Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример: Несмотря на надвигающуюся грозу, мы отправились в горы.





Обстоятельства с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ могут обособляться, если стоят перед сказуемым: Вопреки прогнозам метеорологов, сегодня день будет ветреный.

3. Обособленное приложение - это определение, выраженное именем существитель­ным, то есть выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя сущест­вительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или лич­ное местоимение.

Пример: Констанция, вдова Моцарта, после его смерти раздала партитуры его сочи­нений другим людям. (КТО ИМЕННО ТАКАЯ была КОНСТАНЦИЯ? - ВДОВА МОЦАРТА. Это обособленное приложение, которое поясняет имя существительное КОНСТАНЦИЯ).

Он, ученик 11 класса, сдает ЕГЭ по русскому языку. (КТО ОН ИМЕННО ТАКОЙ? - УЧЕНИК 11 КЛАССА. Это обособленное приложение, которое поясняет личное местоимение ОН).

Распространенные приложения обособляются, если

• относятся к личному местоимению (стоят до или после определяемого слова, выра­женного личным местоимение):

Он, уроженеи Рязани, снова приехал в свой родной город. Талантливого инженера, его знают все.

• стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным: Девочка лет шести, любимица отца, вбежала в комнату.

• имеют добавочное обстоятельственное значение:

Химик по образованию, Ломоносов много сделал в этой области.

• отделено, оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Им помог сын нашего соседа, подросток.

 

присоединяются словами ПО ФАМИЛИИ, ПО ИМЕНИ, ПО ПРОЗВИЩУ, РОДОМ ИЗ: Один мой знакомый, по фамилии Довженко, всегда называл курицу курой. Примечание: если перед приложением, стоящим в конце предложения, можно вста­вить союз А



ИМЕННО, вместо запятой ставится тире: Въехали в Ивантеевку - боль­шое. просторное село с ухоженными улицами. Он очень любил эту игру - шахматы.

Обособленное дополнение -

1) выделяемое запятыми имя существительное или местоимение с предлогом КРОМЕ в значении

• «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо» Пример: Кроме нас, в доме никого не было. (КРОМЕ НАС - обособленное допол­нение);

• «сверх кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо» Пример: Кроме теплого свитера, на нем был еще и теплый шарф.

2) выделяемые запятыми имена существительные и местоимения с предлогами ВМЕ­СТО. ПОМИМО. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ. ИСКЛЮЧАЯ. СВЕРХ:

Например: Все, за исключением Николая, пришли вовремя, а он опоздал.

Алгоритм выполнения задания В4 (поиск предложения, осложненного обособлен­ными членами):

1) Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.

2) Помните о том, что

обособленные определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ КАКОЕ? КАКИЕ? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;

обособленные обстоятельства отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами;

обособленные приложения отвечают на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом КРОМЕ в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

б) именами существительными и местоимениями с предлогами ВМЕСТО, ПОМИ­МО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, СВЕРХ.

3) Выберите правильный ответ.

ЗАДАНИЕ В5

Формулировка задания: в приведённом ниже предложении из прочитанного текста про­нумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) пред­ставляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?

Правильный ответ: 1

Что должен знать ученик, выполняя задание В5: правила постановки знаков препина­ния в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; какие группы вводных слов выделяются по значению; какие слова никогда не яв­ляются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения; что такое обращение; какие знаки препина­ния ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоя­тельства).

Вводные слова и знаки препинания при них

Вводные слова - слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к то­му, что он сообщает.

Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксиче­ской конструкции.

Вводные слова выражают Примеры
Уверенность конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, ес­тественно, действительно, как правило, без сомнения
Неуверенность наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по-видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, может быть, должно быть
Чувства к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доб­рого, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле
Источник сообщения по-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по сообще­нию кого-либо, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выражению кого-либо, по сообщениям печати
Порядок мыслей, их связь, итог во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следова­тельно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напро­тив, например, к примеру, впрочем, стало быть, между про­чим, подчеркиваю, повторяю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того
Способ оформления мыслей иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать
Привлечение внимания пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете, допустим, скажем
Степень обычности бывало, по обыкновению, как правило

 

Примечание: Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются). Пример: Бабушка, казалось, дремала. - Мне все это лишь казалось.

Можно использовать следующий прием для различения вводных слов и схожих с ними по звучанию членов предложения:

1) Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимич­ными водными словами.

Примеры: Бабушка, казалось, дремала.

Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения, и смысл его не изме­нится).

Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово со значением меньшей степени уверенности «казалось» можно заменить синонимичным ему вводным словом с тем же значением «види­мо»).

2) Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить вводным словом нельзя.

Пример: Мне все это лишь казалось. (Слово «казалось» является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.