|
VIII. Население пенсионного возрастаЗадачи: использовать возможности, предоставляемые физической культурой, для сохранения активной жизненной позиции людей пенсионного возраста, деятельного участиях их в общественной жизни; содействовать сохранению физической и общей дееспособности, профилактике заболеваний, противодействовать возрастной инволюции функциональных возможностей организма путем направленного использования факторов физической культуры; реализовать физкультурно-образовательные знания, умения и навыки, накопленные в жизни людьми пенсионного возраста, для продолжения физического самовоспитания (в том числе физкультурного самоконтроля) и участия в физическом воспитании подрастающего поколения. Требования: успешно справляться с индивидуализированными тестами, характеризующими состояние отдельных физических качеств, двигательных навыков и функциональные возможности организма. Средства: освоенные ранее виды физических упражнений, преимущественно гимнастические и циклические аэробные, нормированные применительно к возрастным особенностям состояния организма; регламентированный физический труд (в условиях повседневного быта, на дачном участке и т.п.); компоненты лечебной физической культуры; общегигиенические факторы и специально направленные средства закаливания; рекреативные формы двигательной активности, факторы психорегулирую-щей (психомоторной) тренировки. Формы занятий: организованно-групповые и индивидуально-самостоятельные формы занятий физическими упражнениями, имеющие преимущественно оздоровительную и «физкультурно-кондиционную» направленность, «малые» формы занятий физическими упражнениями в режиме повседневного быта, физкультурно-рекреативные и другие формы рациональной организации двигательной активности. Объем и режим физкультурно-двигательной активности: общий объем физкультурных занятий — 7—12 часов в неделю с вариациями в зависимости от состояния здоровья индивидуального уровня физической подготовленности и особенностей общего режима жизни, в том числе — гигиеническая гимнастика (10—30 минут ежедневно), организованные в группе и индивидуальные самостоятельные занятия оздоровительно-тренирующего характера (3—4 раза в неделю по часу и более каждый раз), ежедневные пешеходные прогулки и другие формы двигательной активности (не менее 3—4 часов в неделю). ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ' Адаптивного сбалансирования динамики нагрузок принцип в физ. воспитании 101 — 105 Активность двигательная как фактор физ. воспитания 10, 28—32 Активный отдых в физ. воспитании 58—63, 485—486 Амплитуда движений 37 (см. также Траектория движений) Аналитический (избирательный) и целостный (интегральный) подходы в методах упражнения 64—67 Анаэробные возможности организма как объект направленных воздействий в физ. воспитании 232, 234, 237—240, 254—258 Аэробные возможности организма как объект направленных воздействий в физ. воспитании 232, 234, 237—240, 242—252 Базовое физ. воспитание 7—9, 20, 22 Ближайший эффект физических упражнений 44—45 Быстрота двигательных реакций — см. Быстрота как двигательное качество человека Быстрота движений — см. Быстрота как двигательное качество человека 213—217 Быстрота как двигательное качество человека 213—217 (см. также Скоростные способности) Бытовые формы занятий физ. упражнениями 347—356 (см. также Малые формы занятий физ. упражнениями) Возрастной адекватности направлений физ. воспитания принцип 109—113 Волнообразность динамики тренировочных нагрузок 103—105, 460—462 Воспитание физических качеств, двигательных и связанных с ними способностей как слагаемое (часть, сторона) физ. воспитания 8—-10, 158—298 Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» 26, 361, 365 Выносливость как физическое качество человека 230—236 — «общая» 233—234 — «специальная» (специфическая) 234—236 Гетерохронность восстановительных и приспособительных процессов, ее использование в физ. воспитании 46, 100, 461, 470 Гибкость как физическое качество человека 273—276 — активная 274—275 — пассивная 274—276 физического воспитания 83—85 Годичные циклы тренировки 108, 462 (см. также Макроциклы тренировки) Готовность к освоению двигательного действия 126—128 — физическая индивида к действию 127 ГТО — см. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» Двигательная деятельность как фактор физ. воспитания 10, 28—32 Двигательно-координационные способности как объект физ. воспитания 158—165 Двигательные навыки — см. Двигательные умения и навыки * Указатель является единым для обеих частей учебника. Термины даны в алфавитном порядке. После приведенных терминов и словосочетаний указывается страница (страницы), где даны сведения о названных явлениях, свойствах или процессах. Наиболее часто встречающееся в тексте прилагательное «физическое» приводится в ссылках в сокращении (физ. воспитание, физ. упражнение и т.д.). Прочерк в строке (—) означает повторение первого слова вышерасположенного термина, а двойной прочерк (— —) — повторение двух или более слов. Двигательные способности 15—16 (см. также Двигательно-координацион-ные, силовые, скоростные способности, выносливость) — умения и навыки как результат обучения двигательным действиям 114— 123 — — отличительные черты 117—120 — — фазы (стадии) формирования 114—118, 128—129 Дополнительные факторы в физ. воспитании 81—85 Единая всесоюзная спортивная классификация 26, 361, 365 Единства общей и специальной подготовки спортсмена принцип 456—457 «Жесткий» интервал отдыха — см. Отдых как компонент процесса физ. воспитания Задачи, решаемые в физ. воспитании 14—21 (см. также Цель, реализуемая в физ. воспитании) — — аспекты конкр -чзации 21—24 — — образовательные 18—20 — — общие, по формированию личности 20—21 — — специфические 14—20 Заключительная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями 326—327, 341—343 Закономерности и принципы в физ. воспитании 96—113 Закономерности спортивной тренировки 455—464 Завершающий этап в обучении двигательному действию (этап результирующей отработки двигательного действия) 146—156 Запаздывающая трансформация кумулятивного эффекта тренировочных нагрузок 420, 468, 473, 481 «Зарядка» как форма занятий в физ. воспитании 347—350 Игровой метод в физ. воспитании 74— 76 Идейные основы принципов, регламентирующих деятельность по физ. воспитанию 85—86 Идеомоторные явления, их использование в физ. воспитании 79—80 Избирательного воздействия методы в физ. воспитании 64—66 (см. также Методы строго регламентированного упражнения) Изометрические (силовые) упражнения 203—204 Индивидуализации принцип, индивиду- альный подход в физ. воспитании 95—96, 456 Индивидуальные занятия в физ. воспитании 348—356 Инструктирование, команды и др. методы речевого управления в физ. воспитании 78—79 (см. также Методы использования слова в физ.' воспитании) Интенсивность нагрузки при выполнении физ. упражнений 51—56 «Интервальная тренировка» 69—70 (см. также Методы строго регламентированного упражнения — интервальное упражнение) Исходное положение в физ. упражнениях 36 (см. также Характеристики движений) Качественные характеристики движений 42—43 Классификация видов спорта 428, 447 — основных средств спортивной тренировки 446—449 — физических упражнений 48—50 — форм построения занятий в физ. воспитании 322—324 Комбинированные методы упражнения 70—71 (см. также Методы строго регламентированного упражнения) Контроль в физ. воспитании 396—423 — — комплексный педагогический 397—410 — — оперативно-текущий и этапный 411—423 — — самоконтроль 403—410 «Контролируемые» скорости при выполнении двигательных действий 144, 209 Координационные способности — см. Двигательно-координационные способности, ловкость «Круговая тренировка» 71—73, 249 Кумулятивный эффект системы занятий физ. упражнениями 47—48 Лидирование как методический прием — см. Методы лидирования в физ'. воспитании Ловкость как комплекс двигательных способностей — см. Двигательно-координационные способности Макроциклы (большие циклы) в физическом воспитании 108—109 — в спортивной тренировке 474—492 459—460 Малые формы построения занятий в физ. воспитании 348—353 Мезоциклы (средние циклы) в физическом воспитании 107—108 — в спортивной тренировке 469—474 Метод длительного равномерного упражнения («равномерной тренировки») 69 — прогрессирующего упражнения 70 — редуцирующего, упражнения 71 Методика воспитания быстроты (скоростных способностей) 219—228
— — как способности к сложной двигательной реакции 219—223 — — как способности к скоростным движениям 223—228 — воспитания выносливости 242—262 - общей 242—252 — — специфической 252—260 — воздействий, оптимизирующих гибкость тела 268—273 Методика воспитания двигательно-ко-ординационных способностей 165— 180 общие основы 165—170 — воспитания осанки 268—273 — воспитания силовых способностей 196—206 — воспитания скоростно-силовых способностей 206—211 — воспитания способности поддерживать устойчивость позы (равновесие) 170—173 — воспитания «чувства пространства» 177—180 — обучения двигательным действиям 130—157 — — на этапе начального разучивания 132—139 — — на этапе углубленного разучивания 140—142 — — на этапе результирующей отработки действия 147—148 Методика преодоления нерациональной мышечной напряженности 173—177 — упражнений, стимулирующих уве — упражнений, способствующих Методические принципы физического воспитания — см. Принципы, регламентирующие деятельность по физ. воспитанию Методы интервального упражнения 69—70 — использования слова в процессе физ. воспитания 78—79 — лидирования и текущего сенсорного программирования при выполне- нии физ. упражнений 81—83, 227 Методы направленного «прочувствования» движений 81—82 — натуральной и опосредованной демонстрации в физ. воспитании 80 (см. также Методы обеспечения наглядности) — обеспечения наглядности в физ. воспитании 80—81 — ориентирования при выполнении физ. упражнений 81 — переменного (вариативного) упражнения 67—69 — — в режиме непрерывной нагрузки 69—70 — — в режиме интервальной нагрузки 69—70 — расчленекно-конструктивного (ана-литико-конструктивного) упражнения 66—67 — спортивной тренировки 448—449 — «срочной информации» при выполнении физ. упражнений 82—83 — стандартно-повторного упражнения 67—68 — — в режиме непрерывной нагрузки 69—70 — — в режиме интервальной нагрузки 69—70 Методы строго регламентированного упражнения 63—73 — — классификация 64—65 — — отличительные особенности 63—-64
— физического воспитания 63—77 (см. также Методы строго рекламентиро-ванного упражнения, игровой и соревновательный методы) — целостно-конструктивного упражнения 64 Микроциклы (малые циклы) в физическом воспитании 105—106 — в спортивной тренировке 465—469 построения занятий физ. упражнениями 60—61 Моделирование как метод (методический подход) в физ. воспитании, спортивной тренировке 132—133, 138, 252, 258, 329, 367, 446, 449, 472, 490, 506 Мышечная напряженность (координационная, тоническая), ее преодоление в процессе физ. воспитания 161, 173—176 Нагрузка при выполнении физ. упражнений 50—58 (см. также Тренировочная нагрузка) — — внешние параметры и «внутренняя» сторона 51 — — объем и интенсивность 51—58 — — принципы применения 96—109 — — методика регулирования в процессе занятий 329—343 Направленное «прочувствование» движений — см. Методы направленного «прочувствования» движений Напряженный интервал (отдыха) в процессе построения занятий физ. упражнениями 60 Начальная спортивная специализация как этап в системе многолетних занятий спортом 488—489 Начальное разучивание двигательного действия как этап обучения 130—139 Непрерывность как принцип построения физ. воспитания 96—98 — — особенности реализации в спор Неурочные формы занятий в физ. воспитании 347—358 Нравственное воспитание в процессе физ. воспитания 303—309 Обучение двигательным действиям как слагаемое (часть, сторона) процесса физ. воспитания 8, 114—158 Общая выносливость — см. Выносливость как физическое качество человека — физическая подготовка 12—14, 492—509 — — как часть содержания спортивной тренировки 452—453 Общеподготовительное направление в системе физ. воспитания 22 Общеподготовительные упражнения 49, 448 Общие принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 85—86 Образование физическое как сторона физ. воспитания — см. Физическое образование Объем нагрузки при выполнении физ. упражнений 51—56 Оздоровительная направленность как принцип и целевая установка в физ. воспитании 14, 17 Оздоровительно-рекреативные формы занятий физ. упражнениями 355— 356 Оздоравливающие факторы природной среды как средства физ. воспитания 83—84 Основные профилированные направления в системе физ. воспитания 22, 123—124, 442—509 Ординарный интервал отдыха в систе- ме построения занятий физ. упражнениями 58—59, 62 Осанка как объект оптимизации в физ. воспитании 262—268 Основная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями 325, 335—341 Основные задача, реализуемые в физ. воспитании 14—21 — — общевоспитательные 20—21 — — специфические 14—20 Отдых как компонент процесса физ. воспитания 58—63 — активный и пассивный 58 — принципы регулирования 98—105 — типы интервалов 59—63 Относительные и абсолютные показатели силовых способностей — см. Силовые способности Ошибки при обучении двигательным действиям 136—139, 144, 154—156 «Перенос» двигательных навыков и общего тренировочного эффекта как феномен взаимодействий, используемых в процессе физ. воспитания 106—107, 120, 220, 226, 233, 246, 253, 452, 502 — — при обучении двигательным действиям 120—122 — — при воспитании физических способностей 106, 220, 226, 233, 246, 253 Переходный период тренировки — см. Периоды большого тренировочного цикла Периодизация спортивной тренировки 474—486 Периоды большого тренировочного цикла в спорте (типа годичного и полугодичного) 474—486 — — подготовительный 477—482 — — соревновательный 482—485 — — переходный 485—486 — — перспективное (крупноцикловое) ------ этапное 379—390 — — оперативно-текущее 390—396 «Плотность» в занятиях физ. упражнениями 339—341, 345—347 — моторная 339—341 — общая 339, 346—347 Повторяемость и вариативность в процессе физ. воспитания 67, 105—109 «Подводящие» упражнения 67, 123, 131 Подготовительная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями 324, 330—335 Подготовительный период спортивной тренировки (период фундаментальной подготовки) — см. Периоды большого тренировочного цикла в спорте Подготовка спортсмена (общее понятие) 442—443 Поза при выполнении физ. упражнений 36 Полугодичные циклы тренировки 476 (см. также Макроциклы тренировки) Последовательность занятий в физ. воспитании 21—24, 91—95, 113, 121 — 123 Постепенного наращивания развиваю-ще-тренирующих воздействий принцип в физ. воспитании 101 Правила технического выполнения двигательных действий 35—43 (см. также Техника физ. упражнений) Предварительная спортивная подготовка, этап 487—488 Предельный тренировочный вес отягощения 201 Предмет обучения в физ. воспитании 114, 123—126 Предпосылки обучения движениям 126—128 Предупреждение и устранение ошибок при обучении двигательным действиям 136, 144, 154—158 «Прикладные» двигательные навыки 20, 309, 502 Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 85—113 — — общесоциальные (воспитательной стратегии общества) 85—86 — — общепедагогические (в т. ч. общеметодические) 86 — — особенности преломления в физ. воспитании 86—96 — специальные (отражающие специфические закономерности построения физ. воспитания) 96—113 Программы по физическому воспитанию 361, 367, 370—372 — унифицированные общие 361, 367, 370 — профилированные по направлениям — профилированные по направлениям — индивидуализированные 371 Профессионально-прикладная физическая подготовка 492—509 «Разминка» — см. Подготовительная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями Регулирование нагрузки в npouetce физ. воспитания 96—113, 329—343 Регулярность занятий в физ. воспитании 96—98 Ритм движений 40—42 Самовоспитание в процессе физ. воспитания 318-321 Самодеятельные групповые занятия физ. упражнениями 353—356 «Сдвоенный» цикл тренировки 486 (см. также Макроциклы тренировки) «Сенситивные» периоды в индивидуальном физ. развитии, их использование в физ. воспитании 23, 110— 111, 448 Сенсорное текущее программирование в методах физ. воспитания 81—83 Сила как физическое качество человека — см. Силовые способности Силовые способности как объект — физ. воспитания 181 — — факторы и показатели 182—184 — — собственно силовые 184 — — скоростно-силовые 184—185 — — силовая выносливость 185 — упражнения 190—196 — — изометрические 196, 203—205 — — статико-динамические 204—205 — — локальные, региональные, тотальные 196, 205—206 Системного чередования нагрузок и отдыха принцип в физ. воспитании 98—100 «Скоростной барьер» при выполнении физ. упражнений, пути его преодоления 225—228 Скоростные способности как объект физ. воспитания 213—219 — — факторы, показатели, разновид Скорость движений (в двигательных действиях) 39 — «критическая» 247 — контролируемая 131, 144, 223 Следовой эффект занятий физ. упражнениями 44—48 — — ближний 45 — — долговременно-кумулятивный Сопряженного воздействия метод (подход) при целостном выполнении физ. упражнений 67, 153 Соревновательная деятельность (собственно-соревновательная) как определяющее начало спорта 426 Соревновательный метод в физ. воспитании 66, 76, П — период тренировки (период основ
Соревновательные упражнения в спорте 446—447 — — их тренировочные формы (в т. ч. Специализированные направления в системе физ. воспитания 22 (см. также Профессионально-прикладная физ. подготовка и Спортивная тренировка) Специальная (специфическая) выносливость — см. Выносливость как физическое качество человека — психическая подготовка спортсмена Специальная физическая подготовка 12, 22, 453 — как часть содержания спортивной Специально-подготовительные упражнения 446—448 Спорт, общее понятие 425—427 — высших достижений и общий, массовый 439—442 — профессиональный и любительский 441—442 Спортивная специализация 456, 488 — тренировка 442—492 — — содержание 450—455 — — закономерности 455—461 — — построение 464—492 — — как многолетний процесс 487— 492 (см. также Этапы многолетних занятий спортом) Спортивная форма (как состояние готовности спортсмена) 474—476 — этика 305, 435 Спортивно-техническая подготовка 453 Способность поддерживать статическое и динамическое равновесие тела как объект совершенствования в физ. воспитании 162, 170 Средства физического воспитания 28— 50, 77—85 Срочная информация в методах физ. воспитания — см. Методы «срочной информации» Структура движений как основа техники физ. упражнений 35 — — динамическая 40 — — кинематическая 39 — — ритмическая 40—42 Структура отдельного занятия в физ. воспитании 324—327 (см. также Структура урока в физ. воспитании) — процесса обучения двигательным действиям 128—129 — тренировочного процесса 464—492 — — макроструктура 474—492 — — мезоструктура 469—474 — — микроструктура 465—469 — урока в физ. воспитании 329—343 Тактическая подготовка спортсмена 453—455 Темп движений 38 Техника физических упражнений 33 — — ее основа, определяющие звенья Траектория движений как одна из пространственных характеристик техники физ. упражнений 35—38 — — ее форма, направление и ампли Тренированность как следствие тренировки 47—48, 443 Тренировка спортивная — см. Спортивная тренировка Тренировочная нагрузка 457—462 (см. также Нагрузка при выполнении физ. упражнений) Трудовое воспитание в процессе физ. воспитания 309—311 Углубленное (детализированное) разучивание двигательного действия как этап обучения ему 139—146 Умственное воспитание в процессе физ. воспитания 311 — 313 Упражнения «в равновесии» 171 — «в расслаблении» 174 — «в растягивании» 279—283 Урок, формы занятий урочного типа в физ. воспитании 327—343 — — общие основы 327 — — в спортивной тренировке 465 Физическая культура в ее отношении к физическому воспитанию 7, 11 — подготовка как частичный синоним ------ общая 22, 452 — — специальная 22, 452—453 — — как часть содержания спортивной тренировки 452 — — профессионально-прикладная — подготовленность 12, 25, 48, 127 (см. также Физические способности) — способности 15—16 (см. также Дви Физическое воспитание, сущность 7— 11 — — основные стороны 8 — — целенаправленность 7—28 — — средства и методы (общая характеристика) 28—77 — — регламентирующие принципы, 85—113 — — формы построения 322—358 — — изменения в возрастном аспекте 109—113 Физическое образование как одна из сторон физ. воспитания 18—20 (см. также Обучение двигательным действиям) — развитие как объект управления в физ. воспитании 8—11 — совершенство как интегративный целевой результат физ. воспитания 11 — 12 Физические упражнения как средства физ. воспитания 28—32 — — содержание и форма 30—33 — — классификация 48—50, 190—196 — — общие правила техничного выполнения 35—44 «Физкультминута» 351 «Физкультпауза» 351—352 Физкультурно-кондиционная тренировка 9, 113, 354 Формы постепенного повышения нагрузок в физ. воспитании 103—105 — — волнообразная 103—105 — — ступенчато-восходящая 103— 105 — построения занятий в физ. воспитании 322—358 (см. также Урочные и неурочные формы занятий в физ. воспитании) Фронтальный метод организации в уроке физ. упражнений 335 Характеристики движений (в двигательных действиях) 35—44 (см. также Техника физических упражнений) — — временные 38—39 — — динамические 39—40 — — качественные, обобщенные 42— 43
— — кинематические 35—40 — — пространственно-временные 39 — — пространственные 35—38 — — ритмические 40—42 Хронометраж занятий физ. упражнениями 343—347 Целостный (интегральный) подход в методах упражнения 64—67 Цель, реализуемая в физическом воспитании 11 —14 (см. также Задачи, решаемые в физ. воспитании) Цикличность как принцип построения системы занятий в физ. воспитании 105—109 — спортивно-тренировочного процесса «Чувствительные периоды» физ. разви-вития индивида — см. Сенситивные периоды «Чувство пространства» как объект совершенствования в физ. воспитании 160, 177 Эстетическое воспитание в процессе физ. воспитания 313—315 Этапы многолетних занятий спортом 487—492 Этапы обучения двигательным действиям 128 — тренировочного макроцикла 474— Эффект физических упражнений (нагрузок, занятий) 44—48 — — ближайший 44—45 — — следовой 44, 46—48 — — хроно-кумулятивный 47—48 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие......................................................................................................................... 3 Часть первая Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|