во всем мире одним из виднейших представителей индуизма. В 1947 году в двадцатилетнем возрасте он предпринял путешествие в Индию и на Шри-Ланку. Спустя два года он принял санньясу от известного на Шри-Ланке сиддха-йога, почитателя Шивы святого Йогасвами. Последующие сорок лет Субрамуниясвами, которого любовно называют Гурудэвой, обучал индуизму индусов и искренних верующих других религий. Он является сто шестьдесят вторым представителем преемственности учителей Нандинатха-Кайласа и садгуру Кауаи-адхинама - расположенного на пятидесяти одном акре храмово-монастырского комплекса гавайского острова-сада Кауаи. В этом зеленом ашраме, расположенном на берегу реки у подножья потухшего вулкана он и его монахи ведут созерцательную и радостную жизнь, строя подобный бриллианту гранитный храм Шивы, совместно медитируя за час до рассвета, а затем, когда радуга появится в небе, приступая к совместным трудам по распространению дхармы посредством церкви Шайва-сиддханта, Гималайской Академии и фонда Индийское Наследие. Гурудэва один из самых строгих гуру в мире. Его церковь объединяет своих членов и локальные миссии на пяти континентах. Последователи Гурудэвы служат, лично, а также посредством книг и лекционных курсов, индийскому сообществу в целом. Их миссия - защитить, сохранить и распространить шиваизм, опираясь на три столпа: храмы, садгуру и Писания. Эта конгрегация является дисциплинированным мировым содружеством людей, которые учатся придерживаться садхана-марги, идти по пути внутренних усилий, йогического рвения и личного преображения. Гурудэва является наследственным гуру для 2.5 миллионов индусов Шри-Ланки. Его расположенная в Джаффне организация, являющаяся отделением ашрама Шри Субрамуниясвами в Алаведди, в этом столетии обратилась к нуждам растущей тамильской диаспоры. Он основал монастырь на Маврикии и руководит более чем 40 храмами, расположенными по всему миру. Миссионеры и учителя обучают шиваизму детей, молодежь и взрослых. В 1979 году Гурудэва основал журнал "Индуизм сегодня", который стал влиятельным интернациональным изданием, выходящим шесть раз в год. Так его монашеский орден служит обществу, укрепляя традиции индуизма, информируя последователей дхармы в разных странах. Гурудэва является автором более тридцати книг, раскрывающих уникальную сокровищницу индийской метафизики, мистицизма и йоги. Курс лекций по шиваизму, прочитанный им во многих школах, сохранил религиозное учение в сознании тысяч молодых душ. Фонд Индийское наследие является благотворительной организацией, основанной Гурудэвой в 1995 году как финансовый источник, поддерживающий во всем мире институты индуизма. За усилия по распространению ренессанса индуизма во всем мире в 1986 году в Нью-Дели Всемирный Парламент Религий назвал Гурудэву одним из пяти современных Джагадачарьев, всемирных учителей. В 1995 году за уникальные публикации ему был присвоен титул Дхармачакра. На Московском Глобальном Форуме духовных и парламентских лидеров "За выживание человечества" Субрамуниясвами присутствовал как представитель индуизма. В Оксфорде в 1988 г., в Москве в 1990 г. и в Рио-де-Жанейро в 1992 г. впервые в истории он объединял религиозных лидеров, политиков и ученых всех стран, побуждая их в частных беседах обсуждать будущее человечества на этой планете. На Чикагском историческом вековом Парламенте Религий Мира в сентябре 1993 г. Гурудэва был избран одним из трех президентов, представляющих индуизм в престижной Ассамблее Президентов - наделенной правом голоса группе из 25 человек. В 1996 году он реформировл "Индуизм сегодня", после чего тираж журнала возрос настолько, что его можно увидеть в газетных киосках повсюду. В 1997 году ему довелось отвечать на звонок президента США Била Клинтона, интересовавшегося его религиозным взглядом на этику клонирования и подготовку диаспоры к празднованию 125 юбилея Йогасвами - святого Шри-Ланки. Сегодня Гурудэва с уникальной эффективностью и практичностью продолжает ежедневный диалог с религиозными лидерами и организациями всех сект, распространяющих саната-дхарму, являя новый пример сотрудничества и гармонии среди миллионов последователей индуизма. В последнии месяцы, воплощая свой девиз "мыслить глобально и действовать локально" он был ключевым членом малой группы энтузи-астов (включающей мэра и эксмэра, лидеров бизнеса и образования, мест-ных жителей Гаваев), которые видят будущее острова Кауаи в духовных ценностях. Если вы спросите у людей, знающих Гурудэву, что в нем осо-бенного, они могут отметить его сверхъестественную способность прибли-жать людей к истинному осознанию Бога, изменять их жизни так, как было бы невозможно без дисциплинирущеей аскезы, садханы, ведущей к освобождению от груза кармы, а также его способность уделять внимание "мелочам". Для всех сотен и тысяч его последователей он есть свет духовного пути, ведущего к освобождению от перерождений. Он мать и отец для всех, кто рядом.
Вы можете посетить Гурудэву на его страничке в Интернете: www.hindu.org/gurudeva/ и услышать его ежедневное голосовое послание на www.hindu.org/today/
Глоссарий. Шабдакоша
Авастха - "обусловленное состояние" сознания (на тамильском авастхаи). 1) Любая из ступеней развития души от сотворения до итогового погружения в Изначальную Душу. 2) Состояния сознания, которые обсуждаются в Мандукья Упанишаде: джаграт или вайшванара (бодрствование), свапна или тайджаса (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турия - "четвертое состояние", сверхсознание. Пятое состояние, "за пределами турии" - турьятита. См.: кевала-авастха, сакала-авастха, шуддха-авастха.
Адреналин - гормон, выделяющийся в кровь в при физическом или психическом потрясении, например в результате страха или физической травмы. Этот гормон вызывает учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, скорости метаболических процессов и содержания в крови глюкозы.
Адхинакартхар (тамил.) - глава адхинама, первосвященник, носящий также титул Гуру Махасаннидханам. См.: адхинам, монастырь.
Актиническая прана - актиническая сила, духовная энергия, одним из проявлений которой является динамическая сила духовной энергии, атма-шакти ("сила души"). См.: актиническая сила, одическая сила, одическая прана, сила воли.
Актиническая сила - духовная, порождающая свет. Прилагательное образовано от греческого актис ("луч"). Присуща сознанию в его чистом, незагрязненном состоянии. Описывается как сверхчистая сверхсознательная область бинду, квантового волокна, субстрата сознания, шуддха-майи, из которой изначально исходит свет. Актиническая сила - это сверхсознательный разум, но не энергия, которая из него исходит. Это жизнь, дух, который можно видеть в глазах человека. Это та сила, которая оставляет человека в то время, когда он сбрасывает свое одическое физическое тело. Она не является противоположностью одической силе, но отличается от нее так, как свет, проходящий через воду, отличается от воды. Актиническая сила свободно проходит через одическую силу.
Алоха - "любовь"; традиционное приветствие и прощание на гавайском языке. По звучанию это слово любопытно совпадает с санскритским а-лоха ("не-железный, мягкий"), хотя, скорее всего, не имеет к нему никакого отношения.
Амброзия - пища Богов, которая дарует бессмертие. То же, что на санскрите амрита. См.: амрита.
Анава - "фрагмент; мелчайшая частица; отдельное бытие". Скрывающая энергия, которая обеспечивает различие, индивидуальное эго каждой души; приводит к тому, что душе кажется, будто она отделена от Бога и Вселенной и отличается от них. См.: анава-мала, развитие души, милость, мала, душа.
Анава марга - "путь неведения". Путь эгоизма, отделенности, потакание своим желаниям, интерес к самому себе, эгоизм. См.: анава-мала.
Ананта - "бесконечный, безбрежный". Третья из семи чакр, конгломератов нади, расположенных над сахасрара-чакрой и в ней. См.: чакры над сахасрарой.
Анатха - "не имеющая господина". Четвертая из семи чакр, конгломератов нади, расположенных над сахасрара-чакрой. См.: чакры над сахасрарой.
Анашрита - "независимая". Пятая из семи чакр, конгломератов нади, расположенных над сахасрара-чакрой. См.: чакры над сахасрарой.
Анукарана-читта - "под-сверхсознательный разум"; сверхсознательный разум, действующий через сознательное и подсознательное состояния, развая интуицию, ясность и проницательность. См.: разум (пять состояний).
Апана - "входящее дыхание". Один их пяти соматических потоков жизненной энергии, праны. См.: прана.
Апсары - небесные танцовщицы Второго Мира, нимфы, спутницы любовников астрального мира, которых Веды называют гандхарвами. См.: гандхарвы.
Ардха-индуист - "полуиндуист". Человек, который принял индуистскую веру и культуру, но еще не принял формального посвящения, не прошел церемонии принятия индуистского имени и фамилии. См.: индуист.
Арул (тамил.) - "милость". Третье из трех состояний сакала-авастхи, в котором душа стремится к милости Бога (шактинипате). На этом этапе душа стремится обрести пати-джняну, знание Бога. См.: Пати-джнянам, сакала-авастха, шактинипата.
Архангел - ангел, принадлежащий к высшей иерархии, дэва. См.: Махадэва, дэва.
Архат - "достойный. См.: нирвани и упадеши.
Аскет - человек, который придереживается созерцательного образа жизни и строго самоограничения, отказываясь от удобств и удовольствий ради достижения религиозных целей См.: монах.
Астральные или причинные миры - См.: коша.
Астральная сущность - любое существо астрального плана. См.: астральный план.
Астральная оболочка - форма одического астрала, которую оставляет душа на астральном плане, когда получает новое физическое рождение. По мере того, как силы творения создают новое физическое и астральное тело, астральная оболочка разрушается.
Астральная школа - место встречи в Антаралоке, где мастера внутреннего плана обучают верующих, пришедших туда в астральных телах во время сна. См.: астральный план.
Астрология - наука о влянии небесных тел. См.: джьотиша.
Асура-лока - другое название Нараки. Общий термин, используемый для внутренних миров асурическо-демонических энергий. См.: асура, Нарака.
Асурический - имеющий природу асуров, бездуховный.
Атман - совершенный аспект Господа Шивы как Абсолютной Реальности, Парашива - Тот, кто находится в сердце каждой души. См.: Параматман, Парашива.
Аутопсия - вскрытие и исследование мертвого тела с целью установлния причины смерти, влияния заболевания и т.д.
Афоризм - краткое четко сформулированное и легкое для запоминания утверждение истины, адресованное подсознательному разуму.
Аштанга-йога - "восьмиступенчатый союз". Классическая система раджа-йоги, состоящая из восьми последовательных ступеней, шагов. Описана в многочисленных индуистских священных текстах, включая Упанишады, "Тирумантирам" святого Тирумулара и "Йога-сутры" Патанджали. Восемь ступеней состоят из ограничений (ямы), предписания (ниямы), поз (асан), контроля дыхания (пранаямы), отвлечения чувств (пратьяхары), концентрации (дхараны), медитации (дхьяны) и созерцания (самадхи). См.: раджа-йога, йога, яма-нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Ашудха-майя - "загрязненный мир". Сфера физического и нижних астральных планов. См.: майя.
Баньяновое дерево - ficus indicus (на санскрите вата); символ индуизма, который разветвляется во всех направлениях, пускает множества корней, отбрасывает далеко большую тень и, тем не менее, вырастет из одного большого ствола. Шива и Молчаливый Мудрец сидят под этим деревом.
Бардо - тибетский термин для промежуточного состояния между смертью и последующим местопребыванием души.
Беззвучный Звук - Паранада. См.: нада.
Биджа мантра - "звук-семя". Санскритский слог, связанный с определенным Божеством и используемый для Его вызывания во время проведения мистических ритуалов.
Благоприятность (мангала) - одна из основных концепций жизни индуистов, которые стараются приурочить все начинания к астрологически "благоприятным" моментам.
Бодхисаттва - Cм. нирвани и упадеши.
Божество - английским словом "Deity" в современной индуистской литературе обозначается не столько высшее существо, обитающее на "небе" или в параллельном мире, сколько алтарное изваяние (арча-мурти), представляющее это божественное существо.
Большой Взрыв - астрономическая теория происхождения космоса, согласно которой Вселенная, время, пространство и материя появились примерно двадцать миллиардов лет назад из точки сингулярности в результате взрыва.
Брахмавидья - "знание Бога".
Брахмадхвара - дверь к семи чакрам и Наракалоке, расположенным ниже муладхары. Чтобы высшие чакры обрели энергию, эта дверь должна быть заперта. Благодаря этому человек освобождается от страха, гнева, зависти и ревности. Данному процессу способствует садхана и правильное мышление, речь и поступки. См.: Нарака, йони.
Брахмалока - сфера сахасрара-чакры; является высшей из семи верхних миров. См.: сахасрара-чакра.
Буддист - последователь буддизма, религии, основанной на учении Сиддхарты Гаутамы Будды. См.: буддизм.
Буддхи-читта - "интеллектуальный разум". См.: интеллектуальный разум.
Бхогабхуми - "земля наслаждений", название мира Земли.
Бхукти - "мирское наслаждение".
Вайкхари вач - "дар речи". См.: вач
Васана-читта - "разум скрытых стремлений".
Под-подсознательное состояние разума. См.: разум (пять состояний).
Вач - "речь". С точки зрения теологии, творение возникает благодаря "Первослову" (Вач или Паравач) Вед и его различным аспектам.
Вегетарианец - сакахара. Придерживающийся диеты, которая исключает мясо, рыбу, птицу и яйца. Вегетарианство - принцип здоровой жизни и этики по отношению к окружению. Оно было краеугольным камнем индийской жизни на протяжении тысячелетий. Вегетарианская пища включает в себя зерна, фрукты, овощи, бобовые и молочные продукты. Предпочтение отдается употреблению натуральных, свежих продуктов, выращенных в домашних условиях без инсектицидов или химических удобрений. Следующие виды пищи употребляются в минимальном количестве: замороженные или консервированные продукты; продукты, подвергшиеся существенной обработке (белый рис, белый сахар и белая мука); не приносящие пользу продукты и напитки (с избыточным содержанием таких химических добавок, как искусственные заменители сахара, красители, вкусовые добавки и консерванты). См.: яма-нияма.
Визуализировать - представлять, создавать, ментальные картины, использовать энергию мысли для построения будущего.
Вилая - "растворение, расплавление, исчезновение". См.: вишваграса.
Вина - популярный в Южной Индии большой музыкальный инструмент, у которого обычного семь струн и два резонатора, по форме напоминающие тыкву.
Вишваграса - "полное погружение". Итоговое слияние, погружение, души в Шиву, которое происходит по Его милости в конце эволюции души. Это окончательный союз тела индивидуальной души с телом Шивы-парамешвары в Шивалоке откуда душа когда-то вышла. Этот процесс имеет место в конце пути развития души после того, как сбрасываются четыре внешние оболочки (аннамайя-коша, пранамайя-коша, маномайя-коша и виджнянамайя-коша). В итоге анандамайя-коша, самая первая форма души, погружается в Изначальную Душу. Теряется индивидуальность, так как душа становится Шивой - Творящим, Сохраняющим, Разрушающим, Скрывающим и Открывающим. Индивидуальная сущность расширяется до универсального Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|