Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура квалификационной работы и краткая характеристика ее элементов





В соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к квалификационной работе, ее структурными элементами являются:

• титульный лист.

• содержание, представляющее собой перечень всех частей и разделов квалификационной работы;

• введение, раскрывающее актуальность изучаемой проблемы, цель, задачи, научный аппарат исследования;

• основная часть состоящая, как правило, из двух или трех глав и 5-6 параграфов: в первой главе анализируются источники по проблеме исследования основные теории изучаемой проблемы, возможность применения теории в совершенствовании учебно-воспитательного процесса; вторая глава содержит практическое решение поставленной проблемы и эксперт ментальную апробацию предлагаемых материалов;

• заключение, содержащее выводы по поставленным задачам и перспективы внедрений результатов в практику обучения;

• библиографический список и другие источники информации, используемые при выполнении квалификационной работы;

• приложения, содержащие материалы, дополняющие квалификационную работу.

Титульный лист квалификационной работы должен содержать, следующие сведения:

· полное наименование Министерство образования и науки РФ, университета, института, кафедры;

· название темы квалификационной работы;

· название вида (выпускная квалификационная работа),

· сведения об исполнителе (Ф И О. студента-выпускника, номер группы, специальности),

· сведения о руководителе (Ф. И. О., должность, ученая степень),

· отметку о допуске работы к защите,

· сведения об оценке работы в государственной аттестационной комиссии,

· наименование места и год выполнения.

В содержание выносятся все разделы и подразделы, выделенные в тексте работы, а также введение, заключение, библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте.

Введение - это краткое и сжатое изложение основных идей квалификационной работы. Введение содержит краткую характеристику современного состояния научно-методической проблемы (вопроса), которой посвящена работа: обоснование актуальности, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования. Здесь даются сведения о практической значимости работы, возможной апробации ивнедрении еерезультатов в практику.

Общая структура введения: Актуальность и историография исследования ► Проблема ► Тема исследования► Цель► Объект ► Предмет ► Гипотеза ► Задачи ► Теоретико-методологическая база исследования ► Методы исследования ► База проведения исследования ► Структура квалификационной работы.

Примерный объем введения составляет 10% объема работы в листах, общий объем квалификационной работы 70-90 страниц.

Актуальность исследования. При выборе темы исследования необходимо оценить ее актуальность, которая может определяться следующими факторами:

· необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся кизучаемому явлению;

· потребностью педагогической науки в новых эмпирических данных;

· потребностью в более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методах, технологиях обучения и воспитания;

· потребностью в дополнении или переработке педагогических и психологических теорий, концепций рекомендаций с цепью более полного и широкого их использования.

Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики исследовательской работы.

Для составления обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей теме В.В. Краевского.

Желательно, чтобы во введении первые три раздела нашли свое отражение. Четвертый раздел найдет свое отражение в содержательном обзоре теоретических источников по теме исследования.

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 8 страниц машинописного текста.

Обоснование актуальности направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы
Оценка результатов педагогического процесса Оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения Показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить Показать недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности учащихся Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты

 

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:

 

ПРОБЛЕМА Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
ТЕМА Как это назвать?
АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие

 

Проблема - это требующий решения вопрос, возникающий тогда когда имеющихся знаний недостаточно для выполнения какой-нибудь задачи. Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие. Таким образом, проблема логически вытекает из противоречия и формулируется не как частная, а как комплексная задача, которая вбирает в себя все задачи вместе взятые.

Обычно проблемы в исследовательских работах, по педагогике и психологии вытекают из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед образовательными учреждениями, а также из педагогической практики, трудностей в работе педагога, психолога.

Объект исследования - то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем. В качестве объекта исследования по педагогике и психологии может быть выбран целостный учебно-воспитательный процесс или, какая – то часть этого процесса, обучение какому-либо конкретному предмету, система внеучебной работы или факультативные занятия.

Предмет исследования - это конкретно взятая сторона, часть объекта, которая исследуется более глубоко и тщательно.

Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования может совпадать с темой, либо они очень близки по звучанию.

Цель квалификационной работы - это желаемый конечный результат, отвечающий на вопрос «что требуется достичь в результате выполненной квалификационной работы».

Цели работы могут быть разнообразными. Наиболее типичны следующие формулировки целей квалификационной работы:

· определить характеристики педагогических явлений, не изучаемых ранее, мало изученных, противоречиво изученных;

· выявить взаимосвязи явлений, изучение динамики явления;

· создать классификации, типологии;

· описать методики обучения, образовательной технологии;

· адаптировать педагогические технологии, т.е. приспособить имеющиеся методы и технологии к использованию их в решении новых проблем.

Цели должны быть сформулированы конкретно, быть достижимыми и начинаться со слов: определить, обосновать, создать, выявить, разработать и др.

Приведем примеры целей квалификационных работ:

• Определить и обосновать психолого-дидактические условия повышения эффективности формирования организаторских умений студентов профессионально-педагогического вуза;

• Представить психолого-педагогическое обоснование целесообразности применения игровой технологии на уроках для развития творческих способностей учащихся;

• Разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине (теме)

Гипотеза (предположение) - это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях явлений, процессов, достоверность которых необходимо проверить экспериментально. Это также отрицательное или положительное утверждение, разрешаемое на предмет его соответствия действительности. Если в ходе работы этого не происходит то рабочее предположение остается не подтвержденным, но это не может умалять ценности работы, так как наука опирается не только на утверждения, но и на опровержения.

Выдвигаемая гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

• развивать ранее существующую психологическую или педагогическую концепцию или быть основой для разработанной новой теории;

• отражать новую для педагогической теории и педагогической практики идею;

• объяснять и доказывать некоторую совокупность ранее необъясненных, недоказанных фактов, явлений;

• обладать практической динамичностью, т. е. психологически позитивно влиять на педагогическую практику, повышать эффективность и качество образовательного процесса.

Гипотезу необходимо сформулировать так, чтобы ее можно было экспериментально проверить.

Например, процесс формирования коммуникативных качеств личности обучающихся станет более эффективным при следующих условиях.-

• субъективизации позиции обучающихся;

• применении игровых технологий в процессе обучения.

Задачи квалификационной работы конкретизируют ее цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование.

Задачи должны быть взаимосвязанными. Некоторые из них могут быть решены теоретически, другие – экспериментально, третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.

Во введении должны найти отражение методологическая и теоретическая основы исследования, методы исследования, с помощью которых решались поставленные задачи и практическая ценность работы.

Аналитический обзор литературы попроблеме исследования составляет первую главу квалификационной работы. Литературу, подлежащую изучению, в общем случае можно подразделить на следующие основные категории, монографии, учебники, учебные пособия, диссертационные работы, статьи, опубликованные в сборниках журналах и других периодических изданиях; электронные публикации; переводная литература.

Первая глава может иметь, например, следующую структуру:

 

1.1 Ретроспективный анализ изучаемой проблемы

1.2. Понятие, сущность, основные положения теории изучаемой проблемы

1.3.Возможности выбранной технологии методики, подхода в совершенствовании исследуемого объекта

 

Ретроспективный анализ изучаемой проблемы предполагает рассмотрение этапов ее исторического развития в теории и практике отечественного и зарубежного образования.

Выявление понятийного аппарата, сущностной основы, существующих теорий и позиций по изучаемой проблеме предполагает анализ мнений, позиций различных ученых, а также научных школ, нашедших отражение в публикациях.

Аналитический обзор литературы предполагает выявление особенностей понимания различных аспектов исследуемой проблемы разными учеными обнаружение противоречивости мнений и суждений.

В результате обосновывается принимаемая в рамках квалификационной работы позиция студента - выпускника по исследуемым вопросам

Обзор литературы заканчивается четким определением возможностей выбранной теории технологии, методики или подхода в совершенствовании проектирования организации или реализации образовательного процесса. При необходимости в заключение обзора выявляются условия эффективного применения принятых положений.

Теоретико-методологическая основа психолого-педагогического исследования заключена:

в положениях отечественных и зарубежных психологов об общественной природе воспитания человека, условиях и факторах развития его личности, нормативные документы, а также.

• концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А.Р. Лурия);

• в научных положениях отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования профессиональной направленности (Ю. А. Кореляков). Л. М. Митина, В. А. Ядова).

• в дидактических принципах организации учебно - воспитательного процесса (Ю. К. Бабаигжий, Н.А. Данилов, Б. Г. Есипов, В.В. Краевский, М. Н. Скаткин):

• в концепциях самовоспитания и самообразования личности (А. И. Донцов, Н.К. Сергеев);

• в методологии системного исследования в области психологии и педагогики (Б.Т. Ананьев). (А.Ф. Зотов, Ф.Ф. Королев, Н. В. Кузьмина).

• в личностно ориентированном подходе в педагогике (Э.Ф. Зеер, Г.Н. Своиков, И.С. Якиманская и др.);

- в работах в области инноваций в образовании (В. И. Загвязинский, В. С. Лазарев, А. Я. Найн, М. М. Поташник и др.);

• в теории развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социально-культурного образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецианский, Б.Ф. Ломов и д.р.)

• в концепциях профессионально - педагогического образования (С.Я. Батышев, П.Р. Атутов). Н.А. Томин, А.Л. Беляев, П.Ф. Кубрушко. В.С. Леднев. Н.М Новиков. Г.М. Романцев, И.П. Смирнов. (Е.В. Ткаченко, В.А.Федоров и д.р.);

• в общепедагогической и профессиональной концепции интеграции (С. Я. Батышев, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, Н. К. Чапаев и др.).

Вторая глава квалификационной работы, как правило, посвящается проектированию педагогической технологии, методики, комплекса педагогических средств или воспитательной системе, т.е. того, условно говоря, «средства», с помощью которого в рамках квалификационной работы мыслится разрешение поставленной проблемы.

Любое исследование на первом этапе предполагает анализ исходных данных. Исходными данными к психолого-педагогическому исследованию могут служить существующее содержание подготовки по профессии или по конкретной учебной дисциплине; методическое обеспечение этой подготовки; существующая система организации и управления, а также материально-техническое обеспечение учебного процесса, стартовый уровень подготовки обучаемых; их общие возрастные особенности; эталонизированный конечный результат, критерии оценивания; требования к педагогическому персоналу и др. Совокупность исходных данных определяется конкретным видом технологии, методики или другого «средства». Однако в любом случае на первом этапе исследования студент - выпускник проводит конкретный анализ данных применительно к своему частному варианту.

Исследование ведется в несколько этапов, которые связаны между собой в следующем соотношении: глобальное - общее – конкретное. В соответствии с этим на втором этапе ведется непосредственное исследование на глобальном или общем уровнях. Разрабатываются пакеты учебно-программной документации или создастся общая структура и содержание конкретной технологии (информационной игровой, модульной, укрупнения дидактических единиц и др.) либо прописывается структура системы тренингов и т.п.

На третьем этапе ведется исследование на конкретном уровне, прорабатываются специальные вопросы технологий, методик, элементы систем. Например, разрабатываются пакеты учебных элементов (обучающих модулей) по модульным технологиям, сценарии деловых игр в рамках игровых технологий, методики проблемных лекций в рамках проблемных технологий, тестовые задания и системы оценки результатов в рейтинговых технологиях и т.д. Результаты исследования проходят экспериментальную апробацию в учебном процессе.

Для глубокого понимания сущности явлений, происходящих в учебном процессе, изменений и причин этих изменений в ходе исследования используют педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент является таким методом педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогический процесс путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Особую роль при этом играют объективные критерии оценок явлений.

В ходе педагогического эксперимента сознательно изменяют один из элементов структуры педагогического процесса путем введения нового фактора или факторов. Новый фактор, вводимый или измеряемый экспериментатором, называется экспериментальным или независимым переменным фактором. Фактор, изменившийся под влиянием независимого переменного, называется зависимой переменной.

Например, если педагог исследует новое средство обучения (электронный учебник, рабочую тетрадь…) и проверяет, как оно влияет на коэффициент усвоения знаний и умений по предмету, то независимой переменной является электронный учебник, рабочая тетрадь по предмету, а зависимыми переменными выступают знания и умения учащихся.

В педагогике и методике обучения встречаются в основном четыре вида экспериментов:

· констатирующий - определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, начальный уровень знаний и умений учащихся по какому-то разделу программы);

· обучающий, при котором обучение производится посредством введения нового фактора (нового учебного материала, рабочей тетради, опорных конспектов или нового приема, формы и технологии обучения), позволяющего определить эффективность его применения;

· контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень знаний и умений учащихся по материалам обучающего эксперимента;

· сравнительный, при котором в одной группе обучение ведется по одному учебному материалу (методу), в другой группе - по другому материалу (методу).

Планирование

При планировании педагогического эксперимента экспериментатор должен определить:

• количество экспериментируемых,

• способы отбора экспериментируемых,

• шаги проведения эксперимента,

• достоверность полученных результатов.

• правильную их интерпретацию.

При отборе количества экспериментируемых необходимо установить, сколько групп учащихся будет изучать планируемую тему в один тот же период времени. Затем определяют средние баллы по какому-либо предмету, выявляют попарно похожие группы, в которых арифметические средние и стандартные отклонения примерно одинаковые, делают вывод и назначают экспериментальные и контрольные группы.

Более объективные результаты получают тогда, когда отбирают группы с одинаковыми показателями на основе констатирующего эксперимента (проведения контрольных работ, тестов и т.д.). Если он не дал одинаковые результаты, то в итогах эксперимента не учитываются слабо успевающие или сильные учащиеся.

Одной из основных переменных в педагогическом эксперименте выступает отношение преподавателя к экспериментальному материалу. Один преподаватель является сторонником нового метода, а другой - нет. Эти обстоятельства сказываются на результатах эксперимента. Для уравнения дополнительных переменных, обусловленных личностью преподавателя, необходимо, чтобы обучение в экспериментальной и контрольной группах вел один и тот же преподаватель. В случае, когда это невозможно, применяется перекрестный эксперимент при постоянстве экспериментальной и контрольной групп • меняются преподаватели (табл. 1)

Таблица 1







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.