Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наука в современном обществе





Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей благодаря технике, властью над природными существами и видами, над окружающей средой и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек может уничтожить все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб

• Прав французский философ М. Монтень, отмечавший: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред".

• Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в моральном отношениях.

• Ответственность за применение достижений науки в первую очередь несут caми творцы науки, ученые. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения результатов научных исследований.

В истории естествознания (с XVII столетия до наших дней) можно выделить ряд важных качественных изменений. Их с определенностью можно уложить в следующие этапы:

- классический (XVII - XIX века),

- неклассический (конец XIX - первая половина XX века)

- постнеклассический (последняя треть XX века)

- ноосферная наука ( сегодняшний день).

Каждый из этих этапов имеет свои отличительные особенности.

Наука как предмет философского анализа

Наука в обществе постоянно развивается, изменяется, модифицируются её функции. Происходят как внутринаучные изменения (концептуальные и методологические), так и вненаучные (научные кадры, отношения общества).

Самые крупные научные революции всегда связаны непосредственно с перестройкой привычных философских систем

Это вызывает необходимость более глубокой разработки методологических и концептуальных проблем науки, её социогуманистической ориентации.

Дефиниция философии науки

Философия науки – это философское направление, исследующее

Наиболее общие особенности и закономерности научно-

Познавательной деятельности.

• Философия науки – раздел философии, предметом которого является целостное изучение науки как особой области человеческой деятельности во всех ее аспектах:

- познавательном

- социальном

- лингвистическом

- методологическом

- ценностном

- структурном

- динамическом (закономерности развития науки)

Дефиниция философии медицины

Философия медицины – это область философии науки, исследующее

Наиболее общие особенности и закономерности биомедицины.

• Философия медицины – раздел философии науки, предметом которого является целостное изучение биомедицины как особой области человеческой деятельности во всех ее аспектах:

- познавательном

- социальном

- лингвистическом

- методологическом

- этическом

- ценностном

- структурном

- динамическом (закономерности развития биомедицины)

Понятие философии науки

Наука - это очень сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает множество разнообразных изменений. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Философию науки в первую очередь интересует знание, его строение, способы его получения и организации.

Предметом философии науки являются общие

Закономерности и тенденции научного познания как особой

Деятельности по производству научных знаний, взятых в их

Историческом развитии и рассмотренных

В исторически изменяющемся социокультурном контексте

(В.С. Степин).

2.5. Проблематика Философии науки

Философия науки рассматриваеттакие проблемы как:

- наука как специфическая деятельность, как система знаний, как традиция;

- соотношение науки и философии,

- научное познание как социокультурный феномен;

- наука, общество и ученый;

- сущность, содержание, структура и динамика научных знаний;

- интеграция и дифференциация научных знаний;

- основы науки, общество и НТП;

- научные революции;

- этика науки;

- закономерности возникновения, развития и взаимодействия научных дисциплин и т.д.

Предпосылки возникновения философии науки

Первые элементы философии науки мы находим в сочинениях Р.Декарта, П.Гассенди, в работе «Новый Органон» Ф.Бэкона (первая половина XVII-го века).

Научные знания этого периода основывались на традиционные формы познания как понятие, суждение и умозаключение.

Наука ещё не создала благоприятных условий для появления философии науки. Потребовалось более двух веков пока возникла такая дисциплина, которая анализировала бы методы, средства, структуру и способы обоснования и развития науки.

Как самостоятельный раздел философия науки появляется в середине XIX-го века. Особый вклад внесли такие философы и ученые как Д.С.Милль (1806-1873), Б.Больцано (1781-1848), Э.Мах (1838-1916), А.Пуанкаре (1854-1913), П. Дюгем (1861-1916) и др.

Школы философии науки

НЕОКАНТИАНСТВО — возникает во второй половине 19 в. в Германии. Получило распространение также во Франции, в Италии и России. Наиболее полное выражение Н. получило в двух нем. школах: марбургской и баденской.

Позитивизм – первая школа философии науки. Представители О. Конт, Д. Ст. Милль, Г.Спенсер.

Эмпириокритицизм - (Э. Мах и Р. Авенариус).

 

Неопозитивизм - (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик.)

Постпозитивизм – (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Поланьи, С. Тулмин, Д. Агасси, У.Селларс и др.)

Методология науки

• Если основной задачей логики науки является анализ структуры знания, то методология научного исследования анализирует средства, приемы и методы познания, которые применяются для получения этого знания.

• Главной целью методологии науки является изучение тех средств, методов и приемов исследования, с помощью которых приобретается новое знание в науке.

• Поскольку эти методы и средства исследования применяются в процессе познания, то следует, пожалуй, говорить не о методологии вообще, а о методологии научного исследования, или познания.

• Такая характеристика сразу же отграничивает предмет методологии науки от логики науки.

Понятие методологии

Методология (теория о методах) представляет собой система, совокупность принципов и средств организации практической и теоретической деятельности, а также теория об этой системе.

• Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявлении и изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого из них.

• В своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди осознанно или неосознанно используют самые разнообразные методы. Ясно, что осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, придает деятельности человека большую рациональность и эффективность.

• Методология возникла первоначально в самой философии, но постепенно перешла и на другие дисциплины.

Уровни методологии

1) конкретно-научная методология – каждая наука имеет свои методы исследования и формулирует определенные правила и нормы их использования;

2) общенаучная методология – методы и принципы, которые используются в ряде наук (кибернетические, информационные и др. методы);

Универсальная, философская методология – принципы и законы диалектики, которые служат методологией для всех наук.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.