Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философские школы эпохи эллинизма. Неоплатонизм. Эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.





Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Почему философию первых греческих мыслителей нельзя охарактеризовать ни как «материализм», ни как «идеализм»?

2. Что такое «путь истины» и «путь мнения» Парменида?

3. Кто стоит у истоков метафизического подхода понимания действительности? Обоснуйте свой ответ.

4. Можно ли сказать, что учение Демокрита об атомах созвучно представлениям современной физики о строении вещества?

5. Какую роль сыграл Гераклит в становлении идеи развития?

6. Почему философию Платона принято характеризовать как «объективный идеализм»?

7. Образ Сократа в диалогах Платона.

8. Каково основание деления общества на 3 слоя в идеальном государстве Платона?

9. Что подверг критике Аристотель в философии своего учителя Платона?

10. Прокомментируйте высказывание Платона: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть». (Платон «Государство»).

11. В чем состоит специфика эллинистической философии?

 

Контрольные вопросы

К тексту «Апология Сократа»

  1. Как понимает Сократ смысл «мудрости»?
  2. В чем суть «сократовской иронии» в диалоге Сократа с Мелетом?
  3. Что такое «добродетель» в понимании Сократа?
  4. За что обвиняет Сократ своих судей и граждан Афин?

 

Дополнителная литература

  1. Фрагменты ранних греческих философов, Ч.1, Москва, 1989
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Москва, 1986
  3. Асмус В.Ф. Античная философия, Москва, 1976
  4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира, Москва, 2001
  5. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн./ Под ред. Н.В. Мотрошиловой, кн. 1, т.1, Москва, 1995

 

Тема 4. Средневековая философия

Цель: выявление специфики и основных проблем средневековой философии, формирование представления о религиозной философии, возможной взаимосвязи и взаимовлиянии теологии и философии.

 

Вопросы для обсуждения:

Особенности развития средневековой философии. Патристика и схоластика

Социально-политическая концепция Августина

Проблема соотношения веры и разума в философии Фомы Аквинского.

Проблема универсалий. Реализм. Номинализм. Концептуализм

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Объясните термины: теоцентризм, креационизм, провиденциализм.

2. Раскройте смысл учения о вечности и времени Августина.

3. Показажите нарастание рационального знания периода схоластики на примере философии Аквината.

4. Проанализируйте содержание учения Альберта Великого о существовании универсалий до вещей, в самих вещах и после вещей.

5. Что означает утверждение Фомы Аквинского: «познание истины двояко»?

6. Библия. Ветхий и Новый Завет. Сравнительный анализ. Божественное и человеческое в личности Христа.

7. Католицизм и православие. Сравнительный анализ.

8. Нагорная проповедь Христа. (Ваше отношение к основным требованиям христианской морали.

Дополнителная литература

  1. Соколов В.В. Средневековая философия, Москва, 1979
  2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика, Москва, 1979
  3. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, т.1-4, Москва, 1994

 

 

Тема 4 Философия эпохи Возрождения.

Цель: выявление специфики и изучение основных идей философии эпохи Возрождения, ее роль в становлении европейской цивилизации.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные черты философии эпохи Ренессанса и гуманизма

2. Основное содержание Реформации

3. Натурфилософия Н.Кузанского и Д.Бруно. Сходства и различия

4. Гуманистический идеал справедливого общества в «Утопии» Томаса Мора

5. Учение Телезио о материи и двух активных началах. Учение о человеке.

6. Макиавелли: этика и учение о человеке и государстве.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Каковы основные черты философии эпохи Возрождения?

2. Теоцентризм и антропоцентризм. В чём различие этих двух воззрений? Можно ли сказать, что антропоцентризм – это форма атеизма?

3. Что Вы знаете об «обратной стороне титанизма» (по выражению А.Ф. Лосева) – о личной жизни и нравственном облике «титанов» эпохи Возрождения?

4. Гуманизм – это человеколюбие или нечто иное?

5. Что представляет собой религиозная философия протестантизма? В чём её отличия от религиозной философии католицизма.

 

Дополнителная литература

  1. Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения, Москва, 1962
  2. Рассел Б. История западной философии, С.-П., 2001
  3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, Москва, 1978
  4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения, Москва,1980

 

 

Тема 5. Философия Нового времени

Цель: выявление специфики и изучение идей философии Нового времени, анализ основных положений эмпиризма и рационализма, формирование представления об онтологических и гносеологических взглядах представителей субъективного идеализма, знакомство с основоположниками теории общественного договора.

 

Вопросы для обсуждения:

Особенности развития философии Нового времени. Основные проблемы философии данного периода

Эмпиризм Ф. Бэкона

Рационализм Р.Декарта

Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли и Д.Юма

Социально-политические взгляды философов XVII в.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Дайте определение эмпиризма и рационализма.

2. Как вы думаете, почему европейская рационалистическая философия появилась именно в XVII веке?

3. В чём состоят основные принципы философии Рене Декарта?

4. Каково значение эмпиризма для становления новоевропейской науки?

5. Почему Ньютон сказал: "Гипотез не измышляю!". И так ли это было на самом деле?

6. Что это такое – «эпоха Просвещения»? Каковы основные принципы философии этой эпохи? Кто основные представители этой философии?

7. Дайте сравнительный анализ понятий «теизм», «деизм», «пантеизм»,

«атеизм».

8. Сравните рационализм Спинозы и Декарта. Выявите, в чём сходство и

различие их философских систем.

 

Контрольные вопросы

К тексту «Рассуждение о методе» Р. Декарта

Часть 2

  1. Приведите аргументы Декарта в защиту его положения о необходимости освобождения ума от ранее принятых на веру мнений
  2. Почему для некоторых «типов ума» путь, выбранный Декартом, не возможен?
  3. Каковы основные четыре правила метода Декарта?
  4. Почему рациональный метод Декарта исследователи называют аналитическим и одновременно дедуктивно-синтетическим?
  5. «Начала» какой науки должны быть установлены в первую очередь и почему?

Часть 3

  1. Каково первое правило морали? В чем его смысл?
  2. Проанализируйте примеры, выбранные Декартом для иллюстрации своего второго правила.
  3. Как согласуется третье правило морали Декарта с его суждением – «мыслю, следовательно, существую»?
  4. Почему метод Декарта был впоследствии назван методом «картезианского сомнения»?

Дополнителная литература

  1. Декарт Р. Соч.: Т 1., Москва, 1989
  2. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII в., Москва, 1984
  3. Рассел Б. История западной философии, Москва, 2001
  4. Д.Реале, Д.Антисери Западная философия от истоков до наших дней, С.-П.б., 1994

 

 

Тема 6. Немецкая классическая философия.

Цель: выявление специфики и изучение основных идей немецкой классической философии, определение ее вклада в развитие мировой философской мысли, формирование навыков правильно логического мышления на основе изучения текстов классиков.

Вопросы для обсуждения:

Истоки и предпосылки возникновения немецкой классической философии







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.