|
Среди союзных средств выделяется три группы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством». (Д.С. Лихачев.) Как видим, придаточное УСЛОВИЯ начинает сложноподчиненное предложение, затем следует главное. Правильно определить вид придаточного предложения вам поможет приведенная ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.
Для выполнения задания В7 ( выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью) используйте следующий алгоритм: 1. Найдите сложноподчиненное предложение. 2. Установите границы главной и придаточной части в нем. 3. Запишите в ответ те цифры, которые стоят на границах придаточного предложения.
ЗАДАНИЕ В8 Формулировка задания: среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора. (2) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. (3) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному - что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (б)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди. Правильный ответ: 3. Предложение 3 является сложноподчиненным, состоящим из трех частей. Первая часть - это главное предложение. Каждая из придаточных частей зависит от главного, отвечает на вопрос ЧТО? и присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЧТО. Такое соподчинение придаточных, когда придаточные части одного вида зависят от главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, называется однородным. Что должен знать ученик, выполняя задание В8: наиболее часто в этом задании нужно определить вид соподчинения придаточных предложений к главному, следовательно, необходимо знать, что такое последовательное, однородное, параллельное соподчинение. Существует три вида соподчинения придаточных предложений к главному: последовательное, однородное, параллельное. При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ соподчинении первое придаточное предложение подчиняется главному, второе придаточное предложение зависит от первого придаточного, третья придаточная часть подчиняется второму придаточному и т.д. 1. «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Лихачеву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное. 2. «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени. При ОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными: отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду: 1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По Д.С. Лихачеву). Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах. 2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что оно полезно и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачеву). Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными: они отвечают на один и тот же вопрос, который мы задаем к ним от одного слова в главном предложении («объяснить» ЧТО?). Их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним мы не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение 3, приводимое ниже. 3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон). 4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, ЧТО такое добро и ПОЧЕМУ добрый человек внутренне красив...» (Д.С. Лихачев). В четвертом предложении мы видим, что при однородном соподчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ. 5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачев). В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном соподчинении опущен. При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ соподчинении придаточные предложения, имеющие разное значение и отвечающие на разные вопросы, относятся к одному главному: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачеву). Главное предложение - второе. Первое придаточное присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение). Второе придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение. «Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин). Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчиненное предложение с параллельным соподчинением придаточных. Если при выполнении задания В14 вы ищете в тексте какой-либо вид соподчинения придаточных, помните, что вас должны интересовать лишь сложноподчиненные предложения с ДВУМЯ и более придаточными частями. Если в сложноподчиненном предложении имеется только одно придаточное, то оно не должно быть в поле вашего внимания. ЗАДАНИЕ В9 Формулировка задания: Среди предложений 4—10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (5) Настоящее - это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. (6) Будущее - это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты — образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, - момент освоения им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но человек не может быть без образа». (10)Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, который создает сам человек. Правильный ответ: 9. Это предложение - сложное, состоящее из трех частей; второе простое предложение соединяется с первым при помощи бессоюзной связи, при этом первое предложение осложнено вставной конструкцией; третье ко второму присоединяется при помощи противительного союза НО; следовательно, второе и третье предложения связаны сочинительной связью. Что должен знать ученик, выполняя задание В9: • сложные предложения с разными видами связи между частями; • виды сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное); • отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребленных в них; . • отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых придаточная часть предшествует главной. Алгоритм выполнения задания В9: 1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении: • если одна грамматическая основа, то предложение будет простым; • если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным; 2) выявите границы простых предложений в составе сложного; 3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: • если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение; • если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), следовательно, предложение сложносочиненное. • если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), значит, предложение сложноподчиненное. Следует различать бессоюзное сложное предложение и сложноподчиненное, в котором придаточная часть предшествует главной: • если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза и его нет в самом начале всей синтаксической конструкции, то перед вами бессоюзное сложное предложение: Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей, это просто единственный способ (Швейцер Альберт). • Если в сложном предложении, после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале всей синтаксической конструкции, то перед вами сложноподчиненное предложение: Если вы живете поверхностной жизнью, ваша душа страдает (Швейцер Альберт). Правильно найти бессоюзное сложное предложение в тексте вам поможет и знание правил постановки знаков препинания в нем: Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в бессоюзном сложном предложении
Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения. РАЗДЕЛ №3. ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Как вы уже знаете, третья часть экзаменационной работы содержит два альтернативных творческих задания (сочинение С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Можно написать сочинение на лингвистическую тему или сочинение на тему, связанную с анализом исходного текста. Какую бы тему вы ни выбрали, тип сочинения один - сочинение-рассуждение. При его написании экзаменуемый должен продемонстрировать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста. Структура сочинения-рассуждения такова: • тезис - положение, которое надо доказать; • аргументы - примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа; • вывод - общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным). Необходимо помнить, что в сочинении-рассуждении: • от тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? • аргументы доказывают тезис и отвечают: ПОТОМУ ЧТО. Предлагаем познакомиться с материалом, который поможет подготовиться к сочинению на лингвистическую тему (задание С2.1). 1) Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (задание С2.1): 1. Сочинение на лингвистическую тему должно соответствовать функционально- смысловому типу речи рассуждения и строиться по схеме: тезис - примеры-аргументы из текста - вывод. 2. При написании сочинения на лингвистическую тему необходимо помнить о том, что тезисом должно являться указание на две функции языкового явления (это языковое явление обозначено в задании С2.1), а аргументировать тезис необходимо примерами из текста (их следует привести не менее двух). 3. Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений в нем. 4. Начать сочинение на лингвистическую тему можно, используя один из следующих клишированных вариантов вступления. Это может быть: • фраза, принадлежащая одному из участников дискуссии и ее комментарий экзаменуемым {«Знаки препинания только осложняют нашу жизнь», - считает Кирилл. Можно ли согласиться с этим мнением? Я думаю, нельзя»)-, • согласие или несогласие пишущего с одним из участников лингвистического спора («Я согласен с мнением Антона, что на письме без запятых обойтись невозможно. Действительно,..»); • вопрос-ответ («Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны, так как...»); • собственное высказывание пишущего («На письме без знаков конца предложения не обойтись. Они выполняют несколько разных функций»); • именительный темы («Запятые. Какие функции эти знаки препинания выполняют в тексте»). 5. Чтобы дать развернутый, аргументированный ответ на задание С2.1, и создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение», рекомендуется использовать следующие речевые клише в основной части сочинения: • вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во-первых, во- вторых, как видим и др.; • синтаксические конструкции: «Чтобы проиллюстрировать функции знаков конца предложения, обратимся к синтаксической конструкции №..., в конце которой ставится...»; «Рассмотрим предложение №.... В нем...»; «Обратим внимание на синтаксическую конструкцию №...); «Примером выполнения запятыми выделительной функции может служить предложение №...»; «Итак, можно увидеть, что...». 6. При написании сочинения на лингвистическую тему можно использовать выказывания известных писателей о роли знаков препинания в художественном тексте: • Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский • Знаки препинания служат нотами при чтении. А.П. Чехов • Человек, решивший писать без знаков препинания, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать. Р. Гамзатов Если вам предложено написать сочинение-рассуждение о роли пунктуации, то при выполнении подобной работы следует обратить внимание на ряд моментов: • должна быть соблюдена структура сочинения-рассуждения (тезис, аргументы, вывод); • необходимо уметь ориентироваться в функциях знаков препинания и знать их терминологические названия (разделительная, выделительная, эмоционально- экспрессивная, смыслоразличительная); • найти и прокомментировать в предложенном тексте две функции знаков препинания; • привести 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления (примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений). 2) Основные функции знаков препинания: Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему - точнее понять текст и выразительно прочитать его. Знаки препинания выполняют следующие функции: • разделительную • выделительную • эмоционально-экспрессивную • смыслоразличительную. 1. К разделительным знакам препинания относятся: • точка, • вопросительный знак • восклицательный знак, • запятая, • точка с запятой, • многоточие, • двоеточие, • тире. Разделительные знаки препинания всегда выступают как одиночные знаки и служат для того, чтобы • отделить одно независимое предложение в тексте от другого; • обозначить границы между простыми предложениями в составе сложного; • обозначить границы между однородными членами; • отделить слова автора от прямой речи.
Характеристика знаков препинания, выполняющих функцию разделения: 1) Точка. Ее по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или, точнее, его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, а восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек». Точка - разделительный, одиночный знак препинания, при помощи которого • в тексте одно предложение отделяется от другого; • обозначается сокращение слова (г. Москва). 2) Вопросительный знак • отделяет предложения друг от друга, при этом указывает на то, что первое из разделенных предложений произносится с вопросительной интонацией. 3) Восклицательный знак • отделяет предложения друг от друга, при этом указывает на то, что первое из разделенных предложений произносится с восклицательной интонацией. 4) Запятая • разделяет однородные члены; • разделяет части сложносочиненного предложения; • разделяет главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении. Это наиболее распространённый знаком препинания в русском языке. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать - «останавливать», «задерживать». 5) Точка с запятой при осложненности предложения разделяет • однородные члены; • части сложного предложения. 6) Многоточие • отделяет предложения друг от друга, а также обозначает незаконченность, прерванность предложения или пропуск в тексте. 7) Двоеточие • разделяет обобщающее слово и однородные члены; • разделяет части бессоюзного сложного предложения; • разделяет слова автора и прямую речь (А: «П».). 8) Тире • разделяет подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки; • разделяет однородные члены и обобщающее слово; • разделяет части бессоюзного сложного предложения, либо указывая на быструю смену событий, либо обозначая резкую противоположность, либо выражая условно- следственных и временные отношения между частями; • разделяет прямую речь и слова автора («П», - а.)\ • отделяет реплики диалога. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н.М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х годов. 2. К выделительным знакам препинания относятся:
• запятые • тире • скобки • кавычки Выделительные знаки препинания являются двойными (парными): »» --()«» Выделительные знаки препинания предназначены для выделения тех или иных синтаксических конструкций внутри предложения: причастных, деепричастных и сравнительных оборотов, приложений, вводных слов и вставных конструкций, обращений, прямой речи. Характеристика знаков препинания, выполняющих функцию выделения: 1) Запятые ставятся • для выделения обособленных определений, выраженных причастным оборотом, стоящим после определяемого слова; • для выделения обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом; • для выделения приложений; • для выделения уточняющих обособленных обстоятельств; • для выделения вводных слов; • для выделения обращений; • для выделения междометий; • для выделения сравнительных оборотов. 2) Двойное тире ставится • для выделения обособленных приложений; • для выделения вводных и вставных конструкций; • для выделения слов автора внутри прямой речи. 3) Скобки • для выделения в предложении вставных конструкций. В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию. 4) Кавычки • выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору; чаще всего их используют, чтобы обозначить границы прямой речи или цитаты; • служат средством выделения различных названий - орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т.д. 3. К эмоционально-экспрессивным знакам препинания относятся: • восклицательный знак • вопросительный знак • тире • двоеточие • многоточие • кавычки Характеристика знаков препинания, выполняющих эмоционально-экспрессивную функцию: 1) Восклицательный знак - знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Не случайно в старинной русской письменности восклицательный знак назывался удивительным. Если пишущий ставит в конце предложения восклицательный знак, то тем самым показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Восклицательный знак, стоящий в конце предложения, помогает понять эмоциональное состояние автора высказывания, указывает на то, что предложение произносится с повышением тона, а говорящий испытывает особые чувства при его произнесении - некую взволнованность. 2) Вопросительный знак - знак препинания, который обычно ставится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Вопросительный знак противопоставлен точке. Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать. А вопросительный знак требует быстрого ответа. 3) Тире можно назвать знаком «неожиданности». Оно используется в бессоюзном сложном предложении, если нужно подчеркнуть, что одно событие следует за другим внезапно, вопреки всеобщим ожиданиям. 4) Двоеточие Если двоеточие стоит после обобщающего перед рядом однородных членов предложении, то этот пунктуационный знак указывает на то, что в этом месте мы должны изменить тон и сделать интонационную паузу. 5) Многоточие Это своеобразный антоним точки. Многоточие вносит в предложение значение незаконченности, недоговоренности, прерванности мысли, вызванной волнением говорящего. Этот пунктуационный знак призван подчеркнуть прерывистость и даже затрудненность речи автора высказывания. Многоточие - знак умолчания. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Подумайте сами, что можно добавить к сказанному». 6) Кавычки Кавычками выделяются необычно употребленные автором слова, - например, слова малоупотребительные, иностилевые, употребленные в ироническом смысле, в противоположном значении, с двойным значением. 4. Знаки препинания могут выполнять и смыслоразличительную функцию. Например, двоеточие - знак препинания, предупреждающий о последующем разъяснении и пояснении. Его ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение». Этим объясняется употребление двоеточия в бессоюзном предложении перед второй частью, которая поясняет первую либо указывает на причину того, о чем говорится в ней. Тире, разделяя части бессоюзного сложного предложения, помогает передать различные смысловые оттенки в нем (следствие, условие, время, быструю смену событий, противопоставление). Многоточие обозначает пропуск в тексте. Оно употребляется в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитировании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки. Без многоточия мы не смогли бы верно оформить цитаты. Не всегда уместно чьи-либо мысли приводить в своей речи целиком. На месте пропуска слов в цитате необходимо поставить многоточие, чтобы показать, что чужие мысли не искажаются, а в них лишь выбираешь главное. Без многоточий мы вынуждены были бы либо использовать огромные, несокращённые цитаты, либо искажать их, приводя в соответствие с собственным замыслом. Ниже приведены пять примеров сочинений, иллюстрирующих функции разных знаков препинания на основе следующего исходного текста: Исходный текст:
(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (З)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели. (6) В сенях мирно спал заяц - дедов любимец - и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице. (7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце. (8) В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох... (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал. (12)Дед огорчился и пошел дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел - стало трудно дышать. (16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17)Ветер перешел в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. (19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. (23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает. (26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27)Погоди, милый, не беги так-то шибко!» (28)3аяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (ЗО)Дед подобрал зайца и понес домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя. - (ЗЗ)Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить... (35) Так и живут вместе - старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом. (По К.Г. Паустовскому) Сочинение на лингвистическую тему № 1 Зачем нужны запятые? На письме без запятых обойтись нельзя. Это самые часто употребляемые знаки препинания. Они находятся внутри предложения и выполняют разделительную и выделительную функции. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а также использоваться для выделения обособленных членов или слов, грамматически не связанных с предложением (вводных конструкций, обращений). Рассмотрим синтаксическую конструкцию № 29 {«Когда они оба выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости»). В этом сложноподчиненном предложении при помощи запятой придаточная часть отделяется от главной. Обратим внимание на синтаксическую конструкцию № 7 {«Мы пили чай ночью, д< Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|