Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Локоть верхней руки на протяжении всего захвата не должен опускаться ниже линии кисть – плечо.





Предыдущий урок

*

Не стоит ожидать от теоретических уроков по технике слишком многого. Научиться правильно грести, да не только грести, чему угодно: плавать, бегать, фехтовать…, читая пособие, невозможно. Достаточно сказать, что для закрепления правильной техники гребли у человека начавшего с нуля и занимающегося с тренером два раза в неделю требуется два года. Здесь же будет дана информация, которая позволит избежать грубых ошибок новичкам, а, возможно, и профессионалам.

Немного общей информации и терминов. Канойный способ гребли, если исключить разную экзотику типа лодки дракон, используется в слаломном каноэ, каноэ для гладкой гребли, в рафте и на катамаране. Техники гребли на всех этих судах в достаточной степени отличаются друг от друга. Как ни странно максимальные отличия приходятся именно на разные типы каноэ. А вот техника гребли в рафте больше всего схожа с техникой гладкого каноэ.

Каноисты (будем называть так всех, кто гребёт канойным веслом независимо от судна) это довольно странные люди. Они бывают правые (гребут справа) и левые (гребут слева). Кроме того, в отличие от обычных людей, у которых одна правая и одна левая руки. У каноистов руки ещё делятся на верхнюю и нижнюю. А у тех, кто гребёт на рафте или в гладком каноэ, есть ещё передняя и задняя ноги. Все эти «передняя», «задняя», «верхняя» нужны нам для того, чтобы было проще объяснять и понимать.

Итак, начнём с правильной посадки в рафте. Существует всеобщее заблуждение, что в рафте сидят на собственном заду, свесив ноги внутрь рафта и уцепившись ступнями за какие-нибудь петельки. Наверное, многие будут удивлены, когда узнают, что в рафте не сидят, а стоят на колене, опираясь на баллон пятой точкой. Т.е. левый гребец, например, стоит на правом колене на дне рафта (в отличие от каноэ, там левый стоит на левом колене), левая нога у него перенесена вперёд через поперечную банку рафта, согнута в колене и её ступня опирается на дно рафта. Его левая рука называется «нижняя», правая – «верхняя», левая нога – «передняя», правая – «задняя». Для передней ноги в рафте, как правило, есть специальный упор в виде локера или петли, который для безопасности сделан так, чтобы нога не могла случайным образом в нём застрять. Этот упор важная деталь в смысле техники гребли – через него передаётся усилие гребка к рафту.

Мы между собой называем эти упоры «ножками», ну правильно для рук ручки, а для ног ножки. Раньше на соревнованиях вместо таких упоров можно было привязывать по дну рафта верёвки, потом это запретили. Мы называли эти верёвки «шофёрками» под впечатлением переделанной песни – Крепче за шофёрку держись баран.

Но что-то я отвлёкся. Передняя нога должна быть немного смещена к центру рафта по сравнению с задним коленом, которое может быть расположено впритык к бортовому баллону. Это нужно для того, чтобы можно было нормально работать с кренами (об этом в будущих уроках).

Остаётся добавить, что в больших коммерческих рафтах правильная посадка бывает невозможна из-за очень большого диаметра баллона. В этом случае ничего не остается, как перенести заднюю ногу вперёд и сесть на баллон сверху. Эффективность гребка в этом случае заметно снижается, но и устаёшь меньше. Во время длинных гонок многие спортсмены для того, чтобы время от времени передохнуть, пересаживаются именно таким образом.

Ну, вот пока и всё о посадке. Продолжение следует.

 

Продолжаю... В прошлый раз я немного рассказал, как в рафте правильно сидеть. Ну, и для того, чтобы окончательно перейти непосредственно к технике гребли, пара слов о длине весла для рафтинга (более подробно о вёслах и вообще о снаряжении я расскажу отдельно). Для человека среднего роста оптимальной длиной весла, на мой взгляд, можно считать 165 см. плюс минус пара сантиметров в зависимости от индивидуальных особенностей.

В качестве примера могу привести цифры в нашем экипаже: самый маленький – 173 см., самый высокий – 180 см. Мы использовали вёсла от 162 см. до 168 см.

Очень часто клиентам турфирм на сплавах предоставляют вёсла значительно меньшей длины. Причину этого я не знаю, но могу предположить два варианта. Первое – короткие вёсла дешевле и второе – по мнению организаторов сплавов, короткими вёслами легче грести. Возможно, это так и есть, и неподготовленному человеку проще приноровиться к короткому веслу, чем пытаться правильно грести длинным. Но в этом случае надо понимать, что, закрепившему неправильные движения хоть немного, потребуется значительно больше времени на исправление ошибок, если он в дальнейшем захочет грести технично. Конечно, это важно только тем, кто не собирается останавливаться на простых коммерческих покатушках, а захочет получить от рафтинга нечто большее.
Теперь о технике. Техника гребли на рафте – понятие далеко не однозначное. Нужно учитывать школу гребца, – каким образом и откуда он пришёл в рафтинг или, может быть, рафт это его главное спортивное судно. Возьмём для примера чешские команды по рафтингу. Их состав, как правило, целиком состоит из бывших и действующих спортсменов гребного слалома, причём спортсменов высочайшего – мирового – класса. Обладая хорошей слаломной техникой, они и в рафте применяют её же. Физическая подготовка у них тоже на очень высоком уровне. Тем не менее, чехи неоднократно проигрывали нашим командам, в составе которых не было сильных слаломистов.
Или вспоминается случай, когда на Чемпионате Мира в экипаже команды из ЮАР было четверо каноистов гладковиков. Заняли четвёртое место. Неплохо, конечно, но вывод всё-таки сделать можно.

К чему я это? Считается, что в рафте используется канойная техника. Но вот вопрос: "А какая именно?" Загвоздка в том, что техника канойной гребли на любых судах является производной техникой классического спортивного каноэ для гладкой гребли. Гоночное каноэ и техника гребли в нём развились до состояния близкого к идеальному, для достижения максимальной скорости на воде. Другие суда, вынуждены жертвовать скоростью в угоду качествам, определяющим их назначение. То, для чего эти суда используются, также в значительной степени влияет и на технику гребли в них. В результате, для каждого типа судов формируется своя присущая только им техника. В слаломном каноэ эволюция этой техники привела к тому, что вёсла укоротились, а движения рук и корпуса гребцов сильно изменились. Нечто подобное произошло и с рафтом. Самое интересное, что развитие техники гребли на рафте пошло, как бы, в обратную сторону. Сначала использовалась исключительно слаломная техника, но теперь она всё больше напоминает добрую старую «поворотную» технику гоночного каноэ, которая у самих гладковиков вроде бы уже совсем устарела. Именно о такой выстроенной для рафта технике гребли будет идти речь в следующий раз.

Итак, техника гребли в рафте. Пользу из прочтения каких-либо книжек по техники гребли можно извлечь, имея хотя бы небольшое, но достаточно осознанное представление о том, как именно производится гребок, какие мышцы задействованы в тот или иной период времени. То есть обучающийся уже должен обладать какой-то базовой техникой для того, чтобы попробовать самостоятельно доработать её. Здесь, как мне кажется, даже существует некоторое противоречие – чем лучше владеешь техникой, тем труднее её поменять. Однажды мы всем экипажем решали такую задачу – чуть подправить наш стиль гребли. Потратили на это год, а получилось не всё.

Новичкам рафтинга, упражнения которых с веслом, никоим образом нельзя назвать техникой, но которые захотят её у себя в будущем ощутить, можно посоветовать обратиться к тренеру с просьбой, потренировать их с учётом написанного ниже. В отличие от ученика, тренеру нет необходимости самому уметь грести. Главное, чтобы тренер мог хорошо объяснять задачи и видеть ошибки.

Те, кто не захотят в себе ощущать никакой техники можно прочитать этот раздел из чистого любопытства, тем более что в конце будет дана парочка советов, так сказать, для одноразового применения, например, для сплава в коммерческом туре.

Некоторые, наверное, знают, что в гоночном каноэ существует два варианта техники гребли, которые называются «поворотная» и «маховая».

Принципиально они отличаются друг от друга тем, что в первом варианте максимально используется инерция вращения туловища гребца вокруг своей продольной оси. Во втором варианте используется инерция наклона туловища гребца во время заноса весла. Конечно же, не бывает того или иного варианта в чистом виде – в первом используются элементы второго и наоборот. Просто название определяется тем, какие элементы превалируют.

Какое-то время оба варианта существовали, что называется, на равных. Но постепенно маховая техника вытеснила поворотную. Это связано с теми особенностями, которые следуют из применения того или иного способа гребли. А именно: поворотный вариант позволяет развить более высокий темп гребли. Кроме того, лодка меньше раскачивается в продольном направлении, так называемая килевая качка.

С улучшением обводов гоночных каноэ, а также материалов, из которых они изготавливаются, стали проявлять себя всё в большей степени преимущества маховой техники – большее тяговое усилие на гребке. Лодка с хорошими обводами, сделанная из материалов с пониженным сопротивлением трения в воде, стала меньше замедляться во время заноса весла гребцом, и высокое тяговое усилие оказалось выгоднее высокого темпа гребли.

Всё это я рассказал для того, чтобы было понятно, почему именно устаревшая поворотная техника гребли должна быть взята за основу для гребли в рафте. Ведь рафт с точки зрения обводов едва ли не худший тип судна (хуже, наверное, только деревянный плот). Поэтому, набранная во время активной фазы гребка скорость, очень быстро гасится во время заноса весла и, единственное средство против этого – высокий темп гребли. Добавим к этому килевую качку, убийственную для быстрого движения рафта, и станет понятно – альтернативы поворотному варианту нет.

Этот пост, наверное, будет самым скучным для чтения. Он нужен, тем, кто захочет в деталях разобраться с тем, как же всё-таки гребут на этих рафтах. Мало того, что он скучный, он ещё и довольно длинный. Но ничего, постепенно мы приближаемся к темам, которые будут гораздо интереснее. По крайней мере, я на это сильно надеюсь.
А пока продолжаю о технике гребли. Не ругайте качество фотографий - это кадры тренировочного видео нашей команды.

Итак, разделим цикл движения гребца на три фазы и опишем каждую из них.
Цикл движения включает в себя:

  • захват,
  • проводку,
  • занос весла.

Проводка в свою очередь состоит из:

  • тяговой части
  • выноса весла

Гребок можно разделить на большее количество фаз, но мне кажется, это будет излишнее усложнение.

Захват и тяговая часть проводки составляют опорный период гребка, а вынос и занос веслабезопорный (на самом деле это не совсем так, но пока согласимся с этим).
И прежде чем подробно о фазах, ещё несколько слов. Договоримся о двух промежуточных положениях гребца. Первое – исходное для захвата – между заносом весла и захватом. Второе – исходное для гребка – между тягой и выносом весла. Для чего это нужно? Поскольку полный цикл движения достаточно сложен, выполнить его правильно сразу, при обучении трудно. Проще разбить его на две части и разучивать по частям, останавливаясь в этих промежуточных положениях и контролируя их.

Сначала исходное положение для гребка. В этом положении гребец стоит на колене задней опорной ноги, упираясь передней частью бедра на поперечную надувную банку:

  • передняя нога согнута в колене,
  • стопа передней ноги упирается в ножной упор,
  • туловище гребца вертикально,
  • грудь перпендикулярна продольной оси рафта,
  • плечи опущены,
  • руки прямые,
  • верхняя рука вытянута вперёд,
  • кисть верхней руки расположена по высоте примерно на уровне подбородка,
  • нижняя рука вытянута вниз и немного вперёд,
  • лопасть весла погружена в воду максимально близко к гребцу так, чтобы древко не касалось баллона рафта.

Из этого положения нужно сделать вынос и занос весла, то есть перейти к исходному положению для захвата. Это производится следующим образом. Корпус гребца наклоняется вперёд с одновременным разворотом плечевого пояса в сторону верхней руки. Одновременно с этим нижняя рука плавно, но быстро двигается вперёд-вверх по дуге, при этом в начале этого движения она сгибается в локте и затем выпрямляется. Верхняя рука двигается немного вверх и одновременно сгибается в локте. Кисть верхней руки во время заноса разворачивает лопасть весла внешним ребром вперёд, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и высоту движения лопасти над водой.
В результате исходное положение для захвата выглядит следующим образом:

  • по возможности, максимальный разворот плечевого пояса,
  • при этом из-за наклона корпуса плечо верхней руки оказывается выше плеча нижней руки,
  • локоть верхней руки не должен быть опущен ниже линии кисть – плечо,
  • кисть расположена примерно на уровне лба по высоте,
  • нижняя рука вытянута вперёд-вниз,
  • лопасть весла почти касается воды.

При обучении этот момент необходимо фиксировать и проверять насколько он соответствует описанию. Это надо делать до тех пор, пока не будет достигнут определённый автоматизм. Однако во время гребли это положение проходится максимально быстро, чтобы из-за смещения центра тяжести гребцов не возник дифферент рафта на нос.

Наконец мы подошли к основным движениям – захват и тяга. Они выполняются слитно и заканчиваются исходным положением для гребка, которое было описано выше.

Захват начинается разворотом плечевого пояса, разгибанием верхней руки вперёд (ни в коем случае не вверх), тягой прямой нижней руки вниз-назад и одновременным подъёмом туловища. Нужно стремиться к тому, чтобы верхняя рука разгибалась быстро, но плавно с усилием толкая ручку весла вперёд и не давая ей подняться вверх. Время, за которое рука выпрямится, должно составлять примерно треть от суммы движений захват – тяга. Нужно следить, чтобы нижнюю руку не сгибать в локте, и чтобы плечо не поднималось вверх.

На самом деле нижняя рука должна сгибаться в самом конце гребка для того, чтобы удлинить тягу и сделать удобнее вынос весла. Но, как показала практика, многие сгибают руку слишком рано, и им трудно в дальнейшем отучиться от этой привычки. Поэтому сначала лучше приучить себя грести с прямой нижней рукой, и только потом начинать сгибать её в нужный момент. Такая последовательность намного облегчает процесс обучения.

 

Ошибки, которые следует избегать:

- Во время заноса весла кисть верхней руки опускается вниз.

Как правило, это происходит из-за того, что устают мышцы плеча, удерживающие руку на нужном уровне. Если этого не допускать, мышцы очень быстро окрепнут, и проблема исчезнет.
Кисть руки во время заноса весла не должна опускаться ниже плеча.

- Во время захвата локоть верхней руки опускается вниз, хотя в исходном положении для захвата располагался правильно.

Это непроизвольное опускание локтя приводит к амортизации тягового усилия во время захвата и снижает его мощность.

СТАТЬИ

Сергей Петров. Уроки рафтинга. Чуть-чуть о первых номерах. 14.04.2009

Предыдущий урок

Часто первыми номерами в шестиместном рафте называют сидящих спереди четверых гребцов. Вообще-то средняя пара не всегда должна работать идентично с передней, но поскольку такие случаи очень редки, обычно, говоря о первых номерах, подразумевают четверых. Обычно, но не сейчас. Сейчас речь пойдёт именно о носовых гребцах.
Особенность посадки первого номера в рафте в том, что прямо перед ним баллон рафта начинает сходиться к носу, образуя скулу. Это позволяет гребцу выполнить занос весла не строго вперёд, а немного ближе к центру рафта. Что это даёт?
• Во-первых – больший разворот туловища гребца.
• Во-вторых – лопасть весла проходит в воде большее расстояние.
• И, наконец, в-третьих – лопасть весла во время гребка постоянно немного сдвигается и таким образом всё время взаимодействует с новой неподвижной массой воды. А это создаёт больший упор и улучшает стабилизацию лопасти (весло меньше рыскает из стороны в сторону во время гребка).
Но есть и пара подводных камней.
Первое. Если не следить за углом лопасти, то может оказаться, что вы гребёте не только вперёд, но и постоянно смещаете нос рафта в сторону. Как будто гребёте дуговыми гребками (об управляющих гребках будет большая отдельная тема). Нужно строго следить, чтобы плоскость лопасти весла в воде была перпендикулярна вертикальной продольной плоскости рафта.
На рисунках показано смещение лопасти весла относительно корпуса рафта. Смещение относительно воды в продольном направлении будет очень небольшим, причём в первом варианте меньше, чем во втором (чем это смещение меньше, тем лучше, с точки зрения эффективности гребка).
Далее. Нельзя допускать, чтобы цевьё весла во время гребка скользило по баллону. Кажется, что если весло при гребке опирается на баллон, оно движется в воде стабильнее, и грести становится легче. В действительности в этом случае значительная часть усилий гребца расходуется на трение, бесполезно повышая энтропию вселенной. Эта ошибка характерна не только для первых номеров, у остальных она тоже иногда встречается.

 

 

СТАТЬИ

Сергей Петров. Уроки рафтинга. Вёсла на воду. 16.04.2009

Предыдущий урок


Первые тренировки в рафте на воде. С чего начать, что делать и чего делать не стоит при первых выходах экипажа на воду – вопросы, на которые я постараюсь дать ответ.

Большинство, имея возможность выйти на воду на рафте, предпочтёт, наверное, бурную воду. Сплавиться по какому-нибудь порогу, получить удовольствие от борьбы со стихией, не это ли предназначение рафта. Но не будем торопиться. Если мы хотим действительно управлять ситуацией в пороге, а не участвовать в аттракционе – чайники в рафте, сначала поучимся ходить прямо по совершенно гладкой воде. Более того, для первых тренировок выбирем ещё и безветренные дни. Потом чуть-чуть освоим азы управления рафтом. Только после этого выйдем на несложную бурную воду. И то, для того, чтобы почувствовать в себе будущего рафтера: нет ли излишнего страха или дискомфорта, которые в дальнейшем могут стать помехой в тренировках, сплавах, соревнованиях. Если всё хорошо, вернёмся на гладкую воду. Тренировок на гладкой воде должно быть больше чем на бурной воде как минимум раз в десять. Только так экипаж может выучить и закрепить необходимые элементы управления рафтом.

СТАТЬИ

Сергей Петров. Уроки рафтинга. Повороты. 29.04.2009

Предыдущий урок

Прежде, чем перейти к теме поворотов рассмотрим другую – влияние ветра на движение рафта, поскольку между этими темами есть некоторая связь.

Боковой ветер даже очень слабый всегда стремится развернуть рафт носом в ту сторону, откуда ветер дует. Разумеется, если рафт движется, а не стоит на месте. У экипажа в этом случае возникает ощущение, будто один борт постоянно перегребает, и рафт всё время норовит повернуть. Это не всегда плохо. Например, если сила ветра достаточна для отчётливого поворачивающего воздействия, но в то же время значительного бокового сноса нет (так бывает, когда ветер дует под острыми углами к курсу рафта). В таких ситуациях можно отруливать только одному кормовому гребцу. Главное для него - точно регулировать силу отруливающих движений, чтобы не отрулить слишком сильно. Он должен всегда чувствовать, что даже после перекладывания носа рафта на свою сторону, собственными усиленными гребками (и с помощью ветра) можно будет вернуться на правильный курс. Управление рафтом в таких условиях удобно тем, что за курсом следит один человек, и, если он не делает ошибок, это не допускает разночтения обстановки.

То же самое происходит, если рафт запустить по траектории плавного поворота. Достаточно ввести судно в поворот отруливанием с одного борта, и оно будет поворачиваться до тех пор, пока не развернётся лагом, либо пока с противоположного борта другим отруливанием этот процесс не остановят. Это можно использовать точно так же, как в вышеописанной ситуации с ветром. Только вместо движения по прямой рафт движется по дуге, а вместо ветра работает свойство рафта доворачивать в сторону поворота. Чем лучше рулевой будет контролировать границу, за которой он уже не сможет исправить курс гребками, тем плавнее может быть дуга, выдерживаемая отруливанием только с одной стороны.

Перейдём к более крутым поворотам. Трудность в том, что сопротивление боковому сдвигу у рафта очень невелико и под воздействием силы инерции он смещается в наружную сторону поворота. И чем меньше радиус, тем больше смещение.

Предположим, экипаж хочет повернуть направо и предполагает выдержать линию движения, показанную на рисунке:

Что же получится на самом деле, если в управлении рафтом будут принимать участие только вторые номера (кормовые)? В этом случае рафт, который ничто не удерживает от смещения в сторону под действием инерции пойдёт по совершенно другой траектории. Более того, из-за этого злополучного смещения будет значительно теряться скорость. Как это будет выглядеть показано на следующем рисунке:

Что же необходимо предпринять, чтобы линия движения была всё-таки выдержана? Можно попробовать во время поворота направлять нос рафта немного правее, пытаясь пройти поворот как будто бы с меньшим радиусом, но с учётом бокового смещения линия движения окажется правильной.

Такой вариант возможен и иногда применяется, например, при жёстких заходах в суводи и в некоторых других случаях. Но и здесь неизбежна потеря скорости из-за всё того же бокового смещения.

А вот что делать, чтобы выполнить поворот именно так, как показано на первом рисунке и с минимальной потерей скорости, я расскажу в следующий раз.

 

Продолжаю.

В прошлый раз я остановился на том, что необходимо делать, чтобы пройти поворот, как показано на рисунке:

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте познакомимся ещё с двумя разновидностями гребков. Прямой гребок был описан достаточно подробно, а поскольку все остальные гребки являются производными от прямого, думаю, больших трудностей в понимании техники движений быть не должно. Замечу только, что все дальнейшие рисунки выполнены лишь для иллюстрации принципа движения весла, поэтому не следует буквально копировать нарисованные траектории - в действительности они могут быть сложнее.

Дуговой гребок от носа

Применяется для продвижения рафта вперёд с одновременным смещением носа в сторону верхней руки.

Как нетрудно догадаться, дуговой гребок от носа должен выполняется первыми номерами с одного борта (напоминаю, что носового и среднего гребцов мы договорились называть первыми номерами, если не оговорено другое). И, хотя гребок у среднего трудно назвать гребком от носа, поскольку он таковым является лишь по технике исполнения, но отнюдь не по месту приложения усилия лопастью весла, тем не менее, воздействие, оказываемое им на рафт почти такое же, что и у носового гребца. Особенно, если оба гребца работают синхронно.

Техника исполнения

Движения при выполнении дугового гребка от носа не отличаются от движений прямого за исключением следующего:

 

• разворот туловища гребца желательно увеличить, может быть даже за счёт наклона вперёд;

• верхняя рука вначале должна быть сильно согнута в локте, и во время движения при гребке разгибаться в горизонтальной плоскости по дуге вперёд;

• кисть верхней руки должна развернуть лопасть весла рабочей поверхностью в сторону от баллона рафта;

• нижняя рука при выполнении гребка движется по дуге, начиная движение в сторону от рафта.

Ошибки при выполнении дуговых гребков

Затянутый гребок

Поскольку лопасть весла перемещается в воде относительно рафта по дуге, начиная с какого-то момента, она уже движется почти параллельно продольной оси рафта. При этом смещающее действие гребка незначительно. В то же время его продвигающая сила с этого момента тоже невелика из-за удалённости лопасти от баллона судна.

Необходимо вовремя заканчивать гребок, иногда даже специально укорачивая его.

 

Отклонение туловища гребца в сторону весла во время гребка (вывешивание)

Это очень распространённая ошибка. Многие оправдывают её тем, что увеличивается дуга, по которой движется лопасть весла, но при таком отклонении сильно уменьшается тяга, в результате гребок становится совершенно не эффективным. Нужно следить, чтобы туловище гребца сохраняло правильное положение, описанное в уроках по технике движений прямого гребка.

 

Подтягивающий гребок

Применяется для продвижения рафта вперёд с одновременным смещением носа или кормы или всего судна в сторону нижней руки.

Подтягивающий гребок рулевыми в основном используется для корректировки курса вместо или совместно с усиленными гребками.

Прежде, чем говорить об этом техническом приёме, я хочу уточнить один момент. Речь сейчас пойдёт о гребке, который в большей степени создаёт усилие на продвижение рафта вперёд, чем на смещение его или его части в сторону подтягивания. Почему я заостряю на этом внимание? Дело в том, что, чем больше в гребке подтягивающая составляющая, тем больше техника движения при выполнении этого гребка отличается от базовой. В итоге подтягивание в чистом виде требует совсем другой техники, да и применяется в ситуациях, о которых я буду говорить в других уроках.

 

Техника исполнения

От прямого гребка подтягивающий отличается следующим:

 

• лопасть весла во время входа в воду должна быть расположена на некотором удалении от баллона рафта, для чего нижняя рука во время заноса весла перемещается не вперёд, а немного в сторону;

• движение лопасти во время захвата и тяги должно быть направлено под углом к баллону, так, чтобы к моменту начала выноса весла, оно было расположено так же, как при прямом гребке. Для этого верхняя рука должна выпрямляться не строго вперёд, а немного в сторону внешнего борта рафта (в сторону нижней руки).

 

Расстояние лопасти от баллона во время входа в воду задаёт угол с осью рафта, под которым движется лопасть во время гребка. Если этот угол становится значительным - 45 градусов и больше, - подтягивающий гребок переходит в подтягивание.

Наконец настало время ответить на тот вопрос, который стал причиной столь многословных предварительных пояснений.

Для того чтобы пройти поворот по траектории, показанной на первом рисунке в этом посте, необходимо делать следующее:

 

• правый кормовой, отрулив, запускает рафт в правый поворот;

• весь правый борт в течение всего поворота гребёт подтягивающими гребками;

• первые номера левого борта гребут дуговыми гребками;

• левый рулевой гребёт прямыми или усиленными гребками, по мере необходимости отруливая, для сохранения заданной траектории поворота.

 

При этом все шестеро и даже левый рулевой воздействуют на рафт таким образом, что препятствуют смещающему воздействию инерции на судно.

Кажущаяся сложность этой ситуации в том, что рафт должен поворачивать направо, но при этом правый рулевой должен в течение всего поворота грести, казалось бы, противоестественным образом, подтягивая корму. А левый наоборот - отруливая.

Что ж, к подобным «парадоксам» надо привыкать.

P.S. Почему-то, мне кажется, что я написал всё это как-то не очень понятно. Если так, то, пожалуйста, задавайте вопросы.

 

В прошлый раз я рассказал, как должен действовать экипаж рафта, чтобы правильно проходить повороты. Интересно, что такая схема действий экипажа применяется при любом радиусе поворота вплоть до самого минимального. Конечно, подразумевается, что рафт должен двигаться вперёд, а не разворачиваться на месте.

Но все-таки, несмотря на универсальность, эта схема имеет некоторые ограничения по углу поворота. Чем меньше радиус поворота и выше скорость рафта, тем меньше возможный угол поворота. В условиях, когда необходимо сделать поворот на максимальной скорости и с минимальным радиусом (то есть повернуть как можно быстрее), угол задаётся только одним единственным гребком. Следующими же гребками необходимо останавливать вращение рафта. Если этого не сделать, потеря скорости из-за бокового скольжения судна станет недопустимой.

Получается, что эффективность таких крутых поворотов зависит от этого единственного управляющего гребка. Поэтому имеет смысл делать его всем экипажем. Т.е. при повороте направо одновременно с правым кормовым, который, отруливая, запускает рафт в поворот, правые первые номера делают подтягивающий гребок, левые первые номера делают дуговой гребок от носа, а левый кормовой делает либо подтягивающий гребок, либо, что предпочтительнее, дуговой гребок под корму.

На самом деле подтягивающий гребок на втором номере и дуговой гребок под корму очень похожи. На приведённых ниже рисунках я специально несколько увеличил кривизну траектории весла, для того, чтобы легче было объяснить отличия.

В чём же разница между подтягивающим гребком и дуговым под корму с точки зрения воздействия на рафт? И тот и другой продвигают рафт вперёд, а корму притягивают к веслу. Но в первом случае притяжение кормы начинается с самого начала гребка, а соотношение сил притягивания и продвижения вперёд не меняется. Во втором случае притяжение в начале гребка отсутствует вовсе, зато в конце оно может быть очень значительным. Кроме того, смещающее усилие у дугового гребка направлено больше на вращение рафта, в то время как у подтягивающего – на смещение всего рафта. Поэтому использовать подтягивающий гребок нужно, когда необходимо либо удерживать рафт от смещения в сторону, либо, наоборот, для организации такого смещения. А дуговой гребок под корму – для вращения рафта, например, во время вхождения в крутой поворот.

К сожалению, при выполнении дугового гребка под корму, часто встречается ошибка, показанная на рисунке. Хорошо видно, что, если лопасть весла будет расположена перпендикулярно её траектории, то в начале гребка часть тягового усилия потратится на вредное в данном случае отталкивание кормы рафта от весла. Поэтому правильно в начальной части гребка лопасть весла располагать перпендикулярно продольной вертикальной плоскости рафта. Контролировать угол лопасти нужно кистью верхней руки.

Заканчивая тему поворотов, расскажу об одной особенности отруливания. Как вы помните из прошлого урока, при крутом повороте на большой скорости, после входа в поворот, необходимо сразу же следующим гребком останавливать вращение рафта, выводя его на прямую траекторию. Для этого, завершая, например, поворот направо, правые первые номера делают дуговой гребок, правый рулевой и левые первые номера - подтягивающий гребок, а левый кормовой отруливает. Вот это отруливание в ситуации, когда корма быстро смещается в сторону отруливающего, можно выполнить так, чтобы не только остановить вращение рафта, но и придать ему некоторое ускорение. Для этого нужно изменить угол лопасти весла, как показано на рисунке.

В других ситуациях, когда скорость движения воды в поперечном направлении относительно рафта не высока, такое изменение угла лопасти малоэффективно.

И напоследок ещё парочка рекомендаций. Нужно стараться, чтобы лопасть весла в начале отруливания находилась, ближе к центральной оси судна и немного глубже, чем при обычном гребке, как бы под баллоном. Для этого верхняя рука должна выводиться дальше в сторону от рафта, а нижняя может быть перенесена на цевье весла немного выше.

При энергичном отруливании на весло действует довольно большая сила. Необходимо быть к этому готовым и перед отруливанием сместиться к центральной оси рафта. Иначе можно оказаться за бортом в самый неподходящий момент. Кормовой, выпадающий из рафта во время отруливания, довольно забавное зрелище, особенно на гладкой воде.

 

 

 
     

  Блог "4 стороны"  
   
     

  Информация  
 
Каякинг клуб
Школа инструкторов
Статьи
Партнеры
Сотрудничество

 

 
     

СТАТЬИ
Сергей Петров. Уроки рафтинга. Как забраться в рафт из воды. 20.05.2009

Предыдущий урок

Пауза, к сожалению, несколько затянулась. Надеюсь, что после праздников, а следующий урок, скорее всего, раньше не появится, таких больших перерывов не будет.

В этом коротком уроке, в преддверии новой большой темы посвященной работе на бурной воде, я хочу поговорить о том, как в случае переворота рафта быстро поставить его обратно и занять своё рабочее место.

Существует распространённое мнение, что забираться в рафт из воды очень трудно и без посторонней помощи практически невозможно. А чтобы поставить перевёрнутый рафт на ровный киль, требуются какие-то неимоверные усилия.
На самом деле всё это сделать даже легче, чем на катамаране, просто нужно знать как.


Начнём с постановки рафта на киль. Поставить перевёрнутый незагруженный рафт легко может один человек, причём, если рафт не коммерческий (спортивный или туристский, то есть, не очень большой и не очень тяжёлый), это можно сделать прямо из воды, не забираясь на рафт. Правда в последнем случае хорошо, если постановщиков будет двое: нужно взяться одной рукой сверху за шнуровку дна (или за отверстия самоотлива, если дно приклеено), другой рукой обхватить баллон рафта снизу и приложить усилие, как бы закатывая его на плечо. Работать нужно синхронно с напарником и по возможности использовать валы, раскачивающие рафт.

Всё же быстрее, а главное, надёжнее можно постав<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.