|
ПОДБЕРИ СЛОВО, БЛИЗКОЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Цель: учить ребенка подбирать слова-синонимы к предмету или объекту. Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных, близких по значению. 1 вариант Взрослый показывает картинку и произносит чистого-ворку. Например: ша-ша - белая лапша. Задавая ребенку наводящие вопросы (А еще какая лапша? Как можно про нее еще сказать похоже на то, как я сказала?), взросый подводит его к понятию «синоним» (обозначение слов-синонимов - «=»). Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов-признаков (длинная, светлая, вкусная) и выбрать синоним к слову «белая». 2 вариант * Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой есть слово-признак, показывает карточку с обозначением синонимов и просит подобрать другое слово,
Приемы логопедической работы с чистоговорками обозначающее тот же самый признак. Ребенок сам подбирает синоним и произносит чистоговорку.» ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО Цель: учить ребенка подбирать слово, подходящее по смыслу к чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить подбирать слова, подходящие по смыслу. 1 вариант Взрослый раскладывает несколько картинок и предлагает ребенку назвать их. Затем взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает ее с опорой на картинку и повторяет целиком. Например: В: Ла-ла - очень острая... Р: Пила. Ла-ла - очень острая пила. 2 вариант Взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает без опоры на картинку и повторяет целиком. 28. СКАЖИ ЛАСКОВО Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 1 вариант Взрослый показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит ребенка составить чистоговорку про маленький предмет. Например: В (показывая картинку, изображающую большой и маленький стулья): Лу-лу — стул в углу. А ты скажи про стул ласково. Большой - это стул, а маленький - это что? Приемы логопедической работы с чистоговорками Р: Стульчик. В: Теперь скажи чистоговоркой. Р: Лу-лу - стульчик в углу. 2 вариант Взрослый начинает чистоговорку, а ребенок заканчивает ее по картинке. Например: В: Лу-лу... Р: Стол в углу. В: Лу-лу... Р: Столик в углу. 3 вариант Ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, используя в ней существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Например: В: Ле-ле - мяч на столе. Р: Леле - мячик на столе. ПРЕВРАТИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ В СЛОВО-ПРИЗНАК (СЛОВО-ПРИЗНАК В СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ) Цель: учить ребенка изменять слова-признаки и слова-действия. Задача: автоматизировать звук во фразе, образование прилагательных от глаголов и глаголов от прилагательных. 1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «глагол + имя существительное», показывает иллюстрирующую ее картинку и просит ребенка составить по ней чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «причастие + существительное». Например: В (показывая картинку с лежащей лисой): Са-са - лежит лиса. Если лиса лежит, значит, какая лиса?
Приемы логопедической работы с чистоговорками Р: Лежащая. В: А теперь скажи чистоговоркой. Р: Са-са - лежащая лиса. * 2 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, просит найти в ней слово-действие и заменить его на слово-признак, обозначающее это действие. 3 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка выложить ее фишками. Ребенок выкладывает чистоговорку, на месте слова-действия помещая карточку с условным обозначением (см. рис. 3). Взрослый заменяет эту карточку карточкой с условным обозначением слова-признака и просит ребенка составить новую чистоговорку. Ребенок самостоятельно образует от глагола причастие и составляет с ним чистоговорку. 4 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку со словом-действием, а ребенок - чистоговорку с образованным от него словом-признаком1. Например: В: Са-са - бежит лиса. Р: Са-са - бегущая лиса. В: Са-са - спит лиса. Р: Са-са - спящая лиса. Р: Са-са - лежит лиса... 30. СКАЖИ ЧЬИ? Цель: учить ребенка правильно образовывать притяжательные прилагательные (в форме единственного и множественного числа). Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образованию притяжательных прилагательных. 1 Ребенок выполняет задание самостоятельно (без зрительной опоры). Приемы логопедической работы с чистоговорками Приемы логопедической работы с чистоговорками
1 вариант Взрослый показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам взрослого составляет чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «притяжательное прилагательное + существительное». Например: В: Это чьи уши? Р: Это заячьи уши. В: Назови еще раз эту часть тела. Произнеси последний слог в слове-названии. Р: Ши. В: Повтори его. Р: Ши-ши-ши. В: Теперь добавь про ответ на мой вопрос. Чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи уши. 2 вариант Взрослый показывает части тела разных животных и задает наводящие вопросы. Ребенок отвечает на них чис-тоговоркой. Например: Б: Ши-ши-ши - это чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи (волчьи, лисьи, рысьи) уши. 3 вариант Взрослый просит ребенка составить чистоговорку про ту или иную часть тела животного («Скажи чистоговор-кой чьи это уши?»). Ребенок составляет чистоговорку самостоятельно, без опоры на наводящие вопросы. 31. ИЗМЕНИ СЛОВО Цель: учить ребенка образовывать глагол с помощью приставки. Задача: автоматизировать звук во фразе, формировать навыки словообразования. 1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «глагол + существительное». Затем задает ребенку наводящие вопросы, а ребенок составляет чистоговорки с приставочными глаголами. Например: В: Ры-ры - несли шары. Несли шары, потом ушли и шары с собой... (что сделали?) Р: Унесли. Ры-ры - унесли шары. В: Потом вернулись и шары.~ (что сделали?) Р: Принесли. Ры-ры - принесли шары. В: Зашли в дом и туда шары... (что сделали?) Р: Занесли. Ры-ры - занесли шары. В: Потом пошли на улицу и с собой шары... (что сделали?) Р: Понесли. Ры-ры - понесли шары. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может сопровождать вопросы имитирующими действиями. 2 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку. Затем совершает имитирующие действия, а ребенок самостоятельно подбирает к ним слова-действия с нужной приставкой и составляет с ними чистоговорки. Например: В: Ры-ры... (показывает действие) Р: Несли шары. В: А теперь повтори всю чистоговорку. Р: Ры-ры - несли шары. 32. НАРАСТАЛОЧКА Цель: учить ребенка составлять чистоговорку, распространяя ее дополнительными словами. Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составлению простых распространенных предложений. 1 вариант Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задает к ней вопрос, а ребенок отвечет на него чисто-говоркой, одновременно распространяя ее. Например: Приемы логопедической работы с чистоговорками Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Ла-ла - пила. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|