Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обращения и знаки препинания при них





Не только знание вводных слов может быть востребовано в задании В5. Иногда выпуск­никам предлагается выписать цифры, обозначающие запятые при обращении.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или пред­мет):

Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложе­нии является слово Ваня.

Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к со­общению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин) Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички жи­вотных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетво­ряемых; географические наименования. Все нам при общении Поможет обращение! К людям, зверям или птицам Можно смело обратиться! Только, друг, не забывай, Запятые расставляй!

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский); Отпусти меня, родная, на простор широкий (Н.А. Некрасов).

Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов).

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединя­ются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!

Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А.С. Пушкин).

Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочини­тельной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим).

Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:

1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее.

2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.

Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Держи, товарищ, порох сухим.

Как недогадлива ты, няня!

Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется запятыми.

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной инто­нацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишет­ся с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь... (М.Ю. Лермонтов).

Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов)

 

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: господи помилуй, боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.д.

Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это от­ношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов)

Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно- давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин).

Обращение, как уже отмечалось выше возможно не только к лицам, но в поэтической ре­чи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворе­ния. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (НА. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).

Алгоритм выполнения задания В5 («выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении»):

1) Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (зватель­ной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.

2) Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя суще­ствительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.

3) Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными сло­вами и представлять собой сочетание нескольких слов

Уточняющие обособленные обстоятельства

Нередко задание В5 ориентирует выпускников на поиск в предложении уточняющего обособленного обстоятельства.

«Уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому», - так определяет этот лингвистический термин "Справочник по пунктуации" под редакцией Д.Э. Розенталя (Ро- зенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.: ACT, 1997, С. 79).

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации значений других членов предложения, уточняемых ими.

Под уточнением подразумевается сужение объема понятия, его ограничение. Так, в предложении «Впереди, у самой дороги, горел костер» обстоятельство места «впереди» ограни­чивается, уточняется более узким по значению одноименным членом предложения «у самой дороги».

Уточнение всегда является тем же членом предложения, что и уточняемое слово.

Уточняющее обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми слово или сло­восочетание, которое отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО? и конкретизируют место, время или образ действия, о котором го­ворится в предложении.

Пример: Она жила недалеко, в пяти минутах от метро. (Жила (где?) НЕДАЛЕКО, (а где именно?) В ПЯТИ МИНУТАХ ОТ МЕТРО).

 

Виды уточняющих обстоятельств Примеры
Уточняющие обстоятельства места Сверху, со смотровой площадки, город ка­жется нарисованным. Внизу, у реки, расположился лагерь.
Уточняющие обстоятельства времени Я впервые приехала в Париж весной, в сол­нечный и теплый день. Вчера, поздно вечером, пошел дождь.
Уточняющие обстоятельства образа дейст­вия Она одевалась уныло, по-старушечьи. Мы беседовали хорошо, по-дружески.

 

 

Алгоритм выполнения задания В5 («выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве»):

1. Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняю­щем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов

• отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?;

• конкретизируют место, время или образ того действия, о котором говорится в пред­ложении.

2. Помните о том, что уточнение - это всегда сужение объема понятия, его ограничение.

ЗАДАНИЕ В6

Формулировка задания: укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

(16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, ви­дел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.

Правильный ответ: 2.

Перед нами сложноподчиненное предложение, которое состоит из двух частей: первое простое предложение является главным (грамматическая основа в нем - «я чувствовал, видел»), второе - придаточным изъяснительным, которое присоединяется к главному при помощи союза КАК (грамматическая основа в нем - «покачивается палуба»). Следовательно, в предложении 16 две грамматические основы.

Что требуется от учеников при выполнении задания В6: помня о возможных спосо­бах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделить грамматиче­скую основу (или грамматические основы, если их несколько) в указанных предложениях.

Что должен знать ученик, выполняя задание В6: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

Подробно эта тема рассмотрена в комментарии к заданию ВЗ (смотри ранее).

 

ЗАДАНИЕ В7

Формулировка задания: в приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложно­го предложения, связанными подчинительной связью.

Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаяся времен­ность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

Правильный ответ: 1, 2. Обратите внимание: при ответе следует выписать цифры, стоящие на границе придаточного предложения. Именно так и надо поступать, так как вопрос предполагает указание и начала, и конца придаточной части.

Как видим, данное предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей: место- именно-определительное придаточное («что происходило сейчас») находится внутри главного {«все казалось временным») и присоединяется к нему при помощи союзного слова ЧТО, выра­женного относительным местоимением.

Данное задание может быть сформулировано по-другому: в приведённых ниже пред­ложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначаю­щую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, (1) видел рыбацкий костёр, (2) чув­ствовал запах дыма,(3) который доносился с берега, (4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, (5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, (6) и раскрывались безмерные дали, (7) расступались облачные небеса.

Правильный ответ: 6. Последнее предложение - сложное, состоящее из трех частей; второе простое предложение соединяется с первым при помощи сочинительного союза И, яв­ляющегося сигналом наличия сочинительной связи между двумя частями этого сложного пред­ложения.

Что должен знать ученик, выполняя задание В7:

• уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависи­мости от союзов, употребленных в них;

• иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функци­ях;

• понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;

• знать, что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение;

• осуществлять пунктуационный анализ (знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении).

Алгоритм выполнения задания В7:

1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

• если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

• если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2) Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3) Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

• если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуа­ционный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение;

• если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.; смотри таблицу), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз од­нородные члены.

Только если сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе слож­ного, тогда мы определяем данную синтаксическую конструкцию как сложносочиненное предложение.

• Если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союз­ное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.

Примечание:

 

При выполнении задания В7 укажите именно ту цифру, которая стоит на границе простых предложений, соединенных сочинительным союзом.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.