Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОДБЕРИ СЛОВО, БЛИЗКОЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ





Цель: учить ребенка подбирать слова-синонимы к пред­мету или объекту.

Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных, близких по значению.

1 вариант

Взрослый показывает картинку и произносит чистого-ворку. Например: ша-ша - белая лапша. Задавая ребенку наводящие вопросы (А еще какая лапша? Как можно про нее еще сказать похоже на то, как я сказала?), взросый подводит его к понятию «синоним» (обозначение слов-синонимов - «=»). Взрослый предлагает ребенку прослу­шать ряд слов-признаков (длинная, светлая, вкусная) и выбрать синоним к слову «белая».

2 вариант *

Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой есть слово-признак, показывает карточку с обоз­начением синонимов и просит подобрать другое слово,


 

 


 

 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

обозначающее тот же самый признак. Ребенок сам подби­рает синоним и произносит чистоговорку.»

ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО

Цель: учить ребенка подбирать слово, подходящее по

смыслу к чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить

подбирать слова, подходящие по смыслу.

1 вариант

Взрослый раскладывает несколько картинок и предла­гает ребенку назвать их. Затем взрослый произносит на­чало чистоговорки, а ребенок заканчивает ее с опорой на картинку и повторяет целиком. Например:

В: Ла-ла - очень острая...

Р: Пила. Ла-ла - очень острая пила.

2 вариант

Взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает без опоры на картинку и повторяет целиком.

28. СКАЖИ ЛАСКОВО

Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреб­лять существительные с уменьшительно-ласкатель­ным значением.

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образовы­вать существительные с уменьшительно-ласкатель­ным значением.

1 вариант

Взрослый показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит ребенка соста­вить чистоговорку про маленький предмет. Например: В (показывая картинку, изображающую большой и малень­кий стулья): Лу-лу — стул в углу. А ты скажи про стул ласково. Большой - это стул, а маленький - это что?


 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

Р: Стульчик.

В: Теперь скажи чистоговоркой.

Р: Лу-лу - стульчик в углу.

2 вариант

Взрослый начинает чистоговорку, а ребенок заканчи­вает ее по картинке. Например:

В: Лу-лу...

Р: Стол в углу.

В: Лу-лу...

Р: Столик в углу.

3 вариант

Ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, ис­пользуя в ней существительное с уменьшительно-ласка­тельным значением. Например:

В: Ле-ле - мяч на столе. Р: Леле - мячик на столе.

ПРЕВРАТИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ

В СЛОВО-ПРИЗНАК (СЛОВО-ПРИЗНАК

В СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ)

Цель: учить ребенка изменять слова-признаки и слова-действия.

Задача: автоматизировать звук во фразе, образование прилагательных от глаголов и глаголов от прилага­тельных.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй час­ти которой находится словосочетание типа «глагол + имя существительное», показывает иллюстрирующую ее кар­тинку и просит ребенка составить по ней чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «причастие + существительное». Например:

В (показывая картинку с лежащей лисой): Са-са - ле­жит лиса. Если лиса лежит, значит, какая лиса?


 


 

 

Приемы логопедической работы с чистоговорками

Р: Лежащая.

В: А теперь скажи чистоговоркой.

Р: Са-са - лежащая лиса. *

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, просит найти в ней слово-действие и заменить его на слово-признак, обоз­начающее это действие.

3 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребен­ка выложить ее фишками. Ребенок выкладывает чисто­говорку, на месте слова-действия помещая карточку с ус­ловным обозначением (см. рис. 3).

Взрослый заменяет эту карточку карточкой с условным обозначением слова-признака и просит ребенка составить новую чистоговорку.

Ребенок самостоятельно образует от глагола причастие и составляет с ним чистоговорку.

4 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку со словом-дейс­твием, а ребенок - чистоговорку с образованным от него словом-признаком1. Например:

В: Са-са - бежит лиса.

Р: Са-са - бегущая лиса.

В: Са-са - спит лиса.

Р: Са-са - спящая лиса.

Р: Са-са - лежит лиса...

30. СКАЖИ ЧЬИ?

Цель: учить ребенка правильно образовывать притяжа­тельные прилагательные (в форме единственного и множественного числа).

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образова­нию притяжательных прилагательных.

1 Ребенок выполняет задание самостоятельно (без зритель­ной опоры).



Приемы логопедической работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


1 вариант

Взрослый показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам взрослого составляет чистоговорку, во второй час­ти которой находится словосочетание типа «притяжатель­ное прилагательное + существительное». Например:

В: Это чьи уши?

Р: Это заячьи уши.

В: Назови еще раз эту часть тела. Произнеси последний

слог в слове-названии.

Р: Ши.

В: Повтори его. Р: Ши-ши-ши.

В: Теперь добавь про ответ на мой вопрос. Чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи уши.

2 вариант

Взрослый показывает части тела разных животных и задает наводящие вопросы. Ребенок отвечает на них чис-тоговоркой. Например:

Б: Ши-ши-ши - это чьи уши?

Р: Ши-ши-ши - заячьи (волчьи, лисьи, рысьи) уши.

3 вариант

Взрослый просит ребенка составить чистоговорку про ту или иную часть тела животного («Скажи чистоговор-кой чьи это уши?»). Ребенок составляет чистоговорку са­мостоятельно, без опоры на наводящие вопросы.

31. ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: учить ребенка образовывать глагол с помощью при­ставки.

Задача: автоматизировать звук во фразе, формировать навыки словообразования.

1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части


которой находится словосочетание типа «глагол + сущес­твительное». Затем задает ребенку наводящие вопросы, а ребенок составляет чистоговорки с приставочными глаго­лами. Например:

В: Ры-ры - несли шары. Несли шары, потом ушли и шары

с собой... (что сделали?)

Р: Унесли. Ры-ры - унесли шары.

В: Потом вернулись и шары.~ (что сделали?)

Р: Принесли. Ры-ры - принесли шары.

В: Зашли в дом и туда шары... (что сделали?)

Р: Занесли. Ры-ры - занесли шары.

В: Потом пошли на улицу и с собой шары... (что сделали?) Р: Понесли. Ры-ры - понесли шары.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может сопровождать вопросы имитирующими действиями.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку. Затем совер­шает имитирующие действия, а ребенок самостоятельно подбирает к ним слова-действия с нужной приставкой и составляет с ними чистоговорки. Например:

В: Ры-ры... (показывает действие) Р: Несли шары.

В: А теперь повтори всю чистоговорку. Р: Ры-ры - несли шары.

32. НАРАСТАЛОЧКА

Цель: учить ребенка составлять чистоговорку, распро­страняя ее дополнительными словами.

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составле­нию простых распространенных предложений.

1 вариант

Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрос­лый задает к ней вопрос, а ребенок отвечет на него чисто-говоркой, одновременно распространяя ее. Например:



Приемы логопедической работы с чистоговорками


Приемы логопедической работы с чистоговорками



 


Р: Ла-ла - пила.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.