Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отношение к ненаучному знанию





Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности..

К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину". У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.

Вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализма, сводится к следующему:

- Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку,

- нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались.

- Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых

Важность научного познания

Наука — важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека.

Мы обязаны науке невероятными открытиями. Научные идеи проясняют наш дух и улучшают нашу жизнь.

• Если обратиться к иерархии потребностей, построенной американским психологом А. Маслоу и ставшей на сегодняшний день "общим местом", можно увидеть, что ученые приложили руку к удовлетворению практически всех групп человеческих потребностей и желаний.

Важность научного познания

• Наука выступает сегодня как главная сила экономического и социального развития мира.

• Вот почему философское видение мира органично включает в себя определенные представления о том, что такое наука, как она устроена, развивается, что она может дать, а что ей недоступно.

НАУКА — форма духовной деятельности, направленная на на производство новых знаний о природе, обществе и

Мышлении, имеющая цель постижение истины и открытие

Объективных законов.

• Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что "дать определение науки по существу невозможно", намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука. Наука предстает:

1) как социальный институт;
2) метод;
3) накопление традиций знаний;
4) фактор развития производства;
5) фактор формирования убеждений и отношения человека к миру[1].

• В "Американском этимологическом словаре" науку определяют посредством указания на процедуры наблюдения, классификации, описания, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений ". Это определение носит по большей части операциональный характер.

• [1] См.: Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956. С. 18.

 

1.9. Под наукой понимается:

сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении;

- специальные методы познавательной деятельности;

- совокупность знаний, полученных в результате научного исследования, которые отличаются качествами строгой оформленности, определенности, доказанности, системности, логической обоснованности, проверяемости, открытость к критике и изменениям;

- группы ученых, научные учреждения (экономика и идеология науки);

- особая сфера культуры, определяемая своей системой ценностей (важнейшая из которых - объективная и бескорыстная истина) и взаимодействующая с ценностями и идеалами общественной системы в целом.

Различают объект и предмет науки
Объект и предмет науки представляют разные явления. «Объект познания - явление действительности, предмет познания - знание об этом явлении».

Объект науки существует в бытии, предмет науки в сознании человека».

Идеальная модель Предмет науки Отражающая система действительности

Действительность Объект науки Отражаемая система

В соответствии с другим подходом объектом считают явление в целом, а предметом - тот аспект явления, который изучает данная наука. Объект медицины – человек,

Предмет – здоровье и болезни человека

 

Специфика научного познания

 

• Научное знание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику.

Но преобразование мира может принести успех только тогда, когда оно согласуется с объективными законами изменения и развития его предметов.

• Поэтому основная задача науки — выявить эти законы.

• Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты — предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры, и т. д., — постольку все они могут стать предметами научного исследования.

Критерии науки

1) Объективность (предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного).

2) Рациональность, доказательность («принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство» - Т.Гексли).

3) Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость (обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными).

Наука отличается от

- МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

- МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

- РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

- ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».

- ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

- ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

- ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

- ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.

Функции науки

• Можно выделить три группы социальных функций:

во-первых, культурно-мировоззренческая,

во-вторых, как непосредственной производительной силы, и

в-третьих, как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

• Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

В-четвертых, прогностическую функцию, обеспечивая научно обоснованные модели будущего развития природного, социального и духовного бытия.

• Медицина находится между естественными и общественными науками. Медицинские науки делятся на три группы:

- Медико-биологические

- Клинические

- Социально-гигиенические.

Возникновение науки

• Наука – позитивные, рациональные идеи о действительности, служащие основанием жизни людей. Наука возникла в древности и постоянно эволюционировала. Росло ее значение, состав, структура и т.п. Данным термином называют и всю совокупность знаний, и относительно обособленные элементы – конкретные науки (их насчитывают 15 000).

Где и когда возникает наука? Можно ли хотя бы приблизительно наметить эти рубежи?

• Совр. наука представляет собой смесь различных дисциплин:

- Одни возникли в XX веке (кибернетика, информатика, синергетика, молекулярная генетика, экология, когнитология и др.)

Другие – в XIX веке (электродинамика, физическая химия, социология)

Третьи – еще в Новое время (математический анализ, аналитическая геометрия, динамика)

Наконец, многие науки имеют начало еще в античности (геометрия, медицина, астрономия, арифметика, география и др.)

Исходя из постоянного изменения содержания и форм науки историки предлагают несколько точек зрения на начало науки:

a) наука отождествляется с практической деятельностью и познанием поэтому возникает с возникновением человека (D. Bernal).

б) наука возникает около 25 веков тому назад, когда появляется рефлексивная философия и первые теоремы.

в) некоторые историки полагают, что наука зарождается в XII-XIV вв. когда появляются экспериментальные исследования (Robert Grosseteste (1168 - 1253). Roger Bacon(1214-1292))

г) однако, большинство придерживаются мнения, что истинная наука возникает только в XVII-XVIII вв. когда появляются оригинальные работы И.Кеплера, И.Ньютона, Х.Гюйгенса, Г.Галилея, М.Монтеня и др. В XVII в. организуются Академии наук.

д) но есть и ученые считающие появление науки в XIX в. когда наука становится профессией, появляются научные лаборатории.

е) встречаются оригинальные мнения, что истинная наука возникнет только в XXI в., но это уже не история науки, а социальные проекты.

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:

1. Отделение науки от философии.

2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Поворотным пунктом в указанном процессе послужили XVIII и первая половина XIX в., когда из философии выделились все основные отрасли современного научного знания

Этапы развития науки

Первый этап – (VI – V вв.до н.э. и XV в.н.э.) составляет эмбриональную науку. В этот период не выделяется из общественной деятельности, вместе с религией и философией проникает во все сферы практической и духовной деятельности. Преобладают процессы интеграции.

Второй этап – (XV - конец XIX в.) это «малая наука» или незрелая наука. Она получает независимость, освобождается от религиозных догм и схоластики. Здесь преобладают процессы дифференциации, возникают новые науки.

Третий этап – составляет «большую науку», которая начинается в XX в. В этот период изменяется сущность и социальная роль науки, существенно модифицируется взаимоотношение науки и практики. Развитие науки обуславливает возникновение новых отраслей производства. В науке имеет место как интеграция, так и дифференциация.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.