|
Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вопросы для обсуждения Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания. Предмет и структура философии. Становление философии. Философия и мифология Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Обоснуйте свой ответ. 2. «Мы встречаемся с двумя главными, равно друг от друга отличающимися понятиями о философии: по первому философия есть только теория, есть дело только школы, по второму она есть более, чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже школы. По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение». Прокомментируйте приведенные В.Л. Соловьевым два представления о философии. Каково Ваше мнение о предназначении философии? 3. Как можно понять М.Хайдеггера: "Философия – это тяга повсюду быть дома”? 4. В переводе с древнегреческого «философия» означает любовь к мудрости. Получил ли отражение в переводе предмет философии? Подумайте: если мудрый человек – это знающий все (иначе его от простого человека не отличить), а все знать невозможно, то и сама мудрость становится невозможной. Тогда о любви к чему идет речь? Гераклит говорит: «Многознание уму не научает», тогда что же научает уму и мудрости? 5. Является ли философия наукой? Проведите анализ существующих точек зрения в современной литературе, учебниках, хрестоматийных сборниках. 6. Каким образом философия может изменить мир? 7. Объясните причину существования материалистической и идеалистических «линий» в философии. 8. Очертите круг проблем, которые интересуют философию. Дополнителная литература
Тема 2. Восточная философия Цель: понять особенности восточного типа философствования, знать причину возникновения и сущностные характеристики древнеиндийской и древнекитайской философии, рассмотреть идеи философских школ и разобраться в основополагающих философских смыслах понятий. Вопросы для обсуждения Особенности восточного типа философствования. Веды как основной источник философии Древней Индии. Основополагающие понятия индийской философии. Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия. Основополагающие понятия древнекитайской философии. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Что такое брахманизм, и какую роль он сыграл в процессе возникновения древнеиндийской философии? 2. Неудовлетворенные мифологическим описанием происхождения мира, древние мыслители, подобно одному из мудрецов упанишад Удалаке, начали задаваться вопросами: "Как же могло это быть? Как из не-сущего родилось сущее?" - и отвечали: "Нет, в начале... (все) это было Сущим, одним без второго... Все эти творения имеют корень в Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем" (1). Таким образом, вместо мифологического объяснения "порождения" утверждалась "причинность" возникновения мира. Поясните разницу терминов «рождение» и «причинность». (1) Чханьдогья-упанишада. VI. 2,2; 8,4. 3. Что такое «пуруши» и «пракрита»? Какую роль эти понятия играют в самой древней из индийских философских систем – санкхье? 4. Однажды высказанная Гегелем мысль о том, что в Индии нет места человеку, поскольку тот рассматривается не иначе как "временная манифестация Одного", то есть Абсолюта, а потому не имеет самоценности, получила довольно широкое признание в западной историко-философской литературе. Насколько справедливо такое суждение?
Дополнительная литература
Тема 3. Античная философия Цель: рассмотреть этапы и особенности развития античной философии, изучить основные философские проблемы и философские системы, сформулированные античной мыслью, уяснить роль античной философии в становление западноевропейской цивилизации. Вопросы для обсуждения Досократический» период античной философии: школы и представители. Возникновение софистики. Риторика и логика. Тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей». Софисты о познании, морали, государстве и религии. Сократ о добродетелях. Этический рационализм. Метод Сократа. Сократический диалог и его составляющие 4. Философия Платона. Миф о пещере. Знание как "припоминание". Учение о душе. Этико-политическое учение Платона, изложенное в диалоге "Государство". Метафизика Аристотеля. Классификация наук, первая и вторая философия. Сущность как предмет философии. Учение о четырех первопричинах. Материя и форма, их свойства, их соотношение. Деизм Аристотеля. Этическое учение о «золотой середине». К тексту «Апология Сократа»
Дополнителная литература
Тема 4. Средневековая философия Цель: выявление специфики и основных проблем средневековой философии, формирование представления о религиозной философии, возможной взаимосвязи и взаимовлиянии теологии и философии.
Вопросы для обсуждения: Эмпиризм Ф. Бэкона Рационализм Р.Декарта Часть 2
Часть 3
Дополнителная литература
Тема 6. Немецкая классическая философия. Цель: выявление специфики и изучение основных идей немецкой классической философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли, формирование навыков правильно логического мышления на основе изучения текстов классиков. Вопросы для обсуждения: Наукоучение» Фихте Натурфилософия Шеллинга К тексту «Сущность христианства» Л.Фейербаха
Тема 7. Западноевропейская философия XIX-XX вв. Цель: выявление специфики и изучение основных идей современной западной философии, определение ее вклада в развитие философской мысли, анализ ее влияние на духовную культуру общества в целом и общественное сознание отдельных научных сообществ в частности. Вопросы для обсуждения: Зарождение философии психоанализа. Основные понятия учения З.Фрейда, К.-Г Юнга История и современность Цель: выявление специфики и изучение основных идей русской философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли. Вопросы для обсуждения: Диалектика бытия Цель понять сущность категорий «движение», «развитие», познакомиться с основными законами и категориями диалектики, проанализировать проблему пространственно-временных связей бытия, понятие причинности, принцип системности. Вопросы для обсуждения: Законы развития Сознание и познание Объект и субъект познания Проблема познаваемости мира 5. Исторические варианты гносеологии Задания для самостоятельной работы студентов 1. Какую роль играет бессознательное в жизни человека, по мнению З.Фрейда? 2. Каковы 2 подхода к решению вопроса о соотношении сознания и самосознания? 3. Чем отличается познание от познаваемости? В каких смыслах может употребляться термин «познание»? 3. Что такое «агностицизм», «скептицизм»? 4. Каковы основные положения эволюционной теории познания?
Дополнителная литература
Тема 12. Понятие и основные концепции истины Цель: понять сущность категории «истина» в ее соотношении с другими категориями, познакомиться с классической и неклассическими концепциями истины, проанализировать проблему критериев истины. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие истины. Истина и мнение 2. Истина и ложь. Истина и заблуждение 3. Диалектика истины и процесса познания 4. Проблема критериев истины
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Каковы характеристики истины в классической концепции? 2. Прокомментируйте афористичное высказывания русского писателя Леонида Андреева: «истина – это ложь, которую ещё не успели доказать». 3. В чем суть принципа конкретности истины? 4. Каково значение принципа верифицируемости в современной науке? 5. В чем суть критерия фальсифицируемости? 4. Сущность принципа простоты теории как теоретического критерия истины
Дополнителная литература
Тема 13. Научного знания. Цель: понять различные смыслы термина «наука», проанализировать проблему критериев научности, проблему рациональности в философии и науке, познакомиться со структурой научного знания, с методами и формами научного познания. Вопросы для обсуждения: 1. Виды знания. Понятие науки 2. Проблема критериев научности 3. Структура научного знания 4. Развитие науки. Понятие научной революции 5. Методы и формы научного познания
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Чем научное знание отличается от вненаучного? 2. Прокомментируйте утверждение К.Поппера о том, что «не верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна считаться критерием демаркации…». 3. Каково значение понятия «парадигма»? 4. Что такое «дисциплинарная матрица»? 6. Какую роль играет метатеоретический уровень научного знания? 7. В чем суть проблемы развития научного знания? 8. Что такое научная революция? 9. Какие вы знаете методы научного познания? Что такое методология?
Тема 14. Проблемное поле. Цель: понять специфику философского анализа истории, рассмотреть проблемы философии истории, создать представление об основных историософских концепциях. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Как решался вопрос о смысле и направленности истории в христианской философии? 2. Какова сущность концепции историцизма при рассмотрении всеобщей истории? 3. Какие принципы являются основными в культурологическом подходе к пониманию истории? 4. Как понимал прогресс всемирной истории Н.Я.Данилевский? 5. Что означает понятие «осевая эпоха» в концепции К.Ясперса? 6. Раскройте сущность антиисторицизма К.Поппера 7. Что означают понятия исторического времени и пространства?
Дополнителная литература
Тема 18. Будущее: методы и средства Философского осмысления Цель: понять методику и значение социального прогнозирования, произвести сравнительный анализ ряда теорий-прогнозов известных мыслителей, составить представление о настоящем через взгляд в будущее. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Каковы временные рамки непосредственного будущего, обозримого будущего и отдаленного будущего? 2. Какую роль играет социальный прогноз в жизни общества? 3. Каковы основные методы социального прогнозирования? 4. Что такое глобализация? Как оценивают ее отдаленные последствия? 5. Какую роль в истории играет последняя научно-техническая революция? 6. Какие опасности таят в себе проблемы, которые принято называть глобальными? 7. Каковы возможные варианты решения глобальных проблем?
Тема 20. Вопросы для обсуждения Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания. ![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|