|
Обращения и знаки препинания при нихНе только знание вводных слов может быть востребовано в задании В5. Иногда выпускникам предлагается выписать цифры, обозначающие запятые при обращении. Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет): Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является слово Ваня. Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин) Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых; географические наименования. Все нам при общении Поможет обращение! К людям, зверям или птицам Можно смело обратиться! Только, друг, не забывай, Запятые расставляй! Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский); Отпусти меня, родная, на простор широкий (Н.А. Некрасов). Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов). Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например: Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда! Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А.С. Пушкин). Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочинительной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим). Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением: 1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее. 2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение. Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! Держи, товарищ, порох сухим. Как недогадлива ты, няня! Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень? Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется запятыми. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишется с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь... (М.Ю. Лермонтов). Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов)
Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: господи помилуй, боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.д. Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов) Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно- давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин). Обращение, как уже отмечалось выше возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (НА. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин). Алгоритм выполнения задания В5 («выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении»): 1) Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам. 2) Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного. 3) Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов Уточняющие обособленные обстоятельства Нередко задание В5 ориентирует выпускников на поиск в предложении уточняющего обособленного обстоятельства. «Уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому», - так определяет этот лингвистический термин "Справочник по пунктуации" под редакцией Д.Э. Розенталя (Ро- зенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.: ACT, 1997, С. 79). Уточняющие члены предложения служат для конкретизации значений других членов предложения, уточняемых ими. Под уточнением подразумевается сужение объема понятия, его ограничение. Так, в предложении «Впереди, у самой дороги, горел костер» обстоятельство места «впереди» ограничивается, уточняется более узким по значению одноименным членом предложения «у самой дороги». Уточнение всегда является тем же членом предложения, что и уточняемое слово. Уточняющее обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми слово или словосочетание, которое отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО? и конкретизируют место, время или образ действия, о котором говорится в предложении. Пример: Она жила недалеко, в пяти минутах от метро. (Жила (где?) НЕДАЛЕКО, (а где именно?) В ПЯТИ МИНУТАХ ОТ МЕТРО).
Алгоритм выполнения задания В5 («выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве»): 1. Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов • отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?; • конкретизируют место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении. 2. Помните о том, что уточнение - это всегда сужение объема понятия, его ограничение. ЗАДАНИЕ В6 Формулировка задания: укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. Правильный ответ: 2. Перед нами сложноподчиненное предложение, которое состоит из двух частей: первое простое предложение является главным (грамматическая основа в нем - «я чувствовал, видел»), второе - придаточным изъяснительным, которое присоединяется к главному при помощи союза КАК (грамматическая основа в нем - «покачивается палуба»). Следовательно, в предложении 16 две грамматические основы. Что требуется от учеников при выполнении задания В6: помня о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделить грамматическую основу (или грамматические основы, если их несколько) в указанных предложениях. Что должен знать ученик, выполняя задание В6: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке. Подробно эта тема рассмотрена в комментарии к заданию ВЗ (смотри ранее).
ЗАДАНИЕ В7 Формулировка задания: в приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаяся временность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. Правильный ответ: 1, 2. Обратите внимание: при ответе следует выписать цифры, стоящие на границе придаточного предложения. Именно так и надо поступать, так как вопрос предполагает указание и начала, и конца придаточной части. Как видим, данное предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей: место- именно-определительное придаточное («что происходило сейчас») находится внутри главного {«все казалось временным») и присоединяется к нему при помощи союзного слова ЧТО, выраженного относительным местоимением. Данное задание может быть сформулировано по-другому: в приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, (1) видел рыбацкий костёр, (2) чувствовал запах дыма,(3) который доносился с берега, (4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, (5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, (6) и раскрывались безмерные дали, (7) расступались облачные небеса. Правильный ответ: 6. Последнее предложение - сложное, состоящее из трех частей; второе простое предложение соединяется с первым при помощи сочинительного союза И, являющегося сигналом наличия сочинительной связи между двумя частями этого сложного предложения. Что должен знать ученик, выполняя задание В7: • уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребленных в них; • иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях; • понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного; • знать, что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение; • осуществлять пунктуационный анализ (знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении). Алгоритм выполнения задания В7: 1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении: • если одна грамматическая основа, то предложение будет простым; • если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным. 2) Выявите границы простых предложений в составе сложного. 3) Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: • если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение; • если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.; смотри таблицу), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены. Только если сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного, тогда мы определяем данную синтаксическую конструкцию как сложносочиненное предложение. • Если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное. Примечание:
При выполнении задания В7 укажите именно ту цифру, которая стоит на границе простых предложений, соединенных сочинительным союзом. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|