Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К тексту «Несколко слов о философическом писме» А.С. Хомякова





  1. Как Хомяков обосновывает свое несогласие с точкой зрения Чаадаева на историю России?
  2. Какова роль религии в жизни России?

Дополнителная литература

 

  1. Лосский Н.О. История русской философии, Москва, 1991
  2. Зеньковский В.В. История русской философии, Москва, 1991
  3. Солнцев Н.В. Русская философия. Имена, учения, тексты, Москва, 2001
  4. История русской философии - учебник под ред. Маслина М.А., Москва, 2001

 

Тема 9. Понятие бытия и варианты онтологии

Цель: знакомство с основными понятиями и проблемами онтологии, типами онтологии, метафизическим и диалектическим подходом к пониманию действительности, продолжение освоения смыслового наполнения философских категорий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Бытие как существование. Формы бытия.
  2. Онтологические модели бытия как существования
  3. Понятие субстанции и субстанциональности бытия
  4. Метафизическое и диалектическое понимание субстанции
  5. Монизм, дуализм, плюрализм
  6. Кризис онтологии. Иерархические модели бытия

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Как вы понимаете утверждение Хайдеггера, что метафизическое отношение к миру присуще природе человека, который способен внутри собственного мышления рассуждать о сущем как таковом?

2. Как решает Демокрит проблему о соотношении бытия и небытия, поставленную элеатами?

3. Кто первый использовал понятие бытия в своих построениях? Как им была решена проблема соотношения бытия и мышления?

4. Каковы 4 смысла бытия, выделяемые Аристотелем?

5. Что такое материя?

6. В чем суть материалистической онтологии?

7. Каковы 2 варианта объективно-идеалистической онтологии?

8. Что такое монизм, дуализм, плюрализм?

Формы контроля самостоятельной работы студентов – выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций – опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

Дополнителная литература

  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, Москва, 1981
  2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии, Москва, 1986
  3. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии, 1997, №7
  4. Губин В.Д. Проблема бытия в современной европейской философии, Москва, 1998

 

Тема 10. Фундаментальные свойства и

Диалектика бытия

Цель понять сущность категорий «движение», «развитие», познакомиться с основными законами и категориями диалектики, проанализировать проблему пространственно-временных связей бытия, понятие причинности, принцип системности.

Вопросы для обсуждения:

Движение как фундаментальное свойство бытия

Понятие развития. Его фундаментальные черты как атрибута бытия

Законы развития

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

Системность бытия. Диалектика части и целого

Пространственно-временные уровни бытия

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Прокомментируйте утверждение древнегреческого философа Анаксимандра: «вечное движение – начало, обладающее старшинством над влагой… от него одно рождается, другое уничтожается».

2. Парменид считал, что бытие неподвижно и едино, оно замкнуто само в себе «в пределах оков величайших». Как Зенон защищал тезисы своего учителя?

3. Что есть «движение» по Аристотелю?

4. В чем суть материалистической диалектики?

5. Каковы основные категории диалектики?

6. В чем суть принципа причинности?

7. Диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систему категорий, некоторые из которых называются парными категориями. Перечислите и охарактеризуйте их.

8. Каковы основные концепции пространства и времени?

 

Дополнителная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, Москва, 1997
  2. Мелюхин С.Г. Материя в ее единстве, бесконечности, развитии
  3. Рузавин Г.И. Диалектика и современное научное мышление // Философские науки, 1991, №6
  4. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике, Москва, 1977

 

Тема 11. Основные проблемы и

исторические варианты гносеологии

Цель: познакомиться с основными гносеологическими проблемами, с историческими вариантами их решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема сознания в философии. Структура сознания

Сознание и познание

Объект и субъект познания

Проблема познаваемости мира

5. Исторические варианты гносеологии

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Какую роль играет бессознательное в жизни человека, по мнению З.Фрейда?

2. Каковы 2 подхода к решению вопроса о соотношении сознания и самосознания?

3. Чем отличается познание от познаваемости? В каких смыслах может употребляться термин «познание»?

3. Что такое «агностицизм», «скептицизм»?

4. Каковы основные положения эволюционной теории познания?

 

Дополнителная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика, Москва,1991
  2. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы, Москва, 1957
  3. Чернякова Т.Ч. Истина как смысл человеческой деятельности, С.-П.б,1993
  4. Чудинов Э.М. Природа научной истины, Москва, 1977

 

Тема 12. Понятие и основные концепции истины

Цель: понять сущность категории «истина» в ее соотношении с другими категориями, познакомиться с классической и неклассическими концепциями истины, проанализировать проблему критериев истины.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие истины. Истина и мнение

2. Истина и ложь. Истина и заблуждение

3. Диалектика истины и процесса познания

4. Проблема критериев истины

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Каковы характеристики истины в классической концепции?

2. Прокомментируйте афористичное высказывания русского писателя Леонида Андреева: «истина – это ложь, которую ещё не успели доказать».

3. В чем суть принципа конкретности истины?

4. Каково значение принципа верифицируемости в современной науке?

5. В чем суть критерия фальсифицируемости?

4. Сущность принципа простоты теории как теоретического критерия истины

 

Дополнителная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика, Москва,1991
  2. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы, Москва, 1957
  3. Чернякова Т.Ч. Истина как смысл человеческой деятельности, С.-П.б,1993
  4. Чудинов Э.М. Природа научной истины, Москва, 1977

Тема 13.

Научное познание. Структура и динамика

Научного знания.

Цель: понять различные смыслы термина «наука», проанализировать проблему критериев научности, проблему рациональности в философии и науке, познакомиться со структурой научного знания, с методами и формами научного познания.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды знания. Понятие науки

2. Проблема критериев научности

3. Структура научного знания

4. Развитие науки. Понятие научной революции

5. Методы и формы научного познания

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Чем научное знание отличается от вненаучного?

2. Прокомментируйте утверждение К.Поппера о том, что «не верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна считаться критерием демаркации…».

3. Каково значение понятия «парадигма»?

4. Что такое «дисциплинарная матрица»?

6. Какую роль играет метатеоретический уровень научного знания?

7. В чем суть проблемы развития научного знания?

8. Что такое научная революция?

9. Какие вы знаете методы научного познания? Что такое методология?

 

 

Тема 14.

Предмет и метод социальной философии.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.